«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

  • 04.08.2019

Консультация для родителей дошкольников:

«С чего начинается Родина?»

Описание материала: методическая разработка консультации расскажет родителям дошкольников о том, как воспитывать чувство любви и гордости к России, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Информация поможет родителям в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; педагогам, воспитателям, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки – передвижки в помещениях ДОУ.

Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.

Цель: систематизация знаний родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей;
- совершенствовать работу с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников;
- вызвать у родителей желание развивать и углублять у детей дошкольного возраста патриотические чувства.

Уважаемые родители!

Задачи воспитания определяют необходимость ознакомления дошкольников с окружающей действительностью : с городом или любым другим населенным пунктом, в котором живет семья и находится второй дом ребенка – детский сад; со столицей нашей Родины – Москвой. Дети должны знать свой город и любить его как неотъемлемую часть Родины. Родители могут систематически и постепенно (малыми дозами) расширять представления детей об особенностях города, формируя разнообразные переживания, связанные с родными местами


Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди и конкретные вещи, то, что воспринимается непосредственно. Адрес - уже обобщенное понятие, вбирающее в себя все конкретное, что характеризует дом. Адрес - это и номер дома, и улица с ее названием. С адреса начинается отход от конкретного и формирование понятий «улица», «город». После того как вместе с родителями дети проходят по своей улице, а затем и по другим, они начинают понимать, что в состав города входит много улиц. Взрослый называет улицы, поясняет название, придавая им своеобразную конкретность. Экскурсии старших детей по городу родители могут связать с рассказами о людях, живущих в этом городе, их труде. Постепенно на фактах дети глубже начинают понимать общественный характер труда людей , значение продукции конкретных производств для всей страны. Усвоив общее понятие «город» (или «поселок», «деревня»), дети по аналогии представляют другие города (другие населенные пункты). Они уже сами будут говорить: «В России много городов».


Это понимание дает возможностъ родителям рассказать о главном городе нашей страны - Москве , рассказать о Кремле, на башнях которого горят рубиновые звезды, о Мавзолее и Красной площади, о Московском метро, о красивых зданиях и парках. Взрослый сообщает детям, что в Москве находятся главные учреждения страны. Ее любят, ею гордятся все народы нашей страны. И у детей с малых лет нужно воспитывать уважение к столице .


С целью воспитания любви и уважения к столице эффективно использование различных наглядно - образных средств. Детям дошкольного возраста можно предложить отправиться в путешествие с героями книг. Образ героя любого произведения обычно близок детям, потому, что это всегда бывает ребенок. Совместное путешествие с героем придает активный характер восприятию, углубляет интерес, активизирует процессы мышления и речи, воздействует на чувства детей. Дело не в том, чтобы использовать какой – то конкретный рассказ, а в том, чтобы, повествуя о большом и серьезном, использовать метод включения в фабулу рассказа персонажа, близкого детям. Вот некоторые книги, которые можно почитать дошкольникам: Петрова О. «Моя Москва» (2012 г.); Дерягина Л. «Моя Родина Россия» (2007 г.). Чтение хорошо сопровождать просмотром иллюстраций, картин. Слово и наглядный образ делают восприятие более полным, оставляют глубокий след в памяти и переживаниях детей, увиденное и услышанное осознается и воспроизводится в рассказах и в рисунках детей.


С Москвой, как и с родным городом, связана жизнь детей. Родители неоднократно и в разное время года могут показывать своим детям Красную площадь, происходящие на ней праздники. Детей привлекает красочность, яркость, многоцветие шаров, цветов, плакатов, торжественность шествий и т. д. Все это вызывает чувство радости и любви к Родине. В телевизионных передачах, в кинофильмах перед детьми раскрывается величавость московских улиц, просторы площадей, красота театров, залов метро. И очень хорошо, если родители, «путешествуя» с детьми по Москве, обратят их внимание на труд москвичей , на их гостеприимство . Через доступное детям и вызывающее их интерес взрослый формирует отношение к Москве как столице Родины . Может возникнуть вопрос, с чего начинать: с расширения знаний о Москве или о том городе, селе, поселке, деревне, где живут дети. Тут не может быть какой-либо обязательной последовательности: близким может быть и то, что территориально дальше, но дорого по содержанию, по переживаниям детей, а иногда через далекое лучше замечается то, что близко. Поэтому родители сами могут определить последовательность сообщения детям знаний.


С малых лет дети должны знать, что Россия - многонациональное государство , что все народы нашей страны равны. Они помогают друг другу в труде, вместе защищают наше государство от врагов и борются за мир во всем мире. Чтобы эти знания были доступны, начинать, нужно с того, что близко к жизни самих детей. Дети с удовольствием слушают сказки разных народов, мелодии песен, разучивают танцы. Иллюстрации с предметами прикладного искусства не только помогают наглядному восприятию и усвоению характерных особенностей труда и быта того или иного народа, но и расширяют интересы детей, углубляют чувства симпатии к народам разных национальностей.

Каждое государство имеет свой герб . Нужно показать детям Герб России, а старшим дошкольникам и рассказать о государственном символе Российской Федерации. Затем следует привлечь внимание к гербу своей республики и других республик. Государственным символом Российской Федерации является и флаг . В дни общенародных праздников дети видят флаги на зданиях и домах. С самых ранних лет нужно воспитывать у детей уважение к государственному флагу и доступно объяснять им, что означают цвета флага. Следует познакомить детей и с мелодией гимна России и рассказать, что, когда звучит гимн, все люди встают и слушают его молча. Уважение к государственным символам России должно быть одной из основ воспитания любви к Родине, нравственного и умственного воспитания в единстве.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

Как воспитать патриота в семье.

Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и полноценное всестороннее развитие личности, которая сочетает в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство.

Задачи: формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Это чувство начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаются им глубоко, но, увиденные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в своей семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к родной земле, дому, природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы, а то и на всю жизнь, дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, которые полные ярких впечатлений, переживаний и эмоций. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям театр, кино, книги, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Не забывайте и о том, какая богатая событиями история вашей Родины. Чаще рассказывайте ребенку о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Только главное делайте скидку на возраст ребенка, и говорите понятным ему языком. Обязательно отвечайте на все его вопросы, анализируйте заинтересовавшие его ситуации, делайте совместные выводы и, обязательно слушайте и принимайте мнение вашего ребенка. Пусть оно еще детское и наивное, но это первые его шаги, к умению самостоятельно делать выводы.

Если вы искренне желаете вырастить ребенка патриотом, не говорите при нем плохо о той стране, где вы живете. Ведь Родину, как и родителей не выбирают. И поверьте, как бы, вам не казалось, что где-то лучше, вряд ли это правда. В каждой стране есть свои проблемы, свои трудности и с экрана телевизора нам их никто не показывает. Все хотят, чтобы о них думали только хорошо.

Поэтому не допускайте при ребенке выражения большого недовольства о вашей Родине, говорите больше положительного. Но в тоже время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть еще и реалистом.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья – нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Маленькие дети очень чувствительные к эмоциональному состоянию их родителей, если вам плохо, то ребенку тоже будет не по себе. Поэтому, как бы в жизни не случалось, старайтесь настраивать себя на положительную волну. Находите позитив в любых действиях. Так вы не только избежите пессимистического настроя ребенка, но так, же научите его легче справляться с проблемами, не опускать руки ни при какой ситуации, и так же всегда находить, чему радоваться. Воспитать патриота, конечно, невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее.

Уважаемые родители, обязательно путешествуйте. Не обязательно ехать заграницу, и в родной стране есть множество мест, от которых просто дух захватывает. Показывайте ребенку на наглядности всю красоту и увлекательную историю родных краев.

При желании воспитать патриота в семье, главное поддержка. И речь идет о всесторонней поддержке. Рвение к патриотизму должно быть не только у вас, но и у вашего партнера, и близких родственников. Живя в такой атмосфере, ребенок в будущем будет стараться воспроизвести ее уже в своей семье. Так же поддерживайте своего малыша в его взглядах, увлечениях, интересах. Хвалите за успехи и правильно сделанные выводы с совершенных поступков или проступков. Объясняйте ребенку, почему вы поступаете по отношению к нему или другому человеку именно так, а не иначе, и просите, что бы он аргументировал свои поступки так же.

Помните, что со временем ваш ребенок станет взрослым, и сможет самостоятельно делать свои, уже взрослые выводы, и иметь собственное мнение. И если с детства не заложить маленькое зернышко патриотизма, вряд ли оно потом сможет прорости в прекрасный цветок.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, свою большую и малую Родину. Нужно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, уважать историю и предков.

История, а точнее уважительное отношение к ней, а также к предкам, к родной земле, к Родине, донесенная вами до сознания ребенка, а также собственный пример, поможет вам воспитать патриота в семье.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать

подлинным патриотом»

С. Михалков

Актуальность, цели и задачи патриотического воспитания детей.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративноприкладное искусство, традиции и обычаи.

Знакомство дошкольников с культурными истоками Урала становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Особый упор делается мною на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.

От чувств - к отношениям, от отношения - к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуальноличностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Консультация для родителей

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством - трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день - это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это очень важно для становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма - отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека - труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей - книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину - это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.