Что такое валеология в детском саду. Педагогический совет по валеологии в доу

  • 28.10.2019

Ирина Кирсанова

Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?

С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию . "Валеология " отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.

Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.

Этапы работы :

1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.

2. Непосредственная работа с детьми .

Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала :

Наблюдение

Обследование

Самообследование

Эксперимент

Собственную продуктивную деятельность детей

Проблемные методы

В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.

Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии , я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.

Например :

На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру : "Что лучше : руки или ноги?" (Цель : выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног).

На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.

На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.

При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.

Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.

Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.

1. "Внешнее строение тела и возможности организма"

2. "Кожа - помощница"

3. "Скелет и мышцы"

4. "Сердце в жизни человека"

5. "Путешествие воздушных человечков"

6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"

7. "Что такое микробы ?"

8. "Органы чувств"

9. "Почему у нас два глаза?

При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.

Занятия проводятся в разных формах :

Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры :"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо ", "Зачем человеку органы чувств?"

-Сюжетно-ролевые игры : "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.

Подвижные игры и экскурсии : "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям

провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.

На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.

Проведем эксперимент :

Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?

Можете? Почему?

Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой

предмет находится у меня в руках?

Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.

Вывод : Какой орган чувств помог нам?

Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.

Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила :

"Правила хорошего слуха"

"Правила здорового носа"

"Правила здорового сердца"

Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом .

Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию . И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»



« О валеологии в детском саду»

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и др. В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества. В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки».

Проводим праздники, досуги, развлечения:

Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,
- «Когда овощи нам помогают»,
- «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).

Экскурсии на стадион, в парк - всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.

Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой. В своей работе мы используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, корригирующая гимнастика , массаж, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, инструктора по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е. обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» - со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др., альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрени я . Затем утреннюю гимнастику, направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,
2. Полоскание горла прохладной водой,
3. Мытьё рук до локтей
4. Игры с водой и др.
6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

Корригирующая гимнастика – это тоже часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» - с элементами психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.


В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин:

Упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.);

Снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.);

Плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.
  2. Рациональное питание.
  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. Соблюдение режима дня.
  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. Профилактика простудных заболеваний
  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
  8. Создание условий для двигательной активности.
  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
  11. Проведение игрового модуля по валеологии.

Игровой модуль по валеологии.

С малышами мероприятия по валеологии в основном сводятся к привитию культурно – гигиенических навыков, труду. Но с 4 лет дети имеют некоторый запас знаний, жизненный опыт. Этих знаний достаточно, чтобы осмысленно понять роль здоровья в своей жизни и жизни других людей.

Цель мероприятий по валеологии – заложить основы валеологического воспитания детей 4–7 лет.

  • дать представления о здоровом образе жизни, основам безопасной жизнедеятельности, культуре взаимоотношений;
  • воспитание внешней и внутренней культуры, культуры взаимоотношения полов, эмоционального общения;
  • формировать практические навыки и умения личной гигиены, занятия спортом;
  • учить детей обходить опасности, не бояться их, бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких.

Структура тематики валеологических игровых модулей:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомят со специализацией врачей.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети учатся выражать свои чувства и уважать чувства других; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; как правильно знакомиться, прощаться, поздравлять, благодарить, извиняться, просить, приглашать, говорить комплименты, общаться со старшими и сверстниками; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома. В скором времени дети подготовительной группы пойдут в школу и им придется самостоятельно переходить дорогу, разогревать еду, гулять, ходить в магазин, находиться дома одному. Поэтому важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности стороной.

Блок Задачи
1 “Познай себя” Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей” Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и тд.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации” Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и тд).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима – снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень – гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето – жара, солнечный удар, ожог.

Дети, как и все люди лучше запоминают информацию ту, которая им очень интересна или необычна. В своей работе мы используем следующие методы:

Игровой модуль по валеологии мы проводим вне столов и парт, а в расслабляющей обстановке на полу, ковре, где дети могут принять удобную для них позу – сесть, лечь.

Характер игрового модуля – занимательная беседа – диалог. Диалог быстрее запоминается.

Использование красочного демонстрационного материала к каждой теме, дидактических игр на развития мышления, логики, памяти, кукол – героев.

Первая часть игрового модуля – это выяснение знаний детей по данной теме. Обязательно отметить хорошую осведомленность детей по данной теме, так как похвала воодушевляет.

Заключительная часть игрового модуля зарисовка запомнившегося в занятии.

Параллельно проводятся занятия по нравственному и экологическому воспитанию. Так как здоровье физическое невозможно без здоровья духовного.

Для закрепления пройденного материала используем различные виды игр.

В комплексе эти методы способствуют непроизвольному запоминанию информации.

На первых занятиях знакомим детей с понятием здоровье, для чего оно нужно, а также с набором кукол, которые будут присутствовать на каждом занятии.

Кукольная семья по фамилии Неболейка. Выяснение у детей как они понимают наличие такой фамилии. Семья Неболейка: отец– Иван Петрович работает сборщиком –наладчиком на автомобильном заводе, мать – Мария Ивановна работает бухгалтером, старший сын– Витя работает водителем грузовика, его жена– Таня работает продавцом, младшие дети – Коля и Оля посещают детский сад.

Как известно многим детям не хватает отцовской любви и заботы, и дети охотно идут на контакт с мужчинами – с отцами других детей, рабочим детского сада и тд. Поэтому многие темы раскрывает Коле и Оле отец.

Дети любят сказки. В сказках возможно все. Сон похож на сказку. Поэтому Коля и Оля часто путешествуют во сне по своему организму, беседуют с внутренними органами. Органы рассказывают детям о своих функциях, болезнях и как предупредить их заболевания.

Чтобы объяснить детям об органе или его функции, мы используем слова– заменители. Например: кислород – хороший воздух; клетки крови– красные человечки на красных корабликах привозят к пальчикам и другим органам нашего организма хороший воздух, витамины, желтые человечки на желтых корабликах защищают от микробов, фиолетовые человечки на фиолетовых корабликах – строители, застраивают ранки; мозг – главный компьютер, а рецепторы – это проводки, по которым мозг узнает, что мы сделали или хотим сделать.

В конце занятия обязательно проводим безоценочный анализ. Предлагаем детям нарисовать все, что запомнилось или понравилось в занятии. Дети рисуют любым удобным для них способом – графически, красочно, простым карандашом, по элементам или один эпизод. Для рисования могут выбрать цветные и простой карандаши, краски, мелки, ручку. Главное, что они почерпнули что – то важное для себя из занятия. Рассматривая рисунки своих товарищей, дети запоминают нарисованное на них, а значит, получают повторную информацию. Происходит обучение детей самими же детьми.

В подготовительных группах многие дети читают и можно на иллюстрациях печатными буквами написать краткую информацию по занятию. Дети читают другим детям, родителям. Происходит вовлечение детьми родителей в работу по валеологии.

В повседневной жизни необходимо создать условия для основной деятельности детей – игровой. Мы изготавливаем настольно-печатные дидактические игры, имеются вносные коробки с атрибутами для сюжетно-ролевых игр: больница, строители, правила пожарной безопасности, стадион и другие. В играх закрепляются валеологические знания.

В теплый период времени, когда учебный год закончен, организовываем экскурсии и целевые прогулки к школе, на водоем, в лес, в музеи и кинотеатры, библиотеки и выставки. Проводим беседы по охране здоровья. Лучше если в роли лектора выступят дети, а педагог вступит в роль ученика. Это забавляет и воодушевляет детей.

Дети берегут и укрепляют свое здоровье и здоровье родителей: с удовольствием выходят на прогулку, занимаются гимнастикой и физическими упражнениями, дома с родителями разговаривают о вреде курения и алкоголя, а осенью, после летнего отдыха, вместе с родителями изготавливают буклеты о спорте или природе в своей семье. Многие родители отмечают положительное воздействие валеологических занятий на детей, вместе с детьми посещают спортивные секции, участвуют в спортивных мероприятиях, чаще устраивают настоящие детские праздники в семье.

Валеологические игровые модули очень важны. Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача занятий по валеологии – научить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом.

Используемая литература

  1. Колобанов В.В . Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита. С-П.: Изд-во Агентство, 1997.
  2. Чумаков Б.Н . Валеология. М.: Изд-во “Агентство”, 1997.
  3. Баль Л.В., Ветрова В.В . Букварь здоровья. М., 2000.
  4. Курс “Мир и человек”. Окружающий мир. 1 класс. М.: Изд-во “Баланс”, 1997.
  5. Цузмер А.М., Петришина О.Л . Биология. Человек и его здоровье. 9 класс. М.: Изд-во “Просвещение”, 1986.

Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского садика. Именно это является целью валеологии.

Валеологическое воспитание в детском саду

Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним. Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:

  • занятия физкультурой;
  • воспитание у малышей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
  • ознакомление с правилами рационального питания;
  • закаливание детей;
  • выработку навыков личной гигиены;
  • профилактика и устранение вредных привычек;
  • своевременное обращение за медицинской помощью.

Понятно, что развитие в ребенке валеологических умений и навыков требует наличия соответствующих условий. Для детей дошкольного возраста важно использовать наглядные пособия, создавать валеологические уголки («Уголок здоровья»), в которых, например, будут представлены правила ухода за ротовой полостью и зубами, волосами, кожей и руками в виде рисунков. Там же можно использовать схемы, иллюстрирующие устройство организма человека, а также комплекс упражнений.

Ежедневно в детском саду воспитатели проводят физкультурные минутки на свежем воздухе или в спортзале, организовываются прогулки на свежем воздухе и подвижные игры. В группах поддерживается оптимальный температурный режим благодаря частому проветриванию.

Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго к ней отношения, что является главной задачей эколого-валеологического воспитания. Воспитатели проводят в группе занятия, нацеленные на донесение до детей того, чем они отличаются от животных и от других людей. Это могут быть темы «Мы – семья», «Кто я?», «Я росту», «Я – мальчик», «Я – девочка», «Маленькие и взрослые люди» и другие. Малыши знакомятся с частями своего тела, органами чувств, с их значением и уходом за ними. Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Дом», «Дочки-матери»).

Так же используются разнообразные занятия в виде викторин (например, «Где живет витаминка?», «Что любит наше сердце?»), игр (например, «Полезное – вредное», в ходе которой дети называют вредный или полезный продукт, муляж которого демонстрирует воспитатель).

Роль родителей в воспитании валеологической культуры дошкольников

Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Во-первых, на детсадовских собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?»).

В целом, основы здоровья закладываются с самого раннего возраста. Поэтому воспитателям и родителям необходимо приложить совместные усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.

Педагогический совет «Организация работы по валеологическому просвещению детей и родителей»

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ –

одно из приоритетных направлений современной образовательной среды

Повестка педагогического совета.

    Итоги смотра-конкурса на лучшее пособие по валеологии (сообщение заведующего).

    «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ» (доклад старшего воспитателя).

    «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя средней группы).

    «Влияние музыки на здоровье детей» (выступление музыкального руководителя).

    Тест для педагогов «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?»

    Выставка методической литературы и пособий по данной теме.

Цели :

    Систематизировать знания воспитателей по формированию валеологического мышления детей.

    Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

Проект решения педсовета.

1. Молодым воспитателям посетить цикл занятий по валеологии.

3. Всем педагогам представить в методический кабинет конспекты НОД по валеологии.

Материал для подготовки к педагогическому совету

Положение о смотре – конкурсе: «Лучшее пособие по валеологии».

1. Общие положения.

Настоящее Положение регламентирует порядок проведения смотра - конкурса «Лучшее пособие по валеологии» среди групп ДОУ (далее именуется - Конкурс).

2. Цели и задачи.

Цель: Создание учебно-методических условий воспитательно - образовательного процесса, обеспечивающих становление личности ребёнка связанное с самостоятельным формированием первоначального его осознания и отношения к себе как к физическому, духовному и социальному существу, приобщение к ЗОЖ, формирование необходимых умений и навыков, полезных привычек и их самоконтроль.

Задачи:
- активизировать работу ДОУ по пропаганде ЗОЖ;
- изучить качество учебно-методического обеспечения процесса обучения безопасности жизнедеятельности и формирования представлений о здоровом образе жизни;
- содействовать развитию творческой активности педагогов по валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- усилить роль родителей в вопросах валеологической культуры детей.

3. Участники Конкурса.

В конкурсе принимают участие воспитатели всех групп ДОУ, музыкальный руководитель, логопед.

4. Условия организации и проведения Конкурса.

4.1. Конкурс проводится со…по….. .
4.2. Для организации работы Конкурса создается оргкомитет, в который входят представители администрации, специалисты ДОУ.

5. Критерии оценки Конкурса:

Соответствие требованиям СанПин;

Соответствие оформления возрастным особенностям;

Соответствие эстетическим требованиям (цветовое решение, размещение и способы хранения пособия);

Творческий подход к оформлению;

Результативность применения пособия;

Участие родителей в изготовлении пособий.

6. Оценка, выставляемая педагогу, определяется как сумма баллов, полученных по каждому критерию от 1 до 5 баллов.

7. Подведение итогов и награждение:

7.1. Процедура проведения Конкурса предусматривает презентацию материалов педагогами и анализ представленных материалов членами жюри, подведение итогов.

7.2. Время отведённое на презентацию 3-5 минут.
7.3. Итоги Конкурса подводятся по его окончании.
7.4. Победители Конкурса награждаются грамотами администрации ДОУ.

Вопросы по валеологии.

Что такое «валеология»?

Валеологические требования к организации НОД в ДОУ.

Почему перед педагогами остро встала проблема осуществления валеологического образования детей?

Какие основополагающие принципы валеологии Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Какие составляющие ЗОЖ необходимы каждому человеку? Докажите.

Каковы особенности методики ознакомления детей с собственным организмом?

Цель валеологического образования.

Задачи валеологического образования.

«Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»

(доклад старшего воспитателя).

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная. Следовательно, это моя работа. Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология - наука о здоровье. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Академик В. П. Петленко определяет здоровье как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование». Валеологическая учебно-воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:

    Системный подход.

Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ, родителей и общественности.

    Деятельностный подход. Валеологическая культура осваевается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой.

    Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

    Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

    Принцип альтруизма. Научился сам - научи друга!

    Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Занятия по валеологии проводятся со второй младшей группы в блоке занятий по ознакомлению с окружающим, один раз в месяц. Со средней группы проводятся интегрированные занятия по ЗОЖ, по ОБЖ.

Приоритетным направлением валеологической воспитательной – образовательной работы должно быть формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Чтобы мотивировать ребёнка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из жизни, личный пример воспитателя, коллективные формы занятий и другие психолого-педагогические приёмы. Мощным источником формирования ЗОЖ и мотивации к здравоохранительному поведению детей является физическая культура. Для этого мы проводим физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры, как в спортивном зале, так и на прогулке. Стратегия занятий физической культурой исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от неё в потребность. Существенным элементом валеологической культуры, который дети должны освоить, являются основы личной гигиены - навыки ухода за телом, приёмы самомассажа, способы закаливания и др. Важной задачей валеологической учебно-воспитательной работы является овладение навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у детей функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.) , учить их навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, внутреннее Я, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов. Мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, дети учатся управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это способствует снижению психологического напряжения и чувства тревоги, повышает уровень комфортности детей в ДОУ и облегчает переход в школу. Валеологическая УВР формирует у детей основы безопасности жизнедеятельности. Они учатся не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья. Валеологическое воспитание детей служит укреплению их родительской семьи. Дети должны узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи. Валеология видит в здоровье главный источник счастья, а обретение здоровья представляет как путь к духовности, восхождение человека от здоровья телесного к здоровью духовному.

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.

В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:

    ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

    участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

    целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;

    ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

    обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.) ;

    ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.) .

Для реализации этих задач широко используются:

    информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;

    консультации;

    устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

    семинары-практикумы;

    деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д. ;

    "дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур;

    совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

Также особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Наглядные пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Также могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьесохранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной: "Дневной сон: нужен ли и когда от него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны здоровой пищи", «Домашняя аромотерапия. Рецепт аромотерапии в оздоровлении детей», «Предупреждение нарушений утомления зрения» и др.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны: собрания, круглые столы, дискуссии и т. д.

    Познай самого себя - пойми, как растёт и развивается твой организм.

    Содержи своё тело в чистоте - ты за него отвечаешь. Часто мойся, чисти зубы и ногти, мой ноги, закаляйся.

    Больше двигайся - занимайся физкультурой и спортом.

    Хорошо ешь - твой организм должен расти. Люби фрукты и овощи. Питайся разнообразно. Не ешь много сладостей.

    Соблюдай режим дня - умей правильно организовать умственную и физическую работу.

    Играй с осторожностью, старайся избегать несчастных случаев.

    Заводи друзей - будь хорошим другом.

    Учись управлять своим настроением.

    Содержи свой мир в чистоте.

    Научись говорить «НЕТ». Если тебя просят сделать что-то, что заставляет чувствовать себя неловко - говори «НЕТ».

    Не играй с лекарствами. Принимай только то, что тебе дают родители или доктор.

    Если ты чувствуешь себя больным, скажи об этом своим родителям или врачу. Узнай, как ухаживать за теми, кто болен.

    Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

    Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.

    Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде.

    Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.

Современные здоровьесберегающие технологии,

используемые в системе дошкольного образования

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

    приобщение детей к физической культуре

    использование развивающих форм оздоровительной работы.

Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

    Применительно к ребенку обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Применительно ко взрослым содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

    принцип развития творческого воображения внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

    принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

    принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

    принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачами здоровьесберегающих являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

· Медико-профилактическая технология

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

· Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

· Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

· Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

· Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня необходимо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

    Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

    Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

    Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

    Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

    Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, может меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений.

Кроме подвижных игр, в детском саду можно широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений:

Бег и ходьба

Метание, бросание и ловля мяча

Упражнения на полосе препятствий

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

Для хорошей погоды (по сезону);

На случай сырой погоды;

На случай порывистого ветра.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в дошкольном учреждении должно придаваться развитию движений на физкультурных занятиях. Причём в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

В среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

В старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Большое оздоровительное и воспитательное значение для детей имеет плавание , которое является одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием. Плавание отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения и оказывает благотворное воздействие на сердечно – сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность. Плавание является также эффективным средством профилактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости. Во время плавания позвоночник ребёнка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмические движения, влияющие на гибкость позвоночника.

Проводя занятия в бассейне, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивать соблюдение правил и инструкций, осуществлять систематический медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по плаванию, за планированием и методикой проведения.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика .

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна , которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

    Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

    Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).

    Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха. Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать дыхание смешанного типа.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Оздоровительную работу в детском саду необходимо проводить и в летний период , осуществляя комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду необходимо придерживаться следующих принципов:

· комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

· непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

· преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

· использование простых и доступных технологий;

· формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

· интеграция программы профилактики закаливания в семью;

· повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.

Таким образом, одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

– формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

– использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

– конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

– обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи , может выступать:

– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

– реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

– специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Таким образом, подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"

Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Подчеркните выбранный Вами ответ.

1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

а) непривычная утомляемость

б) зимняя простуда

в) хроническое несварение в желудке.

2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?

а) не включаю на полную громкость;

б) в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

в) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

3. Как часто Вы меняете зубную щетку?

а) два раза в год

б) каждые 3-6 месяцев

в) как только она обретет потрепанный вид.

4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

а) частое мытье рук

б) противогриппозная прививка

в) отказ от прогулок в холодное время года.

5. В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?

а) ранним вечером

б) с заходом солнца

в) в середине дня.

6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?

а) каждый час;

б) каждые полчаса;

в) каждые 10 минут.

7. Какое из утверждений соответствует истине?

а) можно загореть даже в облачный денек

б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10

в) смуглым людям не нужна защита от солнца

8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?

а) отказ от завтрака, обеда или ужина

б) сокращение потребления алкоголя

в) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.

9. Как правильно дышать?

в) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

а) химическая завивка

б) сушка волос феном

в) обесцвечивание волос.

Подведите итог :

    Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б), сложите полученные очки.

    8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

    5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.

    4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.