Аффективная привязанность. Что делать, если ребенок сильно привязан к маме Отношение ребенка к матери в 4 года

  • 15.10.2019

Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт взрослого с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность появляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к 4 месяцам. В 7 месяцев реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что дает основание классифицировать ее в ряде случаев как страх. Беспокойство выражается возбуждением, плачем, расстройством стула или, наоборот, заторможенностью, безучастностью, потерей аппетита. Уже в этом проявляются индивидуальные различия детей, основанные на особенностях их темперамента. Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее звучание, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакции страха в семимесячном возрасте указывают на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должны всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство, а в более выраженных случаях и страх после ухода матери отражают возникающие общности с нею, когда ребенок уже в той или иной мере осознанно воспринимает себя и мать как единое, неразрывное целое. В этом – начало развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка являются он и мать. Вместе с тем факт осознанного реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным от нее, особенно когда остается один, сам по себе, не чувствуя поддержки и заботы.

Подобная дифференциация указывает на зарождение чувства «я» как осознанного восприятия себя.

Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научиться определять себя в первом лице, т.е. овладевает вербальным (словесным) способом манипулирования (выражения) своим «я».

Не случайно, что когда происходит формирование «я» максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она уже ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем, старается прижаться к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает свою привязанность к матери, будучи неспособным поделить эту привязанность с другими, большей частью незнакомыми людьми, и в то же время четко выделяя мать среди других. Появление категории «другого» указывает на дальнейшую дифференциацию «я» в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений. Насторожено-аффективное восприятие другого лица как «Лишнего» продолжается сравнительно не долго. Уже в 1 год 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение, по крайней мере, нескольких месяцев выявляется повышенная смущаемость (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми, как и беспокойство при разлуке с матерью, присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Страх перед незнакомыми, отличными от матери лицами может быть прообразом страха нового, неожиданного, неприятного, а также страхов перед сказочными персонажами, такими, как баба Яга, Кощей, Бармалей (максимум в 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек), волк, медведь (в 4 года) и т.д. все эти страхи основаны на опасениях в отношении причинения физического, необратимого ущерба.

Из изложенного следует, что беспокойство, испытываемое ребенком в определенном возрасте при отделении его от матери и появлении замещающих ее незнакомых людей, является отправной точкой последующего развития страха одиночества, неразделенности чувств и боязни нападения, насилия, смерти, воплощенных в образе отрицательных сказочных персонажей, боязни всего нового и неизвестного. Если страх одиночества отражает скорее социальный аспект беспокойства – тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем другие взрослые и сверстники), то страх всего того, что представляет угрозу для жизни, скорее будет ассоциироваться с физическим аспектом беспокойства, или собственно страхом, основанном на инстинкте самосохранения. Следовательно, беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие тревоги и страхов у взрослых, окружающих ребенка, его травмирующего жизненного опыта) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Обобщая, можно сказать, что ребенок, не испытывающий беспокойства и страха, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки, расположения и заботы. Наоборот, чем он больше подвержен беспокойству (тревоге) и страхам, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему беспокойство в процессе повседневного общения. В результате речь может идти о так называемой невротической привязанности, что мы и видим у большинства детей, заболевающих неврозами. Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет реагируют некоторым беспокойством при помещении их в ясли, но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, когда ребенок не только эмоционально воспринимает отделение от матери, но и настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц подобные реакции полностью отсутствуют у детей с неразвитой эмоциональной сферой, задержкой психического развития, грубой церебральной патологией и у детей, рожденных родителями-алкоголиками. Дети, о которых мы сейчас говорим, т.е. с тенденцией последующего развития неврозов, крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состоянием вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают затормаживаться в речевом и умственном развитии. Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма реакции протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до 2, а то и до 3 лет ребенок более предпочитает общение со взрослыми (хорошо знакомыми), чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются чужих взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Если же ребенок чрезмерно зависим от тревожного состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в яслях, то возникающий стойкий аффект на помещение в них и отделение от матери означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими болезнями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ. Ввиду частых болезней мать вынуждена сидеть с ребенком дома, длительно отсутствовать на работе.

При наличии выраженной и тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери по возможности еще побыть с ребенком дома до 2,5 – 3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам 9особенно живущим в другом городе, как это иногда бывает) крайне не желательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта своей привязанности в 2,5 года. В данной ситуации целесообразно обратиться за советом к психологу или опытному психоневрологу.

В 3 года, когда «я» ребенка уже обладает известной устойчивостью, у него появляется естественная потребность в общении со сверстниками, а у общительных и активных детей это заметно и в 2 года. Тем не менее, большинству детей требуется некоторое время для адаптации к детскому саду. Если в яслях ребенок перенес психическую травму, то он будет бояться и детского сада, несмотря на желание общаться со сверстниками. Если же он не посещал яслей и сразу пошел в детский сад, то препятствием для адаптации может быть уже упомянутая невротическая привязанность к матери.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Если отец не принимает участия в воспитании детей, они более привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости и конфликтности. Тогда он стремится получить недостающее тепло и внимание от матери и нередко невротически привязывается к ней, особенно если часто болеет. Подобная семейная ситуация типична у детей с неврозами наиболее травмирующее воздействие она оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более решительно и инициативно.

Своевременно выявлять эмоциональные реакции детей, которые начали посещать детский сад, крайне важно, ибо это дает возможность помочь ребенку как можно безболезненнее войти в его ритм. Здесь уместны и предварительная беседа, и экскурсия по детскому саду с рассказом о том, что в нем интересного и увлекательного, и знакомство с детьми, уже посещающими группу, и пребывание в ней неполный день. Обязателен более внимательный контроль за взаимодействием детей, помощь в налаживании общения и многое другое. Ни в коем случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Психический урон, нанесенный чувствительному ребенку, в дальнейшем может неблагоприятно отразиться на формировании у него общительности и уверенности в себе.

Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития человека. Мотивация привязанности имеет преимущество эмоциональный характер. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в первые годы жизни, в дальнейшем отличается большей устойчивостью своих интересов. Привязанность к матери – первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3 лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем. Чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей , в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс . В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина "настраивается" на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют "первичная материнская озабоченность " (Винникотт, 1956) . Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding) . Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей . Она очень внимательно относится к любым , самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно . Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности .

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение". При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи .

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т . д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери , а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003) .

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери , но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанность ребенка проявляется в следующем : объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке) . Различают несколько типов привязанности ребенка к матери .

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу .

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери . Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью , когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии . Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности : от безопасной до небезопасной привязанности . Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью . Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери , движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными , редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами» , напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями , отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей , формирующихся под влиянием общения с матерью . Методика определения получила название «Незнакомая ситуация» . Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов : ребёнок остаётся в непривычной обстановке один ; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью . Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом - одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности :

Безопасная привязанность - характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

Избегающая привязанность - характеризуется тем, что на уход из комнаты матери , а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность - даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает . Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип - дезорганизованная привязанность . Дети этой группы боятся матерей . Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь , второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком , который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости , общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности :

Доверять,

Принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком , который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика , что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те , кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью . Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела , и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери , в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности , иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой , способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

Способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

Способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям ;

Помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства) .

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя» , не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери , заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку , то :

Что другие люди также надежны, как и мать;

Предсказуемы;

Другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда , когда : - в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

Пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

Навязчивый, контролирующий стиль отношений;

Отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни , но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности , складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью , сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью , получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери , то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

Явление привязанности ребенка к матери стало предметом психологического исследования в 40-е гг. XX в. и оформилось в теорию в 50-60-е гг. XX в. как своеобразная оппозиция ортодоксальному психоанализу Фрейда. Важным внешним толчком к развитию теории послужили события Второй мировой войны и большое число детей, разлученных с родителями и потерявших их. Неблагоприятный, а иногда и патологический психический статус этих детей побудил Всемирную организацию здравоохранения заняться вопросом их психического здоровья. Исследование проблемы и доклад на эту тему были поручены английскому психоаналитику Джону Боулби (рис. 3.2). В 1951 г. текст доклада был переведен на 14 языков и стал отправной точкой переосмысления сути «психологической работы», которую совершает мать, воспитывающая маленького ребенка.

Рис. 3.2.

В завершенной версии теории привязанности 1 Боулби - этолог, эволюционист и психоаналитик - дал следующее определение привязанности: «Поведение привязанности - одна из систем инстинктивного поведения ребенка, функциональной целью которой является поиск и достижение близости с тем, кто обеспечивает его безопасность».

Боулби настаивает на том, что мать - это в первую очередь опора чувства безопасности, а не источник удовлетворения пищевой потребности (Боулби иронично называет взгляд ортодоксального анализа на значение матери для ребенка «теорией буфета» ), так как накормленный и ухоженный ребенок в отсутствие матери все равно переживает сильнейший стресс, приводящий к сильной дезадаптации. Лангмейер и Матейчик 1 доказали, что дети, подвергавшиеся бомбежкам во время Второй мировой войны, но оставшиеся вместе со своими родителями, оказались менее невроти- зированными, чем те, кто во время войны был эвакуирован в безопасное место, но разлучен с родителями.

Стадии развития привязанности . Несмотря на то что поведение привязанности демонстрируют многие виды животных, и оно считается инстинктивным, у него нет формы «готового» к моменту рождения поведения. Поведение привязанности реализуется нейронными структурами «ждущими опыта» и зависит от конкретного опыта (конкретных стимулов), с которым сталкивается младенец. Это соображение является для Боулби критически важным, так как он полагал, что поведение младенца не может быть независимым от реальных опытов, с которыми тот сталкивается.

Стадия 1. Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу начинается с момента рождения и длится до двух - трех месяцев. Формы ориентировки направлены на любого человека и проявляются в реакциях слежения глазами, хватания, цепляния, улыбке и леиеге.

Стадия 2. Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов длится от трех до шести месяцев. На этой стадии ребенок начинает выделять из окружающих мать или того, кто заботится о нем, и именно на этого человека направлено больше всего поведенческих реакций, на базе которых сформируется будущее поведения привязанности.

Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов начинается в возрасте 6-7 месяцев и длится на протяжении всего второго и третьего года жизни. У детей, не имевших тесного контакта с главным лицом, начало этой стадии может сдвигаться на более поздние сроки и начинаться после первого года жизни. Первые признаки формирования поведения привязанности - поддержание контакта глаз , улыбка , протягивание ручек и крики , выражающие радость при появлении матери, тревога и плач как реакция на ее уход - формируются в период 4-6 месяцев. К 6-9 месяцам 3/4 детей, за которыми велось наблюдение, демонстрировали отчетливое поведение привязанности . Через месяц после того, как ребенок начинал демонстрировать признаки поведения привязанности к матери, он начинал проявлять признаки привязанности еще к одному или нескольким людям. Чаще всего к отцу, сиблингу или другому заботящемуся взрослому, при этом сила привязанности к матери не ослабевала. К концу первого года жизни и на протяжении всего второго года дети проявляют более сильную привязанность: они цепляются за мать, ползут (следуют) за нею и громко протестуют (кричат и плачут) при угрозе расставания, приветствуют ее и ползут навстречу при воссоединении. Цепляние становится характерным в случаях, когда ребенок встревожен или плохо себя чувствует.

Сила привязанности, однако, является не только следствием материнского поведения, но определяется степенью активности самого ребенка, который инициирует взаимодействие, его требовательное и настойчивое поведение сильно влияет на ту форму контакта, которую проявляет мать. Мать становится в этом возрасте базой , служащей опорой ребенку в его исследовании окружающего мира. Ребенок в этом возрасте совершает «маленькие путешествия», то удаляясь от матери, то возвращаясь к ней, чтобы убедиться, что она на месте. В течение второго, но в основном третьего года жизни поведение привязанности проявляется с не меньшей силой и не реже, чем раньше. В связи с гем что ребенок все лучше ориентируется в окружающей ситуации, он начинает лучше распознавать предвестники грозящего расставания с матерью, например ситуации, когда мать начинает собираться уходить, и реагирует протестом на более широкий круг ситуаций, когда он может оказаться без нее.

Стадия 4. Формирование партнерства на основе осознания целей другого. Наиболее важным приобретением в психическом развитии ребенка становится усложнение его когнитивной карты пространства, в котором мать получает статус независимого объекта, передвижения которого «в пространстве и времени» можно более или менее точно предвидеть, происходит понимание того, что ее «передвижения в пространстве» не зависят от него, но их можно прогнозировать.

После трех лет наступает резкая перемена в поведении ребенка, когда он научается переносить временное отсутствие матери, не утрачивая при этом чувства равновесия и покоя. Боулби называет этот момент перехода «порогом созревания» 1 . Большинство детей становятся способными в этом возрасте чувствовать себя в безопасности, при соблюдении трех условий. Во-первых, с ними должен оставаться замещающий мать человек, во-вторых, мать и этот человек должны быть знакомы и ребенок должен это знать (например, он видел их раньше вместе, видел, как они разговаривали), и, в-третьих, ребенок должен знать, где находится его мать, и должен быть уверен, что контакт с нею может быть возобновлен по его первому требованию.

Вопросы для размышления

  • Как вы понимаете высказывание Боулби: «Всегда имелись люди, которые знали, что ребенок был отцом взрослому человеку, началом взрослого человека»?
  • Существует ли зависимость между принятыми в культуре традициями ухода за маленьким ребенком и «модальным» типом личности?
  • Чем, по вашему мнению, объясняются следующие стереотипы ухода за маленьким ребенком: «ребенка надо кормить по часам, нельзя сбивать режим»; «нельзя все время брать ребенка на руки - у него искривится спинка»; «ребенку полезно кричать, зто развивает его легкие»?
  • К каким последствиям для личности могут привести описанные практики?
  • Изменились ли современные традиции ухода за младенцами? Каким образом?

Развитие привязанности в последующие возрастные периоды.

На протяжении следующих четвертого и пятого годов жизни поведение привязанности проявляется в моменты опасности, детских ссор и при плохом самочувствии ребенка. В подростковом возрасте поведение привязанности ослабевает, но не исчезает совсем. Новые отношения формируются с более широким кругом людей, появляются первые признаки романтической привязанности к сверстнице или сверстнику. В этот период в сферу привязанности попадают представители социальных групп (профессиональных, политических, религиозных).

Поведение привязанности продолжает обнаруживаться во всех возрастных группах. Однако у представителей старшего поколения, для которых уже нет возможности обращаться к еще более старшим как к опоре привязанности, обнаруживается привязанность к более молодым но сравнению с ними людям, у которых они ищут защиту и безопасность. Боулби полагает, что ни одна из форм человеческого поведения не сопровождается такими сильными чувствами, как привязанность. Людей, на которых направлена привязанность, любят, их появлению рады, угроза потери объекта привязанности вызывает тревогу, его утрата вызывает переживания гнева и острого горя. Боулби, в частности, считает, что патриотизм и любовь к «монарху» являются производным от детской привязанности человека. Подтверждением этого можно считать выступления президента перед своим народом в моменты особой опасности или внутреннего напряжения в стране. Ежегодные послания президента также можно считать ответными реакциями на проявления потребности взрослого населения в привязанности. «Назвать поведение привязанности во взрослой жизни регрессивным, - пишет Дж. Боулби, - на самом деле значит не увидеть ту исключительно важную роль, которую оно играет в жизни человека от его рождения до смерти» 1 .

Привязанность к неодушевленным предметам - особая форма поведения привязанности, на которую впервые пристальное внимание обратил британский психоаналитик Дональд Винникотт, а позднее и Дж. Боулби. Это особые «предметы собственности», чаще всего мягкие игрушки, которые ребенок может обнимать и прижимать к себе в моменты опасности, предметы, которые помогают детям успокоиться, заснуть или перенести расставание с матерью. Утеря такого предмета порождает негативную бурную эмоциональную реакцию и может сопровождаться симптоматикой острого горя.

Случай из практики

«Мать Роя рассказала мне, что если Рой упадет, то он нс ждет, чтобы его успокоили, а всегда просит дать ему “Сэю” - так он называет свою тряпочку. Другие две матери рассказали мне, что, когда их сыновья приходили в себя после операции, первое, что они просили, были предметы. Одним из этих мальчиков был Марк, которому в б лет удалили миндалины. Приходя в себя после анестезии, он попросил свою деревянную “Белку”, а получив ее, спокойно уснул» .

Привязанность к неодушевленным предметам формируется начиная с девятимесячного возраста, но чаще всего между первым и вторым годами жизни. Винникотт называет эти предметы «переходными предметами» и считает, что привязанность к ним отражает стадию перехода от «объектных отношений» с конкретным человеком к его символическим заменителям, т.е. стадию в когнитивном развитии ребенка. Боулби полагает, что нет никаких причин думать, что такая привязанность свидетельствует о нарушении реальных отношений привязанности ребенка и его матери. Он согласен с тем, что таким предметам переадресованы некоторые компоненты привязанности, но им все-таки не принадлежит существенная роль в когнитивном или эмоциональном развитии ребенка. Эмпирический анализ взаимоотношений ребенка с неодушевленными предметами позволяет Боулби говорить, что в случае, когда ребенок на протяжении долгого времени взаимодействует исключительно с игрушкой или предметом, ее заменяющим, игнорируя взрослого, можно предположить, что поведение привязанности с реальными объектами нарушено.

Затрагивая тему привязанности к неодушевленным предметам, нельзя не вспомнить, что игрушка на протяжении всех периодов развития человеческой цивилизации сопровождала детство человека (начиная с палеолита) и выполняла, очевидно, многие функции в становлении его психики и адаптивного поведения. Нельзя не вспомнить в этой связи вальдорфскую куклу, изготовление которой является важной частью вальдорфской педагогики, эпохальную повесть Алана Милна «Вини-Пух», где игрушка играет значительно большую роль, чем прямые взаимодействия ребенка с родителем, и многие другие культурно антропологические материалы, подтверждающие значимость неодушевленных предметов в психическом развитии ребенка.

Понятие «внутреннейрабочей модели» - наиболее значимое понятие теории Боулби, так как именно в нем концентрируется основной смысл теории привязанности, а кроме того, это безупречно психологическое понятие, поскольку оно говорит о новообразовании в психике человека. «Внутренняя рабочая модель» - это когнитивная репрезентация опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром. Это ментальная, психическая конструкция, которая формируется в опыте и влияет на поведение в среде. Боулби использует понятие «рабочей модели», которое семантически ближе к словарю терминов теории управления, при этом он намеренно избегает необоснованных психологических интерпретаций, но указывает на сходство этого понятия с термином Э. Эриксона «базовое доверие», так как базовое доверие можно понять как один из видов «внутренней рабочей модели». По сути, за каждым типом привязанности стоит своя «внутренняя рабочая модель», которая и определяет конфигурацию поведения на ее основе. «Рабочая модель» не осознается индивидом, но сквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир

При гармоничном выстраивании взаимоотношений возникает нормальная привязанность ребенка к матери. Но так происходит не всегда. Случается и так, что у ребенка возникает неэффективная болезненная привязанность, часто проявляющаяся в виде аффективной привязанности. Он не может обходиться без нее ни минуты, встречаются случаи, когда ребенок гоняется за мамой. Что делать и как это можно исправить, будем разбираться.

Прекрасно, когда процесс взросления и взаимодействия с миром у малыша протекает гармонично и безболезненно. Когда мама – гарант безопасности, принятия и поддержки для своего чада на причудливом и удивительном жизненном пути. Ведь именно мама чаще всего становится тем самым значимым взрослым человеком в жизни ребенка, к которому у него формируется привязанность. И так важно, чтобы процесс ее формирования и она сама были надежными и гармоничными.

Осторожно, небезопасная привязанность!

Увы, так бывает не всегда. Случается, что все поведение матери превращается в «причинение счастья». Исходя из лучших соображений, совершаются большие ошибки, влияющие не только на качество привязанности, но и на дальнейшую жизнь ребенка. В результате у ребенка формируется ненадежная и небезопасная привязанность, которая может быть нескольких видов:

    Индифферентная привязанность (избегающий тип)

Как следует из названия, это равнодушное поведение ребенка, направленное на избегание любого общения. Такие дети не проявляют интереса к людям: ни к детям, ни к взрослым. Они не испытывают особых эмоций при уходе матери, как впрочем, и при ее возвращении.

Родительский вклад: зачастую, родители ребенка с таким типом привязанности делают акцент исключительно на своих интересах и потребностях, не учитывая реальные желания и потребности ребенка. Можно выделить два ведущих типа поведения, характерных для мам в таких отношениях:

  • «Эгоистический», при котором ребенок скорее помеха для привычной жизни, чем желанный объект любви и заботы. Такие мамы стараются максимально сократить контакт с крохой и отвергают его потребности. Они предпочитают предметно успокаивать свое чадо (чаще всего игрушками), не вступая с ним в эмоциональный контакт (объятия, общение, поглаживания).
  • «Альтруистический», характеризующийся чрезмерным присутствием мамы. Ее гиперопека не имеет ничего общего с теплом и заботой о малыше. Она делает лишь то, что считает нужным и полезным для ребенка, нисколько не считаясь с его нуждами и потребностями. Часто мамочки такого типа поведения относятся к сторонницам раннего развития и буквально «терроризируют» ребенка занятиями и упражнениями каждую свободную минутку.

И в том, и в другом случае поведение матери провоцирует развитие у малыша отчужденности, стремления избегать эмоциональной близости и общения. Такие дети имеют заниженную самооценку и очень трудно устанавливают контакт с другими детьми, они скрытны и замкнуты, часто конфликтны и отстранены от мира.

    Ненадежная привязанность дезорганизованного типа выражается в боязливом поведении ребенка. И боязливость эта направлена на саму мать. Ребенок старается предугадать реакцию мамы на его поведение, чтобы не вызвать ее гнев. Часто такие дети при появлении матери стараются убежать и спрятаться, либо замирают на месте.

Родительский вклад: для матерей таких детишек характерно пренебрегающее либо жестокое поведение, вплоть до применения физической силы (домашнее насилие) или агрессивного психологического давления. Может показаться, что ребенок постоянно раздражает и злит ее.

В такой обстановке «во главе угла» для крохи становится выживание и сила, которая для этого необходима. Часто такой ребенок суров и нелюдим, и склонен прибегать к тактикам избегания либо замирания. Он испытывает трудности в установлении контакта и эмоциональной связи с другими людьми.

    Аффективная привязанность (тревожно-сопротивляющийся тип) подробно описывается ниже.

Аффективная привязанность ребенка, что это?

В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.

С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.

Другая точка зрения гласит, что аффективная привязанность - это один из видов «искаженной привязанности». Она выражается в том, что с одной стороны ребенок очень привязан к маме и очень тяжело переживает ее исчезновение из поля зрения, с криком и плачем. С другой стороны, когда мама вновь появляется, он испытывает радость и злость одновременно. Кроха стремится к ней, цепляется и «липнет» и в ту же минуту отталкивает ее и начинает кричать, плакать. Такое поведение малыша зачастую провоцируется самими родителями.

Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.

Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.

Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.

При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.

А что потом?

Искаженность и неустойчивость привязанности - еще не предел. Отсутствие внимания и адекватного реагирования на потребности малыша, непоследовательность эмоциональной реакции на его просьбы и стремления могут привести и к более серьезным последствиям. Ненадежная привязанность способна привести к ее расстройству.

На сегодняшний день специалисты выделяют 2 типа таких расстройств:

  • Расторможенное, при котором у ребенка утрачивается граница и он буквально «липнет» к любому взрослому без разбора.
  • Реактивное, когда мать становится практически центром мира для ребенка. Такие детки отказываются от контакта другими детьми и взрослыми, проявляют крайнюю настороженность в присутствии незнакомых им людей, не утрачивая ее даже после утешения со стороны матери.

Чаще всего расстройства привязанности ребенка к матери сопровождаются и дополнительными психологическими проблемами: ПТСР, острая стрессовая ситуация или эмоциональное потрясение.

Важно понимать, что младенчеством и детством жизнь не ограничивается, и усвоенные модели отношений и поведения малыш пронесет через всю дальнейшую жизнь. Как каждый из типов привязанностей ребенка к матери скажется на его будущем, хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица:

Привязанность

Сфера жизни

Надежная

Избегающая

Аффективная

Отношение к себе

Уверенность в себе и в своих силах, позитивное самоотношение и адекватная оценка себя

Низкая оценка себя и своих способностей, ощущение непризнанности со стороны окружающих

Отношение к родителям

Взаимное доверие и взаимопонимание, стремление к контакту и оказанию помощи, заинтересованность

Отношения по надобности. Ребенок вспоминает о родителях только в случаях какой-либо нужды, в противном случае он о них даже не вспоминает

Отсутствие родителей в жизни, нежелание контактировать и интересоваться ими

Романтические и семейные отношения

Взаимоуважение и стремление к стабильности отношений, к выстраиванию прочного и долговременного союза

Стремление к слиянию и полному растворению друг в друге, ревнивость и страстность. Ощущение того, что настоящую любовь нужно найти и сделать это очень трудно

Трудности в выстраивании глубокой эмоциональной связи, боязнь открыться другому человеку, скептическое отношение к любви

Трудовые отношения

Способны расставлять приоритеты и не смешивать работу и личную жизнь. Такие люди понимают, что могут совершить ошибку в работе и не воспринимают это на свой счет. Они последовательны и адекватны в оценке своих способностей

Они жаждут признания и восхищения со стороны окружающих. Самое важное – это поощрение. Близко к сердцу принимают рабочие моменты и склонны смешивать рабочее и личное.

Чрезмерно требовательны к себе и крайне редко удовлетворены своими результатами. Люди, отгораживающиеся работой от личной жизни, буквально живущие ей.

Таким образом, формирование надежной привязанности ребенка к матери еще во младенчестве имеет ключевое значение для его дальнейшей жизни во всех ее аспектах.

Как сделать привязанность надежной?

Ключевую роль в формировании «правильной» привязанности играют три момента:

  • Стабильность – это многократное повторение определенного поведения мамы по отношению к малышу. Правильной реакцией на плач крохи является желание его успокоить и приласкать, на его попытки контакта – ответная положительная реакция, улыбка и ласковое обращение. Таким образом, малютка усвоит, что мама – тот самый человек, который поможет и утешит, приласкает и поддержит. Вот такая нехитрая схема способна сформировать прочную основу для формирования надежной привязанности малыша к маме.

На заметку : Cлучается, что стабильно контактирующим с ребенком взрослым оказывается не мама, а, к примеру, няня. В этом случае не стоит ее заменять раньше, чем малышу исполнится хотя бы годик. Это касается и других значимых взрослых: если человек занимается и чаще остальных контактирует с ребенком, не нужно перепоручать уход за ним другому. По возможности, необходимо постараться сохранить стабильность контакта.

  • Контактность. Для установления крепких и здоровых взаимоотношений с ребенком важно контактировать с ним как на эмоциональном, так и на физическом уровнях. Открытая и понятная малышу эмоциональная реакция мамы, сопровождаемая нежными прикосновениями – залог формирования прочных и надежных взаимоотношений. Речь идет не о потакании капризам, а об адекватном реагировании на потребности крохи. Ему необходимы тепло материнских рук, объятия и ласка, подбадривания и потискивания, улыбки и нежные слова. Все это – основа счастливого детства и гармоничного развития малыша.
  • Чуткость выражается в реагировании мамочки на любой сигнал со стороны малыша. В поддержке его инициатив и стремлений. Каждая мама интуитивно, внутренне понимает свое чадо, знает, чего хочет ее малыш и как поступить в той или иной ситуации. Здесь важно помнить, что в вопросах взаимопонимания и отреагирования опираться следует на свое внутреннее ощущение, а не взывать к разуму. Доверие и вера в себя – единственное, что нужно мамочке в контакте с малышом. Это не относится, конечно же, к вопросам ухода и здоровья. В этих моментах мнение и знания специалистов неоспоримы.