Логопедическая игра сказка для постановки школьниками. Логопедические сказки-помощницы в коррекционном обучении детей

  • 22.10.2019

Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте для выделения заданного звука из текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказок на логопедических занятиях.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Возможности сказок огромны:

Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;

Сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов - все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;

Если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к

школе.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Главное выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для детей. Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».

Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».

В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения - обязательная составляющая логопедического занятия.

Например: для детей среднего возраста можно использовать сказку

« Красная шапочка» с включенными в нее игровыми заданиям.

Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.

Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».

Для развития связной речи, воображения, творческого мышления

используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто,

«пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка» (смотреть конспект).

Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - разными голосами.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

Маленькие прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требующих большей концентрации внимания, привлекут детей, которые хорошо помнят не однажды прочитанную им сказку.

Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.

Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка - игра, волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

Сказки Г.Юдина:

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».

ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?

В комнате стоял с трашный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! - кричали гласные буквы . - Да здравствует «Абра-кадабра» (т. е. неразбериха).

Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я. Я не понимаю, почему вес же первая А не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? - не унималась Я

Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа* на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! – сказал твердый знак.

Чтение сказки Г. Юдина «Про маленького паучка». (Запомнить как можно больше слов со звуком [у].)

ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА

На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух,

Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки - ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь», - решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, - думал довольный паучок, - ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь ни-
кто не знает, где он живет

Запомните слова со звуками [н, н"], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, Нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита,- лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается!

Надулся Никита.

Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Запомните слова со звуками [м, м " ], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей...

Малины! - заорал Миша.

Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы! ,

Что ты, что ты!- испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий...

Айболит!-заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей - лес,

Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много зияет! - важно ответил мышонок Мыша.

Запомните слова со звуком [л, л"], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Лисенок и лягушонок ».

ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уж после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось...

Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты». Запомнить слова со звуком [б, б"], которые встретятся в сказке.

ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум! бум! Подошел барсук с баяном: Можно с тобой вместе поиграть?

Конечно, можно! - обрадовался баран.

Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли - все звери сбежались.

Нельзя ли потише?! - просят звери.

А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:

Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

- Если не принесете, - грозят, - так заиграем - вам же хуже будет. Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать.

Ну, - думают, - наедимся сейчас бубликов! А у бегемота шуба толстая.

Бис, - бурчит, - браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина...

Запомните слова со звуком [в, в"], которые встретятся вам в
сказке Г. Юдина «Мыша - водолаз».

МЫША-ВОДОЛАЗ

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать», -наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась. ,

«Что делать?» - в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.

И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с Мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку.

Чтение сказки Г. Юдина «Жадная Жаба».Запомните слова сo звуком [ж], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Жадная Жаба».

ЖАДНАЯ ЖАБА

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу: Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. - Только какой краской? -Желтой, -важно сказал Жук. Но у нас нет желтой краски. -Ну, тогда оранжевой! И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана.

Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! - отвечает Жаба.- Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ах ты, ж-жадина! - рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю! Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Чтение сказки «Нелетающий зонт» Г. Юдина. Запомните слова со звуком [з, з"], которые вам встретятся.

НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня, - затрясся заяц, - убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-гриб примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит...

И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер!

Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц. - Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца.

Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.

Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно! - Ах, козел! - рычит. - Нелетающий зонт продал! И весь зонт зубами разорвал.

С писок литературы:

1.Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей.//Логопед№6, 2009 с.64 - 71

2.Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста.- Харьков,1997


Учителю-логопеду очень важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изучаемым ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Логопедическая игра-сказка для дошкольников «День Рождения бабушки» предназначена для обработки у детей с нарушениями речи комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Подобное закрепление материала во второй половине дня может служить дополнительным коррекционным материалом по развитию связной речи. Данная игра-сказка будет полезна не только учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, но и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей. Я надеюсь, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.

Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»

Жил да был в волшебном лесу на цветочной полянке маленький шмелек по имени Ширшуля. Он был очень добрым и всем дарил свою удивительную улыбку.

«Улыбочка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться.

Повторить несколько раз.

Однажды ранним солнечным утром в День Рождения своей бабушки Шмеляши, Ширшуля решил преподнести ей подарок.

Он высунул свое жало хоботком, чтобы удобно было собирать пыльцу.

«Хоботок»

Инструкция к выполнению упражнения: вытянуть губы вперед (удерживать их в таком положении несколько секунд).

Чтобы крылышки хорошо летали - сделал зарядку и почистил зубки.

«Лопаточка» и «Иголочка»

Инструкция к выполнению упражнения «Лопаточка»: улыбнуться и открыть рот. Язык положить на нижнюю губу (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Инструкция к выполнению упражнения «Иголочка»: рот открыть и высунуть узкий язык вперед (удерживать его в таком положении несколько секунд).

«Почистим зубки»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться и открыть рот. Языком по кругу провести по верхним и нижним зубам.

Повторить несколько раз.

«Ну, вот я и готов», - подумал Ширшуля. Он взял самую большую плетеную корзинку и полетел собирать одуванчики, напевая свою любимую песенку:

Жу -жу-жу,жу-жу-жу

Я лечу и жужжу…

Погода стояла прекрасная, и желтые головки одуванчиков грелись на солнышке. Но вдруг подул легкий ветерок, и одуванчики начали наклоняться от дуновения вверх и вниз.

«Качели»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх, а потом опустить вниз.

Повторить несколько раз.

Ширшуля так увлекся этим занятием, что не заметил, как набрал полную корзину одуванчиков. Он посмотрел на лесные часики.

«Часики»

Инструкция к выполнению упражнения: рот открыть и улыбнуться. Язык тянуть в правую и левую сторону.

Повторить несколько раз.

Было уже поздно. На полянку надвигались сумерки.

Он так сильно трудился, что замарал крылышки в пыльцу от цветов и не мог лететь. Но шмелек не растерялся и стал прыгать с цветка на цветок, и пыльца осыпалась с крыльев.

«Лошадка»

Инструкция к выполнению упражнения: пощелкать языком.

Повторить несколько раз.

Ширшуля с радостью полетел домой к бабушке. Шмеляша очень обрадовалась и сказала, что это очень полезный подарок и что она сварит душистое варенье. Она накрыла кружевной скатертью стол, поставила старинный самовар, достала желтые чашечки и любимое вкусное варенье Ширшули из одуванчиков.

«Чашечка» и «Вкусное варенье»

Инструкция к выполнению упражнения «Чашечка»: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх в форме чашечки (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Повторить несколько раз.

Инструкция к выполнению упражнения «Вкусное варенье»: улыбнуться, рот открыть. Языком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Повторить несколько раз.

Так они и отпраздновали бабушкины именины, а наш маленький шмелек от усталости свернулся катушечкой и крепко уснул на коленях своей любимой бабушки.

«Катушка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык выкатить вперед и обратно убрать.

Повторить несколько раз.

Цель: развитие интереса к логопедическому занятию и воспитание мотивации к учению, развитие фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие памяти, внимания.

Наглядные пособия: изображение мальчика, карточки артикуляционной гимнастики, изображение сказочного дворца, изображение гнома и королевы волшебной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садимся на свои места, называя по одному вежливому слову (здравствуйте, спасибо и т.д.). Молодцы!

2. Работа над сказкой.

Сегодня, дети, я расскажу вам сказку. Послушайте внимательно:

Жил-был мальчик Ваня Арбузов. Жил он в городе Москва. Было ему 5 лет. Мальчик был особенный, так как он очень плохо говорил, не умел выговаривать очень много звуков.

Рисунок 1

Однажды мама отвела Ваню к логопеду Прогимназии №1661. Но там Ваня устроил скандал и сказал, что заниматься никогда не будет, потому что он и так очень хорошо говорит. Мама привела Ваню домой и велела сидеть ему в комнате и подумать о своём плохом поведении. А Ваня думать и не собирался! Он взял игрушки и начал играть. Но вскоре Ване надоело играть, мальчик закрыл глаза … и вдруг он очутился перед воротами красивого замка.


рисунок 2

На воротах было написано: «Постучи 3 раза и скажи [дым-дам-дом, ком-дом-гном, рак-мак-дак] быстро и четко!» (Ребята, попробуйте и вы повторить эти слова. Молодцы!) Ваня тоже произнес слова и постучал 3 раза, но ничего не случилось. Повторил еще раз, но ворота не открылись! Потом от обиды Ваня громко заплакал. Вдруг… перед мальчиком появилась прекрасная волшебница (Ваня узнал её, ведь у нее в руках была волшебная палочка).


рисунок 3

Здравствуйте! – сказал Ваня.
- Добрый день! Ваня Арбузов!
- А откуда Вы знаете как меня зовут?
- Я знаю все о детях 5-6 лет.
- Скажите, пожалуйста, а можно ли попасть в этот прекрасный замок? Ведь это Ваш замок?
- Да, это замок Волшебной Речи. А я Королева. В замок попадают дети, которые могут выполнить задание, написанное на воротах. Ты его выполнил?
- Нет, у меня не получилось! – и мальчик горько заплакал.
- А также в замок могут попасть дети, которые хотят научиться хорошо говорить! И это важно! Ты хочешь этого?
- Да! Я хочу заниматься! Я буду очень стараться!
И волшебница дотронулась своей волшебной палочкой до ворот. Ворота распахнулись, и Ваня оказался внутри красивого замка.
- Первое что ты увидишь – это комната Волшебного человечка, живущего в зеркале. Он умеет всё: красиво и правильно говорить, рисовать, петь, танцевать…, он может научить тебя многому!


рисунок 4

Ваня зашел в зеркальную комнату и сразу увидел маленького человечка, который запел:
Привет, мой миленький дружочек,
Я зеркальный человечек!
Сегодня будем мы учиться.
Все звуки чисто говорить.
И можно быстро научиться
Если с гимнастикой дружить!
- Готов ли ты повторять за мной?
- Да! Я готов! – ответил Ваня Арбузов.
- Смотри в зеркало.

Упражнение «Улыбка»

  • Растянуть губы в улыбку
  • Удерживать её под счет до 10.
  • Повторить это упражнение 5 раз.

Упражнение «Почистим зубки»

  • Улыбнуться
  • Показать зубки
  • Приоткрыть рот
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубки.

Упражнение «Качели»

  • Улыбнуться, приоткрыть рот
  • Показать зубки
  • Кончик языка упереть за верхние зубы
  • Кончик языка упереть за нижние зубы
  • Поочередно менять положение 10 раз.

Упражнение «Лошадка»

  • Вытянуть губы
  • Приоткрыть рот
  • Поцокать «узким» языком (как цокают лошадки)

Хорошо поработал, молодец! Так нужно заниматься дома каждый день, глядя в зеркало. Если ты выполнишь это условие, то через некоторое время ты попадешь во второй замок Волшебной речи! Ты будешь заниматься?
- Обязательно!
- Я дарю тебе вот это прекрасное зеркало за старание. Оно поможет тебе при выполнении гимнастики языка. До свидания, мой мальчик!

Ваня проснулся и увидел, что находится в своей комнате. Он подошел к маме и сказал:
- Прости мамочка. Я плохо себя вел. Давай будем заниматься с логопедом. Я хочу попасть во второй замок Королевы Волшебной Речи.
- Куда? – удивленно спросила мама.
- Я хотел сказать…, что хочу научиться красиво говорить. - И улыбнулся.
- Я рада сынок!
И Ваня начал заниматься!

3. Работа над содержанием сказки

  • Ребята, вам понравилась сказка?
  • Как звали главного героя? (Ваня Арбузов)
  • Какие упражнения для язычка выполнял Ваня? («Улыбка», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки»)
  • Давайте выполним эти упражнения, глядя в зеркало.
  • Хорошо!

4. Подведение итогов

  • Вы хотите заниматься с логопедом и научиться хорошо говорить?
  • Молодцы!

Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике

Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»

(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .

Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.

Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»

(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .

Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.

Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.

Лена спросила Ручеёк :

Донесёшь ли мою лодочку до реки?

Ручеёк прожурчал :

Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )

Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )

И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )

Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .

Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )

Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )

У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )

Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )

Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )

Солнышко осветило хозяйский двор.

Хозяйка красила забор. («Маляр» )

Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )

Весело болботал индюк. («Индюк» )

От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»

(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .

Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.

Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.

Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.