Варга столин опросник родительского отношения обработка. Опросник родительского отношения (А.Я

  • 15.10.2019

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Вопросы теста. 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

2 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка". 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

3 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. Обработка. За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы о том, что они сравнительно слабо развиты. Ключ. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Интерпретация. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: -отвержение, -кооперация, -симбиоз, -контроль, - инфантилизация (инвалидизация).

4 Высокие баллы по шкале принятие отвержение от 24 до 33 говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале от 0 до 8 говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале кооперация 7 8 баллов признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале 1 2 балла говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Высокие баллы по шкале симбиоз 6 7 баллов позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале 1 2 балла признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале контроль 6 7 баллов показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале 1 2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

5 Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка 7 8 баллов признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале 1 2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.


ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения

Столин Владимир Викторович Родился: 19 февраля 1947 г. в Москве. Интересы: общая психология, исследование проблем самосознания, психология личности, психодиагностика, психологическое консультирование,

Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей. УДК 37.064 МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ БНТУ, Минск, Республика Беларусь Научный руководитель: Зуенок А.Ю. Хотько А.С.

Принципы использования наказания Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказание не должно вредить здоровью ребенка

Л. В. Токарская 249 3. Левченко А. Н. Временная трансспектива самоактуализирующейся личности // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2011. Вып. 6 (76). С. 97 101. 4. Болотова А. К. Психология организации

А. А. Воронова СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У НЕЗАМУЖНИХ И ЗАМУЖНИХ МАТЕРЕЙ Работа представлена лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской

Шабан О.В., студентка 33 группы Института педагогического образования ТвГУ Влияние стиля родительского воспитания на психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ Ключевые слова: адаптация, воспитание,

Вместе с этим Эйнштэйн страдал дислексией, обнаруживая слабые способности по матиматике, физике, был изгнан из школы. Современная наука объяснила уже проблему нарушения чтения у леворуких (дислексия).

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» * Институт психологии Кафедра социальной и семейной психологии Взаимосвязь отношений любви между супругами

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ Воронина А.С., воспитатель МДОУ 7 г. Черемхово Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего

ДИАГНОСТИКА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ- ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Е.Ф.БАЖИН, Е.А.ГОЛЫНКИНА, А.М.ЭТКИНД) Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

УДК 376.3 Токарская Людмила Валерьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Уральского государственного педагогического университета Топоркова Нина Александровна

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

ОПРОСНИК УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК) Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности экстернальности, т.е степени готовности человека брать на себя ответственность за то,

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ТРЕВОЖНОСТИ? Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как показатель эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные препятствия развитию

PSYCHOTYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS AND THEIRS RELATIONSHIPS WITH PARENTS Tsygankova Rima E., Ph.D. of medical, assistant professor of department practical and special psychology. North -Caucasian

Частное учреждение социального обслуживания «Центр развития семейных форм устройства детей» Проект укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск) Е.Н. Кропива Программа по оптимизации детско-родительских

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 «Золотой ключик» Отчет экспериментальной работы по решению духовно-нравственных проблем развития личности через ознакомление дошкольников

Приложение 1 Опросник для родителей Уважаемый родитель! Ответьте на приведенные ниже вопросы. Полнота и развернутость ответа приветствуются. Знаете ли Вы какую-либо научно-методическую литературу для родителей

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского

Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас. Для этого выполните тест (модификация

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная

Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Практическая работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений

ISNN 1812-1853 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2009 ТОМ 6 1 Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений В статье представлен опыт диагностики типов детско-родительских

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Игнатова В.В., Липатова С.В. Введение. В настоящее время в России в условиях социальноэкономического кризиса

УДК 74 Ильина Н.В., заместитель директора по УВР КСУВУ «Убеевская СОШЗТ» Минобразования Чувашии Яковлева Т.В., педагог-психолог КСУВУ «Убеевская СОШЗТ» Минобразования Чувашии АНАЛИЗ ПРОЕКТА ПО ФАКТАМ САМОВОЛЬНЫХ

Модели взаимодействия педагогов с детьми (для работы) Учебно-дисциплинарная модель Приложение 1. Цель общения Лозунг Тактика, способы взаимодействия Роль и личностная позиция Позиция по отношению к ребенку

Тест-опросник Способен ли ты быть лидером? Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ Да или Нет. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным

Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (Марковская И. М.) Назначение методики. Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ЖАРИКОВ Е., КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Е.) ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ) Текст опросника для родителей детей от 11 до 21 года Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе является одной из ведущих идей современного образования. Дошкольный возраст является важным периодом

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Ким Антон Игоревич студент Черная Елена Васильевна руководитель научно методического центра Южно Сахалинский педагогический колледж ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

Статья «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Подготовила воспитатель группы 5 Васильченко Юлия Александровна Уважаемые мамы и папы! Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 109 «Изюминка» города Ярославля Исследование детско-родительских отношений в семье, имеющей ребѐнка с задержкой психического

Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент,

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Методика 3 Укажите обязательно Ваш пол Ваш возраст Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на эти утверждения «ДА» или «НЕТ». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда

Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы Вот они, главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли. Этап первый 10-13 лет: «Оставьте

Научный альманах 2016 N 5-2(19) Педагогические науки 274 DOI: 10.17117/na.2016.05.02.274 Поступила (Received): 01.05.2016 http://ucom.ru/doc/na.2016.05.02.274.pdf Сундеева Л.А., Малыгина Н.В. Педагогические

Опасные фразы, или Как создаются негативные жизненные сценарии «Слово не воробей вылетит, не поймаешь» Народная пословица Задумываемся ли мы о том, что именно слышит ребенок, когда мы просим его что-то

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СЕМЬИ ПЛАН: 1. Теоретическая часть 2. Практическая часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук психологии, педагогики, социологии,

Вас приветствуют Воспитатели: Корочкина Елизавета Владимировна Полякова Елена Анатольевна Логопед: Соколова Елена Юрьевна Консультация для родителей «Культура общения в семье основа формирования авторитета

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Казанова Екатерина Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад 17 комбинированного вида» г. Казань, Республика Татарстан СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Аннотация: статья

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа- интернат 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара» Консультация для родителей

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Вопросы к анкете первого знакомства с родителями: 1. Постоянные обязанности ребенка в семье... 2. Доминирующие черты его характера... 3. В общении учителю следует учесть... 4.

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа 4» «Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей» (Выступление на родительском собрании) Доклад подготовила: Губанова Л.В. учитель

Трудности адаптации первоклассников в школе Возрастные особенности первоклассников кризис 7 лет: манерничанье, капризы, паясничание нормы и правила школьной жизни идут вразрез с желаниями ребенка переживание

Какова роль матери в воспитании ребенка Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить ребенку хорошие качества,

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ОТЦОВ Подготовила Воспитатель подготовительной группы РаеваТ.В. Родительское собрание отцов «Один отец значит больше, чем сто учителей». Д. Герберт Подготовительная работа. 1. Предложите

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества» Диагностический материал по исследованию нравственной воспитанности

МЕТОДИКА ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ (АЛЕШИНА Ю.Е., ГОЗМАН Л.Я., ДУБОВСКАЯ Е.М.) Назначение теста Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция к тесту Выберите ответ, который

Заповеди воспитателя и воспитания в детском лагере Алёна Штабина, Беч Дарья Руководители городского проекта самоопределения школьников «Я вожатый» Воспитание целенаправленное формирование личности в целях

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, как это свойство во многом обуславливает

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка.

Анализ литературы выявил, что изучению детско-родительских отношений во все времена уделяется много внимания. Проводились исследовательские работы по проблеме влияния личности родителя на стиль отношения к ребенку. Так А.И. Захаровым и его коллегами (А.И.Захаров, 1998) исследовались семьи детей, больных неврозами, и полученные результаты сравнивались с результатами обследования контрольных семей, здоровых в нервно-психическом отношении. Проведенные сравнения позволяют считать, полученные данные характерными для семей, в которых дети больны неврозами. В этих семьях по личностным особенностям родителей, особенностям воспитания и преморбидным чертам характера детей можно с известной долей вероятности предсказать риск невротического заболевания у детей.

В данной курсовой работе, самоцелью хотелось бы выделить тот факт, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Исходя из вышесказанного целью практической части работы поставим: изучить влияние личностных особенностей на развитие ребенка. Исходя из цели, определим задачи :

  • 1) Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком.
  • 2) Организовать и провести психологический эксперимент.
  • 3) Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на психическое развитие ребенка.

Практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

  • · Беседа с родителями и детьми;
  • · Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин) Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Отношение родителей, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по отношению к ребенку, его восприятия и характера. Инструкции и текст опросника в приложении 1. Опросник "Взаимодействие родитель--ребенок". Инструкции и текст опросника - смотри приложение.
  • · наблюдение.

Ход исследования

В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

По количеству детей:

  • 10% (04) имеет 3 детей.
  • 40% (02, 05, 06, 08) - 2 детей.
  • 50% (01, 03 07, 09, 10) - 1 ребенка.

С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен тест "Клинический рисунок семьи" (КРС) Р. Бенса и С.Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

  • 1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
  • 2). Где работают и учатся члены семьи?
  • 3).Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

  • 1). Благоприятная семейная ситуация.
  • 2). Тревожность.
  • 3). Конфликтность в семье.
  • 4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.
  • 5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3 балла, II- 0,4 балла, III - 0,1 балл, IV - 0,1 балла, V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,4 балла, II- 0,4 балла, III - 0,3 балл, IV - 0,5 балла, V - 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов (V).

В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 балла, II- 2,5 балла, III - 0,2 балл, IV - 0 баллов, V - 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,7 балла, II- 0,1 балла, III - 0,2 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная - 0,7 баллов.

В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III - 0,1 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,8 балла, II- 0,5 балла, III - 0,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла.

В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,2 балла, II- 4,5 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,3 балла, II- 0,3 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,6 балла, II- 0,3 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,63 балла, II- 0,6 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того чтобы представить общую картину результатов, разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V - враждебность - 2,2 балла.

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина) . Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - "принятие - отвержение"; II - "кооперация"; III - "симбиоз"; IV - "авторитарная гиперсоциализация"; V - "маленький неудачник" получили следующие результаты:

Таблица 1

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей

01-ая семья

  • 11 баллов
  • 68,35%
  • 31,19%
  • 86,63 %
  • 95,74 %
  • 99,83 %
  • 15 баллов
  • 90,50%
  • 9,77%
  • 39,06 %
  • 83,79 %
  • 45,57 %
  • 19,22 %
  • 39,06 %
  • 45,54 %
  • 5,67 %
  • 5,76 %
  • 32,13 %
  • 70,25%
  • 88,60%
  • 7,88%
  • 57,96%
  • 96,83%
  • 31,01%
  • 19,22%
  • 57,96%
  • 13,86%
  • 84,81%
  • 80,33%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 45,57%
  • 0,63%
  • 12,29%
  • 86,63%
  • 4,41%
  • 70,25%
  • 12,29%
  • 4,72%
  • 13,86%
  • 45,57%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 4,41%
  • 14,55%

6-ая семья

  • 80,33%
  • 19,53%
  • 13,86%
  • 45,57%

7-ая семья

  • 84,17%
  • 48,92%
  • 57,96%
  • 95,74%
  • 70,25%
  • 9,77%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 14,55%

8-ая семья

  • 31,01 %
  • 31,19%
  • 5,67%
  • 74,49%
  • 14,55%
  • 31,01%
  • 31,19%
  • 86,63%
  • 13,86%
  • 70,25%

9-ая семья

  • 3.79 %
  • 19,22%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 70,25%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 93,04%
  • 90,50%
  • 12,23%
  • 92,93%
  • 95,74%
  • 99,37%
  • 31,01%
  • 7,88%
  • 39,06%
  • 53,87%
  • 45,57%

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.

Во 2 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 4 семье - III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье - II параметр, социальная желательность.

В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье - III параметр, симбиоз.

В 9 семье - V параметр, "маленький неудачник".

В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей

По II параметру одна семья, 10% - с. № 6

По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, № 10

По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

Шкала 1. "Принятие–отвержение" Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Шкала 2. "Кооперация" Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. "Симбиоз" Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация" Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. "Маленький неудачник" Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст-опросник (отвечать – да "+", нет "-")

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
  3. Я уважаю своего ребёнка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
  12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
  14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
  16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как "губка".
  18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
  19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  22. К моему ребёнку "липнет" всё дурное.
  23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребёнка.
  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого в жизни.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
  41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребёнку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
  54. Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Тест - опросник родительского отношения

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

      • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

        Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

        Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

        Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

        Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
        За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие/Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Данный опросник представляет собой проверенный поколениями способ, позволяющий выявить родительское отношение к ребенку, наклонности матери или отца к конкретному виду воспитания. Тест позволяет определить меру гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности в отношениях и способы их разрешения.

Понятие о родительской позиции в тесте

Родительская позиция в опроснике Варги и Столина понимается в качестве совокупности определенных стереотипов, практикуемых в общении с ребенком. Также к этому понятию относятся и особенности восприятия ребенка, понимания его характера и личности.

Разработан опросник отечественными психологами А. Я. Варгой и В. В. Столиным. Можно встретить и другие названия данного теста. К примеру, «Методика ОРО», «Опросник родительского отношения» и другие.

Материалом для создания данного теста послужили результаты масштабного опроса, проведенного среди 197 родителей здоровых детей. Возраст детей в семьях составлял от 7 до 11 лет. Также принимали участие и 93 семьи, которые обратились за помощью к психологам в Консультативный центр при факультете психологии МГУ.

О создателях теста

Анна Варга в то время впервые за историю СССР вела психологическую консультацию. Прием проводился при том же факультете. Ею было и организовано Общество семейных консультантов и терапевтов. Много лет Анна Варга занималась преподаванием в Ленинском институте. Но при первой же возможности оставила госслужбу и занялась консультированием.

Владимир Викторович Столин - отечественный психолог, а также предприниматель. Под его научным руководством проводилась разработка описываемого теста. В 1970 г. В. В. Столин окончил факультет психологии МГУ. Обладает учебными степенями: профессор, доктор наук. Его кандидатская диссертация была выполнена под руководством А. Н. Леонтьева. В работе исследователь изучал вопросы восприятия пространства.

В 1989 году В. В. Столин основал консалтинговую компанию «Экопси консалтинг». Главное направление ее деятельности - управление человеческими ресурсами, а также мотивационные программы для менеджеров. Исследователь является автором более чем 100 научных работ, включая 3 монографии.

Инструкция

Опросник родительского отношения Варги и Столина содержит в себе 61 вопрос. Отвечать на вопросы необходимо согласием или же несогласием. Предназначен тест для родителей малышей в возрасте от 3 до 10 лет. Данный тест надежен и достаточно точно отображает особенности отношения родителя к ребенку.

Однако следует помнить, что опросник родительского отношения Варги и Столина позволяет выявить только наиболее общие моменты в отношениях с сыном или дочерью. Для того чтобы интерпретировать результаты наиболее точно, необходимо обсудить их с психологом, специализирующимся на семейных отношениях. Но и это еще не все.

Участники опросника родительского отношения должны давать исключительно правдивые ответы. Это позволит получить наиболее точный результат в тестировании. Ответы на вопросы записываются, а затем результаты подсчитываются по каждой шкале.

Вопросы

Тест состоит из следующих вопросов:

  1. Я всегда испытываю сочувствие к моему малышу.
  2. Мой долг - быть осведомленным о том, что он думает.
  3. На мой взгляд, поведение моего ребенка существенно отклоняется от нормы.
  4. Детей следует держать подальше от реальных жизненных трудностей, так как они могут травмировать их.
  5. Я испытываю искреннее чувство симпатии по отношению к моему ребенку.
  6. Я уважаю свое чадо.
  7. Нормальные родители должны ограждать ребенка от трудностей повседневной жизни.
  8. Нужно признать, что мой сын (моя дочь) нередко вызывает у меня раздражение.
  9. Я всегда стремлюсь помочь моему ребенку.
  10. Иногда бывает и так, что строгое, недоброе отношение идет ребенку на пользу.
  11. По отношению к нему я постоянно испытываю разочарование.
  12. Кто-кто, а мой ребенок вряд ли в этом мире добьется успеха.
  13. На мой взгляд, другие дети любят потешаться над моим сыном (дочерью).
  14. Иногда мое чадо творит такое, за что можно только отругать.
  15. В психологическом развитии мое чадо не догоняет сверстников.
  16. Он (она) намеренно выводит меня из себя.
  17. Мой ребенок, подобно губке, впитывает в себя только плохое.
  18. Как ни старайся, а моего ребенка крайне сложно научить хорошим манерам.
  19. Детей надо с самого мальства держать в жестких рамках. Только в таком случае из них смогут вырасти хорошие люди.
  20. Мне нравится, когда друзья моего ребенка приходят в гости.
  21. Я с удовольствием участвую в играх моего сына (дочери).
  22. Все дурное мой ребенок схватывает на лету.
  23. Мое чадо вряд ли добьется в жизни существенных высот.
  24. Когда мои знакомые говорят о своих детях, в душе мне становится неловко, что мой ребенок не так умен и талантлив.
  25. Я часто жалею свое чадо.
  26. В сравнении с другими детьми мой ребенок намного менее умен и воспитан.
  27. Мне нравится проводить с ребенком выходные и вечера.
  28. Я нередко сожалею о том, что скоро мой ребенок повзрослеет, и с нежностью вспоминаю те времена, когда он был еще младенцем.
  29. Нередко я ловлю себя на мысли, что ненавижу ребенка.
  30. Я мечтаю, чтобы мой ребенок смог достичь успеха в тех сферах, в которых мечтал реализоваться я сам.
  31. Родители должны и быть строгими к ребенку, и относиться к нему с уважением.
  32. Я стремлюсь исполнять все мечты моего ребенка.
  33. Во время принятия решений в семье нужно учитывать мнение сына (дочери).
  34. Мне интересна жизнь моего чада.
  35. В своих претензиях мой ребенок часто бывает по-своему прав.
  36. Дети очень рано понимают, что и родители делают ошибки.
  37. Я считаюсь с моим ребенком.
  38. По отношению к моему чаду я испытываю дружеские чувства.
  39. Причины, по которым мой ребенок капризничает - это самовлюбленность, лень и упрямство.
  40. В отпуске с ребенком невозможно отдохнуть по-человечески.
  41. Главное, чтобы у моего чада детство было спокойным и счастливым.
  42. Нередко мне кажется, что мой ребенок совершенно неспособен ни на что дельное.
  43. Мне тоже интересны хобби моего ребенка.
  44. Мое чадо кого угодно может вывести из равновесия.
  45. Огорчения моего сына (дочери) мне близки, я их понимаю.
  46. Нередко мой ребенок вызывает во мне агрессию.
  47. Воспитание детей - это одна нервотрепка.
  48. Дисциплина с ранних лет развивает характер.
  49. Я не доверяю своему чаду.
  50. За строгое воспитание уже взрослые дети всегда благодарны родителям.
  51. Иногда кажется, что я испытываю только ненависть к нему (ней).
  52. В моем ребенке больше минусов, нежели плюсов.
  53. Хобби моего ребенка вызывают интерес и у меня.
  54. Мое чадо ничего не может сделать как следует.
  55. Он (она) вырастет неприспособленным к реальной жизни.
  56. Я люблю ребенка таким, какой он есть.
  57. Я стараюсь тщательно следить за здоровьем моего ребенка.
  58. Мой сын (дочь) вызывает у меня восхищение.
  59. У ребенка не должно быть своих секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о талантах моего чада, и не скрываю этого.
  61. Водить дружбу ребенок должен с теми детьми, которых одобряют его родители.

Обработка результатов теста-опросника родительского отношения

Состоит тест из пяти шкал. За каждый из полученных положительных ответов испытуемому начисляется 1 балл. За ответ «нет» - 0 баллов. Если перед номером вопроса стоит знак «-», то, наоборот, за ответ «нет» за данный вопрос начисляется 1 балл, а за ответ «да» - 0 баллов.

  1. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  4. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Описание шкал: «Принятие-отвержение»

Высокими считаются баллы по первой шкале опросника родительского отношения Варги и Столина - «Принятие - отвержение», начиная от 24 и до 33. Это указывает на то, что у тестируемого сложилось положительное отношение к своему малышу. Взрослый не отвергает ребенка даже в том случае, если у чада есть очевидные недостатки. Он также способен хвалить чадо за достижения, что позволяет ребенку чувствовать себя любимым вне зависимости от своих действий. Низкие баллы - от 0 до 8 - указывают на негатив по отношению к ребенку.

Данная шкала в методике диагностики родительских отношений позволяет оценить общее эмоциональное отношение к ребенку. На одном из полюсов родитель любит и принимает ребенка таким, какой он есть. Мать или отец уважает неповторимую личность ребенка, испытывает к нему симпатию. На другом полюсе данной шкалы чадо всегда представляет плохим. Родитель думает, что ребенок не сможет добиться жизненного успеха по причине наличия дурных склонностей.

«Кооперация»

Данная шкала обнажает желательный образ отношения матери или отца к ребенку. Родитель заинтересован в делах ребенка, всеми силами старается помочь малышу. Умственные и творческие способности оцениваются высоко. Инициатива поощряется родителем, общение происходит практически на равных.

Высокие показатели по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов. Это говорит о том, что родитель интересуется жизнью ребенка, хорошо оценивает его способности. Низкие показатели говорят о том, что из родителя вряд ли получится хороший педагог.

Шкала «Симбиоз»

Отражает дистанцию в общении. Если по данной шкале баллы высоки, то можно считать, что мать или отец стремится к психологическому слиянию с ребенком. Он чувствует себя с чадом единым целым, стремится удовлетворить любые его потребности.

Статистические показатели опросника родительского отношения в 6-7 баллов по шкале «Симбиоз» считаются достаточно высокими. В таком случае родитель не способен выстроить психологической дистанции между собой и ребенком. А небольшие цифры - 1-2 балла - указывают на большую дистанцированность родителя от ребенка.

Шкала «Контроль»

Отражает уровень контроля поведения ребенка. Если показатели по данной шкале высоки, то в поведении родителя просматривается авторитаризм. От чада требуется безоговорочное послушание. За любые проявления своеволия чадо наказывают.

Высокие показатели по шкале «Контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что родитель ведет себя чересчур авторитарно по отношению к своему чаду. Он постоянно требует от него безоговорочного послушания. Низкими считаются показатели 1-2 балла. В таком случае контроль за действиями ребенка практически не осуществляется.

Шкала «Маленький неудачник»

Позволяет оценить особенности воспитания родителем. Если по данной шкале баллы высоки, родитель чрезмерно инфантилизирует ребенка. Мать или отец уверены, что их дитя никогда психологически не повзрослеет и не станет достойным членом общества. Ребенок представляется родителю совершенно неприспособленным к внешнему миру.

Что касается результатов шкалы «Маленький неудачник», то здесь высокими считаются цифры 7-8 баллов. В таком случае мать или отец действительно расценивают своего ребенка как мало на что способного. А низкие показатели, напротив, свидетельствуют о вере родителя в силы чада. Такие матери и отцы могут стать хорошими учителями и воспитателями.

Данный тест может широко использоваться как психологами и педагогами, так и для самодиагностики. При чрезвычайно низких показателях авторитарности, психологического слияния или же непринятия ребенка рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией.