Занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Конспект занятия на тему: «Радость» (по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

  • 03.03.2020

Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.

Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.

Ход занятия.

I . Вступление.

1.Приветствие «Радостная песенка».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.

2.Игра «Разноцветное настроение».

Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

  • красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
  • желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
  • зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
  • малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
  • коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
  • черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

II. Основная часть.

3.Этюд «Танец радости».

Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.

4.Игра «Коробочка эмоций»

Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?

Ответы детей.

5.Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.

Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.

Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)

Дети прослушивают музыку и отвечают.

6. Упражнение «Волшебные дорожки»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)

Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?

Ответы детей

(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)

Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.

III. Заключение.

7.Упражнение на релаксацию.

Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Ромашка» с. Михайловка Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Подготовила и провела педагог – психолог Киреева Б.Р.

Цель:

  • закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, грусть, страх, удивление, гнев) .

Задачи:

  1. способствовать осознанию, пониманию эмоций;
  2. повысить устойчивость эмоциональных состояний;
  3. помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
  4. помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.) , препятствующие его полноценному личностному развитию;
  5. обогатить эмоциональную сферу ребенка.

Этапы занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, групповая дискуссия.)
  3. Рефлексия занятия - оценка занятия.
  4. Ритуал прощания.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Возраст участников: Старший дошкольный возраст.

Оборудование: картинки гномов с разными эмоциями; магнитофон, аудиозапись музыки, солнышко с прищепками, пиктограммы с изображением эмоций, «сухой дождик» , коробка с конфетами

Предварительная работа:

  • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость.
  • прослушивание музыкальных произведений.
  • проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:

Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй я, (показывают на себя)

Здравствуй все мои друзья! (обнимают соседей справа и слева за плечи)

Нетрадиционная игра с прищепками Сегодня нас в группе встречает солнышко, которое решила раздать вам свои лучики, для того чтобы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Вы должны рассказать, как вас зовут, какое у вас настроение. Продолжить предложения: Меня зовут… У меня сегодня … настроение, потому что…

(детям раздаются прищепки, солнышко передают по кругу и одевая прищепку (лучик) ребенок рассказывает о своем настроении.)

Посмотрите, сколько лучиков у солнышко и каждый лучик с разным чувством и настроением, у нас лучики и радостные и грустные. И поэтому, чтобы поднять всем настроение мы поиграем с «Солнечным лучиком»

Игра «Солнечный лучик» Солнечный лучик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного лучика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался на живот, погладь его. Лучик не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с солнечным лучиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Основная часть:

Сегодня к нам из страны эмоций пришли в гости сказочные гномы

Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.

  • Отгадайте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки, эмоцию какую сейчас вам покажу я?

(звучит радостная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией радости. Ответы детей)

Наш гномик принес нам пиктограммы с различными эмоциями и хочет нас проверить, все ли эмоции вы знаете. (детям раздаются пиктограммы с эмоциями радость, грусть, страх, злость, удивление) А теперь назовите гномику вашу эмоцию, которая изображена на пиктограмме и расскажите гному, когда вы испытываете это чувство. Например: У меня радость «Я радуюсь, когда никто не болеет» .

  • На гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (звучит грустная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией грусти. Ответы детей.)

Как вы думаете, что с ним могло произойти, почему он грустит?

  • Идет гномик к нам другой. Посмотрите, он какой? (звучит страшная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией страха. Ответы детей.)

Упражнение «У страха глаза велики» .

Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны) . У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук) . Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки) . А затем вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками) . Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Молодцы, ребята, вы справились со страхом.

  • На этого гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (Звучит гневная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией гнева. Ответы детей.)

А знаете этот гном мне рассказал, на что он сильно разозлился. Оказывается ему в волшебной стране никто не хотел рассказывать сказки и поэтому он такой злой. Давайте мы с вами расскажем ему сказку. (дети соглашаются)

Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так» .

Есть одна замечательная планета, которое носит название Земля. Она большая и круглая. На ней много лесов, морей, рек. И живут на ней люди, звери, птицы, насекомые. Так вот, на этой планете есть огромная ярко – зеленая поляна. Над этой поляной небо часто бывает синим. В небе летают птицы. Эту поляну согревает своими теплыми лучами солнце.

Однажды среди белого дня на этой поляне вдруг появился город. Откуда взялся? Может, кто и знает, но мне не известно. Все в этом городе было необыкновенным. Дома были разного цвета: красные, желтые, зеленые, синие, фиолетовые – будто радуга оставила свой след на каждом из них, разной формы – круглые, квадратные и даже треугольные. Окна в домах были очень большими, чтобы в дом проникало много света. Ф еще было много дверей, и все они были открыты. Входи когда хочешь и иди куда хочешь.

А жили в этом необычном городе маленькие волшебники, похожие на вас. И на тебя Денис, и на тебя, Ирина (и т. д.) . Волшебники были очень добрые и дружные. Они трудились и многое умели. А если у них что-то не получалось, они знали, что обязательно получится, пусть не сразу. Любили волшебники играть и веселиться. То и дело слышался их веселый смех. А смеялись они вот так… (Дети ложатся на спину, болтают ногами, руками, хлопают себе по животу и громко смеются.)

Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так… (Дети изображают печаль с помощью мимики.)

Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так… (Дети изображают плач с помощью пантомимики.) Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.

Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь в кого-нибудь превращался, то они удивлялись вот так (Дети широко открывают глаза, приоткрывают рот, произносят «ах» .)

Сейчас мы попадем в эту страну. Закройте глаза и следите за дыханием. Насчет три вы откроете глаза и окажетесь в волшебном городе. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Откройте глаза. Мы в необычном городе. (Дети открывают глаза.)

Не успели мы попасть в этот город, как тут же превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуем ходить вот так… (Дети плавно, медленно переносят тело с одной ноги на другую, шумно вдыхают, на выдохе длительно произнося звук «а» .)

Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное и он принялся помогать волшебникам поднимать тяжелые камни вот так… Он поставил устойчиво ноги (дети ставят ноги на ширину плеч) , чуть согнул колени, поднял камень передней правой ногой и с силой вытолкнул ее вверх, подавая камень наверх (имитируя движения) . Затем поднял камень передней левой ногой и так же подал его наверх строителям (имитируя движения) . Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал вот так… (Дети на выдохе длительно произносят «а» ) .

Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал вот так… «о» ) .

Слон очень разозлился, его тело напряглось, он сжал челюсти, стал размахивать хоботом, грозно трубить вот так… (дети имитируют движения и длительно произносят звук «а» ) .

А затем слон пошел по городу сотрясая воздух ревом вот так… (дети движутся, перенося массу тела с одной ноги на другую с резким движением рук, сжатых в кулаки, вверх; на выдохе опускают руки вниз, произнося звук «а» ) .

Тут слон увидел газету. Он хватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части вот так… (дети мнут газету, топчут, рвут) .

Затем слон завалился на спин и принялся колотить по земле ногами, вертеть головой и реветь вот так… (дети ложатся на спину, стучат об пол ногами, мотают головой, длительно произносят звук «а» ) .

Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, вытянувшись на земле во весь рост вот так… (дети ложатся на пол, закрывают глаза, слушают текст на релаксацию) .

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, …засыпают… (2 раза)
Напряжение улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Вскоре слон совсем успокоился, он лежал расслабленный. Открыв глаза, он огляделся кругом вот так… (дети открывают глаза, осматриваются по сторонам) .

Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленая, в речке вода течет. И ему стало совсем спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанная по земле обрывки бумаги. Давайте уберем все остатки «злости» , чтобы она нас больше не беспокоила (все убирают обрывки газет) .

Ну что пришло время возвращаться домой. Закройте глаза, следите за дыханием. На счет «три» вы откройте глаза и снова окажитесь в нашей группе детского сада. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Символическое возвращение из сказки - упражнение «Это я»

Дети встают в круг, взявшись за руки, топают ногами, повторяя на выдохе: «Это я. Это я» .

Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось быть слонами? Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу? Как он выражал это чувство? Что он при этом делал? Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был зол, никого не оскорблял и не обижал. Слон - миролюбивое животное. И если вдруг вас когда – нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.

  • На гномика взгляните, Эмоцию определите… (Звучит необычная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией удивление. Ответы детей.)

Правильно, это удивление! Я вам расскажу чему же удивился сказочный гном, может вы тоже удивитесь.

1. Игра - релаксация «Сухой дождь» .

Прислушайтесь, что за звуки? Это дождь шумит. Пойдём, посмотрим (аудиозапись - Шопен «Вальс дождя» ) .

К нам прилетела дождевая тучка, но дождь не простой, а волшебный (на зонтике разноцветные атласные ленты) . Погладьте его.

Наш дождь разноцветный, сухой, тёплый, веселый, добрый, ласковый, нежный. Дождик нас радует, успокаивает. Можно немного потанцевать под музыку.

Дождик, дождик, мой дружок, ты пролейся на лужок,

По рукам и по лицу, ты пляши без лени, первый, весенний.

Так приятно гулять под нашим дождиком.

Наш волшебный дождик словно смывает все переживания, страхи, усталость и наполняет нас здоровьем и весенним настроением.

Рефлексия занятия

  • Давайте вспомним, какие эмоции живут в сказочной стране?

Какая игра показалась вам наиболее интересной?

  • А какое у вас сейчас настроение?

(Дети вспоминают) .

Ритуал прощания.

Подошло к концу наше встреча с сказочными гномами.

Они на прощание дают нам наставление:

Быть добрым, без капризов

И дарят вам сюрпризы. Гномы в гости к нам пришли тоже не с пустыми руками а с сюрпризом (Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Трясу коробочку и предлагаю детям отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть?

На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что – то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на земле… (Детям раздаются конфеты, они высказывают свои пожелания) .

Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Программа Эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.; ил.
  2. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психо- коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) . – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 136 с. (Психологическая служба.)

Цель занятия:

Закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;

Научить понимать свои чувства и чувства других людей;

Упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;

Развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний , и , письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:

1. Упражнение-приветствие «Я люблю»

Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния

Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.

: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.

А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).

Я люблю - себя,

Я люблю тебя,

Я люблю - всех,

В этом мой успех.

Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.

Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.

«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»

Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.

2. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).

Первая наша остановка станция «Сказочная».

Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

3. Упражнение «Найдите сказочного героя»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.

Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.

Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).

class="eliadunit">

4. Упражнение «Угадай мелодию»

Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.

Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.

Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)

Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная

5. Упражнение «Укрась озеро»

Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)

Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.

Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.

6. Упражнение-релаксация

Цель: психоэмоциональная разгрузка

Веки хотят спать,

Закрываются глаза.

Мы тихо засыпаем,

Мы погружаемся в сон.

И руки сонные стали,

И ноги задремали,

И мы в эту минуту

Легкие как пушинка.

Итог занятия.

Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.

Беседа психолога с детьми:

Какую страну мы сегодня посетили?

Какая игра была интересная?

Что наиболее запомнилось во время путешествия?

7. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: закрепить умение детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Ну что, детки, соскучились по детскому саду. Пора нам возвращаться назад. Подойдите к кассирам-колобкам, и получите билетики обратно в садик (дети подходят к кассирам и берут билетики с изображением своего настроения).

Психолог: Я желаю вам, детки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и вы чаще улыбались, так же как и сегодня во время нашего путешествия.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание : Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ, психологам.

Тема : Страна эмоций

Цель :
- Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Оборудование и материалы:
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, туннель, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, цветки добра, гимнастическая скамейка, стаканчики с водой, семена, лотки с цветным песком, игрушки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, корректурные таблицы, подарки - игрушки «Веселунчики».
Количество участников: 6 человек.

Возраст детей: 5 лет

Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный : слайды, корректурные таблицы
Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой : игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог :
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог :
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- Молодцы, все справились с заданием, а сможете отгадать настроение с помощью глаз?
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет
Доброе слово всем пусть назовет.

Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель : формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель : развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.


- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка).
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель : развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Як вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Корректурная таблица»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздаёт детям таблицы и все вместе выполняют задания.


(Звучит музыка водопада)
- А сейчас нам нужно пройти через этот водопад, давайте подойдем к этому цветного водопада.
Упражнение «Сухой душ»
Цель : снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.


- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель : развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?


(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни, перелезают через туннель.
- Ну, вот пока мы шли клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещеры. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель : преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.


- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель : развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка, в него ведет мостик через ров - гимнастическая скамья; в начале мостика столик на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие, перейти по этому мостику через ров. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, чтобы не разлить волшебную жидкость. Вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
Упражнение «Не пролей воду»
Цель : формирование уверенности в собственных силах, развитие координации движения.
- Мы разрушили замок Злорады. А на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви. Я предлагаю вам построить волшебный город, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»


- Присядьте на пеньки, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, будто вам хочется немного отдохнуть. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Глаза становятся тяжелые, слипаются. Попробуйте представить себе город, где вам очень хорошо! Город, который вы когда - ни будь видели или город, какой рисует ваше воображение. Рассмотрите его. Какой он? Рассмотрите, где вы находится? Какие ощущения вызывает у вас этот город?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Вы всегда можете вернуться. Сожмите руки в кулаки, сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте построим волшебный город, который вы представили.
Упражнение «Поздравления с песком»
- Выберите лоток с песком, который нравится вам по цвету.

Цель : снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Психолог :
Дорогие дети, улыбнитесь,
И на песочек посмотрите.
В песочке мы снова будем играть
И волшебный город изображать.
Поэтому к песочку подойдите,
И в него руки опустите.
Поздороваемся с песком,
Нашим дорогим дружком.
Но печальный наш дружок,
Потому что очень одинок.
Давайте мы его повеселим,
Пощекочем, рассмешим.
Засмеялся наш дружок.
Покатился вновь его клубок,
Как веселый ручеёк.
В сказку нам дорожку он покажет -
Про волшебный город всё расскажет!
(Дети строят из песка «волшебный город», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)

Психолог :
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение :
- Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебный город?

Разделы: Работа с дошкольниками

ТЕМА: Способы общения.

ЦЕЛЬ: Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей и выражать настроение различными (вербальными и невербальными) способами. Создавать возможность для самовыражения, преодоления барьеров в общении, снятия напряжения.

ОБОРУДОВАНИЕ: мягкая игрушка Лесовичок, ширма «Лес», магнитофон, кассета с записью музыки Ф. Куперен «Бабочки», пиктограммы с эмоциями радости, грусти, страха, злости.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

– Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят по кругу каждый своему соседу: «Я рад(а) тебя видеть, …(имя)».

2. Минутка релаксации

Какое сейчас время года?

– Какая погода зимой?

– Давайте покажем, как нам холодно.

– Какими способами можно согреться?

– Хотите согреться, перенестись в летний лес? Для этого разместимся на ковре в удобной для вас позе (можно сесть, прилечь), закроем глаза и представим, что мы перенеслись в летний лес. Ярко светит солнце, поют птицы…

(звучит музыка, педагог создает словесный образ лета) .

Итак, мы оказались в летнем лесу на поляне… Открываем глаза.

– Какое у вас настроение?

3. Проблемная ситуация

(Слышится шорох)

Что это шуршит? Откуда этот звук?

(Появляется игрушка – Лесовичок)

– Кто это может быть? Давайте спросим у него.

Лесовичок: Здравствуйте! Я – лесной житель, зовут меня Лесовичок.

Я оказался рядом и услышал, что вы говорили о настроении.

– Что такое настроение?

– Зачем нужно уметь определять настроение? (обобщение ответов детей)

Лесовичок: Теперь я понял, почему у меня нет друзей, оказывается, я не могу угадывать настроение и поэтому не умею общаться.

4. Основная часть. Исследование, какими способами можно определить настороение.

4.1. Упражнения на определение эмоций по мимике. Работа с пиктограммами.

Научим Лесовичка узнавать (угадывать, определять) настроение?

– Ребята, какое бывает настроение? (Радостное, грустное, злое, бывает страшно…).

– Как можно узнать, какое настроение у человека?

Пиктограмма «радость»

Какое настроение?

– Как вы узнали? (глаза прищурены, улыбка).

– Давайте изобразим радость.

– Когда вы радуетесь? Попробуйте закончить предложение «Я радуюсь, когда…»

– Найдите в комнате предметы, у которых радостное настроение.

Пиктограмма «грусть»

– Какое настроение?

– Как узнали?

– Изобразим грустное настроение на своем лице.

– Закончите предложение «Мне грустно, когда…»

– Найдите в комнате предметы, у которых грустное настроение.

– Что делать, когда бывает грустно?

Пиктограмма «страх», пиктограмма «злость» – анализ по аналогичным вопросам.

Вывод: Как мы можем узнаем настроение человека? (По выражению лица).

4.2. Упражнения на умения детей определять и передавать состояния человека при помощи жестов, пантомимики.

А как еще можно узнать настроение человека? А догадаться поможет игра.

Игра «Как живешь?»

Педагог задает вопрос, дети отвечают «вот так» сопровождая слова движениями.

– Как живешь? Вот так…

– А плывешь? Вот так…

– А бежишь? Вот так…

– В даль глядишь? Вот так…

– Ждешь обед? Вот так…

– Машешь в след? Вот так…

– Утром спишь? Вот так…

– А шалишь? Вот так…

Игра «Угадай настроение» .

Педагог показывает разные состояния человека с помощью жестов, выразительных, а дети угадывают.

Предлагаемые варианты:

  1. злой;
  2. толстый;
  3. грустный;
  4. холодно;
  5. большой;
  6. тяжелый;
  7. радостный.

Вывод: Как вы узнали настроение? Я же вам не говорила. С помощью чего? (С помощью движений, жестов).

4.3. Упражнения на определение эмоций по голосу.

– Можно ли ещё каким либо способом узнавать настроение?

– А когда мы человека не видим?

– Когда разговариваем по телефону?

– Давайте я сейчас спрячусь в лесу, и буду говорить с разным настроением, а вы попробуете угадать? (Педагог говорит любую фразу из-за ширмы с радостным, грустным, испуганным, злым настроением)

– Как вы догадались?

Аналогичные вопросы задаются к грустному, испуганному, злому голосу.

Вывод: Как вы узнали настроение? (По голосу).

Игра « Котята»

Мы сейчас отгадывали настроение, давайте Лесовичку покажем, как можно передать настроение.

Мы превратимся в котят, и будем мяукать с разным настроением. (Дети мяукают радостно, со злостью, испуганно, грустно).

5. Обобщение

  1. Что же нужно сделать, чтобы научиться дружить?
  2. Как мы с Лесовичком узнавали настроение? (По выражению лица, по движениям, по голосу).
  3. На прощание пожелаем Лесовичку всего хорошего и попрощаемся. (Дети по кругу желают всего хорошего и прощаются с ним).

6 . Заключение.

  1. А чтобы снова нам попасть в детский сад, нужно снова прилечь на цветочки (подушечки), закрыть глаза и представить (звучит музыка), что мы уже не в лесу, на улице становится прохладно, выпал снег, наступила зима, мы в садике. (Педагог описывает детский сад в зависимости от времени года). Открываем глазки.
  2. А теперь похвалим себя за хорошую работу. (Дети по кругу говорят соседу: «(Имя ребенка) ты добрый(ая), хороший (ая) мальчик (девочка)».)

Литература:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик»