Поддержка молодых семей в финляндии. Соцзащита

  • 30.10.2019

Suomen sosiaaliturva

В данном разделе приводится информация о социальном обеспечении, предоставляемом на основании места жительства Ведомством по социальному обеспечению населения Kela. В этом разделе приведена информация о том, в какой ситуации вы будете относиться к сфере социального обеспечения Финляндии на основании места жительства.

Kela обеспечивает выплату, в частности, народных пенсий, пособий на детей, базового пособия по безработице, пособий по болезни и пособия для родителей, а также социального пособия и пособия по реабилитации. Kela также оплачивает расходы на такое медицинское обслуживание, которое было оказано частными медицинскими учреждениями.

Если вы застрахованы на случай болезни в Финляндии, вам будет выдана карточка Kela.

Основания для выплаты пособий от Kela определены в законе. После того как вы подадите заявление на предоставление пособия, Кela выяснит, имеете ли вы право на получение пособий Kela. На предоставление пособий влияет то, проживаете ли вы в Финляндии постоянно и работаете ли. При принятии Kela решения по какому-либо пособию, ситуация каждого заявителя рассматривается индивидуально.

Жизненные ситуации и потребность в пособии у разных заявителей зачастую сильно отличаются. По этой причине размер и основания для пособия также отличаются. Отдельно уточните свою ситуацию.

В Финляндии услуги общественного здравоохранения и социальные услуги относятся к ответственности коммун.

Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Услуги здравоохранения в Финляндии .

Дополнительная информация о праве на место жительства приведена на сайте InfoFinland в разделе Место жительства в Финляндии .

linkki Kela:
Информация о социальном обеспечении финский | шведский | английский

linkki Kela:
(pdf, 560 kb) финский | шведский | английский | русский | эстонский

linkki Kela:
Информация о медицинском страховании финский | шведский | английский

linkki Sosiaali- ja terveysministeriö:
Информация о системе социального обеспечения Финляндии финский | шведский | английский

Право на получение пособий Kela

Основным условием является то, что если вы постоянно проживаете в Финляндии, вы можете получать пособия Kela. Определение постоянного места жительства приведено в законе.

Работа в Финляндии может также послужить основанием для получения пособий Kela.

Имеете ли вы право на получение пособий? Это зависит от того, переезжаете ли вы Финляндию:

  • из какой-либо страны Европейского союза (ЕС) или Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), или из Швейцарии, или
  • из страны, с которой у Финляндии заключен договор о социальном обеспечении, или
  • из иной страны.

К странам ЕЭЗ относятся страны Европейского союза, а также Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.

На то, будете ли вы получать пособия, влияет также то, переезжаете ли вы в Финляндию, например:

  • в качестве наемного работника или предпринимателя
  • в качестве студента
  • в качестве члена семьи
  • в качестве командированного работника.

Финляндия заключила с некоторыми странами договоры, касающиеся сферы социального обеспечения. Такими странами являются Северные страны (Швеция, Дания, Норвегия и Исландия), США, Канада, включая Квебек, Чили, Израиль, Индия, Kитай, Южная Корея и Австралия. Договоры касаются, в основном, пенсий. Часть договоров затрагивает также медицинские услуги. Если вы приехали из этих стран, уточните в Kela, действуют ли договоры в отношении вашего социального обеспечения.

linkki Finlex:
Закон о месте проживания финский | шведский

linkki Kela:
Информация о договорах, заключённых с различными странами в сфере социального обеспечения финский | шведский | английский

linkki Kela:
Информация о системе социального обеспечения Финляндии для иностранных граждан финский | шведский | английский

Переезд в Финляндию на постоянное место жительства и постоянное проживание в Финляндии

При переезде в Финляндию Kela сначала всегда оценивает, переезжаете ли вы в Финляндию на постоянное место жительства в соответствии с положениями законодательства о социальном обеспечении.

Если будет сочтено, что вы переехали в Финляндию не на постоянное место жительства, у вас всё же может быть право на получение пособий Kela на основании работы.

Переездом на постоянное место жительства в Финляндию считаются, например, следующие ситуации:

  • вы являетесь репатриантом, т.е. возвращаетесь из-за границы обратно жить в Финляндию
  • у вас имеется постоянный трудовой договор или аналогичный документ для той работы, которую вы выполняете в Финляндии
  • вы состоите в браке или в иных близких семейных отношениях с человеком, который уже постоянно проживает в Финляндии

Обычно также требуется, чтобы ваш вид на жительство был действительным (если вы обязаны иметь вид на жительство).

Проводится общая оценка ситуации. На основании этой оценки власти принимают решение, является ли ваше проживание постоянным или нет.

Если вы переезжаете в Финляндию временно, обычно вы не имеете права на получение пособий Kela. Начиная с 1 апреля 2019 года студенты, прибывающие из-за пределов ЕС и ЕЭЗ, могут иметь право на получение некоторых пособий Kela, например, на пособия по линии медицинского страхования.

После принятия решения о том, что вы проживаете в Финляндии постоянно, вы будете считаться постоянно проживающим в Финляндии до тех пор, пока:

  • у вас будет здесь постоянное жилье и дом; и вы будете находиться основную часть времени здесь
  • для вашего постоянного пребывания имеется иное основание, например, родственные связи или работа

Если всё же вы начнете работать в другом государстве или отправитесь за границу на срок более шести месяцев, вы можете утратить свое право на получение пособий Kela. Дополнительную информацию по таким ситуациям можно получить в Kela.

Также существуют пособия, которые вы не можете получать, если вы не живёте или ранее не жили постоянно в Финляндии. Например, родители могут получать родительское пособие только тогда, когда они уже прожили в Финляндии минимум 180 дней до расчётного срока рождения ребёнка. Если вы прибыли из другой страны ЕС, вы можете в определённых ситуациях использовать страховые периоды, которые вы накопили в другой стране ЕС. За дополнительной информацией обращайтесь в Центр международных вопросов Kela:

Тел. 020 634 0200
с 9:00 до 16:00

linkki Kela:
Социальное обеспечение человека, переехавшего в Финляндию финский | шведский | английский | английский

Работая в Финляндии, вы можете частично относиться к системе социального обеспечения Финляндии

Страны ЕС, страны ЕЭЗ и Швейцария

Если вы переезжаете в Финляндию на работу, обычно вы имеете право на получение пособий Kela в течение действия трудовых отношений даже в том случае, если с вами заключен краткосрочный трудовой договор.

Если ваша заработная плата составляет от 696,60 € в месяц, вы получаете право на большинство пособий Kela. При этом не имеет значения, сколько часов в неделю вы работаете или насколько продолжительны ваши трудовые отношения.

linkki Kela:
Работник и система социального обеспечения в Финляндии финский | шведский | английский

Лицо, нуждающееся в убежище

Лица, нуждающиеся в убежище, не имеют права на социальную помощь в Финляндии. Это означает, что они не могут получать льготы, выплачиваемые Kela.

Лицам, нуждающимся в убежище, приемный центр выплачивает приемное пособие. Данная сумма выплачивается лицу, нуждающемуся в убежище, в период рассмотрения его заявления на предоставление убежища. Приемное пособие - это незначительная сумма, предназначенная для самых непосредственных расходов.

Если лицу, нуждающемуся в убежище, предоставляется вид на жительство и он(а) живет в Финляндии постоянно, то он(а) имеет право на социальную помощь в Финляндии. Право на социальную помощь необходимо оформить в Kela после получения вида на жительство.

Именно за эту систему социального обеспечения Финляндия и считается одной из лучших стран для проживания. Подобные системы есть в Швеции, Норвегии, Германии и Австралии. Но только в Финляндии есть материальная поддержка папы в декрете! Следует, конечно, проверить , имеете ли вы право на эту социальную поддержку
Итак, о пособиях, используя цитаты первоисточника — Kela (http://www.kela.fi/)

Пособия для семей с детьми

Kela выплачивает финансовую помощь семье с детьми, начиная с периода беременности мамы.
В Финляндии выдаются следующие виды пособий для семьи с детьми:
разовое пособие на рождение ребёнка
родительские суточные
родительские суточные — иными словами это:
— материнское пособие или
— специальное пособие для отца или
— пособие для родителей
надбавка на ребёнка
пособия по уходу за ребёнком
пособия для больного ребенка и ребенка-инвалида
пособие по уходу за ребенком.

Получать пособия, как мы видим в Финляндии могут и мама и папа по выбору. Чтобы получать социальную помощь, требуется конечно же «быть включённым в социальную систему страны», как выражаются финны. И вот тут-то не все просто. «Включить себя в эту «Келу» надо постараться. Читаем, что требует ее величество Кела здесь

Добавим: чтобы иметь возможность получать пособия, связанные с рождением ребенка, приезжим нужно, уже имея карту Кела обратиться к гинекологу за справкой, на основании которой Кела и будет назначать пособия. Для женщин, которые уже беременны при переезде в страну нужно будет поторопиться, потому что…

условием, что вы охвачены социальной системой обеспечения Финляндии, является то, что по крайней мере 180 дней непосредственно перед предполагаемой даты родов вы уже имели карточку Kela.

До рождения ребенка.

Разовое пособие на рождение ребёнка
Вы имеете на него право, если беременность длится уже более 5 месяцев, точнее — 154 дня.
Что сделать: Нужно подать в Kela заявление о выплате пособия на рождение ребёнка и пособия на ребенка, как только получите справку от врача.
По вашему выбору, вы можете взять денежный эквивалент — 140 евро или «пакет мамы Финляндии»- знаменитую во всем мире коробку новорожденного. Об этом мы расскажем подробней в другой раз, здесь лишь отметим, то, что находиться внутри коробки (одежда, сан-гигиена-первые необходимые новорожденному вещи) НЕСОИЗМЕРИМО дороже 140 евро. В стране нет тех, кто берет деньги.
Пособие на ребёнка
Мать обычно выходит в декретный отпуск за 30 рабочих дней до расчётного времени родов. Пособие обычно выплачивается за 105 рабочих дней, примерно 4 месяца. Мать может выйти в декретный отпуск не раньше 50 рабочих дней до расчётного срока родов. В этом случае мать станет получать пособие на ребёнка раньше.
Что нужно сделать:
— Если вы работаете, известить работодателя минимум за 2 месяца до срока ухода в декретный отпуск.
— Подать заявление о выплате пособия на ребёнка не позднее, чем за 2 месяца до расчётного срока родов .
Специальное пособие на ребёнка
Редкий вид пособия, учитывая финскую борьбу за экологию, и все же, упомянем.
Если на работе вы подвержены воздействию радиации, химическим веществам и проч. опасным воздействиям на организм, вы можете уйти с работы сразу же после подтверждения беременности. За этот период времени вы получите специальное пособие на ребё нка.

После рождения ребенка.

После родов мать должна прийти на приём к врачу, а затем представить в Kela справку о посещении врача. Для выплаты пособия для родителей Kela необходима такая справка.
В декретный отпуск для родителей может выйти только мать или только отец. Отец и мать также могут находиться в отпуске по очереди. Декретный отпуск для родителей длится 158 рабочих дней, т.е. около полугода. Отец и мать могут также работать неполный рабочий день и сидеть с ребенком по очереди. За этот период Kela выплачивает каждому частичное пособие для родителей.
Основным пособием, на которое существует кто-то из родителей, ухаживающий за ребенком — это «родительские суточные». Рассмотрим подробнее, что написано в законах Kela
Пособие для родителей
Что нужно сделать : сообщить работодателю о выходе в декретный отпуск для отца за 2 месяца до его начала. Если ваш отпуск будет длиться максимум 12 дней, известите об этом за месяц. Подать заявление в Кела.
Пособие на ребёнка для матери
После рождения ребенка декретный отпуск матери продолжается ещё 3 месяца. За этот период матери выплачивается пособие на ребенка.
Что сделать : подать заявление на выплату
Пособие на ребёнка для отца
-гордость Финляндии. Единственная страна, предлагающая такой рай для пап, желающих по нянчиться с лялькой.
После рождения ребенка отец может выйти в отпуск на срок до 54 рабочих дней, т.е. на 9 недель. За время нахождения в декретном отпуске Kela выплачивает пособие для отца.
От 1 до 18 дней и, т.е. 3 недели из этого отпуска вы можете находиться дома одновременно с матерью.
Остаток отпуска вы можете провести после того, когда закончится материнское пособие или родительское пособие.
Если вы уже провели 18 рабочих дней в отпуске, вы можете взять ещё 36 рабочих дней.
Условием получения декретного отпуска для отца является его совместное проживание с матерью ребенка.
Отпуск для отца можно взять до того, как ребёнку исполнится 2 года.
Что сделать : подать заявление на выплату.
Пособия для отца в течение 2 месяцев с того момента, как ребёнку исполнилось 2 года.
Этот 9-недельный отпуск для отца является нововведением и относится не ко всем семьям. Новый отпуск для отца предназначен только для семей, в который выплата пособия для матери или пособия для родителей была начата после 01.01.2013. Если выплата пособия для матери или пособия для родителей была начата в 2012 году, отпуск для отца предоставляется в соответствии с предыдущим законом.
Когда выплата пособия для родителей закончится, ребенку уже будет около 9 месяцев. Если в семье родилась двойня, Kela будет выплачивать пособие для родителей в течение ещё 60 дополнительных дней.
Пособие по уходу за ребенком

Sosiaaliturva

Социальное пособие является частью так называемых социальных услуг

Подача заявления на получение социального пособия и его одобрение

Социальное пособие относится к социальному обслуживанию и является крайней мерой материальной поддержки, цель которой является гарантировать просителю и его семье средства к существованию и способствовать их самостоятельному материальному существованию. С помощью социального пособия дается поддержка для достойной жизни человека в минимальных границах. На социальное пособие имеет право житель муниципального образования, который нуждается в поддержке и который не может получить доходы оплачиваемым трудом, предпринимательской деятельностью, с помощью иных льгот, обеспечивающих средства существования, а также от других доходов или средств, направленных на него обязанностей по материальному обеспечению или другим способом.

Для рассмотрения вопроса о социальном пособии у просителя запрашивают все данные, необходимые для решения вопроса, справки и отчёты.

Беспромедлительное рассмотрение

Вопрос о социальном пособии рассматривается без промедления, на практике – в течение семи будних дней после получения прошения. В срочных случаях решение делают в тот же или следующий будний день.

Клиент может также попасть на личную беседу с социальным работником или социальным наставником по меньшей мере через семь будних дней после того, как он это попросил.

Как размер социального пособия подсчитывают?

Сначала суммируют вместе все доходы и средства просителя/его семьи. Из этих доходов вычитают данного лица/его семьи расходы на питание и другие повседневные траты (это так называемая базовая часть социального пособия) и другие расходы, которые дают право на поддержку. Если доходы меньше, чем одобренные расходы, у данного лица/семьи есть право получить социальное пособие.

Базовая часть

Базовая часть социального пособия покрывает следующие расходы:

  • расходы, связанные с личной гигиеной и поддержанием чистоты дома
  • местные транспортные расходы
  • расходы на телефон, лицензию на просмотр ТВ, подписка на газеты, расходы на Интернет и другие расходы, связанные с получением информации
  • расходы на одежду и обувь
  • расходы, связанные с увлечениями или оздоровляющей деятельностью
  • лекарства, приобретенные без рецепта, расходы, связанные с лечением, а также другие лекарства, не связанные с конкретной болезнью
  • другие расходы, связанные с повседневным обеспечением

Размер базовой части зависит от размера семьи и возраста детей, находящихся на попечении.

Размер базовой части в месяц с 1.1.2010 года:

Живущий один или мать/отец-одиночка 417,45 €
Иной, достигший 18 лет (супруги в зарегистрированном браке или в открытом (гражданском) браке 354,83 €
Лицо, достигшее 18 лет и живущее у родителей 304,74 €
10-17 летний ребенок

1-й ребенок 292,21 €
2-й ребенок 271,34 €
3-й ребенок и далее 250,47 €

Ребенок до 10 лет

1-й ребенок 262,99 €
2-й ребенок 242,12 €
3-й ребенок и далее 221,25 €

Уменьшенная базовая часть

У лица, отказывающегося от работы, базовая часть может быть уменьшена. Если лицо отказывается от работы или от мер, предлагаемых в рамках политики по трудоустройству без основательных причин, базовая часть в отношении его может быть уменьшена до 20 %. Повторное уклонение от работы может повлечь уменьшение базовой части до 40 %.

Расходы, которые принимаются во внимание в дополнение к базовой части

В дополнение к базовой части рассматривают в качестве нужных по величине следующие расходы:

  • в разумных пределах расходы на жилье
  • в разумных пределах счета за свет и домашнее страхование
  • платы за лечение в муниципальных учереждениях здравоохранения – поликлиника, центр здоровья, больница
  • назначенные врачом лекарства
  • платы за стоматологические услуги, полученные в муниципальном учреждении
  • транспортные расходы на работу по самому дешевому способу передвижения

Дополняющее социальное пособие, зависящее от особых потребностей или обстоятельств и профилактическое пособие

Социальную поддержку могут также одобрить для расходов, идущих от особых потребностей или обстоятельств просителя или семьи, или для таких расходов, которые рассматривают как способствующие данной персоне самостоятельному существованию (дополняющее социальное пособие).
Профилактическая социальное пособие применяют как часть палномерной социальной работы для людей, находящихся в материальном затруднении и предотвращения социальной маргинализации (отчуждения).

Влияние доходов и собственности на одобрение социального пособия

В качестве доходов принимают во внимание все находящиеся в распоряжении данного лица и его членов семьи доходы после налогооблажения (доходы на оплачиваемой работе, доходы от предпринимательства, пенсия, страхования по болезни, материнское пособие, пособие по безработице, пособие по рынку труда (выплачиваемое после окончания срока выплаты пособия по безработице), пособие на оплату жилья, пособие по уходу за маленьким ребенком, надбавка за несовершеннолетнего ребенка, алименты и другие выплаты по оказанию помощи, пособие на учебу или учебный заём, различные выплаты на обучение, доход от собственности и возврат налогов). В качестве дохода рассматривают также такого рода обеспеченность, которая не обязательна для постоянного гарантирования минимальноых средств к существованию. Например, сбережения, акции, инвестиции, ценные бумаги и прочее рассматривают обычно в качестве средст, с помощью которых данная персона может финансировать свою жизнь. Для пробуждения интереса к работе из доходов, полученных оплачиваемой работой, оставляют без внимания как минимум 20% и самое большое 150 € в месяц.

Взыскание социального пособия назад

Обычно социальное пособие не взыскивают назад. Социальное пособие или часть его взыскивают назад от получателя пособия

  • если социальное пособие одобряется в качестве аванса под будущий доход/льготы/выплаты на то время, когда просителя пособия какое-то ходатойство на получение денег рассматривается (например, заявление на получение пособия по безработице, пособие на жилье, пособие на учебу, алименты и тому подобное)
  • если у получателя пособия есть такие доходы, средства или собственность, которые еще не находятся в его распоряжении в момент одобрения социального пособия
  • если получатель пособия умышленно пренебрегает обязанность заботиться о своем материальном обеспечении
  • если обязанный выплачивать алименты умышленно пренебрегает своими обязанностями плательщика алиментов – тогда пособие взыскивают назад с обязанного выплачивать алмиенты
  • если согласие на выплату социального пособия вызвано участием данного лица в забастовке

Как и откуда можно запросить получение социального пособия?

Социальное пособие запрашивают главным образом письменным ходатайством или заказывая время в конторе социального обслуживания. Бланк ходатайства на предоставление социального пособия можно получить с интернет-страниц Вашего города, или из конторы социальной службы или из конторы общего муниципального обслуживания (например, Kaupungin-talo).

Ходатайство доставляют с приложениями в контору, которая обслуживает район, в котором живет проситель, или в специальный почтовый ящик социальной службы. Конторы открыты с 8.15 до 12.00. Более подробные сведения можно получить от консультантов по работе с клиентами, а также по телефону-консультации, где происходит информирование и заказа времени на прием с 9.00 до 12.00.

Различия финской и русской систем социальной защиты - помощи социально незащищенным слоям населения огромны, их особенности могут заинтересовать широкие круги населения по обе стороны границы.
О том, как защищают своих граждан власти в России и Финляндии рассказываю далее на конкретных примерах. Понятно, что социальная защита зависит от многих факторов, но тенденции вполне очевидны.
Вот некоторые сведения о социальной системе Финляндии. После получения вида на жительство (oleskelulupa) иммигрант имеет право на все виды социального обеспечения на общих основаниях независимо от гражданства. Пенсия же складывается из следующих выплат: «рабочей пенсии» – то, сколько успел заработать, «народной пенсии» - чтобы получать ее в полном объеме претенденту необходимо прожить в Финляндии 40 лет - с 16 до 65 лет. Причем, если проживешь меньше - получишь часть «народной пенсии»; к примеру, прожив 10 лет, получишь 25%. Третья возможная выплата – специальная пенсия для иммигрантов, при назначении которой учитывается размер пенсии, получаемой из-за границы, с родины иммигранта. Впрочем, многие мои бывшие сограждане, из тех, кто переехал в разные годы на ПМЖ в Финляндию предпочитают вовсе забыть о «русской пенсии на родине», поэтому они пользуются всей системой привилегий в Финляндии. Как здесь это происходит?
К примеру, двум пенсионерам, составляющим одну семью, определён прожиточный минимум в 412,68 евро в месяц каждому с учетом расходов на квартплату и лечение. Таким образом, 412 Евро это тот остаточный минимум на одного человека, получающего пенсию в Финляндию, рассчитанный после уплаты всех необходимых обязательных платежей, который ему гарантирует государство.
Пособие на детей (lapsilisд) в месяц различается в зависимости от количества детей в семье: так за первого ребенка государство отдает гражданину из бюджета 97,15 евро, за второго - 105,8 евро, за третьего уже 135,01 евро, за четвертого ребенка 154,64 евро, а за пятого и каждого следующего 174,27 евро. Причем эти деньги поступают на счет одного из родителей детей не номинально, а в обязательном порядке, несмотря ни на какие катаклизмы, именно так демократическое государство Финляндия гарантирует прогрессивную шкалу социальной помощи детям и их родителям, прямо или косвенно поощряя прирост населения страны. Причем доходы родителей на размер пособия не влияют.
У опыта нет отрицательного знака. Но есть сравнение, основанное на фактах, которые, как известно не скроешь при всей их нелицеприятности для русских властей. В России органы социальной защиты номинально работают при администрациях муниципальных районов субъектов Федерации. К сожалению, или к счастью мне, главе многодетной семьи, состоящей из четверых несовершеннолетних детей и умницы-жены, не надо далеко ходить за примерами, или паче чаяния использовать чужой непроверенный опыт.
С доходами семьи ниже прожиточного минимума (из-за количественного состава семьи), чтобы компенсировать расходы на лекарства для детей и взрослых нам приходится постоянно, раз в месяц доказывать властям несостоятельность семейного бюджета. Причем менталитет моих сограждан, временно находящихся при власти таков, что в трех случаях из четырех нам отказывают на основании того, что «в бюджете нет денег» - так они отвечают неофициально, мне лично, сетуя на вечные проблемы в этой стране, к которым ныне еще прибавилась вполне заслуженная изоляция со стороны евросообщества, санкции, которые моя семья и вовсе не заслужила, разве что несчастьем рождения и последующей жизни в этом государстве. А на языке официальных ответов указывают, что, де, комиссия уже оказала нам помощь… в прошлом году. Более того, несовершенство российских законов просто и традиционно ужасает тех, кто встречается с ними лицом к лицу. Безработным я признан быть не могу, потому что имею доход в виде гонораров, а работать по трудовой книжке тоже не могу, потому что работаю по договорам авторского заказа с разными издательствами. Чиновникам от администраций мерещатся, от зависти, вестимо, баснословные мои гонорары и им кажется, что я официально показываю не все доходы. Но предметно доказать этого они не могут в виду все тех же несовершенных российских законов.
То есть доходов нет, но они теоретически предполагаются, поэтому оказывать помощь «богатой» семье с четверыми детьми вовсе нет необходимости. Так считают главы администраций во Фрунзенском и в Калининском районах славного города Санкт-Петербурга. Круг замкнулся. Гражданин страны, и не самый плохой из ее граждан, вместе с семьей остается брошен государством. Спасение и обеспечение семьи представляется всеми с молчаливого согласия российских властей делом рук главы семьи. Собственно, в этой ситуации нет претензии, и, если кто-то ее увидит между строк – перекреститесь; ибо обязанность заботы о семье, о детях суть безусловные родительские обязательства и мною выполняются. Но говорить о том, что органы социальной защиты населения в России, на которую, как нам вещают, нападают со всех сторон, поэтому, дескать, надо всем терпеть - на примере конкретно моей семьи реально оказывают эту самую защиту, значит, идти против фактов. Если жизнью недоволен сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям. Я действительно предъявляю претензии в первую очередь к себе – никто не заставлял меня рождаться в России.
Посудите сами, каков контраст между оной, взятой за пример, сферой деятельности в России и Финляндии. В Финляндии вопросами социальной защиты ведает Бюро социального обеспечения народонаселения Финляндии KELA. В России – в каждом регионе существует профильные комитеты, департаменты и отделы. Однако, по двум последним годам наглядно видно, какие проблемы в России уже много месяцев чувствуют граждане и их дети из-за санкций.
И опять же мы возвращаемся на «притчу во языцех» о том, насколько для государства ценен каждый человек, в этом то и есть огромная разница. Меня могут покритиковать за «вынос сора из избы», но дальновидные и мудрые люди должны понимать, как писал Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их».
От своих огрехов, ошибок и вредных привычек нет смысла прятаться, как нет смысла заклеивать скотчем кровоточащую рану. Да, вы ее не видите, но проблема при этом не только не решена, а усугублена. Поэтому нет друзей или врагов, есть лишь Учителя…». Эту проблематику надо бы взять для опыта, для совершенствования системы социальной защиты в Российской Федерации, но ценность урока, как всегда в этой стране, останется лишь в умах немногих невлиятельных на решения власти лиц.
А между тем властям надо не обижаться, а хорошо подумать о том, каким образом изменения системы социальной защиты смогут положительно влиять на трудовую жизнь граждан. Реформирование организации социального обеспечения в России должно, на манер финского опыта, уменьшить бюрократию и коррупцию на местах, поддержать трудовое население и упростить сложную систему привилегий и социальных лифтов.
Сегодня введение безусловного основного дохода в Финляндии на уровне 1000 Евро большинство граждан считают хорошей идеей. Исследование в этой области еще ведутся и формирование национальной модели предполагается закончить в конце 2016 года. Да, в Финляндии и сегодня ведутся горячие споры о том, кто имеет право на получение фиксированной денежной суммы, каков будет размер базового дохода, каким образом будет происходить финансирование, с какими трудностями столкнутся налоговая система и служба социального страхования, и каким образом национальная социальная система сможет поддерживать минимальный уровень оплаты труда. Но в этой стране есть уверенность, что решение вопроса именно на пользу гражданам так или иначе будет найдено, чего не скажешь о России, где нам предлагается просто номинально ходить на выборы, кормить чиновников, и выживать на свой страх и риск.
Разговаривал на эту тему с многими вполне информированными коллегами из Финляндии. Финны считают, что россияне привыкли говорить о «плохом»: проблемах и неприятностях, вместо того, чтобы что-то сделать, а финский этикет этого не допускает. И следующим, как правило, является вывод о слабости россиян: финская этика требует не обременять другого своими проблемами, принятые в социуме формы выражения чувств сильно различаются. Финны не «холоднее» россиян, эмоциональный мир ничуть не беднее мира другой культуры, они восхищаются «русской душевностью», но не говорят о себе: «ну, и дурак же я!». Россияне часто именно о так о себе и о своей стране отзываются, так что людям, не знающим соответствующего культурного кода, подобное кажется «потерей лица», бесполезным или даже глупым публичным самоунижением. Но понять извечную русскую тоску о том, что над тобой поставлены некомпетентные люди, власть в России – всего лишь видимость, обычный гражданин должен или бунтовать, или принять «правила игры» подопытного кролика, причем в обоих случаях рано и поздно погибает, а управленческие кадры подобраны по принципу преданности «вертикали власти», иностранцу не просто.
Действительно почему русские кладут в чай много сахара, но не размешивают его хорошенько, и не допивают сам чай? Поди пойми – что это за страна такая, хотя бы даже в сравнении двух систем социальной защиты. И та, и другая системы не удовлетворяют жителей, но насколько же они разные в части организации качества внимания к гражданам.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно. Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников). Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому рабочему.

Стране стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком; - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, старшего поколения.

Финляндия- с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством. Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума.

Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения. Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении.

Министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию. Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя. Пенсионные фонды в Финляндии и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц; занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения. В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане.



Первый закон о социальном страховании в Финляндии был принят в 1901 г. В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно.

Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).