Воспитание на основе потребностей человека Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном ста5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении. Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах: 1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил. 2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. 3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества. 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства. 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста. 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей. Содержание воспитательного процесса. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие: - организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности); - создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым); формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности); - создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании); - обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни); - психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации); - воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении). Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют: а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт; б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника; в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека. Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационнопотребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования: 1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое; 2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой; 3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, прорепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение; 4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию; 5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности. Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива. Второй путь связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести: - самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»; - способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; - знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни; - признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен); - способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность); - чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений); - активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей; - признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни; - эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору; - включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
- муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
- «Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
- Воспитание на основе потребностей человека
- (по В.П. Созонову)
- Подготовила: воспитатель
- Сажина Алина Сергеевна
- г. Новосибирск
- 2016 год
- В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
- Воспитание (по В.П. Созонову) - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
- 1) в творческой деятельности;
- 2) быть здоровым;
- 3) в защищенности
- 4) в уважении, необходимом
- социальном статусе;
- 5) в смысле жизни;
- 6) в самореализации;
- 7) в удовольствии, наслаждении.
- Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
- ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
- 1. Принцип природосообразности.
- 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.
- 3. Деятельностный принцип.
- 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости», «я» ответственности перед внутренним «Я».
- 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
- 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
- Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно - потребностной сферы личности ребенка.
- Направления воспитательного процесса:
- 1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей и благополучная социализация воспитанника;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
- При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
- а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
- б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие ребенка;
- в) определенные психические новообразования, которые ложатся в основание личности растущего человека.
- Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
- Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
- Критерии оценки результативности:
- Психологический климат коллектива,
- Интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
- Уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
- Характер взаимоотношений ученика и учителя,
- детей между собой,
- степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи всех членов школьного сообщества;
- возможность самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности коллектива.
- Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
- К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно можно отнести:
- Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
- Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой;
- Знание себя, своих психофизиологических особенностей, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
- Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение;
- Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому;
- Чувство собственного достоинства, самоуважение;
- Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;
- Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов и смыслов жизни;
- Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
- Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
- Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности,
- а именно-педагога!
- Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М., «Педагогический поиск», 2003 г.
- Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»: метод. пособие, М., 2000 г.
- https://yandex.ru/images/search?img_url
- obtizdat.ru
- https://yandex.ru/images/search?text=воспитание%20картинки&img_url
- www.artcafe-vistavka.ru
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.
Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого вида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека - вселенского чуда - болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».
В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка. Он убеждён что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспитательной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерии эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становятся очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Сазонова, на таких принципах:
1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.
2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.
4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» я ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.
5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);
Формирование благоприятно нравственно - психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.e. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности защищенности, безопасности);
Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);
Обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером ж образом жизни), в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания саморегуляции, самоуправления в самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);
Воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализации потребности в удовольствии, наслаждении).
Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития; соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника;
в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.
Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления-личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:
1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;
2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;
3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;
4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;
5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных основами и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:
Самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;
Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;
знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);
Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатичность);
Чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений);
Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление кдостижеыню поставленных целей;
Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;
Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться, по мнению B.П. Сазонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагог.
В основе воспитательной системы лежит концепция - это система взглядов на что-либо, основная мысль которой определяет цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Или под концепцией понимается система взглядов, ведущий замысел, основная руководящая идея.
Каждая эпоха выдвигает свои концепции, каждые концепции подкрепляются теорией, каждая теория оформляется через разные технологии (понятие методика шире понятия технология, поэтому методика может реализовываться через различные технологии). Каждая концепция характеризует эпоху, поэтому смена концепций означает социальную революцию.
Современные концепции воспитания:
- 1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции воспитание рассматривается как управление процессом развития личности, ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания, главное в котором - создание условий для целенаправленного, протекающего под социальным и педагогическим контролем систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
- 2. Системно (социально) - ролевая концепция развития личности (автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Я-сфере. Подготовка к "проживанию" этих ролей и есть наиважнейшая задача воспитания.
- 3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е. Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает "предъявителем культуры". В цели воспитания Н.Е. Щуркова закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь, достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.
- 4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности (автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на слове "помощь", имея в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставить некое "пространство свободы", чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам.
- 5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально органи-зованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.
- 6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание - это общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание - это педагогический процесс. Воспитание - это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.
- 7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество.
- 8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная концепция предполагает личностное, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений.
- 9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В. Гавриловец). Конструирование своего "Я" - главное в воспитании. Систематическое самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек - человек. Формирование "Я-концепций", "Я-личности".
К числу достаточно известных концепций также можно отнести следующие концепции:
- - Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).
- - Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).
- - Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).
- - Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
- - Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).
- - Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).
- - Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
- - Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сазонов).
- - Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский) и др.
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.
Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого вида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека - вселенского чуда - болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».
В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка. Он убеждён что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспитательной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерии эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становятся очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Сазонова, на таких принципах:
1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.
2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального идуховного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.
4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» я ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.
5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);
Формирование благоприятно нравственно - психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.e. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности защищенности, безопасности);
Создание условий дляуспешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);
Обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером ж образом жизни), в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания саморегуляции, самоуправления в самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);
Воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализации потребности в удовольствии, наслаждении).
Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапуличностного развития; соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает иосваивает социальный опыт;
б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника;
в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.
Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления-личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:
1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;
2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;
3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;
4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;
5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных основами и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:
Самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;
- способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;
знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);
Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатичность);
Чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений);
Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление кдостижеыню поставленных целей;
Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;
Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться, по мнению B.П. Сазонова, в полезрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагог.
________________________________________________________________________
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ
В последние годы понятие«подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как исследователями, так и практиками. Если в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах- половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно – методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно – ориентированный, средовой, вариативно – модельный, социокультурный, и ряд других подходов.
Однако приходится констатировать, что частое употребление понятия «подход» еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием. Даже небольшой опрос педагогов позволяет убедиться в том, что разный смысл вкладывают они при произнесении одного и того же слова.
К примеру, один педагог понимает под подходом какую – то точку зрения, какой – то взгляд, а другой видит в нем определенную совокупность приемов и способов педагогических действий. Совершенно иные воззрения демонстрируют учителя физкультуры, которые абсолютно уверены, что подход - это выход спортсмена к спортивному снаряду.
Мы полагаем, что подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.
Чаще всего воспитательная деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благодаря ей формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации воспитательной работы.
Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:
1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;
2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;
3) приемы и методы построения процесса воспитания.
Первая составляющая любого подхода - понятия, которые выступают в качестве главного инструмента мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение той или иной ориентации в совершаемой деятельности. Это положение важно учитывать воспитателю при попытке использования нового подхода в своей работе. Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обусловливает название самого подхода. В системном подходе такую роль играет понятие «система», в деятельностном - «деятельность», в коммуникативном - «коммуникация».
Вторая составляющая подхода - это принципы. Вфилософии, педагогике и других отраслях научного знания существуют разные определения принципа Его называют и основополагающей идеей, и исходным положением, и главным правилом, основным требованием. Указывая на неоднозначность его понимания и не вступая в дискуссию по данному вопросу, следует подчеркнуть исключительно важную роль принципов в воспитательной деятельности. В своей совокупности они образуют педагогическое кредо воспитателя и оказывают существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения иотклонений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности.
Третью составляющую подхода можно назвать технологической , так как она складывается из используемых в воспитательной работе приемов и методов, избранных в соответствии с той или иной ориентацией. Ученые подчеркивают, что не существует «жесткой» связи между подходом и применяемыми технологическими средствами. Но в то же время существуют или специально разрабатываются приемы и методы, которые в наибольшей степени соответствуют избираемой ориентации.
Шикарная свадьба сына миллиардера Саломе кинцурашвили сколько раз была замужем
Как сделать бантик-бабочку из ткани
Дети-сироты: что на самом деле происходит в детских домах
Развитие памяти и скорочтения
Как рассчитать нормальный вес для каждого возраста?