Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе по теме «Украсим дымковскую игрушку - уточку»
Цель:
Приобщить детей к декоративному искусству
Развивать творческую активность
Формировать чувство цвета
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.
Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках, продолжать знакомить детей с дымковской росписью;
Учить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки,волнистые линии, полоски, кружочки)
Учить самостоятельно составлять узор из знакомых элементов на готовых шаблонах;
Зактрепить знания основного цветового колорита;
Воспитывать интерес к рисованию;
Воспитывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;
Воспитывать уважение к народному наследию;
Закрепить умение ориентироваться в плоскости;
Активизация словаря:
Дымковская игрушка, шаблон, уточка, кружок, точка, кольцо, волнистая линия.
Раздаточный материал:
Дымковские игрушки (2-4 штуки);
Несколько рисунков дымковских игрушек;
Картинки с элементами дымковского узора;
Готовые шаблоны уточки;
Гуашь, кисточки, баночки с водой;
Салфетки;
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбома, беседа о дымковской игрушке, чтение стихотворений, пальчиковая гимнастика, загадки.
Ход занятия:
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на волшебном поезде. Усаживаемся в вагончики и отпраляемся в путь. (проводим игру «паровоз»)
Ну вот и первая остановка - «стихотворная», здесь я вам прочту стихотворение (читаем стихотворение)
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
– Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
А теперь я прошу, вас, вновь сесть в свои вагончики, мы отправляемся в путь.(дети встают друг за другом и имитируют движение паровоза, подходят к столу где расставлены игрушки). А вот и остановка, ее название « дымково». Тут я вам расскажу о замечетальном народном промысле и истории его происхождения.
Ребята, посмотрите какие красивые игрушки. А знаете какое название они носят?
Это дымковская игрушка. Получила свое название от слободы Дымково, где мастера народного творчества изготавливают глиняные игрушки. Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи). Посмотрите какая она яркая. Это потому, что мастера используют в росписи яркие цвета. Какие цвета вы тут видите?
Красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый.
Правильно. Мастера наносят краски, использую кисть.
(рассматриваем игрушки)
А давайте с вами посмотрим какие узоры используют мастера?
Круг, точка, волнистая линия, полоски.
Правильно. И сегодня я вам предлагаю побыть дымковскими мастерами.
Для росписи будем использовать два цвета (красный и синий). Для образца возьмем дымковскую уточку.
Детей усаживаем за столы, где предварительно приготовлены шаблоны уточки, гуашь, ватные палочки, кисти, баночки с водой, салфетки.
Мы с вами будем рисовать узоры на бумаге, начиная с крупных кружочков, колечек, использую кисть и гуашь (показ)
Теперь берем кисть и рисуем волнистые линии;
Перед тем как приступить к заданию, мы разомнем наши пальчики (проводим пальчиковую гимнастику)
«Уточка»
Шла уточка по берегу («шагают» по столу двумя пальцами)
Шла серая по мостику (соединяют руки ладонями вниз)
Вела уточка деток своих (сжимают руки в кулачки)
И старшеньких(разгибают большой палец на обоих руках)
И важненьких(разгибают указательные пальцы)
И средненьких (разгибают средние пальцы)
И младшеньких (безымянные пальцы)
И самых любименьких (мезинцы).
А теперь приступаем к рисованию.
Предлагаем детям нарисовать показанное самостоятельно.
По окончанию работы приступаем к рассматриванию нарисованных уточек. Хвалим деток, справившихся с заданием хорошо.
Ребята, посмотрите какие красивые уточки у нас получились! А я предлагаю вам поиграть в игру под названием « Уточки и сабачка»:
Воспитатель берет на себя роль утки-мамы, а ребята изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать.
«Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-деточки,
Плавно в ряд.»
(А.Барто)
Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».
Вдруг с лаем появляется собачка (ребенок, выбранный на роль собаки). Утка-мама отгоняет ее.
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется.
Ну вот ребята наше путешествие заканчивается и нам пора усаживаться в наши вагончики и отправляться домой.
Подведение итогов занятия и закрепление материала:
Дети, где мы с вами сегодня были?
Какие игрушки мы видели?
Почему они имеют такое название?
Какие элементы росписи используют мастера?
Задачи. Продолжать учить детей рисовать способом тычка, расширять знания детей о птицах, закреплять умения подбирать цвета, правильно держать кисть и рисовать разными кисточками, прививать аккуратность при рисовании.
Материал. Альбомный лист с нарисованным контуром утёнка, две кисточки, желтая и красная гуашь, остальное оборудование для рисования и образцы. Картина «Утка с утятами».
Ход занятия
I часть.
Ребята, к нам в садик пришло письмо. Давайте мы его прочтем. В письме рассказ К.Д. Ушинского «Уточки».
«Сидит Вася на бережку: смотрит он, как уточки в пруду купаются, кувыркаются: широкие носики в воду прячут, красные лапки на солнышке сушат.
Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и стары, и малы: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать – пора домой идти!»
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются».
II часть
Воспитатель: «Вот какие уточки, прожоры – тараторочки. Давайте посмотрим на картине уток с утятами. Что они ищут в воде? Что им помогает искать червячков? (широкие носики). Как им помогают лапочки перепончатые?»
Уточнить цвет, названия частей тела.
Обвести пальцем контур всего утенка, проговаривая вслух свои действия. Выполнить упражнение - разминку с кисточкой, а затем начать рисовать тычками по линии контура утенка, потом внутри. Помыть кисточку, вытереть насухо.
Физкультминутка «Утята»
Плавают утята: кря-кря-кря,
Лапками работают не зря, не зря.
А потом по озеру, кругом всех веселя,
Кружатся утята: тюр-ля-ля.
Ну а после плаванья – прощай, вода!
Домой заторопились: да-да-да.
После паузы можно рисовать мягкой кисточкой клюв, лапы, глаза.
III часть
Наше занятие закончилось. Чем мы сегодня с вами занимались? Правильно, мы помогли К.Д. Ушинскому, нарисовали для его рассказа картинки с утятами. Я соберу их и отправлю автору.
НОД по рисованию во 2 младшей группе «Украсим дымковскую уточку»
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Учить рисовать элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку.
2. Развивать творческую активность, умение различать цвета.
3. Вызывать радость от полученного результата.
4. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек.
Средства реализации: гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, дымковская уточка.
Ход занятия:
Воспитатель привлекает внимание детей свистом в дымковскую свистульку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня! Что это такое?
Дети: Игрушка!
В.: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительной игрушкой. А называется она «Дымковская игрушка». Это мир сказочно красивых, нарядных и выразительных фигурок животных и людей. Посмотрите внимательно на игрушки. Мастера создают такие замечательные игрушки в селе Дымково.
Дым из труб идет столбом,
Словно в дымке все кругом,
Голубые дали…
В село Дымково попали!
Сначала игрушку вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узором. Получилась вот такая нарядная игрушка. Посмотрите на эти игрушки, которые сделаны мастерами из Дымковской слободы. Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек?
Ответы детей.
В.: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
Д.: Да!
В.: Тогда отправимся с вами в страну мастеров. А чтобы нам туда попасть, нужно выполнить задания и упражнения.
1 задание: Встаем друг за другом и идем на носочках, руки на поясе.
2 задание: Стоим в кругу, руки опущены. На 1-2-руки вперед, на 3-4-поднять руки вверх, на 5-6-опустить руки.
3 задание: Игра «Найди свой цвет». У воспитателя в руках круги разного цвета, раздает каждому ребенку по кружку. На полу лежат кубики разного цвета. По команде воспитателя дети должны подбежать к такому кубику, какого цвета в руке круг.
В.: Мы выполнили все задания и добрались до Страны мастеров. Сегодня нам приготовили расписывать игрушку-уточку.
Утка – Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
В.: Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?
Д.: Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый.
В.: Ребята, мастер дал нам фигуру уточки и попросил ее украсить кружочками и точками.
В.: Посмотрите, как я украшу свою уточку.
Воспитатель рисует кистью кружки и точки разного размера.
В.: Вот я и украсила свою уточку. Посмотрите, какая она красивая! А у вас получится еще лучше. А сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих уточках.
Дети рисуют узоры на фигурке уточки. Воспитатель оказывает помощь детям.
В.: Какие замечательные игрушки-уточки у нас получились! Яркие, нарядные! Так и хочется с ними поиграть!
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить.
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть!
В.: Ребята, скажите с какими игрушками мы познакомились? Какую дымковскую игрушку мы изобразили?
Пришло время возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия:Украсим дымковскую уточку.
занятие включает в себя лювовь к народному творчеству. чТО НЕ МАЛО ВАЖНО В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПРИВИВАТЬ ЭТО У ДЕТЕЙ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Украсим ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ» (Путешествие в страну мастеров)
Программное содержание: - Продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями узора;- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку; ри...
Виктория Датхужева
Конспект НОД по рисованию (пальчиковая живопись) в первой младшей группе «Веселый утенок»
Конспект НОД по рисованию «Пальчиковая живопись »
в первой младшей группе на тему : «Веселый утенок » .
Образовательная область : «Художественное творчество» .
Программные задачи :
Развивать мелкую моторику рук (оставление следов пальчиками под словесное сопровождение «примакнуть – поднять» );
Закреплять знание двух цветов : желтого и красного, побуждать называть их;
Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается;
Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.
Материалы : мольберт, ширма, гуашь желтого и красного цвета, салфетки, листы бумаги с изображением утенка на каждого ребенка , игрушечный утенок , следы утят красного цвета из картона, аудиозапись «Танец маленьких утят» .
Предварительная работа : Знакомство с утенком (игрушкой) . Рассматривание иллюстраций с его изображением (перышки, клюв, лапки, плавает и т, д.) . Чтение сказки «Как утенок научился плавать » ; загадывание загадок про утенка , игра с ним; разучивание элементов танца «Танец маленьких утят» .
Ход НОД:
Дети одеты в одежду желтого цвета. НОД начинается в раздевалке или группе . Возле входа в группу разложены следы утенка (картонные) красного цвета.
В учебной зоне группы стоит мольберт , на котором закреплено изображение утенка (образец, закрытого белым листом. Остальные изображения утят спрятаны с другой стороны мольберта. Рядом с мольбертом с одной стороны стоит ширма, обтянутая желтой тканью. За ширмой спрятана игрушка «утенок » . С другой стороны мольберта стоит стол с материалом для рисования пальчиками и стулья по количеству детей.
Игровая мотивация :
Дети с воспитателем входят в группу .
Воспитатель : - Ой, ребята, посмотрите! Что это? (показывает на следы утенка ) .
Дети : (Предполагаемые ответы детей) .
Воспитатель :- Правильно, следы. А вы знаете, чьи это следы? (Ответы детей) .
Если затрудняются с ответами целесообразно загадать загадку.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок )
Воспитатель : - Ну конечно, утенок ! И следы его. Интересно, а где же он?
(Дети осматриваются по сторонам) .
Вы его видите? (Нет) .
И я не вижу. Давайте пойдем друг за другом, как утята по его следам и поищем его! (Педагог обращает внимание детей на то, что нужно идти правильно, точно наступая на следы утенка , чтобы не сбиться с пути.) Дети идут за воспитателем, приближаясь к ширме, где спрятан утенок .
Воспитатель : - Ну, вот здесь следы заканчиваются. Что мы видим? На что это похоже? (Ответы детей.)
Дети : - На домик.
Воспитатель : - Какого он цвета?
Дети : Желтого.
Воспитатель : - Правильно, желтого, как сам утенок . Детки, вы слышите? В домике кто-то плачет. (Дети прислушиваются) . Наверное, это наш утенок , которого мы ищем? Давайте его позовем! (Все зовут утенка ) .
Утенок : - Нет, я не выйду!
Воспитатель : - Почему?
Утенок : - Я очень боюсь!
Воспитатель : - Кого ты боишься? Ты же в детском саду. Выходи, мы тебя не обидим.
Утенок : - А лисы с вами рядом нет?
Дети :- Нет.
(Оглядываясь, выходит утенок из домика ) .
Утенок : - Здравствуйте, дети! Как вас здесь много. Давайте знакомиться. Я утенок – Кряк . (Дети здороваются и называют свои имена) .
Воспитатель : - Кряк, расскажи, что же здесь прячешься?
Утенок : - Мы играли в футбол с моими друзьями – утятами, но нас испугала лисичка. Помогите мне найти моих друзей, пожалуйста.
Воспитатель : - Ребята, поможем утенку найти его друзей ? (Ответы детей) . Где же они могли спрятаться? (Педагог обращает внимание детей на изображение утенка (образец) на мольберте).
Воспитатель : - Да вот же он! Посмотрите, дети, какой он красивый! Какого цвета у него перышки? (Желтые) . А лапки, клюв? (Красные) . А здесь я вижу еще много утят. Это все твои друзья Кряк?
Утенок : - Да, но я их не узнаю. Что с ними случилось? Да они от испуга стали белыми. Дети, а вы сможете помочь моим друзьям стать такими же, как раньше, вернуть им красивый цвет перышек лапок? (Ответы детей) . – А что для этого нужно сделать? (Ответы детей) .
Воспитатель : - Правильно, надо раскрасить им перышки и лапки.
Каждый ребенок выбирает изображение утенка . Затем воспитатель приглашает детей присесть за столы и приступить к работе.
Воспитатель : - Кисточек нет, чем же мы будем рисовать ? (Пальчиками ) .
Педагог напоминает детям способ рисования пальчиком под словесное сопровождение «примакните – поднимите» .
Дети раскрашивают утят, стараясь располагать украшение равномерно по всей поверхности изображения.
Воспитатель следит, чтобы дети работали аккуратно, не пачкали рабочий материал. Обмакивали пальчик в краску так , чтобы она не стекала с пальца .
Воспитатель : - Ну вот, ребята, перышки утятам нарисовали . Посмотрите, ничего мы не забыли нарисовать ? (Ответы детей) .
Воспитатель : - Правильно! Надо нарисовать клюв и лапки . Какой цвет нам понадобится для этого? (Красный) .
Прежде, чем продолжить рисовать , нам нужно смыть с пальчиков желтую краску и вытереть о салфетку. Теперь немного отдохнем и рисовать опять начнем . (Проводится физкультминутка) .
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей !
Дети присаживаются на свои места и продолжают рисовать под словесное сопровождение «Примакните – поднимите» .
В процессе рисования утенок – Кряк радуется результатам детского творчества : «Мне очень нравится, как у вас красиво получается!
Организация окончания НОД.
По окончанию работы, дети вытирают пальчики салфеткой . Воспитатель просит утенка - Кряк помочь ему собрать изображения утят и положить их на отдельный стол.
Утенок : - Вот теперь все утята собрались вместе. Какие они нарядные и красивые, такие же, как были раньше. Утенок предлагает детям потанцевать всем вместе его любимый танец («Танец маленьких утят» ).
Утенок : - Спасибо вам большое, ребята! Я очень рад, что попал именно к вам в детский сад. Вы помогли моим друзьям обрести свой цвет перышек. Каким цветом вы их рисовали ? (Ответы детей) . А клюв и лапки? (Ответы детей) . А как вы это делали? (Ответы детей) .
Утенок : - Все правильно, молодцы! А нам пора домой, нас наверное ищет мама!
Но я обязательно зайду к вам в гости. До свидания!
В вечернее время дети могут продолжать танцевать и играть с изображением утят. Они показывают куклам свои рисунки, рассказывают, как они клюют зернышки, умеют плавать. Используют изображение утят для отдельных «сценок» («утята встретились и вместе поют свою песенку» , «утята увидели червячков» и т. д.). В процессе игры воспитатель напоминает детям слова песенки для они самостоятельного повторения.
Организация: ГБДОУ детский сад №26
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой;
Учить выделять элементы росписи, наносить из бумаги уточку
Формировать навыки рисования способом примакивания;
Вызвать радость от получившегося результата;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассмотреть альбом дымковской игрушки;
Обратить внимание на цвет, форму и размер узоров.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть: СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:
Приходит кукла «Солнышко» и рассказывает, что по дороге в д\сад она встретила уточку которая потеряла своих деток, утят.
У «Солнышка» в руках сумочка, в которой находятся вырезанные из бумаги уточки.
2 часть: рассмотреть с детьми иллюстрации на фланелеграфе с изображением дымковских игрушек
Обратить внимание детей на цвет, форму и размер узоров;
3 часть: ФИЗМИНУТКА
«Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря!(шагаем)
Пролетел весёлый жук:
Ж-ж-ж(машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают:
Га-га-га(круговые вращения шеей)
Клювом перья выправляют(повороты туловища)
Ветер ветки раскачал(качаем руками)
Шарик тоже зарычал:
Р-р-р(руки на поясе наклоны вперёд)
Зашептал в воде камыш:
Ш-ш-ш (руки вверх, потянуться)
И опять настала тишь:
Спросить как украшены игрушки
Предложить назвать элементы украшения(полоски, пятнышки, примакивание, точку)
Предложить детям посмотреть как они будут украшать уточку на листе приколотом к доске
Вспомнить как правильно надо держать кисточку в руке
Предложить детям расписать способом примакивания белых уточек.
Уточнить приём рисования – примакивание.
Всех расписанных уточек разложить на столе, на голубом листе бумаги.
Полюбоваться ими с детьми.
Отметить, что все уточки получились яркие, нарядные, красивые.
МАТЕРИАЛ:
2-3 иллюстрации дымковской игрушки;
Вырезанные из белой бумаги уточки
Краски-гуашь(2 штуки разного цвета)
Кисти, салфетки,банки с водой.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В свободное время рассматривать дымковские игрушки, их яркую, народную роспись.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту» Издательство «Учитель» 2012
2. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» «Мозаика-Синтез « 2014
3. И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2014
4. Н.М.Конышева «Чудесная мастерская» Издательство «Ассоциация 21 век» 2004
5. Журнал «Обруч» №1 2014 статья «Дом детской радости».
"будешь нашим королем" - костюм для мальчика на осенний праздник
Чем обесцветить волосы в домашних условиях - лучшие краски, кремы, пудра и народные рецепты Что для волос вреднее обесцвечивание или краска
Как связать платье крючком, дайджест
Вязание пончо Пончо крючком схемы и описание
Как предотвратить негативные последствия наращивания волос?