Анализ по работе с родителями. Тема: "Организация работы с родителями в современном ДОУ"

  • 28.10.2019

Анна Малева
Анализ работы с родителями по теме «Взаимодействие детского сада с семьей»

Анализ работы по теме : «Взаимодействие детского сада с семьей "

(1 слайд)

Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Задача дошкольного образовательного учреждения - изменить позицию родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники". Наши родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, для этого и создается атмосфера взаимоуважения , для этого нужно активно использовать различные формы работы и находить подход в работе с родителями .

(Слайд 2)

В работе с родителями нами были поставлены следующие задачи :

1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах воспитания детей.

2. Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми и родителями и воспитателями .

3. Сохранение физического и психологического здоровья детей

4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей;

(Слайд 3)

Основные принципы организации работы с семьей

1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок);

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей ; Отсутствие формализма в организации работы с семьёй ;

3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе ;

4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Набрав новую группу малышей в феврале 2013 году, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме : использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства». С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей , установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования . Получив реальную картину на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников. Выработала тактику своего общения с каждым родителем . Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи , учесть ее индивидуальные способности. Нами был разработан , а затем корректировался план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей , возможностям педагогов.

(слайд 4)

В своей работе мы применяем традиционные формы работы с родителями

-родительские собрания ;

Консультации

Приглашенные специалисты;

Листовки;

Памятки;

Буклеты;

Анкетирование;

Наглядная информация;

Консультации;

Информационный стенд;

Папки-передвижки

Фотовитрины

За прошедшие четыре месяца (февраль – май) для родителей была представлена информация

Возрастные особенности ребенка 2-го года жизни. ;

- «Малыш с года до двух. Какой он?» ;

Режим дня в саду и дома. ;

- «Адаптация ребенка в детском саду » ;

- «Адаптируемся вместе» »

- «Роль семьи

- «Формирование гигиенических навыков и привычек»

- «Профилактика простудных заболеваний»

-«Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

- «Развитие двигательных навыков и двигательной активности»

-«Будь здоров, малыш!»

-«Посмотрите, как стараемся, вместе закаляемся»

- «Правильное питание – основа здоровья»

- «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

-«Ребенок и игрушка»

- «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье »

Полезные игрушки»

- «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»

-«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста»

(Слайд 6,7)

Оформлен уголок здоровья

В данном уголке мы вывешиваем информацию для родителей по здоровьесбережению

«Осторожно грипп»

«Профилактика ОРВИ»

«Польза витаминов»

«Дерево здоровья»

«Польза правильного питания»

«Экран здоровья»

(Слайд 8)

В приемной оформлен уголок патриотического воспитания

(Слайд 9)

Стенд детского творчества и совместного творчества родителей и детей

(слайд 10)

Оформлен Правовой уголок, где представлены :

Конвенция о правах ребенка

Законодательные документы

Правовая информация

Договор с родителями

(Слайд 11)

В нашей работе мы используем не только традиционные формы, но и нетрадиционные – оформление фотовитрин

- «Это мы!»

- «Я сам!»

На протяжении апреля и мая месяца нами собираются фотографии совместных прогулок родителей с детьми для оформления фотоальбома «Вместе с мамой, вместе с папой»

Оформление фотоальбомов на сайте http:// www. сайт//users//

Где родители могут посмотреть как занимаются их дети или в какие игры они играют

В перспективном плане были запланированы анкетирование родителей по теме :

- «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

Анкетирование «Путь к здоровью ребенка лежит через семью »

- «Игра – это не только забава»

Все анкеты были обработаны и проанализированы

(Слайд 12)

Постоянно вывешивайте на стенде в приемной высказывания выдающихся педагогов и психологов или призывы – броские, короткие, точные по теме . Это западает в голову, заставляет задумываться и соответственно поступать.

Умные и полезные высказывания

«Родитель – не гость , а полноправный член команды ДОУ»

«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь»

«Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их»

«Мы готовы работать вместе с вами , но не вместо вас!»

За непродолжительное время работы (4 месяца) с родителями мы считаем повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей , родители стали более отзывчивы, инициативны, вовлечены в работу в группе .

Таким образом, все формы работы с родителями прописанные в программе нами используются, запланированные мероприятия проведены все.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анализ плана мероприятий по работе с родителями в соответствии с возрастной группой ДОУ

Задание: осуществите анализ плана мероприятий по работе с родителями по следующему алгоритму:

1. Ознакомьтесь с годовым планом ДОУ. Выпишите планируемые задачи годового плана.

2. Соотнесите годовой план ДОУ с перспективным планом воспитателя определенной возрастной группы (по выбору). Определите, соответствуют ли темы собраний перспективного планирования годовым задачам ДОУ.

3. Выпишите традиционные формы работы с родителями из перспективного плана работы воспитателя.

4. Выпишите не традиционные формы работы с родителями.

Форма отчетности:

· анализ плана мероприятий по работе с родителями в соответствии с возрастной группой ДОУ (должен быть проверен и подписан старшим воспитателем);

· годовой план ДОО по работе с родителями;

· перспективный план воспитателя по работе с родителями любой возрастной группы (по выбору).


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Подбор диагностического инструментария по изучению особенностей семьи и семейного воспитания

Задание: осуществите подбор диагностического инструментария (анкет) по изучению особенностей семьи и семейного воспитания в любой возрастной группе (по выбору) в соответствии четырем направлениям:

1. Общие сведения о семье(возраст, образование, профессия, состав семьи)

2. Семейный микроклимат (степень участия в воспитании мамы и папы, взаимоотношения дошкольника с близкими людьми и т.п.)

3. Педагогические возможности семьи (социально-образовательный потенциал семьи, уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей)

4. Социальные и педагогические потребности семьи(удовлетворенность работой ДОУ, социально-образовательные запросы родителей, выбор форм взаимодействия в зависимости от семейных возможностей и т.д.).

Форма отчетности:

· Один диагностический инструментарий по каждому направлению используемый педагогом ДОО или подобранный вами самостоятельно (каждый диагностический инструментарий должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем).


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анализ консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Задание: проанализируйте родительский уголок в любой возрастной группе (по выбору) на соответствие требованиям оформления родительского уголка. Результат анализа оформите в виде таблицы (таблица 1)

Таблица 1

Требования к оформлению родительского уголка:

1. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

2. При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

3. Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части - текст, 6 - иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

4. Необходим стенд с информацией о тематике образовательного процесса в данной группе, с возможными вариантами совместных семейных заданий.

5. Следует создать резерв для обмена информацией между участниками образовательного процесса.

Возможные разделы

1. Планшет о возрастных особенностях детей вашей группы (информация об особенностях физического, познавательного, социально-личностного, эстетического развития детей). Материал обновляется в течение года.

2. «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии. Материал постоянно обновляется

4. «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

5. Режим возрастной группы. Расписывается содержание каждого режимного момента, что бы родители понимали, в чем назначение каждого элемента для развития, обучения и воспитания детей.

6. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д.

8. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях.

9. Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или, если это необходимо, имеют постоянную рубрику в уголке для родителей.

Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов. Целью данной формы является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Форма отчетности:

· Анализ родительского уголка, оформленный в виде таблицы (в цветном варианте) (должен быть проверен и подписанвоспитателем)


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Наблюдение одной из форм работы с семьей

Задания:

Осуществите наблюдение одной из форм работы с семьей (родительское собрание, беседа, мастер-класс и т.п.) в любой возрастной группе (по выбору) и оформите его анализ.

Алгоритм анализа формы работы:

· Тема мероприятия

· Актуальность выбранной темы, соответствует ли она целям, задачам воспитания данной группы?

· Форма проведения

· По чьей инициативе возникла необходимость в данном мероприятии?

· Участники мероприятия, их количество

· Возрастная группа родителей

· Заинтересованность родителей, тематика задаваемых вопросов воспитателю

· Использование наглядно-демонстрационного материала;

· Длительность мероприятия по времени

· План мероприятия (Таблица 2)

Таблица 2

2.Спроектируйте свое мероприятие с родителями в любой возрастной группе (по выбору), в соответствии с выбором детского сада (осуществите подбор материала по выбранной теме, согласуйте его с наставником по практике). Составьте конспект по следующей схеме:

· Тема мероприятия

· Форма проведения

· Цель мероприятия

· Участники

· Ход мероприятия (оформите план-конспект в соответствии с алгоритмом: вводная, основная, заключительная части)

· Используемые источники

Форма отчетности:

· Анализ наблюдения одной из форм работы с семьей

· Конспект запланированного мероприятия с родителями (должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем)


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Анна Чудинова
Анализ работы с родителями (законными представителями)

Анализ работы с родителями (законными представителями )

Воспитателя Чудиновой А. Е.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Любая педагогическая система без семьи - не возможна. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять , что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ , повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями .

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем : она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок» , хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, активизировать родителей и они стали помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу , оценке, учитываются особенности ребенка и перспективы его развития.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том , что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами , объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Планируя ту или иную форму работы , я всегда исхожу из представлений о современных родителях , как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников , суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В своей работе я старалась наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.

Выстраивая взаимодействие с родителями , можно активно использовать как традиционные формы - это родительские собрания , лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы - семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы , акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Информационно-аналитические : социологические опросы, тесты, анкетирование, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей , уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми ).

Познавательные : семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей , викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических

навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные : открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ , выставки совместных работ детей и родителей , выпуск газет, информационные стенды, направлены на обогащение знаний родителей

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор , обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей , наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями .

Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы .

Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей .

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей.

Досуговые формы организации общения педагогов и родителей призваны устанавливать теплые доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями , между родителями и детьми .

В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей , прогулки, утреннюю гимнастику.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Помимо этого наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей могут подразделяться на наглядно - просветительскую форму, которая направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Все формы взаимодействия с родителями , используемые мною в работе , создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад - два важный института социализации ребенка, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников образовательного процесса. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей .

Проанализировав результаты проделанной работы , я пришла к следующим выводам : одной из основных задач, стоящих перед детским садом, для обеспечения полноценного развития ребенка, повышения педагогической культуры родителей является взаимодействие с семьей. Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания.

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.:

  • В первую очередь мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями и родителями.
  • Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья, а педагоги постоянно используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей.

Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это, на наш взгляд, позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.

Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.

На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).

II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).

На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).

IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь воспитанникам и их родителям социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога, врача и других специалистов по запросам).

V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).

На VI этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.

Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.

Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.

Организуем взаимодействие родителей:

  • с группой родителей (родительские собрания, конференции, семинары, диспуты, круглые столы);
  • подгруппой (заседание родительского комитета, встреча с активом группы);
  • индивидуально.

Мероприятия с родителями проводим в тесном контакте с узкими специалистами, медицинским персоналом. Большой интерес вызвала конференция по теме «Защита прав и интересов детей в условиях детского сада и семьи». В ходе конференции родители и специалисты обозначили проблемы, поделились положительным опытом воспитания, определили пути решения проблемы.

Ежемесячный выпуск газеты «Вести из «Родничка», в которой отражается жизнь детей в группе, мероприятия, проводимые в детском саду, а также консультации, рекомендации для родителей по интересующим их вопросам. Газета востребована родителями. Интересный опыт семейного воспитания обобщается в спецвыпусках газеты, так один из выпусков газеты посвящен опыту семейного воспитания по организации завтрака в домашних условиях и т.д.

По мнению родителей, такая форма работы интересна и полезна.

Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:

  • познавательной – например, круглый стол «ОБЖ в условиях семьи», семинары-практикумы «Конверт откровений» и т.д.
  • трудовой – например, участие в акции «Участок нашей мечты», благоустройство групп «Новоселье группы», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза» и др.
  • досуговой – например, стал традиционным ежегодный конкурс, в котором с интересом принимают участие родители «Ключ семейного счастья», совместная встреча родителей и детей «День семьи», спортивный праздник «Папа и я – лучшие друзья» и т.д.

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:

  • повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
    • повышение уровня педагогической грамотности;
    • расширение педагогического кругозора;
    • решение проблем воспитания и обучения детей.
  • активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Выпуская ребенка из стен детского сада, мы стараемся помнить о том, чтобы за пределами внимания педагогов (детского сада и школы) не осталось выявления общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, его семьей. На наш взгляд, только тогда, когда проблемы дошкольного и начального школьного образования будут решаться не изолированно друг от друга, а тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие детей, полученное в дошкольном образовательном учреждении; реализации единой линии общего развития на этапах его посещения ДОУ и начальной школы, организации разностороннего взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса.

Анализ работы с родителями за 2012 - 2013 учебный год.

Сделать образовательную деятельность более эффективной нам помогала совместная работа с родителями (законными представителями воспитанников), которая осуществлялась в режиме сотрудничества. Составили план работы на год. В группе наладили контакт с родителями, установили доверительные отношения, построенные на доброжелательности и сотрудничестве. При общении с родителями заинтересовали их в необходимости тесного сотрудничества. Отмечали положительные стороны ребенка, подчеркивая его способности, которые выделяют их из круга сверстников. Наблюдали за каждым из детей, с тем, чтобы в ходе игровой и учебной деятельности можно было наиболее точно расставить акценты в разговоре с родителями.

Для обеспечения эффективного сотрудничества с родителями мы выделили три основные цели:

1. Установление контакта с родителями и воспитанниками группы.

2. Умение с первого момента работы с родителями сделать их своими союзниками.

3.Совместными усилиями с родителями сделать жизнь воспитанников более насыщенными и интересными.

Старались привлечь родителей к участию жизни детей в детском саду, помогая увидеть мир с позиции ребенка.

Для достижения цели использовали нетрадиционные формы работы:

Групповые родительские собрания с чаепитием, показ фрагментов занятий, участие специалистов в различных формах работы, родительские собрания-практикумы, родительские собрания-игры, сбор и изготовление материала для проектов, участие родителей в конкурсах. Семья Ливандовского Ярослава учувствовали в конкурсе поделок «Природа - чудо из чудес», за поделку получили грамоту и заняли 3 место. Семья Мормуль Ивана участвовала во Всероссийском пластилиновом конкурсе, и получили в награду диплом лауреата II степени конкурсного тура «Кто таков? Я из сказок и стихов». Активное участие в различных выставках принимала также семья Мельниковой Ани, за выставку «Наш светофорчик», заняли второе место, семья Федоровой Дианы - 3 место.

Наши родители приняли активное участие в выставке «Книги своими руками», были изготовлены очень интересные книги на разные темы.

В папке для родителей предлагали консультации на актуальные и интересующиеся темы. Например: «Мои пальчики расскажут, мои пальчики покажут», «Здоровье ребенка в наших руках», «Закаливание», «Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и семье», «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинство маленького ребенка», «Совместная работа детского сада и семьи по пред школьной подготовке». Семья Обуховых приняла участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» среди дошкольных образовательных учреждений и получили грамоту за 4 место в соревнованиях. Семья Мельниковой Ани создали проект о нашем городе, и Аня защищала его на конкурсе проектов. По сравнению с прошлым годом, активность родителей не уменьшилась, а увеличилась. Родители интересовались своими детьми, как они прошли ЭМТ, как занимались на занятиях, какие конкурсы у нас проходили.

В федеральных государственных требованиях говорится о том, что дошкольное учреждение должно обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Портретом выпускника ДОУ считается, когда ребенок физически развит, овладевает культурно-гигиеническими навыками, любознателен, активен, эмоционально отзывчив, овладевший учебной деятельностью, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Для полноценного комплексного развития воспитанников работу по подготовке к школе проводим в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Галина Аркадьевна - логопед вначале года обследовала детей, выявила какие у детей нарушения в речи. У детей имеющих нарушение звукопроизношения, планировали дополнительную работу над артикуляцией звука, заучивание стихотворений с нужным звуком, пальчиковую гимнастику. Включали в свою работу и проводили с детьми такие игры, как «Лабиринты», «Шнуровка», «Выкладывание из палочек», «Графические диктанты» для развития мелкой моторики. Для речевого развития детей проводили такие игры, как «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Послушай и расскажи», «Многозначные слова», «Как зовут родителей» и т.д. Учитель-логопед каждый месяц давала рекомендации для детей, с которыми надо заниматься. В течении года велась работа с родителями по звукопроизношению, была выставлена консультация, индивидуальная работа в тетрадях. Рекомендации для учителя - логопеда проводить с детьми развлечения, групповые занятия, мастер - классы для воспитателей.

Наталья Владимировна - психолог проводила с детьми индивидуальные занятия и групповые. Она проводила с детьми тесты по готовности детей к школе, обращала внимание на кого надо больше уделить внимание и с кем нужно больше заниматься индивидуально - это с Димой М, Валерой Л, Димой С, Аней М.Р.

Тесный контакт с руководителем по физическому воспитанию. Она предоставила для нас комплексы утренней гимнастики, подвижные игры, в случае если она болеет, то всю ее работу проводили сами, утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. Она не раз проводила с детьми развлечения по физическому развитию. Татьяна Вячеслава готовила детей к спартакиадам, активно готовила детей к ЭМТ, где по итогам дети неплохо сдали свои нормативы.

Музыкальный руководитель предоставляла нам песни, которые мы учили с детьми, сценарии утренников, правда не всегда они нравились, но если что-то нас не устраивало, то мы совместно его пересматривали и переделывали. Когда Ирина Валерьевна уезжала на сессию, то она всегда оставляла музыку к песням и танцам.. Старались работать всегда в контакте с Ириной Валерьевной.

Хореограф - Полина Викторовна - брала детей и разучивала с ними танцы, на Новогодний утренник не получился Восточный танец с девочками, так как у нас девочек мало и когда учили танец - наши девочки почти все болели. К выпускному балу мы испытываем большую помощь, так как все танцы с детьми проводила Полина Викторовна.

С социальными педагогами также налажен контакт, старались вовремя сдавать информацию социальным педагогам, которую они нам предоставляли для родителей, работали с родителями по оплате за детский сад, злостных задолжников у нас никогда не было, родители старались вовремя оплачивать за детский сад. Дерунову Ольгу Александровну приглашали на родительское собрание, где она разъяснила родителям проводимое анкетирование.

Такое взаимодействие со всеми специалистами позволило добиться неплохих результатов в работе с детьми и таким образом можно сделать вывод, что «школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С.Высотский.

Анализ работы по самообразованию за 2012 - 2013 учебный год

по теме «Развитие речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» С.Н. Пуховой воспитателя МАДОУ «Волшебница».

В начале учебного года была поставлена цель и задачи по теме «Развитие речи и творческого воображении» детей дошкольного возраста. Для их выполнения были взяты результаты мониторинга по образовательной области «Коммуникация». Мониторинг позволил выявить наиболее важные представления в работе по данной теме, а также позволил построить систему работы.

Системность состоит из основных блоков:

Вместе с тем специальных занятий недостаточно, поэтому в течение всего года были внедрены в работу и другие виды деятельности, особенно связанные с развитием речи:

  • Чтение книг;
  • Рассматривание картин и предметов;
  • Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогает ребёнку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим;
  • Наблюдение за объектами природы обеспечивают наиболее оптимальное общение детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих впечатлениях;
  • Работа со схемами и мнемотаблицами;
  • Творческие недели; Сочинение сказок; Создание рукописных книг;
  • Литературные викторины, др.

На конец учебного года был проведён мониторинг по образовательной области «Коммуникация», который позволил выявить результаты навыков по данной теме.

В целом считаю поставленную задачу « раскрытие творческого потенциала детей» - выполненной:

  • Дети участвовали в мастер классе, где показали умение работать с мнемотаблицами и сами умеют их составлять;
  • Повысился интерес к книге и её самостоятельное чтение;
  • Участвуют в коллективном обсуждении, высказывают своё мнение, отвечая на вопросы «Почему?»; «Как ты это понимаешь?», др.
  • Без особых затруднений подбирают определения к именам существительным, ставя их в грамматически правильную форму;
  • Участвовали и были победителями конкурса чтецов. Развитие речи тесно связано и с воспитанием звуковой культуры речи. Элементы ЗКР влияют на связность изложения текста (сила голоса, дикция, интонационная выразительность).

Таким образом, считаю работать по данной теме необходимо начинать с детьми раннего возраста, чтобы виден был результат в развитии речи и творческого воображения.

В тесном контакте велась работа по теме самообразования с родителями:

  • В рубрике «Играйте дома» родителям были предложены игры и упражнения по развитию речи и творческого воображения.
  • создали альбом «Мудрые пословицы»; книги «Загадки в картинках», «Мои сказки»; схемы к сказкам «Мои любимые сказки» др;
  • Велась консультативная работа.