Форсайт сессия в образовании. Думать о будущем с помощью “foresight”

  • 13.10.2023

Руководитель ЦИЧП ИСИ РБ, сертифицированный форсайт-модератор, к.т.н. Денис Попов со студентами Башкирского государственного университета и провел рапид-форсайт по теме «Молодежь в цифровой экономике 2030». Приводим вводную часть, где он рассказывает о Форсайт-методике и рапид-форсайте.

«Метод форсайта известен более пятидесяти лет и используется чтобы строить стратегии развития как стран, так и отдельных отраслей экономики.

В России чуть менее десяти лет практикуется метод rapid-foresight, который мы сегодня и будем практиковать (со студентами БашГУ). Эта методика позволяет получить общее представление круга экспертов что нас ожидает в будущем в пределах компетенции собравшихся экспертов.

Собственно, рапид-форсайт – это инструментарий, который позволяет работать с группой и вывести группу экспертов на выработку новых идей о перспективах отрасли, компании, страны или региона.

В целом по стране есть несколько сотен специалистов, которые владеют этим методом и ряд сессий Стратегии-2030 были проведены с использованием этого метода.

Если перевести буквально, то «Foresight» значит «Взгляд из будущего». Мы говорим что надо делать сейчас через образ будущего, который мы определенным образом строим. Строится этот образ группой экспертов – такой фокус-группой – с помощью специальной технологии форсайтной групповой работы.

В результате получается картина, где можно понять нынешнее состояние через тренды настоящего, можно увидеть угрозы и возможности – это раз. Через тренды мы формируем образ будущего и уже с точки будущего, «оглядываясь» назад экспертное сообщество рассматривает проекты. Цель – достичь Образа желаемого будущего.

Наша первая задача – описать, где мы находимся сейчас. Задача сложная. «Настоящее» у каждого свое и нам предстоит составить коллективное представление о том, где мы находимся здесь и сейчас.

Как это сделать?

Если начнем спрашивать по классической методике «Как вы относитесь к …?» «Как оцениваете …?» «Назовите пять положительных и пять отрицательных …» — то мы можем представить, что получим в итоге – каждый будет называть какие-то проблемы (а они действительно есть!), недостатки (и без них никуда). В ответах члены фокус-группы будут отражать свое нынешнее недовольство, да и о позитиве будут говорить в ярких эмоциональных тонах.

Насколько это полезно? Это полезно для того, чтобы люди выговорились. Но с конструктивной точки зрения– даже вредно, поскольку отнимает время и энергию, но не очень приближает нас к построению образа будущего. Если ты знаешь, что плохо – это не значит, что ты знаешь что надо делать.

Поэтому метод простого опроса или привычного мозгового штурма «Как вы видите настоящее?» в данном случае не работает.

С помощью простого опроса настоящее не описать еще вот почему: каждый видит мир по-своему и вкладывает свой смысл в предложения. Как, например, криминалистов в нашей Школе МВД учат, что каждый свидетель обязательно видит свое на месте происшествия.

Поэтому если мы каждый будем размышлять и оценивать – ни к чему конкретному это не приведет. Мы будем спорить, доказывать – это получится обычный научный семинар, как мы привыкли: все высказали свои мнения и разошлись по лабораториям. И поэтому применяются методы форсайта, которые базируются на трех базовых принципах.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Чтобы достичь конструктива мы применяем понятие тренда. Это очень важное понятие – краеугольный камень форсайт-методики. Правильное определение трендов позволит более точно спрогнозировать их развитие.

Что такое «тренд»?

У нас есть некое настоящее – оно является продолжением того, что было в прошлом и имеет развитие в настоящем с прицелом в будущее. Мы можем описать что происходит с нами сейчас не просто сделав «фотографию» сегодняшнего дня, а через те изменения, которые мы наблюдаем в сравнении с тем, что было раньше. Это некая «дельта».

Приведу некую упрощенную формулу уже готового тренда. Формула тренда начинается со слов «УМЕНЬШЕНИЕ/УВЕЛИЧЕНИЕ» — это первое слово, без которого никак нельзя. Итак, «уменьшение/увеличение» какого-то ФЕНОМЕНА, ЯВЛЕНИЯ. В определенной локации – ТЕРРИТОРИИ, ОТРАСЛИ.

Например, РАСТЕТ (первое слово) ПРЕСТУПНОСТЬ (второе) В РАЮ (локация – третье слово). Может уменьшаться, может быть “потребление каких-то препаратов” в “сфере дошкольного образования в Уфе”.

Для рапид-форсайта важно придерживаться четко этой формулы: было меньше, стало больше и, скорее всего, завтра это еще увеличится. Все это вносится в КАРТУ БУДУЩЕГО

Тренды – это именно не только наблюдения как “снимок настоящего”, но наблюдения за изменениями, которые происходят сейчас. Это ключевой момент, который необходимо запомнить.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов — как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Чем хороши тренды? Тем, что доля субъективного здесь ничтожно мала. Вы говорите об увеличении или об уменьшении и группа либо принимает это как тренд, либо не принимает. В первом случае мы это фиксируем, а во втором случае – просто забываем.

Заметьте – никакой субъективной оценки здесь нет.

Говорить тренды “все обо всем” – не стоит. Например, “глобализация”, “урбанизация” и прочее. То есть имеется, конечно, набор глобальных общемировых трендов, но нас интересует локальное, которое касается темы нашего форсайта.

Ловушка в определении трендов заключается в “хотелках” и мы порой желаемое выдаем за фактическое. Для этого и есть групповая работа.

Как работают тренды?

Хорошо. Мы выявили тренды. И что это нам даст?

Представьте, что возле корпуса БашГУ поставили каток, а вы сами находитесь внизу, возле речки. Каток начинает медленно, но верно спускаться вниз. А вы стоите внизу и он катится на вас. Тренд – это и есть тот самый каток, который объективно имеет место быть и он на вас катится. И как вы к нему относитесь – роли, по-большому счету, не играет. Ему все равно. У вас есть несколько вариантов.

Можно поступить как делает большинство людей – закрыть глаза и сказать “Я его не вижу – и ладно. Пока он где-то там далеко, авось пронесет”. 98 процентов населения обычно так себя и ведет, когда есть какие-то объективные тренды: “Ну ладно, что мы можем сделать?” или возмущаются. Но есть люди, которые активно начинают что-то делать. Что можно предпринять? В сторону отойти? А вы точно знаете куда надо отходить? Может он как раз туда и катится? Этот каток – объективные процессы, которыми мы управлять не можем. Можно отбежать в сторону, забраться в речку – авось не докатится, можно препятствие поставить. Можно еще один каток запустить – новый тренд.

“Быть в тренде” – это значит либо оказаться под этим катком, либо зацепиться за него и использовать его движение.

Те, кто может управлять трендами – трендсеттеры, термин, который используется в маркетинге. Таких людей очень мало и чаще всего это организованная группа, которая профессионально умеет это делать.

Задачи создавать тренды в рапид-форсайте не ставится. Сейчас мы их можем обозначить, чтобы использовать.

Основой рапид-форсайт метода является выделение следующих элементов карты будущего:
1. Тренды – существующие и зарождающиеся;
2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Реальная форсайт-сессия – это когда людей на пять дней вырывают из контекста, закрывают в ограниченном пространстве – флот либо кемп, так, чтобы они не могли уехать оттуда, чтобы связь была плохая. Из-за связи обычно используется формат флота. И на пятый день и возникают проекты, которые способны изменить тренды.

Если выделенные нами тренды будут развиваться, то в какой-то момент времени это приведет к формированию будущего – “продолженного настоящего”, которое будет не очень для вас приятным, не очень удобным и не будет нравиться. Об этом сужу по опыту. Почему-то всегда так получается.

Не обязательно продолженное настоящее будет таким. Тренды разнонаправлены и один может мешать другому. А кроме того, обязательно будут люди, которые изменят направление этих трендов и создадут новые. Этот момент нужно понимать: будущее детерминированно из прошлого не выводится – это самый важный момент.

Мы будем рассматривать карты будущего. Они состоят из трех основных горизонтов: ближнего, среднего и дальнего.

Ближний горизонт – это ближайшее неизбежное будущее, которое вполне может быть описано данными трендами. Это есть в настоящем и сильно не изменится. Неизбежное настоящее, которое не изменится, если не будет каких-то форс-мажоров.

Математические методы анализа здесь нам могут помочь.

Например, студенты второго курса, скорее всего, ближайшие два-три года будут учиться в университете и, вероятно, у них в жизни изменится немного.

Но это «немного» задает развитие событий в будущем.

Они решили (раз мы говорим о трендах, надо говорить и коллективном решении и действии) они решили учиться проектному менеджменту или изучить иностранный язык. В ближнем горизонте это ничего не даст и их будут спрашивать «Ну и что это тебе дало?» Они потратили деньги и время, которое вполне могли потратить на развлечения и отдых от учебы.

Но через пять или десять лет они формируют проектную группу, которая в новых условиях становится более конкурентоспособной. И здесь мы переходим к среднему горизонту – то, что можно предположить, и, собственно ради чего производились действия в «ближнем» горизонте.

Мы можем представить только примерно что будет через десять лет. Например, не знаем, каким будет курс доллара.

А как они будут развиваться через двадцать-тридцать лет – это уже дальний горизонт, который виден плохо, но вполне понятен в виде некоего образа будущего.

Тот образ будущего – продолженное настоящее – что мы с вами сделаем на рапид-форсайте вряд ли вам понравится. Потому что «живем как живем» — это позиция того самого закрывшего глаза перед катящимся на него катком. Это какой-то фильм ужасов.

У нас в голове обычно присутствует некий образ ЖЕЛАЕМОГО будущего. Возможно, что он не сформулирован – это как раз и предстоит определить в ходе рапид-форсайта – и, где-то пересекается с образом продолженного будущего, который строится на продолжении ныне действующих трендов.

Образ желаемого будущего – это продолжение проектов, которые мы реализуем в жизни. Либо это использование или даже изменение действующих трендов.

Поэтому создав образ желаемого будущего мы можем проложить в нынешних трендах тот путь, который приведет нас к желаемому. Видится вполне определенно и ради этого мы готовы какие-то усилия прикладывать.

Образ желаемого будущего – это тоже плод коллективного разума. То есть в одиночку действовать с трендами очень сложно – нужна группа единомышленников, которые также понимают будущее как и вы сами.

В рапид-форсайте:
— определяются тренды
— перспективы развития трендов в ближнем, среднем и дальнем горизонтах
— выстраивается карта угроз и возможностей
— создается образ продолженного настоящего
— создается образ желаемого будущего
— исходя из ОЖБ «отматывая» временную ленту назад строятся проекты, которые необходимо реализовать уже в ближайшей перспективе, а начать надо уже сейчас.

Ресурсный подход: Есть сто рублей и надо их потратить. А подход форсайта – В будущем у вас есть миллиард рублей и что нужно сделать сейчас, чтобы их обрести? Мы наши действия в ближайшем горизонте определяем через видение своего ОЖБ.

Что нужно, чтобы образ желаемого будущего был более реальным? Обычно форсайты проводятся теми, кто имеет реальные возможности здесь и сейчас влиять на ситуацию. Если берем студентов, то они определяют в пределах своих возможностей. Это стейкхолдеры.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее — тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Группа лиц, имеющих реальный ресурс и сформировавшие образ желаемого будущего (своего), построив проекты с учетом действующих трендов – они и достигают желаемого.

Трендсеттер (читается «трэндсэ́ттэр»; англ. Trendsetter, Early Adopter; от англ. Trend - «тенденция», to set - «устанавливать, начинать») - инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.

Что такое форсайт? Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенногоЧто такое форсайт?
Форсайт (foresight) – это
технология (сессия)
долгосрочного прогнозирования,
способ построения
согласованного, взвешенного и
ответственного образа будущего.

Форсайт – это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами. Авторы и участники не просто

В чем основа методики работы Форсайта?
Форсайт – это совместная работа
участников на карте времени. Это
работа не с текстами, а с образами и
схемами.
Авторы и участники не просто оценивают
вероятности и риски, а проектируют
свою деятельность. Результатом
форсайта становится «Карта будущего».

Базовые принципы форсайта:

Будущее зависит от прилагаемых усилий, его
можно создать
Будущее не проистекает из прошлого, оно зависит
от решения участников форсайта
В целом будущее нельзя предсказать достоверно,
можно подготовиться или подготовить будущее
таким, каким мы его хотим видеть.

Цели форсайт-сессии

Прогноз – получение достоверной «карты будущего»,
описывающей основные события, которые будут влиять на
отрасль\территорию\организацию в описываемом будущем
Коммуникация – согласование основными заинтересованными
сторонами\экспертами своих позиций относительно
факторов, влияющих на развитие будущего. Создание
дородных карт будущего.
Образование – формирование единого «поля представлений»
участников форсайтов.
Диагностика – определение качества представлений
участников о будущем.

Основные единицы форсайта

Тренд
Тренд – базовая единица форсайта. Это
внешние устойчивые тенденции, важное,
заметное направление в развитии чего-либо.
Примеры трендов:
Доля социального проектирования в
образовании увеличилась.
Происходит отток активности детей в
социальные сети.
Образовательные комплексы укрупняются.

Технологии

Совокупность методов, процессов и
материалов, используемых в какой-либо
отрасли деятельности, а также научное
описание способов технического производства.
Пример технологии:
Электронное портфолио активиста
Социальное проектирование

Формат

Способ построения и подачи, форма
проведения какого-либо события, мероприятия
Пример формата:
Семинар по социальному проектированию
Тренинг по развитию ораторского искусства

События

То, что имеет место, происходит, наступает точке
пространства-времени; значительное происшествие,
явление или иная деятельность как факт общественной
или личной жизни.
Пример события:
Фестиваль социального проектирования
Конкурс «Вожатый и его команда»

Закон

Нормативный правовой акт, который принимается
представительным (законодательным) органом
государственной власти.
Пример закона:
Дополнения к ФЗ «Об образовании» об ученическом
самоуправлении
Распоряжение Правительства Москвы

Угроза

Возможная опасность
Пример угрозы:
Отток активности полностью в виртуальное
пространство
Отсутствие финансирования социального
проектирования

Поля на карточках

На всех карточках есть:
1) Название
2) Описание
3) Вероятность
4) Автор
5) Тренд, к которому относится (кроме карточек самих
трендов)

Дополнительные поля

Для тренда:
1) Годы существования тренда: с______по______
2) Тип тренда (устойчивый, неопределенный, угасающий)
Для Технологии, Формата, События, угрозы, Закона:
1) Год появления
Для Технологии и Формата
1) Год начала широкого употребления в обществе или индустрии

Работа с картой времени

Первый такт
На карту прикрепляются тренды.
На карте тренды обозначаются линиями в зависимости от типа
Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается
изменением типа линии
Второй такт
Прикрепляются карточки технологий, форматов событий, угроз и
нормативных актов.
Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии
отправляются в поле «черные лебеди». Эта процедура повторяется для
всех карточек.

Третий такт
Участники находят и обозначают связи между
элементами
Четвертый такт
Оценка, критика и дополнение карт

плекс экономических и социальных проблем требует от региональных органов власти новых подходов и нестандартных идей планирования, что затрудняется при целевом федеральном финансировании большинства региональных и муниципальных программ.

Список литературы

1. Белова Т.М. Организационно-экономические особенности использования региональных ресурсов сельского туризма (на примере Новгородской области): дис.... канд. экон. наук. - СПб., 2016. - 205 с.

2. Государственная программа «Развитие культуры и туризма в Новгородской области (2014-2020): постановление правительства Новгород. обл. от 28.10.2013 № 318 [Электрон. ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

3. О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую: федер. закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 (с изм. на 03.07.2016) [Электрон. ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

4. О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области: обл. закон № 243-03 от 05.02.2008 (с изм. на 26.12.2016) [Электрон. ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

Ю. И. Бушенева

Особенности организации и проведения форсайт-сессий

Специалисты по прогнозированию современных социально-экономических процессов сталкиваются с трудной задачей: в условиях нестабильного развития общественной сферы необходимо с достаточно высокой долей вероятности предсказать будущее. Формализованные методы прогнозирования сегодня отходят на второй план, поскольку «происходящие в социально-экономической жизни изменения носят нелинейный характер и описываются наиболее полно на языке нелинейной динамики» . В основу прогнозирования в итоге закладываются экспертные методы, среди которых ведущее место сегодня занимает форсайт.

Технология форсайта в России используется для определения ключевых направлений социально-экономического развития страны в целом или наиболее значимых отдельных сфер. С 2006 г. были реализованы различные форсайт-проекты, связанные с долгосрочными технологическими прогнозами, определением перспектив в сфере развития науки, энергетики, промышленности.

Осуществление предвидения будущего при помощи форсайт-технологий основывается на определенных принципах, которые закреплены в пособии «Технологический форсайт», изданном международным коллективом специалистов Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) . Укажем ключевые принципы, изложенные в этом издании.

1. Вовлеченность - включение в организацию форсайт-сессий специалистов, ведущих свою деятельность в разных сферах: представителей бизнеса, научного сообщества, органов власти, общественных движений.

2. Коммуникация - наличие обязательного обмена мнениями, дискуссий между участниками

3. Концентрация на долгосрочном периоде - составление прогнозов на длительную перспективу.

4. Координация между научными, технологическими и социально-экономическими изменениями в жизни людей.

5. Согласие - необходимость выработки консенсусного мнения по ключевым позициям.

6. Системность процесса прогнозирования - необходимость использования различных методов прогнозирования, в которых размышления экспертов осуществляются структурированно, этот процесс регулярно возобновляется.

Обобщая практический опыт проведения форсайт-сессий, можно выделить их специфические особенности по сравнению с иными методами изучения будущего. Первую особенность следует обозначить как привлечение к форсайт-исследованию значительного числа экспертов. В современных сессиях участие принимают от нескольких сотен до нескольких тысяч специалистов. Их итогом является не мнение одного человека или небольшой элитарной группы исследователей, а сгенерированная позиция многих знатоков своего дела, что значительно повышает вероятность того, что предсказанные явления сбудутся.

Вторая особенность связана с обязательным высоким уровнем компетентности экспертов, являющихся профессионалами различного профиля деятельности (политики, конструкторы, писатели, экономисты, преподаватели, инженеры, технологи и др.), и имеющих отношение к прогнозируемой сфере. Разнородность участников позволяет сформировать адаптивную модель прогноза, понятную для всех участников, согласовать различные интересы заинтересованных акторов. Широкое привлечение специалистов, кроме достижения непосредственных целей и задач форсайта, ведет также и к формированию сети мотивированных и квалифицированных участников, способных дать качественную оценку социально-экономическим процессам .

Третья специфическая черта форсайт-сессий связана с применением различных методик, сюда могут включаться SWOT-анализ, PEST-анализ, методы имитационного моделирования, сценирова-ния, методики построения рейтингов и шкал, методики генерации коллективного мнения. Но форсайт - это не набор отдельных инструментов, а скоординированный процесс обмена мнениями и консультациями между участниками на основании многообразия методов .

Четвертая особенность форсайта как метода исследования связана с системным изучением какого-либо объекта с выявлением сильных и слабых сторон и ключевых тенденций развития по разным вариантам. Форсайт представляет собой научное предвидение на базе использования «стратегического мышления, которое предназначено для повышения способности лиц, которые принимают решения расширять границы понимания проблем и перспектив будущего» .

Пятая особенность форсайт-исследований заключается в осуществлении регулярного прогнозирования, применение форсайта означает сдвиг от одноразового прогнозирования к предвидению, которое имеет систематический характер; от построения прогнозов технологических процессов к прогнозированию их социально-экономических последствий.

Как правило, форсайт-исследования реализуются по отношению к развитию научно-технической сферы, промышленности, экономики. Их результатом могут выступать «дорожные карты», являющиеся официальными документами, отражающими направления развития государства или отраслей . Форсайт предусматривает создание динамичной картины будущего и требует сознательной, активной, созидательной позиции по отношению к будущему, и понимания того, что сегодняшний выбор может оказать влияние на завтрашний день. В итоге форсайт приобретает перспективу стать проектом реализации общественных изменений.

Организация форсайт-исследования включает в себя прохождение последовательных этапов:

1) заинтересованными в исследовании лицами определяются цели, задачи форсайт-сессии, определяются источники финансирования исследования, выявляются методики для проведения форсайта, определяется организационный комитет или организация, ответственная за реализацию исследования;

2) формулируются критерии подбора участников форсайт-исследования, осуществляется поиск и привлечение экспертов;

3) экспертами характеризуется современное состояние и ключевые имеющиеся тенденции развития исследуемого объекта;

4) при помощи различных методик осуществляется прогнозирование отдельных элементов исследуемого объекта;

5) происходит объединение различных прогнозов развития элементов исследуемой сферы в сценарии развития, «дорожные карты» или в формулировку «окон возможностей».

Итоги форсайт-исследования должны постоянно пересматриваться при условии вовлечения в прогнозирование и его пересмотр представителей различных слоев гражданского общества. В итоге, кроме четко видимых результатов в виде прогноза будущего, форсайт приводит также и к позитивным изменениям в сознании членов общества. Каждый активный участник может получить необходимую информацию об общественных и индивидуальных перспективах будущего развития.

Список литературы

1. Аванесова Р.Р., Авраменко Е.П., Захарова Е.Н., Кардава Е.Е. Форсайт как инструмент обеспечения устойчивости развития на муниципальном уровне // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - Сер. 5. Экономика. - 2015. - № 3.

2. Бушенева Ю.И. Форсайт, дорожные карты и «окна возможностей» или как заглянуть в социально-экономическое будущее // Инновационные технологии научного развития: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2016.

3. Епифанова Н.Ш. От форсайт-исследований к форсайт-организациям // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 4.

4. Клементьева С.В., Селякова Ю.И. Форсайт-исследование стратегического развития отраслей как инструмент контроллинга инновационных проектов // Контроллинг. - 2015. - № 4.

5. Пособие ЮНИДО по принципам и методам Форсайта: UNIDO Technology Foresight Training Manual // Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.unido.org

6. Тимченко В.В. Форсайт-философия: основные категории // Вестн. Университета (Гос. ун-т упр.). - 2010. - № 6.

И. В. Галимова

Современное состояние российского фондового рынка

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) является сектором финансового рынка, на котором осуществляются операции по купле-продаже ценных бумаг. Здесь совершаются сделки между предпринимателями, инвесторами и спекулянтами касательно разного рода ценных бумаг, таких как облигации, векселя, акции, опционы и пр.

Роль фондового рынка заключается в привлечении и перераспределении капитала между различными финансовыми институтами, нефинансовыми организациями, структурами, секторами экономики и другими участниками.

Определение

«Форсайт - это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага».
Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом, в отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, результатом форсайт-сессии является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно - оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. В 2008 году в рамках движения “Метавер - Образование будущего”, была разработана и апробирована методика быстрого проведения форсайт-проекта, не требующая внушительных сумм бюджета. Это методика получила название Rapid Foresight или “скоростной форсайт ”. Получение значимого и верифицированного результата в рамках этой методики занимает дни или даже часы. Кроме того, она является масштабируемой, позволяющей получать согласованное видение будущего как в масштабе одной проектной команды, так и в масштабе государств и межгосударственных организаций. Возможен даже личный форсайт – для планирования индивидуального будущего.

Основой RF-метода является выделение следующих элементов карты будущего:

  1. Тренды – существующие и зарождающиеся; Тренд = объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении,
  2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
  3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
  4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
  5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
  6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Цели форсайт-сессии

Прогноз – получение достоверной «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на отрасль / территорию / организацию в описываемом горизонте.

Коммуникация – фасилитировать общение ЛПР = Согласование основными заинтересованными сторонами / экспертами своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на развитие отрасли / территории / организации, и формирование «дорожных карт» основных проектов развития.

Образование – формирование единого «поля представлений » участников форсайтов о существенных трендах и событиях (обучение со стороны экспертов и ведущих форсайта в совместной деятельности).

Диагностика – определение качества представлений участников о будущем их предметной области, способности системно смотреть на варианты развития области и определять ответы на возможные вызовы.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов - как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Прогностическая форсайт-сессия длится три дня. В первый день участники-эксперты в группах определяют, оценивают и размещают на карте тренды, технологии, события и форматы. Участники каждой группы работают на своей карте времени, а в конце дня презентуют свои результаты. Во второй день группы работают с ключевыми рынками (заказчиками), и составляют таблицу их существующих и будущих потребностей, происходит генерация проектов. В конце второго дня проводится «круговой линч» проектов с помощью методов геймсторминга (короткие игровые форматы + «мозговой штурм»), так полученные модели развития проектов тестируются на достоверность. В третий день участники работают с нормативными актами и ожидаемыми законодательными изменениями, производится сведение групповых карт в общую карту времени и финальная презентация.

Результат участники форсайта получают «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее - тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Роли

На сессии задействованы следующие основные роли в организационной команде форсайт-проекта:

  • Ведущий
  • Модератор
  • Администратор форсайт-проекта
  • Дизайнер
  • Визуализатор
  • Координатор
  • Летописец

Ведущий и модераторы проектируют форсайт-сессию, адаптируя ее под конкретную цель, время, тематику, экспертов- участников и текущие задачи. Ведущий сессии имеет решающее слово при спорных моментах в подготовке проекта сессии. Модераторы освежают свое знание предметной области и знакомятся с последними тенденциями тематической отрасли. Администратор следит за сроками подготовки, координирует коммуникацию с экспертами, представителями СМИ и другими участниками сессии, обеспечивает своевременное получение необходимых для сессии артефактов.

Инструкции

Карта времени - основное поле работы участников, представляет собой лист большого размера, где на горизонтальной оси располагаются временные рубежи, на вертикальной - тренды. Cледующие поля одинаковы для карточек всех типов:

  • Название
  • Описание
  • Вероятность
  • Автор
  • Тренд (кроме карточек самих трендов)

Все поля обязательны к заполнению. Карточки Трендов дополнительно содержат поля:

  • Годы существования тренда: с _____ по ______.
  • Тип тренда (варианты: устойчивый, неопределенный, угасающий).

Если на протяжении карты времени тренд меняет свой тип (становится угасающим или из неопределенного превращается в устойчивый) - для него заполняются две карточки, с указанием годов существования тренда до смены типа и после. На карточках явлений, обладающих протяженным жизненным циклом (Технология или Формат), дополнительно указываются:

  • Год появления.
  • Год начала широкого употребления в обществе или индустрии.

На карточках одномоментных явлений (Событие, Угроза, Нормативный акт) указывается год возникновения (вступления в силу).

Работа с картой времени

За первый такт работы на карту прикрепляются карточки трендов, они располагаются в левом поле. На карте тип тренда обозначается линиями:

  • Устойчивый (значение тренда со временем будет усиливаться) - сплошная линия.
  • Неопределенный (значение со временем будет меняться) - волнистая линия.
  • Угасающий (значение со временем будет уменьшаться) - прерывистая линия.

Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается изменением типа линии. На втором такте генерируются и прекрепляются на карту карточки технологий. Непризнанные маловероятные и в то же время интересные технологии отправляются в поле ‘’черные лебеди’’. Процедура отбора ‘’черных лебедей’’ повторяется для всех карточек.

Затем генерируются и прикрепляются на карту карточки форматов, событий, угроз и нормативных актов. На карту так же могут быть добавлены другие объекты, по усмотрению модератора. На третьем такте участники находят и обозначают связи между сущностями.

Следующий, четвертый такт, посвящен оценке, критике и дополнению карт. В случае, когда рабочих групп несколько, происходит ротация, и участники рассматривают карты других групп. На этом такте карта подвергается ‘’очистке’’, на ней остаются самые значимые сущности, остальные отправляют в “Черных лебедей”.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПОЛЕЙ НА КАРТОЧКАХ

Название В поле пишется краткое название тренда или явления, отражающее его суть. Название предназначено, в первую очередь, для обозначения объекта при обсуждении внутри группы участников форсайт-сессии. Хорошее название обладает свойствами мема. Пример тренда: “Деградация образовательной системы”. Пример технологий: “Передача мыслеобразов”, “Компактный атомный реактор”. Пример форматов: “Виртуальный ЗАГС”, “Летняя проектная школа”. Названия событий стилистически похожи на заголовок статьи: “Сотрудники Большого Адронного Коллайдера установили связь с параллельной Вселенной”. События всегда происходят с людьми. Пример нормативных актов: “Закон об электронной личности”, “Правила МОК по признанию спортсмена киборгом”. Пример угрозы: “Исчерпание залежей углеводородов”, “Потеря обороноспособности России”. Описание Поле содержит более подробную расшифровку сущности явления, разъяснение его принципов и механизмов. Для тренда в описании может быть приведен его измеряемый индикатор. Вероятность Каждый объект на карте времени имеет вероятностный характер. Вероятность в данном случае носит оценочный характер. Фактически рассматриваются три возможности: почти наверняка (>90%) скорее всего (50-90%) крайне маловероятно (<10%) К последней категории могут относиться карточки “Черных лебедей”. Автор Поле заполняется фамилией и инициалами автора карточки - участника форсайтной сессии. Все объекты на карте времени должны иметь своего автора. Даты Все даты на карточках указываются с точностью до года.

ИНСТРУКЦИИ МОДЕРАТОРУ

Модерация – это технология групповой работы, в которой с помощью различных техник создаются благоприятные условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой и, зачастую, разными взглядами на рассматриваемую проблему.

В качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников.

Рабочий процесс модератора протекает с использованием методов визуализации, вербализации, презентации и обратной связи. Модератор – ведущий процесса модерации, с нейтральной позицией и знанием предметной области.

Модератор должен:

Обеспечить рабочий процесс Выдать инструкцию на работу и мотивировать участников (что делаем / зачем); Обеспечить выполнение (контроль и корректировка); Управлять темпом работы; Использовать альтернативные способы достижения результатов для ускорения/замедления темпа; обеспечивать коммуникацию участников Подбирать стиль общения, оценивая качества и роли участников; Держать фокус на заданной теме; Противостоять троллингу или использовать его во благо; Обеспечить оптимальное психологическое состояние (например, смех для снятия барьеров); управлять содержанием Владеть предметом (знать терминологию предметной области, иметь базовые представления); Отбирать качественные предложения (фильтр – симулякры, релевантность); Помогать формулировать кратко и емко, сохраняя суть.

Ведущий и модераторы несут полную ответственность за процесс и за результат – это не техническая, а содержательная роль. Если группы работают над разными темами, то основная ответственность за результат – у модераторов (только они знают мнение участников).

Общие положения:

Форсайт – это технология. Каждое условие, отраженное в инструкции, является условием успешного совмещения в единый результат материалов форсайт-сессий, проводимых по этой технологии. В случае возникающих трудностей необходимо фиксировать их для последующего обсуждения. Участниками форсайт-сессии в равной степени являются приглашенные эксперты/специалисты и модераторы. Эксперты отвечают за содержание созданных в ходе сессии материалов, модераторы – за управление процессом появления результатов, их технологическую упаковку, а также за мотивирование других участников к продолжению работ над проектом. Продуктивная группа = группа, где людей достаточно для порождения новых идей, и где они еще слышат друг друга (от 5 до 15 человек).

Технология «Карта будущего»

Общий принцип создания карты будущего.

В основе работы группы лежит принцип размещения типовых карточек на карте будущего: тренд, технология, формат, событие, нормативный акт, угроза.

Размещение карточек ведется на трех горизонтах:

Ближний (например, 2012-2015). В этом временном коридоре размещаются тренды, технологии и угрозы, до появления которых, по мнению экспертов, остались считанные дни. Фактически, материалы этого горизонта являются мерой профессионализма и осведомленности в собственной предметной области. Средний (например, 2015-2020). В данный горизонт попадают те сущности, объекты и явления, которые сами эксперты считают значимыми и прорывными, однако хорошо осведомлены об угрозах и рисках, связанных с ними, поэтому верят и не верят в них одновременно. Дальний (например, 2020-2030). Объекты данного горизонта относятся к двум категориям: научная фантастика – объекты, которые непременно появятся в случае развития по одному из трех базовых сценариев (нейроразъемы прямого подключения компьютеров к человеческому мозгу - киберпанк), или уже существующие продукты, получившие развитие на новом технологическом уровне (ламповые линзовые телевизоры 50-х годов и современные плазменные мониторы).

Основная задача проектной сессии задается при проектировании и озвучивается участникам ведущим и модератором сессии.

Отраслевые эксперты при участии модератора работают над созданием «единой карты будущего», обсуждая конкретные вопросы на каждом описанном такте. Методическим результатом работы группы является итоговая «карта будущего», которая модифицируется при переходе от одного такта к другому. Изменения фиксируются и документируются. Группа должна стремиться заполнять все три временных горизонта.

Правила заполнения и размещения карточек на карте

Заполнение карточек на карте ведется отдельными тактами. Участники группы предлагают карточки (тренды, технологии, угрозы и пр.) и аргументируют свои предложения. Другие участники группы высказываются за/ против предложения, по итогам обсуждения карточка размещается на карте (с привязкой к соответствующему году). Размещать карточки на карте может только модератор!

Если появляется карточка, с которой согласна только часть участников и принципиально считает ее важной, то она не выбрасывается, а помещается на поле так называемых «Черных лебедей», куда попадают наиболее фантастические идеи, которые не находят поддержку большинства. Это позволяет не потерять типовые организационно-управленческие, а также маловероятные, но интересные отраслевые предложения.

Близкие по смыслу предложения следует размещать близко друг от друга, вложенные предложения следует группировать в одну карточку (стопку), размещая вверху референтную карточку, наиболее полно/точно отображающую предложения группы.

Участники сами принимают решение о том, какой объем материала и в каком формате они хотят обсудить. Требования обсудить все заполненные участниками карточки нет.

Работа с недоформулированными материалами ведется на усмотрение модератора: существует несколько промежуточных вариантов от «рубить плохо сформулированные» до «помогать дотачивать потенциально интересные». При выборе варианта следите за временем.

Карточки должны быть ясно заполнены, легко читаемы (хороший почерк или печатные буквы) и понятны стороннему участнику с минимальными пояснениями (четкая формулировка).

На карте не должно быть слишком много объектов – в процессе работы необходимо оценивать единую карту на читаемость. (Эмпирически, на карте может быть размещено от 50 до 150 объектов и комментариев – тренды, технологии, события, форматы, угрозы и нормативные акты). Ключевая роль модераторов – обеспечить такую дискуссию между участниками, чтобы на карте были размещены достойные, важные и интересные предложения.

Возможная последовательность тактов:

  1. Критика обывательской карты прогнозов;
  2. Модернизация картины трендов;
  3. Генерация технологий;
  4. Описание возможных перспективных форматов;
  5. Генерация карт событий;
  6. Обозначение угроз и нормативных актов;
  7. Подготовка презентаций и выступление групп.

ТЕРМИНЫ

В пространстве форсайта (на карте времени) существуют три основных типа объектов:

  1. Тренд
  2. Явления с жизненным циклом
    1. Формат (продукт / бизнес-модель / мегапроект / специалист)
    2. Технология
  3. Явления-«точки»
    1. Событие
    2. Нормативный акт
    3. Угроза

Отличие явлений второго типа (с жизненным циклом) от третьего (одномоментные явления) в том, когда они начинают действовать на тренды – с лагом или в момент появления.

  • объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении,
  • идет в «большой системе» (относительно которой делается форсайт, например, страна, отрасль, регион)
  • имеет измеряемый индикатор, изменяющийся в определенном направлении со временем.

Тренды делятся на 3 типа: 1) устойчивый, 2) неопределенный, 3) угасающий.

Примеры: «рост населения старше 65 лет», «увеличение доли малой энергетики», «миниатюризация устройств»

Тренды должны быть прямо связаны с темой форсайта. Набор трендов идентифицируется в первую очередь в результате работы с материалами предметной области и экспертами. Всё, что происходит в рамках карты, происходит на трендах, может порождать тренды и связано с ними.

Рудимент – это угасающий тренд, на которых строятся текущие policy (законы, нормативные акты). Они должны входить из прошлого.

Два типа явлений, обладающих «жизненным циклом» (живущие и развивающиеся во времени, подсистемы «большой системы») - т.о. можно указывать точки их появления и широкого распространения.

  • рыночный или социальный «ответ на вызов»
  • всегда строится на тренде (который является для него вызовом или возможностью)
  • может запускать новый тренд
  • «внутри» этого типа явлений есть свои тренды, но мы их не рассматриваем (всегда соотносим масштаб относительно «большой системы»)

Подтипы формата: Формат – это социальный/институциональный ответ на вызов или возможность, по сути это воплощение каких-то социальных практик. Например, «сетевые дворцы пионеров» как формат на тренде «сетевая социальная самоорганизация». Под форматом здесь мы понимаем формат коммуникации (тип отношений между людьми), который всегда порождается субъектом. У формата нет конечной цели.

Специалист – профессионал, решающий конкретную отраслевую задачу, связанную с рынком / технологией / форматом / угрозой (напр. создание продукта). Например, «биотрансдуктор» как специалист по замещению небиотех-решений биотех-решениями. Целесообразно размещать на карте только новых специалистов, которых на данный момент не существует в отрасли.

Продукт – это рыночный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. Например, iPad как продукт на стыке трендов минитюаризации и мобильности (мобильность - единственное, что отделяло технологию 1988 года от воплощения в продукт).

Мегапроект – это управленческо-институциональный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. «Мега» – потому что заметен в масштабах той большой системы, относительно которой делают форсайт. Например, «Олимпиада 2014» – это мегапроект на тренде «повышение внешнеполитической значимости России».

Технология: отдельное технологическое решение («новый тип топлива») или пакет технологических решений («реактор на быстрых нейтронах»).

  • «ответ на вызов», возникающий в системе НТР
  • материя или информация
  • частично обусловлена трендами (задающими «вызов»)
  • также обусловлена собственной логикой научно-технического прогресса
  • может запускать новый тренд

Три типа явлений, случающихся «одномоментно» (во временном масштабе форсайта):

  • одномоментное явление, выражающее кульминацию какого-либо тренда
  • маркер, всегда ставящийся в точках «перелома» (изменения градиента) трендов

Событие осмысленно вводить только в том случае, если мы обозначаем точку, где что-то происходит с трендом. Тренд переламывается и событие это маркирует. Удобно думать о названии события как о заголовке в газетах. Например тренд «Рост доли азиатского населения в России» может иметь кульминацию «Китаянка становится “мисс Москва”».

Закон / Нормативный акт (Policy)

  • ряд политик, у которых есть цели
  • институциональный (регуляторный) «ответ на вызов» – это по сути одномоментный акт управленческой воли (воплощенный в документе регулятора)
  • частично обусловлен трендами (задающими «вызов»)
  • также обусловлен собственной логикой «институционального развития» (цели субъекта, управляющего «большой системой» – напр. федеральное / региональное правительство, отраслевой регулятор и пр.)
  • «переламывает» тренд (изменяет градиент) и/или запускает новый тренд

Угроза – процесс, который может негативно повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Современная система образования ставит своей приоритетной задачей воспитание успешных людей, готовых к выбору, к принятию самостоятельных, конструктивных решений. Планирование жизненных и профессиональных перспектив, выбор ценностных приоритетов вызывают у обучающихся образовательных организаций затруднения. Узкая и непростроенная перспектива профессионального и личностного развития обрекает их на ограниченный диапазон жизненных проявлений, при этом исчезает интерес к профессиональному будущему как полю самореализации.

Для совершения оптимального выбора в ситуации профессионального самоопределения человеку необходимо обладать навыками формирования временной перспективы жизни, моделирования картины в будущем. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.

Форсайт — технология работы с образами будущего. Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного творческого потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.


Открытой проектной мастерской для осознания студентами наиболее актуального и экологичного направления развития своей жизни, создания основы для принятия эффективных решений, появления свежих, простых в реализации идей, заряда энергии и уверенности в будущем может стать форсайт-сессия. Она существенно отличается от «глобальных» форсайтов, носит сугубо прикладной характер, и ее продолжительность составляет от 2 до 4 часов.

Задача участников сессии — не просто создать образ своего будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный стратегический навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут на пути к поставленным целям.

При проведении сессии ВАЖНО:

Использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);

Эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.

Модель проведения форсайт-сессии

Пример проведения форсайт-сессии «Эффективные технологии успеха»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Задачи:

Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего. Составление участниками сессии «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей. Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей. Формирование «дорожной карты» успешного будущего.

Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий (фасилитатор): педагог-психолог, социальный педагог, куратор, тьютор.

Целевая аудитория: 15–25 человек.

Время проведения сессии: 2–4 часа

Введение

    проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности; объявляет регламент работы; устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда1, проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная личность, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в современном обществе. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха в разных сферах общества и своей жизни, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ успешного будущего, каким они его видят через пять лет.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Карта успешного будущего». Упражнение позволит повысить уровень своих потенциальных возможностей, расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.


Упражнение «Карта будущего».2

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?

Какие препятствия вам предстоит преодолеть?

На какую помощь вы можете рассчитывать?

Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать личности на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).






В завершении сессии участникам необходимо презентовать свои проекты.

Заключение

На последнем этапе группа при поддержке ведущего:

    обозначает результаты («Чего же мы все-таки достигли?»); принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий; дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Форсайт-сессия считается успешной, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Если за одну сессию не получается проработать все три позиции, то фасилитатор проводит с группой несколько циклов форсайт-сессий.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Рассматривая и анализируя мероприятия «дорожной карты», педагогам можно активно включаться в совместную работу с обучающимися, предлагая им сотрудничество и поддержку. Возможно проведение тренингов, семинаров, организация различных проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Теория и методика » http://lit. lib. ru/t/trushnikow_d_j/indexdate. shtml «Генерация Прорывных изнесе». — М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2015.

1 Тренд — тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

2 http://trenerskaya. ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi