Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: рекомендации педагогов и родителей, маленькие хитрости. Эффективные и простые методики обучения чтению

  • 15.09.2019

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .

Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .

Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.

И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам.

Основополагающие моменты:

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Методики обучения

Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: ). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.

Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА». Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).

Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.

Важные аспекты:

  • На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
  • Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.

Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.

Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой

Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».

Обратите внимание малыша, что на картинке в букваре одна буква бежит к другой, и потом они соединяются.

Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д. Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА». Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.

Важные аспекты:

  • Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
  • Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
  • Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».

Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую. Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Инструкция

Запомните: ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сравнивать его с другими детьми, мол, Ваня или Таня уже свободно читают, а ты застрял на месте, в кого только таким тугодумом уродился! В результате ребенок сам поверит в свою неполноценность. Будет ли он после этого охотно учиться – вопрос чисто риторический.

Не заставляйте его читать чуть ли не с утра до ночи, и уж тем более не наказывайте! Этим вы только добьетесь, что само слово «чтение» будет вызывать у малыша ассоциацию с чем-то ужасным, отвратительным. А вы ведь не хотите этого, верно? У вас иная цель.

Гораздо лучше будет, если вы умело, тактично и ненавязчиво поможете своему ребенку овладеть быстрым чтением. Самый простой и эффективный способ – читать вместе с ним. Выберите интересный, занимательный (для ребенка, разумеется, а не для вас) текст, распечатайте его в двух экземплярах. И начните вместе, одновременно читать вслух. Повторяйте это упражнение ежедневно.

Сначала подстраивайтесь под скорость чтения ребенка, потом постепенно начинайте читать все быстрее и быстрее. В большинстве случаев малыш также начнет читать быстрее. Здесь главное правило: не форсировать обучение. Все должно происходить естественно, как бы само собой.

Внесите в обучение элементы игры и стимулирования. Например, напишите на полосках бумаги различные слова, относящиеся к самым разным сферам жизни и деятельности. Задача ребенка – как можно скорее собрать в одну корзину все слова, относящиеся к . Например, такие, как « », « », « », «тетрадь» и т.д. Объясните ему, что если он найдет все эти слова быстрее, чем за минуту, получит приз. Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока ребенок не уложится в назначенное время. Ничего непедагогичного в этом методе нет, а пользу он принесет большую.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на вывески магазинов, учреждений, просите их прочитать вслух. Если вы пойдете с малышом в зоопарк – проследите, какое животное вызвало у него особенный интерес, и попросите прочитать, что написано об этом животном на табличке у клетки, вольера. Любознательный ребенок наверняка охотно откликнется на вашу просьбу. Помните: ваша главная задача – пробудить в малыше интерес к чтению, чтобы он не относился к нему, как к скучному, надоедливому занятию, а сам , что читать очень полезно и увлекательно!

Видео по теме

Источники:

  • как научить ребенка быстро читать 2 класс

Одно из основных условий успеха в учении школьника является владение навыком чтения. Однако этот уровень чтения сегодняшних учеников вызывает тревогу у родителей и учителей. Как научить школьника ?

Вам понадобится

  • Книги, которые нравятся вашему ребенку.

Инструкция

Техника чтения – это умение узнавать написанные буквы, правильно соотнести их со и произнести в виде слогов и слов. Процесс чтения подразумевает владение техники и осознание смысла прочитанного. Скорость чтения зависит от возможности ребенка воспринять на слух определенных набор слов с одного прочтения.

Зрительное восприятие текста происходит в момент фиксации слова или предложения. Частота фиксации зависит от угла зрения. Чем он меньше, тем чаще взгляд фиксируется на тексте. Чем чаще взгляд ребенка фиксируется, тем меньший объем текста он воспринимает зрительно. При обучении чтению обратите внимание на дыхание ребенка, артикуляцию, развитие угла зрения, степень развития антиципации (догадка).

Начните с дыхательных упражнений: дыхание ритмичное, вдох длиннее выдоха, на выдохе прочитывается определенное количество слов. Читайте скороговорки, постепенно увеличивая количество прочитанных слов на одном дыхании.

При нарушении артикуляции проводите упражнения на тренировку речевого аппарата. Упражнения для губ: удерживайте губы в улыбке, вытягивайте трубочкой и чередуйте эти действия. Открывайте и закрывайте рот в положении улыбки. Вытяните губы трубочкой и дуйте на шарик, не надувая щек.

Упражнения для : сделайте язык широким, затем узким. Поднимите язык за верхние зубы, затем опустите за нижние. Имитируйте чистку зубов: улыбнитесь и кончиком языка «почистите» верхние и нижние зубы. Имитируйте облизывание губ кончиком языка, как после съеденного мороженного. После освоения техники упражнений заучивайте скороговорки.

Постепенно увеличивайте угол зрения : читать нужно около окна, периодически отрываясь от читаемого текста, чтобы комментировать предметы за окном. Затем снова возвращаться к . Расположите по углам страницы небольшие яркие , ребенок фиксировать их боковым зрением, не