Понятие нравственного воспитания. Нравственное воспитание наших детей

  • 19.07.2019

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и цели нравственного воспитания…………………………………...4

3. Методы нравственного воспитания…………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………………...17


Введение

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует уси­лий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования челове­ка. В этом двуедином процессе реальная возможность развития че­ловека как личности обеспечивается всей совокупностью материаль­ных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не реша­ет задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Цель: Рассмотреть в нравственном воспитании цель, содержание и методы

Задачи:

1. Изучить сущность и цели нравственного воспитания.

2. Рассмотреть содержание нравственного воспитания.

3. Выявить методы нравственного воспитания.


1. Сущность и цели нравственного воспитания.

Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. «Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 1

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

_______________________

1 Григорович Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2003 - 287с.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не существует. Но тем не менее возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.

В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:

  • процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
  • процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении.

Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения. 2

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

_______________________

2 Столяренко A.M. Психология и педагогика: учебник- М.: Юнити-Дана, 2001. - 356 с.

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:

  • процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
  • процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

  • формирование навыков и привычек поведения;
  • формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека.

В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой).

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности нравственного воспитания, органического единства нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

Проблема целеполагания в педагогике всегда являлась одной из острейших, поскольку от цели зависит вся совокупность остальных компонентов системы воспитания – задач, средств, форм, методов. Соответственно, от четкости формулировки цели зависит и практическая эффективность различных средств и методов воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. 3

___________________

3 Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие М.: Высшая школа, 2001. - с. 167

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.


Заключение

Специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание".

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1.выработку понимания жизненной важности морали;

2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5.милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности.

Список используемой литературы

1. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.: Гардарики, 2003 - 480 с

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник [Текст] / И.А.Зимняя - М.: Логос, 2004 - 384 с.

3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / В.М.Кроль

М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.

4.Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учебник [Текст] / A.M.Столяренко - М.: Юнити-Дана, 2001. - 423 с.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.Д.Столяренко - - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с.

6. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: учебник [Текст]/ Д.Н.Узнадзе - СПб.: Питер, 2004 - 413 с.

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Нравственное воспитание начинается с рождения человека , и продолжается всю жизнь в ходе повседневных отношений. Под этим термином мы понимаем систему воздействий на человека, направленную на формирование моральных принципов, качеств, а также поведения, которое общество именует «нравственным». Понятие нравственности зависит от культуры народа, вероисповедания и конкретной эпохи (если рассматривать ее на временном отрезке). Нравственное воспитание является основой в развитии личности.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» — характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» — это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности — процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Контрольная работа по предмету: «Этика»

студентки заочного отделения

группы ПС – 3 № 07555 курс 2

вариант 05

Бабич Ирины


Нравственное воспитание

Введение

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Структура и функции нравственного воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Литература


Введение

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». .

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».


1. Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.


2. Структура и функции нравственного воспитания.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания . Основные задачи воспитания - формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей . Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) . Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности; -трудолюбие; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании» ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания , требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка , потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей , значение примера в воспитании , меры по укреплению здоровья детей , воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей . В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» . В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи : 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания . 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени» ; «Веселая карусель» . Зимой – «Новый год» , «Новогодний серпантин» , «Защитники Отечества» , «Ай да масленица» . Весной- «Наши любимые» , «Встреча весны- Сороки» , «Перелетные птицы» , «Никто не забыт и ничто не забыто» . Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детей к культурному наследию : -познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей ; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства. Данный процесс рассматривают с разных точек зрения : нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом) ; моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика , нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила , принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.