Блок колодец урок. Лоскутная техника "Колодец"

  • 23.06.2020

Пэчворк является одним из типов декоративно-прикладного искусства. Зародилась эта техника несколько веков назад в Англии. Длительное время пэчворк использовался лишь бедными людьми, у которых не было возможности приобрести ткань. В наши дни лоскутное шитьё является новомодным трендом. Изделия, выполненные при помощи этой техники, выглядят стильно, и отлично дополняют жилища, выдержанные в стиле кантри или минимализм.

Техника йо-йо используется для изготовления цветков из лоскутов. Эта техника предусматривает необычное драпирование заготовок. Круглые лоскуты ткани, выполненные при помощи этого метода, могу иметь разную фактуру.

Технология йо-йо очень проста в изготовлении. Для того чтобы сделать деталь в этой технике нужно вырезать из отрезка ткани круги, проложите стежки по кромкам кружочка, и аккуратно стянуть нитки. В итоге у вас должен получиться «объёмный блинчик». Если вы делаете первые шаги в технике пэчворк вам поможет наш материал:

Для изготовления заготовок в этой технике лучше всего использовать:

  1. Хлопок.
  2. Шёлк.
  3. Органзу.

Упрощенное лоскутное шитьё: особенности и техника быстрого шитья

Лоскутное шитьё техники «уголок» является наиболее популярным. Изготовление подделок при помощи данной техники отличается простотой. Если вы ищите ускоренные техники пошива, то уголок – это то, что вам нужно.

Если вы решили сделать заготовку при помощи данной техники, выбирайте для подделок хлопок. Этот материал хорошо держи форму, и является долговечным. Вместо хлопка можно использовать лоскутки изо льна или ситца. Обзор тканей для пэчворка можно прочитать по ссылке:

Существует несколько способов складывания заготовки в уголки:

  • Квадрат ткани перегибают на 2 равные части изнаночной стороной внутрь. Затем заготовку гладят, и подворачивают уголки.
  • Техника «уголок в 4 сложения». Суть этой технологии состоит в следующем: заготовку обрезают в форме полукруга. Затем на ней чертят среднюю линию, и подворачивают к ней ткань. Такая техника быстрого шитья подойдёт, если вы работаете с ситцем.
  • Из лоскута нарезаются квадраты необходимых габаритов. Каждый из них складывается по диагонали изнаночной стороной внутрь. Получившиеся треугольники нужно ещё раз перегнуть пополам и пройтись по ним утюгом.

Лоскутная техника синель и витраж

Техника синель является одной из самых распространенных. Она предусматривает прошивание строчек от центра лоскутка к краю, вне зависимости от конфигурации заготовки.

Также техника синель предусматривается смачивание полотна в воде. Эта операция позволит получить бахрому. Тереть лоскут следует до тех пор, пока бахрома не станет равномерной по всей площади изделия.

После «стирки» деталь сушат на ровной поверхности. При помощи техники синель можно получить полотно, которое будет иметь пушистую фактуру. Данную схему пэчворка преимущественно применяют для того чтобы сделать скатерть, прихватки или другую кухонную утварь.

Витражная техника пришла к нам из Австрии. Существует несколько вариантов изготовления подделок при помощи этой техники. Если вы решили использовать витраж, выбирайте ткани с неброским рисунком.

Алгоритм изготовления заготовки при помощи этой техники следующий:

  1. Сначала нарисуйте эскиз, и пронумеруйте каждую деталь будущей композиции.
  2. Далее возьмите отрез ткани и перенесите на него рисунок при помощи кальки.
  3. Затем определитесь с цветами будущего изделия.
  4. Продублируйте ткань при помощи клеевого флизелина и прогладьте заготовку.
  5. Берём бейку и пришиваем её к самым коротким участком детали.
  6. Прогладьте деталь.
  7. Положите подкладку нужного размера, на него синтепон и заготовку. Всю конструкцию сколите булавками.
  8. Окантуйте деталь при помощи косой бейки.
  9. Произведите простежку полученного изделия.

Лоскутное шитьё: техника ляпочиха и акварель

Техника лоскутного шитья ляпочиха известна практически каждому человеку. При помощи данной технологии издавна делали коврики для прихожей. В наши дни ляпочиха преимущественно используется для создания сумок.

Самая простая технология ляпочиха предусматривает изготовление тоненьких полосок, которые нужно пришить к заготовке рядами. При этом каждый лоскуток необходимо загнуть таким образом, чтобы полученная вещь казалась пёстрой. Схемы для лоскутного шитья в разных техниках мы собрали в статье:

Если вы твёрдо уверены в своих силах, то можете совместить технику ляпочиха и плетения. Такой метод подойдёт для создания объёмных деталей, и придаст изделию особый шарм.

Акварельная техника является самой сложной. На создание детали при помощи этой схемы могут уйти годы. Однако, изделия, выполненные технике акварель, смотрятся изумительно и неординарно.

При выборе ткани для данного типа пэчворка следует учесть ряд нюансов:

  • Рисунки в области выкройки должны быть крупными, но в то же время не яркими.
  • Эскиз нужно построить таким образом, чтобы сохранить переход оттенков от более светлых к тёмным.
  • Отдавать предпочтение желательно цветочным принтам.

Лоскутное шитьё в технике колодец и пицца

Схема колодец является самой старой. Суть технологии лежит в изготовлении геометрической фигуры квадрата, который состоит из полосок (брёвен) разной длины.

Если вы хотите создать необычную деталь, возьмите хлопчатобумажную ткань разных цветов. В центр квадрата приклейте материал более светлых тонов. Также красиво будет смотреться диагональная разбивка.

Техника пицца подойдёт, если вам надо утилизировать маленькие лоскутки, которые остались после шитья. Для изготовления заготовок при помощи этой техники можно воспользоваться обрезки кроя одежды.

Лоскутное шитьё с помощью этого метода предусматривает изготовление детали из трёх слоев. Первый должен быть однотонным.

Алгоритм изготовления детали в технике пицца следующий:

  1. Сначала нужно выложить основу на горизонтальную поверхность, и выложите на неё первый слой лоскутков.
  2. Когда вы заполните всю основу лоскутками, накройте заготовку слоем органзы, и подколите булавкой.
  3. Прогладьте заготовку.
  4. Наложите ещё пару слоёв аналогичным способом.
  5. Простегните всю заготовку на швейной машинке.

Виды лоскутной техники пэчворк (видео)

Пэчворк – увлекательная техника декоративно-прикладного искусства. для данного типа рукоделия. Каждая из них является по-своему уникальной и имеет ряд особенностей. Для того чтобы шить изделия вам не понадобится программа какого-нибудь кружка или мастер-классы. Достаточно запастись терпением и необходимыми материалами.

Лоскутная техника (фото)

ОДЕЯЛО «ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ»

Размер изделия: 230 х 182 см Это одеяло выполняется очень простым и эффектным способом шитья из полос. На Западе эта техника называется «зигзаг». Для изделия подобраны ткани 12 оттенков — золотистых, зеленовато-коричневых и коричневых, напоминающих краски поздней осени. Кайма сшита из полос шириной 6,5 см.

1. Из выбранных для одеяла тканей выкроите полоски шириной 3,5 см, длиной 76,5 см. Сшейте по 12 полосок разного цвета подлинным сторонам в широкие полосы, расположив их от темных к светлым. Для одеяла понадобится 21 такая деталь.
2. Прогладьте полосы, заутюживая припуски на одну сторону. Разрежьте полосы на квадратные детали со сторонами, равными 25,5 см. У вас получится 63 квадрата-блока.

3. Разложите блоки по схеме. Сшейте их в полосы, после чего сшейте полосы в полотно.
4. Прогладьте припуски, подровняйте полотно и пришейте кайму.
5. Подготовьте одеяло к стежке и простегайте «в канавку» по зигзагообразным линиям соединения блоков.
6. Оформите изделие руликом.

ОДЕЯЛО «ОСИНЫ В ОКТЯБРЕ»

Размер изделия: 220 х 220 см На примере этого одеяла познакомимся еще с одним несложным способом изготовления блоков. Этот способ соединения полосок в блок вокруг элемента квадратной, ромбической или шестиугольной формы очень любим во всех странах мира. Такие блоки у разных народов называются по-разному: «колодец», «изба», «бревенчатый сруб».

Рассмотрим блок, в основе которого лежит квадрат. Квадрат может располагаться в центре, в углу, может быть слегка смещен от центра. Его можно разделить на два треугольника, на четыре маленьких квадратика, на четыре треугольника, на два маленьких квадратика и полоску.
На Руси мастерицы очень часто делали центральный квадрат из красной ткани, подчеркивая тем самым его значимость. Действительно, место расположения, размер центрального квадрата диктует весь дизайн изделия. Цвет квадрата может контрастировать с цветами других элементов работы, а может и сливаться с ними, что придает рисунку мягкость. Классическим приемом считается выполнение половины блока из светлых, а половины — из темных полос. Сочетание темных и светлых полос дает возможность создать множество различных орнаментов.
Чем больше оттенков ткани присутствует в блоке и чем более узкие полоски используются, тем красивее будет изделие. Узкие полоски создают красивые переливы цвета.
Подберите для одеяла темные и светлые ткани цветов золотой осени — коричневатые, оранжевые, зеленые и желто-золотистые, добавьте к ним ткани ярко-красных и бордовых тонов.

1. Из оранжевой ткани выкроите 64 квадратные детали размером 6×6 см. Из ткани каждого оттенка выкроите полоски шириной 4 см произвольной длины. Сшейте одинаковые по цвету полоски между собой по коротким сторонам в длинные полосы.
2. На лицевую сторону одной из светлых полос положите квадратную деталь лицевой стороной вниз и пристрочите. На небольшом расстоянии от первой положите вторую квадратную деталь и тоже пристрочите. Таким же образом пристрочите к светлой полосе все остальные квадратные детали. Загладьте припуски на темную сторону. Разрежьте полосу на части. Полученные детали должны иметь вид квадратов со светлой полоской с одной стороны.
3. Таким же образом пришейте получившиеся заготовки ко второй светлой полосе и разрежьте ее на части. Светлые полоски должны окаймить каждый квадрат с двух соседних сторон.
4. Пришейте к каждой получившейся детали по две темных полоски по схеме, как будто вы строите колодец или сруб. Обшейте основной квадрат темными и светлыми полосками до получения блока необходимой величины. Не забывайте проглаживать каждый шов. Всего выполните 24 блока с темной стороной, собранной из полосок бордового оттенка, и 40 блоков с темной стороной из полосок зеленого оттенка. Основные квадраты у всех блоков должны быть одинаковыми. Тщательно прогладьте готовые блоки и подровняйте их ножницами или роликовым ножом. Все блоки должны иметь равные размеры.

Совет. Не имеет значения, в какой последовательности вы обшиваете полосками основной квадрат. Главное, делайте это в одном направлении — или по часовой, или против часовой стрелки.

5. Разложите блоки по одной из представленных схем или придумайте свою.
6. Сшейте блоки в полосы, после чего сшейте полосы между собой. Аккуратно прогладьте работу, срежьте с изнанки лишние нитки.
7. Подготовьте одеяло к стежке. Выкроите подкладку по длине и ширине на 17 см больше размера лоскутного полотна (11 см — ширина каймы и 6 см — запас на стежку). Выкроите кусок синтепона того же, что и подкладка, размера. Сметайте все три слоя, а затем простегайте на машине «в канавку» по боковым сторонам темных полос.

Совет. Притачивать кайму к изделию после стежки целесообразно, если край работы неровный. В этом случае с помощью стежки вы скорректируете край, а затем каймой окончательно выровняете его.

8. Пришейте кайму. Кайма на этом одеяле состоит из трех частей — ближе к центру расположена полоска шириной 3 см. следом за ней — полоска той же ширины из другой ткани и, наконец - полоска шириной 9,5 см. Такую кайму обычно пришивают к одеялам, имеющим пеструю середину Две узкие полоски отделяют центральную часть изделия от широкой части каймы, при этом добавляя в работу дополнительный цвет. Пришейте последовательно полосы, каждый раз выверяя точность размеров работы. Слегка припарьте кайму, не нажимая на ткань утюгом, чтобы синтепон не расплавился. Снова прометайте все три слоя одеяла по срезам.
9. Оформите края одеяла руликом.

Колодец — это один из самых распространённых лоскутных блоков . И хотя я и видела на каком-то американском сайте, что схема этого блока защищена авторскими правами, я считаю это глупостью — в любой деревне найдётся лоскутное одеяло , сшитое в давние времена таким узором.



Сшить своими руками этот лоскутный блок легко, он вполне подойдёт новичкам , а «продвинутые» мастерицы смогут легко разнообразить его с помощью изменения ширины боковых полосок, игры цвета, аппликаций и т. д.

В этом мастер-классе я предлагаю Вам способ, как сшить такой лоскутный блок без выкроек .

Выкраиваем центральный квадрат и нарезаем полоски для боковых сторон. Причём не надо разрезать их, достаточно отрезать нужную ширину, а длина пусть будет такой, какую позволяет вам ткань.

Пришиваем первую полоску , совмещая одну сторону.

Отрезаем лишнее, разглаживаем.

Затем так же пришиваем вторую полоску и так же отрезаем лишнее.

Третью

… и четвертую . При этом мы полностью закрыли все четыре стороны центрального квадрата. Этот процесс можно повторять столько раз, сколько боковых полосок Вы хотите иметь в конечном блоке.

Этот метод хорош тем, что Вы не беспокоитесь о точности кроя (кроме, разумеется, ровных сторон полосок и квадрата), о том, что выкроенный кусочек может оказаться короче, чем надо — полоска длинная, Вам точно хватит.

Вот ещё один пример использования лоскутного блока Колодец .

Эта техника мне очень нравится, изделия красивые получаются, и лоскутки удобно пристраивать. :-)

Данная лоскутная техника была очень популярна в Америке и Европе, и ей уже не меньше двухсот лет. В основе ее лежит геометрическая фигура квадрата, которая составляется из полос. Полоски ткани именуются «брёвнами».

Существуют два варианта соединения «бревен» в квадрат. В обоих вариантах центральной фигурой будет лоскут в виде квадрата, а вот схема сборки полосок - «брёвен» разная.

Первый вариант сборки лоскутного Колодца

Сначала к центральному квадрату пришивают полоску - на рисунке справа.

.

Схема сшивания «Колодца» - на рисунке слева.

Начальным элементом композиции, на котором делается цветовой акцент, является квадрат. Первые две полоски пришивают к квадрату так же, как и в композиции «Елочка», соблюдая те же правила шитья. Каждую новую полоску («бревно») притачивают так, чтобы захватить предыдущий элемент. Двигаться нужно по часовой стрелке, постепенно наращивая первоначальный квадрат ярусами «бревен». По описанию может показаться сложно, на самом деле шить очень удобно, никаких вопросов или проблем не возникает.

Естественно, что цветовое решение работы может быть различным, но особенно красиво в данной схеме смотритсяцветовая растяжка: от темного квадрата к светлым полосам, что дает эффект колодца, либо от светлого квадрата к темным «бревнам» - создается эффект космической глубины. И в том, и в другом варианте яруса «бревен» пришивают, соблюдая возможную цветовую растяжку, что дает возможность достигнуть объемного восприятия композиции.

Яруса «бревен» могут быть одинаковыми по размеру, или композиция может заканчиваться ярусом из более широких полос. В принципе такую композицию можно расширять до бесконечности и сделать ее, например, во всю стену. Главное, чтобы в конце она имела цветовое логическое завершение - темный, светлый или цветной ярус (исходя их придуманного вами квадрата), собирающий всю композицию.

Иногда данный вариант выполняют с диагональной цветовой разбивкой. Центральным элементом остается квадрат, а остальную композицию выстраивают по диагонали - вся схема условно делится диагональю на две части.

Брёвна, расположенные по одну сторону диагонали, изготавливают из ткани насыщенного тона (желательно тоже в растяжке), а «бревна» по другую сторону диагонали - из более светлой ткани.

Чтобы облегчить себе работу и не запутаться в цветах и «бревнах», желательно сделать четкий цветовой эскиз. В остальном принцип сшивания «бревен» остается таким же, как и при основной схеме.

Второй вариант сборки схемы Колодец

В этом варианте в центре также доминирует квадрат, но последовательность сборки «бревен» относительно основного элемента - другая. К двум противоположным сторонам квадрата пристрачивают по одинаковой полоске («бревну»). Затем к двум другим противоположным сторонам квадрата пристрачивают «бревна», которые по длине перекрывают первые «бревна». Так завершается первый ярус композиции. В дальнейшем, соблюдая первоначальную последовательность притачивания, наращивают композицию от яруса к ярусу до нужного размера (любого).

Смещение центра и применение полос разной ширины дает оптический эффект глубины - на рисунке справа.

Одинаковые полоски пристрачивают с противоположных сторон центрального квадрата параллельно друг другу - на рисунке слева выше показано что должно получиться.

Данная композиция тяготеет к другим цветовым решениям - по парной разбивке цвета на параллельных «бревнах». Иногда делают и диагональную разбивку цветового решения, но в этом случае весь квадрат делят на четыре части двумя диагоналями и цветные «бревна» располагают попарно, относительно сторон центрального квадрата. Варианты бесконечны.

Квадрат может располагаться и совсем не в центре, а сбоку. Но принцип сборки остается тем же.

Колодец можно сшить двусторонним - для прихватки например.


Когда ничего не хочется, то ничего и не делаешь: душа покойна, тело расслаблено, ничто не тревожит, и не приходит в голову мысль, что без твоих творений мир соскучится и одичает.


Но если идея залетела в голову, то спасу нет! Возникает острое и тревожное ощущение, что во всём мироздании есть какая-то дыра, какая-то пустота, которую нужно заполнить и разукрасить. Всё уже готово, мир с его атомами подвинулся: иди и делай, заткни эту дырку, а то она начнёт засасывать дух и материю, всё задрожит и перекосится, слоны поскользнутся, и Земля со всем своим содержимым рухнет со спины черепахи в бездонный океан.

Упаси бог! Так надо спасти этот мир в одиночку, как Ной, Лилу, Корбен Даллас и супергерой с моторчиком!

Цвет. А идея о супермиссии залетает в организм по-разному. В этот раз первые толчки беспокойства появились после покупки российской перкали. А там - "персидский огурец", "индийский огурец", "турецкий огурец", "бута", "след Будды", "индийский пальмовый лист", "персидский кипарис", "турецкий боб", "пейсли". Ах!

О перкали. Любая статья о перкали начинается с упоминания того факта, что эта ткань использовалась при изготовлении крыльев для первых самолётов. Так и представляла, сострачивая стороны: лечу я на лёгком фанерном самолёте... на мне такой шлем с очками и белый шёлковый шарф... шарф развевается, развевается... озираю я горизонт и вижу крылья из перкали в персидских огурцах...

Наматрасник из перкали.

И быстренько задумалось-придумалось лоскутное одеяло с изнанкой из этой ткани. Хочется задержаться в полёте.

Блоки. О! У каждой лоскутницы свои предпочтения! От одних узоров воротит, к другим душа амбивалентно-фиолетова, а другие нравятся и любятся.

Есть чудесный и простой блок "Колодец" ("Log Cabin") из прямоугольников, дошедший до нас из каких-то глубин языческой истории. В нём четыре стороны, движение по кругу за солнцем или против солнца и "земная ось", вокруг которой затеяно это движение. Что там зашифровано - всем понятно и никому непонятно. Если почитать антропологов и культурологов (где им только мозги форматируют?), то они в любой закорючке на древнем горшке увидят человека, Марс с Венерой и космический календарь. Но что-то в этом есть. Неслучайно и русские, которые называют блок "Колодцем", и иные, для кого это "Избушка", интуитивно выделяют центральный квадрат красным цветом: там центр движения, горнило, пуп земли, центр спирали, сгусток первоэнергии, какая-то горячая и таинственная хреновина.

И вот тут-то - здрасьте! Давно этот блок шила и никогда не задумывалась над тем, в какой очерёдности сшивать полоски. А ещё важно вычислить количество полосок для блока нужного размера. А ещё нужно придумать мозаику из блоков, чтобы нутро признало её "своей", а не чужой, и появились силы сшить все эти квадратные лоскутные метры.

Прекрасный ролик: мультики под "Вальс цветов" П. И. Чайковского.

После долгих размышлений и бесконечного рисования черновиков (с полосками одинаковой ширины, с полосками разной ширины, с очерёдностью "светлый-светлый-тёмный-тёмный", "тёмный-светлый-светлый-тёмный" и т. д.) в качестве основы одеялочного рисунка был выбран вот этот простой блок, из которого можно сложить звезду из ролика.

Начинать со светлой полоски, заканчивать тёмной полоской.
Алгоритм "светлый-светлый-тёмный-тёмный" ("Ночной дозор" какой-то!).

С каждой стороны по три полоски. Ширина полосок одинаковая.

Размер блока - маленький.

Детали блока "Колодец" мастера соединяют по-разному:

а) выкраивают точные выкройки всех полосок;

б) последовательно пришивают длинные полосы, которые отрезают, и затем проглаживают блок с каждой новой деталью и подравнивают его на резиновом мате;

в) накладывают детали на подложку (бумага, неклеевой флизелин, ткань и проч.) и пришивают их по имеющейся или заранее нанесённой разметке.

Ткань в четвертушках. Её мало. И её жалко.

(Ах, как придумали: продавать ткань пипетками!

И возникает ощущение, что это нечто бесценное!).

Самый экономный способ шитья и кроя: по готовым выкройкам.

Точные выкройки всех деталей с припусками в 0, 7 см.

Для простоты можно выкраивать детали с 5 мм после запятой:

не 3, 4 см, а 3, 5 см и т. д.

Матрица-формула (нужна, если шить без подложки с разметкой). Получается такая длина деталей при ширине полосы 3, 5 см:

центральный квадрат 3, 5 см

1-й светлый цвет - 3, 5 см и 5, 5 см

2-й светлый цвет - 7, 5 см и 9, 5 см

3-й светлый цвет - 11, 5 см и 13, 5 см

1-й тёмный цвет - 5, 5 см и 7, 5 см

2-й тёмный цвет - 9, 5 см и 11, 5 см

3-й тёмный цвет 13, 5 см и 15, 5 см.

Если идентичных блоков нужно, например, 8 штук, то все данные следует умножить на 8. И вырезать, бубня: "1-й тёмный цвет, полоска длиной 5, 5 см - 8 штук; полоска длиной 7, 5 см - 8 штук..." . Всё равно путаешься, но не фатально. Можно простить себе эти ошибки, если в общей сложности нужно выкроить 1 820 деталей.

Зачем все эти выкройки и циферки? Да потому что я всю голову сломала! Целую неделю потом думать не могла, жила на автопилоте. Слава богу, за жизнь накопились рефлексы, с помощью которых можно сохранить себя в живой ткани общественных связей: здравствуйте! на завтрак яичница! как дела? новости слышали? аспирин и супрастин, пожалуйста! Ларисочка Иванна, вы прекрасно выглядите! с Ленинградки на 1-ю Аэропортовскую! в 7.30, 14.40 и 21.20! белое и цветное вместе не стирать! здесь одностороннее, куда ты прёшь? да пошёл ты, козёл! отлезь, гнида! Москвошвея, пивная, ещё парочку, ещё парочку!

Рисунок, мозаика из идентичных блоков. Ни один из рисунков, представленных в журналах и интернете, не нравится. Наверное, это даёт о себе знать желание самовыразиться и запечатлеться в пространстве во всей своей яркой и неповторимой индивидуальности. Понятное желание.

Схема одеяла. Геометрия.
Каждый цвет карандаша -
свой набор из 3-х (для светлого угла) или 4-х (для тёмного угла) тканей.
13 наборов "тёмный-светлый" и 3 варианта блоков без углов.
Хотя при шитье, конечно, возникнут вариации.
Эта схема - как военная карта;
а что получится на самом деле и кто победит - никому не известно.

Шитьё собственно. Первые 10 блоков шьются в состоянии упоения: творчеством, гордостью, красотой, гармонией, точностью, а также обнаруженной походя и непринуждённо ещё одной прекрасной стороной своей личности (я могу сшивать полоски!). Но потом! Потом темнеет в глазах, начинают дрожать руки, и роятся вокруг головы психи, психи, психи, психи...

Не помню, сколько времени ушло на изготовление 140-а блоков. Забыла. Помню только, что бегала от стола к машинке и всё время что-то считала: количество блоков одной расцветки, длину полосок, площадь оставшейся ткани...

Да, ткани не хватало ни на что! И пихала я ту или иную ткань в блок в полуобморочном состоянии. (Человечество знает много способов введения человека в состояние транса: пожевать лист лавра, поголодать, подышать какими-нибудь парами из какой-нибудь расщелины, проговорить или пропеть что-нибудь ритмичное и желательно бессмысленное, посмотреть на мигающие огоньки, применить внутрь этиловый спирт или продукты естественного брожения, послушать электрогитары с ударными в закрытом помещении, посидеть с ребёнком два года дома и проч. К этому списку нужно добавить лоскутное шитьё. Эффект тот же! Сознание расширяется, расширяется, и через два дня можно ждать от себя пророчеств и просветлений. Можно, как Пифия, принимать посетителей и советовать: "Иди на вон тот город! Вон ту страну завоюй! Думай на чёрного или на рябого!").

140 блоков.

Борьба с тканью. Доведение блоков до кондиции. А когда гладить-то? Можно и сейчас. (При разных способах соединения деталей в блок "Колодец", о которых говорилось выше, утюг появляется в разное время).

На тряпку для глажки лоскутных деталей (а она есть, потому что надоело менять чехлы для гладильной доски) можно нанести разметку. Зачем? "Колодцы" стянуты по диагоналям - там, где многочисленные углы, - а в средней части четырёх сторон стремятся изобразить дугу, выгнувшись наружу.

Это - физика, и никакого отношения к мастерству швеи эти выкрутасы лоскутных блоков не имеют: там, где много швов, будут держаться, а там, где мало - будут "гулять" туда-сюда. А нам этого "туда-сюда" не надо, у нас тоталитаризм!

Разметка на тряпке.

Положив блок на разметку, можно вписать внешнюю линию в квадрат. Как? Водить кончиком утюга снаружи внутрь с каждой стороны, гоня волну к центру. Внешние срезы станут прямыми, а лишние миллиметры спрячутся " накатом" в швах.
Стандартизацию блоков можно завершить, выравнивая мелкие огрехи на резиновом мате.
От частного - к общему. От блоков - к полотну. Сборка.

Вот он и настал - момент истины. Что же такое вышло? А? А? А?

Поехали!

Звезда!

Сейчас проклюнется "Голландская роза"
(в ролике она названа иначе, буквально - "Плотницкая звезда"; возможно, это намёк на Иосифа и игра слов; короче, не знаю, как перевести).

Вот она!

(Фотографии, кстати, помогают устранить огрехи.

Сложилось! И солнце встало, символизируя восторг момента.

Если присмотреться, то видно, что окончательный вариант сборки существенно отличается от эскиза. Это жизнь! И, зная эту особенность жизни и судьбы - дарить неожиданности, разбивать мечты и ломать стройные планы, - можно примириться с тем фактом, что одеяло укоротилось на 2 ряда.

Лишние блоки, не "сцепившиеся" с остальным рисунком.

Соединяя блоки, пришлось кое-где перезаложить припуски, чтобы получилась "ступенька" из двух разнонаправленных припусков. Эта "ступенька" - великое правило лоскутное шитья. У китайцев - дао, у лоскутниц - "ступенька". Нужно потеребить место соединения, вставляя выпуклую сторону (где припуск сверху) в углубление (где припуск снизу).

"Ступенька" - разложенные припуски

при соединении деталей со встречными швами.

Потом, конечно, нужно всё прогладить, особое внимание уделяя этим самым перезаложенным припускам. И станет видно, что все уголки сошлись. Можно смахнуть крошки с груди и расчистить место под медаль.

Кайма. И что же делать дальше? Нужна кайма или не нужна? Лучше с ней или без неё? Делать или не делать? А ткани не хватает, и как же? Быть иль не быть - вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?

Покончить! Пусть всё-таки будет.

Выкроилась каёмка шириной 10 см (на большее ткани просто не хватает) + тёмная рамочка.

Кайму лучше кроить по долевой.

Уголок.

Соединение трёх слоёв: оборотной стороны, наполнителя и лицевого лоскутного полотна.

Как можно воспеть процесс, когда нужно принять позу "на коленях" или "скрючившись"? Можно поискать рифму к слову "скрючились" и удивиться тому, как язык всё гармонично и кругло отражает: соскучились, мучились, измучились, перемучились, домучились, улетучились, навьючились, перевьючились, нахлобучились, вспучились, вздрючили, канючили, отчубучили, наскучили и, наконец, замундштучились и размундштучились. Всё так и есть, все слова описывают раскладку полуфабриката одеяла на полу и состояние раскладывающего.

Соединение трёх слоёв булавками.

Синтепон дёшев, и в этом его преимущество.

Но фирма "Гамма" не устаёт удивлять: кто у них там режет полотно?