Проект на тему: Драгоценные камни. Проект «Удивительные камни» проект (средняя группа) на тему Проект на тему камни и минералы

  • 20.06.2020

Евгения Полякова
Проект «Удивительные камни»

Паспорт проекта

Программное содержание :

1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях , свойствами камней , их особенностями.

3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький) ; поверхности (гладкая, ровная, шероховатая) ; температуре (теплый, холодный) ; весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде) .

4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (оборудование : сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.

6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Актуальность проекта

Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.

Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.

Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.

Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

познакомить детей и миром камней , различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи проекта :

Провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;

Провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

Организовать фотовыставку опытов;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» ;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» ;

Провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» ;

Организовать мини-музей «Удивительные животные »

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы : камни , различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.

Предполагаемый продукт проекта :

выставка творческих работ детей «Удивительные животные » ;

Список литературы :

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.

3. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.

4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.

7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.

8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта ;

– подбор методической литературы для реализации проекта ;

работа с родителями (разработка) ;

Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап-практический

– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками) ;

Создание проблемной ситуации;

– проведение опытов, экспериментов;

проведение итогового занятия-экспериментирования;

ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях ) .

Заключительный этап

– создание мини-музея «Эти удивительные камни » ;

Создание поделок из камней «Удивительные животные » ;

Создание презентации для родителей к проведения родительского собрания

Создание фотовыставки опытов;

Анализ результатов проекта .

План работы :

Подготовительный этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

Основной этап :

2-я половина дня :

1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;

2) Развивающая игра «Умные камешки»

2-я половина дня :

1) Опыт «Камни . Тонет-не тонет» ; опыт на растворимость в воде песка и камня

2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях

2-я половина дня :

1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»

2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» .

1-я половина дня :

1). Опыт «Определение характера поверхности»

2). Рассматривание камней через лупу

2-я половина дня :

1). Изготовление поделок из камня

2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Заключительный этап :

1-я половина дня :

1). Создание фотовыставки опытов

2-я половина дня :

1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни »

2-я половина дня :

1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные »

Ключевые понятия :Камни , шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет

Методическое обеспечение проекта

Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»

Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»

Исследовательская работа

«Путешествие в мир камня»

Выполнила ученица

1 «б» класса

МБОУ « Полевобикшикская СОШ »

Маркиданова Диана

Научный руководитель

Павлова Г.Р.

2009г

Путешествие в мир камня

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:


  1. Изучить камни, которые нас окружают.

  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).

  3. Бывают ли съедобные камни.

  4. Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы;

  5. Собрать коллекцию камней.

  6. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Время проведения исследования: 2011–2012 года.

Методика проведения исследования.


  • Просмотр литературы по данной теме;

  • Экскурсии по окрестностям и за его пределами;

  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);

  • Составление описания коллекции;

  • Фотографирование интересных объектов;

  • Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга , бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.


  1. Основная часть
1.1.Что такое камень?

Камень

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен, роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.

Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).

Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения , жизни и разрушения...

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.3. Разновидность камней.

Камень один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.

Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых, это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.


Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило , а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

1.4.Камни вокруг нас.

Галит.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Каменный уголь.

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

Откуда же он взялся? Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины , рыболовецкие сети, краски и лаки.

Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!.

Гранит.

Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.

Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.

Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…

Гранит – это могучий строительный материал.
Мел.

На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.

На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.

Глина.

2. обращение к компьютеру,

3.наблюдение,

4.исследование образцов из коллекции.

^ План исследования был таким:


  1. Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.

  2. Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Итак, что такое камень?

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

С чего же начинается история камня?

По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.

Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.

Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.

Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.

Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.

Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.

Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5. Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Определение плавучести.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Проведя свое исследование, я установила, что :

Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.

Название:
Номинация: Детский сад, конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 84
Месторасположение: город Киров, Кировская область

Познавательный проект «Мир камней»

План реализации

Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями
1 этап. Предварительная работа
  1. Совместные (дети, родители и воспитатель) по сбору камней.
  1. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.
  2. Накопление информационной базы по теме «Камни»
  3. Подборка детской художественной и научной литературы по теме.
  1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о камнях»
  2. Совместные (дети и родители) прогулки по сбору камней.
2 этап. Практическая часть.
1.Познавательно — речевая деятельность:

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Разгадывание загадок;

Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»;

Составление рассказов, где используются камни;

Знакомство с драгоценными камнями;

Беседа с детьми о профессии геолог;

Беседа по книгам:

  1. Краковщикого В. В. «Как подобрать для себя камни – самоцветы» изд. «Адыгея» 1997год;
  2. Совина Л. «Целебная сила камня» изд. «Советская Кубань» г. Краснодар 1995год;
  3. Сребродольский Б. «Мир янтаря» г. Киев 1985 год.

2)Продуктивная деятельность:

Выполнение рисунков по теме;

Выполнение опытов;

Выращивание кристаллов соли;

Изготовление построек из камней.

3)Игровая деятельность:

Дидактические игры «Полезные ископаемые»;

Сюжетно – ролевые игры;

— Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т.д.

1)Изготовление коллекции камней: «Какие разные камни»;

2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни».

1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни».

2)Встреча с папой Кирилла и Ксюши Топорковых. Рассказ Топоркова Ю. И. об использовании камней в его работе.

3 этап. Результат проектной деятельности.
1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и воспитателя подготовительной группы «Фантазеры» 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней».

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению камней.

Занятие по поисково – исследовательской деятельности
«Мир камней»

Задачи:

Познавательный аспект:

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;

— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) пиктографическим путем (рисунок);

Развивающий аспект:

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательный аспект:

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.

— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.

— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.

Предварительная работа :

Проведение и зарисовка опытов.

Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», « Три поросенка»,

« О чем шепчутся камешки» и т.д.

Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

Беседа с детьми о профессии геолог.

Беседа о происхождении камней.

— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».

Ход занятия:

Воспитатель:

— Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группе «Фантазеры». Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники:

Представление ребят.

Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».

Дети занимают свои места.

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей

Он в группе есть у нас.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальной деятельности:

*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».

*По первому вопросу сделает сообщение Кирилл: «Откуда берутся камни?» (сообщение).

Молодей. Первая страница книги готова.

*Все камни разные. Наш сотрудник Мария рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.

Я рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).

Молодец. 2страница нашей книги готова.

*Надежда сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».

Спасибо.

*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Александра (выступление).

*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение Виктория (сообщение).

Спасибо.

*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.

Сейчас об этом сделает сообщение Евгения (выступление).

Спасибо.

*Наш научный сотрудник Роман, сделает сообщение, могут ли камни издавать звуки (сообщение).

Спасибо.

Ребята скажите, а могут ли камни растворяться в воде?

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.

У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.

Ответы детей.

Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.

Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.

*А сейчас подведем итоги нашей работы.

*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.

*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.

Самиздатовская книга .

1 страница

«Откуда берутся камни».


Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.

Постепенно в скалах появляются трещины.

В трещины попадает вода, зимой она замерзает.

В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.

2 страница

Алгоритм исследования камней


Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:

Красные, белые, коричневые и т.д.

Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т.д.

Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.

В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т.д.

Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

3 страница


Все камни делятся на несколько групп:

— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т.д.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

4 страница


Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.

Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.

В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.


5 страница


Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).

Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.

6 страница


Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.

Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.

Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.

7 страница


Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.

В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.

8 страница

Опыты с водой.


Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.

Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Конкурс «Проектная деятельность младших школьников »

Введение

Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

Цель исследования - изучение разнообразия мира камней и минералов Пермского края.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия камней и минералов.
2. Систематизировать информацию о камнях и минералах, полученную из библиотек, музеев и других источников.
3. Собрать коллекцию минералов.

Объектом исследования - являются камни и минералы.

Предметом - свойства камней и минералов.

Гипотезы: Предположение 1: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от внутреннего строения. Предположение 2: Если кристаллы существуют в природе, то о них есть упоминание литературе.

В моей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет-информации, наблюдение, просмотр документальных фильмов.

Глава 1. Что такое камень?

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. Самые распространённые виды минералов и горных пород в виде строительных и отделочных камней:

  • Гранит - природный камень магматического происхождения, который состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд. Цветовая гамма: серый, красный, бордово-красный, красно-розовый, розовый, коричнево-красный, серо-зеленый, черно-зеленый с крупными светлыми вкраплениями. Одна из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала.
  • Известняк - природный камень осадочного происхождения, белого цвета, состоящий из карбоната кальция (кальцита).
  • Мрамор является самым популярным и элитным камнем среди натуральных камней.
  • Кварцито-песчаник - натуральный камень, монолит осадочного происхождения, породообразующим минералом которого является кварц. Цветовая гамма: желтые, бежевые, серые природные оттенки с ярко выраженным рисунком.
  • Песчаник - природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: желтые, желто-коричневые, серые, серо-зеленые природные оттенки.
  • Кварцит - природный камень, который относится к метаморфическим горным породам, состоящим в основном из кварца и слюды. Цветовая гамма: серо-зелёные и желто-коричневые природные оттенки, с серебристыми вкраплениями слюды.
  • Сланец - обобщённое название различных горных пород с параллельной слоистостью и способностью расщепляться на отдельные пластины; природный камень темно-зелёного, серого, коричневого, жёлтого, красного и др. оттенков.
  • Порфир - природный камень, который относится к мелкокристаллической магматической горной породе с крупными включениями кристаллов кварца. Цветовая гамма: темно-красные, коричневые природные оттенки, с черными вкраплениями.
  • Доломит - природный камень осадочного происхождения, состоящий целиком из минерала доломита. Цветовая гамма: розовые, желтые природные оттенки.
  • Оникс является декоративно-поделочным камнем. У этого камня необычная расцветка, красивые и тонкие полоски придают ему необычную красоту.

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов, мостов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень может стать украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.

В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои.

Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу.

Вывод. Я выяснил, что камень это природный материал и горная пород. Самые распространённые виды минералов и горны пород в виде строительных и отделочных камней.

Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Камень используется во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

Глава 2. История возникновения минералов

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли.

Современное определение звучит так: минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже в лупу или микроскоп. само понятие «минерал» возникло относительно недавно.

Конечно, оно было совершенно незнакомо первобытному человеку. Ничего не знал он и о химических составах и кристаллических структурах. Вокруг он видел просто камни, и ему достаточно было знать те их свойства, что были важны при изготовлении примитивных орудий и сооружений. Но находки археологов указывают на тот любопытный факт, что отдельные минералы (как мы назвали бы их сегодня) были интересны древнему человеку независимо от их практического использования.

Для чего, например, понадобился ему куб галенита, через десятки тысяч лет, в 1986 г., найденный американскими археологами при раскопках палеолитических курганов Долины Миссисипи? Ведь галенит, как известно, не валяется под ногами где угодно. Древний человек мог подобрать его не ближе чем в сотне километров от места раскопок, там, где рудная залежь полосы Вайбернум - Тренд выходит на поверхность земли. Свидетелей этого события нет, и нам остается предположить, что кристалл галенита заинтересовал человека необычным видом - блеском, тяжестью.

До начала XVI столетия все еще не знали разницы между минералами как таковыми и горными породами, окаменелостями, рудами, а также искусственными продуктами.

Сам термин «минерал», насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Намек на практическое отношение к минералам был отражением более зрелой стадии разделения труда и, соответственно, дифференциации знания: из понятия минерала исключались искусственные тела. Но к минералам все еще относили любые ископаемые: и обломки горных пород, и окаменевшие остатки животных и растений, а также воду, нефть, каменный уголь. Потребность разделить понятия еще не назрела.

В эпоху Ренессанса расцвет промышленного производства и торговли увеличил спрос на металлы, особенно цветные и благородные. Спрос вызвал интенсивное освоение рудных месторождений, развитие горного дела и металлургии. Возникли новые вопросы к науке, прежде всего, относительно рудных минералов и их спутников в рудных жилах и залежах. С этого началась минералогия как наука.

Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. В наше время это обычно какие-нибудь налеты или отдельные зернышки, ведь минералы, образующие большие кристаллы и крупные скопления, уже были замечены и открыты в прошлом.

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, расширялось его применение, и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

Вывод. Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Термин «минерал» впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. Современная жизнь немыслима без камня.

Глава 3. Полезные камни

Галит - природный минерал класса галоидов, подкласса хлорид натрия. Для обычного человека - это каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу. История минерала уходит в эпоху зарождения жизни на планете, когда вода в мировых океанах уже была соленой. Именно поэтому Древние греки назвали его «галитом», что означает «море», «соль».

Химическая формула галита - NaCl, включает 60,6% хлора и 39,4% натрия. Чистый минерал прозрачный, непрозрачный или просвечивающий, бесцветный или белый со стеклянным блеском. В зависимости от дополнительных примесей может иметь оттенки: при окиси железа - желтые и красные тона, органических включениях - цвета от бурого до черного, примесях глины - серые оттенки. Интересный синий и сиреневый цвет придает галиту примесь сильвина (хлорида калия).

Крупные залежи галита были сформированы сотни миллионов лет назад в Северной Америке и Евразии в Пермский период, когда этим территориям был свойственен жаркий и сухой климат.

В современности каменная соль в больших количествах добывается в России - в Соликамском и Соль-Илецком месторождении Урала, Усолье-Сибирском бассейне, расположенном в окрестностях Иркутска, районах Илецка Оренбургской области, Сольвычегодском месторождении Архангельской области, а также Верхнекамском районе, расположенном в окрестностях Перми. Самосадочный галит разрабатывают в Нижнем Поволжье и прибрежных районах озера Баскунчак Астраханской области.

Каменный уголь. Каменный уголь - это осадочная порода, которая образуется в результате разложения остатков растительности (папоротников, хвощей, семенных растений). Основными видами угля по классификации являются: уголь антрацит, бурый уголь, каменный уголь. Добыча угля ведётся открытым (карьерным) и закрытым (шахтным) способом. Уголь применяется для отопительных, энегретических, сельскохозяйственных (в виде удобрений) и других отраслях промышленности. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

Гранит. Гранит является распространенной горной кристаллической породой, залежи которой расположены по всей планете. В переводе с латинского «гранит» обозначает «зерно», что характеризует структуру камня. Это застывшая интрузивная магма, которая не успела подняться на земную поверхность, и образовала крупнозернистые кристаллы гранита.

Основную долю минерального состава гранита в количестве 60-65% занимают полевые шпаты. 25-30% включений приходится на кварц, и малый процент отводится темноцветным минералам - роговой обманке и биориту.

Гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности. Камень в 2 раза прочнее мрамора, а его плотность достигает 2600 кг/м³. Он устойчив к низким температурам, влаге и загрязнениям. Камень подвержен плавлению при температуре от +700°С.

По химическому составу гранит является кислой породой, состав кислотности которой можно определить по количеству двуокиси кремния. Чем выше процент двуокиси кремния в граните, тем светлее окраска минерала. Месторождения гранита имеют мировые масштабы, и расположены по всей планете. Более 50-ти месторождений гранита разных видов находится в России. Залежами минерала богаты Хабаровский край и Забайкалье, Воронежская, Свердловская и Челябинская области, Карельский перешеек и Урал.

Мел. Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?

Минеральный мел - свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена.

Меловым периодом именуется промежуток времени, охватывающий около 80 млн. лет во времена господства динозавров. Теплые и мелкие (30-500 метров глубины) моря той поры давали приют мириадам мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция.

Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились, в хорошо нам знакомый, мел. В процентном отношении минерал мел разделяется на следующие части:
обломки скелетов - около 10%. Речь идет не только о простейших существах, но и о многоклеточных животных, наделенных способностью извлечения и концентрации солей кальция в тканях.

Вывод. Я узнал, что есть полезные камни, такие как: галит - природный минерал; каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу; каменный уголь был первым, из используемых человеком, видов ископаемого топлива; гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности; хорошо нам знакомый, мел.

Глава 4. Самоцветы

Камни-самоцветы олицетворяют красоту, которую преподносит нам природа. День ото дня, год за годом, она растит в своих недрах сказочное великолепие, что предстает перед нами в виде дивных линий и причудливых цветов и оттенков камней-самоцветов.

Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, но особенно ценных среди них всего около тридцати видов - алмаз и сапфир, рубин и изумруд, турмалин, топаз, александрит, опал, аметист, бирюза, жемчуг - эти камни особо ценятся.

Первые упоминания о самоцветах найдены на глиняных табличках Вавилона, которые были созданы около шести тысячелетий назад, и рассказывали о священных амулетах- талисманах из сердолика, нефрита и лазурита. В Древнем Египте любовь к драгоценным камням было просто огромной - их использовали для украшения одежды, зданий, мебели и даже кухонной утвари. Египтянам были известны практически все драгоценные камни.

Во времена Средневековья очень многие ученые увлеклись изучением магических свойств камней, описывались минералы и их целебные и магические свойства.

Но привлекали к себе людей гораздо больше не магические свойства, а красота камней - кольца, серьги, ожерелья, изготовленные ювелирами, украшали королей, царей, а об украшениях калифов и раджей, ходят легенды, им до сих пор нет аналогов.

Недавно я узнал о лечебных воздействиях камней (минералов) на организм людей. Этот раздел называется литотерапия. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

  • Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
  • Аквамарин - снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
  • Александрит - успокаивает, способствует открытости, общению.
  • Алмаз - улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
  • Аметист - снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
  • Бирюза - уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
  • Жемчуг - укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
  • Изумруд - устраняет аффекты.
  • Кораллы - укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
  • Лазурит - улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
  • Малахит - стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
  • Нефрит - стимулирует работу почек.
  • Опал - усиливает чувство интуиции.
  • Сапфир - помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
  • Сердолик - укрепляет зубы, стимулирует речь.
  • Топаз - влияет на щитовидную железу.
  • Хрусталь - улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
  • Янтарь - стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

Вывод. Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, которые привлекали к себе людей магическими свойствами, лечебными воздействиями и красотой камней.

Глава 5. Как стать коллекционером

Я был совсем маленьким, когда впервые заметил на дорогах села Воскресенское, куда я приезжал на лето к бабушке и дедушке, необыкновенной красоты камень. Он переливался всеми цветами радуги, имел странную форму. Как объяснил мне дедушка, это был шлак, отработанный побочный продукт от производства меди, которую выплавляли почти 300 лет назад на местном Воскресенском медеплавильном заводе.

Мне стало очень интересно, что такое камни, какие они бывают. Я стал интересоваться ими, собирать их, у меня появилось желание знать о них всё больше и конечно каждый раз пополнять свою коллекцию камней и минералов.

Можно просто собирать красивые привлекательные образцы, а вот сбор минералов и пород, который показывает, как образовались минералы или, какое геологическое строение имеют и коллекционирование приобретает черты научного исследования.

К формированию коллекции существует несколько подходов. Можно собирать минералы по классам согласно справочнику, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности. Интересна коллекция по таблице Менделеева, где большинству элементов соответствовали бы минералы, в форме, которых они существуют в природе.

К каждому образцу непременно должна прилагаться этикетка, на которой указано название минерала, месторождение, дата сбора, номер по каталогу. Вообще советую не полагаться на память, а тщательно каталогизировать свое собрание, когда оно с годами будет насчитывать сотни или тысячи образцов, немудрено совершенно запутаться без ведения записей.

Номер следует нанести тушью на маленький кусочек лейкопластыря или на белую нитроэмаль на не самой привлекательной части минерала.

Немного о хранении. Разумеется, организовать дома музейную витрину не всегда получается, однако стоит озаботиться, чтобы образцы не пылились, не бились друг о друга, не падали на пол. Не держите на открытых полках минералы, которые могут обесцветиться под действием солнечного света (например, аметисты). Для не слишком хрупких образцов удобны зип-пакеты, прочие следует держать в индивидуальных коробочках с вложением этикетки.

Большинство минералов можно мыть обычной водой, но все же загляните в справочник, иные могут требовать специфической чистки. Скажем, карбонаты покрываются налетом при мытье с мылом, легкорастворимые минералы, разумеется, в воде полоскать не стоит.

Сульфиды подвержены окислению, грани тускнеют, появляется характерный запах. Гигроскопические и обезвоживающиеся минералы целесообразно покрыть защитным бесцветным лаком. Опалы со временем мутнеют и разрушаются, необходимо периодическое погружение их в воду.

Вывод. К формированию коллекции существует несколько подходов.

Можно собирать минералы по классам, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности, по таблице Менделеева. Хранить камни минералы нужно, учитывая их свойства.

Заключение

Проведя свое исследование, я установил, что:

  • из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 3500 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу - галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Список использованной литературы

1. Большая серия знаний. Планета Земля. - М.: ООО «Мир книги», 2004.
2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. - М.: РОСМЕН, 1997.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
5. Минералы. Сокровища Земли. - ООО «Де Агостини», 2009.
6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
7. http://klopotow.narod.ru/soveti/min_1.html

Выполнил: Аничин Александр, ученик 4 «Б» класса, г. Пермь. Научный руководитель: Оборина Е. А., классный руководитель 4 «Б» класса.

Презентация. Камни и минералы Пермского края

МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Драгоценные

камни

Работу выполнил Лыгин Данил , ученик 6 в класса

Руководитель проекта:

Тихонова Ольга Викторовна


Актуальность

  • В природе существуют минералы, обычно они встречаются виде кристаллов. А кристаллы - это драгоценные камни.
  • Что такое драгоценные камни? Какими свойствами они обладают? Как и где они применяются в настоящее время? Вот эти вопросы заинтересовали меня, и я пытался найти на них ответы.

  • Изучение роли драгоценных камней в нашей жизни

Гипотеза

Я предполагаю: не все люди знают, как используются драгоценные камни в нашей жизни.

В результате ознакомления с моей работой каждый почерпнёт для себя что-то новое, интересное.


Драгоценные камни

Драгоценные камни в медицине

Подарок судьбы

Интересные факты

Исследование

Заключение

Рефлексия

источники


Драгоценные камни

  • Драгоценные камни - волшебное творение Природы. Это минералы, которые обладают красивым внешним видом
  • Добыча драгоценных камней являлась одним из самых древних промыслов.
  • С древних времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу. Драгоценные камни сопровождали их повсюду в качестве амулетов и талисманов. Считалось, что амулет защищает своего владельца от зла, а талисман приносит удачу.

3 группы камней:

Ювелирные (драгоценные)

Ювелирно-поделочные

Поделочные камни


Драгоценные камни в строительстве

Мавзолей Итимад-Уд-Даула

Мавзолей находится в городе Агра в Индии. В оформлении здания, как внутри, так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото.


Драгоценные камни в медицине

Недавно учёные из Гарварда нашли способ лечения человеческого организма при помощи бриллиантов.

Многим из вас знаком такой способ - полезно носить свой камень в течение дня возле больного места.



Изумруды

Изумруд - драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Главные качества изумруда - его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и расколы.


Кроме Антарктиды, встречаются на всех континентах. Ценятся в основном азиатские рубины.

Главными странами-экспортёрами рубинов являются Таиланд и Шри-Ланка. Пользуются спросом также рубины из Восточной Африки, из таких стран, как Кения и Танзания


Применение рубинов

Этот драгоценный камень I категории используется в дорогих ювелирных изделиях.

А также применяется в качестве «камней» в часовых механизмах.

В устройстве лазера применяются синтетические рубины.


Наиболее известные месторождения находятся на территории стран: Россия, Индия,

США, Австралия, Таиланд, Мадагаскар,Шри-Ланка, Китай. В России нет крупных месторождений, в которых сапфир может добываться в промышленных масштабах.

Синие прозрачные сапфиры используют в ювелирных изделиях в виде огранок.


Александриты

Впервые камень был найден на изумрудном прииске в окрестностях Екатеринбурга в 1833 году, он был описан как изумруд и отправлен в Санкт-Петербург. Свойства нового минерала были изучены Львом Алексеевичем Перовским. Смущенный повышенной твёрдостью «изумруда», Перовский также отметил и изменение цвета. Однако, воспользовавшись благоприятным моментом отличиться перед царской фамилией, преподнёс минерал к совершеннолетию Александра (будущего царя Александра II) 17 апреля 1834 года.

Единственным коренным месторождением александритов являются «Изумрудные копи Урала» в России.



Жемчуг - твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюс-ков. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчуг классифицируется по месту происхождения, т.е.он может быть как морским, так и пресноводным


Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или

розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.


«Перегрина»

Жемчужины не сохраняются больше 150-200 лет (исключение составляют случаи, когда нет доступа воздуха; при раскопках находили жемчужины в слоях 2000-летней давности). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена, - «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.


Алмаз - редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.


Подарок судьбы

Ребенок это драгоценный камень – подарок природы. Родители добывают эти камни, а учитель, как искусный ювелир, из алмаза делает бриллиант. Природные неограненные алмазы ничем не примечательны, если не считать их непревзойденной твердости, а именно из-за этой твердости огранка алмазов, как и воспитание детей, по сей день представляет большую сложность. Конечно, первое, что привлекает в детях и драгоценных камнях – это их красота.

Фантазия ювелиров, может быть поистине безграничной. Так и учитель, имея в запасе фантазию и творчество, воспитывает успешную в жизни личность.

Ювелиры высоко ценят природные драгоценные камни. Так и педагог ценит и поддерживает индивидуальные способности каждого ребенка.


Интересные факты

Все драгоценные камни добываются вручную.

Настоящий изумруд дороже бриллианта.

Рубин и сапфир - это одно и то же. Разница между этими камнями только в расцветке.

90% всех добытых алмазов используют в промышленных целях и только 10% попадает на ювелирные прилавки.

Существует «красный изумруд». Это чрезвычайно редкий минерал и добывается он только в штате Юта (США).


Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллинан». Его масса составляла 3106 карат (или 621г), был подарен английскому королю Эдуарду VII. При обработке был расколот на 105 частей.


Исследование

Я провел анкетирование с целью узнать, какое количество населения знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека. В анкетирование приняло участие 110 человек в возрасте от 13 лет и старше .


Проведённый мною опрос показал, что не все люди знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека.


Заключение

Подведя итоги работы над проектом, можно сказать, что драгоценные камни - это минералы, обладающие такими свойствами, как красота, долговечность, редкость.

Задачи, поставленные мною, выполнены.


Рефлексия

Во время работы над проектом я научился:

  • Работать с дополнительными источниками информации.
  • Делать выводы на уровне полученной мною информацией.
  • Узнал много нового и полезного о драгоценных камнях.
  • Делать опрос.
  • Создавать презентации и электронный каталог.
  • Оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнеров.
  • Мне понравилось работать над проектом, я узнал много нового и интересного.

Список литературы

1. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. - М.: Мир, 1983. - 456 с.

2. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. - М.: Недра, 1983. - 101с.

3. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. - М.: Недра, 1982. - 240 с.

4. Смит Г. Драгоценные камни. - М.: Мир, 1984. - 560 с.


Интернет-ресурсы

  • http://www.jawahr-goldmagazine.com/userfiles/image/2-2010/hhh/00.png - драгоценные камни слайд 1 и 2
  • http://vinokurov.ucoz.ru/_ph/3/559883217.jpg - Мавзолей Итимад-Уд-Даула слайд 6
  • http://www.smolensk2.ru/images/img_26797.jpg - бриллиант слайд 7
  • Слайд 8:
  • http://cs9965.userapi.com/u81955157/-6/x_4f98b4c6.jpg - изумруд
  • http://ivanovoivanovo.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg – рубин
  • http://lifeglobe.net/media/entry/597/02ae13f122c9_3.jpg - сапфир
  • http://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpghttp://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpg - александрит
  • http://www.unc.edu/~ksburton/lapidary/images/Pearl1.jpeg - жемчуг
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/318/58318597_1272361268_starofafrica3.jpg - алмаз
  • http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4437837 - слайд 9 изумруд
  • http://www.dragkamen.ru/images/izumrud4.jpg - слайд 9 - кольцо с изумрудом
  • http://ru.wikipedia.org