Правила поведения в Иране Что нужно знать об иранских обычаях и законах? Курить можно, пить - нельзя.

  • 23.09.2019

Я шёл узкими переулками, следуя по указанному мне адресу. Редкие прохожие, глянув на бумажку, тыкали пальцами во тьму. С трудом добравшись, я постучал в дверь обшарпанного особняка. Её открыли не сразу - в прихожей стоял парень лет 20 и недружелюбно смотрел на меня. Оглянувшись, я шепнул пароль - «Омар Хайям», добавив: «Я от Хусейна». Хозяин на ужасном английском пригласил зайти и тут же потребовал сдать телефон - «чтобы вы ничего не сфотографировали». Затем мы прошли в тёмную комнату, где на диване сидела пара мрачных личностей. «Покажите товар», - сказал я. «Покажите паспорт», - ответило существо с дивана. Проверив документы, оно кивнуло хозяину - обмана нет, точно иностранец. Парень по-звал меня в кладовую и запер за нами дверь на ключ. «Смотри, - произнёс он, кивая на ящики. - Есть коньяк из Азербайджана, тридцать баксов пол-литра. Пиво из Турции по пять долларов, ливанская водка - двадцать. Что будешь брать? Имеется и самогончик из мест-ного винограда. Чистый, как слеза, всего десятка за пол-литра. Сразу перельём в бутылки из-под лимонада, полиция не узнает».

25 ударов палками

Алкоголь в Иране полностью запрещён. Ну то есть вообще - уже целых 35 лет. В кафе официанты подают безалкогольное апельсиновое пиво, в аэропорту таможенники строго просвечивают багаж прилетевших пассажиров в поисках запретного зелья, в номерах гостиницы висят таблички с сурами из Корана: «Алкоголь - это дьявол». Согласно шариатскому закону торговцам спиртным режут палец, а если поймают в пятый раз, можно лишиться руки. Иранцам, застигнутым «под мухой», положено от 12 до 25 ударов палками или плёткой по мягким местам - и бьют, надо сказать, на совесть, до синих полос. За последний год арестовали 486 продавцов водки, на площадях по всей стране побили палками почти десять тысяч любителей винца, но ситуация не меняется.

При шахе водка и другие крепкие напитки без проблем продавались везде, - объясняет инженер Хамид, доставая из холодильника запотевший шкалик виски. - И не пользовались такой широкой популярностью. Но стоило новой власти запретить алкоголь - всё, выпивка стала модной среди молодёжи, и даже те люди, которые не пили, потянулись к бутылке. Если бухаешь - ты крутой, ты в оппозиции правительству и религии. Ну и элемент секретно-сти. Купил алкоголь, выпил, после этого надо отклеить этикетку и измельчить, а также в мелкие кусочки разбить стекло бутылки - иначе догадаются соседи. У вас в России просто: взял и вышел за пивом, а тут чувствуешь себя персонажем фильма с Джеймсом Бондом. Ну что, по рюмочке?

«Йогурт» и «виски-туры»

Крепкий виски обжигает горло. Мы закусываем оливками и затем пару раз вновь нарушаем законы страны. Хамиду помимо ударов палками грозит тюрьма - на срок от одного месяца до трёх (!) лет, а мне как иностранцу - депортация из Ирана. Это мало кого смущает. Купить алкоголь мне уже предлагал сотрудник частной гостиницы, но Хамид связываться не советует - могут сдать органам порядка, чтобы полицейский поделился взяткой. По ТВ часто показывают, как полиция тысячами разбивает отнятые у контрабандистов бутылки, но в народе смеются - «небось сами всё выпили». Самый ходовой товар у бутлегеров Ирана - азербайджанская водка в пластиковом стаканчике, с крышечкой из фольги, известная у нас в девяностые под кличкой «йогурт» - залпом выпил и тут же выбросил. Также популярны «виски-туры» - так называют дешёвые трёхдневные поездки в соседние Турцию, Армению и Азербайджан на автобусах. Обратно граждане возвращаются в таком состоянии, что их грузят в транспортное средство, словно чемоданы. Хотя возникает интересный вопрос: а может, сухой закон всё же себя оправдывает в смысле здоровья населения? Стоит лишь вспомнить, сколько людей в России умирает от алкогольных отравлений в период новогодних праздников...

Нет, в Иране ничуть не лучше, - вздыхает Амир, врач одной из больниц Тегерана. - В чём-то даже и хуже. Отравившись водкой, люди боятся вызвать доктора, чтобы не попасть под полицейское расследование, и умирают от самолечения. За год иранцы в среднем выпивают 80 миллионов (!) литров самодель-ного алкоголя. Очень популярны самогонные аппараты местных умельцев - маленькие, чуть ли не карманные. Гонят «первач» из всего - яблок, сахара, кизила. Ну и, конечно, пьют спиртосодержащие продукты - одеколон, средство для чистки мебели, лекарства. Отравлений много. В 2004 году в Тегеране лишь за сутки погибли 19 человек, выпив некачественный самогон.

Гвоздь в гроб СССР

Один из самых популярных сортов вина в мире - «Шираз», по имени города в Иране, где росли особые виноградники. После исламской революции большую часть выкорчевали, как у нас крымские угодья при Горбачёве. И теперь «Шираз» производят всюду (даже в Авст-ралии), кроме самого Ирана. В тегеранских магазинах продают чистый спирт для «медицин-ских» целей, но пить его нельзя - добавлен химикат битрекс, делающий жидкость ужасно горькой. Зато из иракского Курдистана пробираются целые караваны контрабандистов - на лошадях по горам, минуя пограничников. Если у курдов бутылка дешёвого виски стоит десять долларов, в Иране её можно продать уже за пятьдесят: как и в США времён сухого закона, алкогольная мафия сколотила огромные состояния, её заработки исчисляются сот-нями миллионов долларов. Мафиози легко откупаются от полиции - в тюрьму и под нож шариатских судов попадают лишь мелкие торговцы.

Я бы весьма рекомендовал Михаилу Сергеевичу Горбачёву приехать в Иран. Эта страна - прекрасная иллюстрация, что случилось бы, доведи он своё дело до конца. Не зря политологи считают: глупо организованная антиалкогольная кампания стала первым гвоздём в гроб Советского Союза. На примере Ирана мы видим: люди всё равно пьют, травятся, употребляют суррогаты, сказочно богатеет алкогольная мафия, исчезли извест-ные сорта вин. Да, пьянство - бич России, и бороться с ним нужно. Но уж лучше, как финны, - усиленной пропагандой здорового образа жизни, чем полным запретом, ибо по себе знаем: если нельзя, но очень хочется, то можно.

Больше всякой восточной экзотики и артефактов древности побывавших в Иране впервые россиян поражает всеобщая и повседневная трезвость тамошнего народа, полное отсутствие любых видов спиртного, не исключая и пива, причём не только для иранцев, но и для заграничных гостей. Что говорить, в России во многих местах вино, водка льется днем и ночью, в будни и праздники. Кто-то и сам не пьёт, и готов поддержать ограничительные меры и запреты, да только не верит больше в их силу. Пробовали уже бороться с «зеленым змием»! Но как же смогли в Иране? Ведь при шахе страна была вполне себе пьющей…

«Запретом Хомейни», «страхом смертной казни», «революционным насилием» объясняется обычно успех антиалкогольной политики в Иране. Но руководителю революции 1979 года аятолле Хомейни вовсе и не потребовались какие-то особенные дополнительные запреты. Спиртное в Исламе осуждено и запрещено самим Аллаhом в Священном Коране: О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. (Священный Коран, Сура Аль Маида, 90 Аят, смысловой перевод).

Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление зелья, но даже присутствие при пьяном застолье. Один из хадисов гласит: Вино - источник грехов. Выпивший вина теряет разум. Он никого не уважает, даже своих родных и близких, легко совершает дурные поступки. Его проклинают Пророки (мир Им), ангелы. 40 дней его молитны не принимаются.

Шариат возвёл «сухой закон» в один из основных принципов поведения правоверного мусульманина в быту и ввёл уголовное наказание за его нарушение: пьянство наказывается публичной поркой. Иногда говорят, что запрет в исламе касается только вина. Но это не так: хадис 3032 Ибн Умара свидетельствует определённо, что «вином является всё, что помутняет рассудок». А ибн-Маджа и ат-Тармизи сообщают, что «Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял десятерых имеющих отношение к вину: того, кто давит вино, того, кто просит делать это, того, кто пьёт вино, того, кто доставляет его, того, кому его доставляют, того, кто наливает его, того, кто продаёт его, того, кто получает за это деньги, того, кто покупает его, и того, для кого оно покупается».

Приходилось ли в Иране прибегать в отношении выпивох к строгим мерам, предписанным шариатом? Действительно, говорят, в первые годы после свержения шахского режима практиковались и публичное поношение, и настоящее битьё палками - но не государственными репрессивными органами, как это описывалось западной прессой, а самими членами исламских умм (общин). Мусульмане не хотели больше терпеть разврата и отступлений от норм своей религии, поощрявшихся «секулярным» шахским режимом, во всём ориентировавшимся на либеральный Запад.

Запрещая в своей стране употребление алкоголя (как и наркотиков), а, вернее, возрождая канонические установления, вожди нового Ирана руководствовались прежде всего религиозными убеждениями. Но не упускали из вида и практическую сторону дела. Они понимали, что без решительных мер по обузданию алкогольной (как, впрочем, и сексуальной) распущенности нельзя будет добиться духовного очищения и преображения людей, а значит и обеспечить цели создания справедливого и гармоничного общества, повышения экономической и оборонной мощи страны, роста благосостояния людей.

Но так ли уж обязательно предварять благие преобразования отрезвлением людей? На этот счёт я нашёл прекраснейшее высказывание - и не у аятоллы Хомейни, а у русского писателя и философа Василия Розанова , много размышлявшего о причинах «российского неустройства». «Не приму никакого пророка, который не начал бы дела своего с вышиба бутылки из народных рук, - писал В. Розанов ещё в 1909 году. - «Пьяный не помнит Бога, пьяный - не мой» - вот с каким первым словом пусть явится новый пророк на Руси. Да и в самом деле, какая религия около пьянства? Какая молитва у пьяного? Какого от него ждать исполнения религиозного закона? Качества и следствия алкоголя те же, что от опия и гашиша - одурение, расшатанность воли и характера, нищенство, вырождение, смерть».

Посткоммунистические реформы, стоит напомнить, сошлись по времени с хлынувшими в страну потоками убийственно-дешёвого пойла вроде спирта "Роял".

Одурение было необходимым условием успешного проведения приватизации, кланового присвоения национальных богатств, создания олигархического строя. В начале девяностых годов были открыты все шлюзы по спаиванию населения России. Из страны подавляющей трезвости начала 50-х годов нас сознательно превращают в страну поголовных алкоголиков. Все эти годы наши СМИ были забиты рекламой спиртного, самогонных аппаратов, рецептов по изготовлению алкогольного пойла в домашних условиях. И вот результат: сегодня Россия занимает первое место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции.

Не возьмусь утверждать, что и в Иране сейчас «нет ни одного пьяницы». Современный мир сложен и противоречив, в глубине жизни может встретиться такое, чего никогда не увидишь на поверхности. Наивно было бы представлять, что пуританизм и аскеза могут нравиться всем без исключения. Этому находится объяснение в самом Коране: “А человек взывает к злу так же, как он взывает к добру, ведь человек тороплив” (сура Аль-Исра, аят 12). Как-то вечером в Тегеране мы остановили частную машину. Немолодой иранец оказался разговорчивым, к тому же немного знал английский. После короткого знакомства он заявил нам, что на его взгляд жизнь при шахе было лучше, чем сейчас - и предъявил свои аргументы: бутылка водки стоила тогда всего один доллар, виски пять долларов, а женщины ходили без покрывал.

Что можно смело утверждать, так это то, что молодое поколение в Иране растёт нравственно и физически здоровым. За тридцать послереволюционных лет население страны выросло вдвое - с 35 до 73 миллионов человек! И сейчас более половины иранцев моложе 25 лет. Молодая страна, устремленная в будущее...

Убеждён, что порок, пусть и не исчезнувший совершенно, но вынужденный таиться, боящийся и молвы, и закона, всё же лучше, безопаснее, чем порок явный, наглый, не знающий никаких преград и бахвалящийся своей безнаказанностью. И можно хоть год путешествовать по Ирану, ходить по его бесконечным базарам, сидеть в чайханах или дорогих ресторанах, останавливаться на ночлег в кишлаках или рассчитанных на иностранцев отелях, встречаться с влиятельными политиками, деловыми людьми или с молодёжью - нигде и не при каких обстоятельствах вы не увидите ни открыто, ни тайком выпивающих, не услышите запаха спиртного. Здесь не лицемерят и не делают в этом отношении различий между своими и иностранцами, между высшими госчиновниками и простонародьем, между капитанами бизнеса и бедняками. Закон один для всех.

Не одними запретами и наказаниями, даже не какой-то особо умелой агитацией иранское общество добилось столь впечатляющих результатов по своему отрезвлению и очищению. Всё дело в особом нравственном климате, при котором стыдятся алкоголя, как нечистоты, как дурной болезни, а полный отказ от спиртного означает, прежде всего, определенную ступень на пути индивидуального духовного роста.

Для организации такого климата своя роль отведена семье, школе, вузу, прессе, телевидению, искусству, чайхане, но, несомненно, прежде всего - мечети, исламской общине верующих. Как говорил мне настоятель одной тегеранской мечети: «В мечети мы все братья. А разве брат может уступить брата шайтану?»

…"А всё-таки удивительно провести какое-то время в совершенно безалкогольной стране, среди абсолютно трезвых людей! Первые дни, что скрывать, в ресторане или кафе с вкусной персидской кухней всё кажется, что на столике чего-то не хватает. Потом привыкаешь и совершенно забываешь про вино. И с радостью видишь, что жить можно и без алкогольного подогрева, даже интересней и радостней. И уж точно - здоровее и безопаснее. "

Геннадий Литвинцев,
историк, член Международной гильдии писателей

Иранцы – люди замечательные в том, что касается вежливости, гостеприимства и помощи приезжему. Но они же – достаточно хитрые в финансовых вопросах. Это люди, живущие по непривычным для нас законам.

– это восточные обычаи, которые принято соблюдать, и государственные ограничения, из которых многие хотят вырваться.

Итак, что нужно знать об иранских обычаях и законах?

Иранская вежливость и гостеприимство. Иранский этикет - та"руф (тааруф)

В большинстве своем иранцы настроены дружелюбно. Туристов мало, так что иностранцев они воспринимают с любопытством. Приезжие для местных – возможность заглянуть в мир без жестких ограничений, такой притягательный для носителей исламской революции.

Помочь гостю в Иране – первейшая обязанность добропорядочного гражданина. Один приложит все усилия, чтобы понять ваши вопросы. Другой выудит из памяти все известные ему фразы на английском. Третий начнет звонить другу, который учился на Западе. Для решения вашей проблемы могут собрать целый совет из сочувствующих прохожих.

Традиционный иранский этикет – та"руф или тааруф – подразумевает чрезвычайную предупредительность к собеседнику. И тут важно отличать искреннее побуждение от формальной вежливости.

Дать какие-либо конкретные рекомендации сложно. Помочь, рассказать, показать, провести – все это в Иране делается охотно и безвозмездно. Если при покупке товара у вас отказываются брать деньги, то лучше настоять и заплатить, иначе могут быть проблемы. Зато, когда сверх купленного вам дарят подарки, то их можно брать без опасений. Когда предлагают услугу, смотрите, насколько это удобно человеку в данный момент. Вознаграждение за услуги (бакшиш) в Иране брать не принято. Это считается плохим тоном.

В Иране принято здороваться, благодарить и проявлять внимание к окружающим людям. Конечно, не все соблюдают это правило, но в большинстве своем иранцы очень вежливы. Им очень приятно, если вы проявляете ответную вежливость и внимание.

Здесь распространено пожатие рук, похлопывание по плечам и дружеские объятия. Но только между лицами одного пола. Особенности иранского разделения полов описаны ниже.

Не забывайте, что кроме вежливых людей попадаются и злоумышленники. Это происходит очень редко, но осторожность соблюдать стоит.

Разделение мужчин и женщин в Иране

Одна из важнейших ценностей в Иране – семья. Семейные узы тщательно оберегаются. Исламское государство ведет пропаганду "праведного" образа жизни. Как следствие – ограничиваются контакты мужчин и женщин вне семейного круга.

Мужчине и женщине в Иране не положено касаться друг друга. Можно разговаривать, можно смотреть, но без прикосновений.

Например, не принято, чтоб мужчина подал руку женщине, будь то для приветствия или помощи. Так что не протягивайте рук лицам противоположного пола. Это поставит их в неловкое положение. Зато, если руки тянут они – не стесняйтесь.

Даже при обычном разговоре женщины стараются обращаться к женщинам, а мужчины к мужчинам. Вежливые иранские мужчины сделают все возможное, чтоб не доставить женщине неудобства своим взглядом или своим присутствием рядом. Зато если понадобится помощь, можете на них рассчитывать.

Половая сегрегация в Иране проявляется не только в общении. Она повсюду. Отдельные школы для мальчиков и девочек. Женские и мужские вагоны в метро. Городские автобусы, разделенные на две половины. Разные входы в мечети, и перегородки внутри, чтобы лица противоположных полов не видели друг друга. И многое другое.

Такие ограничения соблюдаются не везде. Когда рядом нет представителей власти, иранцы позволяют себе вольности. В дружеской компании исламские правила тоже не особо ценят.

Большая часть ограничений снимается в кругу семьи. Пары, которые выглядят как семейные, ни у кого вопросов не вызывают. Они ходят, взявшись за руки, обнимаются и прижимаются друг к другу. Но без бурных проявлений чувств на публике. Женщина в обществе мужчины может спокойно появляться в "мужских" местах. Это разрешено официально.

Как правильно одеваться в Иране. Женский хиджаб

В Иране принято, чтоб одежда закрывала все тело . Но если для мужчин это рекомендация, то для женщин – обязательное требование.

Повседневная одежда женщины в исламской стране – хиджаб . Это косынка, плащ, штаны и закрытая обувь. Что из этого обязательно?

Косынка на голове необходима. На улице ее должны носить все женщины. Закрывать лицо не принято, хотя есть любительницы прятать рот и подбородок за краем платка. Косынка снимается дома, в кругу семьи и друзей. Если женщина в общественном месте без косынки, то ее могут арестовать. Многие иранки носят косынки полуспущенными, демонстрируя свой макияж и прическу.

В Иране часто носят традиционный женский платок-накидку – чадру . Она необходима для посещения мечетей. Если ее нет, не страшно, - чадру можно одолжить перед входом.

Мужчины в противовес женщинам стараются ничего не одевать на голову. Конечно есть и кепки, и шапки, и традиционные восточные головные уборы. Но большинство мужчин предпочитает ходить с непокрытой головой, даже на зимнем ветру под дождем.

Женская куртка в Иране похожа на короткий плащ. Обязательное требование – куртка должна закрывать заднюю часть. Для этого подойдет и длинная рубашка, и одетая под короткую куртку юбка.

Мужчины могут одевать, что хотят. Куртки, рубашки, футболки – на любой вкус. Но от маек с вырезами, демонстрирующими мощь ваших грудных мышц, лучше отказаться.

Штаны можно брать любые, лишь бы ноги закрывали. И женщинам, и мужчинам. Тут носят и брюки, и обтягивающие джинсы, и даже замаскированные под штаны колготы. Про шорты забудьте.

Обувь лучше брать закрытую и на низком ходу. Но открытая тоже не вызывает проблем. Каблуки иранки носят, но для путешествия это не лучший выбор.

Правила посещения мечетей в Иране

В Иране нет препятствий для посещения мечетей иноверцами. Более того, верующие мусульмане радуются тому, что иностранцы приобщаются к их религии. Это заложено еще в Коране.

Главное соблюдать несколько правил посещения мечетей .

Перед входом в мечеть надо разуваться. Ботинки можно оставлять на пороге, но лучше брать их с собой. В посещаемых мечетях есть специальные корзинки с кульками или шкафчики для обуви. Но лучше добавить кулек для ботинок в свое снаряжение. Рекомендую брать с собой толстые носки, специально для мечетей. Хотя за гигиеной прихожане обычно следят, но кожные болезни и грибок не отмоешь.

Вход в мечеть для мужчин и женщин раздельный. Женщинам необходимо поверх одежды надеть чадру. Ее можно попросить у служащей или взять у входа.

Во время молитвы (намаза) самовольно заходить в мечеть не стоит. Лучше спросить служащих или посетителей – можно ли войти? Скорее всего вас проведут вовнутрь. В Иране намаз проходит 3 раза в сутки – утром, днем и вечером. Чаще всего вы столкнетесь с полуденной молитвой. Крупные мечети закрываются для посещения туристами между 12 и 13 часами.

В мечетях не стоит шуметь, фотографировать молящихся и хватать что ни попадя. Зато можно посидеть на ковре. Посмотреть на детей, бегающих по головам правоверных, или на прихожан, уткнувшихся в свои смартфоны во время проповеди.

Жители иранских городов не особо религиозны. Никакой реакции на призывы к намазу у людей на улицах не наблюдается. Мечети полупустые, за исключением мест паломничества. Так что религиозных фанатиков в Иране надо поискать. В том же Египте люди значительно набожней.

Запрет на алкоголь и наркотики

Сухой закон действует на всей территории страны. Легально купить спиртное в Иране не получится. В пищевых заведениях предлагается пиво, в некоторых ресторанах – даже вино. Но не обольщайтесь – и то, и другое без алкоголя.

Если вам очень нужно, можете привезти немного алкоголя с собой. Иностранцам это не возбраняется. Но не стоит публично его распивать.

Наркотические вещества запрещены категорически. Никаких поблажек для иностранцев нет. Вне зависимости от вашего происхождения наказание за наркотики в Иране – смертная казнь. Так что думайте, перед тем как брать что-либо из дома или соглашаться на предложения иранских "неформалов".


Запрет на танцы и ночные клубы

В Иране запрещены танцы в общественных местах. Никаких плясок в парках и на улицах. Только у себя во дворе.

Ночных клубов в стране нет. "Тлетворное влияние Запада" пресекается на корню. Праздники и вечеринки здесь устраивают на дому.

У иранцев нет особых возможностей развлечься вне дома. Погулять по парку или по базару, поесть в ресторане или покурить кальян, сходить в кино или в театр. Очень популярен семейный пикник на природе. Хотя природой может быть участок набережной, пятачок на центральной площади или обочина автострады.

Восточная хитрость

Восточная хитрость проявляется в денежных вопросах. Тут к дружелюбию нередко прибавляется желание нажиться на иностранце. Но в сдержанной манере. Здесь нет всеобъемлющей стратегии наживы на туристах и обилия бакшишников, как в Египте .

В Иране помогают безвозмездно. Самый страшный запрос на "бакшиш" – это приглашение зайти в лавку посмотреть ковры. От этого можно отказаться без всяких обид. Все предложения в сдержанной манере, без навязчивости.

Хоть я и не алкопутешественник, но в Иране разбираюсь (вот ссылка на мой очень краткий тур-гайд по Тегерану http://сайт/questions/3695/chto-stoit-posetit-v-tegerane) и про алкоголь знаю.

Небольшое предисловие. В Иране - полнейший, тотальнейший, совершено без исключений к кому-либо сухой закон. Алкоголя нет ни в дьюти-фри, ни в магазинах для иностранцев, ни в барах 5-звездочных отелей. Торговля алкоголем наказывается тюремным заключением (знаю случаи). Уверена, что и покупка тоже (бог миловал).

Дальнейшие истории несут развлекательный характер и не являются призывом к нарушению иранских законов. Все на вашей совести))

Во-первых, это аптеки. Любые спиртовые настойки и, собственно, чистейший медицинский спирт - всегда в наличии. Иранцам продают только в медицинских дозах, а иностранцам (что с них взять) - могут и 10 пузырьков отсыпать. Но могут и не отсыпать, тот вопрос исключительно вашего умения расположить к себе продавца. Так что, прям если очень нужно будет остограммиться, аптеки - это самый верный способ.

Во-вторых, армянские рестораны и лавочки вам в помощь. В Иране проживает некоторое количество армян (и азербайджанцев, и туркмен, но ни о них речь), которые, как мы все знаем, являются христианами, а не мусульманами и, следовательно, запретов на употребление алкоголя не имеют. В Тегеране армянские районы/кварталы сосредоточены вокруг российского посольства. Армянские рестораны узнать просто - туда ходят только армяне, иранцам вход запрещен (да, вот такая абсолютно неполиткорректная ситуация). Надеюсь, вы сможете отличить иранца от армянина, они ведь совсем разные. В ресторане берите кувшин шараба - довольно-таки противного винишка, но это лучше, чем паленый коньяк. Кстати, в армянском ресторане есть и свинина (правда, это не домашняя хрюша, а дикий лесной кабан - сухой и своеобразный на вкус и запах).

В-третьих, это места скопления прогрессивной молодежи. В местах скопления непрогрессивной и не молодежи (рынки, мечети, город Кум) - даже не пытайтесь заикнуться о том, что вы в поисках. В Тегеране езжайте на север города, заходите в маленькие модные концепт-сторы (ориентир - турецкие шмотки на витрине) или кафе с европейским дизайном. Если там звучат европейские песни - вы попали в достаточно прогрессивное место. Знакомьтесь с продавцом/официантом и плавно походите к вопросу об алкоголе. Важно, чтобы звучали именно песни, а не фоновая музыка. Если песни поет женщина - вы 100% в местном андеграунде. Слушать европейские песни и женское пение - в Иране строжайше запрещено, так что вы нашли настоящих бунтарей.

К прогрессивным местам так же относятся горнолыжные курорты (есть один не прогрессивный, там раздельные очереди на подъемники, я забыла, как он называется, надеюсь, вы туда не попадете). Езжайте в Дизин - чем выше в горы, тем короче хиджабы и ниже платки. На Новый год полиция устраивает в местных горных шале облавы - ищет иранцев, отмечающих светский НГ (нельзя), наряжающих елку (нельзя) и выпивающих (нельзя).

В-четвертых, это прославленные братья Али и Мехди - владельцы маленькой продуктовой лавки с горчицей и кетчупом в бутылках в форме мишки рядом с российским и британским посольством. Их подпольный ассортимент - алкоголь, выкупаемый у сотрудников нашего посольства, а потом им же обратно и продаваемый. Вот такой круговорот "абсолюта" и "гуся" в иранской природе. Али говорит по-русски и, возможно, еще помнит фразу "Мишка-мишка, где твоя сберкнижка", которой я его научила. Посольский алкоголь есть и в других лавках поблизости от Али с Мехди, но вероятней всего никто из них ничего вам не продаст по причине нового неизвестно лица. Хотя "Мишка сберкнижка" может и сработать.

Иран представляется беларусам опасной тоталитарной страной, где живут помешанные на религии люди. Это очень похоже на представления Запада о Беларуси - и верно примерно в такой же степени. Автор «Журнала» провел неделю в исламской республике, нашел в ней много общего с Беларусью и развенчал наиболее распространенные стереотипы об этой стране.

Стереотип первый. «В Иран сложно въехать; американская и израильская виза автоматически означают отказ»

Автор этих строк без проблем получил иранскую визу при недавно закончившийся американской; действующая тоже не была бы препятствием. Немного сложнее, если вы частый гость Израиля. Здесь главное условие - чтобы со времени вашего последнего выезда из еврейского государства прошел год или более.

А вот в обратную сторону стереотип еще как действителен: шансы на получение американской, а тем более - израильской визы при наличии иранской приближаются к нулю. Так что лучшее время для посещения Ирана - незадолго до истечения срока действия вашего паспорта, чтобы после поездки поменять его на чистый.

Визу теперь ставят прямо в тегеранском аэропорту имени Имама Хомейни, но желательно заранее озаботиться приглашением. Его делают в любом иранском туристическом агентстве. Всего-то делов – один запрос в Google, несколько писем и оплата 50 евро на один из счетов во Франции или Испании (перевести деньги напрямую в Иран нельзя, страна до сих пор отключена от международных платежных систем). Такса для беларусов за непосредственное вклеивание визы в паспорт - еще 25 евро.

Стереотип второй. «Женщинам нельзя путешествовать в одиночку или с мужчинами - не мужьями/братьями»

«Какую забавную картину Ирана рисуют в медиа», - говорит 36-летняя Надя из Алжира, которая уже месяц путешествует по Ирану абсолютно одна. И в отеле, и даже в общей с мужчинами комнаты в хостеле - везде ее селили без проблем; вопросов ни у полиции, ни у граждан даже в самых консервативных частях страны не возникало.

Парень и девушка также могут путешествовать вместе и селиться в отеле вместе, даже если не будут женаты: никто косо не посмотрит. А вот если мужчина-иностранец поселится в комнате с местной девушкой - в определенных частях страны могут возникнуть проблемы. Не со стороны персонала гостиницы - но со стороны местной полиции, которой отель по-прежнему обязан ежесуточно отчитываться о проживающих иностранцах.

Иранцы благожелательны к иностранцам и могут позволить гостям больше, чем своим гражданам. Главное - не нарушать закон, в том числе - соблюдать исламский дресс-код. Хотя бы формально; хиджаб всегда можно сдвинуть на затылок, а рукава закасать - этим «грешат» и многие иранские девушки.

Стереотип третий. «Иран - опасная страна»

95% территории Ирана намного безопаснее Северной Америки и большинства стран Европы. Главное - в одиночку не соваться в приграничные с Афганистаном и Пакистаном районы, где можно нарваться на наркоторговцев, например. Торговля наркотиками в Иране карается смертью - так что можно себе представить, что это за люди и на что они готовы.

На основной части территории страны шариатский закон вполне себе действует. Кражи чрезвычайно редки - и изредка случаются лишь в городах, которые принято относить к самым либеральным. Более тяжкие преступления - грабежи, изнасилования, убийства - практически исключены как класс. Самое страшное, что может случиться с туристом - таксист завысит цену вдвое; однако если знать реальную стоимость поездки, за одну минуту реально сторговаться именно на нее.

Но не только страх строгое наказания предупреждает преступления. Иранцы в основной своей массе дружелюбны и искренне доброжелательны, стараются помочь, даже если не знают английского, предупреждают о хитростях и уловках тех своих сограждан, кто хитрит - и просят не судить тех строго: мол, это голодный желудок вынуждает соотечественников порой идти на обман.

Стереотип четвертый. «Алкоголь в Иране строго запрещен»

Формально да: теоретически за ввоз и употребление алкоголя можно схлопотать ощутимое количество ударов плетью. Всемирно известная своим вином местность Шираз с 1979 года стоит без виноградников.

Но на самом деле здесь пьют.

Во-первых, исключение в исламской республике сделано для традиционных немусульманских конфессий: христиане, иудеи и зороастрийцы вполне себе могут гнать и употреблять. Формально - для нужд своих религиозных церемоний, но так мы и поверили, ага.

Во-вторых, в крупных городах центральной части страны распространены молодежные алковечеринки. Кроме того, дорогой гость, сумевший втереться в доверие к местным и остаться у них на ночь, рискует быть угощенным шарабом (это местное вино) или даже попробовать араг (местную водку).

К чему действительно нулевая толерантность - так это к наркотикам. При обнаружении даже небольшого количества любого запрещенного вещества можно - без шуток - закончить свои дни на виселице. Зато в Иране есть очень красивые маковые поля.

Стереотип пятый. «В Иране тоталитарная система, иранцы боятся что-то критиковать вообще»

«Знаете, иранское правительство - такие идиоты», - это первое, что сказал мне менеджер отеля в Исфахане при ночном заселении.

«Никогда нельзя смешивать религию и государство; тандем этот настолько мощный, что может быстро прибрать все в стране к рукам. Это ошибка, которую здесь совершили», - это слова другого мужчины, которого автор «Журнала» встретил в метро в Тегеране.

Иранцы куда более охотно будут «поливать» свои власти в беседе даже с незнакомым человеком, чем беларусы.

«Понимаешь, мы можем критиковать правительство, даже можем выходить на демонстрации против президента - за это ничего не будет; максимум - возьмут на карандаш, - поясняет студент Садедж. - Но не дай бог публично сказать что-то плохое в адрес главы государства - аятоллы. Вот тут уже мало не покажется».

В принципе, почти как у нас.

Стереотип шестой. «Израиль - злейший враг, Россия - лучший друг»

«[Экс-президент Ирана Махмуд] Ахмадинежад - придурок из придурков, - говорили мне иранцы. - Это же надо: заявлять с трибуны ООН о том, что, если западные страны не пойдут на уступки по ядерной программе, то он нападет на Израиль».

При этом мои собеседники уверены, что даже Ахмадинежад не говорил всерьез, а его риторика скорее имеет корни в более жестких временах сразу после исламской революции и объясняется отсутствием других аргументов.

Большинство иранцев, которые встретились мне в недельном путешествии, не питают абсолютно никакой злобы по отношению к Израилю, а евреи живут на этой земле и пользуются такими же льготами, как и другие национальные меньшинства - например, имеют свое представительство в парламенте. Воинственная спесь за десятилетия если и не сошла на «нет», то уже сходит.

С США вообще интересно. Формально до сих пор американцы, канадцы и британцы - единственные, кто сталкивается со сложностями при въезде в страну (например, на протяжении всего маршрута их должен сопровождать местный гид - об этом рассказала встреченная в Язде группа престарелых британских байкеров).

На практике самый популярный телепродукт после местных новостей и документалок о шахидах ирано-иракской войны - американские фильмы. В основном любят боевики и гонки; но особенно шикарно смотрится House of Cards на фарси. Выходящий во взрослое время на одном из центральных каналов, сериал о гнилой сути американской политики транслируется в зале ожидания оживленного автобусного терминала.

России здесь действительно благодарны - за ту позицию, которую Москва заняла в вопросе о снятии санкций с Тегерана. Однако политикой многие иранцы интересуются и за международной обстановкой следят. Узнав, что я из Беларуси, прохожие в Исфахане спросили меня: «И что, сильно Кремль давит на вашу страну?»

Стереотип седьмой. «Там нечего смотреть»

В Иране куда не поедешь, обязательно будет что-то с приставкой «самый-самый в мире». Самые глубокие подводные озера в самых больших в мире пещерах, одни из самых больших гор, уникальные островные курорты юга страны - природные условия на любой вкус. И, конечно, очень много истории.

Древняя Персия - одна из самых старых цивилизаций на Земле. До завоевания арабами в VII веке и последующей исламизации тут уже жили и творили более двух тысяч лет.

Абсолютно нетронутым здесь остается зороастризм - первая в мире монотеистическая религии, из которой во многом выросли и христианство, и иудаизм, и ислам.

Многочисленные изобретения персидских астрономов, медиков, архитекторов легли в основу и западной цивилизации. Три тысячи лет назад здесь изобрели экологически чистый кондиционер - ветряные башни; во многих местах они действуют до сих пор. Случайно забредши в покинутую деревню зороастрийцев посреди пустыни, мы наткнулись на одну из двух сохранившихся в Иране «вибрирующих» башен - архитекторы строили их таким образом, чтобы при ветре определенной силы сооружение раскачивалось и «пело», но не обрушивалось.

В крупных городах туриста ждут многочисленные дворцы с водоемами и садами - в общем, первоисточник всего, к чему мы все привыкли в Европе.

Стереотип восьмой. «Доисламскую историю стараются не замечать»

Важно понимать, что Иран - не Саудовская Аравия и не Афганистан, где к доисламскому периоду собственной истории относятся примерно так же, как еще местами в Беларуси - к досоветскому. Не относящуюся к основной религии историю здесь берегут; зороастризму вообще симпатизируют; зороастрийский новый год - новруз - до сих пор главный праздник.

Из экспозиций в действующих храмах огня мы узнаем, что огнепоклонники молились пять раз в день, и молитва называлась у них «наммадж», а проповедники учили в том числе и санитарным нормам - до сих пор в Иране с гигиеной, в отличие от многих стран региона, полный порядок.

Денег на реставрацию памятников старины хватает не всегда и не везде - но государство в таком случае хотя бы не вмешивается. В результате: почти в каждой деревне можно найти какое-то строение, возраст которого исчисляется веками, а то и тысячелетиями.

Стереотип девятый. «Иран - нищая страна»

Официально установленная на этот, 1395 год (летоисчисление у мусульман ведется от 16 июля 622 года- даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину), минимальная ежемесячная зарплата эквивалентна 200 евро.

40-летний учитель английского из Тегерана говорит мне, что, как и многие иранцы, не может прожить на одну зарплату - поэтому по вечерам подрабатывает массажистом: «Я зарабатываю 1,5 млн риалов в день (около 1.500 беларусских рублей в месяц) - но у меня жена, двое детей. Скажи, как можно прожить на эти деньги?»

Для сравнения: бензин и основные продукты здесь вдвое дешевле, чем в Беларуси. Талончик на общественный транспорт стоит 25 беларусских копеек. Билет на междугородний автобус на расстояние в 450 километров (VIP, три кресла в ряд, кондиционер - всего 30 мест на автобус стандартного размера) - 17 рублей.

Иногда кажется, что уровень жизни здесь несколько превышает беларусский. Но это, конечно, не от того, что Иран богаче. А оттого, что беларусы - бедны.

Стереотип деcятый. «Много неквалифицированных людей, которые без ума от системы»

«Знаешь, какой наилучший сувенир ты можешь привезти из Шираза? - спрашивает меня Али. - Книгу с местной поэзией. Рекомендую Хафеза - он в Европе менее известен, чем Хайям или Фердоуси, но здесь от него почти все без ума. Поищи, у нас много изданий на английском».

Али – студент из Мешхеда, что в тысяче километров отсюда. Он приехал в Шираз ради серьезной операции на головном мозге: здесь лучшие врачи по данному профилю, и операция не будет стоить Али почти ничего. Медицина здесь - как и на Кубе, очень продвинутая.

Сам Али изучает химическую инженерию - но не знает еще, применит ли свои знания на практике: «У нас огромная безработица, и множество высококвалифицированных специалистов - тонкие химики, физики-ядерщики - работают таксистами».

Скоро Али вернется в Мешхед, и наверняка пойдет на очередную студенческую вечеринку. Где хиджаб - долой, красавицы в топах и мини-юбках, играет рок и молодые люди, парни и девушки, танцуют друг с другом - хотя действующие фетвы запрещают танцевать. И властям, по большому счету, будет наплевать.

В отличие от Советского Союза, который стремился внедрить по агенту КГБ в каждую спальню, в Иране проводят четкую грань между общественным и частным. Никому нет дела, что ты делаешь за своим забором при опущенных занавесках. И там - уже совсем другой Иран.