Дипломная работа: Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов. Семейные отношения и брачные ценности

  • 27.07.2019

Семейно-брачные отношения. Понятия семьи и брака.

Для более точного понимания семейно-брачных отношений необходимо рассмотреть понятия семья и брак в отдельности.

Отечественные и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами семьи и брака (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, В.И. Зацепин, Д.Я. Райгородский, Л.Б. Шнейдер и др.) большое внимание уделяют мотивам вступления в брак, функциям семьи, причинами семейных конфликтов, разводам, методам диагностики и коррекции семейных отношений.

Н. Аккерман в работе "Семейный подход к супружеским расстройствам" отмечает, что

брак нельзя свести исключительно к сексу; он предопределяет весь образ жизни.

Термины "брак" и "семья" - не одно и тоже, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Более того, на сегодняшний день отечественными специалистами предложена модель многоуровневой структуры семейно-брачных отношений - «уровни совместимости ». Выделено четыре уровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный.

Итак, семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, пишет Л.Б. Шнейдер. Н.Я. Соловьев дает следующее определение семьи: "Семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство".

Семья как сложное образование становится предметом изучения различных наук и разделов психологии: социологии, философии, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии и др., в связи с чем, имеет различные трактовки, определения:

Семья - определенный вид нравственно-психологической общности людей.

Семья - это древнее образование, социальная единица, существующая во всех частях света.

Семья - естественная малая социальная группа.

Семья - это малая социально-психологическая группа, в которой присутствуют два вида отношений: брачные и родственные.

Семья - социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

А.И. Антонов говорит о семье, " как основанной на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений". Следует отметить, что из этого "логического" ряда выпадают: молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей. Таким образом, переплетение и не совпадение содержания понятий "брак" и "семья" не позволяют внешне похожие отношения назвать "брачными".

А.Г. Харчев определяет брак "как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности". Так в первобытном человеческом обществе имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Вайри отмечал, что если такая полная общность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т.е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и конечно вполне основательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать".

Таким образом, общество пришло к осозанию устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов, они не исчезали совсем, а становились индивидуализированными и направленными только на "своего" самца.

В истории человечества сменилось немало форм организации между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений : 1) неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев - общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности, пишет Л.Б. Шнейдер, расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины начинает сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отмечено различие детей на законных и незаконных.



На сегодняшний день семейно-брачные отношения носят динамичный характер, постоянно меняются. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Таким образом, понятия семъи и брака имеют общие и отличительные особенности. Так, одно из мнений свидетельствует, если отношения подкреплены законными брачными союзами, то к данному союзу применимо понятие семьи. В случае гражданского брака (не подтвержденного законом; незарегистрированное сожительство), как показывают проведенные отечественными психологами исследования, отношения семейными назвать сложно, так как зачастую партнеры действуют независимо и не берут на себя ответственность за «близких» (жену, ребенка), что подразумевают семейные отношения. Позиция христианства в данном случае следующая: брак заключается на небесах и благословляется Богом, всё остальное сожительство и блуд. Также сложно назвать семью семьёй, в которой отсутствует ребенок, правильней такой союз называть браком.

Групповые браки и т.п.

Меняются формы любовных, семейных и брачных отношений.

В цивилизованных странах девственность до брака не является ценностью в настоящее время. Время советского союза, Тува, быть девушкой не прилично.

Новая «форма» брачно-семейных отношений - так называетмый гражданский брак (=сожительство). Сожительство. Всё больше людей вступают в длительные интимные устойчивые отношения, не вступают в брак. Любовные, парные отношения. Такие формы могут быть с перспективой на брак (пробный брак) и без перспективы.

Визитный брак - это брак с нарушениями некоторых признаков брака, они живут вместе выходные, не полную неделю, они зарегистрированы. Муж приходит к жене и детям на уикенд. Это не семья, псевдосемья, которая закладывает у детей модель собственной супружеской жизни.

Групповые браки и т.п.

Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция - сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения.

Гомосексуальная семья - это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений.

Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.

Одиночество может выступать в двух формах - в форме осознанного предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза и в форме вынужденного одиночества.

Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как сожительство и гражданский брак. Распространение в современном обществе сожительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндустривальное общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью молодого человека в области ≪потребления≫, а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловливают предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.

Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отношений. Функция пробного брака - ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное - в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобретает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой ≪семьи≫ расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз , при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время.

Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системой; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза.

В выполненном В.В. Кондратьевой под нашим руководством исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в гражданском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления.

В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты указывают нежелание принятия обязательств, ≪пробный≫ характер такого союза (≪чтобы лучше понять друг друга≫ и т.д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза.

В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, ≪романтичный≫ период и собственно период гражданского брака. Перспективы юридического оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. В случае же отношения к гражданскому браку как к браку ≪отложенному≫ "причины отсрочки заключения узаконенного брака называются следующие:

Отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20-27 лет);

Отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска брачного партнера.

Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

Противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает гражданский союз как оптимальную форму брака и не считает нужным ее менять, другой - как период подготовки к вступлению в ≪настоящий≫ брак);

Влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи - стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторение модели родительских отношений.

Другой формой гражданского брака стала ≪семья-конкубинат ≫ (М. Босанац), в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отметим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи.

Семья-малая соц-психол группа, члены которой связаны брачными или родств отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, соц-ая необъодимость в которой обусловлена потребностями общества в физич и духов воспроизводстве населения.

Семья-объединение людей в целях эффективного соц управления.

В современ литературе семья-это 1. социальный институт. 2. малая группа. 3. пространство жизнед-ти.

Внутри семьи различаются 2 вида отношений-родство и супружество.

Семья как социальный институт. Социальный институт-устойчивый комплекст формвльных, неформальных правил, принципов, с пом которых общество реглир деят-ть людей.

Соц институты: семья, экономика, политика, образование, религич.

1.Осущ-т воспроизв-во членов общества. 2. осущ-т первичную социализацию. 3. выступает как посредник во взаимосвязи личности т общества.

Семья как малая группа.:1. человек раскрывает себя, развивается. 2. семья дает возм-ть получить личное удовлетворение от общения с близкими людьми. 3. общение в семье позволяет снимать стрессы, напряжение. 4. ф-я поддержки самооценки индивиов.

Семья может быть референтной или нереферент группой к человеку.

Таким обр, семья как малая группа удовлетворяет потребности человека, лежащую в основе развития его как личности.

Семья как пространство

Пространство совмест. Жизнедеятельности внутри которой удовлетвор специфич потребности людей, связ-х кровными и родств связями.

Потребности: 1. физиологич-еда, одежда. 2. потребности в безопасности и защите. 3. потребность в принадлежности и любви. В семь возникает особый тип отношений-интимные. 4. потребность в уважении-адекват. Представление. 5. потребность в самоактуализации.

2 подход к выдел. Потребностям: Берн:

1. потребность в признании. В семье удовлетво за счет поглаживания. 2. потребность в структуриров рвеменияю

Формы удовлетворения потребнгстей: времяпровождение, ритуалы, игры, деятельность, близость.

Брак-исторически меняющаяся соц форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супруж и родств права и обязанности. Цель брака-создание семьи и рождение детей, брак устанавливает супружеские и родительские обязанности и права.

Брак и семтя возникли в разные историч периоды; семья представл более сложную сист отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Формы брачно-семейных отношений:

1. Одиночество-люди, сущ-ие в моноварианте . Основные причины: рост образования женщины; преобладающее число женщин в брачном возрасте; наличие у совр человека установки, что одному прожить легче;



У женщин установка на одиночества может измер . От 30-35 лет, у мужчин-40-45.

2 форма-незарегистрированное сожительство.

2 вида отношений здесь: 1. формальные и кратковременные. 2. длительные-у кот в таком браке рожд-ся дети.

Пробный брак.

Многие супр пары в незарегист форме-90%. Установка на брак не исчезает, просто она не всегда связ-ся с этим партнером.

Опыт совмест жизни не влияет на успешность последующего брака. Формой тренинша к браку выступает собственная родит семья, а именно отношения ежду братьями и сестрами.

3 форма-сознательно бездетный брак. Иметь детей-социальная потребность.

Отличия женщие, которые не хотят иметь детей: 1 причина-поздний возпаст встпуления в брак. 2 причина-опыт неудач в предыдущем браке. 3-высокий уровень образования женщин. 4. старшие или единств дети в семье, рождение которых отрицательно сказались на браке их родителей. 5-женщины более психически здоровые. 6. -более андрогенные-социально-адаптированные женщины. 7-женщины, имеющ более высокооп работу.

4 форма-повторные браки.

5 форма-открытый брак: в основе-договор о личной жизни. Право на измену. Открытое партнерство.

6 форма-внебрачный секс или интим дружба женатого с неженатым.

7 форма-свингерство-обмен брачными партнерами

8 форма-гомосексуальнаые пары. В основе-однополая любовь. Причины:генетич предрасположенность, свойств личности.

9 форма-групповой брак, жилые сообщества.

10 форма-гостевой брак. Брак регистрируется официально, не живут вместе, но встречаются.

Официальные отношения – это достаточно сложное явление в человеческом обществе. Это один из немногих феноменов далекого прошлого, который не только сохранился и успешно существует в современной общине, но и является одним из важных показателей реализованности каждого человека в жизни.

О понятии брачного союза

Понятие брака и его определение менялось из столетия в столетие. Это зависело от уровня жизни и развития человека в конкретный временной период, а также ценностей и понятий, существовавших на каждом этапе.

Помимо этого, понятие брака зависело и от того, с какой точки зрения рассматривать это явление.

Биологическое понимание союза

Бракосочетание с биологической точки зрения обусловлено необходимостью долговременной заботы о потомстве. Все живые существа кооперируются и создают длительные парные отношения, чтобы иметь возможность оказывать должный уход за своими отпрысками.

Это происходит при невозможности индивида самостоятельно обеспечить своего ребенка.

Церковное понятие

Вступление в семейные отношения, согласно религиозным канонам, осуществляется с целью создания священного союза между мужчиной и женщиной.

В этом случае предполагаются не только биологические, но и духовные отношения между супругами.

В Советском союзе возникло уже более приземленное понятие брака, связанное с осуждением незарегистрированных .

Советское общество не признавало подобного сожительства и не считало такой союз семьей. К тому же, права детей внебрачных и рожденных в официальной семье были неравны, поэтому получение официального статуса семьи было обязательной формальностью.

Современное понимание

На сегодняшний день официальные отношения определяются с юридической точки зрения как добровольный равноправный союз между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в ЗАГСе, предполагающий совместное владение материальными и нематериальными ценностями, а также обоюдное ведение домашнего хозяйства.

Только дворец бракосочетания имеет полномочия оформления брачного союза и его расторжения. Отношения, оформленные какими-либо другими способами, являются недействительными в России.

К тому же, только союзы, заключенные в ЗАГСе, признаются и защищаются законодательством. Первый дворец бракосочетания появился в начале ХХ века, до этого бракосочетание совершалось в церкви. Сегодня, независимо от того, проводится ли выездная церемония или классический ритуал оформления отношений в ЗАГСе, регистрирует союз именно дворец бракосочетания.

Типы брачных отношений относительно количества супругов

Типы брака выделяли относительно разных критериев. Соответственно существовали разные характеристики. Классическим показателем является количество главных действующих особей, то есть супругов.

Согласно этим критериям, выделяют следующие типы браков: моногамия, полигамия, полиандрия, групповой союз.

Моногамия – единственный тип брачного союза в русском обществе. Он предполагает наличие у каждого из супругов только одного мужа или жены.

Полигамия распространена в мусульманских странах. В этом случае возможен союз мужчины сразу с несколькими женщинами.

Полиандрия предполагает союз женщины с несколькими мужчинами. Такой тип отношений менее распространен, в сравнении с другими.

Групповое вступление в отношения являют собой супружеский союз между двумя и более мужьями с двумя и более женами. Такие отношения заключают для совместного ведения большого хозяйства и ухода за многочисленным потомством.

Исторические формы брачных отношений

Существуют различные формы брака. Классическим было деление на эндогамные и экзогамные союзы. Эндогамные браки заключались в древних племенах. Они предполагали бракосочетание только с представителями своей расы, этнической культуры и вероисповедания. Часто в таких союзах имел место инцест. Экзогамные же союзы, наоборот, не заключались между кровными родственниками.

Основные разновидности брака

На сегодняшний день в современном обществе выделяют другие формы брака: официальный (зарегистрированный в уполномоченных для этого органах), церковный (обряд венчания) и фактический (не оформленный в ЗАГСе). Фактический союз больше известен как гражданский, однако это неверное название. Гражданское бракосочетание оформляется документально в специализированном госучреждении без участия церкви.

Русский дворец бракосочетания не разграничивает подобные явления, так как в России подобная форма и есть официальный брачный союз.

Новые формы брачных союзов

Более интересными формами брака являются:

  • гостевой;
  • открытый;
  • однополый;
  • фиктивный;
  • прерывающийся;
  • экзотический браки;
  • посмертное бракосочетание;
  • шведская семья и т. д.

Однополые брачные отношения заключаются в некоторых странах между представителями нетрадиционной ориентации, особями одного пола.

В России такое вступление в брак невозможно, хотя гомосексуальные отношения имеют место быть.

Фиктивный союз заключается между мужчиной и женщиной из меркантильных побуждений. В результате каждый из партнеров получает определенную выгоду от такого «сотрудничества».

Шведская семья состоит из нескольких супругов, свободно вступающих друг с другом в интимную связь и ведущих совместное хозяйство.

Нестандартные формы отношений

При гостевом союзе муж и жена проживают раздельно и не ведут совместного хозяйства. Пребывание в официальном браке является важным для их социального статуса, карьеры и т. д.

Открытые брачные отношения предполагают наличие у каждого из супругов официальных любовников. При этом муж и жена предварительно договариваются об этом и не возражают против такого типа отношений.

Пара прибегает к прерывающемуся браку в случае финансовой несостоятельности, что приводит к невозможности содержать семью. В этом случае супруги живут каждый со своими родителями. Если в таком союзе рождаются дети, то они проживают, как правило, с матерью.

Экзотический брачный союз заключается на определенное, заранее обозначенное,время. По истечении срока он аннулируется либо, по желанию супругов, продлевается.

К посмертному союзу прибегают тогда, когда один из супругов умирает накануне свадьбы. В этом случае второй получает официальный статус вдовы или вдовца и может обладать привилегиями, которые предусмотрены государством.

В России традиционное замужество предусматривает только моногамный союз между мужчиной и женщиной, которые являются равноправными супругами и владельцами совместно нажитого имущества, а также родителями и воспитателями детей, рожденных в официально оформленных отношениях.

Другие формы бракосочетания неприемлемы и не признаются браком в русском современном обществе.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы , как групповой брак, полигамия и моногамия. Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака , при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых архаических племен, например, на Маркизских островах. Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак , при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния , или многоженство, распространенное в некоторых странах исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи . К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную) . Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство. Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятель­ность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.). В условиях традиционного общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим социальным институтом. Она выступала своеобразным амортизатором между отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален. По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

    усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;

    усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;

    развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;

    утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;

    включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;

    развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.

Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип - нуклеарная семья . Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам. Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:

    нуклеарная малодетная семья , состоящая из родителей и 1-2 детей;

    нуклеарная многодетная семья , состоящая из родителей и 3 и бо­лее детей;

    бездетная семья , состоящая из мужа и жены;

    многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья.

В западных странах и в России в последние десятилетия преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости. Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы .

    Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.

    Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.

    Подсистема «родители - дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.

    Подсистема «братья - сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.

Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды - внуки»). Семья - это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи - это процесс, проходящий определенные этапы . Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.

    Интимность - этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.

    Пополнение - время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители - дети».

    Индивидуализация, обособление - период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа - отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.

    Товарищеские отношения - этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.

    Перегруппировка - время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые - дети» в модель «взрослые - взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.

Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим звеном в отношениях между мужем и женой. Их уход из семьи может породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских отношений. 6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные , в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные , где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.