Роль воспитания в развитии человеческой личности. Какую роль в становлении личности играет воспитание

  • 26.07.2019

Воспитание предполагает целенаправленную деятельность общества по управлению процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Для осуществления такой деятельности общество использует все имеющиеся в его распоряжении средства – искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации.

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию.

Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние.

К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания.

К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно–ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и так далее, возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности.

В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии.

Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности.

Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений.

Системой отношений для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.

Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле - это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание - явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая.

Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность и физическая и психологическая; низкая активность и физическая и психологическая и ому подобное.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.

Во многом – человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Иными словами, в ходе воспитания необходимо помочь человеку определить равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации.

Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач процесса воспитания.

Поэтому воспитание начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

Дитя рождается на свет беспомощным существом. И не только при рождении, но и долгое время спустя ребенок остается слабым, ограниченным в своих движениях, в своей способности самостоятельно добывать пищу, отстаивать свое существование.

Длительное бессилие ребенка создает необходимость длительного ухода, постоянной заботы и помощи, которые, естественно, могут дать родители. В семье в течение ряда лет обеспечены ребенку любовь, ласка, уход, тесное общение со взрослыми, дающее возможность усвоить путем подражания и выучки необходимые для жизни навыки и умение овладеть важнейшим и могущественнейшим орудием человеческого развития - речью.

Под влиянием воспитания беспрерывно развертываются и осуществляются возможности его роста и развития. Благодаря обучению, воспитанию и самовоспитанию он научается не только использовать все накопленные предыдущими человеческими поколениями сокровища знания, искусства, техники, но и приумножать, обогащать их новыми приобретениями.

Воспитание ребенка не только обогащает его ум новыми знаниями, но и вооружает его средствами, дающими ему возможность выйти самостоятельно на арену жизни личным трудом изменять условия своего существования, создавать новое, не имевшееся ни в собственном опыте, ни в опыте других.

Воспитание ребенка и его развитие не отделимы друг от друга. Не может быть
правильного развития без разумного воспитания, и обратно: всякое воспитание было бы бесплодным, если бы пластичность телесной и душевной организации ребенка, о которой будет сказано ниже, не открывала необозримую перспективу для развития. В конечном результате неразрывно связанные друг с другом развитие и воспитание лают возможность родителям и педагогам воспитывать ребенка таким, каким он должен быть.

Воспитательное воздействие на податливый организм ребенка исключительно велико.

Однако, говоря об огромной созидательной роли воспитания, мы никоим образом не должны внушать себе представления о ребенке как о глине, из которой воспитатель может лепить все, что ему угодно. Такой взгляд находится в полном противоречии не только с наукой, но и с ежедневным нашим жизненным опытом и для дела воспитания вреден. Если ребенок с ранних лет жизни и впитывает в себя все, что кругом происходит, что он видит и слышит, будучи легко подверженным внушению и в высшей степени чувствительным ко всякого рода воздействиям как положительным, так и отрицательным, - то все же ребенок не губка и не граммофонная пластинка. Все, что действует на него извне, по-разному перерабатывается в его сознании, по-разному отражается в его стремлениях и действиях, в зависимости не только от возраста и от его предшествующего развития, но и от свойственных именно данному ребенку особенностей, характеризующих его как личность.

За примерами подтверждающими это положение, ходить не далеко. И родители и воспитатели прекрасно знают, что одни и те же меры воздействия: окрик, выговор, наказание, похвала, награда - не только у детей разных семей, но и у детей одной и той же семьи, больше того - у одного и того же ребенка в разное время дают разные, иногда противоположные результаты. Что из этого следует? Из этого следует, что родителям не нужно успокаиваться на том, что они в известном случае должны применить к своему ребенку меру воздействия, которую рекомендует даже выдающийся педагог, а надо выяснить, находится ли эта мера в соответствии с особенностями их ребенка. Но для того чтобы выяснить это, необходимо возможно глубже и всесторонне знать и понимать ребенка, знать его сильные и слабые стороны, его интересы стараться понять его потребности.

Родители всегда должны помнить простые и мудрые слова одного из самых выдающихся русских педагогов - Ушинского: «Если мы хотим воспитать ребенка во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях». Следуют ли все родители этому завету? Знают ли они своих детей? Далеко, далеко не все. Но не только в том беда, что большинство родителей не в полной мере знают своих детей. Беда в том, что многие родители не сознают этой необходимости, не стараются вникнуть В душевный мир своих детей, выяснить их интересы и потребности. Вот этот пробел сознательные родители должны заполнить, так как иначе они при всем добром желании, при всей горячей любви не в состоянии будут правильно воспитать своих детей.

Есть еще одно обстоятельство, на которое следует здесь же указать: это недооценка огромного значения ранних лет жизни ребенка для его дальнейшего развития и воспитания.

В раннюю пору жизни, особенно в первые 3 года, организм чрезвычайно энергично растет и развивается: увеличивается в длину, нарастает его масса. Но дело не ограничивается одними количественными изменениями: совершенствуются отправления важнейших органов. Дитя быстро овладевает речью и движениями, проявляет богатство чувств, большую сообразительность. Одним словом, недавно еще беспомощное, бессловесное существо превращается в подвижного, отстаивающего свои желания, упорно стремящегося к самостоятельности ребенка. Эта энергия роста и развития, характеризующая первые три года жизни в течение последующих четырех лет, которые получили название дошкольного возраста, несколько затихает, но все же еще достаточно велика. В течение всего этого периода, который составляет раннее детство и обнимает ясельный или преддошкольный (от рождения до трех лет) и дошкольный возрасты (от трех до семи лет), весь организм ребенка и в особенности нервная система отличаются необыкновенной гибкостью, податливостью, то есть теми качествами, которые мы называем "пластичность". Именно пластичность является причиной того, что все, что воздействует на маленького ребенка извне: окружающая природа, домашняя обстановка, уклад семейной жизни и в особенности систематические воспитательные мероприятия, - находит в нем отклик, создает в нем новые качества, новые возможности. Таким образом, две черты, ярко выраженные в ранние годы жизни, - отзывчивость на все кругом происходящее и удивительная податливость (пластичность), создают для воспитания чрезвычайно благоприятную почву.

Эти же черты делают задачу воспитания в раннюю пору жизни особенно ответственной, ибо податливость ребенка проявляется в одинаковой степени как по отношению к разумным, так и к неправильным приемам воспитания, и часто след от них как положительный, так и отрицательный остается одинаково глубоким на всю жизнь.

Многие черты, характеризующие взрослого, уходят корнями в ранние годы жизни. Это подтверждается изучением биографий выдающихся людей, а также точными исследованиями ученых, единогласно удостоверяющих, что в раннем детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности человека. Выдающийся русский ученый академик Бехтерев говорил: «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека... и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь».

Из этого не следует, конечно, заключать, что правильное воспитание или, наоборот, ошибки воспитания в раннем возрасте имеют решающее значение для всего дальнейшего хода развития. Из этого следует лишь то, что при первом условии ребенок становится, так сказать, на правильные рельсы и облегчается его дальнейшее продвижение
по пути здорового развития, при втором - создаются тормозы для развития, возникают недостатки характера и поведения, для устранения которых потребуются в дальнейшем большие и длительные усилия.

Из всего сказанного вытекают три очень важных вывода: во-первых, воспитание ребенка следует начинать с первых дней; во-вторых, раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека и, в-третьих, вопросам воспитания ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте родители должны уделять большое внимание.
Для Женского журнала www.

Общие методы воспитания

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Они определяются единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют:

· умственное воспитание;

· нравственное воспитание;

· трудовое воспитание;

· эстетическое воспитание;

· физическое воспитание;

· гражданское;

· экономическое;

· экологическое;

· правовое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.



Оно предполагает:

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

· а также развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

· накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

· разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.

Например, герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского хочет по своей, по глупой воле пожить: и поэтому, пусть хоть рушится весь мир, а он будет чайком баловаться. В психологии человека “из подполья” Достоевский увидел разрастающееся явление общественного “нигилизма”.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В данном контексте уместно вспомнить идею Л. Н. Толстого относительно приумножения “зла” в мире.

В рассказе “Фальшивый купон” гимназист обманывает лавочника: тот, в свою очередь, платит крестьянину за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств, крестьянин становится разбойником. Л. Н. Толстой концентрирует внимание читателя на действенности в повседневной жизни древнего постулата - “не делай другому того, чего себе не желаешь”.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

· организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

· объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия. Отечества;

· материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

· знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

· кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

· упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ: изготовления изделий из дерева и металла);

· творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

· временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

· систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

· контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

· учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

· специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к “прекрасному”. Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как “возвышенное”, которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Критика способности суждения. М., 1994).

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в “чистый эстетизм”.

В рассказе “Снежная королева” современного петербургского прозаика
В. Шпакова героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасной сфере классической музыки. Стремление к классике - само по себе похвально, но беда в том, что по пути к ней презирается и отбрасывается “грубая” повседневность, в которой все мы живем. И повседневность мстит, сводя героиню с ума. (Шпаков В. Клоун на велосипеде. СПб., 1998).

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе “Об образовании”, в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. Т.е. организации учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов – на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, – на государственные органы, ассоциация педагогов – на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут служить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой.

Функции воспитания

Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности детей;
- использование положительных факторов в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
«Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического». Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. «Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия». Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий- вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Факторы развития и формирования личности

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам - природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности - духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.
До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: «Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется со-циальноприродным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение».
Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее «Я» индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.
Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле - это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание - явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.
Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.
Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.
На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор - это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников - это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.
Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом - человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), «когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей». Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть определяющую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях благоприятной социальной среды, когда все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, и это является основной целью воспитания, осуществляемого государством. В условиях нашего социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое государством и его учреждениями, подкрепляется всем укладом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни. При этом происходит все большее совпадение интересов государства и каждого советского человека. А это облегчает принятие и усвоение им требований, предъявляемых обществом.
ОДнако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС «морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций». А это означает также и то, что важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом. Эту деятельность - учебную и воспитательную работу с учащимися - в общеобразовательной школе осуществляет учитель.
В. И. Ленин в июне 1918 г. в речи на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов говорил: «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества».
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко ценят деятельность учителя, проявляют постоянную заботу о нем. Л. И. Брежнев в обращении к коллективу редакции, авторам и читателям «Учительской газеты» пишет: «Народный учитель - гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека».
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) отмечается возрастание роли народного учителя, дается высокая оценка его благородного труда. Вместе с тем предусматриваются меры, направленные на повышение идейно-политического уровня и педагогического мастерства учителя, улучшения условий его работы.
Установлено почетное звание «Народный учитель СССР», которое присваивается учителям школ и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, работникам учебно-воспитательных, методических и других учреждений органов просвещения за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, выдающуюся деятельность в области народного образования.
Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды - семьи и ближайшего окружения. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка. В случае обнаружения неблагоприятной домашней обстановки, отражающейся на развитии, успеваемости и поведении ребенка, воспитатель может и должен вмешиваться в семейное воспитание: повлиять на родителей, обратиться в общественные организации по месту их работы. Одновременно он усиливает индивидуальный подход к ребенку, организует необходимую помощь в занятиях и т. д.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой оно может оказывать нежелательное влияние на детей и подростков. В настоящее время проводится большая совместная работа школы и общественности по месту жительства учащихся с целью организации культурного досуга детей и подростков, более широкого вовлечения их в спорт, в разнообразные кружки, занятия техническим творчеством.
Школа все больше превращается в центр воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности. Следует отметить, что дошкольные учреждения также играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей.
Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль как в использовании благоприятных социальных условий, имеющихся в социалистическом обществе, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Воспитание - процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя, стремится активно их выполнить. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности.
Наибольшая активность личности в воспитательном процессе отмечается тогда, когда ученик начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывает программу своего совершенствования, мобилизует свою волю. Затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, он сам активно формирует свою личность. Естественно, интерес к самовоспитанию и самосовершенствованию может возникнуть только по достижении уже известного уровня нравственного развития, при пробуждении самосознания. Очень важно и развитие умения сравнивать свое поведение, особенности своего характера и личные качества с поведением и чертами характера других людей. Немалое значение имеет и наличие у человека своего идеала, на который ему хочется равняться. Важна постановка человеком личных общественно значимых целей в жизни, выработка стремления добиваться их выполнения, развитие у себя необходимых для этого качеств. Подобная зрелость и степень самосознания обычно связываются с юношеским возрастом, но могут проявляться уже и у подростков.
Главное, что характеризует результаты воспитания, - это обеспечение общего развития человека, формирование направленности его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов. Воспитание в социалистическом обществе призвано усилить воздействие благоприятной социальной среды и сделать формирование личности человека целенаправленным, подчиненным задачам коммунистического строительства.