Когда родители бывают личные примером для детей. Тема: « Личный пример родителей

  • 10.03.2020

В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример - важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители - это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей - это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных - личный пример родителей.

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ?:

◦ Поведение родителей - пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;
◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;
◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор - поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:
1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу - непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.
Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки - грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.

О ПОСТУПКАХ ВЗРОСЛЫХ...:

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори - все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем - личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами.

Поэтому, когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с девочкой. Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

ДЕТИ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАЮТ ПОСТУПКИ ВЗРОСЛЫХ:

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.

Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь - ищи в себе». Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

КАК РОДИТЕЛИ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ?:

1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;

2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;

3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.

ВНИМАНИЕ! БЫВАЮТ СЛУЧАИ::

Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;

Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;

В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕГДА ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ?:

◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;

◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;

◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако, когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.

Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.

Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.

Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.

Упражнение «Требования к ребенку»

Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй - какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей - какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка.

Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!

Статья для родителей "Личный пример для детей".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен для родителей, которые занимаются воспитанием своих детей с раннего возраста, а также няням, бабушкам которые занимаются воспитанием детей.
Главная цель воспитания детей в семье :
- составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачей родителей в пору детства :
- является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самого раннего возраста правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
Воспитывая детей, нынешние
родители воспитывают
будущую историю нынешней
страны, а значит, и историю
мира.
А. С. Макаренко


Семья - образец для формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания.
Родители, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Как объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно. Очень часто дети обращают особое внимание именно на неправильные поступки, как родителей, так и окружающих. Фраза «Ребенок- зеркало души».
Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение.
Это ведь действительно так, ведь он копирует полностью все и жесты, мимику, поведение, слова, эмоцию. Какими они небыли бы. И все это происходит на подсознательном уровне.
Очень важно использовать свой личный пример для воспитания своего ребенка, обязательно следя за своими действиями, словами, поступками.
Если вдруг вы сделали, что-то не так, обязательно нужно сделать не замедлительно сделать что-то положительное, например, прочитайте какой-то стишок, спойте шуточную песенку, а сделать это не обходимо, чтобы отвлечь ребенка.


Очень часто родители снова и снова отправляют своих детей в детском саду прощаться с воспитателем, хотя сами, уходя никогда не прощаются с воспитателем. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателем, то у детей сформируется автоматически делать это без всяких просьб.
Для ваших маленьких детей очень важно будет услышать ваше мнение о его сверстниках, подружках, друзьях, старайтесь, чтобы ваше мнение было позитивным.
Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику; если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же.


Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.
Если папа в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, его дети будут делать это по мере взросления. Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Иногда в детском саду родители произносят такую фразу: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела».
Расплатой за такие произнесенные не обдуманно слова является непоправимо потерянная духовная связь с детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!».
Да, детский сад является одним из сильных факторов развития детей.
Одним из многих, но никак не единственным фактором. Папам и мамам об этом забывать нельзя.
Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию.
Всем известно, что приучить ребенка соблюдать чистоту и порядок в своей комнате невозможно, если вся остальная квартира постоянно находится в состоянии бардака. А какое право имеют родители запрещать детям курить, если сами постоянно дымят?


С давних времен существуют много разных пословиц и поговорок, показывающих влияние поведения родителей на детей.
" Яблоко от яблони далеко не падает", "Какой дуб, таков и клин", "Каковы корешки, такие и ветки" и "Какое семя, такое и племя". Почему-то все окружающие так именно и думают, но не всегда получается так. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект.
В заключении хочется вспомнить такие слова:
«Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь».

Воспитать приветливого, уважительного, толерантного, ответственного и трудолюбивого ребенка – мечта каждого родителя. Но дети всегда смотрят на своих родителей и перенимают именно их модель поведения в обществе. И если вы сами не соответствуете идеальному стандарту, то у вашего ребенка остается еще меньше шансов для развития этих качеств.

Предлагаем Вам несколько простых способов, благодаря которым вы сможете подавать пример своему ребенку в повседневной обстановке, чтобы он был образцом для подражания и другим детям.

1. Придерживайте открытую дверь в общественных местах

Заходите ли вы в магазин, библиотеку или ресторан, простой жест придерживать дверь открытой учит вашего ребенка уважению и ответственности по отношению к окружающим вас людям.

2. Заботьтесь о животных и растениях

Вы можете приобрести небольшое растение, если вы не заинтересованы брать на себя большую ответственность. Но если вы располагаете временем в течение дня, то купите вашему ребенку домашнего питомца. Покажите ребенку, как нужно заботиться о живых существах и ухаживать за растениями. Это будет , чтобы он мог понять, как важно дарить и проявлять любовь.

3. Читайте, чтобы подавать пример ребенку

Ребенок обязательно должен видеть, что вы сами читаете перед сном; какую новую книгу вы купили или взяли в библиотеке. Чтобы подавать пример, вы должны быть ориентированы на интеллектуальную аудиторию и наслаждаться чтением. Преимущества чтения бесконечны, и как только ваш ребенок научится ценить книги и наслаждаться словами, он станет лучшим человеком.

4. Умейте веселиться и шутить

Хорошее чувство юмора – это замечательное качество. Научите ребенка, что самоуверенный сарказм не всегда может быть оценен окружающими, но немного хихиканья по чему-то действительно забавному – прекрасный способ украсить ваш день.

5. Общайтесь с большой группой друзей

Хорошим примером является ваше поведение в кругу друзей. Показывая проявление поддержки друзей, то как они взаимодействуют, как общаются и ведут себя, вы учите вашего ребенка поведению в обществе. А это один из самых важных уроков жизни.

6. Всегда оставайтесь в форме

Приобщайте вашего ребенка к совместным утренним пробежкам, показывая тем самым важность спорта для здоровья. Подражая вам и регулярно выполняя , ребенок сможет принять занятия спортом как часть повседневной жизни.

7. Будьте разумным покупателем

Научите ребенка с умом обращаться с деньгами. На личном примере показывайте, как нужно делать покупки и от чего зависит та или иная ваша позиция.

8. Умейте расслабиться

Ваш ребенок обязательно должен знать, что порой нормально, веселясь и играя на улице, испачкать свои джинсы и посмеяться над этим. Не стоит слишком зацикливать ребенка на чистоте и строгости. Совершайте спонтанные веселые поступки, чтобы подавать пример расслабления своему ребенку.

9. Относитесь с уважением к старшим

Вы должны подавать пример своему ребенку, уступая место старшим в общественном транспорте, умея иногда поддержать с ними разговор, пусть и бесцельный. Уважительное обращение со старшими показывает ребенку, что пожилые люди всегда уважаемы и он учится также уважать их, что будет по достоинству оценено обществом.

На развитие личности ребенка значительно влияет семья, семейные отношения. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, помогает жене по хозяйству, предупредительный, чувствует ответственность за воспитание детей. Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером быть деликатной, терпеливой, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство. Правильно поступают те родители, которые активно включают детей в жизнь семьи, приучают к обязанностям, которые потребуются им в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу. Если вы наблюдали за детьми, то знаете, что до школы мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помогать матери и стряпать, и мыть посуду. Но если в семье начинают с ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то уже к школьному возрасту в мальчике воспитывается презрение к «девочкам» и их занятиям. Надо обучать мальчиков наравне с девочками всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой, мытьем посуды, пылесосить, участвовать в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. п. Оценивая действия ребенка, недостаточно сказать ему: «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, но станут требовать этого от ребенка, то им не удастся воспитать у него привычки к аккуратности. Следует определить, обсудив с ребенком, какие обязанности по дому он будет выполнять. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком, обучая его рациональным приемам. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Детям старшего возраста (5-6 лет) уже доступны для понимания разнообразные знания о растительном и животном мире, о явлениях в природе. Общение ребенка с природой не должно ограничиваться либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (загорание, купание, игры на природе). Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, уметь замечать, оценивать и беречь красоту природы. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же выбрасывают их, рассматривают букашку, а потом раздавливают ее и пр.) И родителям здесь нельзя оставить без внимания подобные детские поступки. Побродите вместе с ребенком, понаблюдайте, просто поглядите вокруг себя, посидите на пригорке, послушайте пение птиц или журчанье ручья. Рассказывайте детям об охране природы, о растениях, которые подлежат защите. Приобщайте ребенка к уходу за растениями, к труду в огороде, на даче. Бывая за городом на природе, не бросайте сами мусор. Помните, что дети подражают вам и повторяют ваши действия. Поэтому ваш пример должен побуждать детей к нравственному отношению к природе, способствовать не только познанию ребенком природы, но и затрагивать нравственные чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личный пример родителей в нравственном воспитании детей.

Предварительный просмотр:

Личный пример родителей в нравственном воспитании детей.

На развитие личности ребенка значительно влияет семья, семейные отношения. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, помогает жене по хозяйству, предупредительный, чувствует ответственность за воспитание детей. Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером быть деликатной, терпеливой, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство. Правильно поступают те родители, которые активно включают детей в жизнь семьи, приучают к обязанностям, которые потребуются им в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу. Если вы наблюдали за детьми, то знаете, что до школы мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помогать матери и стряпать, и мыть посуду. Но если в семье начинают с ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то уже к школьному возрасту в мальчике воспитывается презрение к «девочкам» и их занятиям. Надо обучать мальчиков наравне с девочками всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой, мытьем посуды, пылесосить, участвовать в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. п. Оценивая действия ребенка, недостаточно сказать ему: «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, но станут требовать этого от ребенка, то им не удастся воспитать у него привычки к аккуратности. Следует определить, обсудив с ребенком, какие обязанности по дому он будет выполнять. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком, обучая его рациональным приемам. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Детям старшего возраста (5-6 лет) уже доступны для понимания разнообразные знания о растительном и животном мире, о явлениях в природе. Общение ребенка с природой не должно ограничиваться либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (загорание, купание, игры на природе). Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, уметь замечать, оценивать и беречь красоту природы. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же выбрасывают их, рассматривают букашку, а потом раздавливают ее и пр.) И родителям здесь нельзя оставить без внимания подобные детские поступки. Побродите вместе с ребенком, понаблюдайте, просто поглядите вокруг себя, посидите на пригорке, послушайте пение птиц или журчанье ручья. Рассказывайте детям об охране природы, о растениях, которые подлежат защите. Приобщайте ребенка к уходу за растениями, к труду в огороде, на даче. Бывая за городом на природе, не бросайте сами мусор. Помните, что дети подражают вам и повторяют ваши действия. Поэтому ваш пример должен побуждать детей к нравственному отношению к природе, способствовать не только познанию ребенком природы, но и затрагивать нравственные чувства.

Не зря наши предки говорили: «Яблоко от яблони недалеко падает»! Как бы мы ни утверждали, что ребенок – самостоятельная личность, дети перенимают многие черты характера и манеру поведения взрослых, которые их воспитывают.

Ученые много лет ломали голову над тем, что больше влияет на будущую личность ребенка: гены родителей или среда, в которой малыш вырос и получил воспитание? В итоге психогенетики пришли к выводу, что большее влияние на характер ребенка оказывает все же не генетика, а родительский пример.

Как общаться с другими людьми? Когда и кому нужно говорить правду, а кому можно и соврать, потому что «так надо», «так будет лучше»? Как прощать близких, которые намеренно обидели или случайно задели? Как отличать плохое от хорошего, добро от зла? Где границы дозволенного? Что важнее: семья или работа, деньги или общение? Ответы на все эти и многие другие вопросы дети находят в нашем поведении. Мы можем сколько угодно говорить о том, как надо себя вести, но они все равно будут себя вести так, как делаем это мы.

Если мы сами не идеальны

Конечно, многие родители стараются быть для своих детей образцом для подражания. Но все прекрасно понимают, что идеальных людей нет. Как быть, если вы не хотите, чтобы ваши вредные привычки унаследовал ребенок? Психологи утверждают: найти в себе силы и признаться чаду в своей «слабости».

Например, не скрывать, что вы курите, закрываясь в кухне и придумывая нелепые истории: «с улицы пахнет». Правда, смолить демонстративно перед носом ребенка, рассказывая ему при этом, что он-то не должен курить, тоже никуда не годится. Идеальный вариант – признаться ребенку в том, что вы давно приобрели эту вредную привычку, и никак теперь не можете с ней расстаться, потому что это очень тяжело. И что вы бы очень хотели, чтобы ребенок избежал в этом вопросе вашей малоприятной участи.

Найдите в себе силы признаться чаду в своей слабости

Самой же распространенной является ситуация, когда кто-то из родителей не может сдержать своего раздражения и гнева и кричит на ребенка. Чтобы малыш в будущем не выбрал такой же метод «воспитания» для своих детей, надо обязательно извиниться перед ним после вспышки гнева. Желательно признаться, как сильно вы на самом деле его любите и что совсем не хотели на него кричать, но в данной ситуации вы с собой попросту не совладали. Ничего страшного, если ребенок будет знать, что иногда родители ведут себя неправильно и даже «плохо», но что они борются со своими «драконами» и способны извиниться и признать сбои ошибки. К слову, это очень хороший пример для подражания – признавать сбою неправоту и просить прощения. Очень полезный навык для взрослой жизни.

Быть честными и открытыми – это первый шаг. Теперь важно проверить, насколько мы добры к миру и окружающим нас людям. Если на дороге вас окружают «козлы», «придурки», «недоумки», «чайники» и прочие малоприятные личности, то ребенок будет уверен, что мир враждебен, и вскоре такие определения начнут получать его одноклассники.

Если на хамство в магазине или в автобусе вы в ответ выдаете трехэтажное ругательство, а потом с чувством полной своей правоты объясняете ребенку, что поставили на место хама, то такой «урок дипломатии» выйдет боком. Когда-нибудь ваш ребенок так же ответит при вас чужому взрослому, и вам будет очень стыдно за свое «яблоко».

Показывайте детям пример верной дружбы

Не отвечайте хамам, благодарите тех, кто оказал вам пусть даже мелкую услугу, цените успехи других, восхищайтесь достижениями ваших родных и близких, показывайте детям пример верной дружбы, пронесенной сквозь года. И тогда ваши кровинушки вырастут без комплексов, без зависти и злости и будут успешны как в личной жизни, так и в работе.

Сокращаем дистанцию

Когда ваши дети отдаляются от вас, загораживаются экранами компьютеров и мобильных телефонов, пора признаться себе: вы заигрались в игру под названием «взрослый». А значит, пора отодвинуть в сторону хлопоты, быт, работу, проблемы и стать на время большим ребенком. Сбросьте всю важность и позвольте себе быть смешными, играть в догонялки, снежки, хохотать, драться подушками, щекотать друг друга, играть в «морской бой» или танцевать вечером под любимую мелодию. Позвольте вашему внутреннему ребенку выйти наружу и установить глубокую эмоциональную связь с вашим собственным ребенком. Эти минуты вы будете помнить всю жизнь, а впоследствии вашему ребенку будет легко установить душевную связь и со своими детьми.

Мыслите позитивно

От вашего взгляда на жизнь зависит тот мир, в котором будет жить ребенок. Если вы видите только тупиковые ситуации, неудачи, плохих людей, неразрешимые проблемы, то и ребенок будет взрослеть, глядя на мир сквозь такую же призму и укрепляя собственное недоверие к нему.

Исповедуйте детям позитивное мышление

Гораздо продуктивнее (хотя и сложнее!) научиться самому и научить детей жить, исповедуя позитивное мышление. Научите младшее поколение тому, что хорошие мысли притягивают хорошие события и хороших людей. Жизнь полна прекрасных возможностей, и если верить в себя и не бояться действовать, то можно добиться всего, о чем мечтаешь.

Родителям на заметку:

  • Ребенок, окруженный критикой, учится обвинять.
  • Ребенок, окруженный насмешками, учится быть недоверчивым.
  • Ребенок, окруженный враждебностью, учится бороться.
  • Ребенок, окруженный позором, учится чувствовать вину.
  • Ребенок, окруженный терпением, учится быть терпеливым.
  • Ребенок, окруженный похвалами, учится быть уверенным.
  • Ребенок, окруженный честностью, учится быть справедливым.
  • Ребенок, окруженный безопасностью, учится вере.
  • Ребенок, окруженный одобрением, учится уважать себя.
  • Ребенок, окруженный симпатией и дружбой, учится находить любовь в этом мире.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter