Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ. Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников Конструирование

  • 27.11.2019

1.1 Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игр, украшения ёлки, подарка маме и т.д.).

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

Создание замысла;

Исполнение замысла.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской.

Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.). Данные советских психологов показывают, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мысленно представить себе результат своих действий. В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому, представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей. В конструировании отображается окружающая действительность и поэтому, прежде чем строить какой-то предмет, ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки. Детский конструктивный замысел может формироваться на основе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного предмета или представления о нём, а также на уровне мышления. Когда дети воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура предмета и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру предмета, более или менее расчленённую на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (об этом свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотовой). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Характерной чертой детского конструктивного замысла является то, что в нём предусматриваются основные элементы постройки и способы их конструирования. В практической деятельности они уточняются и усовершенствуются. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках.

Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной .

Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме . А.В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер . Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач . В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях . На необходимости специального обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие исследования Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.И. Непомнящей и др. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие -систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.


Помимо этого, дается перечень художественных произведений, подвижных игр, содержание музыкального репертуара, а также нормативы разных видов движений. 2. Особенности работы по математическому развитию детей 3- го года жизни. В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое...

А также возрастным особенностям детей. 3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста 3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение...

Роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение...

Вследствие объективных причин (болезнь детей) в эксперименте принимало участие 5 детей, проявлявших особый интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Опытно - экспериментальную работу по развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции мы строили в три этапа: 1 - констатирующий эксперимент; 2 - формирующий эксперимент; 3 - итоговый...

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

К продуктивным видам деятельности относятся:

В продуктивных видах деятельности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Как заметила Урунтаева Галина Анатольевна, продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. По словам Урунтаевой Галины Анатольевны, осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде.

Конструктивная деятельность, изобразительная, игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Конструирование - целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.

Первый и наиболее элементарный - это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное - принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип - конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика - для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать, по меньшей мере, два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности - конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.

Все эти типы конструирования - не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Как отметили Коломенский Я.Л., Панько Е.А., важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.

По мнению Галигузовой Людмилы Николаевны, уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук. Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей, при этом Поддъяков Николай Николаевич видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдения различных закономерностей побуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5-6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: до изобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия до изобразительного этапа -стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят: «Это он рисует звук, движение...» - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.

Вторая стадия до изобразительного периода - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого - стадия предметного рисования(схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.

Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек». Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); «огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее, на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался.

Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений- характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. установили, что рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания, т.е. доказали, что чем более у детей развито восприятие, наблюдательность, тем богаче, выразительнее их рисунки, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, отражая такие специфические особенности их мышления как конкретность, образность.

Отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности, Урунтаева Галина Анатольевна заметила, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств и, осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде. (Урунтаева) По словам Даниила Борисовича Эльконина у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. Исследования Л.Н. Давидчук, показали, что в конструировании по замыслу старших дошкольников ярко проявляется их способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.

Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. отметили, что основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью и другими видами продуктивной деятельности детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств.

Итак, продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. В процессе продуктивной деятельности формируется такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности, совершенствуется познавательная активность и социальная мотивация ребенка дошкольного возраста.

Конструирование является одним из наиболее содержательных видов продуктивной деятельностидошкольников, так как представлено во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации, начиная с первой младшей группы.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

А.П. Усова предлагаетпод детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

А.В. Запорожец считает, что продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми.

Таким образом, можно сказать, что продуктивная деятельность без участия взрослого не может быть, потому что взрослые мотивируют ребенка и у ребенка развивается воображение, он начинает создавать, что-то, но без конструирования ребенок не может этого сделать. Можно говорить, что продуктивная деятельность стимулирует ребенка к чему-то, а с помощью конструирования ребенок начинает создавать продукт.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образцами из сказок, фильмов. При этом знаки:здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурваломи т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющие разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер. Используют такой приём, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. Например, веселый клоун, худой волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировали процесса предстоящей практической деятельности-в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности.

Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению между собой схематических изображений постройки в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных позиций, проделывать рядсложных интегрирующих операций с проекционными образами в уме.

Таким образом, разные способы и приемы детей возникает способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так самой детской деятельности конструирования. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игра, театр и т.д.) делает интересным, эмоционально насыщенным. Потребность в такой деятельностиу детей становится ярко выраженной.


Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Если детям наскучило лепить одни и те же фигурки, их родителям приходится выдумывать увлекательную игру с привычным материалом. Ребенку должен стать и...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

9 1

Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, многообразие которой способствует поддержанию интер...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чу...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
23 2

№ газеты

Учебный материал

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества. Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования.

Лекция № 2. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества. Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования.

Лекция № 3. Конструирование из строительного материала.

Контрольная работа № 1.

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Лекция № 5. Конструирование из бумаги. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Лекция № 6. Конструирование из природного материала. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 2.

Лекция № 7. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений. Конструирование из крупных блоков. Компьютерное конструирование.

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

Итоговая работа

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества

Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования.
Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMIA, 2002.

2. Выготский Л.С . Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976.

3. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1970, № 4.

4. Дьяченко О.М . Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966.

5. Лиштван З.В . Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

6. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А . Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.

Часть первая. Что такое «детское творчество»?

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта - художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства.

Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. В торая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это - третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О.М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

1) «опредмечивание» - когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;

2) «включение» - когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.

Однако, как показало наше исследование (Л.А. Парамонова, О.А. Христ), способ «опредмечивания» при определенных условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества (рис . 1 на с. 4).

Рис. 1. Решения задач на воображение при дорисовывании круга:
а - «опредмечивание» заданной фигуры с помощью элементарного дорисовывания,
б - «включение» заданной фигуры в изображение как второстепенного элемента,
в - творческое «опредмечивание» заданной фигуры

Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно . Отсюда можно сделать важный для педагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей, должна также ставить и другие задачи:

- развитие у детей мышления (логического и образного),
- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее),
- развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это:

Новизна продукта (субъективная),
- оригинальность,
- вариативность решений,
- интеллектуальная активность,
- эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Рассмотрим несколько подробнее один из указанных выше общих показателей - интеллектуальную активность, выделенную отечественным психологом Д.Б. Богоявленской в качестве интегрального свойства творческой личности. Действия творческой личности являются не формой ответа на поставленную кем-то задачу, а носят порождающий характер, то есть связаны с постановкой новых целей. Интеллектуальная активность , как бы преодолевая диктат внешней необходимости или утилитарные цели, стимулирует бескорыстное творчество . Как показано Д.Б. Богоявленской, а затем подтверждено и в наших работах, проведенных совместно с Г.В. Урадовских, О.А. Христ, О.А. Сафоновой, у детей уже в дошкольном возрасте ярко проявляется интеллектуальная активность, имеющая большое значение в развертывании творческого процесса. Однако это важнейшее качество обязательно должно быть востребовано в разных видах детской деятельности. Иначе оно затухает.

Одним из наиболее адекватных видов такой деятельности является «детское экспериментирование», выделенное в качестве феномена Н.Н. Поддьяковым. Н.Н. Поддьяков определяет два типа детского экспериментирования: «бескорыстное», направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи. Первый вид экспериментирования является особо значимым, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта как с равнозначными, без выделения «главных» и «неглавных», позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы. Это делает детское экспериментирование гибким и значительно обогащает процесс творческого конструирования.

Однако наблюдения за детской деятельностью показывают, что самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление со свойствами объектов у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне. Например, ребенок много раз подкидывает вверх и ловит предмет и, получая от этого удовольствие, не производит с ним никаких других манипуляций, приводящих к открытию новых свойств этого предмета. Или ребенок обнаружил, что предмет состоит из двух складывающихся частей, и начинает увлеченно многократно соединять и разъединять их (открывать-закрывать), затем класть вовнутрь мелкие предметы, греметь ими. Далее интерес к изучению этого объекта у ребенка постепенно угасает.

Отсюда следует вывод: детское экспериментирование необходимо развивать. Во-первых, нужно постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению.

В конструировании, например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются прежде всего материалы (конструкторы, бумага, природный материал, модули и др.), обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

Статичность большинства предметов, окружающих ребенка, их жесткая функциональная закрепленность служит существенным тормозом в развитии самостоятельного детского экспериментирования и творчества. Именно поэтому сейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательных учреждениях «развивающей предметной среды» (С.Л. Новоселова).

Еще одной важной составляющей самостоятельных детских открытий являются способы деятельности, которые в результате их неоднократного использования в разных ситуациях обобщаются. Обобщение способов происходит путем их переноса детьми в другие контексты деятельности. Для этого взрослые, как правило, ставят перед ребенком задачу либо использовать известные способы в другой ситуации, либо искать новые.

Однако, как показало наше экспериментальное исследование, проведенное совместно с Г.В. Урадовских, задачи в развитии творчества играют как положительную, так и отрицательную роль. Они, с одной стороны, направляют поисковую деятельность детей, а с другой - резко сужают ее. Дети не ищут вариантов, оригинальных и рациональных способов, главное для них - добиться успеха, решить задачу.

Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения последующих задач: у детей появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Об этом говорят реплики детей типа «А можно еще и так», «Нет, лучше по-другому» и т.п.

Само решение задач, превращающееся в творческий поиск, стимулирует детей к экспериментированию с материалом, которое становится более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели. Таким образом, «детское бескорыстное экспериментирование» становится полноценным средством построения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющей любого творческого процесса.

Однако дети дошкольного возраста могут «изобретать» приемы или «открывать» новые способы деятельности только на основе уже имеющегося у них опыта, приобретенного, в частности, в процессе подражания взрослым.

Поэтому использование образцов необходимо для формирования у детей таких знаний, умений и навыков, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.

Часть вторая. Детское творчество и детское конструирование

Вышеперечисленные особенности детского творчества необходимо учитывать при выработке педагогической стратегии по отношению к детскому творческому конструированию.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere , что означает - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Однако выявленные нами особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования.

Например, дети шести лет по ходу игры в «путешественников» сооружают судно из крупных модулей, а дети четырех-пяти лет, играя в «детский сад», строят мебель для кукол. Как правило, такие постройки имеют чисто символическое значение и отличаются некоторой упрощенностью (в них передается в основном только внешнее сходство). Процесс их создания не является для детей основной целью и по времени очень непродолжителен. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли (капитана, штурмана, врача, воспитателя и др.), что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками, становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

А вот пример другого характера взаимоотношения игры и конструирования. Два мальчика шести лет сооружают на столе гараж для машин. Они отбирают кирпичики и малые пластины и строят заднюю стенку гаража из пластин, а боковые - из кирпичиков. Один из них предлагает сделать боковые стенки с окнами, чтобы в гараже было светло, а другой - построить фундамент и «яму» для починки машин. Дети разбирают стенки и строят сначала фундамент с полом, а затем стенки, чередуя кирпичики с кубиками так, что в них образуются окна. Далее пробуют провезти грузовую машинку и делают переднюю стенку из кирпичиков, оставляя отверстие - дверь. Наверху кладут перекрытия и крышу из больших призм. Но тут один мальчик замечает, что в гаражах крыши бывают более плоскими; они снимают призмы и строят крышу из пластин. В отверстие двери укладывают две длинные пластины - спуски для машин. Готовую постройку они показывают другим детям, а затем начинают играть: привозят две легковые машины к гаражу и, подражая звукам машины, подавая команду «Выгружай», ставят «сломанные» машины в гараж для ремонта и т.д.

Создание постройки занимает в данном случае значительную часть времени (30-35 мин.). Дети сооружают постройку достаточно сложной конструкции, воспроизводят основные ее части в соответствии с их практическим назначением. При этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

И тут необходимо сказать о выявленной нами динамике взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само порой приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность - значит существенно обеднять развитие детей.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.).

Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом - бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:

1) нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
2) неустойчивость замысла - дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим;
3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею - замыслу уделяется крайне мало внимания;
4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
5) неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, из модулей и др.). И это, как показали наши совместные исследования с И.Ю. Пашилите, наиболее успешно формируется в процессе компьютерного конструирования, организованного во взаимосвязи с практическим.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.

Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения (рис . 2а ). В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.


а - полное репродуцирование образа,
б - построение объекта по рисунку,
в - воспроизведение образа с заменой отдельных деталей

Однако, как показали исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук и наши собственные, выполненные на конструировании из строительного материала, использование образцов - это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа - умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф.В. Изотова), см. рис . 2б . Можно также предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (этот тип задач предложен А.Н. Давидчук), см. рис . 2в . А можно использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (тип задач разработан основоположником рассматриваемой формы обучения Ф.Фребелем).

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели, разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала (рис . 3). Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А.Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.
В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Однако, на наш взгляд, такой анализ обеспечивает поиск, направленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функционального назначения как отдельных частей, так и конструкции в целом. Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т.п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части - кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние не только на развитие конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей.

Заметим, что конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объемных моделей не существует, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т.е. ставить перед собой задачу.

Как показали исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Отметим, что данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как мы убедились, она может успешно использоваться и в других его видах в целях развития творчества.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи - в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Однако, как показали наши исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т.п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.

Однако заметим, что организация такой формы конструирования требует разработки специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы - основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты. И только недавно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квадро», представленный несколькими наборами, позволяет реализовывать в педагогической практике общую теоретическую идею Н.Н. Поддьякова.

Сам же автор продуктивной идеи каркасного конструирования реализовал ее в экспериментальном обучении детей строить домики разной формы (Г-образной, П-образной, квадратной и др.) путем соответствующего пространственного расположения кубиков, образующих разные конфигурации их оснований, названных Н.Н. Поддьяковым «каркасом». В результате дети на заданной взрослым основе, имеющей определенную конфигурацию (Г-образную, П-образную и др.), не только смогли правильно воссоздать всю конструкцию целиком, но и научились путем предварительного построения основы (каркаса) практически планировать конфигурацию будущей конструкции домика, другими словами, размечать его фундамент.

Сами по себе задачи такого типа, как показал автор, играют положительную роль в развитии у ребенка образного мышления. Однако, как нам кажется, они недостаточно отражают сущность каркасного конструирования и не реализуют в полной мере богатые возможности этой формы организации обучения конструированию.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали наши многолетние исследования, при определенных условиях. К ним относятся: наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.); обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Вопросы к лекции

1. В чем особенности детского творчества?

2. Назовите показатели развития детского творчества.

3. Почему детское экспериментирование должно стать предметом заботы педагогов?

5. Назовите два типа конструирования. Какой из типов конструирования отображает реально существующие предметы, а какой служит выражению отношения к ним?

6. Чем конструирование отличается от игры? Целесообразно ли использование термина «строительные игры»?

7. Какие недостатки детского конструирования призвано преодолеть обучение?

8. Перечислите формы организации обучения детскому конструированию.