Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов. Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога

  • 05.08.2019

12664

любой нормально развивающийся ребенок именно в дошкольный период начинает проявлять интерес к буквам () и к процессу чтения и письма () и задача родителей поддержать и удовлетворить этот интерес.

другой вопрос, как это сделать? существует множество методик - , динамические , развивающая и т.д. все эти методики подробно описаны и доступны для изучения.

традиционным методом обучения был и остается звуко-буквенный метод (или как его еще называют – звуковой), при котором мы видим буквы, соотносим их со звуками и складываем в слоги, а затем в слова. по этому методу, ребенку, как вы понимаете, сначала нужно выучить буквы (не обязательно все), а затем научиться прочитывать их в слогах и словах.

изучаем буквы и звуки

к 2-4 годам дети начинают интересоваться буквами. буквы для ребенка - это абстрактные, ни с чем не связанные значки. и чтобы ребенок смог их запомнить, он должен иметь возможность играть с ними, чувствовать их, слышать и видеть. поэтому знакомство с буквами должно происходить в непроизвольной форме: раскрашиваем буквы, соединяем их по точкам, пишем мелом на асфальте, палочкой на песке; лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, шнурка или счетных палочек; сворачиваем из проволоки, находим на магнитной доске; обводим по трафаретам; запоминаем по азбуке, узнаем большие буквы в ; показываем буквы на уличных вывесках и т.д.

развесьте буквы по всей квартире! периодически просите ребенка отыскать ту или иную букву или, наоборот, назвать показываемую вами букву.

таким неосознанным образом к четырем-пяти годам большинство детей знают уже 10-15 наиболее употребляемых букв (а, о, у, и, н, м, г, п, в, д, т, р и др.). только следует называть не буквы [эм] или [бэ], а звуки [м], [б]. т.е. когда мы говорим буква «м» или «б», мы все же имеем в виду звук [м] или [б]. это связано с тем, что ребенку потом будет трудно понять, как из звуков [дэ] [о] [эм] получается слово «дом».

мало кто из родителей, обучая своего ребенка чтению, объясняет ему, чем отличаются буквы (это то, что мы пишем и видим) от звуков (то, что произносим и слышим), как узнать гласные («поются») и согласные звуки, какие бывают согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие), сколько звуков в слове, а сколько букв и т.д. и все же, не зная всех этих понятий, дети начинают читать! значит, изучение гласных и согласных никакого отношения к чтению не имеет. поэтому не стоит «загружать» детей звуко-буквенным анализом. с этим им еще предстоит столкнуться в первом классе. однако учить выделять последовательность звуков в словах - надо. иначе ребенок не сможет понять структуру слова и будет испытывать трудности при записи слов.

к 5 годам большинство детей начинают проявлять интерес к чтению, например, пытаются читать вывески на магазинах или делают вид, будто читают книгу. в таком случае можно попробовать начать учить ребенка читать. но будьте осторожны: обучение чтению – довольно однотипное и монотонное занятие, и дети часто теряют к нему интерес. поэтому все должно происходить в игре. в помощь родителю и ребенку желательно выбрать подходящее интересное, грамотно составленное, обучающее пособие.

выбор пособия

это довольно не просто - выбрать среди множества , азбук, рабочих тетрадей, книг с наклейками, настольных игр, которые призваны научить ребенка читать, именно то, что нужно вам и вашему ребенку!

при выборе пособия обратите внимание на следующие критерии:

Задания в пособии должны располагаться по принципу «от простого к сложному»: сначала чтение слогов, коротких слов, длинных слов и, наконец, предложений.

Подача материала - в игровой форме: яркая и эмоционально насыщенная. но в то же время есть «что почитать» - ведь для совершенствования навыка чтения нужны систематические тренировки.

Материал в пособии должен способствовать расширению словарного запаса, развитию познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения), речи.

Иллюстрации должны быть выполнены в спокойной цветовой гамме, не отвлекающие от чтения и не подсказывающие названия слов. с этой целью слова могут располагаться вверху страницы, а все предметные картинки к этим словам - внизу.

Шрифт должен быть крупный, постепенно уменьшающийся; на первых этапах слова разделены на слоги.

содержание занятия

занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д.

время занятия

выбирайте подходящий момент для обучения. ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. помните, чтением с ребенком 4-5 лет надо заниматься не более 5 минут, 5-6 летним – 10 минут, 6-7 летним – 15 минут. как только вы заметите, что ребенок отвлекается, прекратите занятие, даже если еще не прошло отведенное время.

поддерживайте ребенка

для ребенка важно внимание к его деятельности. он будет с большим удовольствием заниматься, если вы будите принимать непосредственное участие в его занятиях и будете радоваться его успехам. в конце занятия обязательно похвалите ребенка за его «работу», отметьте достижения. не бойтесь перехвалить! хвалите и хвалите.

давайте навыку чтения закрепиться

бывает, что ребенок научится читать слоги, но никак не может соединить их в слова. наберитесь терпения: значит, ребенок еще морально «не готов», всему свое время. также полезно делать однодневные перерывы в занятиях, а после 3-4 недель даже недельные перерывы! это позволит материалу лучше усвоиться. и вы увидите, что после отдыха ребенок начнет читать значительно лучше.

воспитывайте читателя

обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы. каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно - уметь читать.

и наконец, самое главное: как же правильно начать обучать ребенка чтению?

обучение чтению ведется по следующему сценарию «от слогов к текстам»:

чтение слогов с первой гласной а, о, у, ы, э, и (обратные слоги) (аг, аб и т.д.). ребенку нужно назвать буквы в слоге по порядку «а, м» - «ам». для этого ребенок тянет первую букву, пока не сможет присоединить к ней вторую букву: ааааааааам.

на первых порах вторая буква в слогах должна быть фиксированной: ас, ос, ус. ребенок будет уже готов к тому, что вторая буква всегда с. далее усложняем упражнения: делаем в слогах фиксированной первую букву, например: аб, ав, ан.

примеры слов: ус, он, ам, уж, ав, ох, ах и т.п.

чтение слогов-слияний с гласными а, о, у, ы, э, и.

для начала можно играть в игру «угадай слог». вы спрашиваете ребенка: «какой слог получится, если соединить «б» и «а» (ба), «в» и «о» (во)?» на следующем этапе показываете на слог и пропеваете с ребенком хором слоги с одной фиксированной гласной (га, ба, ма и т.д., потом го, бо, мо). затем ребенку нужно самому учиться прочитывать слог: «тянуть» первый согласный звук и, когда он увидит гласную, с которой он соединяется, прочитать слог. постепенно ребенок научится видеть сразу две буквы. но если ваш ребенок все же читает не по слогам ма, а по буквам м а - ма – не переживайте. просто навык еще не закрепился. через пару недель он перейдет на слоговое чтение.

примеры слов: на, му, но, пи.

простые для чтения трехбуквенные и четырехбуквенные слова.

на этом этапе важно научить ребенка читать примыкающую букву в слогах типа ро-т. ребенок читает первый слог, запоминает его и проговаривает оставшуюся букву. трудность может заключаться в том, что ребенок будет читать не [т], а [тэ] – мягко поправляйте его. при чтении слогов типа и-ра, ка-ша нужно прочитать первый слог, запомнить его, прочитать второй, запомнить, а затем соединить в единое слово. если при чтении ребенок встречает букву и не помнит, как она называется – предложите обратиться к азбуке или сами напомните ему. в такой забывчивости нет ничего страшного: постепенно ребенок запомнит все буквы. предлагайте ребенку читать одни и те же слова по несколько раз. ведь дети любят делать то, что они уже умеют.

пример слов: кот, ира, сук, зуб, рак, оса, мыло, коза, губы.

чтение слов с обратными слогами (ут-ро, ок-но и т.д.) .

примеры слов: овца, утка, изба, игла.

чтение слогов-слияний с йотированными гласными е, е, ю, я.

примеры слов: ме, бе, мя-у.

чтение обратных слогов с йотированными гласными е, е, ю, я.

ребенок называет первую букву, которая в данном случае будет состоять из двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] и примыкает согласную.

примеры слов: еж, ем, юг, ян.

сложные для чтения слова.

особую трудность вызывают слова типа с-то, г-рад. ребенку нужно назвать примыкающую букву, а затем оставшийся слог.

примеры слов: слон, стол, волк, хлеб, спал, парта.

чтение длинных слов (кар-тош-ка).

слова читаются по слогам.

примеры слов: молоко, машина, восток, телефон.

чтение адаптированных предложений.

если ребенок читает неправильно окончание слова или немного коверкает прочитанное, но, тем не менее, понимает смысл – не исправляйте его неточности. это будет расстраивать чтеца. главное, чтобы он понял, о чем прочитал. а погрешности уйдут сами собой.

чтение коротких адаптированных текстов.

адаптированные тексты - это небольшие, простые для восприятия произведения. детям должно быть интересно читать такие рассказы, они должны затрагивать эмоциональный мир ребенка. на начальных этапах сами прочитывайте ребенку произведение, а если оно длинное, то прочитывайте только его начало. это поспособствует заинтересованности ребенка. затем предложите малышу самому прочитать текст. после прочтения произведения задайте несколько вопросов по тексту.

после обсуждения текста предложите прочитать еще раз. вряд ли ребенок сможет пересказать прочитанный текст. он еще для этого слишком медленно читает. чтобы не отбить охоту к чтению – не заставляйте ребенка читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты.

начинаем писать

на протяжении всего процесса овладения навыком чтения необходимо учить ребенка написанию слов, так как это помогает устранить затруднения при обучении чтению. нужно научить ребенка выделять в слове последовательно каждый звук. для этого полезно проводить игры «какая первая буква в слове», «какая последняя», «какая буква идет после д или стоит перед к» и т.д. затем нужно учить ребенка делить слова на слоги, выделять в слоге каждый звук и обозначать его буквой.

все дети развиваются по-разному. одни к поступлению в первый класс научатся читать только слоги, другие - слова, третьи - предложения. бегло, выразительно читать и при этом понимать и усваивать прочитанное - это конечный результат, которого дети достигают, уже обучаясь в школе. но так даже лучше - иначе ребенку будет слишком просто в первом классе, и он утратит интерес к учебе.

Материал к занятию.

Насколько важно обучить своего ребенка письму и чтению перед поступлением в школу? Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми. Есть такие школы, которые принимают на обучение в первый класс детей, уже обученных «азам». Поэтому вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

Какие навыки письма нужны дошкольнику?


Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?


Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Видео

Светлана Лушняк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №2 «Ромашка»

Данковского муниципального района Липецкой области

Консультация для родителей

Подготовила :

Учитель – логопед

Лушняк С. А.

Данков 2017

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать ? Споров по этому поводу много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы , другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению : отнимаем у детей детство; чтение может навредить зрению; ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше :

Нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

Раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово , запоминает его графический образ) ;

Чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

В процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия :

Родители должны подавать пример детям, читая книги , газеты, журналы;

Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

Дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

Обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка : рассказы о животных, цирке, путешественниках;

Используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

Способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

Сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать . И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением :

Знакомство со звуками и буквами;

Слияние звуков в слоги;

Составление слов из слогов;

Чтение слов и предложений.

Исходный принцип обучения дошкольников грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Основной задачей обучения грамоте является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.

На подготовительном этапе важно сформировать представления об основных законах речи :

Речь состоит из предложений, а предложения из слов;

Слов много, они называют предметы, их признаки и действия;

Слова состоят из звуков, они бывают длинные и короткие;

Звуки в словах произносятся поразному (формируется представления о гласных, согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуках)

Основной задачей подготовительного к обучению чтению периода является формирование умений выделять слова в предложении, делить слова на слоги, выделять любой звук, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. И только тогда возможно начинать непосредственно обучение чтению :

Знакомство со всеми буквами русского алфавита;

Усвоение некоторых правил орфографии;

Овладение слоговым и слитным способом чтения

На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.

Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.

И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут» , и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.

И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать !

Самые распространённые ошибки при обучении чтению

На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка» , а не [К], «эр» , а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать , например «каэрот» , вместо «крот» .

На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь) . Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное .

Ребёнок читает механически , то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит, он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.

Надо учитывать , что у детей с флегматичным складом характера, т. е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро , но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать . Не ругайте малыша и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит . Лучше сначала отвести дошкольника к логопеду .

Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать . Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать , надо дать время для того , чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно . Так же ребенок, которому часто читают взрослые , не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подобном случае можно использовать следующий прием : начните читать интересный ребенку рассказ, а затем прервите чтение, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы ребенок испытывал неудовлетворенное любопытство. Современные дети не хотят читать еще в силу того , что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая , надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, - заставлять работать собственное воображение.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники .

Многие родители по разным причинам стремятся обязательно научить ребенка читать до школы: одни сами рано научились читать и считают, что дети должны пойти по их стопам, другим приятно похвалиться достижениями своего малыша перед родственниками и друзьями, но, конечно, большинство родителей хотят, чтобы их ребёнку было в дальнейшем легче учиться в школе, чтобы он был успешен и чувствовал себя уверенно среди других читающих одноклассников.

А что же говорят, специалисты? В каком возрасте лучше обучать ребенка чтению, и что могут сделать родители, чтобы помочь развитию данного навыка?

Возраст 2-3 года.

Отделы мозга, отвечающие за распознавание букв, ещё не зрелые, для ребенка буквы- это непонятные символы, суть которых пока остаётся им недоступной. В этом возрасте следует знакомить ребенка с такими понятиями, как: цвет, форма, размер, помогать исследовать окружающий мир с помощью зрения, вкуса, слуха, пальчиков.

Возраст 4-5 года.

В этом возрасте многие дошкольники начинают проявлять интерес к буквам. Ребёнок спрашивает маму с папой: «Что это за буква»? «Как это читается»? «Как это написать»? Родители в игровой форме должны поддержать этот интерес, например, предлагать искать буквы на уличных вывесках, разместить картинки с изображениями букв по квартире, лепить буквы из пластилина, просить назвать букву, которую показывает взрослый.

Возраст 6-7 лет.

Именно этот возраст по мнению современных физиологов, психологов, логопедов наиболее благоприятный и эффективный для начала обучения чтению, так как дозревают отделы головного мозга, отвечающие за этот навык. Поэтому, если ребёнок хочет научиться читать до школы, препятствовать не нужно. А вот могут ли некоторые домашние занятия чтению наоборот навредить?

Да, если взрослый не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает учебными заданиями вместо естественной для дошкольников деятельности-игры.

Более того учителя начальных классов сталкиваются с тем, что если до школы ребёнок научился читать неправильно, его приходится переучивать. Ведь, чтобы успешно обучать чтению, нужно обладать знаниями по методике обучения.

Поэтому основная задача родителей способствовать развитию навыков, которые позволят легче пройти процесс обучения чтению: рассматривать картинки, где нужно узнавать контуры букв, играть в игры на составление слов из частей, играть в слова, развивать фонематический слух и т.д, а обучение чтению предоставить профессиональным педагогам.

Курс подготовки к школе в онлайн школе БИТ ведут профессиональные педагоги, опытные учителя начальной школы, которые знают все тонкости обучения чтению, письму и счету. Занятия проходят в игровой форме – самой эффективной форме обучения в этом возрасте.

Обучение чтению – это сложный психические процесс, успешность которого зависит от уровня развития психических навыков. На занятиях с психологом онлайн школы БИТ дети выполняют задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, выполняют задания, способствующие расширению словарного запаса, навыкам управления своим эмоциональным состоянием, что является одним из ключевых факторов успешного обучения в будущем и положительный учебной мотивации.

Я не собиралась рано учить дочку читать. А в пять лет она сама научилась. Конечно, не совсем сама, минут 15 на объяснения я потратила. Но если бы от меня потребовались более значительные усилия, особо усердствовать я бы не стала. Я считала, что для обучения чтению и письму существует школа.

Но вот в конце первого класса нашему знакомому мальчику потребовался репетитор по математике. Педагог в первый же день объяснил обескураженным родителям, что все их проблемы с математикой ― от чтения. Ребенок читает не бегло, он тратит слишком много усилий на сам процесс чтения, и у него не остается энергии на то, чтобы осмыслить суть задания. Или неправильно решает задачу, потому что неправильно прочитал условие. Вот как бывает, оказывается! До этого случая я не задумывалась: каким образом дети, не умеющие читать, должны выполнять домашнее задание? А каким образом дети, не умеющие писать, должны его записывать? Современные программы просто не рассчитаны на таких ребят! Со второго полугодия первоклашки должны самостоятельно заполнять дневники, им за это отметки ставят. Я представила, что мне пришлось бы самой читать дочке все тексты по литературному чтению, по окружающему миру. Ужаснулась ― и сразу стала убежденным сторонником обучения чтению в дошкольном возрасте! Младшую буду учить уже целенаправленно! Одна мама в своем блоге про воспитание и развитие вообще пишет, что будет учить сына читать в 2,5 года!

Есть мнение, что подготовленному ребенку в школе будет скучно. Не будет! Прошли те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова». Во многих школах в первом классе начинают изучать английский язык, во втором ― римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. Сейчас быстрее интерес к учебе потеряет тот, кому ТЯЖЕЛО учиться, у кого ничего не получается. Кстати, наш знакомый мальчик после занятий с репетитором и первых «пятерок» сказал маме: «Давай попросим домой самостоятельную работу! Я хочу еще больше пятерок получить!»

Некоторые мамы говорят: «Я не буду мучить своего ребенка, у ребенка должно быть детство!» Я тоже против мучения, однако весь фокус в том, что маленьким детям нравится учиться. Сама природа запрограммировала их таким образом, чтобы они как можно быстрее усваивали знания, необходимые для жизни. Так какие родители на самом деле «мучают» ребенка ― те, которые учат читать до школы, или те, которые обрекают его на двойную или даже тройную нагрузку в первом классе?