Как научить ребенка от года есть самостоятельно: советы, инструкции, ошибки родителей. Учим ребенка самостоятельно кушать и пить – основные приемы

  • 16.09.2019

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам.

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама даёт прикорм.

Во время еды кроха старается схватить ложку, рассмотреть её, облизать и уже пробует копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.

Конечно же, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разливанием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться орудовать ложкой, охотно с ней балуются (конечно, если мама позволяет).

При этом забрать игрушку у маленького хулигана становится настоящей проблемой - ведь расставаться с ней малышу совершенно не хочется. В этот момент маме нужно вмешаться в ситуацию и попытаться направить её в мирное русло-то есть научить своё чадо пользоваться столовым прибором по назначению.

Когда начинать приучать малыша есть ложкой?

Начиная с 10-11-ти месячного возраста ребёнок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления вложите ему в ручку ложечку. Для первой пробы обязательно приготовьте любимое блюдо малыша - пусть у него не будет желания его разбрасывать попусту.

Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот - уборки и стирки. Кроха будет залезать ложкой в тарелку, пытаться зачерпывать еду, в результате чего вы будете потом собирать её с одежды, стола, пола.

Здесь важно терпение. А вы успокаивайте себя тем, что от таких самостоятельных действий у маленького повышается аппетит и настроение. С каждым разом процесс будет проходить всё чище и чище, а крошечная ручка будет держать ложку всё увереннее.

С какой ложки начинать?

Лучше всего первой дать малышу специальную ложечку из силикона - они совершенно безопасны и удобно ложатся в детскую ручку. Как вариант, можно попробовать десертную ложку - ведь она больше похожа на ту, которой едят родители. Заодно купите и детскую мисочку с высокими краями и на присосках. А лучше пусть их будет несколько - с разными картинками на дне, чтобы крохе было интереснее поскорее добраться до донышка.

Поначалу научитесь кушать пюре и кашки, только потом переходите к жидким блюдам. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложкой - ничего страшного, это придёт к нему чуть позже.

В первое время кроха будет держать ложечку так, как ему удобно - возможно в кулачке. Если в это время начать его одёргивать и учить держать её правильно, скорее всего, вы добьётесь только того, что ваше сокровище вообще не захочет есть самостоятельно.

Кушаем за общим столом

Лучше поступить по-другому - чаще усаживать малыша за общий стол. Он будет видеть, как едите вы и пытаться копировать ваше поведение.

Кушать за одним столом со всей семьёй для ребёнка будет настоящим наслаждением - это и общение, и новые впечатления, и приобретение опыта - в частности, поведения за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малоежек. Не забывайте подавать малышу положительный пример - не разговаривать за столом, не вертеться и т. д.

Если ребёнку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать еду ручками, попробуйте метод от противного - иногда это срабатывает. Все за столом едят ложками, а крохе ложку не давайте. То же и с пищей - все кушают и нахваливают, а малыш пусть посидит немножко с пустой тарелочкой. Сам потянется и попросит!

Правила этикета

Если ребёнок до двух лет так и не научился как следует держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя тем, что он уже большой и должен делать всё правильно. Ложка берётся тремя пальцами - большим, средним и указательным, немного ниже её широкой части. Когда малыш это усвоит, научите его правильно черпать пищу, подносить ко рту боковой стороной, а не сужающейся частью.

Объясните ребёнку, что кушать нужно неторопливо, не открывать широко рот и не издавать при этом никаких звуков. После трёх лет можно приобрести детскую вилку, поскольку с такого возраста малыш уже чётко понимает, какие предметы травмоопасны. Начинайте с мягких продуктов - кусочков банана, котлетки, а со временем учитесь накалывать более твёрдые продукты.

Стоит ли заставлять малыша есть ложкой?

Прежде чем настаивать, чтобы ваш ребёнок непременно ел ложкой, разберитесь в себе - почему вам так необходимо, чтобы это случилось раньше, ведь строгого ограничения по времени не существует.

Вспомните, приходилось ли вам видеть когда-либо подростка лет 13-ти или взрослого, который бы не умел пользоваться ложкой? Если не спешить и не работать «на опережение», этот процесс пройдёт незаметно и сам собой. А вам только останется удивиться постфактум: «А разве этому нужно было учить? Он и сам научился…»

Нравится

Прежде чем задаваться вопросом, как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно, есть смысл рассмотреть различия между тем, что такое ложка для вас и чем она является для вашего малыша.

Ложка + сноровка: трудно ли малышу освоить новый инструмент

Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно отучить его ее грызть

Для вас – это привычный столовый прибор, которым вы пользуетесь ежедневно. Для малыша – новое «орудие» для действия, к которому он ещё не успел приспособиться. То, что является для вас обыденным и простым действием, от крохи требует немалого напряжения.

Конечно, вы подпаивали своего грудничка водичкой с чайной ложечки, и когда только начинали прикорм, вам пришлось учить его есть с ложечки, но тут совсем другое дело, тут придётся учиться самому!

Ложка «устроена» таким образом: ею надо зачерпнуть еду, поднять вертикально без наклонов и переворачиваний, а только потом отправить в рот по горизонтальной линии.

Но малыш привык пользоваться «невооружённой» рукой – сразу в рот, по прямой. Значит, ребёнок должен перестроить привычное ему движение руки, а для этого понадобится определённое время. Должна выработаться та самая сноровка, без которой ложка мимо рта и попадает. Сноровка сразу и ниоткуда появиться не может, так же, как привычка есть самостоятельно.

Сначала маленький человек будет воспринимать ложку как продолжение собственной руки: он станет захватывать её как можно ближе к «чашечке» -углублению (порой и саму «чашечку») и, зачерпнув чуть пищи, попытается доставить её в рот по косой, словно ложки у него в руке нет вовсе.

Это происходит ещё и оттого, что внимание малыша сконцентрировано на самой еде, а не на «орудии», доставляющем эту пищу. Естественно, большая часть того, что манюня должен съесть, при таком подходе остаётся на столе, на полу, где угодно, но только не в намеченном конечном пункте – во рту.

Не расстраивайтесь, а уж тем более не ругайте ребёнка! Постепенно, через короткое время, кроха уловит связь между тем, ЧЕМ он действует, и тем, НА ЧТО это действие направлено: ложка – пища – рот. Успех не придёт мгновенно, он будет проявляться от случая к случаю, пока рука юных джентльмена или леди не приспособится к свойствам нового «орудия» — ложки — в достаточной степени и не научится правильно её держать.

Будьте готовы к тому, что действия эти ещё долгое время будут оставаться несовершенными и отрабатываться в дальнейшем «по ходу пьесы». И, конечно, помощь ваша в этом увлекательном освоении нового предмета будет неоценима, т. к. каждое новое умение — существенный шаг, влияние на интеллектуальный уровень развития вашего чада. И в освоении этого шага – перехода от младенческого прикорма к полноценной самостоятельной еде — у вас, помимо желания «научить», должны быть ещё и помощники.

В процессе обучения маме придется много стирать — ребенок будет пачкать едой все вокруг

Время

  • Время-возраст. Возраст малыша подскажет, когда можно начинать переход от прикорма к самостоятельному питанию. Если вашему малышу уже исполнился год, то время приучения его к ложке пришло – пора давать «ложечную» инициативу в молодые руки! Исключения по возрасту могут составить те случаи, когда манюню нужно срочно подготовить к яселькам. Тогда начало обучения придётся на возраст 8-9 м-цев, и то, если малышок уже уверенно сидит сам, без какой-либо поддержки. Родителям не стоит особо переживать: то, чему малыш не доучился дома, он легко освоит в группе сверстников. Конечно, в этом возрасте откусывать и пережёвывать еду малыши ещё не способны (они только учатся этому при помощи кусочка хлеба и печенья), но продолжать кормить его через соску попросту вредно: задержка на этом этапе приведёт к отказу от любой пищи, которая не течёт в рот, т. к. частицы твёрдой пищи будут вызывать рвотные спазмы. «Правильный» малыш, получая пюре-кашеобразную пищу с ложечки, инстинктивно сделает пару-тройку жевательных движений перед её проглатыванием.
  • Время-режим. Соблюдение общего режима дня, в частности, режима питания помогает выработать условный рефлекс у желудка: желудочный сок вырабатывается в определённое время, значит, в это время ребёнок чувствует голод и готов «пойти на уступки» в виде того, чтобы попытаться сделать несколько зачерпываний ложкой самостоятельно.
  • Время-ритуал. Повторяющийся изо дня в день в одно и то же время ритуал подготовки к обеду поможет крохе осознать важность предстоящего действия. Когда наступает час кормления, крохе обязательно надо сообщить: «Сейчас будем кушать!», вымыть руки, посадить за стол, повязать салфетку, поставить перед ним его посуду и вручить в одну руку ломтик хлеба, а в другую – его ложку.

Терпение

Придётся многое терпеть. Потерпеть лужи и кляксы от еды вокруг будущего эстета. Придётся потерпеть и капризы, если малыш отказывается есть новую пищу или выплёвывает с любовью приготовленный суп-пюре. Призовите своё терпение тогда, когда ваше чадо пытается есть из тарелки прямо руками. Просто вытрите ему руки и вновь вручите ложку.

Вам очень понадобится ваше терпение, когда по вашим «прикидкам» или по мнению бабушек, соседей и пр. любимое щекастое солнце не доедает, не допивает. Только в этом случае терпение надо распространить на себя: не впихивайте в малыша больше, чем он хочет съесть!

Его организм пока ещё сам диктует «правила игры» с едой – дети этого возраста не знают понятий анорексии и уморить себя голодом не способны!

Зато вы вполне способны своими действиями развить у ребёнка чёткое неприязненное отношение к процессу еды или же вырастить многокилограммового обжорку. Ни то, ни другое не пойдёт малышу на пользу, сдерживайте себя, не надо кормить его насильно!

Настойчивость

Мама учит ребенка правильно укладывать пищу на ложку

Это разумное действие идёт рука об руку с вашим терпением.

Проявите это разумное действие, даже если малыш требует «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» в виде привычной бутылочки: сначала едим из ложки, а потом доедаем из бутылки! Дождитесь того момента, когда «домашний деспот» перестал истерить и морально готов приучаться к новому стилю питания, и предложите ему начать трапезу с ложкою в руках.

Настойчиво показывайте ребёнку поэтапный «путь следования» ложки: зачерпываем, поднимаем, несём ко рту.

И учимся держать ложку правильно! Не «душим» её у углубления, а перехватываем за черенок. Лучше всего усваивается этот приём, если кулачок малыша находится в вашей ладони и именно вы делаете те необходимые поступательные движения своей рукой, помогая пище из тарелки попасть в рот «галчонку».

Чтобы чадо-чудо не забывало о полученных вчера навыках, вы сегодня терпеливо и настойчиво будете «рекомендовать» малышу вновь справиться с непослушной ложкой, так же, как будете это делать завтра и послезавтра, столько, сколько ему нужно для усвоения навыка.

Исключениями в процессе обучения могут стать лишь дни, когда бедолажка заболел и отказывается есть самостоятельно (например, режутся зубки) или попросту очень устал. В этом случае мама имеет полное моральное право покормить малыша сама, но всё равно, — с ложечки!

Есть ещё правильный вариант, часто используемый родителями, это принцип «две в одной», когда в тарелке у ребёнка две ложки: одной он с удовольствием «орудует» сам, а вторая «на подхвате» у мамы или папы.

Если чудный ребёнок устал «орудовать», то родительская ложка «поможет» ему доесть остаток пищи до самого дна со спокойной настойчивостью.

Хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой – это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить своему малышу.

Когда начинать уроки «управления» ложкой?

Простой ответ – как только ты заметишь, что твой малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Ребенок берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит – есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки – положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой : указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

Однако не все мамы согласны дожидаться осознанного интереса своего чада к тому, чтобы орудовать ложкой. Хочется побыстрее научить ребенка. Для них есть советы о том, как приучить к ложке поэтапно.

Как учить есть ложкой? Этапы обучения

Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый малыш развивается в своем темпе.

6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами . Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки , если ребенок ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.

7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке , что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик – ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет. Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования , но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет . Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Инструкция для родителей: 7 правил

1 Не накладывать полную тарелку . Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.

2 Начинать с любимой еды. Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.

3 Докармливать . Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.

4 Усаживать за стол голодным . Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.

5 Соблюдать режим и ритуалы . Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.

6 Выбирать удобные приборы. Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.

7 Хвалить . Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».

Психологические приемы

Игра . Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.

Мнение авторитетного взрослого . Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.

Подражание сверстникам . Можно пригласить на обед друзей и, если среди них есть те, кто ловко орудует столовыми приборами, то сказать об этом своему ребенку: «Смотри, как здорово Валя ест тортик ложкой». Добрый пример заразителен. Старайся избегать – не говори ничего похожего на: «А ты до сих пор не научилась».

Последовательность . Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на , а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.

Умение правильно пользоваться ложкой и пить из чашки — очень важные и полезные навыки на пути к самостоятельности и самообслуживанию. Рано или поздно ребенок обязательно этому научится, но прививать интерес к самостоятельному приему пищи и учить ребенка нужно своевременно, ненавязчиво и постепенно. Раз уж Вы читаете статью, значит Вам интересно как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Не согласна с теми, кто говорит, что надо научить ребенка кушать самостоятельно как можно раньше, потом будет поздно и гораздо сложнее. Что значит поздно? Не видела ни одного здорового взрослого человека, которого мама до сих пор кормит из ложечки (то же самое касается и приучения к горшку). Это навязанные обществом стереотипы, которым стараются следовать большинство родителей. Да, ребенка к садику желательно научить пользоваться ложкой, чашкой и еще некоторым навыкам самообслуживания, но только если он не против обучаться. А если такого желания нет, то всему научится в садике, ровесники — вот самый лучший пример для подражания.

Ребенок — это личность, он развивается согласно индивидуальному графику. Не ест он ложкой в 1,5 — 2 года, значит еще не созрел. Возможно, Вы сами некогда перебили ему желание или же не даете ему научиться, не желая жертвовать чистотой на кухне. Всему есть место быть.


Во время введения прикорма (« «) даже не надейтесь на то, что малыш начнет выхватывать ложку и с аппетитом наворачивать безвкусные овощные пюре. В этом возрасте у детей еще совсем несовершенна координация и четкость движений, хотя махнуть ладошкой по ложке с пюре порой точно получается.

С 6-7 месяцев ребенок в состоянии захватить кусочек яблока, банана, печенье и направить его в рот. Чтобы вдруг малыш не подавился кусочком, советую приобрести ниблер — аксессуар для кормления, который состоит из сеточки (тканевой или силиконовой) и ручки, удобной для захвата маленькими пальчиками.

Когда ребенок будет уверенно сидеть, интерес к пище возрастет. Он будет пытаться хватать еду руками и совать ее в рот, не откажется помахать или постучать предложенной Вами ложкой, все это нормально и идет своим чередом. Не нужно малыша ругать за разбрызганную по стенам кашу, он еще не совсем понимает зачем ему дали ложку.

Если на этом этапе перебить желание кушать самостоятельно (ругать ребенка, забирать ложку, кормить только самой), то оно вернется нескоро. Но не расстраивайтесь, оно вернется обязательно как минимум к расцвету периода «я сам».

Процесс обучения малыша самостоятельному приему пищи нагляднее разбить по пунктам:

  1. Обязательно давать ребенку ложку во время употребления пищи (в возрасте не ранее 6 месяцев).
  2. Первые попытки зачерпнуть пищу ложкой поощряйте, а не наказывайте. Консистенция еды должна быть густой (молочные каши, нежидкое пюре, творог, мясные пюре).
  3. Сразу акцентируйте внимание на правильном приеме пищи: только на кухне, только в стульчике для кормления или за столом, без мультиков, игрушек и прочих развлечений. Идеальный вариант — кормление ребенка во время обеда / ужина всей семьи. Ребенок как губка впитывает все, что делают родители, и пытается повторить, поэтому процесс осваивания ложки во время семейных трапез будет гораздо успешнее.
  4. Никогда не торопите ребенка! Не хочет есть сам — не заставляйте; ест медленно — не торопите, он сам со временем научится есть быстрее.
  5. Попробуйте заинтересовать ребенка блюдом, украшенным в виде мультяшки. Вряд ли оно оставит его равнодушным.
  6. Обучайте, играя. Использование лопатки в песочнице аналогично использованию ложки на кухне. Пересыпая песок из лопатки в ямку или ведерко, ребенок развивает координацию.

Ребенок не хочет кушать ложкой — не вешай нос!


Каждой маме хочется похвастаться достижениями ребенка, но не всегда надежды оправдываются, даже если прочитана огромная куча литературы на тему как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Посмотрите внимательно на своего малыша со стороны: да, он не умеет есть ложкой самостоятельно в 1,5 — 2 или даже в 3 года, при этом ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастом А ложка… Ох уж эта ложка… Да научится! Посмотрите перечень умелок ребенка в 1 год (« «) и в 2 года (« «). Малыш освоил больше половины навыков? Если да, не стоит переживать и искать пищу для размышлений. Это весь список навыков, но не обязательно все по списку ребенок должен уметь делать. В конце концов, ему что-то может быть совсем не интересно.

Скорее всего Вы сами отбили ребенку желание учиться есть самостоятельно, но кусать локти не стоит, нужно исправлять ситуацию. Как? Всегда давайте ребенку ложку, ешьте при нем, можно привлечь в семейный обед плюшевого мишку, который с помощью маминой руки будет сам кушать или восхищаться умением ребенка орудовать ложкой.

Моему сыну сейчас 2 года и 5 месяцев, мы еще на пути к самостоятельному принятию пищи, но меня это нисколько не смущает. Да, я не буду лукавить, мне было гораздо проще накормить ребенка самой, а не отмывать потом всю кухню. И что-то это затянулось. Теперь ребенок уже наглеет и частенько протягивает мне ложку со словами «Мама, коми» (Мама, корми). Но он умеет пользоваться ложкой, он может сам поесть, хоть и немного, но исключительно густую пищу. Жидкую пищу кушать получается, однако не столь аккуратно, но это вопрос времени.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым. Поэтому вполне закономерно, что в течение первых лет жизни малыша они особое внимание уделяют правильной организации его питания. Многие родители пользуются специальными таблицами, подсчитывают калории, советуются с педиатрами по поводу возрастного меню. В первые месяцы своей жизни малыш покорно открывает ротик и ест абсолютно все, что ему предлагает мама. Но проходит время и у него появляются собственные вкусовые пристрастия и любимые блюда. Малыш пытается процесс питания «взять в свои руки». Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка есть самостоятельно, как избежать капризов за столом, и что делать, если малыш отказывается от пищи.

С какого возраста ребенок должен есть самостоятельно?

Некоторые (особо нетерпеливые) родители предпринимают первые попытки научить малыша кушать самостоятельно, едва ему исполнится полгода. Все их старания, как правило, оканчиваются полным разочарованием и генеральной уборкой стен и пола в кухне. Что вполне закономерно. К этому возрасту у детей еще не развита координация движений и, как бы не старался ребенок, этот навык ему освоить не удается.

Когда начать обучать ребенка кушать самостоятельно?

По мнению специалистов, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается один год – плюс/ минус два месяца. Не стоит пытаться заставлять ребенка и насильно «впихивать» ложку в его руку. Но и оттягивать слишком процесс обучения не целесообразно. Как показывает практика, чем старше становится малыш, тем труднее его заинтересовать. После двух лет маленькие непоседы могут уже сознательно отказываться есть самостоятельно. Им куда более приятно просто снисходительно открывать рот. Итак, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается 10-14 месяцев.

  • В восемь-десять месяцев можно заменить бутылочку — кружкой-непроливайкой. В этом возрасте крохе можно вкладывать в руку печенье или мягкие кусочки фруктов, чтобы он пытался их самостоятельно отправлять в рот.
  • В один год малыши должны освоить навык пользования чашкой и ложкой.
  • В два года ребенок должен уверенно пользоваться ложкой и активно осваивать навык пользования вилкой. В этом возрасте уже можно начинать знакомить малыша с правилами этикета.

Как научить ребенка есть самому: конкретные приемы для родителей

Сразу хочется предупредить всех родителей, что процесс обучения навыку самостоятельной еды довольно длительный и кропотливый. Всем домочадцам придется набраться терпения. Пролитый суп, размазанная по столу каша, крошки хлеба на полу — картина, которую придется видеть ежедневно. Помните, ваш ребенок не виноват, у него еще плохо развита координация и ему приходится тоже несладко. Учиться чему-нибудь новому всегда непросто. Почаще хвалите свое чадо, учите его правильно и аккуратно есть.

В процессе обучения нельзя отчитывать и ругать ребенка, даже если он уронил тарелку с кашей на пол. Малыш может испугаться и у него пропадет всякое желание есть самостоятельно. Однако родители не должны допускать и баловства за столом. Ребенок не должен играть с едой!

Наверное, не стоит объяснять родителям, что малыш должен перед едой мыть руки. Чем раньше вы приучите его соблюдать гигиену, тем быстрее у него сформируется эта полезная привычка.

Можно ли ребенку есть перед телевизором?

Во время еды следует выключать телевизор. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что дети, принимающие пищу под кадры из любимого мультика, плохо ее пережевывают и значительно меньше съедают. Но стоит им этот процесс сделать привычным, как они тут же начнут переедать, поглощая огромное количество плохо пережеванной пищи. В дальнейшем проблем с пищеварением им вряд ли удастся избежать.

Почему ребенок очень медленно ест: 2 распространенные причины

Во время еды малыша нельзя поторапливать. А что если он ест очень медленно? Как правило, медлительность ребенка связана с двумя причинами:

  1. Он осторожничает , боясь услышать с вашей стороны критические замечания.
  2. Он специально тормозит процесс, надеясь, что ваше терпение лопнет, и вы его покормите сами. Исправить данную ситуацию можно очень простым способом – по возможности садиться за стол всей семьей. Закончив прием пищи, сразу же расходиться по своим делам. Капуше-малышу не понравится оставаться в одиночестве за столом, и он постарается не отставать.

Кроме всего прочего, нужно строго придерживаться режима и принимать пищу в одно и то же время. Ужин должен заканчиваться за два часа до сна.

Главное правило, которое должны усвоить все родители — если ребенок не хочет есть, не стоит его заставлять. Никаких: «Ложечку за папу, ложечку за маму». Проголодавшись, малыш сам попросит еду и с превеликим удовольствием съест ее самостоятельно. Детский психотерапевт Элисон Шеффер заметила, что человек может прожить без пищи неделю. Однако молодая мама уже через два часа начинает думать на тему – не умирает ли ее ребенок голодной смертью! Согласитесь, довольно ироничное замечание. Но до чего же верное!

Но если ребенок пропал аппетит, то нужно определить причину, .

Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция

Известный педиатр Е.О. Комаровский весь процесс обучения малыша данному навыку разделил на 4 этапа. По его мнению, еда должна быть не только вкусной и калорийной, но и яркой. А сам процесс обучения занимательным.

  1. Первый этап обучения должен быть наполнен игровыми моментами. Родители на этом этапе могут проявить все свои творческие способности. Хорошо, если во время еды малыша будут окружать любимые сказочные герои. Но это вовсе не означает, что на столе должны быть игрушки. Ничего подобного. Просто купите ребенку детскую посуду с красочным дизайном. Многие родители приобретают тарелки, на дне которых нарисованы сказочные герои. Пока малыш не съест кашу, он не увидит, кто скрывается на дне. Поверьте, имея такой стимул, он будет значительно охотней орудовать ложкой. Можно попросить ребенка накормить маму. Как правило, дети приходят в полный восторг от такой игры. Правда, мамам приходится «после обеда» довольно долго приводить себя в порядок. Кстати, Комаровский советует сначала дать малышу наиграться ложкой, рассмотреть ее как следует и только потом ставить перед ним тарелку.
  2. Второй этап – копирование. Малыша нужно усадить за стол рядом с собой и на собственном примере демонстрировать навыки владения ложкой. Дети в этом возрасте охотно повторяют все движения за родителями, этим и надо воспользоваться.
  3. Этап третий включает в себя «работу над ошибками». Родители должны внимательно следить за действиями малыша и при необходимости корректировать его движения.
  4. Этап четвертый – закрепление приобретенных навыков. В песочнице можно дать малышу лопатку, пусть строит куличики. Научившись пользоваться лопаткой, малыш скорее научится управляться и с ложкой. Кстати, по мнению Е. Комаровского дети до трех лет могут есть, держа ложку в любой руке – и в правой, и в левой. Переучивать их, перекладывая ложку из левой руки в правую, не стоит.

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

Ребенок не желает кушать самостоятельно: что делать?

  • Во-первых, не волноваться. Дети очень впечатлительны, Они сразу же чувствуют нервозную обстановку и впадают в «ступор». Поэтому никакой лишней суеты.
  • Во-вторых, родители должны исключить возможность возникновения каких-либо проблем со здоровьем малыша. Даже незначительное может привести к потере аппетита.
  • В-третьих, не следует поддаваться на детские манипуляции. Не стоит обещать новую игрушку, конфетку, мультики взамен еды. Ребенку нужно объяснить, что он не делает вам одолжение, беря ложку в руку.

Многие родители интересуются – можно ли позволять маленьким детям перекусывать или нужно дожидаться обеда? Можно. Но только малокалорийными продуктами. Например, можно дать яблоко или йогурт. Яблоко нужно порезать и дать малышу, чтобы он мог съедать кусочки самостоятельно.

Как показывает практика, детишки охотнее едят красиво украшенные блюда. Малышу, скорее всего, захочется самому съесть красивый цветочек, который будет находиться в его тарелке.

Как нельзя учить ребенка самостоятельно есть ложкой: ошибки родителей

  • Нельзя, потеряв терпение, начинать докармливать малыша. Даже если вы очень торопитесь. Ребенок должен закончить «начатое» самостоятельно! Но и держать за столом малыша более получаса специалисты не рекомендуют.
  • Если 10-12 месячный малыш не желает даже брать ложку в руки, не стоит торопиться, пытаясь насильно прививать новый навык. Всему свое время!
  • Многие родители предпочитают кормить ребенка отдельно. Это неправильное решение. Чем чаще малыш будет наблюдать, как едят другие, тем скорее он освоит этот навык.
  • Довольно распространенной считается еще одна ошибка, которую совершает любвеобильные бабушки и дедушки. Они готовы кормить своих внуков из ложечки до ста лет. Несмотря на то, что ребенок дома ест ложкой, в гостях у бабушки он лишь послушно открывает рот. Маленькие хитрецы моментально приходят к выводу, что самостоятельно есть совсем необязательно.

Как научить ребенка аккуратно кушать ложкой?

  • Процесс обучения проходит без меньших потерь, если сначала давать ребенку густую пищу. То есть пищу по консистенции приближенную к пюре. Такую еду легче набирать в ложку, она не проливается. Конечно, на первых порах далеко не каждая ложка попадает в рот малыша, но переживать по этому поводу не стоит.
  • Родители должны помнить, что этот навык дается детям нелегко. Чтобы помочь малышу в его освоении, нужно приобрести удобную тарелку и специальную ложку для его возраста . Желательно, чтобы посуда быть небьющейся.
  • Не стоит забывать и о фартуке или нагруднике. Большинство мам отдают предпочтение нагрудникам с загнутым нижним краем. Их производят из мягкого пластика. Они довольно удобны, так как не позволяют стекать жидкой пище и их не нужно стирать. После того, как ребенок поел, его обязательно необходимо умыть, снять нагрудник и (если понадобится) сменить рубашку. После каждого приема пищи мама должна помыть посуду и протереть стол так, чтобы ребенок это видел.
  • В соответствии с методикой М. Монтессори, двухлетние малыши уже вполне способны не только поддерживать порядок на столе, но и убирать за собой посуду после еды. Старайтесь уже с этого возраста приучать ребенка к порядку. Если ваш малыш будет вынужден после себя убирать, он постарается кушать аккуратнее, как говорится, с минимальными «потерями».