Почему ребенок 2 х лет не говорит. Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение

  • 04.03.2020


Сегодня все чаще встречаются дети, которые при нормальном физическом развитии запаздывают с развитием речи, что не может не вызывать настороженности родителей. Почему ребенок все еще не разговаривает в 2 года или даже позже? Нормально это или есть поводы для серьезного беспокойства? Вывод можно сделать, лишь разобравшись в ситуации.

Норма у каждого своя

Первое, что нужно помнить, – каждый ребенок в своем развитии индивидуален. Одни шумные, подвижные, общительные, другие замкнутые, молчаливые, даже агрессивные. Одни легко сходятся с окружающими и со сверстниками, другим на это нужно больше времени. Соответственно, в речевом развитии все дети тоже отличаются. Один лопочет без остановки в 10 месяцев, из другого и в полтора года словечка не вытянешь. И зачастую это не является основанием для паники, даже если родители понимают, что многие дети опередили их чадо в речевом отношении.

Существует примерная таблица нормального развития речи малышей.

Большинство родителей начинают бить тревогу, если их малыш в два года не говорит того, что должен, согласно этой таблице.

Здесь важно понимать, что это лишь обобщенный ориентир, которого каждый ребенок достигает в определенный для него срок.

Отклонения и патологии

Педиатры тоже сходятся во мнении, что абсолютное большинство детей, запаздывающих с развитием речи, не имеет на то серьезных медицинских причин. Поэтому есть смысл сразу рассмотреть случаи, при которых задержка речевого развития ребенка неизбежна и обусловлена физиологическими особенностями, чтобы точно понимать, есть ли у малыша эти проблемы или дело в чем-то другом.

Мешать малышу вовремя и правильно заговорить могут следующие обстоятельства:

  • тонус мышц лица, губ, языка (пониженный или повышенный);
  • короткая подъязычная уздечка (довольно часто растягивается сама с началом употребления крохой твердой пищи);
  • проблемы со слухом (если малыш ничего не слышит, что он может повторить?);
  • врожденные патологии губ, языка, мышц лица, нёба (например, волчья пасть);
  • патологии развития головного мозга или центральной нервной системы (неврологические нарушения);
  • некоторые наследственные болезни;
  • психические заболевания (например, аутизм, при котором ребенок находится в своем мире, чураясь окружающего).

При таких отклонениях возможны разные степени задержки речевого развития (ЗРР) и речевых нарушений: от полного молчания до заикания, бессвязного, неразборчивого речевого потока, путаницы в ударениях или окончаниях слов, неумения осознать смысл целой фразы, выраженных дефектов речи и т. д.

Все эти особенности выявляют доктора (педиатр, невролог, психиатр, другие узкие специалисты). Лечение детей 2 или 3 лет в таких случаях требует долгой медикаментозной, а порой даже хирургической коррекции. А значит – большого терпения и внимания к малышу со стороны родителей.

Компенсировать можно

Если ребенок не разговаривает по причине неврологических нарушений, врачи часто говорят о возможности компенсации, то есть выравнивания в развитии со сверстниками. Но для этого потребуется время, терпение, постоянные занятия со специалистами:

  • логопедом;
  • мануальным терапевтом (массажи);
  • детским психологом.

Процесс компенсации будет проходить быстрее и эффективнее, если помощь ребенку будут оказывать и сами родители. Известно, что развитие речи ускоряется, если развивать у ребенка параллельно другие навыки:

  • мелкую моторику;
  • память;
  • мышление;
  • творческую деятельность;
  • артикуляцию (помимо занятий с логопедом).

Возраст до 3 лет – пора, когда детский организм наиболее расположен к ответу на такие действия (способен «перерастать»). Поэтому чем раньше начать занятия (а врожденные неврологические нарушения чаще всего диагностируются в самом раннем возрасте), тем лучше будет результат.

Вот, к примеру, рассказ одной из мамочек о компенсации речи у малыша с основным диагнозом «перинатальное поражение ЦНС».

Мы победили!

Алёна, 37 лет:

– Заниматься с ребенком я начала примерно в 7 месяцев, после того как на очередном осмотре наш невролог сказала, что ребенок только пытается начать гулить, а это сильное отставание. И приготовила меня ко всем мрачным последствиям (отставание в умственном и физическом развитии, возможно в будущем – спецшкола). При этом никаких занятий со специалистами (видимо, в силу нашего возраста) назначено не было – кроме массажа да специальной гимнастики от гипертонуса мышц, которым меня обучили в стационаре. Поэтому я твердо решила сделать все, что смогу сама.

Произошло это больше 10 лет назад, компьютера и интернета у меня тогда еще не было. Зато была спутниковая антенна. Нашла телеканал для мам, смотрела днем и ночью, применяя на практике советы, подходящие к нашему случаю. Результат: в год и три месяца мы говорим фразами по 3 слова, в полтора декламируем наизусть (с небольшими подсказками) все сказки Чуковского, сами произносим осмысленные фразы из 3-4 слов, в год и 8 месяцев выучили весь алфавит (причем ребенок сам захотел). Конечно, не все звуки были «взрослыми», мы сюсюкали, шепелявили, с буквой «р» вообще бились до 6 лет, но все же – мы победили! Ни о какой задержке речевого развития в 2 года разговора уже не шло!

Советы, которые нам тогда помогли: как, во что и зачем играть

  1. Развивайте мелкую моторику. Например, я просила сынишку собирать с ковра рассыпанную фасоль или макарошки, а затем складывать в баночку от детского питания. Смешивала разную бакалею (не мелкую) — фасоль, макароны, орешки – и просила разложить все по отдельным баночкам. Рассовывала фасольки ему между пальчиками на ножках – он вынимал и складывал в баночку. Зарывала в гречу или рис мелкую игрушку, а он откапывал.
  2. Развивайте память и мышление. Носила сына по комнате, показывала, что где находится, говорила, что как называется, потом просила его показать названное. Показывала игрушку (например, зайчика, машинку) и просила найти других зайчиков или машинки – в доме, в книжках, на одежде. Клала перед ним сначала 2 яркие игрушки (потом их было 3, 4, 5) и просила показать на ту, которую называю. Играл с удовольствием! Позже нужно было уже не просто указать игрушку, а, например, только животное, или только фрукт, или только синюю игрушку. Естественно, в процессе таких игр сначала проговаривалась нужная информация (это цыпленок, он птица, он желтый, и т. д.).
  3. Развивайте тактильные ощущения. Мы пробовали на ощупь горячее, холодное, гладкое, шершавое, колючее, пушистое, твердое, мягкое, липкое.
  4. Творите. Мы с сыном лепили из соленого теста, рисовали пальчиками и кисточкой (как могли), рисовали по стеклу цветной мыльной пеной, пальцами на столе с мукой, а потом все эмоции обсуждали, как могли.
  5. Работайте с артикуляцией. Очень нам помог совет, которого почему-то многие боятся: подносить малыша к зеркалу. При этом я просила сына повторить, что говорит мама (простые звуки, слоги). Ребенок видел, как работает мой речевой аппарат, и в зеркале мог сравнить – так ли делает он, как показали. Очень эффективное упражнение! Так постепенно к году мы выучили целый «зоопарк» звуков (корову, козу, барашка, собаку, петуха, курицу, лошадку, кошку, даже ежика и рыбку).


Все обычные занятия (массаж, гимнастика, купание, прогулки) сопровождались стихотворными прибаутками, потешками (я их сочиняла сама, но можно и найти что-то готовое, подходящее по ситуации). Ритмичная, организованная речь воспринимается ребенком намного лучше и побуждает к ответной работе над собой. И вообще все время с ним разговаривала, все поясняла, повторяла, постоянно его хвалила за правильные действия, подбадривала.

Когда нам был год, на очередном осмотре наши врачи диву давались, насколько мы догнали (и даже обогнали!) своих здоровых сверстников.

Всем советую не опускать рук, ежедневно упорно заниматься с малышом, и эффект будет, даже если начать после года-двух!

Без видимых причин

Частично эти советы могут помочь в развитии речи и в других случаях: когда у ребенка 2-3 лет отсутствие речи или отставание в ее развитии ко всему вышеизложенному отношения не имеют. Если ребенок в этом возрасте не научился говорить совсем или издает лишь короткие односложные звуки, но при этом доктора не находят у него никаких отклонений, врожденных аномалий и не ставят никаких медицинских диагнозов, они обычно говорят, что это индивидуальные особенности. Нужно наблюдать за ребенком, развивать его, больше разговаривать и играть с ним.

Причины у такого отставания тоже есть – незаметные с первого взгляда, и не всегда это лишь флегматичный темперамент.

Из числа психологических причин можно назвать:

В такой обстановке ребенок часто замыкается в себе, боится выражать свои потребности. Или ему не с кем общаться – взрослым не до него.

К социальным причинам отсутствия речи у ребенка 2-3 лет можно отнести следующее.

  • Отсутствие внимания со стороны взрослых, когда маленький человечек предоставлен сам себе.
  • Чрезмерную опеку, при которой мамы-бабушки спешат выполнить и предугадать все просьбы и потребности малыша. Тогда у него просто нет необходимости что-то просить или озвучивать свои желания.
  • Постоянное сидение ребенка за компьютером, телевизором, телефоном, планшетом. Все это отнимает время и препятствует общению с окружающими.
  • Завышенные требования родителей к своему чаду, их стремление заставить его заговорить помимо его воли, любой ценой. При этом у ребенка возникает стойкий протест против любых посягательств на его внутреннюю свободу.


В таких случаях, чтобы исправить ситуацию, важно устранить причины, которые к ней привели.

  • Наладить отношения в семье. Постоянный домашний террор – причина не только речевого отставания, но и многих будущих комплексов растущего человечка, его страхов, фобий, заниженной самооценки, чувства вины.
  • Уделять ребенку должное внимание (не чрезмерное, не остаточное).
  • Устранить последствия испуга (в этом может помочь детский психолог или невролог).
  • Сократить до минимума время, проводимое малышом за просмотром мультиков или с гаджетами. Заполнить это время разговорами, пением детских песенок, эмоциональными рассказами о чем-то интересном для ребенка.
  • Показывать ему свою любовь, заботу, уважение к его маленькой личности, вызывая его доверие и ответную тягу к родным и близким людям, с которыми важно делиться своей радостью или неприятностями.
  • Не сравнивать развитие своего малыша с другими детьми, особенно при ребенке. «Петя уже делает то-то, а ты все никак не научишься, сколько можно?!» – это снижает самооценку детей, заставляет их замыкаться в себе, стыдиться собственной ущербности. Помимо отставания в речевом развитии, таким образом можно развить у ребенка и трудности в социализации.
  • Не заставлять его говорить силой, игнорируя потребности и желания растущей личности. Кроме протеста результата не будет никакого.
  • Постоянно разговаривать с ребенком, побуждать его в игровой форме делиться впечатлениями, отвечать на вопросы, просить что-то сделать или принести. Если мама «не понимает», на что показывает ее кроха или чего он требует, топая ножкой, то малыш будет вынужден искать «речевое обличье» для своих желаний.
  • Больше читать ребенку сказок, детских стихов, часто включать ему аудиокниги. Постоянное речевое пространство вокруг него будет способствовать развитию его навыков.
  • Если назначены занятия с логопедом, дома можно и нужно повторять то, что делали на этих занятиях.

Задержка речевого развития очень часто бывает лишь особенностью темперамента ребенка либо результатом погрешностей в его воспитании. Важно вовремя найти ключик к этой особенности, принять малыша таким, какой он есть, и помочь ему наверстать пробелы. Если доктор не поставил никаких диагнозов, зачастую диагноз один: недостаток родительской любви, поддержки, уважения, доверия, заботы, ласки, терпения. А лечить здесь нужно совсем не ребенка.

Дети двух с половиной лет пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов.

Если ребёнок в 2,5 года не разговаривает, скорее всего, у него имеется темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.

Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц.

К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 словесных единиц. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тысячи слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок пока плохо говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

На третьем году жизни у детей начинается период усвоения языковой системы языка. Осознанного отношения к собственной речи и к речи окружающих у ребёнка ещё нет.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди. Например, звук [Р] появляется в пять-семь лет.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым, начинают меньше контактировать.

Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького познавателя мира, они развивают очень ценное качество - пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая его.

Признаки проблемы речевого развития

Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то удручён, что малыш не читает в 2 года наизусть детские стихи, а кто-то беспечно относится к тому, что на третьем году жизни ребёнок не говорит или общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы, не понимает.

Если есть сомнения в том, правильными ли темпами развивается речь в два с половиной года, не стоит ориентироваться на мнение знакомых или читать форумы - лучше обратиться к логопеду за консультацией. Это разумно сделать в возрасте 2 лет 4 месяцев, но можно задать свои вопросы и раньше. 2,4-2,6 лет - это рекомендуемый возраст.

Союз педиатров России подтверждает, что речевое развитие мальчиков может немного отставать от достижений девочек того же возраста. Причина такого несоответствия в том, что у мальчиков связь между двумя полушариями, обеспечивающая их согласованную работу, формируется с некоторой задержкой.

Им труднее, чем девочкам оформить грамматически правильно своё высказывание. С течением времени этот диссонанс устраняется, часто именно мужчины обладают яркой образной речью, они успешны на литературном поприще.

Признаки отставания от возрастной нормы:

  • малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «Сначала поставь стул, потом посади туда мишку».
  • его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников или составляет от 20 до 50 слов.
  • он не обращается речью ко взрослым с просьбами и вопросами.
  • почти всегда использует жестикуляцию для объяснения своих потребностей, а не слова.
  • ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
  • он не может показать названный знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
  • в речи малыша нет фраз даже из двух слов.
  • он мычит или разговаривает на своём языке.
  • не понимает слов и не говорит.
  • его не привлекает чтение художественных произведений, рассказывание стихов, сказок.
  • он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.

Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития – состоянии, которое можно компенсировать регулярными самостоятельными занятиями с малышом, или об общем недоразвитии речи – более сложной патологии, коррекции которой придётся уделить гораздо больше времени.

Основные различия:

  • Темповая задержка речи, или задержка речевого развития (ЗРР) – органических поражений нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме, «он всё понимает, но не может сказать».
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы, но наряду с речевой аномалией очень часто вторично страдают другие психические процессы (внимание, мышление, память).

Понятие темповой задержки речи применимо к детям до 3 лет. После этого возраста легко устранимое нарушение перерастает в серьёзную проблему и превращается в диагноз.

Почему возникает задержка речевого развития, её последствия

Запаздывание речи может происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются и мало общаются.

Патологии ЦНС могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой инфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний.

Запущенность развития - это довольно частая причина почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает. Многим родителям некогда заниматься своим чадом и вместо общения с папой или мамой он играет в одиночестве или получает в руки планшет на весь день, что не особо способствует речевому развитию, какие бы развивающие приложения там ни стояли.

Отставание детской речи, не исправленное своевременно в раннем детстве, может привести к умственной отсталости. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года не говорит - это тревожный симптом большой назревающей проблемы.

Посмотрите короткое видео от Союза Педиатров России, где заведующий отделением когнитивной педиатрии Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей - кандидат медицинских наук, врач-невролог Г.А. Каркашадзе рассказывает о популярных мифах среди родителей относительно развития детской речи в возрасте 2,4-2,6 лет:

Ребёнок не сможет чувствовать себя комфортно в детском саду и школе, его отклонение в развитии будет заметно сверстникам, могут возникнуть проблемы социализации. Малыш начнёт замыкаться в себе, не будет слушаться, родители будут испытывать тревогу.

Многие родители сначала внимают советам знакомых или анонимов на форумах, что стоит подождать. А когда становится слишком поздно и ставится неприятный диагноз, они начинают бить тревогу, думать что делать.

Известный врач-педиатр доктор Комаровский Е.О., чьему мнению всецело доверяют многие мамы и бабушки считает, что нужно начинать заниматься развитием речи как можно раньше - например, с годика. Если вы ощущаете тревогу по поводу формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильному специалисту - логопеду, детскому психологу или неврологу.

Два с половиной года - это тот возраст, когда можно начинать бить тревогу. Задуматься о проблеме лучше в два года. Принцип простой - предотвратить проблему развития речи намного проще, чем её решать. Знаете родителей, которые по несколько лет водят детей на занятия к частным логопедам? Их немало... а этого можно было избежать.

К кому обращаться за помощью

Причины, приводящие к задержке речи разные. Чтобы решить проблему родителям иногда приходится обращаться к нескольким специалистам. Среди них можно выделить пять основных - логопед, дефектолог, ЛОР (для исключения нарушений слуха), невролог или психоневролог.

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи (ОНР) и темповой задержки (ЗРР), которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией, назначаемой врачами, они дают прекрасные результаты.

Медикаментозное лечение используют лишь в тяжёлых случаях, часто можно обойтись без него. Иногда оно вообще не нужно, но врачи назначают приём лекарств. Хороший логопед может компенсировать некоторые из них простой работой с малышом, принимать их будет не нужно.

Помните, что только врачи имеют право назначать приём препаратов. У логопедов нет такого права.

Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи. Нужно вынуждать малыша говорить, притворяться, что не понимаете его, если он жестами пытается объяснить чего хочет.

При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы получить эффективную помощь от него.

В случае темповой задержки речи родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Многие так и делают: первый раз обращаются к логопеду за консультацией, а на основе полученных знаний и материалов начинают самостоятельную работу.

Задача логопеда в этом случае заключается в том, чтобы провести диагностику речевого развития и выявить имеющиеся у малыша проблемы. После этого родители понимают текущую ситуацию и начинают работать с малышом самостоятельно.

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.

Формирование речи у маленьких детей происходит поэтапно. Сначала они улавливают звуки взрослых, затем учатся говорить первое слово. Но что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает? Как отличить норму речевого развития от патологии и когда стоит обратиться за помощью к логопеду? Итак, давайте разбираться, где таится опасность, в чем причины и как помочь крохе самостоятельно разговориться.

Как развивается речь у ребенка

Когда на втором году жизни малыш не говорит либо мало произносит слов, родители нервничают и начинают искать причину возможных нарушений. Взрослым нужно понимать, что развитие речи ребенка – это сложный и длительный этап, который может не соответствовать общепринятым нормам. Одни дети овладевают речевыми навыками очень рано, другим нужно время. Поэтому, если в знакомых, ребёнок такого же возраста уже произносит фразы из 2-3 слов, а ваш «карапуз» молчит, значит нужно уделить больше внимания активному общению.


Перед начальным проявлением связной речи должно пройти несколько этапов:

  • от рождения до года – в первые два месяца мама и папа из уст младенца слышат только плач. После трех-четырех месяцев ребенок начинает агукать и гулить. Способность осваивать речь и вести диалог появляется после полугода. Малыш внимательно следит за общением родителей, копирует артикуляцию, движения губ и пытается воспроизводить некоторые несложные звуки.
  • от 1 года до 3 лет – к году начальная стадия формирования речевого аппарата завершается. Ребенок понимает значение многих слов, умеет правильно формировать связь между предложениями и конкретными объектами. Например, завидев собачку, он будет показывать пальчиком и протяжно лепетать «ав-ав», на бабушку, говорит слог «ба» и прочее.
  • от трех до семи лет – реже пропускает предлоги и отдельные слоги. В этот период ребенок учится хорошо говорить простыми предложениями. Развитие речевого общения можно улучшить с помощью игр и частых разговоров в кругу семьи.

Если малыш часто задает вопросы, старайтесь на них отвечать, даже когда устали после рабочего дня. В 4-5 лет кроха очень любознателен, он активно изучает язык и быстро усваивает полученную информацию. Поэтому во время общения произносить слова нужно в правильной интонации и ударении.

Как определить проблему?

Педиатры рекомендуют не волноваться раньше времени, если ребенок не говорит в 2 года. Вначале необходимо определить причины задержки развития речи (ЗРР) и только после этого принимать меры. Для этого необходимо посмотреть за поведением малыша. Ведь кто как не мама лучше знает своего младенца и может понять, есть ли отклонения от нормы.


Рассмотрим ситуации, которые потребуют медицинской консультации:

  1. Грудничок никак не хочет реагировать на шум и громкий звук, а также голоса родителей.
  2. В три-четыре месяца малыш не гулит и не проявляет физическую активность на общение (отсутствует улыбка, реакция и повороты в стороны на звуки голосов).
  3. 9-12 месяцев, наблюдается низкая вербальная активность либо кроха не лепечет.
  4. В годик ребенок не способен показать на названные предметы на картинках, иллюстрациях.
  5. 1,5 года, отсутствует реакция на имя, когда его зовут, не умеет произносить несложные слова (мама, папа).
  6. В 2 года ребенок неохотно говорит односложные предложения или произносит речь невнятно.
  7. На третьем году словарный запас насчитывает не более 30-ти односложных слов, ребенок неправильно проговаривает окончания.

Педиатры советуют молодым мамам не пропускать графика плановых осмотров детей. Ведь чем раньше выявлена патология речевого развития, тем проще начать адекватное лечение, либо составить для малыша методику интеллектуального обучения (при отсутствии неврологических расстройств).

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.


К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

  1. Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
  2. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи. Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
  3. Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Что делать родителям: Комаровский

Появление речи у ребенка индивидуально и зависит от многих факторов – физиологических, психологических и социальных. При обнаружении задержки интеллекта многие родители не знают, что делать и какие специалисты работают с такими детишками. Что советует врач Комаровский? Во-первых, призывает не паниковать, так как в большинстве случаев медицинская помощь не нужна. Во-вторых, чтоб научить малыша хорошо говорить, нужно создать благоприятную атмосферу в семье:

  • ограничить либо вовсе исключить просмотр телевизора, компьютера, планшета в присутствии детей;
  • больше уделять внимания двигательной активности, специальным логопедическим упражнениям и общению с малышом;
  • заниматься развитием мелкой моторики, которая напрямую зависит от работы речевого аппарата.


Старайтесь создать такие ситуации, при которых ребенок станет активнее разговаривать. Никогда не озвучивайте и не подталкивайте к произношению слов. Такие действия только усугубят ситуацию.

Важно! Если в семье все благополучно, малыш в 2 года физически развит нормально, но плохо говорит, нужно набраться терпения и подождать, пока он подрастет и станет старше.

По статистике, большинство современных детей позже начинают говорить, чем их сверстники, родившиеся в конце 90-х годов. Логопеды и неврологи объясняют это тем, что современные детки больше времени проводят за играми в телефоне либо подолгу сидят у телевизора, при этом они меньше общаются.

Обучающие методики произношения звуков

Существует ряд простых методик, способных научить кроху говорить слова и звуки, а также сложные конструкции речи:

  • Озвучивание предметов – изображений на картинках, иллюстрациях. Ребенок хорошо улавливает слова и пытается повторять за мамой. Здесь очень важна интонация и четкость произношения («это птичка», «здесь кошка»). Не настаивайте, если он что-то забыл, либо отказывается отвечать. Лучше повторить еще раз название изображенного объекта. Основная задача – это подтолкнуть упрямого малыша к разговору.
  • Чтение потешек, сказок, стишков, использование кукольных спектаклей. Следите за речью, чтоб ребенок отвечал правильно, просите повторять те слова, которые он не смог произнести или плохо выговаривает.

Развитие мелкой моторики

Научить ребёнка хорошо говорить можно с помощью пальчиковых игр. Педиатры советуют начинать обучение мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Детям нравится изучать мир касательными движениями. Например, можно предложить считалку. Мама перечисляет названия животных на картинках и поочередно зажимает крохе пальчики. Для начала достаточно нескольких занятий в день. С каждым последующим месяцем, изучайте новые, более увлекательные игры.

Помните, что лепки из пластилина, перебирания бусинок, собирание пазлов, завязывание шнурков и прочие игровые занятия, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Развиваем речь упражнениями

Почему многие современные дети в 2 года плохо говорят? Отсутствие прогресса в общении может свидетельствовать о несовершенстве артикуляционной системы – короткой уздечке языка, пониженном тонусе мышц. При таких нарушениях у малыша постоянно приоткрыт ротик, сильно выделяется слюна, он не может пережевывать твердые кусочки пищи.