Психолого-педагогическая консультация. Психологическое консультирование как вид работы практического психолога Условия эффективности психолого педагогического консультирования

  • 19.10.2019

Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении заключается в следующем:

во-первых, кратковременность личных контактов клиента с педагогом-психологом;

во-вторых, эпизодичность данных контактов;

в-третьих, практическая завершённость каждой встречи клиента с психологом;

в-четвёртых, активность клиента в процессе консультирования;

в-пятых, самостоятельность в действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультирования.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом консультировании. На практике психологическое консультирование является важным компонентом работы школьного психолога. Это обусловлено потребностью участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, профессионально-педагогических работников) в получении психологической помощи, особенностями психологии учащихся, задачей улучшения психологического климата между учащимися и взрослыми. Инициаторами обращений выступают: учителя (54% от общего числа обращений), учащиеся (23%). В остальных 23% случаев консультация происходит по инициативе самого психолога, обычно по результатам наблюдений или кризисных моментов в жизни школы, класса, обсуждаемых на заседаниях Совета профилактики.

Психологическое консультирование включает в себя следующие частные виды работ:

Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.

Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.

Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:

1) консультирование и просвещение педагогов;

2) консультирование и просвещение родителей;

3) консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей). У педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога особенно в начальной школе является то, что непосредственным "получателем" психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат - ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их - задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;

Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;

Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Рассмотрим особенности консультирования педагогов. В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:

1) Равноправное взаимодействие психолога и педагога;

2) Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на "готовый рецепт";

3) Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

4) Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

1) Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.

2) Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой - по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.

3) Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем - совместно. Психолог помогает " снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Остановимся на особенностях консультирования родителей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой - инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Таблица 2. Поводы для проведения психологической консультации

Инициатор встречи

Характеристика повода для обращения

Школа (психолог, педагог, администрация)

Плановая встреча

Информация о возрастных закономерностях развития, о психологических особенностях данного этапа

Информация об индивидуальных особенностях развития ребенка на данном этапе, соотношение с возрастными нормами

Острая ситуация

Какие-либо аспекты в поведении или учебных успехах ребенка вызывают тревогу или недовольство

Родители не справляются с какой-либо воспитательной задачей, нуждаются в информации, поддержке, помощи

Когда встреча с психологом происходит по инициативе родителей, чаще всего мы наблюдаем стандартную консультацию в возрастно-психологическом подходе.

Рассмотрим ситуации, когда родители встречаются с психологом по инициативе представителей школы.

Плановое групповое консультирование вполне можно отнести к психологическому просвещению. Обычно это происходит на родительских собраниях. Психолог информирует об общих особенностях класса и психологических особенностях данного возрастного этапа развития.

Такая деятельность является важным компонентом в работе, направленной на формирование адекватной социальной ситуации развития школьников. Полученная информация позволяет родителям осознать, что происходит с ребенком на данном этапе; решить, как строить с ним отношения. Таким образом психолог помогает здоровым людям пережить сложную ситуацию. Именно поэтому выступления на родительских собраниях можно квалифицировать как консультирование.

Кроме того, такие встречи помогают родителям познакомиться со школьным психологом, увидеть его стиль работы. То есть являются предконтактом для индивидуальной встречи. По существу, родители выступают клиентами школьного психолога без заключения контракта.

Задачи данного направления определяются оказанием реальной консультативной помощи родителям в вопросах личного характера семейного воспитания. На этом этапе в работе психолога необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированная на помощь различным группам и отдельным родителям в решении проблем обучения и воспитания собственных детей.

Формы консультаций могут быть индивидуальными и групповыми (см. табл.3).

Таблица 3. Формы консультативной деятельности

В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном проблемы следующего характера:

· особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.);

· личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.);

· вопросы его жизненной перспективы и профориентация;

· сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми - в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями и т.д.).

Рассмотрим основные этапы индивидуальной консультативной работы:

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем - довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное - это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Приведем общую характеристику беседы с родителями в процессе консультирования.

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога в процессе проведения бесед во время первых встреч:

умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;

обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;

формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;

предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;

совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;

обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;

планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на сегодняшний день наиболее развито - деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

Повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;

Работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;

Работа преимущественно с ребёнком.

Разумеется, что каждое из этих трёх направлений работы реализует принцип соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка.

Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

В подростковом возрасте психологическое консультирование является одним из важнейших направлений деятельности психолога, где основные формы консультативной работы включают: оптимизацию общения подростка со сверстниками, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цель, владеть собой, помощь в социализации и во взаимодействии с окружающей действительностью.

С.Л. Колосова исходит из того, что психолог должен быть ориентирован на повышение личностной активности школьника в решении своих проблем, а также помочь ему развить и обогатить его личность [ Колосова С.Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. C. 38-41; 41].

Т.К. Губкина подчеркивает, что при оказании психологической поддержки подростку следует использовать некую последовательность шагов: восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе, к миру; анализ проблемы, выявление провоцирующих источников, причин; постановка позитивной цели, описание желаемого поведения и проработка возможных рецидивов старого поведения. Значимым нюансом автор выделяет следующее: выработка шагов роста (описание конкретных достижений) и поиск внутренних ресурсов и опора на них [ Губкина Т.К. Подросток и взрослый: Пути взаимопонимания // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. C. 80-95; 85].

И.Д. Егорычева при анализе данного вопроса выделяет необходимое условие - организацию конструктивного взаимодействия, включение подростка в социально одобряемую, признаваемую и личностно значимую деятельность; а также помощь в реализации его потребностей [ Егорычева И.Д. Подросток и взрослый: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы) // Мир психологии: научно-методический журнал. 2008. № 1 (53).С. 189-202; 200].

Л.А. Регуш выделяет следующее: проектирование положительных качеств личности; помочь актуализировать свои способности [ Психология современного подростка / под ред. проф. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с. ; 276].Ф. Дольто отмечала, что подростку необходимо помочь отучиться думать и поступать по-детски, и в то же время открыть радость и смысл взрослых обязанностей .

Таким образом, мы видим, что консультирование в первую очередь нацелено на поиск основной проблемы, составление основных жизненных трудностей подростка [ Фигдор Г. Проблемы воспитательной консультации // Родители и дети: учебное пособие. Хрестоматия / под ред.Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003.С. 405-465; 448], вызвать осознание подростком их истоков и вызвать конкретные перемены в его поведении [ Абрамов Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. - 480 с. ; 186].

Профессиональное консультирование в качестве отдельного вида психологического консультирования представляет собой психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. [ Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. ; 38] Именно так понимается термин "профессиональное" в названии данного вида консультирования. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами клиента такими, как индивидуальный стиль деятельности (что особенно актуально в случаях профконсультационной работы с социально дезадаптированными подростками и юношами). [ Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование// Вестник Московского городского педагогического университета, №4, 2008. ; 14]

В практике школьных психологов наиболее востребованными являются консультации по индивидуальным проблемам (внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений) и семейным проблемам (взаимоотношения с родственниками, взаимоотношения с детьми). Менее востребовано профконсультирование (повышение работоспособности, рекомендации "как вести себя при собеседовании с работодателем", определение цели дальнейшего профессионального и образовательного маршрута).

Выводы

Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы её разрешения, и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль и основная психокоррекционная работа проводится им самим, а при психотерапевтической работе ответственность за результат несёт сам психолог. Следовательно, за конечный результат консультирования ответственность лежит на клиенте, а психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

Данный вид деятельности (консультирование) - один из мощных инструментов работы педагога-психолога с личностью. Оно позволяет через воздействие словом, через умелое построение диалога и системы вопросов, комментариев, интерпретаций, конфронтаций структурировать психическое состояние клиента, способствовать формированию адаптивных защитных механизмов и, соответственно, адекватного поведения личности.

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;- родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;- подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии
Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования.
Существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.
Психолог, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы.Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).
Пятишаговая модель процесса интервью
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:
раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».
Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.
Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта.
Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).
Втоая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»
Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.
Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »
Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.
Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.
Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.
Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.

Одной из основных задач психологического консультирования членов семьи ребенка, имеющего нарушения развития, является оптимизация внутрисемейных отношений путем принятия и практической реализации родителями адекватных «ролевых пози­ций» по отношению к ребенку и друг другу, обучение родителей навыкам установления позитивного контакта с ребенком и воспи­тание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Достаточно распространенными являются ошибки родителей в отношении воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований к нему, закрепления за ним статуса «больного». Наблюдения педагогов и психологов пока­зывают, что если снижение требований в плане умственного раз­вития ребенка, его обучаемости в определенной степени оправ­данно, то оно должно быть минимальным в отношении повсе­дневных требований к предметно-практической деятельности ребенка и действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценно раз­вивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. Во многих случаях, анализируя ситуацию в семье ребенка с отклонением в развитии, педагоги наблюдают обратную картину. Родители начинают преждевременно обучать ребенка счету, чтению, письму, организуют дополнительные за­нятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить и усвоить. Все стремления родителей направлены на решение проблемы обуче­ния и устройства детей в школу. Поэтому педагогам образова­тельных учреждений иногда приходиться сталкиваться с ребен­ком, не владеющим элементарными навыками самообслужива­ния, но знающего буквы алфавита. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже незначительные трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В се­мье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.



Нередко в семьях, где кроме ребенка с отклонением в разви­тии есть нормально развивающиеся дети, складываются непра­вильные отношения между членами семьи. Полноценный ребе­нок в таких семьях становится в той или иной степени заброшен­ным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные или неадекватные поступки последнего. Все это может негативно отражаться на характере нормально развивающегося ребенка, а иногда может привести и к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у психолога и врача психоневролога способствуют установлению оптимального психологического климата в семье и преодолению тяжелых эмо­циональных переживаний и конфликтов у родителей.

Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Психолого –педагогическое консультирование в ДОУ

Подготовил: педагог-психолог МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А



Принципы психолого-педагогического

консультирования в ДОУ

  • этические;
  • стратегические;
  • тактические.

Этические:

Принцип соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

Принцип добровольности и конфеденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

Принцип компетентности и ответственности консультанта.


Стратегические:

Принцип нормативности развития (сравнение индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);

Принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.


Тактические:

Принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

Принцип комплексного психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

Принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

Принцип активного привлечения родителей к совместной выработке системы профилактических и коррекционно - развивающих мероприятий и их реализации.


Этапы психолого-педагогического консультирования:

1.Этап сбора исходной информации(первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

2.Этап комплексного психологического обследования;

3.Аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление заключения, разработка рекомендаций;

4.Этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана работы;

5.Этап реализации коррекционных и проф-х меропр-ий.


Процедура консультации :

1.Приветствие.

2.Выяснение повода обращения.

3.Выяснение желаемого результата.

4.Резюмирование,разработка вариантов решения проблемы.

5.Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.


Виды консультаций :

Групповые;

  • индивидуальные;
  • по запросу участников педагогического процесса;
  • дистанционные.