Же является характер ребенка с. Типы поведения и характер ребенка

  • 23.11.2019

Вам когда-либо приходилось выслушивать жалобы учителя на неприемлемое поведение вашего ребенка? Что испытывают родители, когда педагог говорит им о том, что ребенок устроил драку со своими одноклассниками? Большинство из нас в подобной ситуации испытывают шок и чувство стыда. Но что, если позже выясняется, что ребенок заступился за девочку, которую обижали одноклассники, и защитил ее? Стыд родителей сменяется чувством гордости за ребенка и за себя, так как они смогли привить ему те ценности, которые исповедуют сами. И даже понимая, что нам еще много предстоит работать над развитием эмоционального интеллекта и контроля над побуждениями нашего маленького рыцаря, мы все равно гордимся тем, как он повел себя в сложной ситуации.

1. Скромность

Все родители хотят, чтобы их дети достигли успехов в любых начинаниях. Тем не менее важно воспитать детей скромными людьми, признательными за вклад окружающих в собственный успех. Мы ничего не достигаем сами и должны быть благодарны нашим наставникам, образцам для подражания и вообще любым людям, которые помогают нам добиваться успехов и личностного роста. Дети не должны становиться высокомерными людьми и переоценивать свой вклад.

2. Удовлетворенность

Стараясь не переступать тонкую грань между удовлетворенностью и отсутствием амбиций, дети должны стать достаточно амбициозными, что стремиться к достижению своих целей и задач, но в то же время научиться довольствоваться результатами и радоваться своим достижениям. Это очень важный компонент счастья. Разве можно достичь счастья без чувства удовлетворения?

Бывает, что детям из богатых семей постоянно чего-то не хватает, и они требуют от своих родителей все больше и больше, и все равно никогда не бывают довольны и счастливы. И наоборот, дети из семей менее состоятельных умеют довольствоваться тем, что у них есть.

Амбиции важны для достижения успеха, но чрезмерное честолюбие может легко привести к постоянной неудовлетворенности.

3. Благонадежность

Умение выполнять принятые на себя обязательства - важная часть хорошего характера, даже если для этого приходится идти на определенные жертвы.

4. Выдержка, решительность и усердие

Дети должны проявлять решительность, упорно и целеустремленно идти навстречу своим целям. Мало кто из родителей хочет, чтобы у ребенка к двадцати годам пропали целеустремленность и энергия.

5. Терпение

Это то, чего в значительной мере не хватает нашей молодежи, а ведь умение ждать подходящего времени для чего бы то ни было необходимо для лучшего обучения. Терпение как черта характера полезнее для ребенка, чем неусидчивость и неугомонность.

Существует такая притча. Захотел однажды юноша пойти в ученики к ювелиру. Он долго и настойчиво уговаривал мастера обучить его всем тонкостям ремесла. Наконец ювелир согласился. В качестве обучения мастер ежедневно клал в ладонь ученика нефрит, а потом шел заниматься своими делами. Скоро терпение юноши иссякло, он начал возмущаться: «И чему я так могу научиться?». Однажды он собрался выразить свое недовольство учителю, когда тот вложил камень в его протянутую ладонь, но внезапно заметил: «Послушайте, но это ведь не тот камень!». Учитель ответил: «Вот видишь, ты учишься!».

Дети должны учиться терпению, ведь им придется иметь дело с разными «драгоценностями», которые вложит в их руки жизнь.

6. Честность

Честность и правдивость по отношению к себе и к другим людям делают человека надежным. Честный человек хорошо спит и внутренне более счастлив, чем мошенник или лжец. Страх последствий и наказаний является основной причиной нечестности молодежи и людей старшего возраста. Когда мы обладаем достаточным мужеством принимать результаты наших действий, какими бы тяжелыми они ни были, честность становится приоритетом в жизни.

7. Смелость

Изучение чего-то нового ведет в неизвестность. Страхи и опасения могут мешать процессу обучения, а смелость при покорении новых вершин помогает сохранять сосредоточенность и собранность. Дети должны смело исследовать свой внутренний мир и неизвестность, окружающую их.

8. Сострадание

Умение по-человечески относиться к другим людям и гуманное, сострадательное мировоззрение - это гораздо более желательные черты, чем безразличие или безжалостность.

Когда по телевидению показывают страшные вещи, например, искалеченных жертв катастроф или терактов, сердце невольно сжимается от боли. Но какими же безразличными людьми нужно быть, чтобы распространять такие кадры! Трудно себе представить, какое впечатление они могут произвести на близких людей и семьи пострадавших.

Чрезмерная направленность на сенсации средств массовой информации создает поколение бесчувственных и равнодушных людей, поэтому важно воспитывать ребенка так, чтобы он был выше дешевых эффектов и развивал чувство сострадания.

9. Адаптивность

Часто ригидность (т. е. своего рода «закостенелость» и отсутствие гибкости) становится на пути прогресса, академического или личностного. Если ученик не сдал тест по математике один раз, это не означает, что он больше никогда не сможет его сдать. Если ребенок учится отлично, это не означает, что кто-то другой не сможет учиться еще лучше. Дети должны проявлять достаточную гибкость, чтобы адаптироваться к любой ситуации.

10. Самодисциплина и контроль над побуждениями

Как показывает пример, описанный в начале статьи, одного набора великолепных убеждений недостаточно, если, отстаивая их, вы постоянно попадаете в неприятности. Достойные люди должны слушать, впитывать информацию, обдумывать, а затем действовать, четко контролируя свои побуждения и демонстрируя хорошие навыки самодисциплины .

11. Доброта по отношению к себе и окружающим

Хорошие ученики добры к себе и окружающим. Жесткое, суровое отношение к себе и к другим людям пагубно воздействует на процесс обучения, в то время как доброта отлично способствует командной работе. Если ребенок научится быть добрым лидером, он будет не только успешным, но и всеми любимым человеком.

12. Любознательность и умение удивляться

Любознательность не дает умереть маленькому ребенку внутри нас, и если в детские годы малыш научится задавать вопросы «как?» и «почему?», он со временем узнает все тонкости жизни. Любознательность - это истинная мать учения (и изобретений!).

13. Оптимизм и позитивное мышление

Оптимизм перед лицом сложных препятствий существенно способствует достижению целей. Оптимист никогда не унывает и его позитив приносит пользу не только ему самому, но и окружающим людям.

14. Благодарность, признательность

Признательность за каждое маленькое усилие, благодарность сложившемуся положению и людям, окружающим нас, оказывают огромную помощь в обретении счастья. Важно воспитать ребенка так, чтобы он испытывал признательность за все, что преподносит ему жизнь, и получал удовольствие от ее даров.

15. Дальновидность

Дальновидность предполагает осознание и выполнение необходимых действий еще до того, как тебя об этом попросят. Все родители хотят, чтобы у их детей было развито это качество. Просто представьте, как было бы потрясающе, если бы дети демонстрировали дальновидное отношение ко всему, за что они берутся в жизни!

16. Выносливость и стойкость

Современный конкурентный мир требует от нас жизнестойкости - внутренней силы противостоять стрессу и делать все возможное даже под давлением обстоятельств. Ребенок должен уметь стойко переносить прессинг конкуренции.

17. Душевное равновесие

Сохранение спокойствия и внутреннего равновесия в условиях психологического давления и сложных ситуаций - это по-настоящему трудная, но чрезвычайно важная задача. Ребенок должен быть внимательным и уравновешенным при любых обстоятельствах. Это обеспечит ему ясность понимания происходящего и поможет выбрать соответствующую тактику собственного поведения.

18. Уважение

Дети учатся уважению , наблюдая за тем, как их родители относятся к другим людям. Малыши часто подражают родителям в словах и действиях. Важно, чтобы дети чувствовали, что родители относятся к ним с уважением. Тогда они научатся уважать себя и других людей.

19. Умение вести за собой и следовать за лидером

Быть лидером не означает любить командовать и распоряжаться. Для того чтобы стать хорошим лидером, ребенок должен знать сильные и слабые стороны как свои, так и своей команды. Для того чтобы стать хорошим лидером, он должен научиться быть хорошим последователем. Чаще всего в командах все желают быть лидерами, но никто не хочет быть ведомым! Поэтому жизненно важно знать, когда нужно вести за собой, а когда необходимо следовать за лидером.

20. Надежда

Когда уходит надежда, не остается ничего. Надежда - это свет в конце темного туннеля, это то, что не дает погаснуть живой искре внутри нас. Важно воспитывать детей так, чтобы эта искра светилась в них и в двадцать, и в восемьдесят лет.

5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Вконтакт

Вопрос о проявлении характера в младенческом возрасте вызывает множество споров среди специалистов. Одни утверждают, что у новорожденных детей его еще не существует, другие уверены, что характер ребенка формируется с момента появления на свет.

Однако каждая мама твердо убеждена, что ее малыш – яркая индивидуальность, чьи особенности проявляются с первых дней жизни. Так какие же типы и черты характера можно выделить у новорожденных деток?

Пожалуй, все родители младенцев стремятся определить, какими те вырастут. Станут ли они активными, эмоциональными и бунтующими или, напротив, будут спокойными, сдержанными и осторожными?

Безусловно, вряд ли можно со стопроцентной уверенностью прогнозировать, какими чертами характера будет обладать ребенок, но определенные особенности личности стоит выделить уже в младенчестве.

3 вида характера новорожденного ребенка

Американские педиатры выделяют три главных типа характера (или, точнее, темперамента) новорожденных: тяжелый, средний и легкий.

Конечно, не все малыши четко попадают в эти группы, поэтому можно говорить и о промежуточных случаях.

1. Легкий характер

Дети с подобными задатками легко приспосабливаются к внешним условиям: они спокойны, хорошо привыкают к дневному распорядку, родители не беспокоятся о том, как уложить их спать.

Такие малыши не страдают боязнью чужаков, замечательно ощущают себя на маминых ручках. Подросшие крохи также не доставляют проблем: они доброжелательны и легко вливаются в детский коллектив.

2. Средний характер

Младенцам со «средним» типом характера немного сложнее привыкать к переменам, они отрицательно относятся к незнакомцам.

Родителям придется прикладывать больше усилий, чтобы приучить кроху к определенному режиму, уложить спать. Однако в целом такие дети не доставляют маме с папой особых хлопот.

3. Тяжелый характер

«Тяжелохарактерные» дети категорически не соблюдают распорядок дня, они с огромным трудом приспосабливаются к новым условиям жизни, постоянно требуют родительского внимания.

Таких малышей часто называют «ручными», на незнакомых людей они чаще всего реагируют крайне негативно. Да и уложить в кроватку ребенка невероятно сложно, поэтому порой засыпание превращается в многочасовой марафон, после которого мама чувствует себя практически истощенной.

Особенности характера новорожденных детей: 5 основных типов

Мы, в свою очередь, выделили пять типов характера ребенка, основываясь на главных чертах личности, присущих новорожденным малышам.

Наша классификация поможет вам понять, какие особенности и качества особенно ярко проявляются у вашего чада. Подобная информация, безусловно, пригодится в непростом процессе воспитания детского характера.

1. Солнечный ребенок

Вы принесли домой крохотный лучик счастья и радости из больницы? Некоторые детки добродушны и покладисты во всех отношениях. Скорее всего, ваш солнечный малыш крепок и здоров, обладает отменным аппетитом и не капризничает при укладывании.

Такие крохи положительно относятся к прикосновениям чужих людей, приходят в настоящий восторг от поездок, новых ситуаций. Однако помните, что даже самый неприхотливый и жизнерадостный младенец нуждается в ощущении надежности и безопасности. В общем, можно сказать, что вам повезло – в вашей семье поселилось настоящее солнышко.

2. Сварливый малыш

Ваше чадо больше походит на ворчливого старика, чем на сладкого ангелочка? Кажется, он вечно недоволен всем, что бы вы ни делали? Некоторым младенцам очень сложно угодить, пусть даже мама тратит на это очень много усилий.

Если ваш малыш абсолютно здоров, но постоянно находится в плохом настроении, вам придется прилагать все усилия, чтобы быть терпеливой и любящей мамой.

Прежде всего, вам нужно удовлетворить физические потребности ребенка, удостовериться, что он сытый и отдохнувший. Уже затем необходимо работать, что создать для крохи спокойную, предсказуемую среду, придерживаясь удобного для него графика.

Такой сварливый малыш негативно относится к новым ситуациям, поэтому относитесь к этой особенности характера с пониманием.

3. Чувствительный ребенок

Если ваше чадо остро реагирует на каждый громкий звук или появление незнакомого человека, можно сказать, что у вас родился сверхчувствительный малыш. Его слезы нельзя объяснить банальными коликами, просто он выдает гораздо более яркую реакцию на любой раздражитель или стимул.

Старайтесь предугадывать, как ребенок поведет себя в новых или не очень приятных ситуациях. Придерживайтесь установленного графика, когда это возможно, и мягко подводите кроху к неизбежным «неприятностям».

Например, ласково и нежно говорите с младенцем, гладьте его, прежде чем войти в комнату, полную незнакомых людей.

Поначалу играйте и занимайтесь с чувствительной крохой один на один, а затем постепенно вводите в его круг общения других взрослых и детей.

Тем самым вы сможете облегчить его привыкание к детскому коллективу в более старшем возрасте.

И, конечно, советуйтесь с педиатром, чтобы убедиться, что капризы и слезы ребенка не связаны с реальными заболеваниями.

4. Энергичный малыш

Некоторые детки «дают жару» еще в материнской утробе. Если ваш новорожденный каждую минуту стремится двигаться, пинаться, брыкаться, сучить ножками и ручками, можно с уверенностью сказать – у вас подрастает энергичный малыш. Он довольно требователен и громок и, скорее всего, станет опережать нормы физического развития.

Энергичный младенец раньше своих сверстников начнет поворачиваться на животик, ползать и садиться. Поэтому постарайтесь создать дома такую среду, чтобы малыш мог спокойно и без опаски исследовать мир.

В этом деле вас могут выручить прыгунки, которые, с одной стороны, реализуют высокую физическую активность, а, с другой, дадут вам время на отдых.

Чтобы не возникли проблемы с засыпанием и едой, найдите мероприятия, которые успокоят вашего энергичного ребенка. Возможно, ему нравится слышать, как вы поете или читаете сказки, он любит принимать ванну? Перед сном такое чадо лучше всего пеленать, чтобы он смог быстрее заснуть.

5. Предсказуемый ребенок

Конечно, не существует «типичного» малыша, но некоторые младенцы довольно предсказуемы в своих действиях и желаниях. Такой ребенок достигает возрастные нормы строго по графику – не слишком рано и не слишком поздно. Его капризы вполне обоснованы: например, кроха станет кукситься, если устал или голоден, но не будет плакать без причины.

Предсказуемый ребенок довольно легко приспосабливается к окружающей среде, а советы по его воспитанию вы всегда сможете найти в любой психологической книге.

Безусловно, непросто найти точное описание характера новорожденного малыша, поскольку каждый младенец уже является яркой индивидуальностью.

Не забывайте, что основой характера является детский темперамент, и если он является относительно стабильной характеристикой, то дети полны сюрпризов.

Вот почему ранее застенчивый и тихий малыш впоследствии может стать энергичным и общительным дошкольником. Наблюдение за особенностями характера вашего чада поможет вам найти его сильные стороны и преодолеть слабости. А вообще, постарайтесь любить кроху таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

Индивидуальное своеобразие ребенка проявляется как в ее темпераменте, так и в характере, что включает в себя взгляды, интересы, мнения ребенка, их содержание (то, чем руководствуется она, как относится к себе). Содержание поведения всего характеризует человека, ведь каждая личность имеет свой психический склад, манеру поведения, образ действий и характер, который формируется в течение всей его жизни, меняется, развивается в зависимости от окружения и воспитания.

Характер (греч. Charakter - признак, примета) - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые проявляются в его поведении и деятельности, в отношении к обществу, труду, коллективу, к себе.

Черты характера свидетельствуют о путях, которыми человек достигает определенных целей, то есть о специфической психологическую стратегию его поведения. У взрослого человека поведение является сложным сочетанием высшей нервной деятельности и жизненного опыта. Этим обусловлен влияние типа нервной системы на выработку характера ребенка. Психологи утверждают, что темпераменте характер личности является неразрывным единством, что обусловливает ее свойства. Однако темперамент (тип нервной системы) врожденный основу, а характер формируется в течение жизнедеятельности. Он включает много компонентов, которые возникают как единое целое, поэтому ни присущую ребенку (взрослому человеку) риса нельзя рассматривать отдельно от других качеств его характера. Характер определяется совокупностью всех черт, оказываются в действиях и поступках (как действует человек в различных условиях, как достигает своей цели, каковы ее стремления).

Основными компонентами характера являются: жизненная направленность (потребности, интересы, убеждения); умственные качества (наблюдательность, рассудительность, гибкость ума), эмоциональные (содержание и направленность чувств), волевые (выразительность, постоянство, твердость, способность преодолевать трудности, решительность, смелость, настойчивость, целеустремленность) привычки (почти автоматизированные способы действия). Все они взаимосвязаны, иногда определенный компонент доминирует в поведении. их сочетание имеет индивидуальные особенности. Даже у одного человека в зависимости от конкретных условий жизни проявляются различные черты характера. В дошкольном учреждении она может проявлять должный уровень культуры общения, умело налаживать дружеские отношения, не конфликтовать, а дома демонстрировать противоположный способ поведения. Подобные проявления могут касаться различных аспектов ее жизнедеятельности.

В двух одинаковых по характеру людей невозможна одинакова поведение, ведь с момента рождения они оказываются под разным влиянием (семейные условия, способ воспитания, общения с родственниками, детский коллектив, окружающей среды и т.д.). Все это формирует индивидуальные особенности склонностей, интересов, чувств, ума, воли, характера в целом.

Главную роль в формировании и развитии характера ребенка играет общение с людьми, которые его окружают. Первые зачатки и формы поведения формируются на основе механизма наследования (ребенок подражает своих близких), а также путем научения через эмоциональное подкрепление.

Сензитивным периодом для становления характера считают возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда происходит активный процесс социализации как в процессе общения с Дорол, так и со сверстниками. Именно в этот период дети открыты для внешних воздействий, подражают всех и во всем. Взрослые должны непререкаемый авторитет у ребенка, могут влиять на нее с помощью слова, поступков и действий, что создает благоприятные условия для усвоения и закрепления необходимых форм поведения.

Важным для формирования характера дошкольника является стиль общения взрослых друг с другом и с самим малышом. В первую очередь это касается общения родителей, особенно матери, с ребенком. То, как они ведут себя с ней, со временем станет способом ее обращение со своими детьми, когда он станет взрослым и будет иметь собственную семью.

Сначала в характере формируются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоизм, черствость, равнодушие к людям.

В дошкольном возрасте закладываются основы черт характера, которые касаются труда - трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость. Поскольку в этот период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, то именно в ней формируются и закрепляются соответствующие привычки. Кроме этого, имеет значение и выполнения ребенком доступных видов труда, что должно стимулироваться и поощряться взрослыми. Как правило, в характере закрепляются те черты, которые постоянно получают положительную оценку.

Формирование характера зависит от активности ребенка в жизнедеятельности. Процесс этот начинается в раннем возрасте, когда она невольно подражает от взрослых определенные способы поведения, действий, отношение к людям, осознает свои возможности, овладевает движениями, учится управлять собой, ее организатором, руководителем, партнером должно быть близкий человек, от которого зависит формирование основных качеств поведения, характера ребенка. Важно, чтобы они своевременно сосредоточивали свое внимание на развитии конкретных качеств характера с учетом новообразований детской психики. При этом следует помнить, что поведение ребенка-дошкольника опосредованное образом близких взрослых, который ориентирует ее действия и поступки, является основой всех новообразований, обусловливает образование механизмов личностного поведения, способности регулировать ее. В зависимости от конкретных условий воспитания и взаимоотношений с близкими взрослыми ведущую роль в этом процессе могут играть различные мотивы (непосредственный интерес к деятельности, ее содержания, значимости, честолюбие, амбиции и т.д.). Этим обусловлены разнообразные индивидуальные личностные качества ребенка.

Время чтения: 6 минут

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детствехороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.

Что такое индивидуальные особенности

Выявление характерных черт ребенка требует от педагога времени и регулярного наблюдения. Для этого воспитателю следует вести ежедневный учет реакции малышей на различные события. Индивидуальные особенности ребенка включают в себя несколько элементов:

  • тип нервной деятельности, темперамент – уравновешенный, быстровозбудимый (холерик), активный (сангвиник), инертный, спокойный (флегматик) и т.д.;
  • физическое состояние, здоровье;
  • склонности, интересы.

Как формируются особенности детей

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

Возрастные и индивидуальные особенности развития

Детские психологи утверждают, что база основных жизненных устоев создается в раннем возрасте. При этом в дошкольном периоде интенсивно формируются личностные особенности ребенка. Детсадовцы ярче начинают проявлять характер и склонности. Это объясняется развитием речи – навыкам общения со сверстниками и взрослыми, возникновению новых сторон познания и появлению свежих форм деятельности. При этом с 2 до 3 лет активнее развивается способность управлять предметами или орудиями, а с 3 до 4 – умение подражать взрослым, включением в социальную жизнь посредством игры.

Психическое развитие

Родителям важно понимать, в какой период маленький человек лучше воспримет ту или иную информацию, выбрать форму ее подачи. Для этого стоит рассмотреть этапы психического формирования отпрыска:

  • Первый год жизни представляет собой моторную фазу. В этом промежутке грудничок старательно овладевает очередностью движений, нужных для выполнения повседневных задач.
  • Следующий этап психического развития называется сенсорным. Продолжительность этого промежутка составляет около 2 лет. У сенсорной фазы важная миссия – подготовка к формированию таких функций, как внимание, восприятие, мышление.
  • Аффективная фаза продолжается до начала подросткового периода. На этом этапе дошкольник, а затем школьник приобретает постоянные свойства характера, которые поддаются педагогической коррекции. Начинается социальное формирование.
  • Идеаторная фаза занимает два года – от 12 до 14 лет. В этот период подросток учится составлять планы в уме, и неукоснительно им следовать. Формируются абстрактные понятия, четче вырисовывается личность.

Эмоциональное

Непонимание, как выражать свои эмоции часто приводит к проблемам в личной жизни у взрослого человека, который вполне состоялся в других сферах. В связи с этим формирование эмоциональной составляющей личности является одной из важных задач родителей и воспитателя. К ней относятся воспитание у сына или дочери умения сосредотачиваться на одном виде деятельности, владеть своими чувствами.

Эмоциональное развитие младенца начинается сразу после рождения. Новорожденный не способен выражать словами и жестами свои желания, он может лишь показывать их эмоциями. Плач, смех, улыбка или выражение лица о многом могут рассказать маме. Этапы формирования эмоциональности:

  • У грудничка до года эмоции неустойчивы и сменяются, не задерживаясь надолго. Пока кроха не может управлять настроением и легко переходит от состояния удовлетворенности к плачу.
  • В один-три года малыш уже умеет сосредотачиваться на чем-то – может более длительный период находиться в спокойном состоянии. При этом кроха быстро переключается – эмоции вспыхивают и гаснут, он может злиться, если что-то не получается или радостно смеяться, увидев знакомое лицо.
  • Дошкольник учится развивать социальные эмоции, и начинает понимать, что друзья по детскому саду обладают собственными желаниями – радуются или плачут. Малыш с удовольствием несет в группу конфеты на свой день рождения, чтобы порадовать одногруппников.

Познавательное

Маленький человек учится познавать мир самостоятельно – 2-3-летнему карапузу интересно все. Родителям нужно лишь направлять внимание малыша в нужное русло, следить за тем, чтобы его исследования были безопасны. Очень важно не заставлять ребенка вникать, если данный вид деятельности не вызывает интерес. Некоторые психологи считают, что формирование познавательных способностей начинается с развития памяти. В дошкольном возрасте память, внимание и мышление трансформируются в высшие психические функции.

Немаловажную роль в развитии познавательной активности играет речь. Кроха учится правильно задавать вопросы, чтобы получить удовлетворяющий его потребности ответ. Дети дошкольного возраста стараются самостоятельно систематизировать информацию, учатся обобщать, находить общие признаки групп предметов, уяснять разницу между биологическими и искусственными материалами. Поощряя у малыша любознательность, мамы и папы смогут привить отпрыску такие качества, как внимательность, способность осознавать себя в социуме.

Психологическое

Вырастить цельную и разносторонне развитую личность непросто – важно, чтобы ребенок психологически был готов к личностному росту. Возрастная психология рассматривает комплекс перечисленных выше аспектов – психических, эмоциональных и познавательных. Если все потребности малыша удовлетворены, его психологическое здоровье будет стабильным.

Речевое

Как уже упоминалось, умение выражать свои желания, эмоции является необходимым условием для сбалансированного развития. Однако не стоит думать, что формирование речи подчиняется общим правилам – каждый учится говорить в свой срок, согласно индивидуальным различиям. Совершенствование словарного запаса напрямую связано с тем, как много кроха общается с родителями и другими взрослыми. Кроме того на развитие речи влияют занятия, где малыш учится контролировать свои движения, совершать мелкие действия с максимальной аккуратностью.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На каждом этапе развития ребенка и формирования его личности педагогами ведется учет природных качеств. Воспитатель позволяет подопечным самостоятельно выбрать себе занятие, чтобы провести время с пользой – некоторые рисуют, другие собирают пазлы, играют в куклы. Со временем у детей появляются другие интересы, которые педагог должен четко отслеживать.

Дошкольник, поступая в первый класс, получает характеристику из сада, в которой воспитатель указывает индивидуальные особенности выпускника. На основании полученной информации учитель старается найти собственный подход к младшему школьнику. Некоторые учебные заведения практикуют дифференциацию – когда учащихся группируют согласно их индивидуальным качествам.

Индивидуальные особенности ребенка - примеры для анкеты

При поступлении в детский сад, родителей часто просят указать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Эта задача не всегда решается просто – иногда мамы и папы не знают, как сформулировать эту информацию. Педагогу понадобиться указать такие данные об отпрыске:

  • проявления темперамента – малыш гиперактивный или спокойный, уравновешенный;
  • основные умения – может сам себя обслуживать, складывать учебники;
  • социализация – легко ли малыш находит друзей, может ли работать в коллективе, самооценка;
  • физические данные дошкольника или школьника;
  • состояние здоровья – есть ли ограничения по физподготовке, аллергия, проблемы с сердцем или другими органами.

Видео

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за взрослыми, то со временем начинает копировать их действия...

Воспитание ребенка должно строиться с учетом особенностей его характера. Общительность, щедрость, активность, инициативность, доброта или, напротив, замкнутость, жадность, скованность, вялость – все это черты характера. И в подавляющем большинстве случаев они формируются именно под влиянием воспитания.

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за поведением взрослых, то со временем (обычно после трех лет) начинает копировать их действия и реакцию. Именно поэтому говорят: яблоко от яблони недалеко падает, имя в виду схожесть характеров родителей и их чад. Все хорошее или плохое в ребенке – только от значимых взрослых, чаще всего – родителей.

Чем раньше начать корректировать недостатки характера, проявившиеся вследствие дурного влияния окружающий, тем более успешным будет результат. – тот возраст, когда разумные доводы могут оказать влияние на создания дошкольника. Обсуждая разные ситуации, описывая свое видение того или иного действия, поступка, можно влиять на поведение чада, формируя положительные стороны его характера.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Темперамент значительно влияет на характер, однако не может являться причиной проявление в нем дурных или хороших черт. Более того, именно характер человека, получившего хорошее воспитание, помогает обуздывать холерическую необузданность или меланхоличное безразличие.

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются. Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту - например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

  • Игровая деятельность . Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.
  • Занятия с педагогом . Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.
  • Определение границ . Дети с первых дней познания мира проверяют его границы. Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо. Напротив, они облегчают малышу жизнь.
  • Ведущая роль родителей . Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.
  • Групповое воспитание . Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.
  • Создание воспитательных условий для формирования характера . Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.

Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.

Итак, перед нами 8 основных типов:




В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!




Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь характер детей закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя негроидной расы превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 типа характеров у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают творческие личности: художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного возраста активного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке положительных качеств.

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер поведения детей, относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.