Профилактика участия в группах смерти дети. «Синие киты» снова приплыли: в «группах смерти» новый всплеск активности

  • 15.10.2019

Как считают в Центре исследований легитимности и политического протеста, зафиксировавшем всплеск суицидальных хэштегов-шифров, опасное движение развивается намеренно и серьезно финансируется, пишут « ». Подростки пишут с фейковых аккаунтов, привлекая внимание так называемых кураторов, специалистов в области психологии, которые знают, как вовлечь детей в процесс.

— Обработать такой массив данных и связаться с отобранными жертвами в 4:20, да еще убедившись в идентичности аккаунта, очень непросто. Представьте, сколько для этого нужно людей! Даже если это ботсеть, это очень непросто. Сначала основная по информированию, а потом методическая обработка. А в конце остается лишь додавить на ребенка и заставить его сделать последний шаг, — цитирует издание директора центра Евгения Венедиктова. — Случайным это не может быть! Это абсолютно точно откуда-то централизованно управляется. Здесь же задействован ряд инструментов и психологическая обработка. И обещания вознаграждения, и различные квесты, затем угрозы — все это четко отработанная система.

«Группы смерти» с картинками китов, где подросткам предлагаются опасные задания, последним из которых должно стать самоубийство, в первый раз охватили соцсети год назад, когда в участии в опасных виртуальных играх подозревали 130 детей, погибших при разных обстоятельствах с ноября 2015 года по апрель 2016 года. С учетом 50-дневного срока, сколько длится серия заданий, ровно к апрелю 2017-го история может пойти по второму смертельному кругу.

Кураторы, привлеченные хэштегами, опрашивают школьников на предмет серьезности решения, и так начинается «игра», по которой каждое утро в 4:20 ребенок просыпается за очередным заданием. Они идут по нарастающей, а примерно с середины появляются более интимные, личные, задания, чтобы жертва не могла соскочить, боясь шантажа. К этому моменту кураторы уже вычислили, где живет ребенок, кто его родители.

— Первое задание было нацарапать на руке кита, — приводит издание слова школьницы о том, как она попала в «игру» (орфография и пунктуация автора сохранены). — Я нашла в интернете картинку, и скинула, Потом он [куратор] сказал порезать вторую руку, я опять взяла картинку и отправила, потом написал чтоб я кинула это все на стену, и я кинула ети картинки. Это все происходило в 4:20. Он в конце заданий написал Типо убей себя, или мы убьем тебя и твоих родителей, Если переходить по ихним ссылкам, то они узнают Адрес … вот это правда страшно.

Кто-то доводит наших детей до самоубийства. Кто? Зачем? А главное – как уберечь свое родное дитя?

В Петербурге сейчас идет беспрецедентный процесс: расследование по делу Филиппа Лиса, основателя и администратора так назыаемых «групп смерти» в соцсетях. Дети, которые подписываются на эти группы, получают задания, которые заканчиваются одинаково страшно. Самоубийством.

Филипп Лис сейчас находится под стражей, в тюрьме «Кресты». И, что самое страшное, ему каждый день приходят сотни писем от поклонников организованной им страшной игры. Письма со словами поддержки. Понимаете? Он кумир для подростков. Смертельно опасный кумир.

Игра, которая убивает

Они ставят на аватарки картинки китов или тела, истекающие кровью. Они постят картинки про самоистязание или унижение. Они общаются странными для непосвященного глаза хэштегами #тихийдом #няпока #морекитов #хочувигру. Они часами зависают в соцсетях. Пишут на страницах стихи. Например, такие:

«Хочу утонуть в #морекитов

а потом попасть в #Тихийдом

хочу домой к звездам в #млечныйпуть

я так #хочувигру

найди меня

дай мне инструкции

дай мне номер

я жду тебя

А потом просто выходят… в окно. Или прыгают с моста. Или режут вены. Россию захлестнула волна подростковых самоубийств на фоне смертельных «игр» в интернете.

Один из администраторов групп смерти, Филипп Лис, уже под стражей. Статья – доведение до самоубийства. С другими работают следователи. Но вся эта борьба детей, наоборот, вдохновляет на страшные шаги: с начала года специалисты регистрируют новый всплеск интереса к убийственной игре.

Кто в ответе

За один только день в сети появляется порядка 4 тысяч тегов, характерных для групп суицидальной тематики, – бьют тревогу представители общественной организации РОЦИТ. - Такие группы регулярно блокируют, но появляются новые.

Кому и зачем это надо, пока непонятно. Эксперты из организации РОЦИТ уверены в одном: с детьми работают взрослые люди – системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии и техники внушения.

Уличить их в такой работе крайне сложно, – говорит психолог-криминалист Михаил Виноградов. - Зачастую администраторы групп даже сопровождают детей к месту суицида. Например, на крышу. Говорят, что шагнут вместе со своими жертвами. Но, разумеется, только делают вид. А потом, когда их ловят, говорят, что действительно хотели спрыгнуть вниз. Но в последний момент испугались и передумали.

В итоге доказать причастность администраторов к гибели детей практически невозможно. И они остаются безнаказанными.

Фото GettyImages

Причем влиянию организаторов суицидальных групп подвержены далеко не только и не столько дети из сложных семей.

Хочу обратить внимание, чаще всего дети из хороших, внешне благополучных семей сводят счеты с жизнью, – добавляет уполномоченный по защите прав детей в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. - Поэтому, дорогие родители, будьте начеку и чаще узнавайте, чем интересуются ваши дети.

Психолог Дарья Грошева объясняет: ребят буквально «поймали» на особенностях, свойственных переходному возрасту. В это время идет становление подростка, определение его идентичности, интересов. И на желании быть интересным и нужным, которое остро свойственно детям.

Проблемы будут возникать, если нет доверия. И тут один выход: быть интереснее интернета, интереснее компьютера. Ребенок сейчас остро нуждается во внимании взрослых, даже если не показывает этого. А взрослые часто совершают ошибку, считая, что уже можно немного отступить на задний план.

9 признаков тревоги…

Обычно активный ребенок вдруг подавлен, неразговорчив, не спит по ночам.

Начал рисовать китов или бабочек, много времени проводит в интернете, не участвует в социальной жизни школы.

Уходит в полную изоляцию, не идет на контакт.

Снижается успеваемость.

Появляются вредные привычки.

Он скрывает от вас круг своих друзей, непонятно, с кем он общается.

В интернете он посещает странные непонятные сайты, в том числе для взрослых.

Фото GettyImages

…и 5 способов защиты

Многие папы и мамы считают: установил контент-фильтр на компьютер – и дело с концом. Но это заблуждение.

Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне! - говорят в Центре защиты детей от интернет-угроз.

Поэтому одними фильтрами не надо ограничиваться. В ваших же интересах:

Добиться полного доверия и диалога по вопросам интернет-безопасности.

Объяснить, что интернет является не надежным источником информации, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.

Оговорить правила работы с компьютером и гаджетами, установить временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что интернет в первую очередь является средством развития и обучения и только второстепенно – развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.

Ввести ограничения по использованию смартфонов и планшетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный интернет не нужен в повседневной жизни.

Запретить общение в сети с неизвестными людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице.

Личный опыт

Читая новости о подростковых самоубийствах, первое желание – отрубить ребенку доступ в интернет полностью. Это, конечно, не выход. В наш-то век вездесущего вай-фая. Пытаясь защитить ребенка, родители зачастую перестраховываются. Появился, к примеру, слух о том, что любители аниме чаще сводят счеты с жизнью, – запрещают смотреть аниме. Проявляет ребенок интерес к японской культуре – впадают в панику.

Хочется сказать по этому поводу: не перегибайте палку. Не кидайтесь запрещать все подряд, не разобравшись. Как говорится в популярном анекдоте, иногда банан – это просто банан. А аниме – просто мультфильм. Если подросток увлекся мультсериалом «Тетрадь смерти», это его не убьет.

Что за бред. «Тетрадь смерти» – о том, как круто быть умным. О противостоянии двух гениев, добра и зла. А вовсе не о самоубийствах, – пожала плечами 17-летняя Александра, с десяти лет фанатеющая по японским мультфильмам и манге (в том числе и по «Тетради смерти». До сих пор жива).

И помните: ребенка скорее убьет ваше собственное невнимание и зацикленность на работе, внешних проблемах, его оценках. На чем угодно, только не на нем самом.

У ребенка, который не чувствует себя заброшенным, с которым родители разговаривают, которого не просто слушают, а слышат, таких мыслей никогда не возникнет, – говорят психологи.

Больше общайтесь. Доверяйте друг другу. Цените своих детей, и пусть они об этом знают.

В Воронежской области за неделю покончили с собой трое подростков. 16 марта в Воронеже в доме на улице Димитрова счёты с жизнью свёл 15-летний мальчик. 21 марта в Коминтерновском районе на асфальте под многоэтажкой нашли ещё живую восьмиклассницу, но врачам не удалось её спасти. И в тот же день на стадионе в Кантемировке было найдено тело одиннадцатиклассника. В двух первых случаях возбуждено дело по статье «Доведение до самоубийства».

Следователи, в частности, выясняют, состояли ли погибшие школьники в группах смерти в соцсетях. Уже известно, что в телефоне подростка, совершившего суицид 16 марта, было найдено изображение синего кита — одного из символов этих групп. Мать и отец мальчика не могут понять, из-за чего их ребёнок мог пойти на самоубийство. Не понимают этого и учителя в школе, где учился юноша. Явных причин для суицида у школьника не было — ни острых конфликтов в семье или среди сверстников, ни серьёзных проблем с учёбой.

— Мальчик у нас учится не так давно, так как они приехали в Воронеж из района области. Семья у него хорошая, как говорят, благополучная, полная. Он был не один у родителей, в семье есть ещё ребёнок, они очень друг друга любят… Любили... Вы извините, мы вам больше ничего сказать не можем. Следствие идёт, нам запретили, — аккуратно говорят корреспондентам «Ё!» учителя в школе, где учился подросток.

Тем временем среди одноклассников ходят слухи, что мальчик мог состоять в так называемых группах смерти…

О так называемых группах смерти впервые написала «Новая газета» ещё в мае прошлого года. Дело в том, что несколько последних лет в социальных сетях создано бесчисленное количество групп, где среди подростков пропагандируется идея бессмысленности жизни и воспевается загадочность «мрачной красоты» безвременного ухода. Подросткам предлагают сыграть в «игру», в ходе которой детям выдают задания, начиная с безобидных (например, нарисовать кита) до приказа покончить с собой. В эту игру, к сожалению, играют и воронежские дети. В мае 2016-го «МОЁ!» писала о громкой трагедии в Острогожске — там 15-летняя девочка покончила с собой. Родители школьницы нашли предсмертную записку, в которой дочь просит прощения у родных, а в конце пишет о том, что киты хотят взлететь к своей мечте, поэтому так часто выпрыгивают из воды. «И я тоже хочу взлететь», — заканчивает послание девочка.

После ряда публикаций в СМИ группами смерти занялись правоохранительные органы. В прошлом году в десяти регионах России (в том числе и в Воронеже) полиция нагрянула в квартиры активных участников этих групп. Администратор нескольких групп Филипп Лис из подмосковного Солнечногорска (настоящая фамилия Филиппа — Будейкин) был задержан. Но подобные сообщества всё равно плодятся в соцсетях как грибы после дождя.

5 главных вопросов о группах смерти

1. Как именно играют в смерть?

В социальных группах появляются сообщества с картинками бабочек или китов, плавающих в океане, и с хэштегами (интерактивными метками), кликнув на которые можно попасть на «нужную» страничку в соцсети. Эксперты насчитали больше 4 тысяч разновидностей хэштегов, вот некоторые из них: #жду, #хочу, #море, #разбуди, #спасименя, #кит, #синий_кит, #я_в_игре, #тихийдом, #150звёзд, #млечныйпуть, #время_на_часах_4.20 и другие.

Когда ребёнок попадает по этим ссылкам в группу или размещает эти хэштеги на своей странице, с ним связывается куратор. Он-то и даёт задания, чтобы проверить, готов ли подросток «поиграть». Поначалу куратор входит в доверие и выведывает личную информацию, чтобы составить портрет «игрока». А потом «игроку» выдаются задания, которые он выполняет, всё больше попадая в психологическую зависимость от кураторов. Причём если ребёнок не решается на последний шаг, ему начинают угрожать, например, убийством родных.

2. Как кураторы воздействуют на детей?

Федеральный департамент независимой судебной экспертизы (г. Санкт-Петербург) по обращению «Новой газеты» исследовал принципы воздействия групп смерти на подростков. Вот основные выводы экспертов.

  1. Администраторы групп используют специальные манипулятивные технологии нейролингвистического программирования, а также приёмы внушения путём воздействия художественными образами.
  2. Вышеуказанные методики идут в обход желания самого человека, вводят его в состояние подавленного сознания, ослабляют волю, представляют собой психическое насилие в отношении детей.
  3. Кураторы групп побуждали участников к совершению самоубийства в формах приказов, инструкций, советов, угроз, а также посредством аудиовизуальной информации.
  4. Организаторы смертельных «игр» дают указание детям стереть переписку перед тем, как они совершат суицид.

3. Что мешает правоохранительным органам справиться с группами смерти?

Начальник отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел Главного СУ СКР по Санкт-Петербургу Антон БРЕЙДО , который возглавляет расследование по делу одного из арестованных кураторов групп смерти Филиппа Будейкина, поделился с нашими коллегами из «Новой газеты» своими соображениями о том, что мешает правоохранителям искоренить группы смерти и нейтрализовать их кураторов.

Недостаток полномочий . Сейчас у сыщиков нет полномочий оперативно выяснить адрес преступника, подталкивающего ребёнка к суициду, и незамедлительно прийти к нему с обыском, чтобы изъять компьютер. По мнению Антона Брейдо, должно быть создано федеральное подразделение, объединяющее сотрудников МВД и ФСБ, которое, не дожидаясь сигналов граждан, станет самостоятельно мониторить социальные сети и выявлять преступников. После чего давать указание своим подчинённым в регионах выезжать по адресам с неотложным обыском, чтобы администраторы группы не успели удалить в компьютере улики.

Слишком мягкое наказание. Необходимо увеличить уголовную ответственность за доведение до суицида через интернет, за введение ребёнка в состояние социально-психологического подчинения, считает следователь. Сейчас по фактам суицидов детей, в которых виноваты группы смерти, возбуждаются дела по статье «Доведение до самоубийства», но они не всегда доводятся до конца, так как из-за удалённой из компьютера информации бывает сложно доказать вину организаторов групп.

— Такие действия надо приравнивать к убийству, — говорит Антон Брейдо. — Давать 15 лет лишения свободы, как за насильственное лишение жизни. А если будет доказано, что действия, направленные на формирование намерения совершить самоубийство, были в отношении двух или нескольких подростков одновременно, то должно быть пожизненное наказание, как за убийство двух и более лиц.

4. Поведение в соцсети: чему учить ребёнка?

Резкая смена круга общения, имиджа, настроения сразу должна насторожить родителей, объясняют детские психологи. Если ребёнок засиживается допоздна за компьютером и со смартфоном — это также повод для тревоги. Очень важно не терять контакта с ребенком в подростковом возрасте. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, которые не осудят его и помогут, а не выплескивать душу незнакомым людям в сети.

В детстве мамы учили нас не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с первыми встречными. Сегодня уже с детского сада детей надо приучать к следующему:

  • не общайся с незнакомцами даже в интернете,
  • добавляй в друзья в соцсетях только тех, кого знаешь лично,
  • не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,
  • не сообщай данных о своём местоположении в интернете, отключи геолокацию в приложениях на компьютере и смартфоне,
  • соблюдай приватность в интернет-общении, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.

5. Как вести себя родителям, чтобы ребёнок не стал жертвой групп смерти

Советы даёт врач-психиатр, заведующий кафедрой психиатрии Воронежской государственной медицинской академии Олег ШИРЯЕВ.

Усилить контроль. Ребёнок с раннего возраста должен быть под вашим постоянным контролем. Вы должны всегда знать, где он находится и что делает. Подросток не должен быть предоставлен сам себе весь день, он должен чем-то заниматься: спортом, танцами — чем угодно, чтобы был максимально занят.

Разговаривать с ребёнком. Любой разговор выстраивайте деликатно. Завоёвывайте доверие ребёнка, интересуйтесь его делами, просите рассказать о том, как у него прошёл день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Проводите выходные за городом, катайтесь на роликах, велосипедах, ходите в кино и театры. Важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что вы единая семья, команда. Но помните, что нельзя им командовать.

Не проявлять агрессии. Если вы узнали, что ваши дети сидят в группах, призывающих к суициду, не устраивайте допроса, не запрещайте пользоваться интернетом. Единственной реакцией подростка на подобные действия станет ответная агрессия. Ребёнок закроется, перестанет вам доверять и всё равно найдёт способ заходить в эти группы.

Вытянуть ребёнка из онлайна. Ребёнок, который постоянно сидит в соцсетях, впадает в некий виртуальный транс, создающий у него ощущение параллельной реальности. Родителям нужно предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в реальную жизнь. Подойдут любые, даже глупые, на взгляд взрослых, увлечения, хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на группы в социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление — быть признанными и понятыми.

В ТЕМУ

«Родители не вытащат ребёнка из «игры» самостоятельно»

Корреспонденты «МОЁ!» позвонили по номеру единого всероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 .

Специалисты настоятельно рекомендовали родителям, которые поняли, что их дети являются участниками смертельной «игры», сразу обращаться в полицию и Роскомнадзор, а ребёнка срочно вести в специальный кабинет психологической помощи. В Воронеже такие кабинеты есть в Воронежском областном психоневрологическом диспансере (на ул. Кольцовской, 1 и на ул. 20-летия Октября, 73, тел. приёмной 271-21-04 ).

— К сожалению, простой разговор родителей с ребёнком не спасёт, самостоятельно взрослые с этой проблемой не справятся, здесь должны работать психологи совместно с психиатрами, только им под силу вытащить ребёнка из этой страшной «игры», — сообщили корреспондентам «МОЁ!» специалисты телефона доверия.

СМИ всё чаще сообщают о группах в социальных сетях, с которыми связывают случаи самоубийств детей. Сообщалось, что действует это следующим образом: ребёнок получает «куратора», который даёт ему задания на проверку серьёзности намерений (исцарапать руку лезвием, выпить две ложки уксуса и т. д.), и под конец игры расстаётся с жизнью. К рассылке прилагается список названий групп («Море китов», «Тихий дом» и др.), а также хештегов. Если родители их нашли на страничках или в переписке ребёнка, значит, он «в теме», и ему грозит реальная опасность.

Как оградить ребёнка от странных вирусных игр вроде «беги или умри» или «море китов», цена участия в которых зачастую — жизнь. Стоит ли разговаривать с детьми про «группы смерти»? Как понять, что ребёнок готов прервать свою жизнь? Как это предотвратить? Объясняет Пётр Дмитриевский, семейный психолог:

— Интернет — это как улица. Перед тем как разрешить ребёнку самостоятельно гулять во дворе без родителя, его нужно просветить на тему техники безопасности. Например, объяснить, что, если к нему будет подходить незнакомая тётя и предлагать пойти с ней за конфеткой или посмотреть щенка, нужно ей отказать и идти домой. Так же и с интернетом. В том возрасте, когда вы разрешаете ребёнку «гулять» в сети без вашего присмотра, ему и нужно объяснить, какие возможности и опасности там водятся. Про то, как реагировать на интернет-травлю, про настройки приватности, про манипуляции руководителей опасных групп. Нужно объяснить, что с детьми всякие маньяки и сумасшедшие используют сладости, а с подростками — играют на желании быть особенным и сделать что-то необычное и азартное. Также необходимо объяснить, что есть разные виды озорства и безобразничания с обратимыми последствиями. Например, можно сильно поссориться с близким человеком, но потом помириться. Или даже можно не прийти домой ночевать, но потом вернуться. А есть эксперименты, которые имеют необратимые последствия. К числу таких экспериментов относятся эксперименты со здоровьем и жизнью. Некоторые переломы и отравления не лечатся, а мёртвого человека невозможно вернуть к жизни. Некоторые подростки этого реально не понимают.

— Что делать, если ребёнок прямо заявляет: «если у меня в четверти будет „ тройка “ по математике, я убью себя»?

— Спокойно обсудить ситуацию, объяснить, какие реальные способы выхода из неё существуют (репетиторы, перевод в другую школу и пр). Дайте ребёнку понять, что печалиться, переживать, чувствовать себя одиноким — нормально. Этого не надо стесняться. Поделитесь тем, что вы сами делали в ситуациях, когда вас одолевали подобные чувства.

Если угрозы продолжаются, нужно обращаться к психиатру, возможно помещение в стационар под присмотр врачей. Пассажира, вслух пошутившего, что у него в чемодане бомба, сотрудники аэропорта не имеют права пускать в самолёт. И с угрозами суицида нельзя шутить. Это может быть признаком тяжёлой депрессии, и такого человека опасно оставлять без присмотра специалистов.

— Как быть, если родители узнали, что ребёнок уже попал под влияние плохой компании?

— Смотря насколько плохой. Если речь идёт об откровенном криминале, о наркотиках, необходимо брать семью в охапку и переезжать в другой конец города, переводить в другую школу. В случае физической угрозы жизни несовершеннолетнего сентиментальность и «права человека» ни к чему. Другое дело, когда физически подростку угрозы нет, но родитель переживает по поводу своего уменьшающегося авторитета. В этом случае важно развивать в себе добродетель смирения и не ввязываться в борьбу за ребёнка с его сверстниками. Все равно общение с ровесниками для него, в силу специфики возраста, предпочтительнее.

Нужно помнить, что, отсекая одну среду, нужно активно предложить альтернативную, интересную: кружок скалолазания, байдарочные походы, театральную студию — в зависимости от предпочтений ребёнка.

Какие дети в группе риска?

— Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребёнке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода. Поэтому в группе риска дети, которых не обучили или не создали достаточно условий для самореализации, творчества, озорства. Профилактикой будет знакомство подростка с местами и способами раскрытия своего потенциала.

В некоторых подростках бурлит особенно много возбуждения и азарта. Таких нужно знакомить с «экстремальными», но безопасными видами досуга: скалодром, картинг, пейнтбол, секция борьбы.

Кроме того, суицидальным мыслям в большей мере подвержены дети, у которых отсутствует навык обращения за помощью. Для них признаться другому в своей проблеме бывает очень стыдно, им просто не приходит это в голову. Профилактика — рассказы родителей о том, в каких ситуациях им приходилось обращаться за помощью, объяснение того, что самостоятельность и автономия — это важные ценности, но не абсолютные. Иногда человеку важно решать задачи в одиночку, но порой они решаются только тогда, когда ты в хорошей команде с другими людьми.

Важно придать статус нормы таким переживаниям как смятение, печаль, одиночество. Дать понять, что все люди время от времени испытывают такие чувства и рассказать, что вы делали, когда попадали в такие ситуации.

Важным инструментом профилактики является искренний интерес к ребёнку. Ему важно знать, что в центре внимания родителя его личность, его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид, вкусы — второстепенны.

— Проверить себя для начала. Давно ли вы с ребёнком находились в непринуждённом общении? Если давно, то стоит запланировать что-то совместное и озорное, приятное, вкусное. Можно рассказать о том, что вы как родитель беспокоитесь и готовы помочь, если возникнет такая необходимость. Пусть эта шумиха станет дополнительным поводом поговорить по душам и признаться в том, какое важное место сын или дочь занимает в вашем сердце.

Как родителям заметить, что ребёнок находится в рискованной группе соцсети:

Есть несколько признаков, свидетельствующих о суицидальных намерениях подростка. Бить тревогу необходимо, если одновременно совпало несколько симптомов:

1. Беспричинное изменение поведения. Был спокойным — стал нервным. Или был агрессивным, задиристым, а стал «тормозным» или нарочито вежливым.

2. Нарушение сна: сонливость или бессонница. Поверхностный сон: ребёнок вроде бы спал достаточно долго, но просыпается невыспавшимся.

3. Общительный подросток становится вдруг замкнутым, использует в общении односложные ответы.

4. Пренебрежительное отношение к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: сын или дочь перестаёт умываться, чистить зубы, одевается неопрятно.

5. Публикация на своей страничке мрачных образов или цитат, связанных со смертью.

6. Употребление спиртного и наркотиков теми, кто ранее не злоупотреблял ими.

7. Явная замедленность темпа речи, монотонность.

8. Действия, которые можно трактовать как прощание, завершение: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей друзьям.

Что делать, если ребенок подсел на пагубные сообщества в социальных сетях.

Статья «Группы смерти» в «Новой газете» вызвала у родителей по всей стране настоящую панику. Многие мамы и папы, прочитав о действующих во «ВКонтакте» сообщества, которые занимаются пропагандой суицида среди подростков, бросились проверять компьютеры своих чад. И некоторые из них с ужасом обнаружили, что их сын или дочь подписаны на паблики вроде «Море Китов», f57 или похожие сообщества («Белый кит», I cut myself, «Скорби Душа Моя», «Некрес Психес» и др).

У любого родителя, сделавшего столь жуткое открытие, возникает закономерный вопрос: что делать в такой ситуации? Как найти подход к ребенку и уберечь его от пагубного влияния соцсетей и, возможно, от попытки покончить с собой?

Детский психолог Полина Джуха дала несколько советов, следуя которым взрослые смогут помочь своим детям.

1. Никакого шпионажа и агрессии

Первая реакция родителей, которые узнали, что их дети сидят в группах, призывающих к суициду, - это усиление контроля. Мама или папа устраивают своему ребенку допрос с пристрастием, проверяют переписку в соцсетях, телефон, роются в личных вещах, а порой в довершение всего запрещают пользоваться интернетом.

Такое поведение не принесет ни родителям, ни и их чадам ничего хорошего. Единственной реакцией подростка на подобные агрессивные действия в его адрес станет ответная агрессия. В итоге ребенок просто закроется и перестанет доверять близким. И, что самое главное, он все равно найдет способ так или иначе заходить в эти группы, только уже будет делать это тайно.

Важно: жертвами разного рода сект чаще всего становятся именно те дети, которых дома, так сказать, морально насилуют, отнимая право на собственное пространство и личное мнение и не давая возможности возразить или отказать взрослому. Как следствие, подросток не чувствует, когда на него оказывают психологическое давление чужие люди, поскольку слишком привык к нему.

2. Аккуратный позитивный диалог

Любой разговор с детьми, особенно на столь болезненную тему, нужно выстраивать деликатно и внимательно. Нет смысла спрашивать подростка «в лоб» - так от него никаких ответов не добиться. Лучше действовать исподволь, постепенно завоевывая его доверие - интересоваться его делами, просить рассказать о том, как у него прошел день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Кстати, для откровенного разговора отлично подойдет совместный прием пищи: в такой обстановке легче сблизиться и наладить контакт.

Важно: Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые.

Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид - способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти.

3. Разговор о смерти через искусство

Многие родители боятся и всячески избегают говорить с детьми на тему суицида. В этом случае лучше подойти к проблеме «окружным путем». Например, можно дать ребенку посмотреть хороший классический фильм или дать прочитать книгу, в которой поднимается тема смерти и самоубийства, а затем обсудить с ним его мысли и впечатления.

Важно: около 80% детей, которые покончили жизнь самоубийством, так или иначе заявляли о своем намерении родным или друзьям. Просто их словам и поступкам не уделили должного внимания, списав на подростковые «закидоны» и демонстративное поведение.

К тому же подростки зачастую не воспринимают смерть достаточно серьезно, романтизируя ее. Им кажется, что суицид - это некий выход, переход куда-то, а не точка невозврата. Необходимо попробовать донести до ребенка, что пока он жив, у него всегда есть возможность выбора. А смерть - это не дверь, а черта, за которой больше ничего не будет.

4. Поиск альтернативных интересов

Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, на самом деле впадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям.

Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство. Тут подойдут любые, даже глупые на взгляд взрослых, увлечения.

Важно: Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на те или иные группы во «ВКонтакте» и других социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление - быть признанными и понятыми. Просто раньше тинейджеры примыкали к разным субкультурам, которые хоть и были иногда пугающими для родителей, но все же были офлайновыми и потому более-менее понятными и контролируемыми. Сегодня же, не имея возможности удовлетворить эту потребность «наяву», они уходят за желаемым в глубины интернета, где ориентируются куда лучше большинства взрослых.

5. Включение здоровой критичности

Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Так вот, чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям онлайн-«сектантов», нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?».

Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету и, в частности, «подсаживаться» на загадочные игры, которые инициировали некоторые суицидальные группы.

Важно: Подросток должен чувствовать любовь и принятие со стороны родителей в любой ситуации. Если ребенок знает, что, как бы он ни поступил, что бы ни сказал, его всегда поймут и примут дома, он будет гораздо увереннее ощущать себя в жизни. Родителям стоит внушить своим детям, что они не должны зарабатывать любовь повиновением и покорностью.

6. Регулировать режим сна

Сон является одной из сфер жизни детей, которую действительно стоит жестко контролировать. Согласно утверждению «Новой газеты», многие подростки сидели в социальных сетях именно ночью; особое значение в ряде случаев имело время 4.20 утра.

Дело в том, что в таком полусонном состоянии гораздо легче впихнуть в тинейджера любую информацию, в том числе и про суицид. Этот нехитрый, но действенный прием, кстати, хорошо знаком деструктивным религиозным организациям. Так что, если у родителей есть желание прибегнуть к жестким мерам, можно, к примеру, выключать или ограничивать интернет именно в ночное время.

Важно: Если ребенок не высыпается, у него усиливаются тревожность, внушаемость, понижается иммунитет как физический, так и психологический. Также ребенок, который и так в своем возрасте видит мир черно-белым, начинает воспринимать его с еще большим скепсисом и неприязнью.

7. Психологические группы для подростков

Если родители узнали, что их ребенок и вправду подумывает совершить самоубийство, в этом случае справиться лишь своими силами не получится: необходимо прибегнуть к помощи профессионалов. Однако не каждый подросток согласится пойти к психологу; даже если посулами или угрозами загнать его на сеанс, толку от такой терапии будет мало. Гораздо проще и полезнее будет уговорить чадо посетить групповые занятия, где ему легче будет освоиться и приступить к работе над своими проблемами.

Важно: Есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать о том, что подросток впал в депрессию и думает о смерти:

Появление порезов и шрамов

Резкое изменение настроения и поведения; к примеру, всегда общительный ребенок вдруг стал замкнутым

Желание подростка раздать или подарить свои вещи

Разговоры о бессмысленности жизни

Ребенок ведет себя так, как будто собирается в дальнюю дорогу: приводит в порядок дела, убирается в комнате, возвращает одолженное