Социальные выплаты в финляндии. Пособия до и после рождения ребенка в финляндии

  • 30.10.2019

Различия финской и русской систем социальной защиты - помощи социально незащищенным слоям населения огромны, их особенности могут заинтересовать широкие круги населения по обе стороны границы.
О том, как защищают своих граждан власти в России и Финляндии рассказываю далее на конкретных примерах. Понятно, что социальная защита зависит от многих факторов, но тенденции вполне очевидны.
Вот некоторые сведения о социальной системе Финляндии. После получения вида на жительство (oleskelulupa) иммигрант имеет право на все виды социального обеспечения на общих основаниях независимо от гражданства. Пенсия же складывается из следующих выплат: «рабочей пенсии» – то, сколько успел заработать, «народной пенсии» - чтобы получать ее в полном объеме претенденту необходимо прожить в Финляндии 40 лет - с 16 до 65 лет. Причем, если проживешь меньше - получишь часть «народной пенсии»; к примеру, прожив 10 лет, получишь 25%. Третья возможная выплата – специальная пенсия для иммигрантов, при назначении которой учитывается размер пенсии, получаемой из-за границы, с родины иммигранта. Впрочем, многие мои бывшие сограждане, из тех, кто переехал в разные годы на ПМЖ в Финляндию предпочитают вовсе забыть о «русской пенсии на родине», поэтому они пользуются всей системой привилегий в Финляндии. Как здесь это происходит?
К примеру, двум пенсионерам, составляющим одну семью, определён прожиточный минимум в 412,68 евро в месяц каждому с учетом расходов на квартплату и лечение. Таким образом, 412 Евро это тот остаточный минимум на одного человека, получающего пенсию в Финляндию, рассчитанный после уплаты всех необходимых обязательных платежей, который ему гарантирует государство.
Пособие на детей (lapsilisд) в месяц различается в зависимости от количества детей в семье: так за первого ребенка государство отдает гражданину из бюджета 97,15 евро, за второго - 105,8 евро, за третьего уже 135,01 евро, за четвертого ребенка 154,64 евро, а за пятого и каждого следующего 174,27 евро. Причем эти деньги поступают на счет одного из родителей детей не номинально, а в обязательном порядке, несмотря ни на какие катаклизмы, именно так демократическое государство Финляндия гарантирует прогрессивную шкалу социальной помощи детям и их родителям, прямо или косвенно поощряя прирост населения страны. Причем доходы родителей на размер пособия не влияют.
У опыта нет отрицательного знака. Но есть сравнение, основанное на фактах, которые, как известно не скроешь при всей их нелицеприятности для русских властей. В России органы социальной защиты номинально работают при администрациях муниципальных районов субъектов Федерации. К сожалению, или к счастью мне, главе многодетной семьи, состоящей из четверых несовершеннолетних детей и умницы-жены, не надо далеко ходить за примерами, или паче чаяния использовать чужой непроверенный опыт.
С доходами семьи ниже прожиточного минимума (из-за количественного состава семьи), чтобы компенсировать расходы на лекарства для детей и взрослых нам приходится постоянно, раз в месяц доказывать властям несостоятельность семейного бюджета. Причем менталитет моих сограждан, временно находящихся при власти таков, что в трех случаях из четырех нам отказывают на основании того, что «в бюджете нет денег» - так они отвечают неофициально, мне лично, сетуя на вечные проблемы в этой стране, к которым ныне еще прибавилась вполне заслуженная изоляция со стороны евросообщества, санкции, которые моя семья и вовсе не заслужила, разве что несчастьем рождения и последующей жизни в этом государстве. А на языке официальных ответов указывают, что, де, комиссия уже оказала нам помощь… в прошлом году. Более того, несовершенство российских законов просто и традиционно ужасает тех, кто встречается с ними лицом к лицу. Безработным я признан быть не могу, потому что имею доход в виде гонораров, а работать по трудовой книжке тоже не могу, потому что работаю по договорам авторского заказа с разными издательствами. Чиновникам от администраций мерещатся, от зависти, вестимо, баснословные мои гонорары и им кажется, что я официально показываю не все доходы. Но предметно доказать этого они не могут в виду все тех же несовершенных российских законов.
То есть доходов нет, но они теоретически предполагаются, поэтому оказывать помощь «богатой» семье с четверыми детьми вовсе нет необходимости. Так считают главы администраций во Фрунзенском и в Калининском районах славного города Санкт-Петербурга. Круг замкнулся. Гражданин страны, и не самый плохой из ее граждан, вместе с семьей остается брошен государством. Спасение и обеспечение семьи представляется всеми с молчаливого согласия российских властей делом рук главы семьи. Собственно, в этой ситуации нет претензии, и, если кто-то ее увидит между строк – перекреститесь; ибо обязанность заботы о семье, о детях суть безусловные родительские обязательства и мною выполняются. Но говорить о том, что органы социальной защиты населения в России, на которую, как нам вещают, нападают со всех сторон, поэтому, дескать, надо всем терпеть - на примере конкретно моей семьи реально оказывают эту самую защиту, значит, идти против фактов. Если жизнью недоволен сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям. Я действительно предъявляю претензии в первую очередь к себе – никто не заставлял меня рождаться в России.
Посудите сами, каков контраст между оной, взятой за пример, сферой деятельности в России и Финляндии. В Финляндии вопросами социальной защиты ведает Бюро социального обеспечения народонаселения Финляндии KELA. В России – в каждом регионе существует профильные комитеты, департаменты и отделы. Однако, по двум последним годам наглядно видно, какие проблемы в России уже много месяцев чувствуют граждане и их дети из-за санкций.
И опять же мы возвращаемся на «притчу во языцех» о том, насколько для государства ценен каждый человек, в этом то и есть огромная разница. Меня могут покритиковать за «вынос сора из избы», но дальновидные и мудрые люди должны понимать, как писал Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их».
От своих огрехов, ошибок и вредных привычек нет смысла прятаться, как нет смысла заклеивать скотчем кровоточащую рану. Да, вы ее не видите, но проблема при этом не только не решена, а усугублена. Поэтому нет друзей или врагов, есть лишь Учителя…». Эту проблематику надо бы взять для опыта, для совершенствования системы социальной защиты в Российской Федерации, но ценность урока, как всегда в этой стране, останется лишь в умах немногих невлиятельных на решения власти лиц.
А между тем властям надо не обижаться, а хорошо подумать о том, каким образом изменения системы социальной защиты смогут положительно влиять на трудовую жизнь граждан. Реформирование организации социального обеспечения в России должно, на манер финского опыта, уменьшить бюрократию и коррупцию на местах, поддержать трудовое население и упростить сложную систему привилегий и социальных лифтов.
Сегодня введение безусловного основного дохода в Финляндии на уровне 1000 Евро большинство граждан считают хорошей идеей. Исследование в этой области еще ведутся и формирование национальной модели предполагается закончить в конце 2016 года. Да, в Финляндии и сегодня ведутся горячие споры о том, кто имеет право на получение фиксированной денежной суммы, каков будет размер базового дохода, каким образом будет происходить финансирование, с какими трудностями столкнутся налоговая система и служба социального страхования, и каким образом национальная социальная система сможет поддерживать минимальный уровень оплаты труда. Но в этой стране есть уверенность, что решение вопроса именно на пользу гражданам так или иначе будет найдено, чего не скажешь о России, где нам предлагается просто номинально ходить на выборы, кормить чиновников, и выживать на свой страх и риск.
Разговаривал на эту тему с многими вполне информированными коллегами из Финляндии. Финны считают, что россияне привыкли говорить о «плохом»: проблемах и неприятностях, вместо того, чтобы что-то сделать, а финский этикет этого не допускает. И следующим, как правило, является вывод о слабости россиян: финская этика требует не обременять другого своими проблемами, принятые в социуме формы выражения чувств сильно различаются. Финны не «холоднее» россиян, эмоциональный мир ничуть не беднее мира другой культуры, они восхищаются «русской душевностью», но не говорят о себе: «ну, и дурак же я!». Россияне часто именно о так о себе и о своей стране отзываются, так что людям, не знающим соответствующего культурного кода, подобное кажется «потерей лица», бесполезным или даже глупым публичным самоунижением. Но понять извечную русскую тоску о том, что над тобой поставлены некомпетентные люди, власть в России – всего лишь видимость, обычный гражданин должен или бунтовать, или принять «правила игры» подопытного кролика, причем в обоих случаях рано и поздно погибает, а управленческие кадры подобраны по принципу преданности «вертикали власти», иностранцу не просто.
Действительно почему русские кладут в чай много сахара, но не размешивают его хорошенько, и не допивают сам чай? Поди пойми – что это за страна такая, хотя бы даже в сравнении двух систем социальной защиты. И та, и другая системы не удовлетворяют жителей, но насколько же они разные в части организации качества внимания к гражданам.

Население Финляндии в состоянии потратить 4 минуты в день на добровольную помощь, это средний результат для стран Европы, например во местные жители могут потратить 1 минуту, а в целых 8 минут. 55% финнов помогли незнакомому человеку в прошлом месяце, средний результат по Европе несколько ниже и составляет 50%.

92% жителей Финляндии могут найти человека, на которого можно опереться в тяжёлой ситуации, это также средний результат по странам западной Европы. В поддержке уверены 94% женщин и 90% мужчин, например такая же расстановка сил в и США.

В поддержке со стороны уверены 84% населения закончивших только школу и 98% людей с высшим образованием, небольшая разница говорит о том, что в Финляндии защищены относительно в одинаковой степени почти все граждане.

Что касается уверенности в подарке среди бедных и богатых слове общества Финляндия находится на уровне США, правда в Швеции с этой точки зрения еще большая попасть. Стоит заметить, что на данный результат сильно повлияло большое количество иммигрантов в Финляндии, которые сталкиваются с большими проблемами адаптации, социальная система Финляндии позволяет не работать и при этом жить припеваючи.

Пособие по безработице

Финское государство предусмотрело целый ряд мер по социальной защите населения, так пособие по безработице составляет 32,66 евро в день, оно выплачивается за каждый будний день в течение 500 дней после потери места работы, если работник был зарегистрирован в профсоюзе и выплавил еще и профсоюзные взносы, то такая помощь будет выше и зависеть от размера зарплаты. На государственную помощь можно рассчитывать ели работник проработал не менее 10-ти месяцев в течение последних 2 лет, для предпринимателей это 10 месяцев. Правда если работник откажется затем от двух вакансий, предложенных биржей труда без уважительных причин, то потеряет право на пособие. При смене профессии и для мигрантов предусмотрено пособие по адаптации, которое очень похоже на пособие по безработице, но его также можно потерять если человек будет недобросовестно относиться к учебе. Также предусмотрена и материальная помощь по увольнению.

Материнское, отцовское и родительское пособие

В Финляндии имеется материнское, отцовское и родительское пособие, конечно все они предусмотрены для семей, так материнское пособие предусмотрено за 105 рабочих дней, если она была застрахована в течение 180 дней до даты рождения ребенка, пособие стартует за один месяц до расчетного дня рождения. Отец ребёнка имеет право получить оплачиваемые выходные дни после рождения. Сразу предоставляется 15 дней, еще 6 дней можно получить по выбору, правила получения точно такие же, как и для женщины, необходимо быть застрахованным в течение 180 дней до этого момента. На отцовское пособие влияет его доход, гражданское состояние и наличие совместного проживания. Родительское пособие выплачивается за 158 будних дней после окончания периода выплаты пособия по материнству, оно может быть предоставлено матери или отцу на равных условиях, конечно это в первую очередь зависит от того, кто больше принимает участие в заботе за ребенком, также пособие может быть разделено между родителями. Все эти пособия на ребенка облагаются налогом.

Пособие на ребёнка

Пособие на ребёнка выплачивается ребёнку с момента его рождения и до достижения 17-летнего возраста, составляет 100 евро каждый месяц, на второго ребёнка предусмотрено пособие 110,50 евро, на третьего 131, на четвертого 151,50, пятому 172 евро в месяц. Матери или отцы одиночки получают дополнительно социальные 36,60 евро в месяц на каждого ребенка.

Пособие по уходу за ребёнком на дому

Пособие по уходу за ребёнком на дому выплачется если ребёнок не посещает детский садик.

Пособие на обучение

Пособие на обучение состоит из пособия на жилье, ссуды на обучение и самого учебного пособия.

Пособие на жильё

Малообеспеченные граждане и престарелые имеют право получить пособие на жилье, его сумма зависит от многих факторов, в том числе дохода семьи, арендуется жилплощадь или она находится в частной собственности, сколько людей проживает и тому подобное.

Пособие учащемуся на жилье

Дети до 17 лет имеют право на пособие на жилье отдельно в зависимости от семейного отношения с родителями, и финансового положения, также в Финляндии имеется учебное пособие для взрослых от 30-ти до 54-х лет.

Пособие на обучение зависят от того, с кем проживает учащийся, материального положения родителей. Учащийся может взять кредит на обучение от государства при меньшем проценте.

Пенсии в Финляндии

В Финляндии выходят на пенсию после 65 лет, размер средней пенсии около 500 евро в месяц. Страховые компании предлагают возможность оформить частную пенсию, необходимо вносить платежи. Предприниматель имеет право выбирать сумму, с которой будут идти вычитании на пенсию, чем больше этот предел, тем выше будет пенсия.

На пенсию в Финляндии можно выходить и в 60 лет, однако она будет на 0,4% ниже, тоже касается и периода после 65 лет. Иммигранты могут получить финскую песнею проработав в стране всего 5 лет, пенсионеры из стран Евросоюза имеют право на пенсию после 3 лет работы в стране. Государственная пенсия зависит от многих факторов, например, сам ли живет пенсионер, тогда пенсия больше, если в браке, то меньше. В Финляндии самая настоящая уравниловка, если, например, пенсионер уже получает другие виды пенсии в сумме свыше 1010,88 ев­ро для одинокого человека и 892,30 ев­ро живущего в браке, то государственная пенсия не выплачивается вообще. Пен­сия по не­тру­до­спо­соб­но­сти на­зна­ча­ет­ся, ко­гда че­ло­век не мо­жет ра­бо­тать по при­чи­не про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни или ин­ва­лид­но­сти.

Обязательное страхование на случай болезни

Размер пособия зависит от зарплаты, выплачивается максимально в течение 300 дней болезни. Страховка позволяет лечиться бесплатно как на стационаре, так и амбулаторно, лекарства, выписанные врачом можно по такой страховке получить бесплатно в ближайшей аптеке.


Жизнь в Финляндии, как и в любой другой стране, имеет свои преимущества и недостатки. Качественное и активная пропаганда здорового образа жизни сочетаются с ростом социальных проблем.

Панорамный вид на Сенатскую площадь в Хельсинки

Являясь частью Евросоюза, эта небольшая скандинавская страна отличается тихим благополучным течением жизни, имеющим, тем не менее, свои подводные камни, определяющие минусы и плюсы проживания здесь как для коренного населения, так и для мигрантов.

Многочисленные международные исследования на протяжении длительного времени относят Финляндию к очень стабильным и благополучным странам с низким уровнем преступности и развитой социальной сферой. По последним данным, наиболее сильные стороны этой республики – высокое качество жизни и всеохватывающее традиционно добротное образование.

Жизнь в Финляндии, несмотря на высокие налоги, достаточно обеспечена, государство гарантирует бесплатное образование всех уровней, качественную медицинскую помощь, хотя и являющуюся платной, стабильность в выплате пенсий и пособий.

Клиника в Финляндии

Сами финны, по разным опросам, достаточно счастливы, что показывает уверенность в завтрашнем дне и одобрение своего правительства.

По рейтингу развития экономики, где оценивается рост ВВП, уровень инноваций и работа в сфере обслуживания, Финляндию ставят на третье место после и . Здравоохранение в Финляндии достаточно хорошо развито, что позволяет стране занимать, по этому критерию, 17-е место (по данным ВОЗ).

Уровень дохода граждан

Таблица минимальных зарплат учителей в Финляндии

В пределах одинаковой должности, при работе частным образом уровень заработка будет выше, чем в государственном заведении.

Заработок медицинской сестры, до вычета налога, к примеру, может составлять 3300 и 3000 евро соответственно, что составляет достаточно значительную разницу. Налоговый инспектор получает, в среднем, около 4 тысяч евро, а нотариус и таможенный инспектор – около 3 тысяч.

Аналогичную сумму может заработать и механик, и электрик, то есть средняя зарплата в Финляндии отличается достаточно незначительно, и составляет 3200 евро в месяц, по данным Статистического центра. Это означает достаточно серьезный подъем заработной платы за последние десять лет на 35-44 % в зависимости от сферы деятельности. Большим спросом среди иностранцев пользуется .

Влияние пола, возраста и образования на уровень заработной платы

На уровень оплаты труда сильно влияет пол и возраст работника. Так, заработная плата женщин традиционно ниже, чем у мужчин и составляет 80 % от их уровня.

Подробная карта Финляндии с указанием всех провинций

К примеру, средний доход у женщин составляет в месяц 2900 евро, при 3700 евро у мужчин, соответственно.

Как уже было сказано, наибольшую зарплату получит мужчина старше 65 лет хорошо образованный, и работающий, в силу этого, в государственном аппарате.

Средняя оплата за час работы составляет около 15 евро. Наибольший уровень был отмечен у работающих в целлюлозно-бумажном производстве (свыше 20 евро/час). Ниже всего цениться труд уборщиков и охранников, чей доход составляет 10-13 евро.

Из чего складываются расходы

По мнению экспертов, такая величина заработка вполне достаточна, чтобы обеспечить всем необходимым, если, конечно, нет больших ежемесячных трат, скажем, на жилье.

Таблица сравнения цен на продукты в Финляндии

Среди рядовых жителей очень много недовольных уровнем заработной платы, так как ее хватает только на самое необходимое. Большинству не удается отложить на «черный день».

Кроме высоких налогов, забирающих большую часть доходов, достаточно дорого обходиться транспорт, причем и свой, и государственный. Разовый проезд в метро или на трамвае стоит 2-2,5 евро, а один литр бензина обойдется в 1,5 евро. Если в течение года приходится много ездить, то экономически выгоднее будет приобрести автомобиль на дизельном топливе.

Многие эксперты считают достаточной оплатой труда 4-5 тысяч евро, 6-7 тысяч евро позволят даже откладывать на дорогостоящие покупки и на «старость».

Особенности налогообложения в Финляндии

Основной минус для всех граждан этой страны и иностранной рабочей силы – высокий подоходный налог. Причем он взимается со всех видов дохода, включая различные социальные пособия и так называемую естественную выгоду, которая складывается из компенсаций на оплату коммунальных услуг, питания и тому подобного. Эту величину устанавливают налоговые органы.

Подоходный налог высчитывают с граждан Финляндии и с иностранцев, пробывших на ее территории свыше шести месяцев. Причем учитывают все виды доходов, приобретенные как внутри страны, так и вне ее.

В систему налогообложения входит:

  • заработная плата и иные доходы (например, пенсия) – ее облагают по прогрессивным ставкам, что, в зависимости от размера прибыли, может составить 7-39 %;
  • доход, полученный от капиталовложений, с которого взимают 28 %.

Сравнение налогов в Финляндии с другими странами

Аренда коттеджа на берегу финского озера

Его выплачивают в течение одного месяца в случае покупки дома или двух месяцев при приобретении квартиры, после чего, с квитанцией на руках, можно зарегистрировать право собственности.

Ставка налога, выплачиваемого каждый год, не фиксирована, уровень ее зависит от цены и назначения помещения. Каждый муниципалитет устанавливает это значение самостоятельно, но в основном, оно составляет 0,22 – 0,50 % от оценки имущества. Если жилое помещение сдается в аренду, в государственную казну придется вложить 28 % от дохода.

Жизнь на пенсии

В Финляндии одна из самых длинных продолжительностей жизни. Мужчины доживают, в среднем, до 74 – 75 лет, женщины – до 81,5 года. Почти четверть населения являются пенсионерами по возрасту и это притом, что финны заканчивают работать в 65 лет. В наиболее «пожилом» муниципалитете – Луханке – более половины жителей – пенсионеры.
Пенсия в Финляндии может быть нескольких видов:

  1. Народная (или семейная) пенсия. Она является гарантированной и полагается человеку, непрерывно прожившему на территории страны не менее пяти лет, и исчисляется исходя из величины заработной платы и других доходов супруга (супруги). Выплачивают ее также как доплату к трудовой.
  2. Специальная пенсионная выплата для иммигрантов, достигших возраста выхода на пенсию и проживших некоторое время в Финляндии.
  3. Трудовая пенсия, которая зависит от стажа работы и величины оплаты. Отчисления на этот вид пособия, вносят и работодатель, и работник.
  4. Пособие овдовевшему супругу или осиротевшему ребенку.
  5. Выплаты по реабилитации.
  6. Пенсия в нетрудоспособный период.
  7. Пенсия по старости.


Минимальная величина выплат по пенсии – чуть более 600 евро, даже при условии, что человек никогда не работал, средний же размер составляет 1200 евро, что позволяет жить вполне прилично. На пенсию выходят в 63 года, но полная выплата по старости назначается только по достижении 68 лет.

Принуждать заканчивать трудовую деятельность не принято, многие продолжают работать и после достижения пенсионного возраста. За это они получают прибавку (в 4,5 %) и дополнительные льготы, но это при условии, что не было выхода на пенсию.

О желании прекратить трудовую деятельность необходимо за месяц сообщить в пенсионный фонд. Плюсом является полная компьютеризация процесса оформления выхода на пенсию, поэтому финским гражданам не приходится собирать кипу справок в подтверждение трудового стажа, все уже занесено в базу.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно. Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников). Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому рабочему.

Стране стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком; - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, старшего поколения.

Финляндия - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством. Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума.

Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения. Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении.

Министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию. Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя. Пенсионные фонды в Финляндии и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц; занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения. В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Панов Я. Н. Социальное обслуживание населения. Социальная работа за рубежом.

Первый закон о социальном страховании в Финляндии был принят в 1901 г. В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно.

Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).

Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи:

  • - обеспечить каждому жителю Финляндии с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании;
  • - дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком;
  • - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению.

Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством.

Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам о себе заботиться. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же пенсия является делом работодателя.

Пенсионное обеспечение в этой стране - средство "привязки" работника к предприятию: если человек уходит с предприятия, то он не может взять с собой средства, накопленные на пенсию.

В то время как в Финляндии это гарантируется законом. Преимущество финского подхода заключается в том, что вопрос пенсии не препятствует мобильности на рынке труда.

Три цели пенсионной политики в Финляндии привели к образованию системы, которую мы называем "системой трех основ".

Первая основа - выход на пенсию в 65 лет - предусмотрена законом о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, принятым в 1957 г. Прожив 50 лет в стране, человек получает право на пенсию по старости: для женатых100% месячной зарплаты (нетто 27 тыс. гульденов), для одиноких 70% месячной зарплаты. Кроме этого выплачиваются отпускные в размере 8%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в текущем году - взносы, уплачиваемые работающими в этом же году.

Затраты на обеспечение по старости достигли 36 млрд. В настоящее время, согласно закону все общем пенсионном обеспечении по старости, право на пенсию по старости имеют 2,2 млн. человек. Недавно было решено зафиксировать процент суммы взноса и покрывать дефицит из государственного бюджета. Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения.

Вторая основа. Более 80% семейств в Финляндии наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию.Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения.

При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию.Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия.

Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя.

Пенсионные фонды в Финляндии обладают огромным капиталом - в целом около 650 млрд. гульденов размещенного капитала. Взносы частично оплачиваются работодателями, частично работниками (соответственно 2/3 и1/3). При формировании фондов исходят из стандартной доходности 4%(актуарный процент). Фактическая доходность обычно значительно выше, в последние два года в среднем около 16%.

Пока дела идут отлично, но будет ли так продолжаться до 2010 г.? Этого никто не знает в результате растущей инфляции административные расходы могут так вырасти, что и размеры взносов станут очень высокими. Поэтому государство старается побудить работодателей и работников внести поправки в систему пенсионного обеспечения.

Например, не брать больше за основу последнюю зарплату, а исходить из размера средней зарплаты. Это имеет преимущество и с точки зрения справедливости: люди с более или менее ровной карьерой смогут меньше отчислять на пенсию, чем те, кто быстро продвигается по службе.Такой призыв государства должен быть очень убедительным. Правительство в Финляндии не имеет почти никаких средств принуждения, хотя сокращение налоговых льгот и отмена обязательного участия могли бы использоваться как средства нажима.

Третья основа - индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных размеров. Размещенный капитал страховых компаний составляет 200 млрд.

Преимущества "системы трех основ". Главное преимущество нидерландской системы в смешанном финансировании.

У систем пенсионного обеспечения есть два врага: старение населения и инфляция. В распределительной системе инфляция, по существу, не является проблемой, размеры зарплат и выплат растут вместе с инфляцией, а взносы, в принципе, не повышаются. Старение же является серьезным злом для распределительной системы: все меньшее число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество пенсионеров. Поэтому в Финляндии собираются предпринять две акции: установить максимальный размер взносов и создать накопительный фонд. Моррис. Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики // Энциклопедия социальной работы. Т.3.

Последнее означает внедрение в рамках реализации Закона о всеобщем пенсионном обеспечении по старости системы финансирования с полным покрытием. Применительно к этой системе старение не является проблемой, каждый копит свой капитал. Инфляция же, напротив, для такой системы может стать катастрофой.

Таким образом, финская смешанная форма пенсионного обеспечения отличается относительной прочностью.

Финляндию можно причислить к странам с наиболее развитой системой здравоохранения, где доступ к медицинской помощи имеет каждый житель. Если коснуться статистических показателей, то детская смертность в Финляндии является наиболее низкой во всем мире, а средняя продолжительность жизни составляет для женщин 81-83 года, для мужчин 74-76 лет.

Качество обслуживания и доступность медицинских услуг Финляндии считается одной из лучших в мире. Главная роль в обслуживании граждан страны принадлежит государственным и муниципальным медучреждениям, кроме того государство посредством страхования оказывает финансовую помощь частным клиентам. Особенностью финского здравоохранения является децентрализованность здравоохранения, позволяющая максимально эффективно использовать материальные ресурсы и решать проблемы с медицинским обслуживанием в каждом конкретном учреждении и индивидуально на местах.

Структура медицинского обслуживания в Финляндии

Основа медицинских услуг в Финляндии лежит в базовом медицинском обслуживании, к которому имеет доступ каждый гражданин страны. Оно осуществляется 450 муниципальными образованиями, отвечающими за организацию и предоставление медицинской помощи. Непосредственно сами медицинские услуги предоставляются поликлиниками, находящимися в ведении муниципалитета или нескольких муниципалитетов, расположенных по соседству. Муниципалитет наделен правом приобретать услуги и у других муниципалитетов, и в частном секторе.

К услугам, предоставляемым в поликлиниках, относятся: консультации врачей-специалистов, работа детских и женских консультаций, услуги стоматологов, профилактические меры и контроль санитарного состояния окружающей среды.

Поликлиники зачастую сильно различаются по размеру, где самая крупная представляет собой целый комплекс с сотней врачей и организацией высококачественных услуг по различным профилям медицины. А в мелких, расположенных в отдаленных районах, нескольким врачам приходится работать сразу в нескольких направлениях – базовом медицинском обслуживании и экстренной медицинской помощи. Часто поликлиники имеют небольшое стационарное отделение, предназначенное для обслуживания людей с хроническими и неярко выраженными болезнями, зачастую они оснащены физиотерапевтическим, радиологическим и лабораторным отделением.

Большинство муниципалитетов предоставляет медицинскую помощь на основе первого звена – семейного доктора, за которым закреплено около 2000 человек. Считается, что таким образом обеспечивается необходимый контакт врача и пациента, а также предоставление быстрой медицинской помощи (считается, что этот срок не превышает трех дней).

Экономическая сторона государственной системы здравоохранения

Медицинская помощь в рамках, предусмотренных государственным здравоохранением, предоставляется всем жителям Финляндии. Частично медицинское обслуживание оплачивается государством, а частично – муниципалитетом. Размер взносов со стороны государства зависит от различных факторов: численности населения, возрастной группы, количества и характера заболеваний в каждом регионе и т.д.

О частном медицинском обслуживании

Частный сектор, предоставляющий медицинские услуги, дополняет существующую государственную и муниципальную систему здравоохранения. Врачей, работающих исключительно в частном секторе, в Финляндии не более 8% от общей массы финских врачей. При этом более одной трети имеют частую практику, как дополнение к основной работе в муниципальной поликлинике или больнице.

О государственном социальном страховом агентстве

Каждый житель Финляндии обязан быть застрахованным в государственном социальном страховом агентстве (Kansaneläkelaitos или KELA), таким образом он может компенсировать собственные затраты на медицинскую помощь. Финансирование такой страховки складывается из государственных и муниципальных средств, а также работодателей и налогов, снимаемых с застрахованных граждан. KELA обеспечивает каждому ее участнику компенсацию средств, связанную с затратами на лечение болезни, расходы на посещение частного врача, транспорт и покупку лекарств.

Перечень социального обеспечения KELA:

Народная пенсия, доплаты на ребенка, доплаты фронтовикам, пенсия по потере кормильца, специальные пособия иммигрантам и т.д.;

Пособие по болезни и возмещение денежных средств на лечение болезни;

Отцовское, материнское и родительское пособие;

Пособие по беременности родам, пособие по уходу за ребенком и на ребенка;

Пособие по безработице, обеспечение и пособие на учебу и т.д.;

Общее пособие на жилье;

Пособие военнослужащим;

Пособие на реабилитацию и профилактику заболеваний;

Пособие по инвалидности.

Об аптеках Финляндии

Аптеки Финляндии – это частные предприятия, контроль за которыми осуществляет государство. Так цены на лекарство, качество и прочее полностью контролируется государственными структурами. Любые лекарства можно приобрести только в аптеках, большинство – лишь по рецепту от врача. Особенно подобное касается антибиотиков и других сильнодействующих препаратов.

О медицинском обслуживании иммигрантов в Финляндии

В Финляндии право на получение социального обеспечения (KELA) по большей части зависит от длительности пребывания на территории Финляндии.

Для иностранных граждан, пребывающих в Финляндию на временное жительство, социальное обеспечение, как правило, остается недоступным. Для иностранцев, переезжающих в Финляндию с долгосрочным или постоянным видом на жительство, финское социальное обеспечение является обязательным и доступным с момента въезда в страну. К причинам переезда на постоянное место жительства относятся: репатриация, брак или другие тесные семейные отношения с лицом, постоянно проживающим в стране, постоянная работа в Финляндии по трудовому контракту, заключенному не менее чем на два года.

KELA становится доступным при получении вида на жительства как минимум на один год. В тех случаях, когда планируется нахождение в стране на временной основе с последующим оформлением постоянного жительства, социальное обеспечение становится доступным с того момента, когда пребывание в Финляндии становится постоянным.

Для работников, переезжающих в Финляндию и имеющих трудовой договор, все виды социального обеспечения становятся доступными при заключении такого договора не менее, чем на два года. При сроке менее двух лет, работодатель обязуется обеспечить наемному рабочему медицинское обслуживание без некоторых видов социального обеспечения. Некоторые социальные гарантии Kela становятся доступными только после определенного времени проживания на территории Финляндии. Так, например, чтобы получить пособие по материнству, необходимо прожить в стране не менее 180 дней до предполагаемого дня рождения ребенка.

Для членов семьи иностранного гражданина социальное обеспечение становится доступным на тех же условиях.