«Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью. Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования Экологическое воспитание дете

  • 21.10.2019

Зырянова Лариса
Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

Влияние природы на ребенка огромно : она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий , ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию . В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий , исследовательскую деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных , сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы :

ролевое моделирование;

мозговой штурм;

групповую дискуссию;

диагностирование, анкетирование;

пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

элементы релаксации и психогимнастику;

тренинги;

нетрадиционные приемы по технике рисования .

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию , начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой , сформированных навыков , знания приемов работы с красками, так и приемов рисования . Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево , дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования .

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи :

создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм , звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме , цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия :

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации Р. М. Чумичевой, которая говорит : «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей : «Здоровье» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Труд» , «Безопасность» , «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» .

С помощью ознакомления с художественной литературой : А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо» , С. Михалков «Зяблик» , М. Пришвин «Золотой луг» , «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей :

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе , ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы :

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму , красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать : «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет : «Спасибо, что ты меня ласково погладил!» ;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д. ;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек) ;

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа №43

«Колокольчик»

индивидуальный план работы по самообразованию

в виде проекта

«Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью»

Тюмина Ольга Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г.о. Электрогорск 2015 – 16 уч.г.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Актуальность выбранной темы

«Умение жить в согласии с природой,

с окружающей средой следует начинать как можно раньше.

Известно, также, что истинная красота заложена в природе

и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её». Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.

Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:

    непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;

    к людям, охраняющим и созидающим ее;

    к себе, как части природы;

    к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

    к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Перед нами стоит проблема : какие формы и методы работы по формированию у детей экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к природе.

Объект исследования : процесс воспитания осознанного правильного отношения детей дошкольного возраста к природе с помощью нетрадиционных методов творческой деятельности

В качестве предмета исследования заявлена экологическая культура, как средство воспитания осознанного правильного отношения к природе.

Цель исследования: определение эффективных форм и методов работы (нетрадиционные приемы творческой деятельности) по воспитанию осознанного правильного отношения детей к природе.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

    давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

    формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;

    развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения;

    давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе, в том числе нетрадиционные методы художественной деятельности.

Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему самообразования: «Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью». Я убеждена, изодеятельность имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.

В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:

    формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности;

    через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги, поделку.

В работе ставятся задачи: формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней; учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей; знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.

Экологическое воспитание дошкольников - это новое направление, актуальность которого вызвана современными условиями.

Главной целью в нём можно считать - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.

Задачи:

    формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней;

    прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством;

    учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) развивать творческие способности детей;

    знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы;

    проанализировать результаты деятельности.

Реализуя данное направление деятельности, я применяла комплексный подход к экологическому воспитанию детей. Он предполагал:

    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное

развитие);

    развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общая направленность деятельности:

    организация предметно – развивающей среды;

    выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;

    разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

    словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);

    наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);

    практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

Каждый из видов работ решает определённые задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.

Наблюдение - метод чувственного познания природы.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»

Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности. Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.

Все результаты наблюдений мы с детьми фиксируем в рисунках, поделках, рассказах об увиденном.

В процессе экологического воспитания организовываются прогулки. Структурным компонентом которых являются:

    разнообразные наблюдения;

    дидактические задания;

    трудовые действия самих детей;

    подвижные игры и игровые упражнения.

Например, зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком), организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.

Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.

Работа с природным материалом

Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь», уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей.

Игра

Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки) проводят воспитатели.

Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.

Опыт

Нужно отметить, что детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.

Опыт включает в себя четыре этапа:

    точно определяем проблему;

    из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;

    проводим сам опыт или наблюдение;

    в конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.

Чаще всего опыт связывается с изодеятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией), где дети, сразу же после опыта, воплощают свои наблюдения, впечатления, эмоции.

Мы заметили, что больший эффект производят на детей кратковременные опыты, результаты которых дети видят сразу же.

Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.

Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.

Полученные знания и впечатления дети часто используют в изодеятельности.

Знакомство с изобразительным искусством

В общении с детьми нужно использовать и силу художественного воздействия через картины пейзажистов. Например: И.И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору», картины И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», а также других художников: Васнецова, Репина, Крамского. Не стоит забывать и о творчестве художников-анималистов. Например: Евгений и Никита Чарушины. С изобразительным искусством один раз в месяц знакомлю детей на специальных занятиях. К ним готовлюсь тщательно: разрабатываю конспекты, подбираю необходимый материал, стихи, музыку, продумываю организацию занятия. Главное на таких занятиях, нужно сразу заинтересовать детей и излагать материал в доступной и интересной форме. Иначе интерес теряется, дети отвлекаются, и результат не достигается. Полученные знания, впечатления помогают в изодеятельности.

Надо учить детей любить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Через произведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенка рождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогают устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Например: «Сова» Бианки. Не говоря уже о воспитании морально-нравственных качеств у детей.

Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах.

При ознакомлении детей со стихами русских классических поэтов -Бальмонта, Фета, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Пушкина - о природе, они душой понимают красоту Родины. Эти классики своими стихами о природе учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды. На эмоциях воспитывается любовь к окружающей природе.

Природа в нетрадиционной технике рисования

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывают нетрадиционные способы рисования. Дети знакомятся с ними один раз в неделю, когда к ним в гости приходит сказка под названием «Путешествие в страну Рисовандию». Дети с нетерпение ждут начала занятия, они удобно рассаживаются на ковре. Сказка им преподносит новое волшебство, знакомит их с очередным нетрадиционным способом рисования. За год дети знакомятся с разнообразными способами рисования. Нужно отметить, что сказка пробуждает в детях какие-то дополнительные силы творца, поэтому работы чаще всего получаются очень интересные, не похожие друг на друга. Обычно дети испытывают на таких занятиях восторженную радость. Свои работы они забирают домой, чтобы показать или подарить родителям.

Значение таких занятий огромно, они вызывают радость труда, закрепляют полученные технические навыки, воспитывают доброту. Правда, на таких занятиях чаще всего оказываются испачканными столы, руки, одежда. Зато заряда радости хватает надолго не только у детей, но и у воспитателей.

Простые объекты и явления в природе, предлагаемые для наблюдения, успешно развивают детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.

Выставка

Выставки, которые оформляются в течение года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и является итогом предшествующей работы за три месяца.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектно - исследовательская деятельность . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Был разработан и реализован такой проект как «Деревья нашего сада», который нацелен на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребёнка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта.

Несмотря на то, что эта работа осуществляется только первый год, можно подвести некоторые итоги, подтверждаемые результатами диагностирования, проведенного по истечении года:

    дети пополнили знания о природе, о гармонии цвета и цветовых оттенках;

    познакомились с разнообразием видов национального декоративно-прикладного искусства;

    у детей пробудился интерес, появились некоторые навыки в работе с природным материалом;

    в своих работах дети научились сочетать разные виды изобразительной деятельности, свободно применять нетрадиционную технику рисования наряду с традиционной;

    но самое главное, что дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека.

В группе проводится работа с календарями природы, дневниками наблюдений, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, дидактические игры, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Механизм реализации

Плановые задачи самообразования для педагога:

    повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО;

    разработать перспективный план работы с детьми;

    подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

    создать рабочую учебную программу;

    оформление в течение учебного года выставок детских творческих работ;

    выступление - отчёт на педагогическом совете

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Подготовила:

Воспитатель Комарова В.Н.

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются. Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Справедливо отмечает Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».

Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.

В детском саду педагоги учат своих воспитанников воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот задача педагогов. Эта цель прослеживается в программах С. Николаевой «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста».

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
-Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
-Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:

Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.
Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
Связь с воспитательно– образовательным процессом, экологические досуги, КВН, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала.
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
-
Диагностика экологической воспитанности детей
-Сюжетно-ролевые и д/игры
-Целевые прогулки в природу
-Наблюдение в уголке природы
-Работа с моделями
-Изобразительная деятельность по экологической тематике
-Просмотр фильмов о природе
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
-Создание книг-самоделок
-Чтение детской художественной литературы
-Экологические досуги и праздники
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-Труд в мини-центре природы и на участке
-Беседы с детьми на экологические темы
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

- совместное проведение занятий с экологом;

- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

- подбор художественных произведений к программе эколога;

- координация своей программы с программой эколога;

- участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).


Взаимосвязь изобразительной деятельности

и экологического образования детей дошкольного возраста

на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении.

Изобразительная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающем миром и с удивительном миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. «Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива», - пишет В.А.Сухомлинский. Детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты. Понятие добра и красоты у ребёнка уже есть, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для него это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котёнка или щенка и т. д.

Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, - опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.

Природа всегда была вдохновителем и источником великих творений. Великие мастера искусства отражали в своих произведениях ее величие и красоту. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Ф.М.Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.

Красота - это идеал. И мы должны стремиться к прекрасному. Может, только тогда на земле наступит гармония между человечеством и природой...

Красота дарит чувство восхищения, которое вызывает радость, побуждающую человека к созиданию, действию. Поэтому задача экологического образования в детском саду - научить ребят с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков. Большую роль в процессе формирования экологической культуры дошкольников играет изобразительное искусство. Взаимосвязь экологического воспитания и изобразительного искусства неоспорима. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли - в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изодеятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности и взаимодействии с миром природы, разностороннем познании этого мира и бережное отношение к нему.

Подготовила Педагог по изобразительной деятельности Боброва А.Ю.

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.

Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – моя главная задача на сегодняшний день.

Свою работу я строю в трех аспектах:

  • Личностный рост воспитателя
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями

Я считаю, что экологическое образование ребёнка должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
  • способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
  • развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Мне кажется, что экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде.

В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.

На данных занятиях я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:

  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
  • способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего замысла;
  • умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
  • умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.
  • готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.

В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь.

Часть занятий, когда позволяет погода, я провожу на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-фильмы, состоящие из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд стараюсь подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. В видеотеке нашей группы имеются такие слайд-фильмы, как «Деревья Сибирского края в разное время года», «Растительный и животный мир Приангарья», «Флора и фауна Краснодарского края», а также фотографии различных климатических зон. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».

Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использую вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, динамичный, красочный, озорной, грустный и т.п.)?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «О чём интересном рассказал нам этот рисунок?», «Какое настроение у этого пейзажа?», «Чем тебе нравится эта работа?», «Что бы ты сделал иначе?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т.д.

В процессе практической деятельности детей иногда приходиться наблюдать несоответствие задуманного и реально получившегося образа, поскольку рассеянное внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. При анализе работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием.

Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, и я, как режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.

Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеется аквариум, клетка с попугаями, плакаты, фотостенды, папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с.

2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48-52 .

3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001.

4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с.

5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62-66.

6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с.

8. Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с.

9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36.

10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55, с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53-56.

11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.

12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38.

Приложение 1.

Работа с родителями.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются именно в семье. Поэтому большое внимание уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), во время которых взрослые и дети:

  • беседуют о своих домашних питомцах,
  • делятся секретами выращивания растений,
  • создают экологические плакаты,
  • готовятся к участию в акциях, посвященных «Дню птиц», «Дню Земли», выставках, смотрах-конкурсах, экологических проектах «Здравствуй, дерево!», «Хоровод цветов» и т.п.

При организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Приложение 2.

Диагностика.

Для диагностики уровня сформированности экологических ЗУН я использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):

  1. В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
  2. Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
  3. В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.

В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии:

Представления о сезонных изменениях;

Представления о домашних животных;

Представления о диких животных;

Знания деревьев и кустарников;

Знания об особенностях родного края;

Знания об овощах и фруктах;

Умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;

Бережное отношение к природе;

Навыки ухода за растениями и животными;

Знания о правилах поведения в природе;

Знание экологических игр.