Гендерное различие между мужчиной и женщиной. Половые и гендерные различия

  • 23.06.2020

С различиями мужчин и женщин человек сталкивается ежедневно, они очевидны для обыденного сознания. Однако психология гендерных различий определяет их как сложнодетерминированные явления, где обусловленность именно влиянием гендера трудно определима и доказуема.

История психологии гендерных различий (или психологии сравнения мужчин и женщин) отражает эволюцию представлений о поле в гуманитарных науках и психологии. Эти представления однозначно связывают психические различия полов с биологическими или социальными детерминантами.

Для сторонников биологической детерминации половая дифференциация - универсальный биологический процесс, его исходная точка - биологический половой диморфизм, который дополняется и надстраивается системой психических различий и проявляется в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, способностях, интересах, поведенческих проявлениях мужчин и женщин . Аргументация в данном подходе сосредоточивается вокруг анатомических, морфологических, физиологических признаков: гормональных различий, развитости полушарий головного мозга, размеров тела, мышечной массы и т.д.

В одной из первых в этом роде - метаболической концепции Альфреда Фулье (1838-1912) психологические различия связываются с обменными процессами в организмах мужчины и женщины. В организме женщины более интенсивно протекают анаболические процессы, включающие ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии и формирующие картину их поведения, выражающуюся к стремлению к покою, накоплению сил. Катаболические процессы, больше связанные с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии, более развитые у мужчин, определяют картину мужского поведения и объясняют их интенсивные мышечные и интеллектуальные затраты. Выводимые из обменных процессов высокоразвитые реакции возбуждения у мужчин и торможения у женщин обусловливают дальнейшие гендерные различия.

Факты различий Фулье рассматривал на допсихическом (клеточном, эмбриональном, морфологическом, физиологическом) и психическом (особенности поведения животных, различия темпераментов, эмоциональность, любовь и материнство, умственные способности, восприятие, память и обучение, психические патологии) уровнях.

Современная теория Д. Бровермана и соавторов доказывает, что различия стимулированы гормонами - эстрогенами и андрогенами. Авторы показывают, что у женщин лучше развиты способности к решению задач, определяемых в терминах скорости и точности их выполнения, у мужчин - способности решать задачи, определяемые в понятиях «озарения». Эти различия, по мнению авторов, являются психофизиологическими, а не социальными, поскольку даже подтверждаются исследованиями животных.

На влияние андрогенов на мозговые структуры указывает нейроандро- генетический подход. Влияние половых гормонов заключается в их феминизирующей или маскулинизирующей функции, контролирующей, в свою очередь, особенности поведения. При подобном объяснении андрогениза- ция задает программу мужского поведения, признаками которого являются: 1) наступательное эротическое поведение; 2) агрессивное поведение; 3) пространственная ориентация; 4) территориальное поведение; 5) выносливость болевых ощущений; 6) медленное усвоение оборонительных условных рефлексов; 7) слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу; 8) настойчивость при выполнении задания без подкрепления; 9) слабая связь с ближайшими родственниками; 10) групповое поведение; 11) поисковая активность; 12) «хищническое» поведение, связанное с охотой.

О позитивной функции дифференциации полов высказывались сторонники теории функционализма (Т. Парсонс, Р. Белз), определяющие различия из природы выполняемых гендерных ролей. Способность женщины к деторождению и уходу за детьми определяет ее экспрессивную роль, тогда как мужчина становится ее инструментальным партнером: радикально изменить данную дифференциацию невозможно.

Одной их самых влиятельных теорий различий является психоаналитическая концепция, объявившая половой инстинкт движущей силой развития психики (3. Фрейд, К. Г. Юпг, А. Адлер, К. Хорни и др.). Психоаналитики основную роль в половой дифференциации приписывают биологическим факторам, подчеркивая значение эмоций и возможностей подражания взрослым, а основным механизмом различий считают процесс идентификации ребенка с родителями в ситуации семейных взаимоотношений.

В традиционном психоанализе мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны по своим качествам, и личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда следует предназначенным моделям. Моделью типично мужского поведения являются проявления агрессивности, активности, стремления к достижению цели, рациональность, решительность, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны пассивность, зависимость, высокая эмоциональность, слабость социальных интересов, нерешительность, конформность, неспособность к логическому мышлению и творчеству, отсутствие стремления к достижениям и чувства справедливости, предрасположенность к зависти.

Идеализация традиционных гендерных ролей, положение о трагичности для развития личности отклонений от стандартов маскулинности и фемининности впоследствии подверглись критике и пересмотру. В частности, исследования Е. Маккоби и К. Джеклип показали, что высокая фемининность женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью, пониженным самоуважением, высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины обладают худшими адаптационными возможностями. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями . Дж. Сток- кард и М. Джонсон утверждали, что психоаналитические стандарты не могут являться идеальными моделями для современных мужчин и женщин, так как традиционное понимание женственности делает девушку плохой матерью - беспомощной, зависимой, пассивной .

Необходимость четкого различения собственно половых различий и гендерных, лежащих в основе полоролевого поведения, легла в основу концепций, рассматривающих различия через призму социально-культурной детерминированности. Теории социального подхода рассматривают пол в терминах социальных категорий и конструкций.

С точки зрения неомарксистов, неравенства гендерных ролей и особенностей поведения полов коренятся в классовой структуре общества, исключающего свободу поведения и выбора роли. Исследования антропологов доказывают, что распределение трудовой деятельности и тип поведения человека не дифференцированы биологически. Социальные роли определяют способ производства, свойственный данному обществу, и общественные отношения людей. В частности, в работах X. Хартман рассматриваются сложные связи между капитализмом, патриархатом и экономической структурой общества.

На подкрепления гендерного поведения из внешней среды обращает внимание теория социального научения (А. Бандура, Р. Уолтерс). Главный принцип научения - дифференциация поведения посредством наблюдения, вознаграждения за соответствующее полу поведение, наказания за несоответствующее поведение. Данная теория подчеркивает влияние агентов социализации, микросреды и социальных норм на внешнее половое поведение ребенка.

Решающее значение механизмам подкрепления придает теория половой типизации. Девочки и мальчики получают положительное подкрепление за соответствующее полу феминное или маскулинное поведение: индивид «учится различать образцы поведения, дифференцируемые по полу, затем обобщать этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила» (У. Мишел).

Сходные конкретные описания типичного для мальчиков и девочек поведения приводят сторонники теории когнитивного развития. Они рассматривают различия и полоролевые особенности поведения как следствие усвоения когнитивных структур, переработки познавательной информации об особенностях гендерного поведения и необратимости гендерной принадлежности (Л. Колберг, С. Томпсон). Наличие ранних гендерных различий объясняется не биологическими инстинктами и не произвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью и проявлениями его самокатегоризации (причислением ребенком себя к определенному полу). Гендерные различия здесь формируются по мере овладения ребенком информацией о мире и своем месте в нем, в процессе обучения и усвоения моральных норм, а механизмом процесса гендерного самоопределения является потребность сохранять устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности .

Обширная экспериментальная база исследований гендерных различий свидетельствует о том, что доказательств фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин недостаточно, чтобы обосновать традиционное неравенство социальных ролей, существующее в обществе (У. Маккоби, В. Джэклин). Изучение анатомофизиологических параметров (хромосомный набор, баланс мужских и женских гормонов и др.) и фактор приписывания себя индивидом к тому или иному полу показали прямую корреляцию между ними, однако даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим является фактор отнесения себя к тому или иному полу (Д. Мани,

А. Эрхард). Исследования С. Бем показали, что вопреки сложившимся взглядам на полотипичные характеристики, на адаптацию индивидов влияет андрогинность, наличие черт обоих полов .

Гендерные исследования в России, так же, как и на Западе, до середины 1990-х гг. позиционировались как область психологии пола. Б. Г. Ананьев отмечал, что главными, наиболее фундаментальными различиями в психической деятельности людей являются различия, обусловленные возрастом и полом. Половой диморфизм - анатомические различия между представителями одного и того же биологического вида - определяет в психике человека основные детерминанты индивидуальных различий, специфику межличностного взаимодействия, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакций, отношение к себе и другим, мотивацию, ролевое поведение и т.д.

Теория полового диморфизма, объясняющая механизм эволюционного процесса, была сформулирована отечественным ученым В. А. Геодакяном в 1960-х гг., и продолжает разрабатываться в настоящее время. Согласно этой теории дифференциация поведения мужских и женских особей эво- люционно целесообразна, генетически закреплена в соответствующей психофизической организации: в формировании генетического фонда популяции женскому полу принадлежит в большей мере выражение тенденции наследственности, а мужскому - изменчивости, что является выгодной для вида формой информационного контакта со средой .

Женский пол рассматривается как стабильное ядро популяции, мужской пол является его «мобильной» оболочкой, новая информация из среды попадает сначала в мужскую подсистему, где эскизно проверяются происходящие изменения. Если внешние условия обладают достаточной силой и эволюционной целесообразностью, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Эволюция любого признака у мужского пола начинается и заканчивается раньше, чем у женского пола, т.е. новый признак в филогенезе появляется сначала у мужского пола, потом через много поколений передается женскому полу. Согласно генетике пола мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины - консервативных. Величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений .

Положениями этой теории можно объяснить многие факты большей уязвимости мужского пола, чем женского. Статистические данные свидетельствуют: из 100 родившихся девочек и 107 мальчиков до 30 лет доживают те же 100 девочек и 95 мальчиков. Женщины имеют большую (на 8-10 лет) продолжительность жизни, меньше страдают наследственными болезнями. Мужчины в 4,5 раза чаще умирают от инфекционных болезней, в 5 раз чаще - от травм и отравлений, гораздо чаще от злокачественных образований.

Разброс врожденных признаков и вариантов развития у мужчин также значительно больше, чем у женщин. У мужчин больше полезных и вредных генетических отклонений. Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислалией, задержкой психического развития также значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов, группы для детей с особыми потребностями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Среди мальчиков больше как умственно отсталых, так и одаренных.

Теория В. А. Геодакяна не противопоставляет мужское и женское начала как «лучшее и худшее», а наоборот, подчеркивает взаимодополняемость в их отношениях, необходимость взаимодействия. Продолжая эту идею,

В. П. Багрунов установил, что видовая и индивидуальная изменчивость психологических функций является существенным фактором полового диморфизма. Так, видовая изменчивость сенсомоторных и интеллектуальных функций выше у мужчин, а индивидуальная - у женщин. У мужчин чаще наблюдается высокая дисперсия показателей этих функций. Мужчины обладают большей способностью к решению новых задач, однако женщины достигают более высоких результатов при стереотипизации данных видов деятельности. Все это свидетельствует о том, что мужчинам присуща большая видовая изменчивость, которая создает предпосылки для появления новых форм поведения; женщинам свойственна большая видовая ригидность, которая определяет сохранность генофонда популяции. Однако на уровне индивидуальности сенсомоторные и интеллектуальные функции мужчин ригидны, что способствует передаче полезной информации в генофонд, а для женщин характерна индивидуальная изменчивость, обеспечивающая более надежную адаптацию в среде.

Данные выводы демонстрируют невозможность прямого обоснования психических качеств мужчин и женщин их анатомо-физиологическими особенностями, более того - не позволяют сводить закономерности и механизмы развития гендерных особенностей лишь к биологическим или социальным детерминантам. Половая дихотомия проявляется на всех уровнях психической организации человека, т.е. гендерные различия являются биосоциальной проблемой.

Различия формируются на эмбриональной стадии развития и являются основой для половой идентификации. К гендерным различиям относят различия в субъективных установках, нормах, ценностях, интересах, социальных ролях, которые приобретаются и проявляются в процессе социализации у мальчиков и девочек. По степени выраженности абсолютных различий между полами нет; внутри каждого пола существуют существенные различия по всем анатомическим, физиологическим, психологическим и социально-психологическим признакам.

В современной гендерной психологии активно развивается направление комплексного, системного исследования психологии гендерных различий (мульти- и полидисциплинарного), предполагающее единство изучения биологических, социальных и психологических факторов (И. В. Грошев, Л. Н. Ожигова, А. А. Чекалина). «Половые различия представляют одну из наиболее интегративных систем, охватывающих все уровни активности человека (от спонтанной невербально-двигательной активности до сложных социальных видов поведения и деятельности), они выступают как фактор целостности и как одна из базальных составляющих природных оснований потенциалов субъекта деятельности» .

Возвращаясь к осмыслению различий с точки зрения гендерного подхода, различающего понятия пола и гендера, рассмотрим накопленные в науке эмпирические факты и закономерности.

1. Психофизиологические различия. Исследования определенных характеристик гендерных различий выявили у юношей более высокую скорость простой зрительной, а также сложной слуховой сенсомоторных реакций. Отличие сложной от простой сенсомоторной реакции заключается в усложнении процесса переработки информации, процессов распознавания сигнала и пространственной координации (Е. Н. Якунина и др.).

Время простой сенсомоторной реакции характеризует быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, максимальную частоту генерации нервных импульсов, что является критерием возбудимости центральной нервной системы. Сложные сенсомоторные реакции характеризуют скорость протекания возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способность к дифференцированному торможению и точности выполняемой работы . Скорость двигательной реакции на сенсомоторные стимулы у юношей выше, чем у девушек (Д. 3. Шиб- кова), точность реакции на движущийся объект зависит от силы нервной системы и функциональной подвижности нервных процессов. Преимущества в скоростных характеристиках сопровождаются большим количеством ошибок при дифферепцировке зрительных стимулов (А. В. Зайцев).

На различия в психомоторной сфере указывают и другие исследования. Юноши и девушки существенно отличаются по каждому из отдельных свойств нейродинамики: силе, подвижности, лабильности (Л. Д. Мош- кина). В целом женщины менее реактивны, возбудимы и лабильны, мужчины обладают несколько большей чувствительностью, реактивностью в ответ на слабые звуковые сигналы (Б. Г. Ананьев).

Исследования структуры и свойств темперамента утверждают идеи значительных гендерных отличий по свойствам активности, эмоциональности, приспособительных функций (Д. Карсон, Т. Мак-Нил, И. Персон-Блсноу,

С. Ашади). В ряде исследований обнаружены различия лишь в свойствах эмоциональности у женщин (И. Гудейр) или их тотальное отсутствие (Р. Герин, А. Готфрид, К. Кинан, Р. Шоу). Часть исследований обращают внимание на отсутствие гендерных различий в структуре темперамента в детстве и их наличие во взрослом возрасте (А. Сэнсон).

В исследованиях В. М. Русалова были установлены объективные различия по показателям предметной пластичности, предметной эргичности и индивидуального темпа, более выраженных у мужчин; показатели шкал эмоциональности, социальной пластичности более выражены у женщин. Не выявлены гендерные различия по шкалам социальной эргичности и социального темпа. Однако в исследованиях этого ученого наблюдается отсутствие четко выраженных различий в структуре темперамента, что косвенно подтверждает влияние социальных условий, научения, оказывающих влияние на развитие психодинамических свойств.

Различия в психофизиологической сфере обнаружили преимущества девушек при выполнении мелких движений и операций, точность и четкость дифференцировки мышечного напряжения малой силы, проявляющиеся в юношеском возрасте. В исследованиях Б. Г. Ананьева обнаружено более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек, что свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями мозга девочек. Однако в динамике рабочего дня у девушек проявляются признаки большего утомления (Н. В. Макаренко). Юноши превосходят но интеграции скорости и точности психомоторики, лучше решают сенсомоторные задачи, но уступают девушкам в проявлении тренировочного эффекта и в решении стереотипных задач (В. И. Багрунов).

Исследования Л. А. Головей обнаружили гендерные различия в психомоторных показателях, тесно связанных с энергетическими функциями организма (сила, тремор, мышечный тонус), а также в показателях, отражающих временную организацию движений (ходьбы). В показателях скорости и точности выполнения графических движений гендерных различий не выявлено.

Как у девушек, так и у юношей имеет свои особенности саморегуляция различных функциональных систем (Д. В. Бердников, В. В. Плотников, Л. В. Конева), например точность и стабильность оценки длительности тона и пространственно-временных параметров тест-объекта, чувствительность к дополнительной информации в этом процессе, пластичность и обучаемость.

Результаты сравнительных исследований гендерных различий психофизиологических функций нельзя считать достаточно репрезентативными вследствие, во-первых, ограниченности выборки, во-вторых, невозможности их обобщения, поскольку они посвящены различным проявлениям (например, моторное поведение, доступное внешнему наблюдению, решение экспериментальных моторных задач, графические движения, техника рабочих движений, тремор, психомоторные реакции и др.) и различным характеристикам. Логично также предположить, что нервная система мужчин и женщин специализировалась в процессе приспособления к определенным жизненным условиям в ходе эволюционного развития.

2. Психологический уровень различий. Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований гендерных различий по психологическим характеристикам. Мужчины обладают преимуществом в зрительно-пространственном и математическом мышлении, женщины успешнее в вербальной и интуитивной обработке информации (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов).

Гендерные исследования интеллектуального развития сравнивают показатели мнемических процессов: у юношей более развита пространственная память; у девушек преобладает легкость запоминания вербального материала .

Различаются уровни развития образного мышления в период зрелости: у мужчин оно имеет более высокий уровень развития и коррелирует с памятью, вниманием, настроением, у женщин образное мышление развито слабее и взаимодействует с эмоциональной сферой и вниманием (Н. М. Пейсахов).

Гендерные различия проявляются в качественных характеристиках интеллектуальной деятельности. Общий интеллект юношей имеет четко выраженную структуру с доминированием невербального компонента, в отличие от более слабо интегрированного интеллекта у девушек. Основные различия в юношеском возрасте лежат в эффективности мыслительных процессов, образующихся за счет показателей индуктивного мышления (И. О. Чораян).

Мужчины характеризуются поленезависимостью, т.е. чаще демонстрируют независимое от поля поведение, что проявляется в преимущественной ориентации на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. Полезависимость женщин положительно коррелирует с успешностью в социальном взаимодействии (Дж. Леви, У. Хеллер).

Исследования типов поиска и принятия решений обнаруживают, что у мужчин чаще встречаются импульсивные решения и решения с риском, у женщин - осторожные и уравновешенные решения (Б. Г. Ананьев).

Девушки превосходят по избирательности, устойчивости и объему внимания. Юноши лучше решают сенсомоторные и интеллектуальные задачи, однако при определенной тренировке происходит сглаживание различий. В части работ исследователи приходят к выводам о преобладании параметров математического и абстрактного мышления у юношей.

В условиях интеллектуальной нагрузки выявляются особенности сдвигов успешности волевого усилия, свидетельствующие о более быстрых восстановительных процессах в ситуации стресса у женщин, успешность волевого усилия в целом у мужчин по сравнению с женщинами.

3. Данные о личностных и социально-психологических различиях в психических проявлениях девушек и юношей достаточно противоречивы. В список гендерных различий вносят различия в парциальных интеллектуальных способностях, различия в сфере эмоций и мотиваций, многообразие характерологических и личностных проявлений.

В исследованиях эмоциональных процессов у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций (И. Н. Андреева, Ш. Берн, Г. Орме). Женщины лучше распознают экспрессивную информацию. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Общий уровень эмоционального интеллекта у девушек связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей - в большей мере с качеством межличностных связей (И. Н. Андреева).

Сравнение женщин и мужчин обнаруживает различия в некоторых личностных показателях (в самоутверждении, способности отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (в стрессоустойчиво- сти, контроле импульсивности) и адаптируемости (в определении правдоподобности, процессе решения проблем). Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин - социальная ориентация. Различается и социальное поведение женщин и мужчин. Мужчины демонстрируют большие агрессию и склонность к конкурентным формам социального взаимодействия. Женщины расположены к иросоциальному поведению .

В исследованиях Э. Маккоби, К. Джеклин, С. Е. Кросс, Л. Мэдсон и др. установлена большая открытая физическая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами. Женщины чаще используют скрытую вербальную и косвенную агрессию. Специфика проявлений агрессивности выражается в значительно более выраженной инструментальное™ юношей, их большей склонности к физической агрессии и меньшей рефлексивности. Агрессивное поведение девушек скорее произвольно и инструментально, у юношей оно носит экстернальный характер (Т. В. Нечипуренко).

В становлении характера подростков и юношества существуют различия, которые проявляются в интеллектуально-познавательной, эмо- ционалыю-волевой и коммуникативной сферах, а также в особенностях становления их гендерной идентичности (А. Ф. Филатова). Системообразующими чертами в характере для современных мальчиков-подростков являются доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностей; для девочек - поведенческая активность, социальная адаптированное™ и выраженность ценностей.

Волевые черты характера, ответственные за саморегуляцию поведения, также отражают гендерную специфику. Сознательная регуляция включает в себя ряд обязательных условий: преодоление встретившихся на пути препятствий, высокую степень мотивации на завершение действия, уверенность в выборе основного мотива, нахождение смысла выполнения действия, позитивные эмоции, грамотный отбор способов достижения целей. Гендерные различия выявлены в проявлениях настойчивости, рискованности, самоконтроля (Н. Г. Макарова).

Особый интерес вызывает проблематика различий в акцентуациях характера. Феминный тип (у обоих иолов) чаще демонстрирует эмогив- ную акцентуацию (что интерпретируется как «женоподобное»), маскулинный - застревающий тип акцентуаций (характеризуется как стремление добиваться высоких результатов). М. К. Омарова на внушительном экспериментальном материале выявила, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эиилептоидный и гинертимиый тины акцентуации характера, а у девушек - лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково.

Различаются особенности социальной перцепции, в частности в восприятии женщинами и мужчинами лжи, неправды и обмана (В. В. Знаков,

О. В. Барсукова), восприятии рекламы (И. В. Грошев), власти и влияния (И. В. Грошев), восприятии лицевой экспрессии (А. М. Белобородов), внешнего облика, стиля одежды и прически (М. В. Буракова, В. А. Лабун- ская), отношения к успеху (Г. В. Турецкая) и др. Е. П. Ильин приводит данные о различиях в жизнестойкости, аномалиях развития и заболеваемости мужчин и женщин .

Перечень различий обширен и разнообразен, рассмотреть все показатели гендерной специфики нс представляется возможным. Исследователи обращают внимание на их динамичность, социальную и культурную обусловленность, зависимость от характера и содержания деятельности личности. Многие из существующих различий в чертах личности людей разного пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий . Результатом дифференциальной гендерной социализации является развитие гендерных самосознания и идентичности, присвоение гендерных стереотипов, особенностей поведения и общения. Роль культурных и социальных факторов исключительно велика.

Сложность обнаружения гендерной специфики обусловлена не только многогранностью задач, которые решают женщины и мужчины, вариативностью их поведения, которое позволяет или не позволяет обнаруживать различия, но и условиями проведения психологического анализа (гендер экспериментатора, его стереотипы), значимостью технологий обучения. Адекватное, с опорой на дифференциацию возможностей, обучение существенно изменяет сопоставительные результаты. И. С. Клёцина приводит пример сравнительного анализа результатов тестирования пространственных отношений американских школьников старших классов, который показал, что за последние двадцать лет пространственные способности девушек существенно выросли в условиях специализированного гендерноориентированного обучения.

Итак, обобщая результаты изучения психологических различий мужчин и женщин, можно констатировать следующее.

Активное изучение гендерных различий показало, с одной стороны, их устойчивость, с другой - тенденцию к сглаживанию . Перечисленные различия между представителями мужского и женского пола составляют не более 10%, в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок совпадают.

Пол играет огромную роль в жизни каждого человека, определяя темп и событийную насыщенность социальной деятельности индивида, его быстроту реакции и степень адаптивности к социальным трансформациям. Ученые констатируют, что формирование морфологических и функциональных различий мужского и женского мозга определяется воздействием половых гормонов, начиная с пренатального периода и на протяжении всех периодов жизни. Это опосредует формирование психологических различий. Гендерные различия обеспечивают целостность механизма психической регуляции поведения и деятельности личности на гормонально- хромосомном уровне, в межполушариой асимметрии мозга, двигательных характеристиках, психофизиологических свойствах и темпераментальных особенностях (И. В. Грошев). Полоролевые диморфизм и дифференциация обусловливают особенности развития личностных качеств.

См.: Maccoby Е. E.Jacklin С. N. The Psychology of sex differences. Standford, Calif., 1974.

  • См.: Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.
  • См.: Кочарян А. С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинности/фсми-нинности в норме и патологии. Харьков: Основа, 1996.
  • Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; Изд-во КДУ, 2012. С. 65.
  • Для тех, кто не связан глубоко с психологией хотелось бы сначала расшифровать термин гендер. Он обозначает прежде всего психологический пол человека и относится к поведению, которое считается общепринятым в контексте данного общества или культуры для мужчин, либо для женщин.

    Это может быть как связано, так и не связано с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует.
    Если рассматривать отношения в мужском обществе, то очевидно, что они представляют собой вертикальную, иерархическую структуру. Поэтому то, что важнее находится выше и является более ценным. Ярко это проявляется в армейской иерархии, в построении карьеры на гражданской службе, борьба идет за то кто главнее, кто круче. Чем выше мужчина находится на лестнице иерархии, чем большими ресурсами располагает, тем лучше может обеспечить семью. Что, как было отмечено выше, соответствует главным гендерным стереотипам и повышает его самооценку как в собственных глазах, так в социуме. Иерархия может быть и по уровню мастерства, она может быть ситуативной, например, на работе главный - это начальник, а на отдыхе главнее становиться человек с опытом туризма. В мужской иерархии идет бой за первенство. Уже в детстве это проявляется в том, что мальчики строят домик из кубиков кто выше, (девочки чаще в ширь), взрослые мужчины строят высотки.

    Для женщин характерна горизонтальная структура, которая измеряется расстоянием. Расстоянием измеряется и степень близости, те, кто важнее находятся близко. Близость женщина воспринимает буквально: если человек близок, он должен быть реально рядом. Женщины, как правило, общаются между собой на равных. В связи с горизонтальной структурой восприятия для женщин характерна борьба за территорию. (Вдвоем с мужчиной они покрывают весь объем.) (Ю.Зотова).

    Гендерные различия зачастую препятствуют взаимопониманию.
    Так мужчины проецируют на женщин свое мироощущение, которое не имеет к ним отношения. На их взгляд она хочет с ним конкурировать, хотя женщина в этой плоскости не живет. Если женщина хочет приблизиться – мужчина думает, что она его подавляет, хочет руководить, т. к. он ориентируется на вертикаль, кто круче. Отсюда возникает не понимание и конфликты.
    Так как мужчина настроен на вертикаль, он имеет четкие границы, женщина же распространена в пространстве, ее границы для нее самой не определены. Она ведет сложные игры по поводу границ.
    Гендерные различия проявляются еще и в том, что у мужчин (если рассматривать в общем, так как из всех правил есть исключения) самооценка в два раза выше, чем у женщин. Мужчины внешне больше принимают себя, чем женщины.

    Ю. Зотова объясняет это тем, что если у женщины рождается девочка, то она ей несет посыл, что она, такая как я, ничего особенного. Мать как первое зеркало для женщины: «я ничего особенного не представляю». Поэтому женщины используют косметику. У женщины есть дырка в самооценке. Когда женщина рожает мальчика, у нее возникает ощущение, что она родила нечто не похожее на себя.

    Возможно, как раз в результате такой заниженной самооценке женщина в своей жизни нуждается в поддержке, ей нужен сторонний ресурс. Невозможность на себя опереться порождает в женщине нерешительность.
    Мужчина же соответственно в силу своей я-концепции может опираться на себя. Он может рисковать. Считается, что природа ставит эксперименты именно на мужчинах.
    В силу гендерных особенностей табу у мужчин - слабость и чувства, (слабость, как он понимает, в любом виде: я не могу, не знаю, не умею), у женщин гендерное табу на проявление агрессии.
    Интересные данные по мироощущению обоих полов приводит Ю.Зотова. Женщина по своему мировосприятию чувствует себя вечной, мужчина конечным. Женщина, производящая из себя ребенка и сама родившаяся таким же образом, распространяет себя и в прошлое и в будущее до бесконечности. Это на психофизиологическом, не осознаваемом уровне. Мужчина он как бы и участвует в рождении ребенка, но нет соединенности с этим, нет определенности, поэтому для мужчины сложнее тема смерти.
    В результате этого женщина может откладывать любые решение, дела на потом, она думает, что можно будет переделать, исправить, женщине поэтому легче принять решение, ей кажется, что в запасе целая вечность, можно ошибиться, можно передумать, поменять решение.
    Мужчина выбирает все как последнее в жизни. Так как решение дается с трудом, многие отказываются от этого механизма, отказываться выбирать, позволяют происходить тому, что происходит, это перестает быть частью его жизни. И тогда то, что мужчина обещает, ничего не значит. Но тогда у него рождается ощущение, что все не по настоящему, не серьезно, пропадает ощущение реальности жизни. Когда женщина постоянно меняет решение, то мужчину это выбивает из равновесия. Мужчины более ответственны, так как настоящая жизнь - это конечный выбор. Женщина редко выбирает, а жизнь настоящая, когда выбор тотален. Такая ответственность, тотальность выбора для мужчины большой груз, который подрывает его здоровье, поэтому они живут меньше, чем женщины.
    Интересный взгляд на у И.Романца. Он считает, что мир мужчины состоит из секторов. Женщина в его мире не в центре. Если мужчина перестает чем то заниматься, то этот сегмент выпадает, и освободившееся время и место либо перераспределяется, сливаясь с другими, либо заменяется. Потеря любого куска травматична для мужчины, маленький выпавший сегмент восстановить легче, чем большой. У женщины «Я» в центре жизни, остальное как пицца. Характерно отсутствие структуры. Мир женщины на его взгляд - спонтанность. Акцент она делает на мелких деталях.

    Каким образом можно применять знания о гендерных различиях психологу в своей работе.

    Все эти особенности необходимо учитывать в работе психологу –консультанту. Так по данным, приводимым Т. Бендас пациенты психотерапевтов также отличаются: женщины чаще говорят о проблемах, связанных с интимными взаимоотношениями с близкими людьми, а мужчины - о неудовлетворенности в общественной жизни (Flordh, 2000).

    Работая с женщиной клиентом, учитывая ее горизонтальную ориентацию следует ожидать, что будут возникать «территориальные разборки». Женщины часто опаздывают, у нее, как правило, бывает много вариантов, из которых ни один не будет реализован. Поэтому работая с женщиной- клиентом нужно инициировать ее на конкретные действия. При общении с женщиной-клиентом консультанту рекомендуется позиция сверху или на равных.
    Мужчине-клиенту важно транслировать, что не каждая его ошибка смертельна, не каждое решение конечно и не подлежит пересмотру. Двери, которые он считает закрытыми и считает, что обратной дороги нет, как правило только кажутся таковыми, и есть вероятность возвращения. При работе с мужчиной –клиентом женщине и мужчине –консультанту следует вести себя по-разному. Мужчине –консультанту нужно держать авторитетную позицию сверху. Женщина-консультант, которая работает с мужчиной клиентом, должна использовать подстройку либо снизу, либо сбоку. Ее позиция - инструмент для решения задачи, иначе мужчина слушать не будет. Исключение психологически молодые мужчины, с которыми женщина консультант с большим опытом может работать с материнской позиции. Темы, затрагивающие инициацию, сепарацию, взросление мужчины лежат в сфере работы мужчины консультанта. Потому что это касается социального доминирования, вертикальной структуры, а эта область лежит вне женской компетенции. Здесь для мужчины нужен авторитет.
    В связи с тем, что на мужчину в обществе оказывается сильное социальное давление и он всем должен, то не стоит это еще усугублять, поэтому при мужчине не надо говорить слова «проблема», « травма», лучше «задача».
    Так как мужчину интересуют прежде всего факты и действия, то в работе с ним консультанту нужно четко структурировать сессию. Поскольку для женщины важны в первую очередь чувства и слова, то ей не важна структура, ей важно сколько она пережила. Для женщин важен процесс, для мужчин - результат, поэтому мужчина должен уйти с консультации с решением, женщина с переживанием.
    Чтобы компенсировать то, что женщине трудно себя организовать, что она все откладывает на потом из-за ощущения своей бесконечности и ничего не делает, хорошо для нее вводить в сессию упражнения с реальным опытом. Женщины любят делать что- нибудь руками, ощущать, проигрывать, поэтому в упражнениях для женщин можно использовать материальные предметы: ленточки, камушки, рисовать ит.п. либо какие-либо действия.
    Мужчина может все представить в голове. Он мыслит абстрактными понятиями, женщина - конкретными. Женщине хорошо разбирать историю на конкретном примере, как у нее было. Мужчине, нужно дать теорию, про пример он сам сообразит, ему нужно обобщить. Женщины идут от конкретного случая к общему, мужчины от общего к частному.
    Так как область чувств у мужчины лежит в сфере гендерного табу, то консультанту не стоит говорить с ним о чувствах. Можно выйти из положения либо тем, что четко не называть их, либо предлагать варианты, чтобы он выбрал, либо чувствовать через соматический резонанс, что с ним происходит.

    В работе с клиентом- мужчиной недопустимо сомневаться в его мужской силе, женщине говорить что либо по поводу материнской компетентности, тема допустима только если важна для запроса.
    Мужчине не нужно стараться помочь, это в его глазах делает его слабым. Только помогать решать, разбираться, служить рабочим инструментом в решении поставленной задачи.

    Гендерная идентичность

    Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом . Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

    Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом - другому.

    Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

    Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук . Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью - потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

    Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. В итоге Дэвид женился, принял детей жены и сегодня он уже дедушка.

    Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей. В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды ученых Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

    Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьезнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей. К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

    Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределенная для какого-то одного из полов.

    Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего - разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

    И опять серьезнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов - мужских половых гормонов - у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребенка).

    Эксперимент с приматами

    Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребенку те или иные игрушки и игры, а ребенок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип - реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона. (цитата по Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, 2003)

    Значительный в данном спорном вопросе вклад внес эксперимент с приматами - обезъянами vervet из семейства негоминид (Gerianne M Alexander and Melissa Hines. Evolution and Human Behavior (official Journal) - см. ссылки). Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки - куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

    Математические способности

    Считается, что мужчины больше способны к абстрактному мышлению и математике. В школьном возрасте большинство девочек усидчивее мальчиков. Проведение стандартных математических тестов у школьников выявило отличия, зависящие от возраста. Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но гораздо чаще обнаруживалось превосходство мальчиков и мужчин. Оно проявляется начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследований не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях и при прямом определении математических способностей по специальным тестам), сохраняется и на выборке одаренных (когда одаренные девочки сравниваются с одаренными мальчиками), а их развитие совпадает с развитием невербального интеллекта в целом. Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям (цитата по Бендас. Т. В. Гендерная психология, 2006). Это подтверждается и результатами проведения математических олимпиад. Кроме того мальчики гораздо чаще предлагали нетривиальное решение нестандартных задач. Социальные психологи склонны объяснять это тем, что девочек традиционно не стараются развивать в математическом отношении, однако мальчиков также никто не побуждает заниматься математикой, и если эта склонность обнаруживается у девочки или у мальчика, то совершенно самопроизвольно, причем у мальчиков обычно в пубертатный период.

    Различия в речевых способностях

    Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

    Причина явного превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006). Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола («Sex differences in vocal communication among adult rhesus macaques» - Evolution and Human Behavior). Таким образом превосходство женщин в речевой способности также обусловлено эволюционно - общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки).

    Эмоциональные отличия

    «Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

    Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек - „коммуникативным“ (эти условные термины придуманы мною. - Т. Б.). Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте». (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

    Различия во внимании

    Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).(цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

    Качественные показатели интеллекта

    Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология) Исследование интеллектуальных способностей по тестам не дает достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8- 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

    Другие различия

    Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

    Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, во многом зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.

    Смотри также

    Ссылки

    • Кто ты, прелестное дитя? Итоги операций по конверсии пола у младенцев
    • Половые предпочтения в выборе детских игрушек у приматов не-гоминоидов
    • Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)
    • Evolution and Human Behavior: Самки макак оказались в 13 раз разговорчивее самцов
    • Элхонон Голдберг. Стили принятия решений и лобные доли. Нейропсихология индивидуальных различий (у мужчин и женщин)
    • Мужская и женская стратегия ориентирования на местности. Публикация в «Behavioral Neuroscience»

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год.

    Гендерные различия

    Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

    Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

    Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

    Гендерные различия и социализация

    В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

    Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

    Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

    Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивост ь; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение , интернализация . Третьим типом является – идентификация , в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

    Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим , что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

    Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

    Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

    На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

    Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.

    Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс. Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.

    Более общую идею выдвинул О’Нил в 1990 году, который говорил о гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того, что они не стараются соответствовать роли.

    Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:

    1. Ограничение эмоциональности – трудность в выражении своих собственных эмоций или отрицание права других выражать эмоции.

    2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о последних.

    3. Социализация контроля, власти и соревнования.

    4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация привязанности.

    5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.

    6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не правильного образа жизни.

    Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.


    Гендер в разных культурах


    Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникаций.

    Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том , что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур. Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная психология поможет определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур.

    Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более низкий статус женщин.

    Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины.

    В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.

    Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.

    Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.

    Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.


    Заключение


    На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

    Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

    Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.