Сценарий проведения народного праздника "сороки". Сценарий народного весеннего праздника для старшей - подготовительной группы детского сада Сценарий праздника сороки младшая группа доу

  • 28.10.2019

В рамках духовно – нравственного воспитания детей по традиции проводится праздник «Сороки». Воспоминания о детстве натолкнули меня на создание сценария к этому празднику, который можно провести в образовательном учреждении. Причём я постаралась учесть ведущие традиции этого праздника. Сценарий этого праздника можно реализовывать с детьми разных возрастных групп, конечно, он больше направлен на детей подготовительной группы, но некоторые игры подобраны для младших дошкольников.

Цель: Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников; знакомить с национальными традициями родного края.

Задачи: Познакомить детей с историей фольклорного праздника «Сороки», с народными обычаями и традициями;

Развивать мышление, выносливость, ловкость через участие в подвижных и дидактических играх;

Воспитывать интерес к истории русского народа, к русскому народному фольклорному творчеству.

Необходимое оборудование:Музыка М.И. Глинки «Жаворонки», детские музыкальные инструменты, костюмы для действующих лиц, декорации к сказке, зонтик, палочка, изображающая лучик (можно заменить фонариком), голубая широкая лента, веточки для игры «Свей гнездо», ленточки, угощения.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны, проведение занятия по изготовлению птичек из бумаги, лепка птичек из солёного теста, беседа о перелётных птицах.

Действующие лица:

Ведущие праздника – сорока и кукушка,

Зайчик

Солнышко

Леший

Зима

Весна

Птицы

Ход праздника.

Под музыку Глинки М.И. входят дети, подыгрывая на музыкальных инструментах.

Сорока и Кукушка : Здравствуйте дорогие гости, мы рады, что вы пришли к нам отпраздновать этот замечательный праздник – прилёт птиц.

Кукушка : Я летала, летала, у всех спрашивала, а что же это за праздник такой? И у зайцев спрашивала, и у белок спрашивала, даже к ворону летала. Да никто мне толком и не рассказал, что же отмечают 22 марта. А ты, Сорока, не знаешь случайно?

Сорока : Мне моя бабушка рассказывала, что этот праздник называется «Со роки», и что в этот день прилетают из тёплых краёв жаворонки и ещё сорок птиц с собой ведут. И с этого дня Вена вступает в свои владения, а Зима уходит прочь. В этот день всегда весело было, народ весну — Красну звал и солнышко тёплое.

Кукушка : Ребята, а вы сказки любите? (да)

Сорока : Разгуляйся, народ!

К нам Весна идёт!

Весна – Красна

Всем тепло несёт!

Кукушка : Что-то и нет Весны – Красны, куда она делась – то? Может быть надо её позвать? Ей заклички покричать?

Сорока : Погоди, Кукушечка, не торопись! Давай сначала ребятам сказку покажем «О том, как Зайка Весну искал», глядишь, и Весна сама к нам в гости придёт!

В одном лесу жил – был Зайка (появляется заяц в белой шубке). Сидел Зайка на крылечке и думал, что зима всё не проходит и не проходит! Собрался Зайка Зиму провожать, а Весну встречать. Зима никак уходить не хочет. Все дорожки в лесу снегом замела, всё вокруг заморозила. Собрался Зайчик и отправился в путь – дорогу Весну искать! Шёл Зайка, шёл и набрёл на полянку. Посмотрел по сторонам — нет никого. Начал зайчик солнышко звать:

Солнышко – вёдрышко покажись, появись!

Светом лучистым ты нам улыбнись!

Тёплым дыханием лёд растопи,

Звоном весенним ручьи разбуди!

Зайчик : Ребята, а вы какие заклички знаете? Давайте позовём солнышко скорее!

1ый ребёнок : Как на небе солнышко пригрело,

Как на небе красное пригрело.

2ой ребёнок : Как во поле травка зеленела,

Как в широком травка зеленела!

3ий ребёнок :

Солнышко, солнышко! Колоколнышко!

Выходи к нам поскорей,

Растопи весь снег быстрей!

4тый ребёнок :

Солнышко красное! Солнышко ясное!

Лучики свои расправь, золотыми потянись!

Малым детям улыбнись!

Выходит Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я спало за тучкой и услышало, как вы меня зовёте. Что случилось?

Заяц : Солнышко лучистое, ты Весну не видело? Целый день по лесу бегаю не могу её найти.

Солнышко : Нет, Зайка, Весну не видело, но зато Зиму встретило. Несла Зима большой мешок, несла в нём стужу, метели, пургу. Но могу вам помочь, только поиграйте со мной, пожалуйста, а то зимой так скучно было.

Зайчик : Ну, что, ребята? Поиграем с солнышком? (Да). Знаю я одну игру интересную, которая называется «Солнышко и дождик». По команде «Солнышко» все гуляют по лужайке, скачут и смеются. По команде «Дождик» воспитатель раскрывает зонт, и все дети бегут под его большой зонт.Игра повторяется 3 – 4 раза.

Солнышко : Спасибо вам, что повеселили меня! За это я вам помогу! Вот вам лучик волшебный – он вам дорогу к Весне покажет!

(Выходит Леший, расстроенный, в руках держит конверты с буквами)

Зайчик : Привет, Леший! Ты что такой грустный?

Леший : Да вот, налетела злая вьюга, и все буквы в моих словах запутала. А слова-то непростые были – я названия птиц выкладывал, чтобы они поскорее из тёплых стран к нам вернулись!

Зайчик : Не горюй! Мы с ребятами тебе быстро поможем снова все названия птиц соберём! Правда, ребята?

(дети отгадывают анаграммы)

Примерные анаграммы:

АРОВОЖКОН (жаворонок)

КСВОЕРЦ (скворец)

КАЛОСТОЧА (ласточка)

УЖРАЛВЬ (журавль)

УКИЛК (кулик)

Леший : Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! А ты, Зайчик, куда путь держишь?

Зайчик : А я Весну ищу! Зима никак уходить не хочет! Ты, Леший, Весну не встречал?

Леший : Нет, я Весну не видел! Но я вам помогу, пущу ручеёк по земле, он вам и подскажет, куда дальше путь держать!

Зайчик : Ребята, давайте поможем ручейку!

(Проводится игра «Ручеёк»)

Кукушка : Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Идёт Зайчик дальше, а на встречу ему … птицы летят! (здесь можно включить какой-нибудь танцевальный номер, или под музыку просто изобразить перелёт птиц)

Зайчик : Здравствуйте, птички вешние! Вы Весну не видели?

1ая птица : Видели! Это она нас позвала!

Зайчик : Расскажите, где вы были, чего видели, как жили, да с кем дружили?

2ая птица : Давно мы дома не бывали! Очень соскучились по родному краю!

3я птица :Первыми летят кулики да жаворонки, и за собой ещё сорок птиц ведут.

4ая птица : А вы, ребята, много названий птиц знаете? Давайте проверим?

(проводится игра «Что ни шаг, то птица»)

Правила игры : дети разбиваются на две команды. Одна команда встаёт в шеренгу с одной стороны зала, а другая – с другой стороны зала. Каждая команда по очереди делают шаг, называя птицу. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше названий птиц. Повторяться нельзя.

5ая птица : Скоро мы прилетим и гнёзда будем вить! Знаете, какое это непростое дело? Хотите попробовать?

(вызывается 3 человека и проводится игра «Свей гнездо». Перед каждым из участников на столе лежат по 40 веточек. Задача играющих соорудить гнездо из этих веточек. Выигрывает тот, кто первый качественно сделает гнездо для птички).

1ая птица : Ну, что, убедились, как это сложно соорудить себе дом?

Под тревожную музыку появляется Зима.

Зима : Ага! Вот вы где все собрались! Не хочу я от вас уходить! С вами так весело было: вы в снежки играли, на санках, на лыжах, да на коньках катались, бабу снежную лепили, хороводы водили. Не пущу к вам весну, Буду сама целый год править!

Зайчик : А ребята столько закличек знают, что придёт Весна, услышит нас!

(дети по очереди произносят веснянки, а затем достают заранее изготовленных птичек и вешают их на дерево)

Пример веснянок:

Приходи Весна! Позелени леса!

Приди Весна красная!

Приди Веса ясная!

Принеси нам много тёплых дней

И подснежники с полей!

Весна! Весна!

Ты проснись ото сна!

Разбуди капели звон!

Да весенний первый гром!

Весна – красна, приходи!

Птичек певучих к нам позови!

Почки деревьев повсюду раскрой!

Отпусти из ульев пчёл весёлый рой!

Под лиричную музыку появляется Весна.

Весна : Слышу, слышу, как вы меня ждёте и к себе зовёте! Пришла я к вам и тепло с собой принесла!

Зима : Уходи, Весна, отсюда! Я буду править круглый год!

Весна : Нет, Зима, это тебе пора уходить со двора! Моё время настало!

Зима : Тогда я вам сейчас такие загадки загадаю, что вы ни за что не отгадаете! (Зима загадывает загадки о приметах весны и о птицах)

Например :


Зима : Ничего себе! Все загадки отгадали! Молодцы какие! Видно вы действительно Весну ждёте!

Весна : А давайте поиграем в игру «Вороны и воробьи». (Дети делятся на 2 команды – одни воробьи, другие – вороны. Зал делится на части с помощью лент. Прокладывается полоса с одной части зала – это место воробьёв, они там в безопасности, а с другой стороны – для ворон. По сигналу «Воробьи!» дети, исполняющие роль воробьёв вылетают на середину зала, а дети, изображающие ворон их ловят. Пойманные переходят на сторону соперника. По команде «Вороны!» из своего дома вылетают вороны, а воробьи их ловят. Выигрывает та команда, в которой окажется больше играющих).

Зима : У вас здесь очень весело! Но я поняла, что мне пора уходить! Но я к вам обязательно вернусь, когда придёт моё время! До свидания!

Весна : А у меня для тебя, Зайчик, подарочек есть – новая шубка. (Весна дарит зайчику серенькую шубку). И для вас, ребята, тоже есть небольшие подарочки! По традиции на праздник «Сороки» люди пекли булочки в форме птичек. Я тоже приготовила таких птичек! (Весна дарит детям испечённых «жаворят»).

В этот сценарий можно включить так же и , подходящие по тематике праздника.

Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Жаворонки­встреча весны»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать
представление о народном празднике прихода весны
Задачи: пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа;
продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,
приметы, поговорки, игры, хороводы; расширять кругозор.
Дети заходят в муз. зал под музыку, встают в 2 круга (Песня о весне, пение птиц)
Ведущий: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие!
Сегодня мы проводим праздник, который на Руси издавна называли Сороки, или
«Жаворонки», или день весеннего равноденствия
Все люди с нетерпением ждут прихода весны, а зимняя пора уже проходит. Давайте,
ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее.
ПЕСНЯ «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ»
По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью
равняется. Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой
жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков. На Жаворонки обычно пекли
«жаворонков» с распростертыми крылышками, как бы летящих. Печенье раздавали детям
со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели» Дети с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам. Давайте жаворонков
закликать и весну встречать.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
1. Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила.

2.Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

3.Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

4.Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну­красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

5.Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

6.Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

7.Летел кулик
Из­за моря,
Принёс кулик
Девять замков -
Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

Воспитатель: А чтобы Весна скорее пришла, исполняли песни - веснянки
ПЕСНЯ­ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА»
Дети садятся на места
Звучит фонограмма – пение жаворонка. В зал заходит птица – жаворонок.
Ведущий: ребята. Кажется, у нас гости!
Жаворонок: Здравствуйте, а вот и я – меня узнали вы, друзья?
Я ­ жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле ­ домик мой,
В ясном небе ­ песня!
Услышал я «веснянку» и решил заглянуть к вам в гости.
Ведущий: Здравствуй, жаворонок, спасибо, что прилетел к нам на праздник – будь гостем
дорогим, ведь жаворонки – вестники весны!
Жаворонок: Да, о приближении весны возвещаем мы – птицы, возвращаясь из дальних
стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», ­ говорили
люди. Какие еще птицы прилетают из теплых краев? Ответить на этот вопрос вам помогут
мои загадки:
ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ.
Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)
Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (Ласточка.)
Жаворонок: А вот и мои друзья, весенние птицы, прилетели со своим птичьим
оркестром.
Слышны звуки птичьих голосов.
ПТИЧИЙ ОРКЕСТР – исполняют дети старш. гр.
Жаворонок: Ну, что ребята, вам понравилось выступление птичьего оркестра?
Дети: Да!
Ведущий: Птичи трели и волшебная музыка разбудили от зимнего сна весенние цветы.
Посмотрите, как они хороши!
ТАНЕЦ ЦВЕТОВ – исполняют дети средн. гр.
Ведущий:
А сейчас, все в кружок встаем
И веснянку запоем!
ПЕСНЯ – ВЕСНЯНКА «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЁМ ВОДА»
Жаворонок.
Ребята, а вы играть любите? Тогда игра на внимание. Я буду читать стихотворение, а вы
постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
ИГРА «НЕ ПТИЦА»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Ай да молодцы вы, ребята! Всех птиц знаете. А еще поиграть хотите?
Дети: Да!
Ведущий: А теперь мы с ребятами приглашаем тебя поиграть в игру – Жаворонок!
Вставай с ребятами в кружок.
(жаворонок встает в круг с детьми)
ИГРА «ЖАВОРОНОК»
Славный выдался денек
Поиграем в ручеек!
ИГРА «РУЧЕЕК»
Жаворонок: Мы с вами дружно поиграли
Праздник весело встречали!
После игр детям няня в русском сарафане вносит испеченных жаворонков –
символ весны!
Ведущий: А вот и «жаворонки прилетели – на головку сели». Ребята, мы их поедим в
группе, когда вымоем чисто руки.
Жаворонок: Ну, а мне пора лететь дальше в свою стаю.
Ведущий: Спасибо тебе, жаворонок, что к нам на праздник прилетел. Сегодня мы с вами
зиму и мороз проводили. Дружно, с жаворонком мы весну зазывали, в игры играли. Теперь
весна к нам непременно придет и согреет нас своим теплом!
Жаворонок: Всего вам доброго! (улетает из зала)
Под музыку дети выходят из зала

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №2»

Конспект развлечение

«Жаворонки»

Разработала и провела:

22.03.2013г.

воспитатель

Собинова Елена Анатольевна

г. Курск – 2013г.

Вед. Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорят об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Заждались её и взрослые, и дети, и птицы, и животные. А что бы весна красна, пришла скорее, давайте вместе её зазывать, закликать да в гости приглашать.

    Реб. Весна, приходи!

Три угодья принеси!

    Реб. Первое угодье-

В лугах половодье!

    Реб. Другое угодье-

Солнце на подворье!

    Реб. Третье угодье-

Зелёное раздолье!

Появляется Весна.

Дети (хором): Весна - красна, на чём пришла?

Весна:

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Ржаном колесочке.

Дети: Весна красна! Что ты нам принесла?

Весна: Красное летечко!

Дети: Весна красна, оставайся с нами на празднике мы будем песни петь и хороводы водить.

Вед: Детки малые, детки большие, а знаете ли вы, как на Руси весну –красну встречают, чем зазывают? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. В этот день в русских деревнях все хозяйки вместе со своими детками выпекают вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Дети надевают румяных жаворонков на длинные палочки и бегают с ними по деревне, зазывают в гости настоящих птиц со словами:

«Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела»

А сейчас я вам загадаю загадки о птицах.

Загадки.

Рук нет, а строить умеет.

На дереве в лукошке подрастают крошки

На шесте - весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер

На крыльце поёт отец

Он и лётчик, и певец.

(скворец)

На шесте – дворец

Во дворе – певец

А зовут его…

(скворец)

Хочет - прямо полетит

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поёт.

(жаворонок)

Верный страж и друг полей

Первый вестник тёплых дней

Ст.гр. Игра «Ворон»

Вед. Давайте позовём птиц песней.

Ст.гр. Песня «Нас с утра разбудило пение»

Вед. Услышали птицы нашу песню и прилетели к нам.

1 реб.

«Грачи»

Птицам этим очень рады,

Прячь, зима, свои наряды!

Даже маленький ручей

Рад приветствовать грачей.

2 реб.

«Скворцы»

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы-

Червяков они клюют

И потом, поют, поют…!

3 реб.

«Жаворонок»

На солнце тёплый лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

Поет на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны»

Вед. Игра «Жаворонок»

Дети стоят кругом

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребёнок) с колокольчиком движется поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят:

«Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год!»

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становиться «Жаворонком». Игра повторяется.

Вед. Ребята, скажите, а как называется «домик», в котором живут скворцы? СКВОРЕЧНИК….

Сейчас наши плотники – ложкари изготовят скворечник.

Игра на ложках

Скворец.

Сколотили мы скворечник

Птицам. Мы должны беречь их

Ну, когда же, наконец

В нём поселиться скворец?

Вед. На Руси в этот день дети всегда играли в игры. Давайте мы с вами поиграем.

Ст. гр. Игра «Птички в гнёздышке»

Вед. Ребята, а знаете приметы весны.

- Апрель богат водой, апрель водою славен.

- Апрельский цветок ломает снежок.

Апрельский скворец – весны гонец.

Апрель богат водой, а май – травой.

Увидел грача, весну встречай.

Запел жаворонок – пора выходить на пашню.

Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже.

Жаворонок возвещает о хорошей погоде на весь день.

Март – грачевник, грачей пригнал.

Вед . Весна, а что ты нам принесла.

Весна:

Я пришла к вам не одна,

А с птицами, с травами,

С веселыми забавами,

С ярким солнышком.

Хоровод: «Солнце ясное»

Вед. Пока мы водили хоровод, солнышко пригрело и слышится капель.

Песня «Динь-дон»

Стихи о весне.

Вед.:

Весну вы славили?

Вед.:

В игры играли?

Вед.:

Жаворонков напекли?

Вед.:

А сейчас в самый час

Всем на удивленье

Заварить душистый чай

Да отведать угощенье.

Праздник «Жаворонки»

Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Задачи:

    познакомить учащихся с историей весенних праздников.

    расширять кругозор детей о жизни, традициях и праздниках родного народа

    воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, пословицы и поговорки, ткань, нитки для изготовления «жаворонков»

Ход занятия

Ребята, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.
- А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!(ответы детей)
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали
приближение весны?
- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,
солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей)
- А какой месяц сейчас идёт?
- Наступил март месяц. (ответы детей)
- Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

В марте есть один особенный день. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

День весеннего равноденствия

Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.

Считается, что в день весеннего равноденствия энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром.

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок., поэтому и праздник называется «Жаворонки» Этот день в народе называют также день Сорока мучеников, или «Сороки».

Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам - и в первую очередь это касалось христиан-воинов.

В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам.

За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск.

Их осталось тридцать девять. Глубокой ночью Свет Небесный сошел на воду, осиял озеро, черные горы, посинелые лица гибнущих.

Свет был теплый, как летом, он растопил лед и согрел воду.

И тогда солдат-язычник по имени Аглай, один из тех, кто охранял место казни сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича:

- Я тоже христианин!

Наутро правитель пришел к озеру и изумился и разгневался, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и предали души Богу.

Вот такая печальная история.


- А сейчас мы с вами узнаем, как в далёкую старину встречали люди весну-красну. Только сначала загадку отгадайте:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Д.: - Весна красна!

А.:- Идёт матушка весна – отворяй… (ворота).

Первым март пришёл - белый снег… (сошёл).

А за ним и апрель отворил окно и… (дверь).

А как пришёл май - солнце в дом… (приглашай).

А.: - И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие: (Загадки о перелётных птицах)

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее придет весна.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА.

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Прилетают жаворонки ранней весной, в марте.

Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках, или близ опушек, где можно спрятаться от ветра и непогоды. В таких местах они бегают по земле и отыскивают осыпавшиеся прошлогодние семена трав.

Обитают полевые жаворонки в полях, лугах и степях. Никогда не встречаются в лесу. Питается семенами и насекомыми.

Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, обычно среди негустой, иногда совсем редкой травы.

Многие любители держат полевых жаворонков в неволе. Прирученный молодой самец способен петь по 8 часов в сутки. Живут эти птицы в неволе до 10 лет, чего в природе практически не встречается.

Народная примета

Если после Сорок утренние морозы продлятся 40 дней, то лето будет теплое.

    • На Сороки день с ночью меряются.

      Зима кончается – весна начинается.

      Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

      Увидел скворца – весна у крыльца.

      Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жавор о нков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки и отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, …

Мужчины вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято, кроме птичек, выпекать сорок «орехов» и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!»

Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнездышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Светлой Пасхи принесли побольше яиц.

Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. И сейчас мы с вами смастерим таких птиц, чтобы тоже, как и наши предки, позвать к нам весну

(Дети мастерят птиц, затем все вместе выходят на улицу кликать весну)

Заклички

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!


Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам

Принесите к нам

Лето теплое,

Унесите от нас,

Зиму холодную,

Нам зима холодная,

Надоскучила,

Руки ноги отморозила!

Жавороночки, перепелочки,

Прилетите к нам

Принесите нам!

Весну – красну

Тепло – летечко

Зелен покос

Уйди сухой мороз!

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Люди становились парами, брались за руки и поднимали их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий входил в ручеёк и брал себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Народная игра “Солнышко” (выбирают водящего)

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре Солнце.

Все:

Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,

Водящий:

Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Пара, которая оказалась ближе к водящему, по его сигналу опускает ленту. Бегут в разные стороны по кругу. Кто придет позже, тот и водящий. Игра повторяется заново.

В конце игровой программы детям раздаются выпеченные жаворонки

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 им. Крупской» .

Воспитатель: Долженко Светлана Анатольевна с. Красногвардейское. 2015 г.

Интеграции образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка.

Цель:

  • Познакомить детей и родителей с традициями русского обрядового праздника «Жаворонки» .
  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к народным играм.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Доставить детям и родителям радость в праздновании русского народного обрядового праздника.
  • Привлечь родителей к изготовлению «жаворонков» для чаепития.

Материал: декорация для оформления зала. Русские народные костюмы для детей и взрослых, коромысло с тёмным и светлым ведром, жаворонки на палочках из солёного теста, жаворонки из сдобного теста для чаепития.

Предварительная работа: разучивание закличек, песенок, пословиц, поговорок, народных игр, прибауток. Изготовление жаворонков из солёного теста.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Усаживайтесь рядком, всё у нас пойдёт ладком. Здравствуйте, гости дорогие! Мир, покой тому, кто в нашем дому. Долго длилась зима на Руси, с нетерпением ждали прихода весны в старину. Чтобы весна быстрее пришла, её не просто ждали, а зазывали, закликали, в гости приглашали. Как это делали, мы вам сейчас покажем.

(звучит музыка, вбегают два скомороха: один одет по-зимнему, второй по – весеннему)

1-й скоморох: Здорово, приятель!

2-й скоморох: Здравствуй, брат. Что это ты так оделся тепло?

1-й скоморох: А ты почему так легко оделся?

2-й скоморох: Так уж, вроде, зима на исходе, весна к нам пришла. Надоела нам зима, надоели морозы! Зима на исходе, весна на пороге! В народе говорят: «Как зима не злится, всё равно весне покорится!»

1-й скоморох: Какая весна?! Глянь кругом-ещё снег лежит. А в лесу знаешь сколько снега! И медведь ещё в берлоге спит, лапу сосёт. Снежок летит, стоять не велит! В народе говорят: «В марте мороз на нос садится» .

2-й скоморох: Снег лежит, да не тот - сырой и рыхлый. Да и сосульки с крыш капают. Есть такая поговорка: «Зима морозом весну пугает, а сама тает» .

1-й скоморох: Да, с крыш капает, а за нос всё равно цапает!

2-й скоморох: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна наступила? Придётся позвать своих помощников. Прокоп да Василий, идите сюда!

(выходят два мальчика в русских народных костюмах)

Прокоп: Я, Прокоп – дорогорушитель, 12 марта- мой день. Первое тепло я людям приношу. Снег оседает, рыхлым становится. На санях ехать-не проедешь, а на телеге ещё рано. Мой день все любят: как не любить, снег тает, весну зовет.

Василий: Меня зовут Василий – капельник. Мой день- 13 марта. В народе так говорят: на Василия – капельника со всех крыш сосульки плачут.

Снег в лесу. Сугробов много,

Но звучит синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает капель.

2-й скоморох: Что, приятель, убедился, что весна рядышком ходит?

1-й скоморох: Да, и правда, зима кончается, надо идти весну встречать. Пойдем, поможешь мне зимнюю одежду снять.

2-й скоморох: Пойдем.

Воспитатель: Ушли скоморохи весну встречать и нам пора. Хотя ещё морозы бывают, да и снег идет, но всё это прощальные приметы зимы. В народе говорят: «Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал» . Весна-то рядышком ходит. Главная её примета-дни всё длиннее становятся. Хотите, чтобы весна к нам пришла?

Дети: Хотим!

Ведущий: Тогда давайте её закликать, в гости приглашать.

Ребёнок: Выходи, народ!

Становись у ворот!

Зиму провожать,

Весну закликать!

(дети встают и идут по кругу) .

Дети: Весна! Весна! Проснись ото сна! Приди, весна, с радостью! Приди, весна, с милостью! Со льном высоким, с корнём глубоким, с хлебом обильным. Весна! Весна! Проснись ото сна!

(под русскую мелодию входит Весна, она несёт коромысло с двумя ведрами: одно темное, другое светлое)

Воспитатель: Идёт матушка-весна! Отворяйте ворота!

Весна: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Услышала я, как вы меня закликали вот и пришла к вам.

Дети: Здравствуй, милая Весна!

Ребёнок: Весна - красна, а что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам коромысло непростое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В первом – тёмная ночь, во втором – светлом, ясный день живёт.

Воспитатель: Ой, как интересно! А какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведёрка по весу сравнялись. День равен ночи: 12 часов дню отведено, 12- ночь забирает. А дальше светлое ведро будет всё тяжелее, потому что день расти начнёт.

Воспитатель: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Конечно же, ясно солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

Воспитатель: А мы, знаем игру. (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети: Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Воспитатель: Весна, а давай мы с ребятами солнышко позовём?

Весна: А как вы его позовёте?

Воспитатель: Обратимся к солнышку с просьбами, с поклонами! Позовите, ребята, солнышко!

Ребёнок: Солнышко, солнышко!
Золотое зёрнышко!
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко-вёдрышко,
Красное колоколнышко!
Прикатись к нам на проталинку,
Сядь на кочку, на пенёк,

Погости у нас денёк!

(дети кланяются)

Ребёнок: Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.

(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)

Ребёнок: Засияло солнце ярко.
Солнышко пришло с весной!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, лучик золотой!

Солнце: Ярче вы, лучи сияйте
И земельку согревайте!
Зеленейте стебельки,
Расцветайте, все цветки!

Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы!
Воспитатель: Сегодня праздник Солнца и Весны,
Нет праздника чудесней.

Давайте встретим праздник мы,
Весёлой, звонкой песней!

Хоровод «Весняночка»

Воспитатель: Чтобы зима быстрее уходила, люди задабривали её. Для этого лепили из глины фигурки домашних животных и птиц, а затем выставляли их за окошко. Из птичек чаще всего лепили петушка. Считалось, что весной петушок - самый главный из них. Знаете, почему? Утром песенку петушок запел, значит солнышко взошло. Любили птиц русские люди, с нетерпением ждали их прилёта. В старину верили, что весна потому и наступает, что её птицы приносят. В домах пекли из теста вкусных ароматных жаворонков. Птичек этих раздавали детям, те насаживали их на палки, бежали на улицу и громко кричали, зазывали птиц. Давайте и мы сейчас возьмём жаворонков и закличем их к нам.

(дети берут жаворонков на палках и под музыку встают врассыпную)

Ребёнок. Жаворонки, прилетели!
Студёную зиму унесите!
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела-

Весь хлеб у нас поела!
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел.
Ребёнок. Уж ты, пташечка, ты залётная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.
Ребёнок. Ой, вы, жаворонки, жаворонки!
Летите в поле
Несите здоровье,

Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Ребёнок. Чувиль – чувиль, жавороночек!

Прилети к огням,
Принеси ты нам
Весну – красну,
Красно – солнышко,

Тепло летушко зеленоокое!

Ребёнок. Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Землю нашу одевайте,

Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте.

Воспитатель: Закликав птиц, дети сажали жаворонков на плетень, на крыши сараев, вешали на веточки деревьев. Прилетевшие птицы склёвывали их. А в некоторых семьях делали так: запекали в одну птичку монетку. Тот, кому она доставалась, считался самым счастливым в этом году.

Весна. На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно» . И так, отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…

Р.н. и. «Гори-гори ясно» .

Воспитатель: Ребята, мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали.

Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Весна: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки» . Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.