Вредные привычки как фактор риска у старших школьников. Вредные привычки современного школьника и их влияние на организм

  • 23.09.2019

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Для малышей раннего и дошкольного возраста характерны такие нежелательные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, чавканье, кручение волос и непреодолимое желание чего-нибудь погрызть – от игрушек до ногтей.

Но если взрослые дяди и тёти хотя бы осознают свою неправоту и стараются исправить своё поведение, то ребёнок ещё не понимает, что тот или иной поступок его не красит. Какие встречаются вредные привычки у детей, что с ними делать? Ищите ответы в нашей статье.

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила. Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами. Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Читайте также: Энурез у детей: причины, лечение, рекомендации

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Зная о причинах возникновения «плохих» ритуальных поступков, вы можете предотвратить их негативные последствия. Самый простой совет – уделяйте малышу как можно больше своего внимания и времени, чаще берите его на ручки, ласкайте – кроха должен чувствовать родительскую любовь и нежность.

Кроме того, специалисты предлагают следующие меры для предупреждения нежелательного поведения у детей:

  • старайтесь подольше кормить ребёнка грудным молоком. Это полезно не только для детского иммунитета, но и для ощущения комфорта и безопасности;
  • осторожнее избавляйте малыша от соски, поскольку в дальнейшем он может выработать вредную привычку сосать палец, одеяло или волосы;
  • поддерживайте детскую гигиену, следите за тем, чтобы одежда не жала ребёнку в области паха;
  • избегайте чрезмерной строгости, которая у эмоциональных детей вызывает стресс и тревогу. Отсюда один шаг до появления «успокоительного» в виде патологического поведения.

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей – действенный способ их предупреждения. Чтобы они не стали неотъемлемой частью детской жизни, необходимо с вниманием и заботой относиться к ребёнку, следить за малейшими изменениями в его поведении, не бояться обращения за квалифицированной помощью.

Способы устранения вредных привычек

Эта проблема требует от родителей терпения и согласованности. На избавление от привычки понадобится приблизительно столько же времени (или даже больше), сколько потребовалось для её зарождения. Однако не стоит бороться только с последствиями привычки, необходимо выявить и устранить её причину.

Читайте также: Звучание цвета или как научиться мечтать вместе с детьми!

Например, если малыш сосёт пальчик из-за отсутствия внимания, нужно с лихвой восполнить его дефицит. Чем больше вы будете играть с ребёнком, гулять и заниматься с ним, тем меньше времени останется для формирования вредной привычки.

1. Привычка грызть ногти

По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Если вы не можете своими силами установить причину возникновения стресса, обратитесь к специалисту. Скорее всего, он также посоветует занять ребёнка рисованием, лепкой, складыванием пазлов, то есть задействовать детские пальчики в двигательном процессе.

Детей постарше, особенно девочек, можно приучить на своём примере ухаживать за ногтями, вовремя состригать и следить за их чистотой. Приобретите для ребёнка маникюрный набор, специально разработанный для дошколят и младших школьников.


2. Сосание пальцев

Советы по искоренению этой вредной привычки во многом схожи с рекомендациями к предыдущей проблеме. Однако сосут пальчики чаще маленькие дети (обычно до двух-трёх лет). Кроме того, сосание пальцев (одежды или постельного белья) может быть и своеобразным снотворным.

Если малыш перед сном тащит кулачок в рот, старайтесь успокаивать его нервную систему заранее: исключите за час-два до засыпания активные игры, покупайте кроху, сделайте ему расслабляющий массаж, почитайте сказки. Не нужно хватать детей за руку, бить по пальцам – этим вы только усугубите проблему.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

«РУССКАЯ ШКОЛА»

Вредные привычки современного школьника

и их влияние на организм

исследовательский реферат по химии

ВЫПОЛНИЛА:

Меновщикова Валерия Юрьевна,

ученица 11А класса, СОШ №6

УЧИТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ:

Трусова Любовь Дмитриевна

Минусинск 2008

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I . Анализ вредных привычек

1.1. Характеристика сотовых телефонов, плееров и ПАВ……….. 6

1.2. Почему это опасно?..................................................................... 14

1.3. Меры профилактики и защиты..…………………………..........22

Выводы по главе I …………………………………………………………..27

Глава II . Исследовательская часть

2.1. Методы исследования воздействия вредных факторов

на здоровье школьника…………………………………….……29

2.2. Анализ результатов исследования………………...……………31

2.3. Как бороться с так называемыми врагами?............................... 38

Выводы по главе II ………………………………………………………….40

Список литературы ………………………………………………………….42

Приложения …………………………………………………………………..43

Введение

Актуальность исследования. В последнее время подростки всё больше времени стали уделять современной технике. Многие из них считают наличие телефона или плеера чем–то сверхмодным и актуальным. Они сутками болтают по телефону, часами слушают плееры. А учёные в это время бьют тревогу: все эти удобные вещи могу нанести ощутимый вред здоровью. Ещё хуже, когда подростки делают культ из наркотиков, алкоголя и табака. С помощью них дети «становятся старше», как сами считают, выделяются из миллионов сверстников, самовыражаются, забывают о своих проблемах на некоторое время, считают наркотики баловством, не осознавая, что в будущем, совершив большую ошибку в молодости, сильно поплатятся своим здоровьем.

Пожалуй, многие родители уже сталкивались с проблемой неразлучности своих детей с сотовым телефоном. Подростки с постоянной усталостью, пробелами в памяти, неработоспособностью, проблемами с лёгкими, частыми головными болями, перебоями со слухом – это лишь малейшая частичка того вреда, который могут принести нам курение, сотовые телефоны, плееры, алкоголь и наркотики.

Проблему наркомании, алкоголизма и курения изучали очень многие учёные, такие как: Серейский М.Я., Ураков И.Г., Адылов Д.У., Врублевский А.Г., Радченко А.Ф., Иванец Н.Н., Москаленко В.Д., Лисицын Ю.П., Сидоров П.И., Мирошниченко Л.Д., Корсаков С.С., Стрельчук И.В., Ягодинский В.Н., Антонов – Романовский Г.Г. Что касается влияния сотовых телефонов, то этой проблемой занимались не очень многие. Большой вклад внесли Ю. Григорьев, З. Алексанян, А. Сомов, Э. Свердлоу, учёные из Великобритании, Дании, Норвегии, и особенно Швеции. Исследованием плееров занимался Брайан Флайгор.

Несмотря на то, что злоупотребление наркотиками, алкоголем и табаком стало важнейшими проблемами всего лишь в 20 веке, опыт употребления людьми этих веществ измеряется тысячелетиями, и остаётся открытым по сей день. В настоящее время к этим извечным проблемам добавилась ещё одна: влияние на организм современной техники. Вред, который они несут человеку, особенно ребёнку– очень велик. Я не буду рассказывать, что толкает подростка на употребление наркотиков, алкоголя, табака и использование современной техники, а, используя данные современной литературы, постараюсь показать, какой вред всё это причиняет здоровью подростка, и что ждёт его в будущем.

Цели исследования:

    Показать, какой вред приносят школьнику сотовые телефоны, МР3 плееры, наркотики, алкоголь, курение.

    Рассказать, как можно уберечься от негативного влияния современно техники.

    Раскрыть причины, главные составляющие и признаки алкогольной зависимости, курения и наркомании. Выявить методы защиты от них.

    Провести профилактические беседы на тему «влияние сотовых телефонов и плееров на организм».

Задачи исследования:

    Изучить специальную литературу по теме исследования;

    Показать опасность и способы защиты от негативного влияния современной техники и всевозможных наркотиков;

    Провести анкетирование и опрос учеников с целью получения необходимой информации;

    Провести беседу с целью получения информации о влиянии наркотиков, алкоголя и курения на организм человека;

Гипотеза исследования: мы можем предположить, что современная техника и ПАВ порождают собой страшные процессы в организме человека и причиняют невосполнимый вред здоровью, а уж тем более ребёнку. Поэтому необходимо проводить меры предотвращения злоупотребления ПАВ и излишнего использования современной молодежной техники.

Объект исследования: современный школьник.

Предмет исследования: влияние сотовых телефонов, плееров и ПАВ.

Теоретическая значимость заключается в том, что в работе раскрыта сущность вреда, приносимого наркотиками, алкоголем, курением, сотовыми телефонами, МР 3 и СD – плеерами; формы проявления, способы предотвращения такого рода вреда.

Практическая значимость заключается в том, что исследование может быть использовано классными руководителями при проведении тематических классных часов, учителями; может быть взято учениками и их родителями на вооружение; дать ответы на некоторые интересующие вопросы.

Методы проведения исследования: анализ литературы, анкетирование, опрос, беседа.

Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по 2-ум главам, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Анализ вредных привычек

1.1. Характеристика сотовых телефонов, МР 3 –плееров и ПАВ

Как часто в своей жизни мы задумываемся о том, из чего состоят находящиеся рядом предметы?! Для начала следует разобраться, из чего состоит то, что выбрал современные школьник, то есть: сотовые телефоны, плееры, алкоголь, сигареты, наиболее распространенные наркотики и каким образом они действуют на организм.

Сотовый телефон – это терминал (конечное устройство) сети мобильной связи. Выполняет приём и передачу радиосигналов малой мощности. Во включённом состоянии сотовый телефон принимает и излучает радиочастотные сигналы. Как и любой другой телефон, оснащен микрофоном, динамиком и клавиатурой. Имеет сравнительно небольшие размеры, обычно помещается на ладони. Связывается с сетью мобильной связи с помощью радиосигнала. Схемотехнически мобильный телефон - гибрид рации и миниатюрной ЭВМ. По мере развития техники на ЭВМ мобильного телефона были возложены другие функции - управление телефоном, записной книжкой, а главное - обеспечение пользовательского интерфейса.

Погоня за улучшением пользовательского интерфейса и наращивание нетелефонных, вспомогательных функций началась в середине 1990-х годов.

Появление каждой следующей технологии мобильной связи изменяло облик мобильного телефона, и наоборот, вместе с улучшением характеристик мобильных телефонов появлялись сопутствующие им технологии связи. Появление SMS резко усилило роль клавиатуры, но было подготовлено появлением матричных жидкокристаллических дисплеев, пригодных для отображения текста. Совершенствование экрана мобильного телефона привело к необходимости обмена простыми изображениями и появлению технологии EMS. Затем, когда экран мобильного телефона стал цветным, появилась служба MMS. Очень скоро в мобильные телефоны были встроены камеры, и служба MMS оказалась очень кстати.

В мобильные телефоны постепенно были интегрированы различные устройства и реализованы различные функции - начиная от функций калькулятора и органайзера и заканчивая стереогарнитурой и встроенной камерой со вспышкой и оптикой.

Каждый мобильный телефон, чем больше содержит в себе функций, тем большее количество излучений выделяет.

Сегодня на рынке все чаще появляются различные, миниатюрные устройства для проигрывания музыки в формате МР3. МР3 плееры на нашем рынке представлены от самых не дорогих с небольшим объемом памяти и отсутствием FM радио, до максимального объема в 1Гб, цветного дисплея и даже со встроенными колонками. Как говорится, на любой кошелек, вкус и цвет. Все модели отличаются друг от друга дизайном, качеством исполнения и, что не мало важно - звучанием.
Я хочу привести пример МР 3 плеера на модели 4tune-F353.
По своим габаритным размерам 34х 69х15 мм эта модель не превышает размеры визитной карточки, а по объему напоминает зажигалку Zippo со слегка сглаженными краями. Вес модели со встроенным Li-ion аккумулятором около 200 грамм. Корпус плеера выполнен из серебристого пластика с металлизированными краями, создавая ощущение надежного и качественного устройства. По обеим сторонам корпуса расположены металлизированные кнопки управления. По одной стороне Вкл/выкл, перемотки вправо и влево, кнопка Mode (управление и перемещение по меню). По другой стороне: кнопки регулировки громкости, увеличение «+», уменьшение «-», кнопка блокирования, защита от случайного нажатия «HOLD» в виде металлического полозка, и совсем маленькая кнопочка «Reset», навевающая ощущение обладания маленьким компьютером. Мини USB разъем и микрофон расположен в торце плеера, на противоположной стороне два раздельных гнезда, вход для наушников и линейный вход. Чувствуется продуманность и забота о пользователе, плеер легок в управлении, даже пальцами одной руки.
MP 3 плеер 4tune F-353 оснащен двойным цветным OLED дисплеем, на котором отображается информация, FM приемником, микрофоном (запись производится в формате MP3 / IMADPCM / MSADPCM / PCM / WAV) и наушниками «малютка».

Еще одна функция плеера- это возможность использовать его, как USB Flash накопитель. При подключении к компьютеру система Windows XP автоматически определяет его как съемный диск. По скоростному интерфейсу возможно записать на плеер необходимую информацию, чтобы перенести ее на другой компьютер.
Ценовой диапазон устройства подобного класса достаточно широк от недорогих моделей стоимостью менее 50$ до самых функционально оснащенных свыше 250$. Ориентировочная цена на модель 4tune- F353, с 512Мб памяти составляет 135 долларов и 170 долларов за модель с 1Гб.

ПАВ – это психоактивные вещества, влияющие на эмоциональное состояние человека, его разум и физические способности; к ним относятся наркотики, алкоголь, никотин.

Наркомания – это очень страшная болезнь, она разрушает многие семьи, уводит из жизни большое количество людей, под её контролем находится весь мир, все люди на Земле боятся её. Я не в силах понять, зачем человек идёт на такие муки, что толкает его попробовать наркотики. И почему другие люди, продающие наркотики, уничтожают себе подобных, зная, какую беду несут наркотики?!

Наркотики – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством. Следовательно, происхождение наркотиков различно, но объединяет их сходство воздействия на организм. Так, выделяют 4 типа наркотиков (Приложение1):

Вредные привычки у школьников.

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Задача родителей и педагогов - начать борьбу с ними на самых ранних этапах возникновения. Отметим сразу, что вредные привычки школьников на то и вредные, что вполне могут нанести здоровью ребенка существенный вред.

У школьника младших классов под влиянием стресса может появиться привычка грызть ногти. Даже сложно себе представить, сколько именно микробов накапливается под грязными ногтями, и какой вред здоровью они могут принести.

Кроме того, может появиться у ребенка и вредная привычка грызть карандаши, ручки и прочие канцелярские принадлежности. В этой вредной привычке скрыта немалая опасность для школьника. Проглоченный колпачок от ручки или кусочек карандаша вполне может привести к асфиксии.

Дабы побороть это явление, обязательно следует втолковать ребенку, к каким именно последствиям может привести это поведение. Довольно часто привычка грызть предметы возникает на фоне стресса, вот почему профилактикой вредной привычки детей будет устранение факторов, которые вызывают переживания.

Что же касается вредных привычек подростков-школьников, то они еще более пагубны для здоровья детей.

Перекусы на переменах также можно отнести к вредным привычкам. Очень многие школьники, к сожалению, игнорируют обед в школьной столовой и «перебиваются» фаст-фудом. Конечно же, пополнение энергетических запасов необычайно важно для детей в этом возрасте, но родителям следует следить за тем, чтобы энергию ребенок получал из здоровых продуктов.

Употребление жевательной резинки также вредно для организма школьника, кроме того, в процессе жевания уровень внимания и концентрации снижается, что приводит к плохим оценкам в дневнике.

Вредные привычки детей школьного возраста для каждой возрастной категории могут быть своими, причем, чем старше становится ребенок, тем более пагубные привычки может он обрести, например, это может быть зависимость от мобильного телефона для школьника.

Задача родителей и педагогов - начать борьбу с ними на самых ранних этапах возникновения.

Как только ребенок начинает овладевать знаниями и становится школьником, необходимо с самого начала следить за тем, чтобы у него не появилось вредных привычек при выполнении домашних заданий.

Одна из таких вредных привычек является манера слюнявить палец при перелистывании страниц книги или тетради. Часто такая привычка перенимается у кого-то из старших в семье. После домашних хлопот на кухне или стирки, кожа на пальцах становится сухой и листать страницы журналов и книг становится неудобно.

В результате такой вредной привычки ребенок может заболеть очень неприятными заболеваниями: инфекционным стоматитом, гингивитом, дизентерией, подхватить гельминты и т.д.

Поэтому покупая ребенку книги и тетради, обязательно объясните, что типографская краска, которой напечатаны буквы, очень вредна при попадании в организм. Перед тем, как ребенок садится делать уроки, нужно обязательно помыть руки.

Если страницы плохо переворачиваются, то в канцелярском кабинете можно приобрести специальную губку. Эта губка смачивается водой, и можно увлажнять пальцы с помощью нее, чтобы страницы легче перелистывались.

Еще одна вредная привычка школьника грызть или сосать грифель карандаша и даже стержни ручки. Вред от такой привычки такой же, как и в предыдущем случае. Грифели карандашей и чернила не предназначены для внутреннего употребления, и могут вызвать нежелательные последствия, попав на губы, слизистые ткани гортани и в кишечник.

Как отучить ребенка от такой вредной привычки? Запреты тут не помогают. Если дети грызут и сосут карандаши и ручки, это означает, что они напряжены или волнуются за свою успеваемость.

Если у вашего ребенка появилась такая привычка, купите такие товары для школьников, которые сложно грызть. Например, вместо деревянных карандашей купите металлические, у которых грифель задвигается. Можно купить ручки и карандаши с фигурными наконечниками в виде веселых персонажей.

Во время выполнения домашних заданий следите, чтобы ребенок брал в руки карандаш или ручку только тогда, когда ему нужно писать. А во время обдумывания задания ручка должны находится в стаканчике.

Такие вредные привычки у детей обычно проходят к 9-10 годам.

Детское курение - очень распространённая проблема, и многие семьи сталкиваются с ней. Что же делать взрослым в такой ситуации, как вести себя, чтобы он не начал курить? Что делать, если ребенок уже попробовал сигареты?

Первое, было доказано - ни угрозы взрослых, ни попытка напугать, ни наказания не могут уберечь ребенка от курения. Не редко все происходит наоборот, чем больше «нельзя», тем привлекательнее для детей будут сигареты.

Нужно помнить - если школьник уже попробовал курить, он непременно захочет снов это повторить, тайком от взрослых. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от вредной привычки, нужно начать формировать отношение малыша к курению еще до того, как он попробовал «запретный плод».

Если ребенок еще не пробовал сигареты

Если ещё не курил, то попытайтесь сформировать у него нужное взрослым отношение к курению.

Перед тем, как проводить беседу о вреде курения, взрослым надо бросить курить самим, ведь примером вы все испортите. Статистика говорит, что большая часть курящих подростков появляется в тех семьях, где родители курили.

1. Говорить надо в спокойных тонах, не угрожая и не запугивая, просто покажите факты, и если есть необходимость - неприятные фотографии и примеры.

2. Как бы взрослых не волновала эта тема, не нужно использовать приказного тона, шантажа, ругани и угроз в разговорах о курении. Подростки могут поднять бунт и назло взрослым начать курить.

3. Взрослые могут рассказать подростку истории из своей жизни, связанные с вредными привычками и с тем, что многие дети именно в школе пробуют курить, но не нужно превращать такой опыт в привычку.

Если ребенок курит

Если взрослые узнали, что их подросток уже пробовал или постоянно курит, то в первую очередь, попытайтесь узнать причину курения.

Как правило, они пробуют курить либо, хотят быть такие, как взрослые, либо курения для них кажется «модным» занятием, либо не хочет отличаться от курящих одноклассников, либо делает взрослым назло.

Стоит не забывать, что в классе ребенок проходит через испытания характера и воли, и многие курят из боязни показаться «белой вороной» или «слабаком».

1. Взрослым, которые не хотят или не могут бросать курение, лучше всего не хранить сигареты в карманах одежды или дома, чтобы не делать их легкодоступным для своих детей.

2. Курение нельзя объяснять «взрослостью»: такой образ может быть очень привлекательный для подростка, а связав с ним вредные привычки, он будет изо всех сил стараться достичь «идеал».

3. Разговор о курении должен проходить в спокойной обстановке, не нежно себя вести агрессивно. Нельзя обговаривать все минусы и плюсы вредных привычек.

4. Постарайтесь доказать или объяснить подростку, что в будущем некурящие люди все равно будет «модными» в любом коллективе. Хорошо, если есть возможность его познакомить с преуспевающим некурящим человеком, который мог бы стать большим авторитетом для юного поколения.

5. У многих случаях полезна консультация детского психолога, однако к этому надо прибегать очень деликатно и осторожно, чтобы не возник резкий протест подростка.

#пeдaгoгикa

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2–3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Общая заболеваемость среди 15–17-летних подростков за последние 3 года увеличилась на 14,7%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 25,5%, психическими расстройствами – на 24,5%, заболеваниями костно-мышечной системы – на 20,9%, болезнями системы кровообращения – на 17%.

Наиболее распространённая проблема среди старших школьников это курение. К курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Так проведенное обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками. Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет. К числу постоянных курильщиков среди 13-15-летних можно отнести каждого третьего мальчика и каждую пятую девочку (Даниленко Г.М., Клыгина И.А., 2006; Застенская И.А., Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф., 2006).

Наши данные мониторинга вредных привычек среди российских подростков за период с 2007 по 2012 г. позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая - преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст- 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы.

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций-внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации.

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью.

Курение подростков способствует повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ.

С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения - уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков.

В литературе встречается мнение, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития. В частности, выделяются следующие причины:

  • Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
  • Несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;
  • Наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в полиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей.

Как мы видим вредные привычки среди молодежи, в том числе и среди старших школьников довольно распространенные явления. Их рост наблюдается с увеличением возраста подростка. Причем практически стирается граница между девушками и юношами, имеющими вредные привычки. Все это приводит к ухудшению здоровья старших школьников, к росту числа хронических заболеваний.

      Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек, в формировании здорового образа жизни

Здесь важную роль имеют игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни. Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: "В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре само выражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя .

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.

В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций. Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество личности воспитательные мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием школьников. В «реальном» режиме проходят соревнования по разнообразным видам спорта, спортивные игры в виде эстафет, отдельных силовых конкурсов.

С.А. Шмаков своей книге "Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка. Речь идёт о "Брейн-ринге”, КВН-ах, "Поле чудес”, "Что? Где? Когда?”, "Счастливый случай”. Для подростков восьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, "Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями - атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители. А, как известно посредником между учащимися и их родителями является классный руководитель.

В своей книге М. И. Рожков "Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями. Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:

Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка .

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и школы. Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый участник этого содружества.

Что приобретают родители, семья?

  • - возможность получить новые знания о здоровье;
  • - возможность приобщения к "живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
  • - возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
  • - возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
  • - возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
  • - возможность способствовать укреплению семьи.

Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Итак, что приобретает классный руководитель?

  • - возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;
  • -найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;
  • - лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей; повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи. Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы.

Наша школа ежегодно проводит – месячник под названием "Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.

  • 1. Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.
  • 2. Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
  • 3. Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.
  • 4. Приобретение учащимся навыка сказать "нет”.

Большой интерес у старшеклассников вызывает деловая ролевая игра "Скажи "нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит сообщения о вреде курения и выступают перед учащимися младших и средних классов.

Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в "Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по школе. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.

Примерно по такому же сценарию проходит деловая ролевая игра "Скажем "нет” алкоголю”. Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения. Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.

Работа с родителями старшеклассников проводится по определенной системе, используются различные формы: беседы на медицинские и правовые темы, круглые столы, конференции, консультации психолога и социального педагога. Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

В этой связи реализация образовательных программ, направленных на поддержку здоровьезберегающих технологий, профилактику рискованного поведения и формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, является все более актуальной.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому целью программы является вооружение школьников старших классов системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что здоровье слагается из общей совокупности психического, физического и нравственного состояний человека. В школах должна проводится постоянная работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. Это необходимо для того, чтобы изменить отношение подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Немаловажную роль в этом процессе играет классный руководитель. Так как именно он является связующим звеном между семьей ученика и школой – территорией здоровья.

Практическая часть
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;
  • развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
  • формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.

Подготовительная работа: За неделю объявить учащимся о классном часе и о конкурсе рисунков на тему “Скажем нет!”

Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы красного и зеленого цветов.

Ход классного часа

Основная часть. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!

Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка” )

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.

Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность - приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность - приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение - вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное - постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

  • либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
  • чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое - близких, при этом отучать своих детей - другое, нежели отучать своих родителей.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие - на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ

Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.