Журнал дошкольное воспитание 4. Акулова О

  • 19.10.2019

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, АД. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной и используется недостаточно, что мо объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность. Еще бы - ведь подготовка к спектаклю, и сам он так похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого. Прав на практике оно часто перерастает полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.

Суть процесса

Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

Временные рамки

Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.

Особенности

Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

ФГОС

На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Основные направления

Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.

2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Эстетическое воспитание

Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

Арапова-Пискарева Н. Лучший опыт работы дошкольных образовательных учрежде­ний России - 2000 // № 3. - С. 16.

Всероссийское совещание-семинар «Развитие новых форм российского дошкольного образо­вания» // № 3. - С. 8.

Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений // № 2. - С. 2.

Оверчук Т. Планы на 2001 год // № 1. - С. 5; Информация // № 4. - С. 40.

Защита прав и достоинства ребенка

Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье // № 8. - С. 6;

Право на охрану здоровья // N° 9. - С. 3;

Право на образование // № 10. - С. 3;

Право на защиту и помощь // № 11. - С. 2;

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье // № 12. - С. 3.

Век просвещенного материнства

Ашиков В. «Планета сказок» // № 6. - С. 7.

Ашикова С. Что мне делать? Он уходит... // № 3. - С. 5;
Песни мира // № 4. - С. 4; Раскрытие цветка... // № 5. - С. 8;
Золотой ключик, или От чего надо защищать детей? // № 6. - С. 3;
Радость - прививка здоровья! // № 7. - С. 3.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Агарева Е. Очковый медведь очки не носит, а лунный - по ночам не воет // N° 11. - С. 57.

Азбука из Дарвиновского музея // № 10. - С. 58.

Аксенова Н. Малые Олимпийские игры // № 6. - С. 46.

Ашиков В. Путь к Экологическому Челове­ку // № 7. - С. 9.

Ашикова С. Век просвещенного материн­ства // № 1. - С. 9.

Баряева Л. и др. «Родник» - программа социокультурного развития детей // № 2. - С. 33.

Вдовкина С. Юмор как средство борьбы с дурными привычками детей // № 5. - С. 24.

Верклеенко Л., Калинина Н. Декора­тивное плетение // № 8. - С. 52.

Герасимова 3., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай» // № 12. - С. 47.

Гусакова М. Своими руками // № 6. - С. 38.

Гутникова Л. Спорт + игра = радость // № 12. - С. 36.

Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная ра­бота с ослабленными детьми // N° 12. - С. 10.

Желуницына М. Развиваем восприятие цвета // № 2. - С. 4.

Живешьева И. О работе ДОУ № 18 «Дюймовочка» // № 9. - С. 57.

Загребина Н. Дошкольное образование Усть-Илимска // № 9. - С. 55.

Зайчикова А. Занятия по развитию логи­ки // № 10. - С. 41.

Замотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки // № 5. - С. 36.

Зиновьева М. «Малыш» для малышей // № 11. - С. 84.

Иванова В. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания // № 6. - С. 34.

Кайзер О. Чемпионат по играм в клеточку // № 10. - С. 46.

Киреева Т. На зарядку - становись! // N° 12. - С. 23.

Коровина Г. Возвращение в детство // № 12. - С. 60.

Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // № 8.с.34;
№ 9.с.23
Продуктивная деятельность детей стар­шего дошкольного возраста // N° 11. - С. 29.

Кузнецова М. Контрастное закаливание // N° 12. - С. 34.

Куцакова Л. Год Змеи // № 1. - С. 26;
Год Лошади // № 12. - С. 68.

Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // № 8. - С. 57.

Лилина Т. Встречи с буквами // № 10. - С. 50; № 11. - С. 40.

Меренков А., Буйлова Т., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важ­нейший аспект подготовки к школе // № 8. - С. 27.

Мешкова Н., Николаева С. Медведи // № 9. - С. 33.

Мешкова Н. Медведи // № 10. - С. 62.

Мусиенко С. Праздник дарит любовь к математике // № 10. - С. 25.

Николаева С. Ознакомление дошкольни­ков с неживой природой // № 2. - С. 15.

Николаева Т. Задачки на удивление // № 2. - С. 20; № 3. - С. 39; № 4. - С. 8; № 5. - С. 28; № 6. - С. 19; № 7. - С. 57; № 8. - С. 49; № 9. - С. 42; № 10. - С. 73; № 11. - С. 55; № 12. - С. 67.

Постоногова Л. Творческие задания для детей 5-6 лет // № 4. - С. 21.

Прокопович О. Цвет как средство выра­зительности детского рисунка // № 6. - С. 21.

Ревенок Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с ис­торией и культурой русского народа // № 4. - С. 24.

Рогаткина Т. «На что похоже солнышко?» // № 5. - С. 32;
Изоэкология // № 7. - С. 35;
Шерстяные елочки // № 12. - С. 64.

Рунова М., Пукинская М. Неделя здоровья // № 4. - С. 11;
Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // № 12. - С. 30.

Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологи­ческого образования в Российской Федерации» // № 6. - С. 18;
Аквариум в детском саду // № 7. - С. 12.

Серова З. Нестандартные задачники для дошкольников // № 10. - С. 29.

Соловьева Е. Ребенок с синдромом Дауна // № 9. - С. 60;
Логический класс // № 10. - С. 34; № 11. - С. 51.

Степанова М. К вопросу о приеме в школу детей 6 лет // № 9. - С. 53.

Стеркина Р. Развитие новых форм до­школьного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента // № 6. - С. 11.

Судакова Л. Экологическое воспитание: региональный подход // № 7. - С. 20.

Филиппова С. Путешествие в Олимпию // № 6. - С. 41.

Хамзина Т. Теремок с цифрами // № 10. - С. 44.

Харитонова Л. Исследовательская дея­тельность дошкольника // № 7. - С. 32.

Целищева И. Как растения помогают освоить азы математики // № 7. - С. 40.

Чанчикова Н., Сергеева Л. «В лес за приключениями» // № 2. - С. 11.

Чернова Е. Вера в свое «Я» // № 3. -С. 21.

Шанина Л. Плавание - «крепость здоро­вья» // № 6. - С. 47; № 8. - С. 43.

Шибанова И. Кто ты, малыш // № 3. - С. 31.

Якобсон С, Липовская Г., Зотова Н. К программе морального воспитания детей 2-4 лет // № 8. - С. 20.

Работаем по программе «Радуга»

Гризик Т. Познаю мир // № 5. - С. 15; № 8. - С. 12; № 9. - С. 10; № 11. - С. 7. I

Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет // № 1. - С. 13; № 2. - С. 28; № 3. - С. 34.

Карельская Е. Поможем Буратино загово­рить! // № 1. - С. 32.

Скворцова В. Об использовании приемов глобального чтения // № 1. - С. 23.

Соловьева Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе (2-4,5 года) // № 1. - С. 16; № 4. - С. 17.

Работаем по программе «Из детства в отрочество»

Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // № 10. - С. 7; И в шутку и всерьез // № 10. - С. 18.

Работаем по программе «Развитие»

Маврина И. Художественная литература о природе // № 10. - С. 70; № 11. - С. 22; № 12. - С. 53.

Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования

Петрова Е. Театрализованные игры // № 4. - С, 32.

Сергеева Т. Логопедические сказки-по­мощницы // № 2. - С, 40; № 5. - С. 61; № 10. - С. 75; № 12. - С. 70.

Смирнова Л., Ткаченко Г. Коррекционно-развивающие игры // № 3. - С. 52.

Юганова И. О предупреждении отклоне­ний в познавательной деятельности детей ран­него возраста // № 6. - С. 53.

Юртайкин В., Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошколь­ным образовательным учреждениям // № 1. - С. 37; № 3. - С. 43.

Детский сад и семья

Ашикова С. Школа от рождения // № 2. - С. 22.

Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей // № 1. - С. 44.

Леонтьева А., Лушпарь Т. Работа мик­роцентра социально-педагогической поддержки семьи и ребенка // № 9. - С. 93.

Манина И., Рожкова Т. Дети - воспи­татели - родители // № 1. - С. 48.

Моторин В. Об использовании компью­тера в педагогическом процессе // № 12. - С. 42.

Вопросы управления

Троян А. и др. Маркетинг в ДОУ // № 9. - С. 45.

Идет эксперимент

Данилина Т., Соловьева Е. Модель работы группы кратковременного пребывания детей // № 2. - С. 38.

В помощь старшим воспитателям дошкольных учреждений

Арушанова А. Организация диалогеского общения дошкольников со сверстниками // № 5. - С. 51.

Воспитателю для работы с семьей

Виноградова Л. Чувство успеха // № 5. - С. 49.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

А.В. Запорожец и его научная школа // № 2. - С. 49.

Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // № 1. - С. 53.

Горлова Н. Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и пути развития // № 4. - С. 42; № 5. - С. 73.

Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир // № 6. - С. 58; № 8. - С. 61.

Парамонова Л. Творческое конструирова­ние: психологические и педагогические основы его формирования // № 3. - С. 66.

Поддьяков А. Развитие комбинаторных способностей // № 10. - С. 90.

Поддьяков Н. Проблемы психического развития ребенка // № 9. - С. 68.

Рыжова Н. Экологическое воспитание до­школьников с позиции новой парадигмы // № 7. - С. 61.

Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // № 11. - С. 63.

Токмакова И. Аля, мистер Блот и буква Z // № 4. - С. 49; № 5. - С. 80;
Станем грамотеями, или В гостях у Мудрослова // № 6. - С. 72; № 8. - С. 72.

В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

Барутчева Е. «Что за прелесть эти сказ­ки!» // № 2. - С. 71.

Ваня Солнцев. Инсценировка по повести B. Катаева // № 6. - С. 86.

Зурабов А. Разыгрываем сказку // № 2. - C. 74.

Зурабова К. Живое чудо сказки // 4. - С. 68;
Дидактика подвига, или Рассказы о приятных людях // № 5. - С. 93;
Честное слово (инсценировка) // № 5. - С. 98;
Золотая пыль, или Темы для изложения // № 7. - С, 71;
Воробей и Золушка // № 7. - С. 74;
Опыт духовной гимнастики // № 10. - С. 99;
Ты еще не видел чуда?.. // № 10. - С. 103.

Приходько В. Лукоморье Бориса Заходера // № 3. - С. 79;
Посылаю тебе сказку, как ты просил // № 8. - С. 81;
Николай Носов: он любил детство в людях // № 11. - С. 73.

Протасова Е. Разыгрываем сказки-само­делки // № 4. - С. 74.

Разыгрываем сказки // № 1. - С. 80.

Рождественская Н. Про Иванушку-ду­рачка // № 8. - С. 87; Незнайка-поэт // № 11. - С. 79.

Светлов А. Привередница (инсценировка по сказке В. И. Даля) // № 9. - С. 82.

Светлова Г. «Солнце нашей поэзии зака­тилось!..» // № 2. - С. 66;
Итальянский сказочник Джанни Родари // № 4. - С. 63;
Валентин Катаев о детях и для детей // № 6. - С. 80;
Замечательный собиратель русского слова // № 9. - С. 76.

Токмакова И. Английская классика для детского чтения // № 1. - С. 76;
К нам весна шагает // № 2. - С. 59;
Земля - наш дом родной // № 7. - С. 81;
Разговор Ветра и Осинок. Ели. Где спит рыбка // № 7. - С. 85;
Осенний подарок // № 9. - С. 120.

Цветик-семицветик. Сценки по одноименной сказке В. Катаева // № 6. - С. 83.

ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ

Абрамцева Н. Сказка про щенка и старую тапочку // № 8. - С. 96.

Афонина И., Барсукова Л. Некоторые подходы к организации исследовательской дея­тельности студентов // № 8. - С. 91.

Афонькина Ю. Организация самовоспита­ния студентов в процессе изучения психологии // № 1. - С. 62.

Барсукова Л. Совместная деятельность преподавателя и студента в учебном процессе // № 6. - С. 97.

Власова Н. Как мы выбирали, или Зачем нужны педагогические курсы // № 7. - С. 92.

Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольника­ми // № 7. - С. 86.

Голдаева Г. Педагогика переживания // № 6. - С. 95.

Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // № 9. - С. 98.

Курочкина И. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // № 5. - С. 103;
Отношения «студент - преподаватель в педагогическом вузе» // № 7. - С. 91.

Михайлова А. Перечитаем заново // № 1. - С. 66; № 2. - С. 85.

Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении // № 3. - С. 92.

Опаловская Л. Новое время - новая профессия: социальный педагог // № 11. - С. 89.

Поздняк Л. Факультету - 80 лет // № 12. - С. 93.

Помораева И. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольника­ми // № 4. - С. 93.

В КРУГУ СЕМЬИ

Волкова Е. Готов ли ребенок к школе? // № 8. - С. 99.

Дворникова 3. Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает // № 5. - С. 112.

Ерофеева Т. Где живут 140 почему, или О вопросах, дающих интересные ответы // № 2. - С. 77;
Включенное чтение и беседа // № 4. - С. 83.

Новикова Е. Морозный день. Мечта // № 12. - С. 87.

Мещерякова С. Можно ли избаловать младенца // № 11. - С. 82.

Павлова Л. Мамина школа // № 1. - С. 70; № 3. - С. 84.

Пикулева Н. Уговорушки // № 5. - С. 109.

Райнпрехт X. Воспитание без огорчений // № 4. - С. 90; № 6. - С. 113.

Романов С. Праздник нашего детства // № 12. - С. 84.

Сивоконь С. Сохраняйте спокойствие! // № 4. - С. 88.

Соболева Л. Семь шагов по радуге // № 4. - С. 83.

Теплюк С. С малышом на даче // № 7. -С. 96; № 8. - С. 102;
Осенняя прогулка с малышом // N° 9. - С. 86.

Усатова Е. Разговор с лесом // N° 7. - С. 94.

Фонарева С. Как купать ребенка // № 10. - С. 112.

Ширяева И. Летний отдых с ребенком // № 6. - С. 106.

ЗА РУБЕЖОМ

Протасова Е., Тростянская Г., Чилингарова М. «Калинке» - десять лет // № 2. - С. 89.

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Ладодо К., Дружинина Л. Роль витами­нов в детском питании // № 6. - С. 101.

Соколова В. Юридическая консультация // № 9. - С. 103; № 10. - С. 108; № 12. -С. 88.

Юридическая консультация // N° 1. - С. 121.

Литература - детям

Бредис В. Сторона родная // № 1. - С. 43.

Герасимова Л. Нарцисс. Ландыш. Мать-и-мачеха. Гладиолус // № 6. - С. 10;
Подснежники // № 7. - С. 56;
Весенняя игра. Лютик // № 7. С. 90.

Запорожец В. Солнышкина школа // № 9. - С. 111.

Заходер Б. Строители. Переплетчица // № 3. - С. 83.

Локтев А. Радуга // № 2. - С. 127.

Мигунова Н. Мышонок // № 5. - С. 48;
Стихи // № 5. - С. 115;
Мой друг // № 6. -С. 94;
Пчелка // № 7. - С. 34;
Колокольчик. Храбрый заяц // № 7. - С. 127.

Рыжикова Н. Колокольчик. Умелый пау­чок. Загадка. Росинки // № 8. - С. 89.

Скребицкий Г. Четыре художника // № П. - С. 16.

Степанов В. Посмотри вокруг // № 10. - С. 33; Мало или много // № 10. - С. 49.

Чанчикова Н. В деревне. Весна-волшеб­ница // № 1. - С. 61.

МУЗЫКА И ДЕТИ

Асеева В. Дарите людям доброту // № 2. - С. 122.

Белоусов А., Карасева Е. Город-герой // № 4. - С. 114.

Боброва В., Ефименко О. Праздник царицы Осени // № 9. - С. 116.

Бородина Е. Щедрый вечер // № 12. - С. 118.

Губанова И. Свою маму берегите, дети // № 1. - С. 95.

Давыдова А. Снеговик. Емеля // № 11. - С. 117.

Девочкина О., Поляк Л. Прогулка // № 7. - С. 120.

Дементьева Л. Устами младенца // № 1. - С. 99.

Дорофеева М. Сказочная ярмарка // № 5. - С. 119.

Зайцева Г. Хлеб всему голова // № 8. - С. 117.

Коки на Н. Наши защитники // № 1. - С. ПО.

Кондратова М. Веселое лето // № 6. - С. 119.

Космачева Т. Радость творчества // № 2.- С. 108;
День Победы // № 4. - С. 97.

Лядова Л., Ходосов Г. Новогодняя поль­ка // № 11. - С. 123.

Матвеев Ю., Аким Я. Грибной лес // № 7. - С. 115.

Мерзлякова С. Отвечаем на письма // № 7. - С. 114.

Назарова Э., Мартыненко М., Мар­кова Е. Путаница-перепутаница, небывальщи­на да неслыхалыцина // N° 3. - С. 114.

На клавиатуре из картона. Музыкальная биография Анны Луговской // № 10. - С. 125.

Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // № 1. - С. 104;
Березынька // № 7. - С. 105.

Одношевная И. Царевна-лягушка // № 2. - С. 93.

Олифирова Л. С дедом на парад // № 4. - С. 110.

Парцхаладзе М., Соловьева Н. Море, море // № 7. - С. 116.

Петрова В., Сорокина Т. Материал для музыкальных занятий с детьми // № 11. - С. 99; № 12. - С. 99.

Протасов М., Орлов В. Песенка утят // № 7. - С. 119.

Романова М., Тимофеевский А. Но­вогодняя песенка // № 11. - С. 126.

Рябинина В. Лукоморья нет на карте // № 3. - С. 119.

Стоцкая М. Здравствуй, гномик Погуляй-ка! //№ 10. - С. 117.

Токмакова И. Осень // № 9. - С. 120.

Тютюнникова Т., Боровик Т. Ночной урок // № 4. - С. 117;
Праздник - это чудо общения // № 5. - С. 117.

Чурилова Э. Путешествие в Страну Зна­ний // № 3. - С. 99.

Шеремет Л., Малков В., Некрасова Л. Что нам осень принесет? // № 10. - С. 124.

Эйлазова Л. Страна счастья // № 2. - С. 99; День знаний // № 8. - С. 113.

Юдина С, Лешко Е. Мама, мамочка // № 1. - С. 102;
Частушки-хохотушки // № 3. - С. 126;
В садик мы ходили // № 7. - С. 118.

Книжная полка

Гриценко З. Пришли мне чтения доброго // № 8. - С. 94; № 9. - С. 108; № 11. -С. 93.

Лямина Г. Сделайте прогулку удивитель­ной и неповторимой // № 7. - С. 123;
Сохранить особенное, индивидуальное в ребен­ке//№ 11. - С. 95.

Нам пишут

Белая Л. Экологические макеты // № 7. - С. 125.

Вас поздравляет бабушка // № 12. - С. 120.

Галиуллина В. Зимние забавы // № 12. - С. 119.

Глад и лова Л. Нам 20 лет! // № 6. - С. 127.

Данилова А. «Солнечный зайчик» // № 1.- С. 29.

Паславский А. Аппликации из осенних листьев // № 10. - С. 127.

Тихова В. «И сплетем мы сто чудес, не обидев пальцем лес» // № 7. - С. 126.

Чубур А. Город снежных построек // № 1.- С. 90.