Планирование нравственного воспитания. Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию методическая разработка на тему

  • 08.03.2020

Пояснительная записка

Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема

Формы обучения

Задачи

Дата

«Старание и терпение»

Экскурсия в школу.

Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

сентябрь

«Мудрые люди»

Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

Фольклорный праздник «Покров».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

«Верность земле русской»

Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры». «Богатыри земли Русской».

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

«Светлый образ»

Беседа « Моя мама - лучше всех».

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

«Семейные традиции»

Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье».

Семейные работы «Род и родословная».

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

«Рождественское чудо»

Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества».

Показ вертепного театра «Рождество Христово».

Аппликация «Рождественская открытка»

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом.

«Мастера и рукодельницы»

Беседа «Россия - страна мастеров».

Выставка «Золотые руки мастеров».

«Эти мудрые русские сказки».

Развлечение «Масленица»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

«Книга - праздник души»

Беседа: "А у книжки именины!"

Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам».

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

«Добрый мир»

Праздник «Благовещение»

Занятие «Земля - наш общий дом».

Беседа «Жалобная книга».

Экскурсия в лес.

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

«День Победы»

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Беседа « Дети военных лет».

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«До свидания детский сад! Здравствуй школа!»

Праздничное мероприятие

«Выпускной бал»

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.

Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.

Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.

Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Шарикова Е.Н.старший воспитатель МДОУ д/с №22 г.Ржева

Семья. Моя родословная.

Цикл бесед-диалогов: «Я не гость в своей семье»
Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»
Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?
Можно ли жить без имени, без фамилии?
Без чего можно жить? Если мама заболела?»
Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.
Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»
Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?
Кошка – член нашей семьи.
Письмо бабушке. Профессии моих родителей».
Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:
«Кто на кого похож?
Рассказы по фотографиям о своей семье, родственниках»
Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова «Папа дома», «Стирка»
Э.Мошковская «Трудный путь»
Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»
«Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»
Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,
Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи
Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!
Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»
Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»
Речевые игры: «Знаете ли вы?»
Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,
«Лицо города – улицы. площади, памятники»
разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?
Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»
Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»
Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,
репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»
Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим улицам,памятным местам,к храму,
К реке Волга.
Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,
Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»
Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»
Народные игры:
Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.
Погода в разные времена года»
Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»
Художественная литература: Народный фольклор.
Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.
Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»
«Старица», «Травянистые растения»
Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»
Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»
Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл рассказов и загадок «Разноцветная земля»
Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,
«Ищем сокровища»
Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком городе, какой стране ты живёшь?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Чем отличается глобус от карты? Кому нужна карта?
Для чего нужен компас?
Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса? Какие предметы нужны
Четыре географических направления. Знаки на карте и глобусе.
Растения и животные севера и юга.
Экспериментирование: День и ночь.Времена года.
Составление описательных рассказов о климатических зонах Земли.
/Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/
Маршруты путешествия по воде и суше
Художественная литература:Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые
путешествия ио ткрытия»
Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»
политической,физической карт мира, карты полушарий,
карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,
рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./
Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,
«Найди ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»
Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,
своей комнаты.
Рисование «Животные юга», «Морские животные»

Как всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»
Народные игры: подвижные, хороводные. Словесные.
Строительные игры: «Терема» «Храмы» «Крепости»
Дидактические игры: «Раньше и теперь»
/по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»
Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»
Рассматривание: Русский национальный костюм;
Коллекция народных игрушек;
Репродукции картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам
Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?
Чем отличается старинная вещь от старой?
Как встречали гостей в старину?
Общение:Чем можно написать письмо?
Какие русские народные сказки, песенки ты знаешь?
Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из
древности?(квас, каша и т.д)
Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»
Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна – Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»
М.Пришвин «Охранять Родину»
Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.
Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.
Богатство русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.
Разбор ситуаций: Как пригласить в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда
русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.
Какие русские игры, танцы ты знаешь?
Творческие игры «Строим город», «Путешествие по России»
Дидактические игры: «Найди и назови герб», «Найди и назови флаг»,
«Кто где живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д
Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»
Экологических плакатов «Берегите природу»
Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»
Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)
Общение. «Люди,прославившиеРоссию» (учёные, полководцы, художники, изобретатели, врачи, композиторы, писатели, путешественники и т.д)
Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и
Писателей
РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,
изделий народных умельцев
Прослушивание произведений русских композиторов
Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»
Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)
Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку
Литературные викторины. Конкурс стихов русских поэтов.
Выставка портретов известных людей.
Лепка «Дымковские (филимоновские) игрушки»
Рисование «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..
Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.
Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах,татарах,чукчах/
Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./
Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?
Сравни блюда национальной кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/
Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»
Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»
Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен, игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм национальным узором»,
«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,
Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»
Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».
«Конкурс красоты», «Мы – туристы».
Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных
стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.
Как хорошо, если мир на земле!»
Ситуации:Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?
Игры народов мира.
Строительные игры:»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»
Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.
Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны
Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»
«Кто вкакой стране живёт? «Узнай страну по описанию»,
«Найди пять отличий»

Юлия Юмина
Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

СЕНТЯБРЬ

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу»

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. НОД «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. НОД «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. НОД «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. НОД «Умелые руки не знают скуки»

3. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

4. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

5. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

6. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. НОД «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

4. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

5. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

6. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Презентация видеофильма, посвященного 70–летию победы русского народа над фашизмом

6. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

Публикации по теме:

Работа с родителями дошкольников по духовно-нравственному воспитанию личности «Работа с родителями дошкольников по духовно- нравственному воспитанию личности» Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «На Масленой неделе. Хохломская роспись посуды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе «На масленой.

Цели: формировать любовь к родному поселку и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить детей с историей названия поселка,.

НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Мы не знаем, как мы сможем, Мэри Поппинс мы поможем!» Цель: формирование эмоционального и морально нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетическое.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Пасха - праздник Светлого Христова Воскресенья» «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» Подготовила и провела воспитатель старшей группы Мандрыкина Н. И. Цель: знакомство детей.

Пасхальный концерт «Палитра добра» для старших дошкольников из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию «Палитра добра» Звучит музыка. Ведущий читает стихи Весна пришла. Взгляни скорей в оконце; Как ясны и глубоки небеса. Как ожили и нивы.

Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу».

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. Беседа «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. Беседа «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. Занятие «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

3. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

4. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

5. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

4. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

5. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

2. День памяти «9 мая – День Победы» (возложение цветов к памятнику)

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

В педагогике существуют разные формы работы с детьми дошкольного возраста. Современный педагог находится всегда в поиске инновационных форм, методов и способов работы с детьми и их родителями, направленной на создание единого пространства . Традиционной в своей работе, я выделила такую форму, как Тематические недели.

Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Мною представлен один из планов такой недели, посвященной очень актуальной теме – нравственному воспитанию дошкольников. Материал будет полезен для воспитателей и педагогов ДОУ. Ориентирован на группу детей 5-6 лет (старшая группа). Так же прилагается открытое итоговое занятие по теме недели «По дороге доброты».

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Что такое доброта?»

Цель: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;


развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков;

воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

    Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Формировать доброжелательные дружеские между детьми; положительное отношение ко всем людям. Воспитывать умение оценивать поступки окружающих. Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знание правил вежливого общения. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Предварительная работа:

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках недели добра.

5. Разработка НОД, определение тематики бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается »..

9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

10. В течении недели чтение произведении: В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Осеева « Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок друга искал», С. Маршак «Друзья товарищи», Г. Остер «Вредные советы».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».. Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей). Участие в выставке творческих работ «Моя счастливая семья». Изготовление кормушек для птиц.

План мероприятий тематической недели «Что такое доброта»

Понедельник «День добра»

I пол. дня

    беседа «Что такое добро?» игры « Добрые и вежливые слова» , «Добро и зло» НОД Развитие речи «Ранняя весна» – игровое упражнение «Доброе утро»

II пол. дня:

    НОД Аппликация «Улыбка» оформление книжной выставки

Вторник «День улыбок»

I пол. дня

    акция « Подари улыбку» (с рецептом счастья) чтение худ. литературы НОД ФКЦМ «Масленица» - Заучивание стихотворения «Пусть Масленица дарит добро»

II пол. Дня

    выставка рисунков «Я радуюсь солнцу» беседа о добрых поступках и делах

Среда «День добрых дел»

I пол. дня

    сотвори добро «Накорми птиц» изготовление кормушек НОД Ознакомление с «Сивка Бурка» - Д/ игра «добрый, злой герой»

II пол. дня

    ремонт книг НОД Лепка «Девочка пляшет» - игра «Сделай комплимент»

Четверг «Волшебные ручки»

I пол. дня

    изготовление птиц в стиле оригами

II пол. дня

    изготовление «Дерево добра»

Пятница «День семьи»

I пол. дня

    праздник «Что такое добро» выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

II пол. дня

    НОД Рисование «Дети делают зарядку» - игровое упражнение «Эмоции»

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе по итогам тематической неделе «По дороге доброты»

Цель: формирование эмоционального отношения к действительности, как к основе развития нравственных чувств.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

Развитие умения распознавать, понимать, обозначать словами эмоциональное состояние другого;

Воспитывать стремление радоваться хорошим поступкам;

Развитие способности понимать невербальные средства общения;

Формирование речевой культуры поведения;

Развитие коммуникативной выразительности, социальной наблюдательности;

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки окружающих;

Активизация процессов внимания, зрительного восприятия, воображения.

Направление: социально-личностное.

Форма мероприятия: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа детей: старшая.

Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), сказки «Жадный кармашек» (Е. Алябьева), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».

Материалы и оборудование: клубок шерстяной нити, почтовый конверт, набор пиктограмм, бусины и резинки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают).

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)

А чтобы лучше понять, что такое доброта, давайте отправимся в путешествие по дороге доброты. А поможет нам «волшебный клубочек».

Игра «Волшебный клубочек»

Дети передают клубок ниток по кругу друг другу, при этом называя доброе слово о другом, пока клубок не вернётся к педагогу.

Педагог: Ты клубочек, покатись, сказка, сказка – появись.

(Клубочек прикатывается к сказочному домику, в котором расположены разные пиктограммы). Ребята, посмотрите! Мы оказались в сказке, а вот в какой, пока не знаем… А давайте сами угадаем!

Д/и «Герой из сказки»

Педагог показывает пиктограмму, а дети сначала называют, какое настроение передает эта пиктограмма, а затем называют персонажей сказок, которые соответствуют ей.

Педагог: Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Педагог: Ребята, на пути клубочка встретилась речка, а на речке злая волшебница раскидала камни. Давайте поможем речке.

Дети вместе с педагогом присаживаются на ковёр.

Ситуация-упражнение «Незаконченные предложения».

Задача детей - закончить данное предложение по-доброму, т. е. придумать доброе окончание.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын...

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…

Девочка Таня порезала палец, и ее подружка...

Маленькая девочка потерялась и Света…

После ответа, педагог предлагает убрать камень.

Педагог: Какие вы молодцы, я очень тронута вашей добротой! Теперь и речка может дальше протекать!

Ребята, а давайте проверим, умеете ли вы дружить!

Ф/м «Дружные руки»

Что за чудо, чудеса!

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Кто может стать лучшим другом?

Мама! И папа!

И товарищ по играм,

И старенький дед.

Березка у дома,

Щенок косолапый,

Хороший знакомый

И добрый сосед!

Педагог: Наше путешествие продолжается! И нам ещё нужно сделать самое главное. А дорогу нам покажет наш клубок.

Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи.

Педагог: Ребята, наш клубочек нашел вежливый конверт. Давайте посмотрим, что внутри! А там Загадки, хотите отгадать?

Игра «Вежливые слова»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Молодцы, ребята! Когда человек что-то хорошо умеет делать, про него говорят – у него золотые руки. А когда хорошо поступает, говорит добрые слова, то про него говорят, что у него доброе сердце.

Клубочек нас приводит к коробочке с бусами.

Ребята какое важное слово-доброта. А что бывает добрым? Сейчас мы с вами подумаем и соберём браслеты «доброты». Дети называют определения и нанизывают бусинку. Этими браслетами можно пользоваться, когда ты рассержен или жадничаешь, и сразу подобреешь.

Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? За кого из ребят вы порадовались? Кто был самый активный? Кто самый внимательный? Кто нашёл самые подходящие слова в игре? Кем быть интереснее? – жадным или добрым?

Упражнение «Эстафета доброты»

Дети и педагог стоя в кругу, берутся за руки и передают с помощью рукопожатия доброту.

Педагог: Я дарю тебе добро! (берет за руку ребенка)

И каждый ребенок передает добро товарищу.

Я чувствую, что доброты стало больше, пусть же она греет вас и не покидает.

Можно пригласить в круг гостей. Под музыку можно предложить детям и взрослым обнять друг друга.

Спасибо за прекрасное занятие!