Лак для масляных красок. Даммарный лак

  • 23.10.2019

Полученное отжимом семян Carthamus Tinctorius сафлоровое масло прозрачное, соломенного цвета, с очень низкой кислотностью. В изобразительном искусстве оно используется совсем недавно. Сафлоровое масло не желтеет со временем, тем самым гарантируя великолепную сохранность цветов. По этой самой причине оно особенно рекомендовано для белых и светлых тонов. По своей природе это медлено высыхающее нежелтеющее масло. Совместно с маковым маслом используется в качестве связующего для приготовления масляных красок высшего качества Maimeri Puro. В сущности, оно служит для размягчения и разжижения краски, а при применении его в больших количествах придает масляным краскам такую же прозрачность, как и у акварельных красок.
Для данной техники живописи мы рекомендуем использовать краски с высокой концентрацией пигментов. Вы добавляете сафлоровое масло к краскам на палитре, смешивая их очень мягкой кистью до полной однородности. После этого краску можно наносить на поверхность. Сразу после высыхания слой краски выглядит прозрачным. В этом случае яркость цвета зависит от хорошей подготовки поверхности.

Льняное масло 650.

Определенно, одно из самых известных быстросохнущих масел, льняное масло имеет очень древнее происхождение. Получается отжимом семян Linum — одного из наиболее распространенных видов льна, имеет яркий соломенный цвет, прозрачное, с очень приятным запахом и низкой кислотностью. В какой-то степени можно сказать, что льняное масло появилось одновременно с масляной живописью, потому что мастера-художники использовали этот продукт для приготовления собственных масляных красок. Легкое в применении, его свободно можно найти в природе, льняное масло фактически само по себе является частью масляной живописи. Обычно льняное масло и краска наносятся мягкой кистью. В подготовительной стадии важно тщательно их перемешать. Сразу после высыхания картина выглядит сверкающей и яркой. Льняное масло сохнет быстрее, чем другие высушивающие масла. Но из-за своего химического состава имеет тенденцию желтеть со временем. Однако достаточно выставить картину в очень хорошо освещенном месте, чтобы задержать этот процесс. Чрезмерное количество может вызвать морщины на поверхности картины.

Льняное масло полимеризованное 652 .Полимеризованное льняное масло хорошо известно среди художников как «стэндолио». Его высокая вязкость осложняет использование, поэтому перед использованием его лучше протестировать. Изготовлено из обычного льняного масла. Оно очищается и частично полимеризуется нагревом до температуры 280-300 С в вакуумной автоклаве при наличии инертных газов. Данная обработка улучшает его эластичность и увеличивает способность расширения на холсте. Полимеризованное льняное масло следует смешивать с масляными красками с помощью кисти очень медленно и непрерывно до тех пор, пока масло и краска. Полимеризованное льняное масло делает краски «жирными», очень мягкими, но всегда пригодными для нанесения кистью; оно увеличивает блеск и яркость нанесенного красочного слоя. Время окисления очень долгое. Полное высыхание занимает приблизительно 40-50 дней. Специальная техника, в которой широко используется полимеризованное льняное масло, известна как эффект «глассе», придающий живописи чрезвычайную глянцевость и почти стекловидность. В этом случае вам следует смешать небольшое количество краски с полимеризованным льняным маслом. Наносить смесь лучше очень мягкой, чистой веерообразной кистью.
В отличие от техники вуалирования, которая заключается в наложении прозрачных слоев краски сверху на сухой слой поэтапно, техника «глассе» требует единственного нанесения прозрачных штрихов. Полностью не смешаются Если смесь получилась слишком вязкой, то для облегчения работы кистью на холсте рекомендуется добавить несколько капель уайт-спирита или сиккатива в смесь.

Ореховое масло 654 .Ореховое масло получается в результате тщательного отжима ядер грецкого ореха. После отжима ореховое масло фильтруется и очищается от любых примесей. Визуально ореховое масло имеет светло-желтый цвет и жидкую консистенцию. Обладает ароматом незрелых грецких орехов, что делает его использование очень приятным. Ореховое масло обладает хорошим высушивающим действием. Считается, что ореховое масло среднего высыхания, так как требуется больше времени для окисления, чем для льняного масла. При смешивании увеличивает яркость цветов и не желтеет со временем. По своей природе ореховое масло очень жидкое, но при желании может разбавляться с небольшим количеством уайт-спирита.

Маковое масло 656 .Ценное маковое масло получается холодным отжимом семян Papaver Sumniferum. Маковое масло желтого цвета абсолютно без запаха. Высококачественное масло не изменяется со временем и не желтеет. Считается, что маковое масло полувысушивающее, так как время окисления его немного дольше, чем у льняного масла. Эти особенности делают его особенно пригодным для приготовления белых и очень светлых тонов.
Благодаря своей прекрасной стабильности, маковое масло вместе с сафлоровым было выбрано для изготовления масляных красок высшего качества Maimeri Puro, гарантируя полную неизменность и светостойкость цветов в течение долгого времени. По желанию, маковое масло можно разбавлять небольшим количеством уайт-спирита.

Лаки .

Об использовании лаков.
■ Работу маслом не обязательно держать в темном месте; высыхание проходит намного быстрее при солнечном свете.

■ Перед нанесением завершающего лака на произведение необходимо подождать как минимум 6 месяцев, чтобы убедиться, что оксидирование масляных красок завершено.

Даммарный глянцевый лак 664 .Даммарный лак — безусловно, один из самых старинных лаков, используемый на протяжении всей истории масляной живописи. Трудно найти этот лак на рынке, но Maimeri все еще продолжает производить его, чтобы поддержать традицию. Даммарный лак получается путем тщательного растворения натуральной даммаровой смолы в эссенции терпентина. Если оставить лак надолго во флаконе, то может выпасть небольшой беловатый осадок на дне, но это никаким образом не ухудшит качество продукта. Хорошо встряхивайте флакон перед каждым использованием. Даммарный лак наносится на абсолютно сухую поверхность работы мягким, читым флейцем. Мы рекомендуем при его нанесении перекрещивать мазки, чтобы не образовывались полосы. Естественный янтарный цвет лака придает живописи очень теплый и трогательный вид под старину. Именно поэтому даммарный лак также широко используется в художественном оформлении, чтобы подчеркнуть течение времени на поверхности работы. Этот специфический лак имеет тенденцию желтеть со временем.
Применение данного лака придает картинам великолепную яркость. Поскольку лак содержит терпентин, то должен использоваться только в хорошо проветриваемых помещениях. Мы рекомендуем работать на небольшом расстоянии от флакона. Лак также производится в аэрозольной упаковке.
Продукт легко воспламеняющийся.

Акрил-кетоновый лак-медиум 666 .Акрил-кетоновый лак-медиум —
это кетоновая акриловая смола, содержащая уайт-спирит и маковое масло. Лак очень «жирный», но легко наносится кистью. Сначала лак смешивают с масляными красками на палитре, полученную смесь наносят постепенно, чтобы избежать образования сухих пятен на картине. При применении живописного лака возможно использовать краски снова, даже через несколько дней после нанесения. Лак придает тонам яркость, они становятся более живыми, а красочный слой становится более упругим и эластичным. Этот лак-медиум так же улучшает наложение и закрепление красок на основе и предотвращает образование трещин и расслаиваний. Благодаря содержанию макового масла, акрил-кетоновый лак-медиум не желтеет со временем.

Покрывной глянцевый лак 670 .Покрывной глянцевый лак содержит кетоновую смолу, нефтяное масло, уайт-спирит и ультрафиолетовые светофильтры. Очень жидкий и полностью прозрачный покрывной глянцевый лак наносится на абсолютно сухую поверхность очень мягким флейцем. Чтобы предотвратить потеки, мы рекомендуем лакировать картину в горизонтальном положении, очень хорошо разносить лак кистью по всей поверхности работы. Благодаря содержанию ультрафиолетовых светофильтров, покрывной глянцевый лак используется в качестве эффективного защитного слоя от света в течение длительного времени. После высыхания лак образует стойкую и эластичную пленку, которую всегда можно удалить. Это свойство делает лак пригодным и полезным в определенных видах реставрационных работ. Покрывной глянцевый лак придает работе блестящий вид и яркость. Увеличивает яркость оттенков и выдвигает на первый план предметы.
Продукт огнеопасен.

Покрывной матовый лак 674 .Широко используемый живописцами и студентами-художниками покрывной матовый лак образует очень прочную плотную пленку.
Лак имеет переливчатый цвет и слегк молочный оттенок из-за содержания кремнезема.
Придает работе законченный вид с матовым эффектом, сохраняя цвета естественными и яркими. После нанесения лака на работу, она выглядит полупрозрачной. Покрывной матовый лак наносится мягкой, чистой кистью на абсолютн сухие поверхности. Чтобы получить различные степени непрозрачности, вы можете смешать покрывной матовый лак с покрывным глянцевым лаком. В этом случае мы рекомендуем смешивать их в нужных пропорциях в чистой посуде кистью до полной однородности. Как и покрывной глянцевый лак, матовый лак может удаляться и использоваться в различных видах реставрационных работ.

Мастичный глянцевый лак 682 . Очень ценный лак, содержит 31% чистейшей мастичной смолы с острова Хиос. Как и даммарный, мастичный лак уходит своей историей далеко в прошлое и на сегодняшний день считается продуктом для специалистов. Его отличительными особенностями являются гибкость и эластичность, которую он сохраняет даже спустя многие годы после применения. Мастичный лак наносится кистью средней мягкости. В случае необходимости может разбавляться небольшим количеством эссенции терпентина. После высыхания придает картинам особенный блеск. С течением времени мастичный лак естественно желтеет, что делает его незаменимым для создания преднамеренных эффектов старения на холстах или фурнитуре.
Мастичный лак всегда можно удалить с поверхности картины. Поскольку продукт содержит терпентин, его следует использовать с предосторожностями, избегая длительной работы. Рекомендуется работать в хорошо проветриваемых помещениях.

Акрил-кетоновый лак 684.Представляет собой смесь высококачественных кетоновой и акриловой смол и обладает всеми особенностями этих двух компонентов. Лак создает плотную, прочную защитную пленку на поверхности картин, тем самым защищая работы и гарантируя им более длительную сохранность. Благодаря своей особенной природе, этот лак может использоваться также и на картинах, написанных в других техниках. Как и все покрывные лаки, наносится на сухую поверхность картин. Мы рекомендуем сушить работы в местах, где нет пыли.

Ретушный кетоновый лак 686 .Очень полезен для устранения матовых зон и для того, чтобы скрыть различия, образовавшиеся во время интервалов в работе над картиной. Ретушный кетоновый лак создает легкую, тонкую пленку. Абсолютно прозрачная жидкость, не полностью глянцевая, так как содержит нефтяное масло. Ретушный лак является средне-сохнущим.
Наносится плоской кистью легкими мазками на поверхность красочного слоя. Лак должен быть хорошо разнесен по поверхности, чтобы предотвратить формирование густых и неоднородных зон на картине. Мы рекомендуем наносить этот лак на работу, расположенную в горизонтальном положении. Следует подождать 2/3 дня после нанесения последнего слоя краски. Может также использоваться как отделочный лак, хотя пленка, которую он образует, будет очень блеклой. Производится также в аэрозоли.

Живописный акриловый лак с UV-фильтром 667 .Светостойкий живописный акриловый лак изготовлен из высококачественного сырья. Прозрачная, эластичная акриловая смола, которая входит в состав лака, обеспечивает краскам полную защиту от воздействия внешних факторов. Благодаря ультрафиолетовому светофильтру, лак подходит для защиты работ, которые будут подвергаться воздействию солнечного света. Лак подходит и для защиты работ, которые будут находиться вне помещений на открытом воздухе. Содержащий органический растворитель уайт-спирит, лак может использоваться как для акриловой (водоразбавляемой), так и для масляной живописи.Продукт может нанести вред здоровью. Использовать в хорошо проветриваемых помещениях. Не утилизировать в бытовые стоки, поскольку продукт может нанести ущерб окружающей среде. Легко воспламеняющаяся жидкость.

Глянцевый покрывной водно-акриловый лак 668 .Подходит для защиты масляной и акриловой живописи. Это специальный финишный лак, который на 80% состоит из тщательно очищенной акриловой смолы в водной эмульсии. Данный продукт изготовлен на водной основе, не является токсичным и может использоваться даже в непроветриваемых помещениях. Представляет собой отличную альтернативу традиционным лакам на основе растворителей. Наносится при помощи широкой плоской кисти на абсолютно сухую поверхность картины. Следите за тем, чтобы слои мазков наносились крест накрест. Рекомендуется выполнять, как минимум, двухслойное покрытие. Глянцевый покрывной водно-акриловый лак идеально защищает поверхность живописи и усиливает яркость цветов. Не желтеет со временем.

Матовый покрывной водно-акриловый лак 671.
Изготовлен по той же рецептуре, что и глянцевый лак, но отличается тем, что содержит в своем составе матирующую добавку — кремнезем. Этот компонент за счет отражения света от его частиц придает пленке лака бархатистый, шелковистый внешний вид. При помощи этого лака живопись идеально защищена от неблагоприятного внешнего воздействия и выглядит матовой. Наносится тем же способом, что и глянцевый покрывной водно-акриловый лак. Светостойкий.

Покрывной воско-кетонновый лак 672.Этот исключительный, высококачественный лак широко используется в живописи и
декорировании. Покрывной воско-кетоновый лак на основе уайт-спирита изготовлен из тщательно очищенного отбеленного пчелиного воска. На поверхность картины наносится при помощи кисти или мягкой тканевой салфетки. Весьма чувствителен к изменению температуры. Так, при пониженной температуре лак становится более вязким и может затвердеть, напротив, при повышенной температуре лак приобретает оптимальную для нанесения вязкость. Поэтому перед нанесением стеклянный флакон с лаком рекомендуется подогреть в горячей воде.

Фиксирующий лак 676 .Фиксирующий лак, изготовленный на основе органического растворителя уайт-спирита, обладает достаточно высокой гибкостью и эластичностью. Благодаря акриловой смоле, которая входит в состав лака, продук устойчив к воздействию света. Этот универсальный продукт одинаково подходит как для защиты масляной и акриловой живописи, так и для други целей, например, при декорировании. Прозрачный и бесцветный, лак наносится тонким слоем при помощи кисти, образуя после высыхания умеренно глянцевую пленку. Для получения более высокой степени блеска лак наносится в несколько слоев. Рекомендуется использовать в хорошо проветриваемых помещениях. Легко воспламеняющаяся жидкость.

Живописный патинирующий лак 678 .Густой, янтарного цвета лак, схожий по консистенции с медом. Наносится кистью на сухую поверхность картины, придает ее поверхности старый вид. Этот лак, наряду с защитными свойствами, слегка приглушает яркость красок и мягко тонирует живопись, придавая картине теплый и однородный колорит. Защитная пленка, которую он создает, обладает высокой однородностью и прозрачностью. Лак может быть использован отдельно, в качестве обычного покровного, придающего старый вид покрытию или в сочетании с кракелюрным живописным лаком для получения кракелюра. Живописный патинирующий лак необратим и со временем сильно желтеет. Так как в состав лака входит органический растворитель, все работы, связанные с этим продуктом,необходимо проводить в хорошо проветриваемых помещениях.
Не утилизировать в бытовые стоки.

Живописный кракелюрный лак 688 .Нетоксичный кракелюрный лак
на водной основе. Наносится при помощи кисти на поверхность, предварительно покрытую, но еще не полностью высушенную патинирующим лаком. После полного высыхания обоих продуктов на поверхности возникает паутинообразная сетка трещинок, так называемый кракелюр, который придает картине старинный вид. Эффект может быть усилен, если в полученные трещинки втереть битумный лак. В результате такой операции кракелюр приобретет темный отчетливый вид. После высыхания живописный кракелюрный лак легко растворяется водой и поэтому на его поверхность необходимо нанести защитное покрытие — еще один слой патинирующего лака.

Аэрозольный лак .
Аэрозольный лак-сиккатив 603 .Аэрозольный лак-сиккатив используется на влажных поверхностях картин, написанных масляными красками, уменьшая время окисления. Количество наносимого лака постоянно и тщательно дозируется, тем самым позволяя совершать точечную работу на определенных участках картины и, в случае необходимости, наносить последующий слой краски на сухую поверхность. Окрашенная поверхность, обработанная этим продуктом, высыхает всего через несколько часов. Если лак наносится на многослойную поверхность картины, то есть возможность высушивать самый верхний слой краски, оставляя при этом нижележащие слои влажными. Таким образом, полное окисление займет обычное время, требуемое для масляных красок. В технике нанесения пленки или в любой другой полезно наносить лак на сухую краску, быстро распыляя продукт на расстоянии приблизительно 30 см от картины, быстро перемещаясь назад и вперед. После нескольких часов вы можете нанести новый слой краски, не воздействуя при этом на нижний слой. Общая реакция при нанесении лака-сиккатива на картину — белые и бледные цвета приобретают желтоватый оттенок. Эта временная желтизна в скором времени исчезает, возвращая цветам их оригинальные оттенки. Перед нанесением финишного лака на картину, в любом случае, лучше всего подождать 3-6 месяцев.

Аэрозольный даммарный лак 665 .Даммарный лак — это лакирующий продукт, произведенный с применением натуральных смол. Полупрозрачная жидкость молочно-белого, немного мутного цвета, обусловленного присутствием в составе лака частиц природной смолы (камеди), которая набухает в присутствии воды, но остается свободно плавающей в растворе. Эта особенность продукта является признаком его подлинности и качества. Даммарный лак, который выглядит совершенно прозрачным и бесцветным, будет только имитацией натурального продукта и не будет иметь его характеристик. После того как нанесенная пленка высыхает, создается абсолютно прозрачный, ясный, с уникальной яркостью эффект, который обеспечивается индексом преломления, свойственным природной смоле камеди, лучшей из смол, применяемых для производства лаков. Фактически, блеск даммарного лака ярче, чем у других продуктов, произведенных на натуральных смолах. Таким образом, его существенная особенность -это «усиливать тона» темперных и масляных красок, т. е. тех техник живописи, к которым он лучше всего подходит. Из природных смол даммаровая наименее склонна к пожелтению и поэтому лаки на основе могут использоваться при реставрации живописи. Мы рекомендуем наносит, по крайней мере, два слоя лака. Первый слой сохнет приблизительно при средней температуре и влажности. Лучше подождать 1 час перед нанесением второго слоя.

Аэрозольный покрывной кетоновый глянцевый лак с UV-фильтром 669.
Аэрозольный отделочный лак образует бесцветную, яркую и прочную защитную пленку, обеспечивая защиту работы на протяжении времени. . Его ультрафиолетовые светофильтры защищаю работы от солнечных лучей, исключая возможность необратимых изменении.
Отделочный лак используется на полностью высушенных
масляных и акриловых работах, а также для работ в смешанных техниках. Яркость и сияние защитной пленки зависит от количества нанесенных слоев. Входящая в состав лака кетоновая смола гарантирует превосходную защиту от царапин. Наносится быстрым распылением в вертикальном положении на расстоянии 30 см от поверхности. После распыления работу желательно расположить в горизонтальном положении, чтобы предотвратить подтеки. Мы рекомендуем использовать этот продукт в хорошо проветриваемых помещениях.

Аэрозольный покрывной матовый лак с UV-фильтром 673 .Покрывной матовый лак образует очень прочную матовую пленку, устойчивую к внешним факторам. Благодаря специальным ультрафиолетовым светофильтрам, лак защищает работу от воздействия на нее солнечного света. Лак защищает картины, написанные масляными, акриловыми красками и другими смешанными техниками. Матовый покрывной лак содержит аморфный кремнезем, который, учитывая его определенный вес, имеет тенденцию оседать на дне флакона. Мы рекомендуем хорошо встряхивать баллончик перед каждым использованием. Как все аэрозольные лаки, матовый покрывной лак следует распылять быстро в вертикальном положении на расстоянии 30 см от защищаемой поверхности. После распыления работу следует расположить в горизонтальном положении, чтобы предотвратить подтеки. Если наносить матовый покрывной лак в несколько слоев, он имеет тенденцию придавать небольшую яркость работе. Поэтому для матового эффекта, используйте не более двух слоев лака. Это вредный продукт, поэтому используйте исключительно в хорошо проветриваемых помещениях.

Аэрозольный фиксирующий лак с UV-фильтром 675 .
Более стойкий и прочный, чем обычные фиксирующие лаки, аэрозольный фиксирующий лак используется для защиты и сохранности документов, рисунков, эскизов, печатных изданий и акварельной живописи. Универсальный в использовании, при нанесении в несколько слоев может заменить лак для картин, но результат будет менее ярким. Созданная лаком защитная пленка полностью прилипает к поверхности, не размазывается и не желтеет. Очень гибкая и эластичная пленка выдерживает деформацию, которую может претерпевать поверхность работы, не вызывая трещин или расслаивания. Высыхает очень быстро, но перед обработкой работы лучше подождать несколько часов. Фиксирующий лак наносится на расстоянии приблизительно 30 см от поверхности. После распыления работу следует расположить в горизонтальном положении, чтобы предотвратить подтеки.
Использовать в хорошо проветриваемых помещениях и не вдыхать.

Аэрозольный кетоновый ретушный лак с UV-фильтром 675 .Кетоновый ретушный лак с UV-фильтром прежде всего используется для работ, написанных масляными красками, чтобы устранить матовые зоны, так называемые «сухие пятна», которые имеют тенденцию формироваться в течение пауз в работе. Жидкий, бесцветный и без всяких примесей, ретушный лак не изменяет цвета, а наоборот улучшает цветовую однородность и создает умеренную яркость. Наносится одним слоем, а в последствии может быть покрыт новым цветом. Лак высыхает очень быстро, но лучше подождать, по крайней мере, один день до полного высыхания. Распылять ретушный лак на зоны, которые ретушируются, необходимо на расстоянии примерно 30 см, очень быстро, чтобы предотвратить образование плотных слоев или подтекания.
Использовать в хорошо проветриваемых помещениях.


- в качестве добавки в масляные краски в процессе создания картины («лаки на палитру») для предотвращения сморщивания, потускнения красочных слоев, сохранения яркости и чистоты цвета, усиливания глубины тонов, уменьшения возможности пожелтения пленки
- в качестве промежуточных слоев для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев
- для защиты картин от различных внешних воздействий
- для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью (фиксатив).
Лаки представляют собой растворы природных смол и масел в летучих растворителях, традиционно используемых для производства лаков. Выпускаются в пластиковых флаконах емкостью 120мл.

Лак даммарный
Применение: разведение масляных красок и покрытие законченных произведений живописи.
Состав: раствор смолы даммара в пинене.
Свойства: Время высыхания 12 часов.
Код: 2533905

Лак фиксатив
Применение: закрепление рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Состав: раствор поливинилацетата в смеси бутилового и этилового спирта. Код: 2533910

Лак акрил-фисташковый
Применение: покрытие законченных произведений живописи
Состав: синтетическая смола в сочетании с небольшим количеством смолы мастикс.
Свойства: после высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов.
Код: 2533906

Лак ретушный
Применение: в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев.
Состав: раствор даммары и пластификатора в уайт-спирите с добавкой активных растворителей.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533911

Лак мастичный
Применение: покрытие законченных работ (масло, темпера). После разбавления в 4-6 раз пиненом может быть использован в многослойной живописи аналогично ретушному лаку.
Состав: раствор смолы мастикс в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 6 часов.
Код: 2533904

Лак пихтовый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор пихтовой смолы в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 4 часов.
Код: 2533909

Лак кедровый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533907

Лак бальзамно-пентамасляный
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама и пента эфира жирных кислот подсолнечного масла в уайт-спирите с добавкой сиккатива.
Свойства: пленка лака необратима, после высыхания не растворяется в растворителях.
Код: 2533908

ЛАКИ ЖИВОПИСНЫЕ

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле.

Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.

Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.

Лак даммарный - 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.

Лак копаловый - представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.

Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

ЛАКИ ПОКРЫВНЫЕ

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи

Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других -покрывных лаков.

Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи г более медленно, чем лака мастичного.

Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном. Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

ПОКРЫТИЕ КАРТИН ЛАКОМ

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п.

Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.

Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.

Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.

Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить.
Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем.

Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогрет том виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°.

Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1: 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше.

Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), это дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.

При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте.

Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины.

После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке.

Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины.

После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.

При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки; Для удаления излишнего лака применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков. Большие картины часто покрывают лаком, постепенно, разбив всю площадь ее на отдельные участки.

Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака.

При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.

«Межслойные лаки (ретушные) – это лаки между слоями красок. Выполняют четыре функции – освежить полупрожухшую поверхность, создать рабочий отлип, снять перепад тона, обеспечить адгезию (соединение слоев).
Состав межслойного лака: в основе межслойного лака – уплотненное масло. Чем масло гуще, тем лучше.
Способ нанесения межслойного лака – поролоном. Сначала густо, после вытереть почти насухо». (По конспекту В. Е. Макухина).

Вот, межслойные лаки. Их называют иногда ретушными лаками – не всегда удачно. Некоторые лаки попадают в эту категорию (особенно лаки для живописи). (Ред. – В строгом понимании межслойные лаки – это лаки, склеивающие слои живописи. А ретушные лаки – это лаки, устраняющие прожухлости).
Вот, это лак, который редко почему-то появляется в продаже, а ретушный лак очень популярен. Вот, наш ретушный лак (Ленинградского завода художественных красок) вроде бы стремился к этой цели, но…
Смысл здесь в следующем: мы с вами прекрасно знаем, что, если подсохшая работа, (я уж не говорю о старой работе, а просто – подсохшая работа), взять мягкую кисть, взять масло и попытаться ее смазать. Что будет?
Студентка:
– Стечет оно.
М. М. Девятов:
– Да, скатываться будет как с гуся вода! Это говорит о том, что масло, даже слегка подсохшее (то есть образовавшее устойчивую пленку, и не просохшее даже на всю глубину), уже не принимает следующее масло, да? Потому что это новое масло не только не проникает, не только не растворяет, но даже не смачивает эту образовавшуюся пленку. Это самый худший вид адгезии называется – полярная адгезия.
Что предусматривает собой межслойная обработка? Она предусматривает собой четыре функции (приблизительно), которые все очевидны и необходимы и использовались всегда, и, так сказать, действительно использовались и активно использовались и это было так же привычно,
как чистить зубы по утрам, хотя это не все делают, да? Желательно это иметь во время работы.
Значит, «межслойная обработка и межслойный лак» – мы так будем называть этот раздел. Он очень богатый, очень интересный, очень серьезный и очень важный.
Вот, первая функция. Первое, – есть понятие «освежить работу». Есть такое понятие?
Студенты:
– Есть.
М. М. Девятов:
– Да, ну, так: пятна – здесь глухо, а здесь блестит. Черти что, да? Одни (если высохло) – то протирают всю поверхность чем-то, да? Другие протирают только какие-то участки, а третьи
сбрызгивают, и так далее – не важно. То есть, надо работу освежить, чтобы увидеть оптическую цельность того, над чем вам предстоит работать, да?
Это первое – освежить работу, увидеть оптическое единство своей работы перед тем как продолжать. Потому что то, что пожухло, было светлым, а станет темным, да? Проявятся некоторые углубления, которых вы совсем не ожидали.
Вот, второе. Значит, надо улучшить впитывающую или смачивающую поверхность красочного слоя, в зависимости от его возраста. Это тоже имеет значение, да? И здесь есть два способа: механический и химический.

Механический способ обработки.
Механический способ, да? Ну, вы наверняка слышали, даже в воспоминаниях о Рубенсе это описывается, дескать «достает старую работу, достает острый нож и как опытный хирург начинает что-то соскабливать, что-то срезать, что-то выравнивать, что-то зачищать» и так далее. Это
механическая обработка. Некоторые это делают по всей поверхности, ну, например, шкуркой (наждачной шкуркой). Некоторые это делают, (вернее делали, в лучшие времена)…
Студент:
– Мастихином?
М. М. Девятов:
– Некоторые это делают бритвой, лезвием бритвы. Или мастихином, да, – но это не очень удачно получается. Вот. Очень многие это делают бритвой. Во-первых, свободно удаляется грязь, которая
накопилась – всякие волосья, которые из кистей у нас активно вылезают, вот, потом садятся всякие летающие и ползающие. Потом, значит, переставляют работу, (например, когда в Эрмитаже копируют, да?) и иногда в таких проходных местах оставляют ее, и потом начинают
возмущаться, что поверхность в безобразном состоянии, да? (Причем работа имела приличное состояние). Вы с этим сами потом столкнетесь. Особенно вот, видите, вот там у нас маленькие работки. (В музейных помещениях, где художники оставляют свои начатые копии, часто
бывает много пыли и сора, которые прилипают к свежей краске. Особенно это заметно на маленьких работах с тонкой гладкой живописью (например, маленькие голландцы). – Ред.)

Студенческая копия с картины Ф. Хальса Мужской портрет. (фрагмент).
Пример налипания на живопись соринок и волос от кистей.

Студент:
– А Серов скоблил картины свои?
М. М. Девятов:
– Вот, когда он писал Юсупову – скоблил. Когда он писал некоторые работы долго, как, например, Морозова, да? – сто сеансов, она вся нагружена. Вы помните эту картину, да? – Конечно скоблил. Вообще, удаление краски, это было естественное состояние, которым пользовались очень многие художники, и пользовались очень аккуратно. Так, чтобы поверхность не имела на себе всякой дряни.
Я не подобрал вам работы, чтобы вы увидели на примере как этот выход очевиден в данном случае.
Но, во всяком случае, это великолепная копия, по проработке, по всему, по умению пользоваться всем, о чем мы говорим и так далее. (Видимо речь идет о студенческой копии с картины В. Серова Портрет З. Юсуповой. – Ред.)


Студенческая копия с картины В. Серова Портрет Юсуповой.

Так делали и старые художники. Но чем бритва плоха? Ведь она пойдет по верхушечкам мазков, да? Или же вы выбираете их до нулевой поверхности, то есть – «до рояля», да? или вы не доберетесь до углублений между мазками и фактурой живописи (это естественно), да? Это художники хорошо знали, и поэтому они использовали раньше еще один метод (и это записано и описано).
Значит, они брали полотняную тряпочку, насыпали туда тонко измельченную пемзу (тончайший порошок пемзы) и в зависимости от состояния работы (или она очень старая или не очень старая) – на скипидаре или на воде замешивали этот порошок и обрабатывали поверхность.
Что предусматривала эта механическая обработка? Она облагораживала поверхность. Если вспомнить Рубенса, да? – где-то они, например, выбирали фактуру там, где она была неуместна, и просто сохраняли ее там, где она была нужна. Они удаляли лишние слои краски там, где они были неуместны и мешали продолжению работы или были неудачны и так далее.
То есть, поверхность обрабатывалась в смысле фактуры, фактура облагораживалась, становилась, так сказать, приятной и нужной художнику, да? И в то же время, поверхность при этом всегда
прочищенная, проскобленная, она уже всегда хорошо смачивалась и легко принимала краску, да?
Вы согласны?
Если же вы будете это делать шкуркой или лезвием, то это сделать трудно, но тоже можно. Если работа очень гладкая, то это легко, а если фактурная, как, допустим, там, Хальс, или что привести в пример, даже не знаю… даже Рубенса (у него до миллиметра есть наслоения в светах и абсолютно «под ноль» в тенях или в полутонах). Так что по-разному у них было. Вот. И поэтому, если эта процедура выравнивания (или механическая обработка) входила в планы художника – это одно. А если нет, то был второй способ, который тоже использовали и очень активно – это химический способ.

Химический способ межслойной обработки.
Вот, химический способ. Об этом тоже много написано. Ну, много есть и ерунды по этому поводу, как, допустим, Иогансон пишет: картошкой протирали, луком, чесноком. Я представляю себе, так сказать, Гибель Помпеи, да? и чесноком протирать, да? – Убиться можно. (Размер картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» 465,5 × 651 см. – Ред.). Это действительно очень хороший материал, и особенно – есть такое понятие: вытяжка спиртовая из чеснока, которая очень эффективно действует не только как средство, улучшающее смачиваемость, но вообще – как
ретушный лак. То есть, она до того любопытно работает, что она не только позволяет по высохшему слою дальше писать маслом, но она позволяет по слою масляной краски дальше писать на водяных красках, на темпере дальше писать, да? И в миниатюрах это очень хорошо использовалось (где нужно было). Или в отдельных местах своей работы (не в миниатюрах), художники ее использовали, когда хотели, допустим, что-то переписать, или что-то, какие-то места вернуть или перенести – или ногу или еще что-то, да? И они прекрасно знали, что если по второму разу, по темному писать белым, или перемещать что-то, то обязательно цвет провалится, и надо будет долго ждать пока краска высохнет, чтобы еще слой нанести, и так далее. И они использовали, так называемые краски на воде, то есть – темперные краски. И здесь использовались какие-то средства, и в частности – чесночный раствор, которым они обрабатывали предварительно поверхность, и это им давало хорошую адгезию, хороший эффект.
Ну, чем можно еще химически обработать? Можно нашатырным спиртом. Корин пишет о Нестерове, что он все свои работы перед повторной пропиской тщательно протирал нашатырным спиртом. (Ред. – Есть мнение, что после обработки поверхности нашатырным спиртом нужно обязательно дождаться полного его испарения (около суток), иначе остатки нашатырного спирта могут привести к почернению живописи).
Что дает нам спирт? (Если увлечься, то можно и спиртом). Это очень сильное средство, его можно, конечно, разжижать (чтоб он не так сильно действовал). Но он сильно действует, и на самые старые работы, и на самые заскорузлые поверхности. Он может, так сказать, хорошо снять без лишнего сожаления и пленку. Ну, а в наших условиях (если больше ничего под рукой нет) – ну хоть скипидар! И то это будет лучше, чем ничего, да? И он тоже работает. Он улучшает смачиваемость – безусловно. Можете протереть работу скипидаром, и попробовать маслом мазнуть – вы увидите, что масло будет легко ложиться, да? Вот, скипидар имеет некоторые свойства, так сказать, снимать излишнюю зажиренность поверхности и так далее.
Ну, используют и ацетон, или добавку ацетона. Используют и нитрарастворители как добавку, но в крайних случаях.
Во всяком случае – тем или иным способом сделать поверхность пригодную для того, чтобы на нее легко и естественно ложилось масло, и так далее.

«Ложе для живописи». Межслойный лак.
Следующая процедура.
Значит, мы обработали поверхность, и механически или химически освежили ее, да?
Третье. Нам нужно создать рабочую поверхность, или «ложе для живописи», (как это называл Иогансон: «ложе для живописи»). (Б. В. Иогансо́н (1893 – 1973) - художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор, президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 год. – Ред.) Ну вы представляете в сухую работать? Надо чтоб впиталось, вписаться туда, да? Нужно найти краской те краски (первого слоя), и даже если они будут тон в тон попадать к исходным, они никогда не лягут, они не войдут туда, они не впишутся туда, да? Как говорят, они могут вписаться туда только если по маслу («как по маслу»),как масло по маслу, как по сырой палитре, да?
Вот, поэтому надо создать рабочую поверхность, которая предусматривает следующее.
Первое. Значит, нужно, чтобы краска легко ложилась, легко разносилась по краям – то есть, стушевывалась, списывалась, да? и так далее. Причем, это можно сделать не на всей работе, а часть только обработать, да? Вот, это делается, чтобы поверхность легко воспринимала новый
слой и была, так сказать, подвижна. При этом, каков состав того, чем вы будете протирать эту работу? – Это называется «межслойный лак». Что такое межслойный лак? И как его наносить?
Вот вы обработали поверхность: обезжирили, все хорошо прошкурили, да? убрали, так сказать, излишки недостойные, и – наносите межслойный лак.
Первое. Межслойный лак, он насыщает поверхность (не временно, а на длительный срок), насыщая, углубляя, так сказать, ее живописные свойства, углубляя и насыщая живописные свойства красок, которые лежат внизу, да?
Второе. Он создает рабочую поверхность, по которой легко и мягко можно работать.
И третье – самое главное. Самое главное сейчас скажу – именно межслойная обработка, именно она обеспечивает прочную адгезию – связь нижнего красочного слоя с верхним красочным слоем.
Дайте-ка вот эту работу. Вот, видите, как вот здесь отваливается краска до грунта. Вот, пример – по необработанной поверхности написано масляными красками. Вот, это один очень недальновидный художник делал, да? и даже неплохо работал, видите, да? Много приличных мест у него тут, хорошая живопись. И это не от протыкания происходит, не от излома, да? а здесь осыпание идет просто практически в своеобразном полете. Никто этот холст не нагружал, не сворачивал, никто не снимал с подрамника – а краска отваливается. У нас ни одна копия, которая исполнена, так сказать, грамотно, (с межмолекулярными компонентами и межслойной обработкой) не имеет каких-либо таких негативных качеств в принципе. И близко не имеет, и не должна иметь, что подтверждается на сто процентов, на сто двадцать процентов – вот таких вот явлений при грамотной работе быть не может. Вот этот пример я вам показывал на первых лекциях, вы помните, да? И на многих работах наших старых, тех, которые у нас тут сохранились, это явление наблюдается.


Пример отставания красочного слоя от эмульсионного грунта.
Эмульсионный грунт содержит масло. Поэтому он требует межслойной обработки так же как масляный или полумасляный грунт, или же, если живопись ведется по просохшему слою масляной краски.


Пример отставания верхнего слоя масляной краски от нижнего.
Без межслойной обработки, верхний слой масляной краски, нанесенный на высохший предыдущий слой, соединяется с ним только на время. Впоследствии верхний слой отваливается.

Достаньте-ка вот там, еще этюды есть. Во-во-во. (Повторенье – мать ученья).
Вот, ну, тут, видите, что происходит, да? Это вырезанные фрагменты. Они не согнутые, ни разломанные, ни поврежденные. Это расслоение, имеющее такой же характер, как и вот эти этюды наших студентов 61-го года, которые у нас тут учились, получали пятерки, наверное, да? и которые не писали следующим слоем через год, а писали, как постановки у нас пишутся, да? Так – подсохло, два дня прошло, да? работа подсыхала и быстро писали сверху. И потом отваливается, ну, в принципе, как сухой лист осенью, да? – Вот, осень настала, птички давно перестали летать…


Студенческая работа.
Пример того, как верхние слои масляной живописи, нанесенные по высохшим предыдущим слоям без межслойной обработки, через какое-то время отваливаются.

Ну, и чтобы подтвердить это, чтобы это было, так сказать, очевидно, мы сделали такой пример: в лабораторных условиях мы повторили, так сказать, сымитировали, или создали такую ситуацию, при которой это явление можно объективно проверить и доказать.

Примеры испытания межслойной обработки.
Два верхних образца – кобальт зеленый светлый.
Два нижних образца – белила цинковые.
На всех образцах использован масляный грунт. В верхних образцах каждой пары, по масляному грунту была произведена межслойная обработка. Все образцы подвергали механическому воздействию на специальном аппарате (испытания на натяжение, изгиб и излом). На данных примерах видно, что там, где была проведена межслойная обработка – краска хорошо
сохранилась, а на нижних образцах, там, где ее не было – краска осыпалась.

Для этого мы сделали, так называемый, масляный грунт (единый), и проверили все краски. Представляете, все 37 красок испытывать, да? даже в этом помещении столько человек не хватит.
Испытали все краски и нашли самые слабые звенья. Какие краски у нас хуже всего пристают?
Студент:
– Белила?
М. М. Девятов:
– Правильно! Сам догадался, или слышал?
Студент:
– Догадался.
М. М. Девятов:
– Догадался? Ну, молодец, хороший человек.Вот, белила и краски, содержащие белила. Второй слой мы делали из кобальта зеленого
светлого. В кобальте зеленом светлом 3% цветового начала, кобальта, да? а все остальное – цинковые белила. То есть, то же считай – белила, да? Ну, и чтобы разница была очевидна, мы провели такой эксперимент. И вот, мы здесь видим, что ломай не ломай – краска держится там, где была межслойная обработка. Здесь все, видите, изломано вот так, машиной специальной. И вы видите, что здесь краска сыпется и отваливается, а вот здесь она держится. Ну, мы так делали: отрезали кусочки и их испытывали, для того, чтобы можно было проверить через месяц, через два, через три, через год, через полтора года и так далее.
Вот, и пришли к абсолютному выводу, что вся наша живопись подвержена этому недостатку. И это не только у нас, это везде свойственно, по всей стране и в течении многих десятков лет все писали так. Этим никто не хотел заниматься, всем это было до лампочки. Ретушного лака французского не было, знаний тоже не было. Да и лака этого и не хватило бы, он был дорогой. Его выдавали академикам иногда, попадалось и нам немножко. Это сейчас уже все есть.
Ну, то есть, явление это очевидное, это совершенно очевидно, я вас не обманываю. Вот, значит, основная функция межслойного лака, которую мы назвали – это адгезия между слоями.
Что такое межслойный лак и как он наносится. После всяких разговоров с моими учителями и так далее, и докладов, и диссертаций, значит, получилось следующее. Вот, наш преподаватель об этом и писал, и говорил так, что «знаете, даммарным лаком покроешь – хватает как зверь», липнет, да? «адгезия должна быть прекрасная». Хм. Он это говорит и параллельно достает эти работы. Смотрит – а оказывается, хм – все отвалилось. Никакого эффекта, да? (Когда М. М. Девятов был студентом, технологию живописи в Академии художеств преподавал А. М. Лентовский, автор книги «Технология живописных материалов». – Ред.) Потому что даммарная смола по своей структуре против масла – деструктурируется. Она становится очень жесткая, превращается в пыль практически – и нет ничего. Липкость дает, да, но временную. Дает временную имитацию того, что это вроде липнет, да? А на самом деле – ни черта не липнет.
В общем, из всех вариантов, которые мы проверили, мы убедились в следующем: единственным и самым надежным межслойным составом лака может быть только жирное высыхающее масло, причем, чем оно более плотное, то есть полимеризованное, ну, то есть, уплотненное – тем это
эффективнее. Потому что склеивать можно веществом, которое прочнее, чем связующее склеиваемых структур, да? А как только начинается вот это сближение единиц, то если связующее внутри них сильнее чем то, которое склеивает слои, то слой, он осыпется просто, как даммарный лак, да? и мастичный тоже будет осыпаться и очень даже хорошо.

Как наносится межслойный лак.
Вот, но его неудобно наносить, да? Значит, межслойный лак можно наносить по-разному.
Можно наносить его пульверизатором, можно его наносить губкой, можно наносить его кистью, можно наносить его пальцем. Вот. И много примеров того, что все это раньше знали хорошо, а потом почему-то захотели забыть.
Ну, вот, я сейчас кое-что прочту. Де Майерн, XVII век, да? Приготовление янтарного лака… Так, это не то… Это я просто не подготовился… Ладно. У меня здесь есть несколько цитат, но я потерял, да. Ну, вы мне поверьте, что я скажу вам правду. Поверите?
А, вот – трактат Арменини (Джованни Баттиста Арменини (1530 – 1609), итальянский художник и писатель, автор трактатов по технологии живописи. Трактат Арменини приводится в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.)
Вот что пишет Арменини о межслойном лаке и его нанесении: «Для того, чтобы это можно было легче выполнить (то есть, нанести лессировку или прописку. – Ред.), требуемое место смазывается совсем светлым ореховым маслом, причем окунают в масло два пальца и затем ладонью равномерно распределяют по поверхности. После того, как это сделано, поверхность вновь хорошо вытирается кусочком полотна, так как иначе краски от времени потемнели бы». (Избыток масла приводит к пожелтению, так как масло имеет свойство желтеть. – Ред.)
Вот, это делаются перед повторной пропиской. И еще, вот, что пишет Паоло Пино. (Паоло Пино (упом. 1534-1565) - итальянский живописец, автор трактата «Диалог о живописи» – Ред.). «Для этого следует хорошо протереть все место кусочком полотна, смоченного, (слегка окунутого) в светлое ореховое масло», – то есть, не пальцем здесь, да? – «Как только масло устойчиво вытрут сухим белым полотном, тотчас вновь обходят (где нужно) уже написанные вещи – ретушируют, смягчают, лессируют, делают корпусные прописки, и никогда не оставляя ничего, даже самого малого, что могло бы оскорбить ваш глаз». Ясно, да? И таких примеров много: ивремен Рембрандта, и так далее, да? Там, у меня еще есть цитаты. Сейчас еще подберу, разберу свой архив – и прочту.
Ну, вот, что вам из этого ясно? Самое главное (о чем я не сказал, но вернусь еще): первое, это то, что масло должно быть основой. Оно может быть разжижено для удобства нанесения, потому что разбавитель, он испарится и уйдет, да? Кроме того, надо дождаться и вытереть все это, насухо практически, иначе это ужас будет, да? (Излишки масла на поверхности могут впоследствии сильно пожелтеть, так как масло само по себе, без пигмента, сильно желтеет. – Ред.) Вот, и после этого пишут, да? Но самое главное то, что все это позволяет и почти лессировать, да?


Ж. Б. Перроно. Мальчик с книгой. Эрмитаж.

Копия студента Академии художеств с картины Ж. Б. Перроно «Мальчик с книгой». (Фрагмент).
Студент протирал работу межслойным лаком (или просто маслом, чтобы убрать прожухлости) и не убирал излишки. В итоге, через некоторое время масло пожелтело, и лицо на портрете покрылось желтыми пятнами. Удалить такую высохшую масляную пленку достаточно трудно, это можно сделать только реставрационными методами. Масло, находясь в пигменте желтеет едва заметно, но находясь отдельно – желтеет очень сильно. Поэтому рекомендуется «напитать» поверхность межслойным лаком и через двадцать минут тщательно убрать излишки. Также рекомендуется обрабатывать только ту поверхность, на которой предполагается работать.

Лекция 12.

Межслойные лаки. Лессировка. Покрывные лаки.

Так, межслойные лаки. Что вы усвоили о межслойных лаках? Первая их функция, какая?
Студентка:
– Освежение работы.
М. М. Девятов:
– Молодец какая. Освежение работы, чтоб было видно, что ты будешь делать дальше.
Так, вторая функция?
Другая девушка:
– Улучшение впитывающей поверхности.
М. М. Девятов:
– Улучшение впитывающей поверхности?
Студент:
– Для адгезии.
Другой студент:
– Для связи.
Девушка:
– Для связи, чтобы краска потом не отвалилась, а держалась.
М. М. Девятов:
– Это правильно, да. Еще какая операция для этого была необходима?
Студентка:
– Межслойная обработка механическая или химическая. То есть, обезжиривание нижнего слоя.
М. М. Девятов:
– Хорошо. Обезжиривание, да и разрыхление.
Девушка:
– Обезжиривание, чтобы краска вплавлялась бы туда.
М. М. Девятов:
– Значит, что еще давала межслойная обработка, межслойный лак?
Другая девушка:
– Ну, писать по нему удобно.
М. М. Девятов:
– Да, это называется «ложе для живописи», совершенно справедливо.
Что составляло самую, так сказать, суть состава межслойного лака? Что в составе межслойного лака является главным и важнейшим?
Студенты:
– Скипидар?
М. М. Девятов:
– «Скипидар!». Ну что, вы ничего не запомнили, да? – Уплотненное масло! Уплотненное масло (до посинения повторять можно).
Что после нанесения межслойного лака необходимо сделать?
Студент:
– Подождать немножко.
М. М. Девятов:
– Да, совершенно справедливо. А потом?
Студентка:
– Излишки тряпочкой снять.
М. М. Девятов:
– Ну, подождать, да? И убрать все лишнее с поверхности! Чтобы не было у вас вот этого самого «поливания», да? Вот, времен Ван Дейка запись (Фрагмент трактата де Майерна, который приводится в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.): «Когда я впоследствии спросил у г-на Ланир о применении этого лака, он мне сказал, что надо смешать две части очень светлого орехового масла с одной частью указанного янтарного лака», – (то есть, плотного очень
лака на плотной смоле), – «и хорошо соединить их на очень медленном огне. Для того, чтобы им пользоваться, надо слегка пройти очень мягкой губкой, намоченной в этом лаке, по подмалевку и немедленно писать сверху. Когда работа подсохнет, по ней легко писать, вновь протерев ее
лаком. Он говорит, что узнал и получил этот рецепт от сеньоры Артемизии, дочери Джентилески, которая чрезвычайно хорошо пишет и несколько больших картин которой я видел».
Ну, везде повторяется – или плотное масло, или янтарный лак, или копаловый лак, и так далее.
Это всегда было, так сказать, основным условием.
Ну, ладно, и этого хватит.
Теперь, когда вам надо удалять лишнее масло, как вы будете поступать? Каким образом вы будете удалять лишний межслойный лак?
Студент:
– Тряпочкой?
Студентка:
– Рукой лучше.
М. М. Девятов:
– Тряпочка будет ворс оставлять. Рукой снимать да, можно. Скорей – выравнивать после снятия.
Студент:
– А если все это нанесли, допустим, из пульверизатора, и если начнешь это стирать механически,
то можно работу повредить.
М. М. Девятов:
– Ну, ясно. Вот, я вам говорил о нанесении межслойного лака путем пульверизатора. Это самый лучший способ.
Другой студент:
– А разве можно межслойный лак наносить на еще не высохшую живопись?
М. М. Девятов:
– Ну, дело все в том, что она в одних местах высохла, а в других не высохла, да? И найти этот стык трудно. И когда вы начнете механически это наносить, то можно размазать там что-то, растворить и прочее. Поэтому выборочно можно это делать со скипидаром.

Ретушный лак

Пульверизатор-уголок. Применяется, если есть опасность повредить живопись, нанося лак кистью, ладонью или капроновым тампоном.
Состав межслойного лака:
Уплотненное масло – 1 часть,
Спирт – 1 часть,
Скипидар – 3 или 4 части (можно 6 или 10 частей в зависимости от удобства нанесения с помощью пульверизатора).
Лак (смоляной) добавляется в зависимости от того, какой художнику необходим «отлип».
«Мягкий отлип – применяется при необходимости долгой работы по сырому (хотя бы в течении дня), для плавности мазка, мягкой валерности, легкой естественной разносимости. При этом используются как корпусные, так и прозрачные (лессировочные) красочные слои. Для получения мягкого отлипа в основе системы межслойного лака должны присутствовать компоненты только масляного характера.
Жесткий отлип – применим при необходимости фактурно-выраженного, отрывистого мазка. В этом случае в систему межслойного лака добавляются компоненты смоляного характера, но не более чем на 1/3 объема масла. (…)
Какой должна быть структура межслойного лака, чтобы она выполняла функции межслойной обработки наиболее эффективно и удачно. Мы уже говорили, что обезжиривание может быть отдельным процессом, но может быть достигнуто межслойным ретушным лаком, если в него введена активная спиртовая группа. Все ретушные лаки содержат спиртовую группу, которая обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Ретушный лак С-Петербургского завода масляных красок содержит эту группу и обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Однако названный ретушный лак очень неудобен в работе – он слишком быстро сохнет, дает жесткий отлип, легко смывается естественными растворителями и лаками, не создает удобного ложа для живописи и не обеспечивает надежную адгезию, так как основой его связующего является хрупкая даммарная смола. (Ред. – Состав ретушного лака С-Перербургского завода: смола даммара, уайт-спирит, пластификатор, растворители).
Вместе с тем этот лак может быть эффективно использован как межслойный лак, если в него ввести 1/3 плотного жирного высыхающего масла. При этом из-за наличия спиртовой группы в лаке возможно его расслоение, поэтому при использовании, его необходимо тщательно взбалтывать». (М. М. Девятов. «Статьи о технологии живописи»).
Можно добавить в ретушный лак С-Петербургского завода кроме уплотненного масла еще и спирт. При добавлении спирта этот лак начинает постепенно зеленеть и вероятно, портиться.
Межслойные лаки, в составе которых есть скипидар и лак, а также спирт – очень быстро портятся (вероятно спирт ускоряет окисление скипидара). Обычно больше двух месяцев такой межслойный лак не хранят, так как окислившийся скипидар может фатально испортить живопись.

Вот я специально попросил Володю, и он принес (специально приготовил) очень удобный прибор. (Ред. – Имеется ввиду пульверизатор). Это самый удобный прибор в процессе работы. Он наносится, значит, на поверхность вот так вот: Пш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. А потом вот так вот: Пшик – пшик – пшик….
(смех)
Потом вот так протираете, да? И он при этом наносится очень тонким слоем. И его не надо удалять. Видите, да? Почему, как вы думаете? Чем вы гарантированы, что вы не нанесете слишком большое количество масла? Что для этого там должно быть?
Студентка:
– Скипидар нужен или растворитель какой-нибудь.
М. М. Девятов:
– И все?
Студенты:
– Спирт?
М. М. Девятов:
– Ну, какие основные компоненты, которые здесь присутствуют? Хотя бы два назовите.
Студентка:
– Масло и спирт?
Студент:
– Разбавитель и масло.
Другая девушка:
– Масло, спирт и разбавитель.
М. М. Девятов:
– Масло, разбавитель, спирт, да, совершенно точно. Лишнего здесь не получится нанести, понимаете? Почему лишнего не будет здесь и не потечет? Чем это можно обеспечить?
Студент:
– Спирт испарится.
М. М. Девятов:
– Ну, спирт испарится, да. Ну как гарантировать, чтобы у вас не было излишков, которые по полусырой поверхности, местами можно нанести? Как избежать этих излишков?
Студентка:
– За счет того, что спирт испаряется, а лак остается тонким слоем.
М. М. Девятов:
– Там лака нет. Там только может быть плотное масло.
Девушка:
– Ой, да? – Тогда масло тонким слоем.
М. М. Девятов:
Ну, а ведь можно так вот положить работу и надуть так, что аж потечет. Чем же вы гарантируете, что у вас не будет излишков?
Другая студентка:
– Смотреть надо, сколько дуешь.
М. М. Девятов:
– Нет, ну, это знаете переведение вопроса в плоскость теории. Чем можно гарантировать, что у вас не потечет и не будет излишков масла, (которые вытирают там, полотняной тряпочкой или тампоном, завернутым в капрон, или губкой)?
Студентка:
– Поставить работу надо вертикально.
М. М. Девятов:
– И что?
Студент:
– Да невозможно это гарантировать!
М. М. Девятов:
– Это возможно гарантировать, потому что если у вас потечет, когда работа в вертикальном положении находится, то вы это сразу заметите. А если вы ее положите, то там можно сразу надуть столько, что у вас все потечет. Вот, если у вас работа будет в вертикальном положении, то вы этим самым гарантируете, что у вас не потечет. А если у вас не полностью перекроется, да? То тогда вы это место тихонечко разотрите пальцем (как я показывал, да?) – и вы увидите, что там останется очень тонкая пленка. Почему тонкая пленка останется?
Студент:
– Ну, потому, что распыление равномерно происходит, наверное.
М. М. Девятов:
– Нет. Во-первых, плотным маслом распыления не будет.
Студент:
– Ну там же спирт и скипидар?
М. М. Девятов:
– Там, главным образом – скипидар. И его там в три – четыре раза больше, чем масла! И не меньше. Вот. И скипидар, и спирт, они уйдут достаточно быстро, а останется очень небольшая пленка, которая вполне достаточна для того, чтобы получить необходимую нам межслойную обработку.
Другой студент:
– А можно спросить?
М. М. Девятов:
– Да?
Студент:
– А вот, если живопись уже просохла, то межслойный лак лучше рукой втирать?
М. М. Девятов:
– Можно наносить и так, и сяк, и рукой, и губкой, и тампоном. Главное – снять лишнее. Как пишут Паломино и Пачеко, они и рукой это снимали, да? (Испанские мастера XVII – XVIII в. Их трактаты приводятся в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.)
Студент:
– Именно рукой втирать, да?
М. М. Девятов:
– Втирать и рукой можно вполне. Иногда вы при этом чистите поверхность от всякого сора, и лишних всяких остатков от кисти, от мусора, пыли и прочее, да? вычищаете бритвой, и она снимает у вас излишки масла, и потом вы снова его из глубин разравниваете. Это навык, который нужно проверить и использовать, и уметь пользоваться этим. Это абсолютная практика, профессиональная. Не даром об этом говорили Паломино, и Пачеко, что двумя пальцами наносить, да? а потом они еще протирали тряпочкой (именно боясь излишнего нанесения межслойного лака).
Так, из тех способов, механических и химических, которыми мы предваряли подготовку поверхности, что мы можем использовать? Для обезжиривания поверхности, для смачиваемости поверхности?
Студентка:
– Ну, шкурку, или бритву или мастихин (если механическая обработка).
М. М. Девятов:
– Да, шкуркой, бритвой, мастихином. Но это не всегда удачно, потому что это пройдет, так сказать, только по верхушечкам, не заходя в углубления между мазками.
Девушка:
– А еще мешочком с песочком.
М. М. Девятов:
– Да, старые мастера использовали тампон с очень мелко тертой пемзой. И она выравнивала поверхность и облагораживала фактуру и, так сказать, давала возможность равномерно обработать всю поверхность.
Студент:
– А чем удаляли потом пыль?
М. М. Девятов:
– Дело все в том, что после этого пыли не будет. Вы ведь обрабатываете песком в сыром виде, так что вы, снимая, все убираете, понимаете? Там пыли не будет. Собственно говоря, когда шкуркой по сухому – то там все будет оставаться в шкурке и оседать вниз. Там это не предусмотрено. А тампон, он просто слегка промывает и слегка разрушает, слегка, так сказать, растворяет пленку, как и нашатырный спирт, как и спирт со скипидаром – самое распространенное, так сказать, явление вот такого обезжиривания или улучшения смачиваемости поверхности.
Это ясно, да? Вы лучше спрашивайте, я вижу, что вы не все знаете.
Студент:
– А сейчас продается?
М. М. Девятов:
– Что?
Студент:
– Ну, пемза, тертая уже.
М. М. Девятов:
– Хм, да, и тряпочки продаются, и капрон продается, да. В крайнем случае, у соседки попросите.
Так, какие чисто живописные преимущества дает межслойная обработка? Вот, мы говорили, что становится легче писать, и это называется «ложе для живописи». Какие живописные преимущества дает регулярно проводимая межслойная обработка?
Студентка:
– После межслойной обработки мы видим краски в том тоне и цвете, в котором мы их положили, то есть, они не просевшие, не потемневшие и не побелевшие. А когда мы кладем следующий слой, мы уже даем отношения не к потемневшим (просевшим) краскам, а к таким… к первоначальному цвету.
М. М. Девятов:
– Молодец, правильно. Значит, чему препятствует еще нанесение межслойной обработки?
Студентка:
– Прожуханию.
М. М. Девятов:
– Правильно, уходу масла, а значит…
Девушка:
– Значит живопись будет ярче и насыщеннее, пятнами не пойдет со временем, и не будет отваливаться.
М. М. Девятов:
– Ну, это мы уже говорили, да. Я хотел сказать, что…
Другая девушка:
– В тоне не будет меняться?
М. М. Девятов:
Вот! Очень точное и тонкое замечание. Это предотвращает падение в тоне верхнего слоя (следующего слоя). Потому что вы хотите, чтобы краска не потеряла из своего состава часть связующего (масла), которое может уйти вниз, а это масло и есть – межслойная обработка, то есть межслойный лак. А чтобы связующее не ушло вверх, чего не надо вводить в краску лишнее количество?
Студентка:
– Разбавителя.
М. М. Девятов:
– Молодец! Ты одна уже можешь читать лекции.
Да, не надо разводить там эфирных масел. А если даже они и вводятся, то в какой-то начальной стадии, там это можно. А в завершении работы, когда нужно уже попасть в цвет наверняка, уже разбавлять эфирными маслами краску нельзя. Вот, например, там Гейнсборо, да? (портрет герцогини де Бофор) на лице или на таких местах, открытых, как бюст и так далее – то там, это очень заметно. И если у вас произойдет падение тона, то оно может произойти только по двум причинам – либо была плохая межслойная обработка, либо краска была разжижена каким-либо эфирным маслом. Эфирное масло нельзя на последней стадии применять, ни в коем случае. Вот, поэтому Тициан писал, завершая пальчиком, и так далее – чтобы краску уложить тонко, или если вязкая краска, и чтобы она не меняла своего тона.
Ну, что еще из межслойной обработки… Повторяю, это очень важный момент во всех отношениях. При копировании это совершенно необходимо, для живописи тоже, но мы уже, так сказать, давно многие вещи забыли, отвыкли и так далее.
Есть вопросы еще?
Студент:
– А вот клеевой грунт, он требует межслойной обработки?
М. М. Девятов:
– Зачем? Клеевой грунт на что рассчитан?
Студент:
– Ну, да, на матовость.
М. М. Девятов:
– На впитывание в первую очередь, да? Так зачем межслойная обработка, да?
Еще вопросы? (более членораздельные). Нет, да? Ладно. Сейчас поговорим о лаке для лессировки.

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.

Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.

Для чего нужны лаки?

Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными . Если цель художника - укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию - то ему необходим связующий или разжижающий лак.

Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.

Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).

Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.

Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.

Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.

Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.

При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.

Виды лаков для живописи

Среди современных лаков выделяют: даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.


Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.

Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.

Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.

Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.

При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трех.

Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.

Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.

Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.

Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической "защиты" данный лак позволяет сохранить сочность цвета.

Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла).

Производители лаков

Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.

Для новичков больше подойдет лак REVEES . По цене он идентичен СОНЕТу , но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.

Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous . Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.