Проект в подготовительной группе история моего села. Проект модульной программы

  • 06.09.2024

Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать у детей любовь к родному селу.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.

Развивающая:

развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект в ДОУ « Моё любимое село»

Актуальность реализации проекта

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина…… Но наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему селу. Ведь каждое село в России уникально, необычно по своему. И показать ребёнку красоту родного села – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Данный проект: «Моё любимое село» поможет ребятам узнать историю села, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться!!!

Новизна проекта:

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, развитие речи, изобразительного искусства.

Проблема:

Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного села, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, умеют опыт совместной деятельности с родителями.

Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Место проведения: МКДОУ «Царевский детский сад»

Сроки проведения : март – апрель 2015 года.

Режим работы : во время и вне занятий.

Участники проекта : Воспитатель, родители, дети.

Возраст детей : средний.

1 этап. Целеполагание.

Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать у детей любовь к родному селу.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.

Развивающая:

развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

2 этап. Разработка проекта.

1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

5.Работа с родителями: договориться с родителями о том, чтобы смастерили из подручного материала и принесли на занятие макеты домиков.

3 этап. Реализация проекта.

1. Занятия познавательного цикла

Беседа «Моё село, моя улица»

Беседа « Я и моя семья» Приложение 1

Беседа « Общественные места» (презентация)

Беседа « Достопримечательности села»

2. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин». Приложение 2

Настольно-печатная игра лото «Профессии», «Кто, где живёт».

Словесные игры «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».

3. Чтение и заучивание Приложение 3

Стихотворение П. Воронько “Лучше нет родного края” (заучивание);

Стихотворение М. Джумаева “Ромашки весь луг засыпали”;

Стихотворение А.Прокофьев “Березка”;

Стихотворение М. Познанская “О Родине”

Стихотворение А.Прокофьев “Солнышко”;

Стихотворение А. Бродский “Солнечные зайчики”.

4. Прослушивание музыкальных произведений

-“Здравствуй, Родина моя!” Муз. Е. Чичкова. Сл. И. Ибряева;

-“Дружат дети всей земли” Муз. Д. Львова-Компанейца. Сл. В. Викторова;

-“Улыбка” Муз. В. Шаинского. Сл. М. Пляцковского;

5. Продуктивная деятельность.

Рисование «Мой дом», «Моя семья». Приложение 4

Аппликации: «Детский сад», «У пруда».

Лепка: «Деревья вокруг», «Домик в деревне»

6.Экскурсии

Экскурсия к памятнику «Погибшим воинам»; Приложение 5

Экскурсия в библиотеку; Приложение 6

Экскурсия в клуб; Приложение 7

7. Итоговый продукт

Выставка макетов домов семей воспитанников; Приложение 8

Сюжетно – ролевая игра «Деревня» Приложение 9


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Крым – Сарайская основная общеобразовательная школа»

Бавлинского района Республики Татарстан

Проектная работа на тему: «Село мое родное»

для детей 6-7 лет

Воспитатель: Теребенина С.М.

Крым-Сарай, 2018

Введение……………………………………………………………………………….3

Основная часть………………………………………………………………………...5

Заключение…………………………………………………………………………….9

Список используемой литературы…………………………………………………..10

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается,
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…

М. Матусовского

Введение

В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Но не каждый с уверенностью может рассказать о своем родном крае, его прошлом.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей родины.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цели проекта:

  • Формирование представлений о родном селе.
  • Формирование у детей гордости и любви к родному селу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, традициями, обычаями, играми и праздниками.

Задачи проекта:

  • Пробуждать интерес и любовь к культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
  • Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
  • Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, проявить чувство любви к родному селу, краю, восхищения природой, родным домом, местными достопримечательностями.
  • Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с библиотекой, школой.
  • Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
  • З акрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада

Методы проекта:

  • беседы;

Выставки детских рисунков;

Выставки фоторабот, совместно подготовленных с родителями;

Рассматривание альбомов;

Посещение памятных мест, заочные экскурсии

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.

Тип проекта : групповой, семейный, с привлечением родителей.

Сроки проведения: среднесрочный (1 мес.)

Вид проекта: творческий, исследовательский, комплексный, игровой, информационный.

Обеспечение проектной деятельности

Материально-техническое: наглядный материал, иллюстрации, фотографии с изображением села.

Предполагаемые результаты реализации проекта. Дети будут знать историю родного села, его достопримечательности. Бережное отношение к природе родного края.

Основная часть.

Для успешной реализации проекта, нужно подобрать материал, картинки, фото, видео; провести беседы с родителями и детьми, что бы вывить знания о своем селе.

Проект разделяем на 3 этапа:

  • 1этап - подготовительный;
  • 2 этап - основной, реализация проекта;
  • 3 этап - заключительный, подведение итогов

1 этап подразумевает в себе постановление темы проекта, установление целей и задач, используемые материалы, литературу. Разработку дидактических игр, наглядно- демонстрационного материала (фото, картинки, видео файлы о селе.)

2 этап - реализация проекта

Сроки реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Итоговое мероприятие

1 неделя

Беседа . «Мой дом», «Где я живу?»

Цель: выявить уровень знаний детей о месте, где живут; формировать представление о родном селе, своём районе.

Сюжетно-ролевая де ятельность: «Дом», «Семья»

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"

Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми по созданию альбома о родном посёлке.

Изготовление альбома «Мое село»

2 неделя

Экскурсия в библиотеку (мини- музей)

Цель: Знакомство с истоками русского народа, предметами быта прошлого времени.

Исследовательская работа «Как появилось село?»

Цель : Вовлечь детей в поисковую деятельность в процессе знакомства с историей родного края; познакомить детей с историей возникновения с.Крым-Сарай; развивать познавательную активность детей.

Чтение и заучивание стихов про край родной

Участие в мероприятии «День села», чтение стихов о родном крае.

Цель : Формирование нравственно – патриотического воспитания детей, прививать любовь и гордость к родному селу.

Чтение стихотворений о родном посёлке « Родное село»

Александр Егорович Пьянов

Цель: познакомить с поэтом нашего села, с его произведением. Прививать любовь к родному краю и гордость за него.

Цель: Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

Создание макета «Моя улица (мое село)»

3 неделя

Экскурсия в школу.

Цель: расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе;

Прогулка в парк.

Цель: установление единства в воспитании детей, бережное отношение к природе.

Беседа «Моя семья», «Праздники и традиции в семье»

Цель: Формировать знания о семье, из кого состоит, как зовут членов семьи.

Просмотр видеоролика «Памятью согреем сердца» (посвященный героям и ветеранам ВОВ)

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, биографией и подвигом наших земляков, и героем ВОВ, Панарин Михаил Петрович

Цель: совместная деятельность родителей с детьми по созданию альбома о традициях нашего села.

Изготовление альбома «Традиции нашего села»

4 неделя

Прогулка по главной улице нашего села.

Цель: закрепление с детьми название улиц, маршрутов от дома до детского сада. Обратить внимание на красоту и порядок нашего села, формировать бережное отношение к природе родного края.

Беседа: «Достопримечательности моего села»

Цель: Формировать знания о достопримечательностях родного села, привить бережное отношение к ним.

Прогулка в лес.

Цель: ознакомление с природой родного края, формирование бережного отношения к окружающему миру, любви родному краю.

Чтение Д. Родари "Приключения Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства)

Беседа «Село мое родное»

Цель: Усвоение полученных знаний о родном селе.

Участие семей воспитанников в конкурсе рисунков «Достопримечательности нашего села»

Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Выставка рисунков «Достопримечательности нашего села»

3 этап – заключительный

Заключение

Заключительный этап - подведение итогов работы проекта, так как проект еще не апробирован, мы не можем говорить о полученных целях и решенных задачах данного проекта. Следует только выдвинуть предполагаемые результаты

У детей:

  1. Освоение детьми доступных знаний об истории родного края. Дети знают основные достопримечательности своего села, историю возникновения села Крым-Сарай
  2. Проявление детьми внимания и бережного отношения к достопримечательностям родного края, и природе своего села.
  3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

У родителей:

  1. Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
  2. Проявление себя, как активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

Список используемой литературы

  1. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации, Маханева М. Д.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2010
  3. «Комплексные занятия по программе “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа ФГОС, 2018

Https://сайт/detskiy-sad

Интегрированные занятия

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ.
ДОМИК ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, конструирование, коммуникативная.

Цели: развивать общие представления о множестве, умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; учить решать простые арифметические задачи на вычитание; учить самостоятельно выбирать способ (прием) сопоставления групп предметов; работать сообща; познакомить с приемом работы по выкройке.

проявляет интерес к новым знаниям и умениям; активно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; способен выполнить конструкцию дома из бумаги по выкройке.

Материалы и оборудование: карточки, геометрический материал, предметы для счета; солома, плотная бумага, клей, пергаментная бумага; ножницы, кисточка, карандаш, линейка.

– В еловом лесу начала охоту за зайцами хитрая лиса. Давайте построим для зайчат домик, где они смогут укрыться от рыжей плутовки.

2. Задания «Количество и счет».

– Прежде чем строить дом, надо подготовить и посчитать строительный материал. В этом нам поможет наука математика.

А как считали древние люди, которые не знали цифр? Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, учителя, старшие братья и сестры, а первобытным людям не у кого было учиться. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – напротив берлоги, трех с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

– Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный.

У домика утром

Два зайца сидели

И дружно веселую песенку

Пели.

Один убежал,

А второй вслед глядит.

Сколько у домика

Зайцев сидит? (Ответ: 1.)

– Рассмотрите картинки с рисунками.

– Чем похожи предметы?

– Чем отличаются?

– Сколько всего листочков?

– Сколько маленьких листочков?

– Сколько березовых листочков?

– Сколько дубовых листочков?

– Каких листочков больше?

Игра «Спаси зайчат».

Воспитатель дает детям общую картинку с изображением зайцев и лис.

– Проведите на листе линию так, чтобы зайцы оказались внутри, а лисы – снаружи. Сколько зайчат вы спасли? Сколько лисят осталось за линией? Кого больше? (Зайчат.) Кого меньше? (Лисят.)

Дети выполняют задание коллективно.

3. Конструирование «Домик из природного материала» * .

Инструкции.

1. Вначале из бумаги делаем выкройку боковых стен дома по принципу изготовления коробки (две противоположные стенки прямоугольной формы, две другие, как показано на рисунке).

2. Затем на выкройке карандашом намечаем окна и двери, вырезаем их, после чего стенки склеиваем клеем ПВА.

3. Для того чтобы оформить соломой, ее готовим так: предварительно обработанную (запаренную) солому разрезаем вдоль и наклеиваем на пергаментную бумагу. С помощью условной мерки переносим размеры стен на изготовленную солому, наклеенную на пергаментную бумагу, вырезаем детали и наклеиваем их на соответствующие стенки домика.

4. Крышу домика вырезаем отдельно из той же плотной бумаги, что и стены, обклеиваем соломой, после чего крышу приклеиваем к стенкам.

Дети изготавливают домики подгруппами из трех человек.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все домики и выберите наиболее аккуратные. Зайчата благодарят нас за помощь.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная.

Цели: познакомить с правами (право на игру, право на занятия, право на прогулку) и обязанностями (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) детей; знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений; формировать представление о главной мысли былины.

Возможные достижения ребенка: отвечает на вопросы педагога, используя в речи антонимы и сложные предложения; определяет жанр прослушанного музыкального и литературного произведения; пересказывает содержание былины по опорным картинкам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением героев сказок; иллюстрации былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1. Введение игрового момента.

– Отгадайте загадку:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А… (Соловей-разбойник.)

– Надо помочь богатырям победить Соловья-разбойника.

2. Игра-беседа о правах и обязанностях дошкольника.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

– Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

– Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? (Он был не похож на других.)

– Кто и какое право нарушил в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса. Право на неприкосновенность жилища.)

– Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»?

– Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв брата? (Похищение детей.)

– Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? (Правом на бесплатное образование.)

– Вспомните сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», на какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну в лес и бросить ее связанной в лесу? (Личная неприкосновенность, право на жизнь и свободу.)

– Вспомните сказку С. Аксакова «Аленький цветочек», каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель? (Право на свободное передвижение.)

3. Путешествие по былинам.

Звучит гусельный перебор.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Но кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает.

А кто предков своих стыдится, тот через это срамится.

– Давайте отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам. Что такое былина? (Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.) Былина – это не простой пересказ истории, ее задача – прославить богатыря и его подвиг. Былины раньше пелись. Сказители обычно владели одной-двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает свой сказ про Д ревнюю Русь, про старину стародавнюю. Рассмотрите картину В. М. Вас-нецова «Богатыри». Какое у вас впечатление от увиденного? Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины, художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволивший ему так правдиво изобразить богатырей. Глядя на полотно, мы будто видим живую историю Древней Руси. Знаете ли вы, что В. М. Васнецов писал «Богатырей» около 20 лет? Нам трудно представить богатырей иначе, чем они изображены на этой картине. Знаете ли вы имена богатырей? Как они выглядят? Что их объединяет? Рассмотрите пейзаж на картине. Что вы о нем скажете? Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи. Рассмотрите карточку с изображением печи и колодца . (Это вещи из былины про Илью Муромца.) А сейчас давайте попробуем с вами рассказать былину сами, а помогут нам в этом опорные картинки. (Сидящим полукругом детям предлагается рассмотреть опорные картинки с условными изображениями эпизодов былины.) Давайте попробуем пересказать былину с опорой на сюжетные картинки: «В городе в Муроме жила семья и был у них сын Илюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 года. Однажды к нему постучались калики перехожие и попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное: встал Илюша, испил сам водицы и почувствовал в себе силу богатырскую». Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды – выберете нужную и назовите её.

Показывает картинки, дети выбирают нужные, затем возвращаются к опорным картинкам и продолжают пересказ.

«А как стал Илюша богатырём, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей-разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается». На Руси всегда любили померяться силушкой богатырской.

Дети возвращаются к картинкам и завершают пересказ.

«Когда Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь Ильи Муромца стал спотыкаться. А богатырь берёт тугой лук разрывчатый и стрелу калену, накладывает и стреляет во врага и выбивает право око со косицею. Пристегнул Соловья-разбойника к стремечку и повёз по чисту полю. Прямо в стольный Киев-град ко князю Владимиру».

– Послушайте стихотворение И. Никитина «Былины».

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? (Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора.)

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре. И был тот Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора могли только горы – вот там-то он и проживал. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да хвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив». А народ-то стал забывать его, нужен был такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.

Вот такой богатырь и пришел на смену Святогору-богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец. Илья Муромец – единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской лавры. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны с защитой родины: он борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд народа.

Былины о Добрыне связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием. Обычно действие происходит вблизи Киева – исторического центра России. В Добрыне проявляются черты народного героизма – непреклонная решимость защитить родную землю, постоянная готовность к борьбе. Соловей-разбойник – один из самых загадочных персонажей русского эпоса. Это чудовище-птица, страж границы двух миров, способный убивать своим свистом и криком; место его обитания – огромные деревья. Он преграждает дорогу к Киеву. Илья Муромец, побеждая Соловья-разбойника, очищает дорожку прямоезжую. Ведь именно такие прямоезжие дорожки оказывались обычно захваченными врагами. Поэтому очищение их от «соловьев-разбойников», чинивших разбой на дорогах, приравнивалось народом к подвигу.

Своим подвигом Илья Муромец уничтожил одно из препятствий, мешающих объединению русских земель.

4. Итог занятия.

– Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Где можно встретить в наше время богатырей? (Спасатели, пограничники, космонавты и т. д.)

Соловей-разбойник обещает нам быть теперь очень добрым.

МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: дать детям знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам; формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким; познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка ; учить понимать образное содержание произведения, главную мысль русской народной сказки; совершенствовать умение связно передавать содержание произведения.

Возможные достижения ребенка: составляет рассказ по предложенной теме, используя в речи сложноподчиненные предложения; имеет представление о составе своей семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; умеет выполнять движения пальчиковой гимнастики по словесной инструкции; умеет пересказывать сказку, оценивать поступки и характер героев сказки.

Материалы и оборудование: сундучок, сборник «Русские народные сказки», родословные воспитанников (схематические изображения); фотографии членов семьи.

1. Введение игрового момента.

Кто-то стучит в нашу дверь. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это:

Мальчик луковичка я!

Интересна жизнь моя.

Стрелы я пущу из лука,

Их возьму у папы-лука. (Чиполлино.)

Воспитатель показывает игрушку Чиполлино.

– Чипполино просит нас рассказать о том, с кем вы живете и как вы любите свою семью.

2. Беседа на тему «Мой дом, моя семья».

– Давно-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Люди в этих деревнях были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озерах.

Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо и ласково обращались со своими друзьями, бедными людьми, странниками. Когда к ним в гости заходил какой-нибудь бедный человек, его приветливо встречали и угощали. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали (относились с глубоким уважением) , советовались с ним. Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: навести порядок, с младшими сестренками и братьями поиграть, в саду, огороде родителям помочь. Вот так жили наши предки.

У кого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, брат или сестренка? Это ваша семья. Вы тоже дружно живете в своей семье? Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им. Бывает ведь, что надо помочь сделать что-нибудь: отыскать потерянные бабушкой очки, принести из кухни посуду, убрать игрушки. Таких маленьких обычных дел случается очень и очень много, но в каждом из них, словно огонек, светит ваша доброта. Расскажите о том, как вы помогаете дома, заботитесь о близких. Объясните, как вы понимаете пословицы разных народов о доме, близких людях: материнское сердце лучше солнца греет; при солнышке тепло, при матери добро; отца не хлеб кормит, а доброе слово детей; для внука дедушка – ум, для дедушки внук – дело; золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Выполните задания.

Задание 1. П опроси маму, бабушку о чем-либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу; у брата беда – сломался грузовик – утешь его.

Задание 2. Папа задержался в командировке, мама расстроена, утешь ее.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

– Расскажите о правилах культуры отношений с близкими людьми. (Надо быть приветливыми, доброжелательными, проявлять к ним внимание и заботу, делать это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.)

3. Русская народная сказка о животных «Лисичка-сестричка и Волк».

– Послушайте русскую народную сказку о животных «Лисичка-сестричка и Волк».

– Понравилась вам сказка?

– Кто главные герои сказки?

– Какова Лиса? Как об этом сказано в тексте?

– Кого она перехитрила?

– Докажите, что она умная, хитрая.

– А каков Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля.)

– Найдите, как об этом сказано в сказке.

– Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?

4. Итог занятия. – Назовите главных героев сказки. – О чем хотел рассказать автор? Чему учит эта сказка? – Чиполлино благодарит нас за работу.

ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛУ.
РАССКАЗ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная.

Цели: расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе; учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи.

Возможные достижения ребенка: принимает активное участие в игре; умеет договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности; пересказывает содержание небольшого литературного произведения, оценивает поступки и характер героев рассказа, используя в речи соответствующую лексику; сопереживает героям рассказа.

Материалы и оборудование: картинки с изображением школьных принадлежностей для учеников и учителей и предметов, не относящихся к обучению в школе.

1. Организационный момент.

– Незнайка просит вас провести для него экскурсию в школу.

2. Игра «Экскурсия в школу».

– Где проходят уроки в школе? (В кабинетах.) А как понять, в каком кабинете математика или музыка? (На дверях висят таблички с названиями школьных дисциплин.) Посмотрите на картинки с изображением предметов (фортепиано, тетрадь, учебник «Букварь», скакалка, отвертка, акварельные краски, пила, футбольный мяч). Подумайте, каким учителям и на каких уроках пригодятся.

– Отгадайте загадки про школьные предметы.

Шар не велик,

А лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет. (Глобус.)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш.)

Если ты не прачка, друзья,

Стираю старательно я. (Резинка.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я?.. (Тетрадь.)

По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чистая страница. (Доска.)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал.)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель.)

3. Игра «Что положить в портфель?».

Рассмотрите нарисованные предметы. Какие из них понадобятся вам в школе?

Дети выбирают из предложенных картинок изображения школьных предметов.

4. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Воспитатель читает рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Вопросы:

– Как вы понимаете словосочетание «тёплый хлеб»?

– Понравился ли вам мальчик? Почему?

– Какой Филька? Почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филипком, а Филькой? Почему он живёт с бабкой?

– Почему Филька и бабка только вдвоём?

– Вам жалко Фильку? Почему? (Неласковому и нелюбимому всегда гораздо труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят.)

– Что произошло?

– Как бабушка указала Фильке на его поступок?

– Какое решение принял Филька?

– Как вы думаете, что ещё не сделал Филька?

– Почему при чтении этого рассказа у вас, ребята, менялось настроение?

– Вам запомнилась бабушка Фильки? Чем?

– У кого есть бабушки? Прислушиваетесь ли вы к их советам?

– В чем сходство истории, произошедшей с Филькой, с историей, рассказанной бабушкой?

– Что произошло в душе мальчика после этого рассказа бабушки?

– Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное исправлять?

– Что придумал Филька?

– Почему сказка называется «Тёплый хлеб»?

– Как вы отнеслись к герою сказки после того, как он не только сожалел о своей жестокости, но и принял на себя вину в случившейся беде?

– Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, деятельное сострадание.

5. Итог занятия.

– Назовите главных героев этого произведения.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС.
НАРИСУЙ СВОЮ ЛЮБИМУЮ ИГРУШКУ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Цели: учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и ее характерные детали; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги; развивать воображение.

Возможные достижения ребенка: эмоционально реагирует на литературные и музыкальные произведения, красоту природы осенью; знает характерные признаки осени и соотносит с этим периодом особенности жизни растений; составляет небольшой рассказ о любимой игрушке, употребляя в речи синонимы; самостоятельно выполняет рисунок игрушки разными способами.

Материалы и оборудование: запись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» из серии «Времена года»; игрушки; бумага разного формата, карандаши цветные, простой графитный карандаш.

1. Организационный момент.

– Наши куклы заблудились в осеннем лесу. Давайте поможем куклам вернуться домой.

2. Игра-путешествие в осенний лес.

– Закройте глаза и послушайте музыку.

Звучит музыка П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь».

– Какие картины увидели? Какое время года себе представили? Подходит ли к этой музыке отрывок из стихотворения Ю. Коринца «Листопад».

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу.

Шепчут листья: «Улетим!» –

И ныряют в лужу.

– Назовите осенние месяцы. Давайте посмотрим, какие изменения происходят в каждом осеннем месяце. Послушайте стихотворение
К. Бальмонта «Сентябрь».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.

– Как меняется природа в сентябре? Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Октябрь».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрытые небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

– Как изменяется природа в октябре? Послушайте стихотворение С. Есенина «Ноябрь».

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

– Как меняется природа в ноябре? Назовите признаки осени в лесу. Я буду вам читать утверждения, а вы при помощи сигнальных карточек покажите, согласны ли вы со мной или нет.

1. Осенью температура воздуха опускается до 0 градусов.

2. Осенью день становится длиннее.

3. Осенью деревья становятся самыми красивыми. Что их делает красивыми?

4. Птицы прилетают из тёплых стран.

– Объясните пословицы и поговорки про осень:

Будет дождь – будут и грибки.

Зима спросит, что припасено в осень.

3. Рисование по замыслу «Нарисуй свою любимую игрушку».

– Расскажите о своих любимых игрушках.

– Какую игрушку вы будете рисовать? Какая для этого нужна бумага?

– Как надо рисовать контур простым карандашом? Как закрашивать цветными карандашами? Помните, что игрушку надо рисовать крупно, во весь лист.

Дети самостоятельно рисуют свою любимую игрушку.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее интересные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Куклы благодарят вас за помощь.

Пальчиковая игра:

«Кто живет в моей квартире ?» Раз, два, три, четыре,

(хлопки в ладошки)

Кто живет в моей квартире?

(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

(руки в сторону)

Папа, мама, брат, сестра,

(загибают пальцы по одному на каждой руке)

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

Пальчиковые игры: «Наша страна»

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

Пальчиковая игра: «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Ударяют кулачком о кулачок.)

Молоток бери мой друг!

Мы построим новый дом,

(фигурка «дом»)

Есть окошко в доме том.

(фигурка «окошко»)

Есть ещё одно, повыше,

(фигурка «окошко» повыше)

Есть труба вверху на крыше.

(фигурка «дом», мизинец отставляют в сторону – труба.)

Дом готов, зовём гостей: «Приходите поскорей!»

Физкультминутки

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свое места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы упругий мяч.

Утром дети в лес пошли

(шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли

(Равномерные приседания)

Наклонялись, собирали –

(Наклоны вперед)

По дороге растеряли

(Ритмичное разведение рук в стороны)

В комнату вошел мой папа.

(шаги с высоким подниманием бедра)

Мама в шкаф убрала шляпу.

(встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пес.

(присесть, руками обхватить колени)

Ну а я большой арбуз принес.

(встать развести руки в стороны)

Дидактические игры

1.«Найди отличия»

Цель. Учить сравнивать характерные особенности, построек прошлого и настоящего, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном селе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Материал к игре: фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного села.

2.«Собери пазл»

Цель. Учить из частей составлять целое (из фрагментов - вид села).

3.«Интервью»

Цель. Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме

«Мое село». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному

Материал к игре: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент

газеты».

Вопросы к игре: Где живешь? Назови свою улицу? Какие знаешь достопримечательности? и т.д.

4.«Угадай что изображено на картинке?»

Цель: Учить детей сопоставлять фрагменты картинки.

Материал к игре: презентация, картинки с изображением села, достопримечательностей

5. «Назови свой адрес, название села»

Цель: Учить детей называть адрес своего дома, название села.

Оборудование к игре: мяч

6. «Найди пару»

Цель: Формировать у детей зрительную память, сопоставлять одинаковые картинки.

Материал к игре: картинки с изображением села.

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков)

Привет

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)

О, Родина!..

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.
(А. Жигулин)

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?
Гляди - не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты. Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь - и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
(К. Ибряев)





ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: - ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНИЦИАТИВЫ. -АКТИВИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ПЕДАГОГОВ ИСКАТЬ ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЬМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДЕТСКОГО САДА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1. ЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ РОДНОГО СЕЛА И ЕГО ИСТОРИИ. 2. ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ ВАЖНОСТИ ЗНАНИЙ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО СВОЕГО СЕЛА. 3. ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАБОТЫ, ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, УВАЖЕНИЕ К ЕГО ПРОШЛОМУ.










2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА. 1. ДОНЕСТИ ДО УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА ВАЖНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ. 2. СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ: ПОДОБРАТЬ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ СЕЛА И МАТЕРИАЛ, РАССКАЗЫВАЮЩИЙ О НАСТОЯЩЕМ СЕЛА, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО СЕЛУ, ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПО ТЕМЕ «МОЁ СЕЛО», «МОЙ КРАЙ», «МОЯ РОДИНА». 3. ПОДОБРАТЬ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА. Цель: Уточнение, расширение и практическое применение полученных знаний. Совместная со взрослыми деятельность детей вне занятий включает в себя познавательно-речевую деятельность, художественно-творческую, игровую, продуктивную и др.




ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Рассматривание открыток, фотографий с видами Станового. 2. Чтение произведений о селе местного поэта Ю. Макарова. 3..Чтение: А.Н. Майков: «Сенокос»; пословиц и поговорок о родном селе, крае, Родине; труде людей летом, осенью, зимой, весной. Л.Воронкова «Солнечный денек». Загадывание загадок о Родине. 4..Беседы: «Мы живем в Становом», «Дом в котором я живу», «Труд людей в селе в разное время года». Занятия: «Мой край Становлянский», «В этом селе мы родились», «Растения и цветы нашего луга», «Мы живём в селе» 5. Целевая прогулка: «Наше бескрайнее поле».








СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. 1. ПОДБОР ОТКРЫТОК, ФОТОГРАФИЙ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ АЛЬБОМА ВЫСТАВОК. 2. РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ «ДОМА НА НАШЕЙ УЛИЦЕ». УЧАСТИЕ В ПРАЗДНИКЕ «МОЙ КРАЙ» В КАЧЕСТВЕ ЗРИТЕЛЕЙ. 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА 1. КОНЦЕРТ «МОЙ КРАЙ». 2. ФОТОАЛЬБОМ «МОЁ СЕЛО», «ПАМЯТНИКИ СЕЛА». 3. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «МОЙ ДОМ», «МОЯ УЛИЦА». 4. ФОТОВЫСТАВКА «МОЁ СЕЛО».































воробьева татьяна
Проект в подготовительной группе «Мое село». Патриотическое воспитание детей 5–6 лет на основе культуры родного края

МДОУ «Нылгинский детский сад №3»

Проект

«Мое село - мой край родной »

Выполнила воспитатель первой

Воробьева Татьяна Львовна

Подготовительная группа

Задачи : создать условия для решения задач патриотического воспитания детей 5-6 лет на основе культуры родного края .

Цель : Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе , к родному дому и семье , к истории и культуре родного края .

1. Как и когда появилось наше село ?

2. От куда взялось название села?

3. Чем знаменит наш край?

4. Каковы особенности природы нашего села?

5. Какие народности

6. Герб и флаг нашего села.

Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы, поэтому и был разработан проект «Мое село - мой край родной »

Вид проекта - информационно исследовательский, срочный, групповой детско-родительский .

Участники проекта являются дети 5-6 лет, воспитатель , семьи воспитанников .

Задачи для детей :

Узнать с родителями о возникновении села Нылга, о его названии.

Узнать о труде людей в прошлом и сравнить с трудом настоящего. Узнать о знаменитых людях села

Расширить представление о природе и населении

Выучить стихи о селе.

Задачи для педагога :

Разработать содержание, методы, приемы,формы организации познавательной деятельности.

Разработать систему перспективного планирования мероприятия.

Составить конспекты занятий направленных на воспитание патриотических чувств

Задачи для родителей :

Вовлечение родителей в совместную деятельность в ДОУ по патриотическому воспитанию детей на основе истории культуры родного края .

Срок проведения с 9.10.2017 по 13.10.2017г.

Дата проведения тема ответственный

9 октября 2017г Рисование на тему «С чего начинается Родина» Воспитатель Т . Л. Воробьева

10 октября 2017г. Конструирование «Мое село » Воспитатель Т . Л. Воробьева

воспитатель Т . Л. Воробьева

12 октября 2017г. Какие народности проживают на территории нашего села? Воспитатель Е . В. Петрова

13 октября 2017г. Рисование на тему «Мое село » воспитатель Т . Л. Воробьева

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Я и мой посёлок!».

Руководитель

Мичеева Валентина Леонидовна, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Участники проекта

Педагоги, родители, дети разновозрастной группы 4 – 6 лет.

Заказчик проекта

Администрация МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

База экспериментальной работы

МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Сроки работы

Тип проекта:

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, познавательный, исследовательский.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его семью).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата (исполнитель).
  4. По характеру контактов – в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой (дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы
  6. По продолжительности – продолжительный

Значимая для детей п роблема, на решение которой направлен проект скудные знания детей о родном поселке.

Цель проекта: объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Задачи проекта

  • Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.
  • Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном поселке.
  • Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.
  • Воспитывать любовь к родному поселку.

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края.
  • Изучать историю и культуру родного посёлка, района.
  • Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
  • Знакомить их с культурно-историческими объектами посёлка (библиотека, музей, памятники истории).
  • Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проекта информации.
  • Помогать каждому ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы в познании истории.
  • Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
  • Ориентировать родителей на организацию совместных прогулок по посёлку и за его пределами с целью знакомства с объектами природы, культурного мира родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность.
  • Ориентировать родителей на приобщение на приобщение ребенка к культуре и истории родного посёлка, района.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
  • Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
  • Изучать историю и культуру родного края.
  • Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка, района.
  • Поддерживать интерес у сына/дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
  • Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах поселка, знаменитых людях
  • Рассказывать о своей профессии, о её значимости для посёлка, гордиться своим предприятием.
  • Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

Формы работы над проектом:

  • занятия;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • художественно-творческая деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • слушание музыки;
  • наблюдения.

Название игрового мероприятия проекта:

Продукты проекта

Для детей:

  • творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
  • творческая работа в виде аппликации: «Флаг района»;

Для педагогов :

  • оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
  • оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
  • конспекты мероприятий;
  • оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
  • библиография по теме проекта;
  • проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей :

  • творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
  • фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
  • Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
  • Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
  • Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для детей:

  • сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
  • интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • элементы творческого мышления.

Для педагогов :

  • интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
  • мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • умение планировать проектную деятельность.

Для родителей :

  • сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
  • интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Познание Художественное творчество Музыка Коммуникация Чтение художественной литературы
1. Рассматривание картин, иллюстраций о поселке.2. Беседы на тему:Достопримечательности моего поселка»,

«Мой детский сад»,

«Мой поселок – моя малая Родина»,

«Государственная символика поселка (флаг, герб, гимн»).

3. Просмотр фильма «Советский район. 80 лет».

4. Д/и «Найди флаг своего района»

1. Рисование:«Мой дом, моя улица»,«Поселок будущего».

2. Аппликация:

«Флаг родного поселка».

3. Прослушивание и ознакомление с гимном родного поселка.

4. Слушание песен о родном крае.

5. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

1. Составление рассказов на темы:«Моя малая Родина»,«Что мне нравится в поселке».

2. Представление своей работы сверстникам.

3. Рассуждения на тему «Поселок будущего».

4. Чтение:

И.Суриков «Вот моя деревня»,

И. Векшегонова «Мой край»,

А.Дементьев «Родина»,

Я.Аким «Моя Родина»,

Е.Серова «Родные края»,

И.Агеева «флаг России – триколор»,

К.Ушинский «Наше Отечество»,

Г.Ладонщиков «Родная земля».

5. Ознакомление с пословицами

6.Чтение рассказов,

сказок марийских писателей

Социализация Физическая культура Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления с достопримечательностями поселка).2. Экскурсии в аптеку, на почту.3. Дидактические игры:

«Что вы знаете о своем поселке?»

4. Игра мечта «Мечтатели».

5. Игры с напольными пособиями:

«Азбука дорожного движения»,

«Азбука пожарной безопасности».

6. Инструктажи перед:

целевыми прогулками;

экскурсиями;

продуктивными видами работ.

Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях 1. Информирование (стенды, объявления).2. Совместная продуктивная деятельность:Рисование: «Поселок будущего»,

Фотовыставка «Памятные места нашего поселка».

3. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей.

4. Консультации: «Что мы знаем о нашем районе?»

5. Проведение совместных мероприятий. Игра «Что? Где? Когда?»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Я и мой поселок»

Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи и социальных партнеров
Подготовительный 1. Беседы с детьми (диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.3. Постановка целей и задач работы.

4. Информирование родителей.

5. : оформление выставок рисунков и фотографий.

6. Ожидаемые результаты : использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями.

1. Проблема – скудные знания детей о родном поселке.2. Планируемые продукты деятельности : творческие работы в виде рисунков, аппликации.-Ожидаемые результаты : формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка. 1. Знакомство с планом проекта.2. Определение совместного с ребенком продукта деятельности.3. Планируемые продукты деятельности : рисование рисунка, фото-материалы.

4. Ожидаемые результаты : привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Деятельностный 1. Работа на тему: «Мой поселок – моя малая Родина».2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.3. Чтение произведений.

4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями.

Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяли полученные знания и опыт.

1. В группе: — сбор фотографий;- составление рассказов о поселке «Мой родной поселок»;

— рассуждение на тему: «Поселок будущего».

-Вывод: чаще дети получают информацию впервые.

2. Детское творчество:

Рисунки «Мой любимый поселок», — Совместный рисунок с родителями: «Поселок будущего».

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок».

Изготовление аппликации на тему: «Флаг района».

-Вывод: появляется у детей значимость слова: «Родина».

1. Родители рассказывают детям о зданиях, знакомят с названиями улиц.Вывод: дети мало получали информации о поселке.2. Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют здания поселка. Вывод: родители стали активнее, проявили заинтересованность.
Завершающий 1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома, совместное мероприятие с родителями в форме игры «Что? Где? Когда?»-Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. 1. Представление детьми своего продукта.2. Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.-Вывод: дети испытывали чувство радости, гордости и успешности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

1. Активное участие родителей в реализации проекта-Вывод : папы и мамы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
  2. Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
  3. А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
  4. Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
  5. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 200

Приложение 1.

Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме

«Моя малая родина»

  1. Назови домашний адрес.
  2. Найди герб нашего района.
  3. Что изображено на гербе нашего района?
  4. Что означает изображение рябинки на гербе?
  5. Зачем нужен герб району
  6. Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.
  7. Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.
  8. За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?
  9. Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.
  10. Какие дикие животные живут в наших лесах?
  11. Назови правила поведения в лесу.
  12. Покажи свой посёлок на карте Советского района.
  13. Почему для жителей нашего посёлка дорого обелиск павшим солдатам?

Приложение 2.

Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей?

  1. В каком году был организован Ронгинский район? (25.01.1935 г.).
  2. С какого года центром района стал посёлок Советский? (с 1954 г.).
  3. В каком году Ронгинский район был переименован в Советский? (23.02.1960 г.).
  4. Назовите районы, с которыми граничит Советский район (на севере: Новоторьяльский, на западе: Медведевский, на северо-западе: Оршанский).
  5. На какой улице расположено данное здание?
  6. Что означает изображение на гербе. Флаге Советского района?
  7. Назовите достопримечательности нашего посёлка?
  8. Назовите район, которому принадлежит данный флаг?

Для детей:

  1. Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
  2. Назови домашний адрес?
  3. Найди флаг нашего посёлка?
  4. Покажи свой посёлок на карте Советского района?
  5. Какое здание вы видите на фотографии?
  6. Почему для жителей посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
  7. На какой улице находится детский сад «Родничок»?
  8. Назови профессии людей, живущих в нашей местности?