Конспекты по социальному окружению в старшей группе. Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Правила дружбы» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

  • 08.03.2020

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Анастасия Михайлюк
Перспективный план «Социальный мир». Старшая группа

Перспективный план по социальному миру .

Сентябрь

Тема : «Родной язык» .

1 занятие. «Зая-Пандита» .

Цель :

1. Познакомить с основателем калмыцкой письменности.

2. Дать представление о Зая-Пандите, как о человеке ученом.

3. Воспитывать любовь к родному языку, к калмыцкой истории.

Приемы :

Материалы : Портрет ученого, иероглифы – письменность.

Тема : «Детский сад» .

2 занятие. Детский сад – моя вторая семья. (экскурсия по д/с)

Цель :

1. Учить детей рассказывать о семье, о детском саде.

2. Развивать умение выражать свои чувства, выявлять комфортность ребенка в детском саду.

3. Любить профессии людей, которые о них заботятся (воспитатель, мед. сестра, повара и т. д.)

Приемы : Экскурсия по д\саду, беседы с сотрудниками д/сада

Тема : «Сбор урожая»

1 занятие. Что нам осень принесла?

Цель :

1. Учить рассматривать картины в саду-огороде, находить главное в картине, объяснять, почему он так думает.

2. Закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет)

3. Прививать уважение к труду овощевода и садовода.

Приемы : Картины. Овощи и фрукты (муляжи или свежие) .

Тема : «Дикие птицы»

2 занятие. Птицы разных стран.

Цель :

1. Развивать обобщенные представления о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах.

2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнеговида, жизненных проявлениях, повадках птиц, и приспособление их к среде обитания.

3. Развивать интерес к жизни птиц.

Приемы :Наблюдение, рассматривание иллюстраций о птицах.

Тема : «Моя страна»

1 занятие. Я люблю тебя, Россия.

Цель :

1. Воспитывать любовь к родной отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

2. Познакомить с картой мира, местом России на карте. Российским гербом, флагом, гимном.

3. Раз-ть интерес к историческому прошлому России

Приемы :Рассматривать иллюстрации. Чтение рассказов, стихов, слушание гимна.

Материалы : карта, флаг-триколор, герб.

Тема : «Профессия»

2 занятие. Кем ты будешь, когда встанешь взрослым?

Цель :

1 Формировать представление о том, что такое профессия.

2 Вызывать интерес к разным профессиям.

3 Воспитывать уважение к людям профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Материал : Книга Волочкова стр. 39-48 зан 8

Тема : «Зул»

1 занятие. Калмыцкий Новый год.

Цель :

1. Продолжать расширять знания детей о калмыцком национальном празднике

2. Знакомить с обычаями и обрядами.

3. Раз-ть познавательные способности.

4. Воспитывать культурные традиции.

Тема : «Домашние птицы»

2 занятие. Беседа о домашних птицах.

Цель :

1. Обобщить конкретное представление о домашних птицах и сформировать понятие – домашние птицы.

2. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения : живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться. Классифицировать – водоплавающие птицы и не водоплавающие.

3. Вос-ть умение дополнять ответ сверстников.

Материалы : Картинки с изображением домашних птиц.

Тема : «Зима»

1 занятие. Как много интересного бывает зимой.

Цель :

1 Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состояния неживой природы. (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояния воздуха) . Состояние живой природы – растительный и живой мир.

2 Развивать познавательную активность.

3 Учить устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности.

4 Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.

Д. п. в экологию стр 108

Тема : «Одежда и обувь»

2 занятие.

Цель :

1 Продолжать знакомить детей с изделиями из одежды и обуви (из чего они выполнены, кто их шьет)

2 Развивать у детей логику и мышление. Учить правильно классифицировать обувь и одежду по временам года и уметь доказывать.

3 Вос-ть аккуратность и бережливость к своей одежде.

Тема : «Транспорт»

1 занятие. Машины на нашей улице.

Цель :

1 Развивать интерес к словам и действиям взрослых.

2 Закреплять элементарные представления о транспорте, умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал и его признаки.

3 Научить устанавливать связи между назначением и строением автомобилей, (для чего они нужны, что такое пассажирский и грузовой автомобиль) .

4 Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду водителей.

Тема : «Наши защитники»

2 занятие. Наша армия.

Цель :

1 Уточнить представление детей о нашей Армии (солдаты, моряки, и т. д.)

2 Познакомить с родами войск, военными профессиями.

3 Вос-ть у детей мужество, отвагу, силу.

Материалы : картинки с родами войск. Комплексные занятия в ДОУ

Васильева

Тема : «Традиции и обычаи»

1 занятие. Рождение ребенка. Русская и калмыцкая семья.

Цель :

1 Познакомить с обычаями, традициями калмыцкого и русского народа.

2 Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3 Расширить знания основ культуры и искусства наших предков, помочь ребенку ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков

4 Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.

5 Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.

Тема : «Я в мире искусства»

2 занятие. Музыка и живопись украшают нашу жизнь.

Цель :

1. Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека.

2. Учить видеть и слышать красоту художественного произведения, картины и музыки.

3. Вос-ть познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.

Волочкова, Степанова стр. 104 - 106

Тема : «Моя Калмыкия»

1 занятие. Моя Республика Калмыкия

Цель :

1 Обогащать знания о своей малой Родине – Калмыкии.

2 Продолжать знакомить с достопримечательностями столицы – город Элиста, с тружениками Калмыкии – чабанами, людьми полей.

3 Рассказывать о защитниках Отечества, с памятниками тем, кто отстоял город Элиста.

4 Вос-ть патриотические чувства, любовь к Родине.

Волочкова стр. 112-118 (примерно)

Тема : «Планета Земля , Космос»

Цель :

1 Познакомить детей с планетой Земля , объяснить слово космос, познакомить с глобусом.

2 Учить детей объяснять, что такое космические планеты , космонавты.

3 Прививать любовь к научным достижениям нашей страны.

Материалы : книги о космосе, о земле, о космонавтах. Книга-альбом по развитию речи для дошкольников стр. 58-59

Тема : «День Победы»

1 занятие. Эхо прошедшей волны.

Цель :

1 Знакомить детей с подвигами людей в Великую Отечественную войну.

2 Дать понятие о том, кто защищал и защищает Родину.

3 Вос-ть любовь к Родине. Знать, что война приносит слезы и горе.

Приемы : Чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций.

Тема : «Моя семья»

2 занятие.

Цель :

1 Уточнить представление о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе и дома)

2 Вос-ть внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им; об истории семьи (где и как жила семья, кем были бабушка и дедушка)

3 Учить заботиться о младших, проявлять сочувствие к детям, родителям и близким.

Цель:

  1. Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
  2. Дать представление о родословной.

Задачи:

  1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
  2. Побуждать называть имена, отечества членов семьи.
  3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Материал демонстрационный: семейные фотографии, картинки с изображением всех членов семьи, зубная щетка, деревянный макет родословного дерева.

Предварительная работа:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2. Чтение стихотворений «Моя родня» Я. Аким, «Самый лучший!» О. Чусовитина, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Кто вас, дети, больше любит?» И. Косяков (Приложение № 1).

Ход занятий

Педагог зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули - красотули.

Папа, мамочка моя -

Это все моя…. (Семья)

Воспитатель выставляет картину с изображением всех членов семьи.

Кто здесь нарисован?

Дети называют: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь…..

Воспитатель показывает фотографии семьи детей, предлагает найти свою семью и назвать членов семьи.

Воспитатель: Каждая семья состоит из отдельных людей – родственников – папы, мамы, дочери, сына – члены семьи. Все они вместе образуют одно целое – семью.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, где главные герои жили одной семьей.

Ответы детей…..

Игра «С кем живешь?». Каждый ребенок рассказывает с кем он живет.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть…

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель говорит о том, что есть общее в семье – фамилия.

И предлагает назвать фамилии и имена своих родителей.

Воспитатель обращает внимание на то, что кроме фамилии и имени у каждого члена семьи есть отчество, которое дается ребенку по имени папы. Приводит пример.

Игра «Назови свое отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество.

После завершения предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.

Воспитатель говорит о том, что семьи бывают разные, но самое главное, чтобы все любили и уважали друг друга и старались оказать помощь и у каждой семьи есть своя родословная.

Воспитатель показывает дерево с фотографиями и говорит о том, что вот так можно оформить родословное дерево, где можно повесить фотографии родственников.

Объясняет, что это история семьи с обычаями, интересами.

Воспитатель предлагает детям оформить свою родословную дома вместе с родителями дома и принести в группу.

Приложение 1

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

(О. Чусовитина.)

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так..

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней их, нет на свете

И нет добрее рук.

(Л.Квитко.)

«Кто вас, дети, больше любит?»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая».

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда,-

Кто же слёзы льёт тогда?

«Всё она, родная».

(И. Косяков.)

При составлении данного конспекта была использована литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина.

Организация: МБДОУ №4 «Ягодка»

Населенный пункт: г. Данков

Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, своего рода и родословной.

Задачи: Познакомить детей с понятием «родословная», « генеалогическое дерево».

Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

Закрепить умение детей подбирать прилагательные, слова антонимы.

Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.

Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе» , «родословной» семьи.

Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Беседа родителей с ребёнком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»

Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево» , семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.

Оборудование: Макет дерева, фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, сюжетные картинки, цветные нитки для вязания - синие, зеленые, желтые, ножницы, клей.

Организационный момент.

Здравствуйте, милые дети. Вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим. Я предлагаю образовать круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идет к Насти, от Насти к Ивану(имена детей) и так далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Основная часть.

Сегодня я вам предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу « Моя семья».

Вы согласны быть участниками этой передачи.(Ответы детей) А сейчас я вам предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики).

Участники телепередачи готовы? (ответы ребят). Ну тогда начинаем!

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья» , и я, ее ведущая Татьяна Михайловна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №4 «Ягодка» Липецкой области города Данкова. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

Ребята расскажите, пожалуйста!

«Что есть у всех людей, но у каждого свое?»

Дети: Имя

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией

Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья, семейство.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «семья» ? Что такое «семья» ?

Дети: Это близкие нам люди, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге и оказывают внимание.

Воспитатель: Семья объединяет родных: детей, дедушек, бабушек, братьев, сестер. Это наши родственники, родня.

Воспитатель: В каждой семье любят играть. Давайте с вами поиграем.

3. Игра с мячом: «Я тебе кто?»

Цель: Закрепить знания детей о родственных связях. Продолжить учить, четко произносить слова.

Ход: Дети сидят на стульях. Воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?» . Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка) » и т. д.

«Я мама, а ты кто мне?»

«Я тетя, а ты кто мне?»

«Я сестра, а ты кто мне?»

«Я дочка, а ты кто мне?»

«Я внучка, а ты кто мне?»

Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.

Игра “Объясни смысл пословицы”.

Цель: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, развивать речь.

Ход игры: Воспитатель читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Дети: - Не нужен и клад, коли в семье лад.

Семья сильна - когда над ней крыша одна.

Семья в куче - не страшна и туча.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Какие корешки, такие и вершки, какие родители, таковы и дети.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Воспитатель: Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Родственников всегда было много, и чтобы всех запомнить, решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными» .

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.

А дерево это стали называть «генеалогическим древом» .Вы вместе с родителями тоже зарисовали генеалогическое дерево своей семьи, попробуйте о нем рассказать.

Дидактическая игра « Расскажи о своем генеалогическом дереве» (Начиная с бабушек и дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена. Чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.

Физкультминутка « Семейная зарядка»

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»

Папа - дедушка. (Дедушка старше, а папа младше);

Мама - бабушка. (Бабушка старше, а мама младше);

Дедушка - внук. (Дедушка старше, а внук младше);

Бабушка - внучка. (Бабушка старше, а внучка младше);

Брат - сестренка. (Брат старше, а сестренка младше).

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как (имя ребенка) радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У (имя ребенка) было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, (имя ребенка)? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук (молодой);

Папа высокий - сын (низкий);

Брат трудолюбивый - сестра (ленивая);

Белье чистое - (грязное);

Хлеб свежий - (черствый);

Мама молодая - бабушка (старая);

Папа строгий - мама (добрая) и другие пары слов.

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

(руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,

(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …

Шапка (чья) - мамина, бабушкин …

Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …

Платье (чьё) - сестры, мамино …

Ботинки (чьи) - брата, папины …

Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …

Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …

Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…

Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.

Воспитатель:

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

мне захотелось рассказать о своей. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, жёлтая, это я. И такая же короткая ниточка, - это моя сестра, потому что мы с ней двойняшки. Вот такая у нас дружная семья.

А кто живет в ваших семьях? Расскажите.

Дети выкладывают ниточками на бархатной бумаге (длину, цвет ниточки. очередность, дети соотносят с членом семьи самостоятельно).

Воспитатель: Молодцы, какие у вас замечательные семьи.

1. Фамилия семьи

2. рассказ о маме (Как зовут маму, кем работает)

3. рассказ о папе (Как зовут папу, кем работает)

4. пожелания семье

Ребята, а кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек? (спрашиваю 3-4 человека) .

Воспитатель: Самые близкие люди живут в семье. Давайте для них скажем добрые и красивые слова.

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Кем работает мама (профессия)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

И тд.

«Детский сад – моя вторая семья» -

Воспитатель: - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.

А вы знаете что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?

Дети: - Детский сад.

А теперь давайте расположим ваши фотографии на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы.

Как вы думаете, у нас получилась дружная семья (Ответы детей)

Итог занятия

Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.

Давайте на прощание с вами скажем пожелания своим семьям

У меня есть волшебная свечка с помощью которой все пожелания обязательно сбудутся.(Передаем свечку по кругу)

На этом наша телепередача подошла к концу. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи « Моя семья»

Список использованной литературы.

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.