Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкрасная шапочка.

  • 05.08.2019

Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ

Шубина Наталья Юрьевна

музыкальный руководитель МБ ДОУ № 3 «Яблочко» п. Тульский

Майкопский район Республика Адыгея

Музыка является составной частью жизни человека, и потому она должна быть разнообразной, как и мир, который вокруг нас. Инновационный подход к педагогическому процессу в детском саду расширяет возможности использования разнообразных музыкальных жанров. Музыка оказывает положительный эффект на дошкольников. Иногда агрессивные дети, заходя в музыкальный зал, изменяются, вслушиваются в музыку и успокаиваются. Во время пребывания детей в ДОУ необходимо создать самые оптимальные условия. Это является основной задачей педагогического коллектива, т.к. детский сад для ребенка – это его второй дом. Здоровье ребёнка - это его общее благополучное психическое и физическое состояние. Поэтому забота о здоровье ребенка главная задача семьи и государства. В современной педагогике создаются новые методы оздоровления детей. Основу этих методов составляют результаты исследования общего состояния здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей.

К музыкально-оздоровительной работе в ДОУ относится музыкальное и физическое воспитание ребенка. Музыкальные занятия в ДОУ – это основная форма музыкальной деятельности каждого ребенка. При систематических занятиях формируются и развиваются музыкальные и творческие способности каждого дошкольника. Актуальным на сегодняшний день является использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в игровой форме. Например, начать музыкальное занятие нужно с радостных валеологических песенок-распевок, которые зададут хорошее настроение детям на целый день. При таком виде деятельности, как слушание музыкального произведения и разучивание слов песни, можно использовать игровой массаж, пальчиковую игру, пассивную музыкотерапию. Непосредственно перед пением песен следует заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Утром при приеме детей можно включать записи классических и современных произведений с мажорным, радостным звучанием. В данный момент, музыка будет корректировать психофизическое состояние ребенка.

Музыкальные занятия следует начинать с валеологические песенок-распевок. Текст таких песенок очень прост. Добрые песенки-распевки поднимают настроение, помогают воспринять окружающий мир с легкостью, подготавливают голосовые связки к пению.

Например, валелогическая песенка-распевка «Здравствуйте!»:
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуй, мой носик! Пи-пи-пи.

Здравствуйте мои друзья!

Очень всех люблю вас я!

Органы слуха, дыхание, дикция, артикуляционный аппарат связаны между собой и осуществляют свою работу под контролем центральной нервной системы. И важное место на музыкальном занятии следует отводить дыхательной гимнастике . Во время занятия следует следить за правильным подъёмом грудной клетки при взятии дыхания. Вдох не должен быть слишком большим и частым. Живот при вдохе не должен втягиваться. Выдох не должен быть коротким. Добор воздуха надо делать незаметно. Следует обращать внимание на правильную осанку при пении. Несоблюдение этих правил приводит к нарушению функции речевого дыхания. Создано очень много методик по восстановлению и развитию этой функции. Необходимо добиваться от детей осознанного управления дыханием. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Для этого надо использовать специальные упражнения, которые будут тренировать и регулировать работу дыхательных мышц. С этой целью можно использовать упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачёва и А. Стрельниковой. Благодаря систематическому использованию таких упражнений, певческие способности ребенка развиваются в нужном направлении. В своей работе я использую звуковые дыхательные упражнения и упражнения без звука, произнесение текста активным шепотом, дыхательные упражнения под музыку, которыенаправленына развитие динамического слуха, равномерного вдоха и выдоха.

Например, упражнение «Ладошки »:
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

Упражнение для развития дыхания без звука.

«Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!» Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при этом вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.

Звуковые дыхательные упражнение.

1.Самовар : глубоко вздохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых».

2.Чайник : глубоко вздохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых, пых, пых, пых…»

3.Большой филин : глубоко вздохнуть и, выдыхая, резко произнести «ух!»

4.Маленький филин : глубоко вздохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух…»

5.Волки : глубоко вздохнуть и, выдыхая, произносить звук «у-у-у», при этомкак бы поднимая звук снизу вверх.

6.Пчела : вдохнуть и на выдохе произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж…», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

7.Комар : вдохнуть и на выдохе, высокой ноте, произносить звук «з-з-з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя.

8.Эхо : глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести «ты кто-кто-кто…». С каждым произношением слова «кто» голос должен становится тише.

9.Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить «а-а-а, а-а-а…». звук должен быть как при укачивании малыша.

10.Скрипят деревья : на выдохе произносить звук «и-и-и…». Губы при этом растягиваются в улыбку.

11.Пьем чай: втягивать воздух в себя и произносить «Фуп!».

С целью создания эмоционального настроя, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а также активизации их внимания можно объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом, например, рассказ о «путешествии к бабушке».

У Бабушки в деревне.

Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся и закипел: «пых,пых» (упр.1 ). А рядом с ним маленький чайничек «пых, пых, пых»..(упр.2). Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Что бы не обжечься, нужно подуть: «фу»(выдыхаем ).

В доме летают комары (упр.7 ). Но мы не боимся комаров и пьем вкусный чай (упр.11). Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают (упр.6 ). Вкусно пахнет цветами…(«вдыхаем запах цветов» ). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется силуэт. Мы громко крикнем:«Ты кто?». А эхо нам ответит: «Кто-кто-кто…»(упр.8). Вдруг мы услышали вой волков (упр.5). И решили пойти скорей домой. Пока дошли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную (упр.9).

Произнесение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание.

Дыхательные упражнения под музыку выполняются под звучание любого вальса. На усиление звучания ученик делает вдох, на затихание – выдох. Ладони лежат на животе. Ребенок должен почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в исходное положение.

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений. Цель таких упражнений – выработка четкости, легкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность работы логопеда, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Цель этих упражнений конкретизируется в следующих задачах:

Освобождение артикуляционных мышц от скованности, напряженности;

Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

Преодоление дефектов произношения;

Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при чем четко произнося согласные звуки;

Развитие способности петь слово интонационно чисто.

Важность использования в работе вокально-артикуляционных упражнений с детьми подчеркивали ведущие детские хормейстеры. Так, заслуженный артист РСФСР Георгий Струве говорил о важности работы над артикуляционным аппаратом детей, особенно младшего возраста.

Основной целью артикуляционной гимнастики служит выработка правильных движений артикуляционных мышц, правильного произнесения отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. Вокально-артикуляционные гимнастика, состоящая из специальных упражнений, направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. В работе над артикуляционным аппаратам следует использовать упражнения Е.Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного. Например, комплекс упражнений мышц мягкого нёба и глотки «Жаба Квака»:

Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала. Дети зевают.
Травку сочную сжевала. Имитируют жевательные
Да водички поглотала. Движения, глотание.
На кувшинку села, песенку запела: Произносят звуки
«Ква-а-а-а! Квэ-э-э-э! Ква-а-а-а!» отрывисто и громко.
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М.Картушиной способствует развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например, фонопедическое упражнение «Погреемся»:

Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко!
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а!» Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Упражнение для профилактики горла «Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч!
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

Логопедические распевки основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Можно использовать их с артикуляционными жестами. Об этом методе рассказывается в пособиях Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки». Например, чистоговорка «Шипящие звуки»:

Шу-шу-шу, ша-ша-ша –

Мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа –

Мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча-

Очень печка горяча.
Щу-щу-щу, ща-ща-ща-

Ловим щуку и леща.
Эта логопедическая распевка исполняется в диапазоне квинты.

Эффективно использовать на музыкальном занятии игровой массаж . Учеными установлено, что людям приятно хлопать в ладоши, ходить босиком. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом и развивает позитивное отношение к своему телу. Ребёнок учится этому в игре. Такие упражнения игрового массажа предлагают А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов. Благодаря самомассажу повышается иммунитет организма, нормализуется деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Доказано, что самомассаж снижает риск заболевания верхних дыхательных путей. Например, самомассаж ладоней рук «Ёжики»:

Дети гладят рукой массажную щетку для волос
Гладила мама ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат»
Самомассаж спины «Черепаха» :
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
кусь-кусь-кусь! Никого я не боюсь!

В конце поворачиваются к друг другу и «пугают»:У!У!

Пальчиковые игры помогают задействовать большое количество рецепторов, находящихся на пальцах, что способствует усилению работы речевых центров. В качестве примера можно назвать игры «Неумеха», «Мышка», «Гриб-грибок», «Кошка» М. Картушиной и др. Разберем пальчиковую игру «Неумеха»:

Каша, каша, простокваша, Дети «варят кашу» (водят указательным

Неумеха утка наша. пальцем одной руки по раскрытой ладони

другой)

Вместо каши на обед

Приготовила омлет. На последний слог хлопают ладонью по

другой.

Музыкотерапия является одной из важной составляющей частью музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Педагог подбирает такое музыкальное сопровождение, которое способно скорректировать психофизическое состояние детей во время их двигательно-игровой деятельности. Правильно подобранный музыкальный материал повышает иммунитет детей, помогает снизить агрессивность, снять головную боль и мышечное напряжение, дыхание становится ровным и спокойным. Н.Ефименко предлагает использовать музыку в течение всего дня: утром во время приема детей, в момент дневного засыпания, при подъеме после дневного сна. Так же использовать музыку на любом занятии в качестве фона и в свободной деятельности. Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождений, необходимо использовать методику музыкально рефлекторного пробуждения детей после сна. Здесь следует учитывать тип нервной системы ребенка. Для этого отводится 10 мин. Для плохо спящих детей - 1-2 мин и 6 -8 мин - для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Для пробуждения детей, надо использовать тихие, нежные, спокойные мелодии, чтобы пробуждение не вызнало отрицательных эмоций. Необходимо использовать постоянную музыкальную композицию, которая выработает у детей своеобразный рефлекс. Через месяц музыкальную композицию можно заменить на другую.

Следует обратить внимание во время пробуждения детей на текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Педагог должен произносить слова нежно и мягко.

Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка должна использоваться дозировано. В своей работе следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Не все занятия должны быть обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.

2. Музыкальное сопровождение может быть частичным:

В начале занятия для создания соответствующего ассоциативного фона;

Для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности, для стимуляции эмоциональной активности;

В конце занятия как завершающий итоговый фрагмент;

3. Музыкальное сопровождение может быть комбинированным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру детей на простейших музыкальных инструментах (ложках, погремушках), прослушивание аудиозаписей.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях будет эффективным, если педагог учитывает интересы детей, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка. Исходя из этого, следует обратить внимание, что успех занятий состоит из совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Литература:

    Матевосова В. Искусство пения. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://w.w.w.ykazka.ru/clubs.

    Манштейн.Электронный ресурс. Режим доступа: http://w.w.w.ykazka.ru/clubs.

    Пекарская М. Вокальный букварь // Электронный ресурс: w.w.w. vocal.Ru

    Сергеева П.А. Народная песня как способ формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру. –Майкоп, 2005. – 86 с.


Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.


Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки. 2.Дыхательная гимнастика. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Пальчиковые игры. 5.Речевые игры. 6.Музыкотерапия


Валеологические песенки-распевки. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.


Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра


Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Тренировка силы вдоха и выдоха. Развитие продолжительности выдоха


Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.


Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.


Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.


Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.


Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Подготовила музыкальный руководитель

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

- дыхательная гимнастика , повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Дыхательная гимнастика.

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- артикуляционная гимнастика , вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

- игровой массаж , повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры , развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

- речевые игры , развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

- музыкотерапия , способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

Повышение уровня речевого развития

Снижение уровня заболеваемости

Стабильность физической и умственной работоспособности

Играйте вместе с нами

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа

Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята, покружиться

А веселые зверята! похлопать в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, загибать пальцы по одному

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»

Ах ты, Зимушка-зима,

Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была,

Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была,

Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела.

Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие,

Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие,

Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные,

Качание рук над головой

И метели дружные.

Моталочка через верх вправо-влево

Активное слушание «Море»

Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации

Классические произведения:

  • Т. Альбиони «Адажио»;
  • И. Бах «Ария из сюиты №3»;
  • Л. Бетвохен «Лунная соната»;
  • Э. Григ «Песня Сольвейг»;
  • К. Глюк «Мелодия»;
  • К. Дебюсси «Лунный свет»;
  • Колыбельные;
  • Н. Римский-Корсаков «Море»;
  • Г. Свиридов «Романс»;
  • К. Сен-Сакс «Лебедь»;
  • П. Чайковский «Осенняя песнь»;
  • П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
  • Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
  • Ф. Шуберт «Аве Мария»;
  • Ф. Шуберт «Серенада»;
  • Р. Шуман «Грезы».

В соответствии с ФГОС, оздоровление ребёнка-дошкольника и культивироавние здорового образа жизни являются приоритетными задачами. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению здоровья ребёнка в процессе воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологичекие знания, полученные на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Музыкально – оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий. Это валеологические песенки – распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. Валеологические песенки – распевки. С них обычно начинаются музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Перифирические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Главная задача - научить детей осознанно управлять всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. На музыкальных занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики В. Толкачева и А. Стрельниковой. Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.

Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т.к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что –то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок легко может этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры.

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества. Повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры

Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности.

Музыкотерапия.
Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание
и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Практический материал.

Валеологические песенки – распевки.


«Доброе утро»
1. Доброе утро! Улыбнись скорей! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день пружинка
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, носик и щечки! По тексту.
Будем мы красивыми наклоны головы к правому и левому плечу.
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки сильнее, сильнее! По тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы! Разводят руки в стороны.

Игровой массаж.
Цель: научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благоприятно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологические активные точки.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.)
Веселые потешки для массажа.
Две тетери.
На лугу, на лугу Дети гладят животик
Стоит чашка творогу по часовой стрелке.
Прилетели две тетери, «Бегают» пальчиками по телу.
Поклевали, Щиплют двумя пальчиками.
Улетели. Машут руками.

Капуста.
Мы капусту рубим, рубим. Стучат ребром ладони по другой ладони.
Мы морковку трем, трем. Трут ладонями друг об друга.
Мы капусту солим, солим. «Бегают» пальчиками по телу.
Мы капусту жмем, жмем. «Жмут» ладони.
Сок капустный пьем, пьем. Гладят живот.

Догонялки.

Ударяют подушечками пальцев обеих рук по голове.
Побежали по головке
Быстро – быстро пальчики.
Вот они сбегаются.
Снова разбегаются
И опять сбегаются.
Снова разбегаются.
Делают себе массаж
Девочки и мальчики.

Комплекс игрового массажа «Дружок»
Дети стоят парами по всему залу.
1.У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу
По-смо-три! Гладят ручки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз. Два, три!
Твои ручки тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мои похожи. Гладят по ручкам друг друга.


Покружись со мной разок.

2.У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу.
По-смо-три! Гладят свои щечки.
Я пощиплю их немножко. Слегка щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже поворачиваются, растирают
На мои похожи. Щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

3.У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу
По –смо-три! Массируют мочки ушей!
Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мои похожи. Теребят ушки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

4.У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу
Пос-мо-три! Гладят себя по спине.
Я похлопаю по спинке! Шлепают по спинке ладошками.
Раз, два, три!
Твоя спинка тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мою похожа. Шлепают по спине друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

Мороз.
(самомассаж биологически активных точек)
На дворе опять мороз. Поглаживают ладонями шею.
Чтобы носик не замерз,
Мы его сейчас потрем, указательными пальцами потирают переносицу.
И погладим, большими пальцами с боков.
И помнем. Легко пощипывают крылья носа.

Пальчиковые игры.
Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Тексты для игр должны быть простыми - это короткие стихи, русские народные песенки, потешки, считалки.
Мячик.
Прыг- скок! Прыг-скок! Прыгают и хлопают в ладошки.
Красный бок, синий бок!
Это разноцветный мячик Движения кистями рук, словно лепят снежок.
Скачет, скачет, словно зайчик!
То взлетает высоко –о-о-о! Руки вверх, тянутся на носочках.
То умчится далеко – о-о-о! Смотрят вдаль.
Прыг-скок, прыг- скок! Прыгают и хлопают.
Непоседа наш дружок.

Веселый художник.

Веселый художник
Веселою краской Плавные движения кистями рук вверх- вниз
В лесу на полянке
Цветочки раскрасил.
Белой – ромашку,
Розовой – кашку, Загибают пальцы на правой руке по одному.
Фиалку – лиловой,
А клевер - бордовой.
Краскою синей - красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек. «фонарики».

Пальчик Петя.
Жил – был пальчик Петя. Воспитатель показывает палец с надетым на него шариком.
Вышел пальчик к детям.
- Есть у вас шалуны?
Есть у вас драчуны?
- Нет у нас шалунов, Дети качают пальцами влево – вправо.
Нет у нас драчунов.
Смотри, какие малыши! Пальчики пляшут - фонарики.
Лучше с нами попляши!

Тут собачка прибежала,
Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами собаку.
Пальцы спрятались в кулак.
Собачке не найти никак. По тексту.
Кулачки тут застучали
И собачку вмиг прогнали! Кулаки стучат друг об друга.
Снова пляшут пальчики фонарики.
У девочек и мальчиков.

Тут лисичка прибежала,
Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами лисичку.
Пальцы спрятались в кулак.
Лисичке не найти никак. По тексту.
Кулачки тут застучали
И лисичку вмиг прогнали!
Снова пляшут пальчики
У девочек и мальчиков. Фонарики.

Пальчики играли,
Пальчики устали. Мягкие движения кистями рук.
Вместе собрались Соединяют ладошки вместе.
И под щечку улеглись. Кладут под щечку. Восп. поет колыбельную.

Речевые игры со звучащими жестами.

Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко. Ритмичные хлопки.
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками.

Дождь.
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленкам.
Веселится детвора! Легкие прыжки на месте.
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп. Притопы.
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп. Хлопки.
Дождик, нас не поливай, грозят пальцем.
А скорее догоняй! Убегают от дождика.

Снег.
Как на горке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег, приседают, два шлепка.
И на елке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под елкой - снег, снег. приседают, два шлепка.

А под снегом cпит медведь. Притопы.
Тише, тише. Не шуметь! Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

Речевые игры с движением.
Волки и зайцы.
Дети. Погляди, лесной народ, - Дети и волки ходят двумя кругами противоходом.
Волки водят хоровод.
Лапами хлоп – хлоп! Хлопают.
Ножками топ – топ! Топают.
Волки. Выходите поиграть,
Мы не будем вас кусать! Зовут рукой.

Затем игра продолжается, как в кошки – мышки.

Шалтай – Болтай.
Шалтай – Болтай сидел на стене, идут по кругу, взявшись за руки.
Шалтай – Болтай свалился во сне! руки вверх, опускают, присаживаются.
Вся королевская конница, скачут.
Вся королевская рать. Маршируют.
Не могут Шалтая, не могут Болтая стучат кулачком о кулачок.
Шалтая, Болтая, Болтая, Шалтая
Собрать! Разбегаются, Шалтай – Болтай их догоняет.

Дракон ловит свой хвост.
Дети держатся за талию. Первый – голова, последний – хвост. Первый игрок пытается схватить последнего.

Займи свой домик.
«Мышки» садятся на стулья, расположенные по кругу, т.е. в свои домики. Но им хочется погулять, порезвиться, побегать. ПО сигналу взрослого они веселятся, а в это время один домик исчезает. Сигнал оповещает, что надо занять свои домики. Игра длится до тех пор, пока не останется самый шустрый мышонок.

Литература:
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»,
Под редакцией Т.С. Яковлевой «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», 2007 г.,
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» М.Ю. Картушиной, 2010 г.

Крылова Лариса Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 18
Населённый пункт: г. Ржев, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»

(из опыта работы)

Составила:

музыкальный руководитель

Крылова Лариса Алексеевна

Здоровый

здоровом

теле

краткое

полное

описание

счастливого

состояния

этом

мире

Единственная

красота

которую

знаю

здоровье

ЗДОРОВЬЕ - самая большая ценность и главное жизненное богатство. Его нельзя купить ни за

здоровый дух». Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи

работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника,

культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются

приоритетными в дошкольном образовании. Одним из средств решения задач становятся

здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного

детского сада.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

создать условия каждому ребенку полноценного психического развития.

Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на

музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:

I.ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ

С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной

гамме задают позитивный тон,поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению.

Доброе утро! (повернулись друг к другу)

Улыбнись скорее! (развести руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

будет веселее!

Мы погладим лобик, (выполняем движения по тексту)

Носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки! (поднять руки вверх и покачать ими)

Ушки мы сейчас потрем (движения по тексту)

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (улыбнуться и развести руки в стороны - ладони вверх)

II. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.

Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается

уровень развития певческих навыков детей.

Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)

И цветочки собирал.

Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)

Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)

Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)

Их понюхают ребятки (вдох-выдох).

III. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой

работы повышаются показатели уровня развития речи детей,певческих навыков,улучшается

музыкальная память,внимание.

Котик Рыжик утром встал (потянуться)

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)

Чистим зубки мы умело.

V. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает

моторику рук (подготовка к письму и рисованию).

Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)

Звонки песни выводил:

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке)

Всем я лапотки сплету.

Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)

Жене-меньшие,

Сыну-с носочком,

Дочке-с цветочком,

А соседу заиньке

Сплету лапти маленькие.

VI. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют

пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов,

нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на

котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а

флейта оказывает расслабляющее действие.

Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не

только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание

адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена

оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы

способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная

соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.

VII. ПСИХОГИМНАСТИКА - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на

развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и

эмоционально-личностной сферы).

Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с целью

психофизической разрядки.

Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды.

Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление,

гнев, интерес, страх и др…) Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой,

жестом, позой, походкой.

VIII. ИГРОВОЙ МАССАЖ

В результате его выполнения снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей,

улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение.

Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу»)

Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек! (пальчики «барабанят» по лбу, щечкам)

Град, град! Сыплет град! (хлопаем в ладоши)

Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)

Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются:

снижение уровня заболеваемости;

повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

повышение уровня речевого развития детей;

стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.