Логопедические утренники в детском саду. Методическая разработка «Сценарий логопедического утренника «Путешествие в страну красивой речи

  • 08.09.2024

Галина Гроцкая
Сценарий логопедического утренника для дошкольников «Праздник правильной речи»

в подготовительной группе

разработан : логопедом МБДОУ № 65 г . Читы Гроцкой Г. Г.

Тема : «Праздник правильной речи »

Ход развлечения:

Логопед . Ребята, сегодня у нас праздник . На логопедических занятиях вы учились ясно и красиво говорить, правильно и понятно писать , читать, рассказывать. И теперь можете показать всем гостям и самим себе, чему на-учились. Итак, праздник начинаем с парада !

Парад букв

Каждый участник держит картинку с буквой,

про которую читает стихотворение

Логопед . Вот уж буквы встали в ряд,

Начинается парад!

Буква «П» . Букву «П» в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Буква «Б» . Буква «Б» с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Буква «Л» . Буква «Л» - инвалид -

Ножка левая болит.

Буква «И» . Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Протянутый наискосок.

Буква «Ы» . А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой, увы.

Буква «У» . Буква «У» - два длинных ушка.

Буква «3» . «3» - простая завитушка.

Буква «X» . Буква «X» все ходит, ходит,

Места что ли не находит?

Буква «Г» . «Г» узнаешь без труда :

Очень горбится всегда.

Буква «М» . Ты да я - взялись за руки друзья,

А между тем, получилась буква «М» .

Буква «О» . «О» как обруч : захочу -

По дороге покачу.

Буква «В» . В букве «В» , наверно, вата.

Оттого и толстовата.

Буква «Р» . «Р» согнула ручку,

Не пройти ли нам под ручку?

Логопед . Все эти буквы легко запомнить.

Но не всегда легко с ними сладить.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ,

Но когда с умом, толково

Их поставить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

Дети составляют из разбросанных букв слова.

В, Ы, Б, К, У.

К, О, Ш,Л,А

А, Г, Н, И, К.

К, Н И, У, Ч, Б

0,Р,Д, И,А,Н.

Логопед . Молодцы, ребята! Слова вы составляете хорошо, а поете так же хорошо?

Дети исполняют песню В. Шаинского «Игра»

1. Что это такое : портфель без «фель» ?

Это все равно, что медведь без «ведь» .

И, конечно, если трамвай без «вай» ,

Это что угодно, только вовсе не трамвай.

Припев : Я тебе, я тебе, я тебе говорю : сперва

Научись, научись, научись не глотать слова.

2. Что это такое : луна без «на» ?

Это все равно, что земля без «ля» .

И, конечно, если лимон без «мон» ,

Это что угодно, только вовсе не лимон.

3. Что это такое : зима без «ма» ?

Это все равно, что каток без «ток» .

И, конечно, если игра без «ра» ,

Это что угодно, только вовсе не игра.

Логопед . Пока мы пели, все слова разбежались и попрятались. Давайте попробуем их найти.

Игра «Найди слово»

Я найду слова везде :

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда - играем в слово!

Кто найдет слова на небе? (Ответы детей.)

Кто найдет слова на море? (Ответы детей.)

Кто найдет слова в кармане? (Ответы детей.)

А на потолке? (Ответы детей.)

Логопед . Молодцы, ребята! Весело играли, верно отвечали. А теперь послушайте одну историю.

1 ребёнок. Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша,

Не гречневая каша,

Не рисовая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

2 ребёнок. С утра во рту у Саши

Слова простые наши.

Слова простые наши

На русском языке.

3 ребёнок. И то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно -

Как люди говорят,

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

4 ребёнок. Произнесет словечко -

И сам тому не рад.

Он скажет : «до свиданья» ,

А слышится : «до зданья» .

Он спросит : «Где калоши?»

А слышно : «Это лошадь?»

5 ребёнок. Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик -

Его переводить

Все вместе. Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно ,

Чтоб было всем понятно.

6 ребёнок. Слова бывают разные,

Бывают неотвязные.

Вот, например, к Володе

Пристало слово «вроде» .

Спросите у Володи : Ты ученик? Да вроде.

Работал в огороде? А он опять : Да вроде.

7 ребёнок. Слова бывают разные,

Хорошие, простые.

Слова бывают праздные -

Ненужные, пустые.

Но есть слова такие,

Что посильней огня.

Они других красивей

С могучей буквой «Р» .

Ну, например.

Все вместе. Россия, Родина, Мир!

Логопед . Очень интересно рассказали нам ребята про Сашу. А теперь давайте послушаем, как вы говорите. Умеете ли вы сказать четко, ясно, красиво? Объявляю конкурс скороговорок.

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот - сидит, сметаны - нет.

Помогите-ка Степану,

Поищите с ним сметану.

Болтали две сороки,

Сороки-белобоки.

Про то, про се, про Якова,

Про Якова, про всякого.

Про дым из трубы,

Про забор у избы.

И про Шавку на пороге,

И про лужу на дороге -

Делать было нечего,

Болтали день до вечера.

Пошел Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Шел через пруд, Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

Логопед . Хорошо потрудились. А теперь послушаем озорные частушки.

Дал списать я на контрольной

Все задачки Колечке.

И теперь у нас в тетради

У обоих двоечки.

Мой дневник, как верный друг,

Для меня старался :

Я не выучил урок -

Дома он остался.

Мы таблицы умноженья

Взяли и попрятали.

Дайте нам для ускоренья

Микрокалькуляторы.

Оля мучила расческу -

В школе делала прическу.

Мучила-то, мучила,

Да получилось чучело.

Начался учебный год,

Часики затикали.

А меня вопрос гнетет :

Скоро ли каникулы?

Это пели мы, любя,

Про тебя и про себя.

Если ты себя узнал,

Значит, труд наш не пропал.

Игра «Эхо»

Дети повторяют последний слог последнего слова.

Ответы сопровождаются хлопками

Собирайся, детвора!

Ра, ра, ра!

Начинается игра!

Ра, ра, ра!

Да ладошек не жалей!

Лей, лей, лей!

Бей в ладоши веселей!

Лей, лей, лей!

Сколько времени сейчас?

Час, час, час!

Сколько будет через час?

Час, час, час!

И неправда : будет два!

Два, два, два!

Думай, думай, голова!

Ва, ва, ва!

Как поет в селе петух?

Ух, ух, ух!

Да не филин, а петух!

Ух, ух, ух!

Вы уверены, что так?

Так, так, так!

А на самом деле как?

Как, как, как?

Сколько будет дважды два?

Два, два, два!

Ходит кругом голова!

Ва, ва, ва!

Это ухо или нос? (Ведущий держится за ухо)

Нос, нос, нос!

Или может сена воз?

Воз, воз, воз!

Это локоть или глаз? (Ведущий показывает на локоть)

Глаз, глаз, глаз!

А вот это что у нас? (Ведущий показывает на нос)

Нас, нас, нас!

Вы хорошие всегда?

Да, да, да!

Или только иногда?

Да, да, да!

Не устали отвечать?

Чать, чать, чать!

Разрешаю помолчать!

Логопед . Ребята, я надеюсь, вы поняли, как важно говорить правильно и понятно . Нужно бережно обращаться со словами, не искажать их. Любите русский язык, слушайте красивую речь и сами говорите только хорошие и понятные слова.

Сценарий логопедического утренника

в подготовительной группе

разработан : логопедом МБДОУ № 74 г . Читы Березиной А. Н.

Тема : «Праздник правильной речи »

Ход развлечения:

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.

Ведущий. Посмотрите сколько света,

И улыбок и гостей!

Это добрая примета.

Значит праздник у дверей !

Не будьте робки. Пусть смело и звонко ваш голос звучит. Вы все ходили на логопедические занятия . Боялся трудных слов язык : дрожал, не слушался. И, наконец, услышал : «Молодец!»

1 ребёнок. Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим.

2 ребёнок. У нас во рту живёт язык,

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему : вода,

Утёнок, небо, нет и да.

Но пусть он скажет : черепаха.

Не задрожит ли он от страха?

Дети. Черепаха.

Ведущий. Пусть повторит за мной язык такое слово : боровик.

Дети. Боровик.

Ведущий. А теперь наш язычок скажет : чики-чики-чок.

Дети. Чики-чики-чок.

Ведущий. Скажем вместе : ща-ща-ща, щука смотрит на леща.

Дети. Ща-ща-ща, щука смотрит на леща.

Ведущий. Так же быстро : жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Дети : Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Ведущий. Молодцы, ребята. Ваши язычки дружно работали. А давайте послушаем, как работают язычки у ваших родителей.

Дети садятся на стулья

Конкурс скороговорок с родителями

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

3. Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Награждение медальками со званием : «Говорун» ,

«Тараторка» , «Язык без костей»

Ведущий. Итак, разминка закончена. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вам понадобится не только умение быстро и четко произносить слова, но и быть внимательным, и хорошенько запоминать.

Игра «Купила бабушка»

1. Купила бабушка себе курочку. 2р.

Курочка по зернышку : кудах-тах-тах.

2. Купила бабушка себе уточку. 2 р.

Уточка : тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку : кудах-тах-тах.

3. Купила бабушка себе индюшонка. 2 р.

Индюшонок : фалды-балды,

Уточка : тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку : кудах-тах-тах.

4. Купила бабушка себе кисоньку. 2 р.

А кисонька : мяу-мяу,

Индюшонок : фалды-балды,

Уточка : тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку : кудах-тах-тах.

5. Купила бабушка себе собачонку. 2р.

Собачонка : авки-авки,

А кисонька : мяу-мяу,

Индюшонок : фалды-балды,

Уточка : тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку : кудах-тах-тах.

6. Купила бабушка себе поросенка. 2 р.

Поросенок : хрюки-хрюки,

Собачонка : авки-авки,

А кисонька : мяу-мяу,

Индюшонок : фалды-балды,

Уточка : тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышкам : кудах-тах-тах.

7. Купила бабушка себе коровенку. 2 р.

Коровенка : муки-муки,

Поросенок : хрюки-хрюки,

Собачонка : авки-авки,

А кисонька : мяу-мяу,

Индюшонок : фалды-балды,

Уточка : тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышкам : кудах-тах-тах.

8. Купила бабушка себе телевизор. 2 р.

Телевизор : время, факты,

Диктор : ша-ля-ля-ля-ля.

Курочка по зернышкам : кудах-тах-тах.

Пока идет игра, незаметно входит кот

и укладывается спать рядом с открытой книгой

Ведущий. Ой, ребята, мы тут расшумелись, а посмотрите-ка, там Кот спит. Наверное, он видит какой-нибудь сон? Как вы думаете, что ему снится? Посмотрите, он спит на раскрытой книге. Наверное, он читал сказку и уснул. Может ему снится какая-то сказка?

Звучит музыка. Забегает Кикимора, танцует,

затем листает метлой книгу и убегает.

Ведущий берет книгу

Ведущий. Всё перепутано, ничего не понять. А вот на этой странице что-то есть. Шкашка «Телемок» . «Штоит в поле телемок-телемок, он не нижок не вышок – невышок» . Ничего не понимаю! Ребята, вы что-нибудь поняли? Кто знает эту сказку и поможет ее исправить ?

Инсценировка : «Теремок» на новый лад

Просыпается Кот.

Кот. Мне приснился интересный сон про Кикимору. Будто она пришла сюда, перепутала мне все в сказке. Но вы, ребята, не бойтесь. Ведь она приходит только во сне или в сказке. Давайте я вам лучше песню спою.

Поёт песню «Детский сад» , искажая звуки.

Кот. Ой, что это со мной!

Выбегает Кикимора

Кикимора. Хи-хи-хи, так тебе и надо (дразнит Кота)

Кот. Оказывается Кикимора есть на самом деле! Что же мне теперь делать?

Ведущий. Не переживай Кот. Ребята исправили все в твоей книге и тебе помогут. Давайте споем песню. Может Кикимора, послушав ее, станет добрее и исправится .

Встают полукругом. Песня «Детский сад»

Дети садятся на стулья

Кикимора. И совсем я не собираюсь исправляться . Но у вас тут весело, и я, пожалуй, останусь!

Кот. Исправляться ты не собираешься ? Значит, мне придется всю жизнь шепелявить?

Кикимора. Да! (Дразнит Кота)

Ведущий. Давайте сделаем так. Кот, мы обещали тебе помочь? Сейчас мы загадаем загадку. И если ты, Кикимора, не сможешь ее разгадать, тогда тебе придется вернуть Коту правильную речь и уйти в свою сказку.

Кикимора. Давайте, давайте! Я все загадки знаю. Все равно отгадаю.

Ведущий. Хорошо. Кикимора, ты должна будешь отгадать, кто художник картины. Ребята, слушайте внимательно. Я скажу фразу, а вы должны будете повторить ударный слог последнего слова и запомнить их по порядку.

Черный ворон на дубу, он играет во тру (БУ) .

От дождя блестит кора, вдалеке видна го (РА) .

Нелегко туда пройти, мост разрушен на пу (ТИ) .

В замке светится окно, а в горах уже тем (НО)

Превосходная картина! Кто художник? …

На каждый слог выбирается ребенок.

Кикимора не может отгадать загадку

Ведущий. Ребята, кто художник? БУ – РА – ТИ – НО.

Кикимора, ты не отгадала загадку, уходи в свою сказку.

Кикимора. Не уйду, не хочу.

Ведущий. Ты же обещала, должна держать свое слово.

Кикимора. Ладно, уйду, только пусть сначала эти дети (которых выбрали на слоги) расскажут мне, как они научились так красиво говорить.

1 ребёнок. На занятья к логопеду

Аж, вприпрыжку я бегу.

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу.

2 ребёнок. Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками

3 ребёнок. Не далеко и не близко,

Не высоко и не низко,

Жили-были звуки

В одной логонауке .

4 ребёнок. Поутру они вставали,

Сразу дружно повторяли.

Так весь день они трудились.

Говорить они учились.

5 ребёнок. Звук «С» улыбался,

С горочки катался.

Выдувай звук [с] скорей!

«С-с-с-с!»

6 ребёнок. Вот со звуком «С» слова :

Ястреб, ласточка, сова.

Сом, гусыня и оса.

Слон, собака и лиса.

7 ребёнок. А теперь сильней подуем,

Звук [ш] выдуем.

Труды даром не прошли,

Звуки мощные пошли.

8 ребёнок. Мы со звуком [ш] играли

И картинки подбирали :

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка.

9 ребёнок. [Л] - наигрался,

И за дело взялся.

Сделал быстренько седло,

И помчался на село.

10 ребёнок. Долго звук я [л] учил

И словечки заучил :

Лапа, лапы, лапочки,

Лампа, лампы, лампочки.

11 ребёнок. [Р] - решился поразмяться,

И в словах поупражняться!

Чашечку он смастерил –

Ничего не позабыл!

А потом как зарычал –

Язычок аж задрожал!

Кикимора уходит

Кот. Слава богу! Кикимора ушла, значит, я могу так же правильно и красиво произносить все звуки, как и вы. Мне так понравились ваши стихи. Я тоже хотел бы почитать вам свои стихи. Только немного подзабыл их. Вы будете мне помогать? (Да) .

Игра «Доскажи словечко» (за слово – детям дают фант)

Гладко, плавно лился стих.

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает,

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть –

Подскажи словечко.

Отлежал себе живот

Лежебока, рыжий … (кот)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица)

Ведущий. Кто получил фанты. Пусть ваши родители выйдут сюда на заключительный конкурс.

Игра с родителями «Расскажу я вам рассказ» .

Расскажу я вам рассказ

Полтора десятка раз.

Лишь скажу я слово «ТРИ» ,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри…

Рыбешек мелких увидали,

Да не одну, а целых… (пять) .

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команды : раз, два, … (марш) .

Однажды на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не брали,

Когда была возможность брать.

Ребёнок. Представление кончаем.

Всем здоровья мы желаем.

Чтоб с речью не было проблем,

Мы рады будем помочь всем.

Ведущий. Все молодцы! Наш праздник подошел к концу . Ваши язычки справились со всеми трудностями, преодолели все препятствия. Я присваиваю вам всем звания «Укротители непослушного язычка» и вручаю дипломы.

Кот. А я предлагаю всем на радостях пуститься в пляс.

Название:
Номинация:

Логопедический утренник «Родина моя – Россия»

В зал заходят 6 детей и читают стихи (на фоне карты России)

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Танец-вход детей под песню «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

«Что такое Родина?» —

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия.

Нет другой на свете

Родины такой!»

Что такое Родина,

Все ребята знают:

Это мир прекрасный,

Добрый и большой.

Самая любимая

Ты страна родная,

Нет другой на свете

Родины такой!

В сердце ты у каждого,

Родина- Россия!

Белые берёзы,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

(трое детей на заднем плане собирают слова «МАМА», «РОДИНА», «МОСКВА»)

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!

Ведущий: — Наша страна имеет свои государственные символы: герб и флаг, имеет свой главный город — столицу. Ребята, расскажите, что вы знаете об этом.

Ребёнок : У России величавой на Гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный!

Вед: Ребята, а что вы можете сказать о флаге нашего государства ?

1.Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

2.Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

3.В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

4.Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

Ребёнок :Столица России – Москва.

Москва — это красная площадь.
Москва — это башни Кремля.
Москва — это сердце России,
Которое любит тебя.

Почему мы любим все

Родину – Россию?

Потому что нет нигде

Родины красивей!

Потому что нет нигде

лучше наших пашен,

Лучше наших синих рек

и полянок наших.

Мы о Родине своей

Распеваем песни,

Потому что, нет нигде

Родины чудесней!

Песня-танец «Моя Россия» Музыка Г.Струве

Вед. А знаете ли вы, ребята, что без одной удивительной игрушки нашу страну – Россию никто в мире и не представляет Слушайте загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней, гляди, ещё вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разберёшь,

До маленькой тогда дойдёшь.

Внутри живёт — малютка, крошка.

И это милая -… Матрешка

Дети собирают картинки – матрёшки.

Ведущий: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля — Кузбасс. И где бы ты ни был, куда бы, ни ездил, всегда будешь помнить свой родной край.

В российской нашей необъятной шири
Есть край известный.
Край, где мы живем.
Зовут его «Жемчужиной Сибири»

А мы землей любимою зовем.
Кузбасс — земля особенного рода,
Ее не спутать ни с какой другой.
И днем и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землей.

Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш родимый край.
Кузнецкий край, на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай!

Ведущий: — Да, богата наша страна традициями, праздниками, великими
людьми, событиями. Вам ещё многое предстоит узнать о России.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну - наш общий дом!

Песня «Большой хоровод» слова Е. Жигалкина, музыка А. Хайт.

Дети прикрепляют сердечки вокруг карты России.

Название: Сценарий логопедического утренника «Родина моя – Россия»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, День России, Подготовительная группа

Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ №221 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово

Пояснительная записка

Тема мероприятия: логопедический утренник (итоговое мероприятие для детей - логопатов).

Тип мероприятия: обобщение и систематизация изученного материала.

Это заключительное мероприятие. Утренник является, с одной стороны, обобщением и систематизацией знаний, с другой - мероприятием практического применения умений и закрепления практических компетенций, полученных учащимися занятиях.

Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков во фразовой речи;
- закреплять умение различать понятия «звук» и «буква», «гласный звук» и «согласный звук»;
- способствовать развитию звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

2. Коррекционно-развивающие:

Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия;
- способствовать развитию мыслительной деятельности и ориентации в значениях слов;

3. Коррекционно-воспитательные:

Помогать преодолевать скованность в ситуации публичного выступления;
- побуждать к взаимопомощи.

Методы обучения:

  1. объяснительные;
  2. репродуктивно-поисковые;
  3. познавательный;
  4. сочетание словесных и наглядных методов, а также практических.

Формы работы: фронтальная.

Предварительная подготовка:

  1. подбор стихотворений, пословиц, речевого материала, музыкального оформления;
  2. подготовка презентации;
  3. разучивание стихотворений;
  4. разучивание ролей героев мероприятия.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; звуковое оформление; костюмы Буратино, Мальвины, Жука и Осы; сундук с 7 замками; азбука; шоколадные монетки; карточки слоговые; предметные картинки; цепочка; карточки со словами; карточка с зашифрованным словом «АЗБУКА».

Действующие лица: логопед, Буратино, Мальвина, Жук, Оса.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход мероприятия

Зал украшен цветами и воздушными шарами, буквами, раскрытая книга на стене. Угол оборудован: дерево, цветы, парта, стул, сверху буквы.
Дети входят в зал под веселую музыку, встают полукругом.

Слайд №1 «За семью замками»

Логопед: Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети садятся на стулья.

Логопед: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня у нас праздник сказочно красивой речи.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Раздаётся шум.

Логопед: Ребята, кажется, к нам кто-то идет.

Звучит «Буратино».
Входит Буратино под музыку.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я - весёлый Буратино!
С носом острым, с носом длинным!
Я слышал, что у вас сегодня праздник?

Логопед: У нас сегодня праздник правильной, красивой и грамотной речи. А ты как сюда попал?

Буратино: Надоело мне лениться
Можно с вами мне учиться?
Дети: Да!
Буратино: Ура!
Звучит «Танец кукол».

Слайд №2: Мальвина.

Под музыку входит Мальвина. Буратино прячется под дерево.

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Я - кукла Мальвина!
Потеряла я снова Буратино! Вы его не видели?
Дети: Видели! Показывают на него.
Буратино выходит и тащит сундук (сундук стоял в углу за деревом).

Мальвина: Ты зачем с уроков сбежал?
Сколько можно веселиться? Надо бы тебе учиться!

Буратино: Я пришёл неслучайно сюда.
Приключилась у меня беда.
Кот и лиса меня обхитрили
И в сундуке мои знания закрыли.

Логопед: Ребята, давайте поможем вернуть знания Буратино. Для этого нам надо задания решить и сундук волшебный открыть. Садись Буратино за парту и учись вместе с нами.

Слайд №3: Мальвина и Буратино учатся.

Буратино садится за парту. Мальвина подходит к парте.

Мальвина: Я сегодня рано встала, я портфель свой собирала.
У меня тут всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки!
Буратино: Я ведь тоже не зевал, всё скорей в портфель кидал…
Буратино достаёт из портфеля карточки.

КА РУЧ; РАДЬ ТЕТ; КА ДАШ РАН; КА НЕЙ ЛИ; ГА, КНИ; НАЛ ПЕ.

Слайд №4: слоги разбросанные.

Буратино: Что сложил я - не понятно.
Помогите мне, ребята!
Логопед: Ребята, нам надо поменять слоги местами и составить слова.
Буратино показывает карточку. Дети составляют слова, поднимают руку и отвечают.
Буратино: Спасибо, помогли!
Буратино: (радостно) Посмотрите, что у меня ещё есть!
Достаёт буквы.
Мальвина: Буратино, а что это у тебя?
Буратино: Это же звуки! Ой! Или буквы….хмм..или звуки? Что-то я запутался.

Слайд №5: звуки и буквы.

Логопед: Давайте ребята поможем разобраться, что такое звуки и буквы.
Дети выстраиваются лицом к гостям.


Логопед: Вот мы справились с заданием. Мальвина, попробуй открыть 1 замок.
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 1 замок.

Буратино: Ой, ойёой…что это у меня в портфеле такое? (вытаскивает длинную цепочку, путается в ней). Оо..какая она длинная эта цепочка!
Логопед: А наши ребята могут сделать цепочку, только цепочку из слов!

Слайд №6: цепочка, слова (МаК - КоТ - ТыквА…)

Буратино: Это как?
Логопед: Сейчас мы тебе покажем.
Логопед: Ребята, вам надо составить цепочку из названий картинок так, чтоб последний звук одного названия был начальным звуком следующего слова.
Логопед раздаёт детям предметные картинки. И вызывает первого ребёнка (начальное слово). Ребёнок чётко произносит название картинки, выделяя последний звук. Дети составляют цепочку.
Буратино: А я и не знал, что бывают и такие цепочки!
Логопед собирает карточки и рассаживает детей на места.
Логопед: Вот мы и справились с этим заданием. Мальвина, попробуй открыть 2 замок.
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 2 замок.

Буратино весело запевает песенку: «Тили-тили, трали-вали..»
Мальвина: Смотрю настроение у тебя поднимается, песенки запел.
Буратино: Дааа, прям чувствую, как умнею и от этого так мне радостно становится… Настроение такое… такое певучее!
Логопед: Ребята, давайте споём Буратино озорные логопедические частушки!

Слайд №7: Буратино и Мальвина, нотки.

Дети становятся лицом к гостям, исполняют частушки. Буратино в проигрышах танцует.



Логопед: Тебе понравилось, как ребята спели? Значит мы справились с заданием. Мальвина, снимай 3 замок!
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 3 замок.

Буратино весело подпрыгивает.
Мальвина: Успокойся, Буратино. Делу время - потехе час!

Слайд №8: пословица

Буратино: А что это значит?
Логопед: Ребята, кто может объяснить эту пословицу?
Ребёнок отвечает с места, подняв руку.
Логопед: Верно. А теперь надо закончить пословицы.
Слайд (высвечивается пословица и 3 варианта ответа).
- ученье свет - неученье….(мрак, затемнение, тьма) (слайд № 9)

Красна птица пером, а человек …(руками, рубахой, умом) (слайд № 10)

Грамоте учиться - …(всегда пригодится, никогда не нужно, пустая забава) (слайд № 11)
- книга лучший ….(враг, друг, хозяин) (слайд № 12)
- человек уму учится …(целый урок, всю жизнь, всего час) (слайд 13)

Мальвина: Буратино, а ты понял о чём эти пословицы?
Буратино: Да, про учёбу!
Логопед: Молодец! Мальвина, снимай ещё замок!
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 4 замок.

Физминутка.

Логопед: Сейчас немного отдохнём и потанцуем с нашими героями.
Музыка «Буратино». Герои показывают движения, дети их выполняют.

Логопед: А теперь я предлагаю поиграть, слово нужное сказать.
Я говорю начало фразы, а вы в рифму вместе договариваете слово. (слайд №14)

Ра-ра-ра - дом собаки …(конура)
Ру-ру-ру - скачет с сумкой …(кенгуру)
Ла-ла-ла - есть у птицы два…(крыла)
Лу-лу-лу - кто наказан, тот в …(углу)
Щи-щи-щи - в дождь наденем мы …(плащи)
Ша-ша-ша - с ложки свесилась …(лапша)
Жа-жа-жа - есть иголки у …(ежа)
Ча-ча-ча - на столе горит …(свеча)
Чу-чу-чу - футболист бьёт по …(мячу)
Рю -рю-рю - я отлично…(говорю).

Логопед: Какие ребята молодцы. А теперь задание сложнее.
Не давали буквам дела,
Им безделье надоело.
Надоело им скучать
И пошли озорничать.
Надо букву поменять, слово новое сказать. Подчёркнутую согласную поменять на другую букву.
Буратино пытается придумать первое слово, но неправильно отвечает.
Буратино: Коза - роса

Логопед: Неправильно ответил. Ребята давайте поможем.

Слайд № 15: слова, с подчеркнутой буквой.

Дети поднимают руку и отвечают с места.

Коз а - коса, кора
Б очка -почка, точка, ночка
Мис ка - мишка
Р ожки - ложки, ножки
Ик ра - игра
Р ак - мак, бак

Логопед: Какие все молодцы. Теперь можно снять 5 замок.
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 5 замок.

Буратино: Мы всё ближе приближаемся к моим знаниям и скоро я стану умненький-преумненький.
Мальвина: Как ты себя любишь и ласково себя называешь.
Буратино: Да! Я такой…такой… Ребята, ребяточки, а назовите какой я, только ласково-преласково.
Логопед: Выходите ребята в кружок и мы с вами поиграем.
Дети выходят, образуют круг. Логопед в центре передаёт игрушку Буратино в руки. Ребенок возвращает игрушку, называя слово ласково. Слайд № 16 .

Красивый - красивенький
Милый - миленький
Хороший - хорошенький
Умный - умненький
Славный - славненький
Добрый - добренький
Весёлый - весёленький
Хитрый - хитренький
Задорный - задорненький
Румяный - румяненький

Буратино: Как много вы про меня слов хороших сказали, я их всех запомню.
Логопед: Тогда снимаем 6 замок.
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 6 замок.

Буратино: Что-то умным быть тяжело, отдохнуть хочется. Показали бы мне спектакль!
Мальвина: Ишь какой, спектакль ему покажите. Только бы не учиться!
Логопед: Ну что ребята, покажем Буратино сценку «Жук и оса».
Музыка полета жука и осы. Дети вбегают, летают и встречаются. Слайд № 17.

«Жук и оса»

Л: Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.

Ж: -Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.

О: -Увазаемый прохозый,
Ну на сто з это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.-

Л: И красавица оса
Улетела в небеса.

Ж: -Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка.

Л: Жук с досады кренделями
По поляне носится:

Ж: -Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком!
Жук улетает.

Мальвина: Буратино, почему жук и оса не поняли друг друга?
Буратино: Я знаю! Потому что у осы есть полоски, а у жука нет.
Мальвина: Неправильно.
Буратино: Тогда потому что они летают некрасиво!
Мальвина: Снова неверно.
Логопед: А вы, ребята, знаете, почему они не поняли друг друга?
Дети: Да. Они не умели выговаривать правильно звуки.
Логопед: Давайте покажем, как мы научились их выговаривать.

Дети выходят, выстраиваются в ряд и читают чистоговорки, скороговорки.

Буратино: Какие вы молодцы! Очень красиво говорите.
Логопед: Пора снять последний замок.
Раздаётся звук неудачи. Мальвина пытается снять 7 замок. Замок не открывается.
Мальвина: Я знаю, чтоб открыть последний замок ты, Буратино, должен выполнить важное задание: разгадать код и замок откроется.
Мальвина показывает карточку с зашифрованным словом. Надо расставить буквы по порядку. Получится слово «АЗБУКА».
Логопед: А ведь он правильно составил слово. Попробуй Мальвина открыть замок ещё раз.
Раздаётся звук волшебства. Мальвина снимает 7 замок.
Из сундука Буратино достаёт огромную Азбуку. Слайд № 18.
Буратино: Спасибо вам огромное, что помогли мне открыть сундук! Я ни за что не променяю азбуку и обязательно буду её читать. И стану самым умным! А за помощь мне я дам вам по золотой монете.
Буратино угощает детей шоколадными монетками.
Буратино и Мальвина: До свидания ребята.
Логопед: Мы обязательно с вами ещё встретимся. А Буратино расскажет, что узнал нового и интересного.
Буратино и Мальвина уходят.
Логопед: На этом наш праздник заканчивается. Вы сегодня показали свои знания и умения. Вы молодцы.
Дети уходят, прощаясь с гостями.

Сценарий логопедического утренника по книге А. Усачева «Малуся и Рогопед»


Автор: Склюева Марина Владимировна, логопед МБДОУ Детский сад №17 "Ручеек" г. Березовский Кемеровская обл.

Описание работы:

Автоматизация звуков в условиях логопункта дошкольного учреждения остается проблемной темой, так как контроль за произношением поставленных звуков сужен по сравнению логопедической группой, его осуществляет сам логопед и родители, если они заинтересованы в результате. Представленный утренник проводится в тот момент, когда многие дети уже правильно произносят звуки в словах, предложениях, но еще нет полной автоматизации. Именно в этот момент логопеду необходимо найти эмоциональный стимул для развития самоконтроля за правильным произношением. Как ничто лучше для этой цели может послужить сказка Андрея Усачева. Утренник составлен по сюжету книги Андрея Усачева «Малуся и Рогопед» и направлен на повышение мотивации детей при закреплении правильного произношения. Так как на мероприятии присутствует не очень много детей, то все оказываются вовлеченными в выполнение заданий, логоритмического упражнения, чтение стихов.
Предварительная работа:
Для проведения утренника необходимо, чтобы дети были знакомы со сказкой. Сказку детям читают как воспитатели, так и родители дома. Логопед на занятиях обсуждает истории из книги, разыгрывает отдельные сценки, анализирует примеры звуковых ошибок героев. Логоритмическое упражнение разучивается заранее в ходе логоритмических занятий.повышение мотивации к усвоению правильного произношения, развитие самоконтроля за правильным произношением через воздействие художественного произведения.

закрепить правильное произношение поставленных звуков в условиях массового мероприятия;
повысить личную заинтересованность детей в правильном произношении звуков;
развивать фонематический слух на примерах слов и выражений из книги А. Усачева.

Оборудование:

мягкая игрушка корова, изображение короля с колонной на голове, картонные круги, корзинка, карточки со словами, карточки со буквами С и Ш, 2 обруча, бумажные рыбки с картинками, медальки «Я подружился со звуком …»

Интеграция образовательных областей:

Социализация – включение детей в совместную игровую деятельность;
Коммуникация – овладение различными способами общения со сверстниками и взрослыми;
Познание – развитие познавательных интересов активными методами.

Ход утренника:

I. Под приятную музыку в зал входит Фея Логопед (девочка подготовительной группы, закончившая курс логокоррекции, с правильным произношением).
Фея: Дорогие ребята! Я Фея Логопед из книжки Андрея Усачева «Малуся и Рогопед». Вы знаете, зачем нужны логопеды? (Ответы детей). Дети нашего садика сочинили про меня песню. Давайте послушаем!
Звучит песня (переделанная песня «Наш сад»):
У нас в саду живут козявки,
А также всякие малявки.
Им логопед речь развивает,
А если надо – развивает.
П-в:
К логопеду я спешу,
С логопедом я дружу,
И все звуки четко говорю.
Нас избавила от бед
Наша Фея Логопед,
Это чудо и я вас люблю!

Фея: Ребята, вы уже умеете произносить звуки правильно? (Дети могут сказать о своих поставленных звуках: Я умею правильно произносить звук С. Я научился выговаривать звуки Л и Р и т. д.) Попробуйте прочитать стихи и дружбе со звуками.
1-ый ребенок:
Со всеми звуками дружу,
Четко их произношу!
2-ый ребенок:
Язык красиво говорит:
Свистит, шипит, звенит, рычит!
3-ый ребенок:
Разборчиво, внятно всегда говорю,
Все сложные звуки я покорю!
4-ый ребенок:
Со звуком Р теперь дружу
И с языка не отпущу!
Фея: Вы молодцы, говорите правильно, внятно, четко!
II. Вдруг раздается страшная музыка. В зал входит Рогопед, похожий на Кощея Бессмертного (роль исполняет взрослый).
Рогопед: Кто это здесь правильно выговаривает все звуки? Да я вас сейчас заколдую, ваши звуки украду! А для начала я украду вашу Фею Логопеда. Посмотрим, как вы заговорите!
Под такую же музыку уводит Фею Логопеда.
В зал сразу же входит логопед (работающий в данном детском саду).
Логопед: Ой, ребята, я не успела помочь Фее логопеду! Что же теперь будет! Неужели наши ребята никогда не научаться правильно разговаривать? Я, кажется, знаю, кто нам поможет! Надо позвать Малусю из книжки Андрея Усачева «Малуся и Рогопед» (показывает книгу). Вы помните эту героиню? Давайте ее позовем. Но надо правильно произнести ее имя. Как оно звучит? (Маруся).
Дети зовут, стараясь правильно выговорить звук Р.
III. Под музыку входит Маруся.
Маруся: Что у вас случилось? (дети рассказывают, что Рогопед похитил Фею Логопеда).
Маруся: Я вам помогу. Ведь однажды я с друзьями уже справилась со злым Рогопедом. Но вам, ребята, нужно мне помочь. Поможете спасти Фею? (Дети соглашаются)
Логопед: Нужно развеять злые чары, для этого отправляемся в волшебную страну. Вставайте со мной в круг и выполняйте волшебные движения, четко проговаривая слова (логоритмическое упражнение, выполняют движения по тексту, текст проговаривается хором):
На одной ноге стоим.
Удержаться мы хотим.
Только незачем стоять,
Надо нам вперед шагать.
Не ленитесь, не стесняйтесь,
В сказку дружно продвигайтесь.
Друг за другом становись,
Вокруг себя покружись.
1,2,3,4,6 –
В сказке много чудес есть.

IV. Логопед показывает игрушку корову.
Логопед: Вы узнаете колову Розалию? Как она превратилась в корову? (Ответы детей). А злой волшебник Рогопед успел заколдовать еще нескольких зверей. Давайте их расколдуем.
На доске прикреплены контуры животных. Логопед называет животное, дети отгадывают, какой звук изменён. Логопед переворачивает картинку, если задание выполнено правильно.
Названия животных, которые необходимо исправить: волобей (воробей), ворк (волк), крыша (крыса), зыраф (жираф), лиша (лиса), коска (кошка), срон (слон).
V. Логопед: Ребята, посмотрите, нам на встречу идет царь с колонной на голове. Как ему освободится от золотой колонны? (Ему надо рассказать 33 скороговорки). А давайте подскажем ему несколько скороговорок!
Дети рассказывают скороговорки (с теми звуками, которые закрепляются у них в речи):
Сидит корова на колу,
Глядит корова на кору!
В овраге волки говорят скороговорки!
Тем, кто не боится бурь,
Не страшен никакой буль-буль!
Чурбан надел тюрбан.
Змея ползет змеясь.
Мама мыла раму.
(Скороговорки из книги А. Усачева)
Дети могут по желанию рассказать и другие скороговорки.
Логопед: Молодцы, посмотрите, как обрадовался царь! Теперь он знает много новых скороговорок и на голове у него обязательно появится золотая ….(дети договаривают: корона)
VI. Логопед: Ребята, мне сказали жители этой страны Зазаборье, что Кыс Кашманный испортил и утащил несколько хороших слов. Надо догнать Кыса Кашманного и отобрать у него слова!
Эстафета:
Дети по очереди бегут по «следам» Кыса Кашманного (круги на ковре, при это четко проговаривают слоги со своим поставленным звуком).
Логопед достает корзинку, показывает ее детям и говорит:
Ребята, Кыс Кашманный услышал нас и бросил корзинку со словами. Но мне кажется, что слова испорчены. Может быть, мы попробуем их починить?
Логопед достает написанные слова, прикрепляет их к доске, дети читают их и «ремонтируют», те находят, какой звук пропущен в слове, вписывают букву, произносят слово правильно:
К…ошка (крошка)
Бука…ка (букашка)
Капу..та (капуста)
Ба…мак (башмак)
Бе…ка (белка)
VII. Логопед: А теперь поиграем в игру «Кто быстрее», которую придумал смелый шмель Полосатый Шмельчак.
Игра: Дети под музыку идут по кругу, музыка замолкает, дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Логопед останавливается снаружи круга между двумя детьми, говорит слово, например, «машина», все кричат: «Раз, два, три, беги!». Эти двое бегут по внутреннему кругу, кто первый прибежит, должен взять у логопеда табличку с буквой С или Ш – какая слышалась в слове, произнесенном логопедом. Дети оценивают правильность выполнения задания. Следующее слово – уже со звуком Р (или Л).
Дети садятся на стульчики.
VIII. Раздается мелодия «Эх, яблочко». Входит Моряк. (В данной сценке участвует ребенок с уже хорошо автоматизированным звуком Р и ненарушенными фонематическими процессами. Сценка репетируется заранее.)
Маруся: Здравствуй, Моряк!
Моряк: Здластвуйте!
Логопед: Ой, Моряк. Как-то ты неправильно здороваешься.
Моряк: Извините, я иногда забываю, как надо правильно говорить звук Р. Давайте еще раз поздороваемся! Здравствуйте!
Дети: Здравствуй!
Моряк: Меня зовут Моляк Люлик.
Логопед: Как тебя зовут? Ты, наверное, опять забыл про звук Р?
Моряк: Помогите мне сказать свое имя.
Дети: Моряк Рюрик.
Моряк: Спасибо вам, ребята! Давайте с вами поиграем. Я предлагаю вам плыть по селедке.
Логопед: Может быть, по середке?
Моряк: Нет, именно по селедке. Это игра такая.
Логопед объясняет правила игры. Ребенок в лодке (в обруче) вылавливает три рыбы (рыбы лежат возле обруча). На каждой рыбе нарисована картинка со звуком Р или С, или Ш, или Л. Надо разложить рыбу в три ведра в зависимости от положения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Лучше на игру вызвать детей, имеющих нарушения произношения именно данных звуков. Так как логопед хорошо знает нарушения своих детей, то сориентироваться не составит труда.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились с со всеми трудностями пути. И вот мы добрались до логова Рогопеда.
IX. Раздается страшная музыка. Входит Рогопед.
Рогопед: Ну что, вы все-таки добрались до моего царства?
Маруся: Мы тебя не боимся, мы не растеряли своих звуков, правда, ребята?
Выходит ребенок и читает стихотворение:
Главное наше оружье – язык.
С ним не сравнятся ни пуля, ни штык.
Острое слово острей, чем рога.
Сильное слово сильнее врага.
Верное слово, меткое слово
Ранить противника может любого.
Острая шутка, словно кинжал,
Недруга сразу сразит наповал.
Твердость и сила наших речей
Обезоружит любых силачей:
Меч притупится, дрогнет рука…
Но верное слово слетит с языка!

Рогопед: Посмотрим, как вы подберете верное слово-отгадку к моей загадке!
Плохо дети говорят – я рад.
Лишь она избавит всех детей от бед –
Это Фея ….(Логопед).
Дети отгадывают, звучит музыка, Рогопед с недовольным лицом уходит, появляется Фея Логопед:
- Спасибо, ребята, что помогли мне вернуться. Вы крепко дружите со своими звуками, поэтому и смогли победить злого волшебника. За это я награждаю вас медальками «Я подружился со звуком…».
Дети стоят возле стульчиков, каждый называет звук, который научился произносить на логопедических занятиях, Фея вручает ему медаль, все хлопают ребенку.

Нуриева Айгуль Радиковна,

МДОУ «Детский сад «Морозко»

п.Приозёрный Надымского района»

стаж работы 14 лет.

Программное содержание. Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков, понятие о родственных словах. Упражнять в звуковом анализе слов, в составлении слов из букв, в чтении. Развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха, ритмический слух, умение управлять своими движениями (уменьшать силу мускульного напряжения, ритмично двигаться под музыку); интонационную выразительность речи.

Материал и оборудование . Шапочки (оса, жук, сорока, волк), две короны, веер, свечи, карточки с буквами (д, ы, о, а, м), карточка со словами на звук «С», доска, картинки (слон, волк, тигр, рыба); две карточки со словами (корона, стража); ножницы, 4 куба, «Волшебная палочка», «Цветик-семицветик», 7 конвертов, карточки с вопросами, портреты «телезрителей» (Волк, Карлсон, крокодил Гена, Красная шапочка, Русалка, Лесовичок, Чебурашка); табло с эмблемами команд; короб, «домовята».

Ход праздника .

Логопед. Мальчики и девочки, все гости и родители! Веселую историю услышать не хотите ли? Итак, слушайте. Жила-была девочка Лара. Она не умела правильно произносить звук «р» и очень расстраивалась из-за этого. Но однажды мама привела Лару в детский сад, в котором детей учили правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой странной истории.

Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук. Ах, какая модница! Пож-жвольте пож-жнакомиться.

Оса. Увазз-заемый прохозз-зый! Ну на сто з-з-з это похоже! Вы не предствляете, как вы сепелявите!

Логопед . И красавица оса улетела в небеса.

Жук. Штранная гражданка, наверно иноштранка.

Логопед. В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей. В слове «иностранка» заблудился звук «ш»; в слове «прохожий» заблудился звук «з» и т.д.) Верно. Такая история с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились четко произносить звуки. И Лара научилась произносить звук «р». Однажды ночью ей приснился необычный сон: она принцесса, живет с родителями во дворце и приглашает всех нас к себе в гости. Король, королева и принцесса (дети) садятся лицом к гостям.

Логопед . Во дворце постоянно происходили разные чудеса. А так, как они все случаются ночью, давайте погасим свечи. Держим свечу в руке перед собой, вдыхаем через нос и медленно, постепенно выдыхаем через рот, дуем на свечу (3 раза). Погасили все свечи? Повторяйте за мной:

Оч-оч-оч – наступает ночь.

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Принцесса. Хочу чудес! Хочу чудес!

Логопед . Будут тебе чудеса, принцесса!

Дети вешают на шею большие карточки с буквами.

Логопед . Что это?

Дети. Буквы!

Логопед.

Буквы, буквы…

Дай им волю,

Нашалятся буквы вволю.

Буквы «резвятся», затем решают составить слово.

Королева. Составьте слово «дым». Прочтите его. А теперь слово «дым» превратите его в «дом». Как вы это сделали, объясните!

Ребенок. Я стал на место буквы «ы».

Королева. Хорошо. Как слово «дом» превратить в слово «дам»? Прочтите слово! Что ты сделал? (Ответ ребенка.) Молодец! Умеете превращать одно слово в другое.

Король. Назовите слова, родственные слову «дом». К кому моя корона попадет, тот и слово назовет. (Дети называют слова: домик, домосед, домашний, домочадцы, домовитый, домище, домовой, домовенок.) Вы заслуживаете похвалы!

Принцесса плачет!

Король и королева . Успокойся, доченька! Чего ты хочешь?

Принцесса. Ничего я не хочу!

Королева. Поиграй с детьми, Принцесса! Слово делится на части – слоги. Я буду называть слово со звуком «с» из одного и двух слогов, а вы должны повторять за мной только слова из двух слогов. (Берет карточки с «напечатанными» словами, читает их; сани, соки, суп, Соня, сыр, сутки, сын, сумка, сад, сто, сор, слоги, слон.) Молодцы!

Логопед. По вечерам во дворце конкурсы «чтецов».

Дети читают заранее выученные стихи – по выбору логопеда.

Логопед. Во дворце живут не только люди, но и животные. С вами хочет поиграть зайка (берет меховую игрушку) в игру «Кого увидел зайка?» Назовите все звуки по порядку в словах-названиях картинок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка увидал?

Ребенок вместе с Зайкой подходит к повернутым обратной стороной картинкам, выбирает одну из них, поворачивает, называет картинку и делает звуковой анализ слова. Например, слон (с, л, о, н) так играет 4-5 детей.

Логопед. Молодец! В названиях картинок все звуки назвали правильно!

Принцесса. (снова плачет)

Король. Не плачь! Домовенок живет далеко от сюда, у Бабы-Яги. Настанет утро и я пошлю гонцов к ней.

Логопед. Поиграем в игру со взрослыми «Кто быстрее составит слово из букв?» Приготовьте кубы. У меня для каждой команды на карточке напечатано слово «разрежу» его на буквы. (Разрезает ножницами) Рассыпались буквы, их надо собрать и полученное слово прочитать. Поделимся на команды: команда детей и команда взрослых (родители). Начали составлять слово! Звучит мелодия песни «Волшебник-недоучка». Пока участники игры составляют слово, остальные дети танцуют.

Логопед. Команда взрослых уже составила слово, прочтите его! (корона) Проверим команду детей, у них тоже составлено слово. Прочитайте его. (стража) Похлопаем всем участникам игры!

Принцесса. Приведите домовенка немедленно, а не то я прикажу отрубить всем головы!

Король. Принцесса, твое поведение возмутительно! Я хотел утром послать за домовенком, но теперь не сделаю этого.

Логопед. Вдруг нам поможет добрая Фея сна? Звучит «Прелюдия К.Дебюсси». Дети исполняют этюд на расслабление мышц «Фея сна» (см.: Евсюкова. Психогимнастика. М. …Просвещение, 1990).

Фея сна. Добрый вечер! Постараюсь помочь вам. Фея обходит всех, касаясь плеча каждого «волшебной палочкой». Дети засыпают: наклоняют голову и закрывают глаза. Фея смотрит на спящих, улыбается и уходит.

Логопед. Что же делать? Фея ушла. Надо разбудить всех. Но спящие проснуться лишь в том случае, если родители по цепочке произнесут скороговорку.

Королева кавалеру подарила каравеллу,

Королева с кавалером укатила в каравелле.

Родители проговаривают скороговорку, дети просыпаются.

Логопед. Спасибо, взрослые! Помогли разбудить детей и принцесса повеселела.

Принцесса. Мамочка и папочка! Простите меня! Я буду вести себя достойно.

Король. Мы с мамой очень рады, что ты снова стала доброй девочкой. Утром пошлю гонцов к Бабе-Яге.

Принцесса. Спасибо, папочка!

Логопед. Пока вы спали, пришла почта. Телезрители предлагают поиграть в игру «Знатоки против телезрителей». Они прислали нам свои вопросы и фото в конвертах. Лепесток цветка сорви, номер конверта назови. А потом уж не зевай: вопрос телезрителя прочитай. Вот цветик-семицветик. Сорви, Дима, лепесток. Какая цифра на нем? (Четыре.) Ищи конверт с цифрой «четыре». Достань портрет. Кто это? (Лесовичок) С вами соревнуется лесовичок. Прочитай громко и внятно вопрос.

Ребенок. Какое животное сушит грибы на деревьях?

Логопед. (Белка) Правильно! Поставим табло против эмблемы знатоков одну фишку. Счет 1: 0 в пользу знатоков. (Вопросы задают Чебурашка, Карлсон, Кр.Шапочка и т.д.)

Вопросы: Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? Где уши у кузнечика? Какие рыбы самые красивые? Какую ноту кладут в суп?

Логопед. Счет 5: 0 в пользу знатоков. Король послал гонцов к Бабе-Яге. Посмотрим, что происходит в ее избушке?

В углу сказочный домик. Баба-Яга укладывает Домовенка спать.

Баба-Яга. Ах, ты мой маленький, ты мой славненький! Ты поспи, а я пойду в лес за малиной для киселя.

Гонцы. (Стучат) Выходи Домовенок! Мы пришли по приказу Короля. Король просит тебя быстрее явиться во дворец.

Домовенок. Что ж, надо идти. Жаль, с бабушкой не попрощался. Она такая добрая. (Уходит с гонцами, появляется во дворце.)

Принцесса. (Бежит к Домовенку) Привет, Домовенок, я рада тебя видеть!

Домовенок . А ты принцесса? Хочешь расскажу стихотворение я тебе?

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Принцесса . Какой ты славный и веселый! Ты будешь жить со мной во дворце, и мне никогда не захочется плакать. Потанцуй со мной.

Домовенок и принцесса. Танцуйте вместе с нами (дети танцуют).

Логопед. Наш праздник подходит к концу, но что-то он заканчивается грустно. Бедная Баба-Яга скучает без Домовенка.

Домовенок. Придумал! Стоит мне только произнести волшебные слова, как в этом чудесном коробе появятся много моих братьев домовят… Крибле, крабле, бумс! (Открывает короб, показывает игрушечных домовят) Посмотрите сколько их! Хватит не только бабушке, но и гостям.

Королева. Гонцы, отнесите одного домовенка Бабе-Яге, а остальных подарим гостям. (Дарят гостям)

Логопед. Сон Лары закончился. Был он настоящим праздником. Дети выступали хорошо! Всегда говорите так же четко и свободно, как сегодня. Добрых вам снов!

Литература:

  1. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  3. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  4. В.П. Лапаковская, Н.П. Володькова Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  6. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2010.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Интернет-ресурсы

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?