Что такое логопедия в детском саду. Нормативно-правовые документы логопеда доу

  • 22.10.2019

Согласно решению коллегии Московского комитета образования от 24.04.2000 за №6/2 логопедический пункт может быть открыт в любом дошкольном учреждении при условии наличия в нем или отделениях, прикрепленных к нему, 10 групп детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей. Все связано с тем, что в последнее время все больше «молчаливых» детей, которые начинают разговаривать слишком поздно, или же говорят, но на детском наречии, понятном лишь им одним. Эйнштейн заговорил в 5 лет, однако в данном случае это простительно — со скидкой на гениальность. В нынешнем современном обществе, где в почете ранние развивающие программы, эдакая молчаливость совсем ни к чему, и родителей, как правило, настораживает. Освоить азы родной речи ПРАВИЛЬНО поможет логопед в детском саду.

Логопед в детском саду занимается не только с дошколятами, не выговаривающими букву «р», глотающими звуки, переставляющими их местами (да какие только фокусы дети не выделывают с богатым русским языком), но и проводит занятия в обычной, общеразвивающей группе — для предупреждения возникновения подобных проблем.

Воспитанников, которым нужны отдельные консультации, определяет сам логопед в детском саду — по результатам обследования в начале и конце учебного года. Для оптимизации работы дети одной возрастной группы и со схожими речевыми нарушениями могут объединяться в подгруппы до 7 человек или в мини-группы до 3 человек. Продолжительность занятий колеблется от 10 до 35 минут — в зависимости от наполняемости группы.

Из 20 часов недельной загрузки логопеда в дошкольном учреждении порядка 5 часов отводится на организационно-методическую работу. Заполнение соответствующей документации является одним из звеньев этой работы, в документации отражена информация по каждому из воспитанников, планы занятий, их эффективность.

В зависимости от учреждения документация может варьироваться. Приводим полный список:

  • индивидуальная карта обследования каждого воспитанника,
  • протокол обследования речи детей,
  • список детей, нуждающихся в логопедической помощи,
  • тетрадь индивидуальных занятий с ребенком,
  • перспективный план работы,
  • перспективный план подгрупповых занятий,
  • журнал движения детей,
  • журнал консультаций педагогов,
  • журнал логопедических занятий,
  • график работы кабинета,
  • паспорт логопедического кабинета,
  • циклограмма распределения рабочего времени,
  • план консультативно-методической работы с педагогическим коллективом детского сада,
  • картотека имеющейся в кабинете логопеда литературы,
  • отчет об эффективности проведенной работы.

Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

В настоящее время логопед - это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.

Развитие ребенка - это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года:

 ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

 в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

 он не повторяет за Вами слова,

 или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных [р, л] звуков является нормой);

если в 4 года:

 у ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов),

 не может запомнить четверостишье,

 совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);

если в 5-6 лет:

 все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками [р] и [ л]);

 ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

 допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-логопед в детском саду.

Учитель-логопед

  • проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;
  • планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;
  • осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Дети средней, старшей групп обследуются в феврале-марте учебного года для своевременного оказания помощи. Набор детей в логопедический пункт осуществляется на ПМПК. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения.

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

    Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

    Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

    Совместная деятельность с воспитателями.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

    Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

    Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

    Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

    Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

    Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность


Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

    разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

    перспективное планирование;

    изучение и обобщение передового опыта;

    участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

    обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

    поиск наилучших средств коррекции речи детей;

    изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

    самообразование;

    изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

    Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

    Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

    Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

    Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Утверждено на заседании актива дефектологов
г. Москвы на основании решения коллегии
Московского комитета образования
от 24 февраля 2000 г.

Пояснительная записка

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп , направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду , не имеющем специализированных групп:

Журнал состояния речи всех детей;

Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

Индивидуальные тетради для занятий детей;

Журнал посещаемости занятий;

Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда:

1. Общие положения:

1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;
законами Российской Федерации;
решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцией о правах ребенка;
Уставом дошкольного образовательного учреждения;
инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
настоящей должностной инструкцией;

Логопед должен знать:

Возрастную и специальную педагогику и психологию;
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);
нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;
новейшие достижения дефектологической науки;
правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции учителя-логопеда:

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности:

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.

15. Осуществляет связь с родителями.

16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.

Права учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.

2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

3. Повышать свою квалификацию.

4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.

5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

Ответственность учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда:

Вводная часть.

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

1. Тщательно вымыть руки.

2. Подготовить для работы все необходимое.

3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

Кипячением в стерилизаторе;
- обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

Нормативно-правовые документы

При организации работы логопункта педагог должен опираться на следующие нормативно-правовые документы:

1. Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:

— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

— с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

Приложение 1

к письму Минобразования России

Список обучающихся, имеющих нарушения

в развитии устной и письменной речи

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося, дата рождения

Класс

Дата обследования

Реальная успеваемость по родному языку

Заключение учителя-логопеда

Примечания


Приложение 2 к письму Минобразования

Речевая карта

  1. Фамилия, имя, возраст.
  2. Класс.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата зачисления в логопедический пункт.
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
  6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
  7. Заключение психиатра.
  8. Состояние слуха.
  9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
  2. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
  3. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
  4. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

  1. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
  2. Заключение учителя-логопеда.
  3. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).


Приложение 3 к письму Минобразования

Предельная наполняемость групп обучающихся,

имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся

Предельная наполняемость, чел.

ОУ,

расположенное в городе

ОУ, расположенное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

до 4

до 3

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР)

до 5

до 4

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

до 6

до 5

С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР

до 4

до 2

С недостатками чтения и письма, обусловленными НВ ОНР

до 5

до 4

С недостатками чтения и письма, обусловленными ФФН (ФН)

до 6

до 5

Заикающиеся

до 4

до 3

С недостатками произношения отдельных звуков

до 7

до 6

Примечание автора. Данное письмо определяет порядок организации деятельности логопункта в рамках школы. Согласно этому документу предельная наполняемость логопункта составляет 25 человек. Это количество детей возможно охватить лишь при групповых формах работы, на что и ориентированы школьные логопункты.

Так как аналогичного документа, распространяющегося на дошкольные логопункты, не существует, логопеды, планируя свою работу, могут руководствоваться настоящим инструктивным письмом. На дошкольный логопункт также может быть зачислено до 25 детей с диагнозами: дислалия, сложная дислалия, дизартрия. Но с детьми дошкольного возраста в основном ведется индивидуальная и подгрупповая работа. Поэтому оптимальная наполняемость группы зависит от речевых диагнозов детей.

Если ребенку поставлен диагноз «дислалия» или «сложная дислалия», он зачисляется в группу для детей с фонетическими нарушениями. Работа с такими детьми рассчитана на полгода. Оптимальная наполняемость этой группы составляет 10—12 человек. А работа с группой детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи занимает целый год, поэтому ее наполняемость может достигать 15 человек.

2. Положение об организации работы
учителя-логопеда в детском саду, не имеющем
в своей структуре специализированных групп

Утверждено на заседании актива дефектологов

г. Москвы на основании решения коллегии

Московского комитета образования

Пояснительная записка

  1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
  2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
  3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.
  4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
  5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.
  6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
  7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.
  8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
  9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
  10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.
  11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).
  12. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

— журнал состояния речи всех детей;

— список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

— индивидуальные тетради для занятий детей;

— журнал посещаемости занятий;

— речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

  1. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
  2. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.
  3. Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию.

Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведенное на обследование детей, учебная нагрузка (20 астрономических часов в неделю, 4 часа в день) соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных (логопедических) групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

Распределение рабочего времени

Первые три недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году.

Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы в неделю — 20). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитанников) с любых занятий, проводимых педагогами в группе.

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года. Принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта.

Зачисляются в группы дети на основании следующих документов:

— характеристики-направления логопеда поликлиники;

— заключения врачей: отоларинголога, психоневролога и стоматолога. Дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР — на 1 год.

По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

На логопедические занятия отбираются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3 раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.

Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представителями) посещающих его занятия.

Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда ОМЦ.

Оборудование логопедического кабинета

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.

  1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
  2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
  3. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
  4. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
  5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.
  6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
  7. Технические средства обучения.
  8. Настенная касса букв.
  9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
  10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
  11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
  12. Различные речевые игры.
  13. Методическая литература.
  14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для учета коррекционного процесса, который проводит учитель-логопед, предлагаются следующие виды документации:

  1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
  2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).
  3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
  4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
  5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).
  6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
  7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.
  8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.
  9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.
  10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
  11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
  12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда

  1. Общие положения
  2. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.
  3. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.
  4. Учитель-логопед в своей работе:

— руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • законами Российской Федерации;
  • решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Уставом дошкольного образовательного учреждения;
  • инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
  • настоящей должностной инструкцией;

— должен знать:

  • возрастную и специальную педагогику и психологию;
  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);
  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;
  • новейшие достижения дефектологической науки;
  • правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.
  1. Функции
  2. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).
  3. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).
  4. Должностные обязанности
  5. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.
  6. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).
  7. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
  8. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.
  9. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.
  10. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.
  11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.
  12. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.
  13. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
  14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.
  15. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.
  16. Осуществляет связь с родителями.
  17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.
  18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.
  19. Права
  20. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.
  21. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.
  22. Повышать свою квалификацию.
  23. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.
  24. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).
  25. Ответственность
  26. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.
  27. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.
  28. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть

  1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
  2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.
  3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.
  4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

  1. Тщательно вымыть руки.
  2. Подготовить для работы все необходимое.
  3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

— кипячением в стерилизаторе;

— обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

  1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.
  2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
  3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.
  4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.
  5. Вести необходимую документацию.
  6. Следить за тем, чтобы во время занятий в руках у детей не было острых металлических предметов.
  7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.
  8. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.
  9. Запрещается оставлять детей без присмотра.

— определена почасовая нагрузка в неделю и распределение рабочего времени логопеда в течение дня;

— указано на возможность проведения логопедических занятий в первую и во вторую половину дня;

— указана продолжительность индивидуального и подгруппового логопедического занятия.

В документе говорится также о необходимости работы логопеда по профилактике речевых нарушений и заполнению документации, но, к сожалению, времени на выполнение этих видов работы документ не предусматривает.

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих
программы дошкольного образования

Приказ Департамента образования

г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

Департамент образования направляет для практического использования в работе разъяснения по организации работы учителя-логопеда в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста; на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Должность учителя-логопеда рекомендуется вводить в штатные расписания при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, не менее 25 детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

— коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

— привитие детям навыков коммуникативного общения;

— решение задач социального и речевого развития;

— организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших трехлетнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогической комиссией, которая создается на основании приказа окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду позволяется проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1.1249-03. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут учитель-логопед, воспитатель, руководитель образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования.

Учитель-логопед взаимодействует с педагогами государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Для организации работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, в котором должны быть соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки конструкторы, учебно-методические пособия.

Примерная документация учителя-логопеда:

— протоколы заседаний психолого-медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей;

— индивидуальная речевая карта;

календарный план работы на каждый день;

— график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем учреждения;

— журнал учета посещаемости;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений у детей (консультации и семинары для педагогов образовательного учреждения и родителей (законных представителей);

— тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения (рекомендации по проведению групповых и индивидуальных занятий в детьми в группе);

— индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми.

Настоящие разъяснения не распространяются на государственные дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Примечание автора. В данном документе обозначены возрастные границы детей, с которыми учитель-логопед проводит работу на логопункте — 4,5—7 лет. Однако в предыдущих документах указывалось, что работу логопед проводит только с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

В документе также указывается, что в течение года учитель-логопед также должен провести и обследование детей 3 лет. Таким образом, речь детей младшего дошкольного возраста (3—4 лет) обследуют два специалиста-логопеда: логопед детской поликлиники и логопед логопункта.

Согласно рассматриваемому документу периодичность и продолжительность индивидуальных логопедических занятий определяет логопед — в зависимости от характера речевого нарушения ребенка. Это позволяет логопеду проводить не столько занятий, сколько «положено», а столько, сколько необходимо для данного ребенка.

В данном приказе также приведен список документов, которые должны заполняться специалистами логопункта. Одним из документов является тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями групп, с детьми которых проводится логопедическая работа. Однако педагоги массовых групп детских садов не проводят такой работы. Это делается только в речевых детских садах или логопедических группах, за что воспитатели получают надбавку к зарплате. Так как воспитатели массовых групп такой надбавки не получают, специалисту логопункта рекомендуется использовать не тетрадь, а листок взаимодействия с воспитателями, образец которого приведен на с. 61.

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога
(учителя-логопеда, логопеда)

Должностная инструкция Утверждаю

учителя-дефектолога ____________________________

орган юридического лица

(учредители)

____________________________

«__»__________200__г. лицо, уполномоченное утверждать

№___________________ должностную инструкцию

____________ _______________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«____»______________200____г.

  1. I . Общие положения
  2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
  3. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование

(без предъявления требований к стажу работы;

стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

__________________________________________________________________

от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)

  1. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Учитель-дефектолог должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;

— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

— программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

— новейшие достижения дефектологической науки;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

  1. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно

__________________________________________________________________

(директору учреждения, иному должностному лицу)

  1. На время отсутствия учителя-дефектолога его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
  2. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. II . Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

  1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
  2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
  3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
  4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
  5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
  6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
  7. Ведет необходимую документацию.
  8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
  9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
  10. Реализует образовательные программы.
  11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
  12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
  13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
  14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
  16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
  18. _______________________________________________________________

__________________________________________________________________


III. Права

Учитель-дефектолог вправе:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
  2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
  3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
  5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
  6. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
  4. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С инструкцией ознакомлен: _______________________________

(подпись, ФИО)

«_____»____________200____г.

Примечание автора. В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, указаны основные обязанности учителя-логопеда и его права. Также в должностной инструкции расписана ответственность логопеда, которую он несет за ненадлежащее исполнение или неисполнение предусмотренных настоящим документом обязанностей.

Должностная инструкция утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и обязательно дается на подпись специалисту при приеме на работу.

Заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся.

Заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт.

ОУ — образовательное учреждение. Минимальная наполняемость группы — 3 обучающихся.

Положение разработано на основании предложений к созданию «Положения о работе учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», составленного активом дефектологов г. Москвы под руководством Н.С. Челей, зав. лабораторией дефектологии МИОО, при участии старших логопедов О.П. Цыганковой (Зеленоград) и М.В. Машковой.