Дурные привычки. Вредные привычки у детей: откуда берутся и как бороться Вредные привычки ребенка 7 лет

  • 15.10.2019

Если исключить некоторые неловкие ситуации в обществе, подобная привычка — это естественная реакция взрослеющего крохи на то, что мир постоянно меняется. Не следует забывать и о богатейшей детской фантазии. Малышам трудно сразу адаптироваться ко взрослому и непонятному для них во многом миру, потому они создают для себя вполне комфортное место — воображаемый мир. Если взрослые признают и в чем-то поощряют такой мир своего чада, они тем самым подпитывают его активность к созиданию и творению, что уже очень хорошо. А ситуации, когда любимый «друг» теряется или отправляется в стирку, могут оказаться стрессом для малыша. Но и из этого положения есть выход. Для родителей это прекрасная возможность объяснить ребенку, что порой нужно обходиться без привычных вещей.

Чаще всего игры с воображаемыми друзьями у маленьких детей не выходят за рамки нормы, поэтому не требуют врачебного вмешательства. Однако если родители стали замечать, что каждый раз вместо встречи с настоящими друзьями малыш решает остаться дома играть с придуманными товарищами, тогда нужно обратиться к специалисту.

Игры с содержимым горшка и памперса

Маленький ребенок, который не так давно появился на свет и теперь активно изучает мир, интересуется буквально всем. Порой случаются и вовсе «мерзкие» на первый взгляд ситуации. Дитя справило свою нужду в подгузник, а после стянуло его, извлекло содержимое и активно лепит, рисует на стенах или вовсе дегустирует кал.

Дети чуть старше могут осуществлять подобные манипуляции и с содержимым горшка, если мама отвлеклась и вовремя не вынесла его. Взрослые часто придаются панике, крикам и приступам отвращения по этому поводу, но на самом деле причин для беспокойства нет. Для малыша фекалии — это новый материал для игр. Он был частью его тела, потому не представляет угрозы для ребенка (с позиции его самого).

Родителям просто нужно сделать фекалии не таким занимательным предметом. Чтобы отбить у ребенка желание лепить собственные экскременты, надо развивать и удовлетворять его тактильные потребности. Для этого замечательно подойдет детский пластилин или же тесто (специальное из магазина или домашнее для пирожков), кинетический песок, да хоть строительство замков из грязи — все это вполне насытят тактильные потребности ребенка. Другие нюансы — дело времени и техники родителей. За горшком потребуется почаще следить, а подгузник застегивать крепче (можно использовать хоть скотч ) или заправлять внутрь одежды.

Странные вкусы детей

Частенько случается так, что маленькие дети поедают все то, что вызывает у взрослого чувство удивления и непонимания. Это может быть клубок пыли и шерсти, кусок мела, наполнитель туалета для кота, камушки на улице, контактные линзы, несъедобные растения и прочий мусор.

Родителям не нужно беспокоиться. Дело в том, что ребенок использует свой рот как важный инструмент для исследования окружающего мира. Поэтому часто то, что нельзя съесть, будет хотя бы облизано ребенком. Малыши часто что-то кусают, лижут или сосут — для раннего возраста это норма. Любой взрослый человек может припомнить у себя кончик ручки или ластика от карандаша во рту. Но вместе с тем взрослому человеку трудно признать, что кушать шерсть — это нормально.

Важно обратить внимание на тяжесть проявления привычки у крохи и ее частоте. Если ребенок очень часто поедает грязь или ворс с ковра, само собой, нужно обратиться к врачу.

Ковыряние в носу

Смотреть на это, конечно, не особенно приятно. Но придется признать: ноздри - особо интересные отверстия для изучения, тем более, в детском возрасте. Ключевой навык в такой ситуации - раз за разом сохранять спокойствие и предлагать воспользоваться носовым платком в детской или отправиться в ванную комнату, потому что «никому здесь не нравится за этим наблюдать».

Иные странные привычки

Случается и так, что детки путают день с ночью, а жару с холодом. Иногда они требуют одеть на них комбинезон в жаркое время года, а порой предпочитают бегать по квартире голышом. Другие малыши любят представлять себя песиком или кошкой, весело лая или мяукая, бегая на четвереньках, требуя миску и облизывая лицо. Родителям не стоит пугаться странностей ребенка. Это естественная стадия развития, которая предусматривает осознание окружающего мира и своего места в нем. Эта категория нормальна до тех пор, пока не мешает жизни. Следует просто пояснить, когда можно быть собачкой, а когда нет.

Взрослым потребуется лишь терпение, такая стадия скоро пройдет. А пока можно позволить малышу вволю проявить фантазию. У таких детей часто позже открываются способности к театральному искусству. Для поддержания «боевого духа» родителям можно снять небольшое видео странных пристрастий «щеночка», который требует внимания, скачет и гавкает по квартире. Спустя много лет этот смешной ролик очень здорово будет показать на свадьбе такого хулигана.

Читаем также:

Дурные привычки — Школа доктора Комаровского

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе.

Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

Причины возникновения

Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

Вредные привычки могут быть:

  • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
  • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
  • следствием психологических и неврологических проблем.

Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития. Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого. Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

На что обратить внимание

«Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д. В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова.

Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

Что делать с «дурной» привычкой

Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно. Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад / не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.
2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить. Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие. Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить). Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.
3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними. Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!
4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.
5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.
6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник. Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.
7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

Чаще всего дети прибегают к таким постоянно повторяющимся действиям во время напряжения, безделья утомления или скуки. Многие привычки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте и сохраняются по мере того, как ребенок достигает школьного возраста, либо же они повторяются вновь через некоторое время. Очень часто дети не осознают своего поведения, поэтому явно не используют эти привычки для того, чтобы проявить непослушание.
Причины проявления таких привычек до сих пор неизвестны. Природа их возникновения наводит на мысль о том, что такие привычки служат успокаивающим процессом для головного мозга. Интересен тот факт, что даже во взрослом возрасте многие люди прибегают к некоторым из таких успокаивающих способов во время стрессовых ситуаций: они грызут кончик карандаша или ногти, оттягивают мочку уха, накручивают волосы на палец.

Появление привычек у детей

Некоторые успокаивающие привычки - например сосание большого пальца и покачивания тела -начинают проявляться в младенческом возрасте и к среднему подростковому возрасту постепенно исчезают. В среднем подростковом возрасте многие дети с привычкой сосать большой палец ограничиваются ею только у себя дома перед сном, во время просмотра телевизора или в периоды сильного расстройства. Зачастую такое поведение сопровождается и другими привычками ранних лет, например сворачиваться калачиком под одеялом.

По мере взросления ребенка, развития его самообладания и понимания самого себя привычка сосать большой палец, как правило, исчезает - чаще всего это происходит к 6-8 годам. Помимо этого при увеличении давления со стороны сверстников дети стараются усилить контроль за своим поведением.
Таким же образом для небольшого числа детей среднего подросткового возраста нормальным поведением является укачивание себя перед сном. Они могут сворачиваться калачиком и раскачиваться с такой силой, что кровать начинает шататься из стороны в сторону и даже стукаться о стены - до тех пор, пока ребенок не заснет. Некоторые дети качают головой вперед и назад, время от времени ударяясь о стену.

Распространенные детские привычки

Вот некоторые наиболее распространенные успокаивающие привычки, проявляющиеся в среднем подростковом возрасте, которые вызывают беспокойство родителей:

  • сосать большой палец;
  • раскачиваться;
  • биться головой;
  • грызть ногти;
  • отрывать кутикулу;
  • накручивать на палец волосы;
  • мастурбировать.

Другие дети раскачиваются, сидя на стуле. У родителей такие странные привычки вызывают сильное беспокойство, но дети могут проявлять их каждый вечер перед тем как спокойно отойти ко сну. Ритмичные движения необходимы им для того, чтобы успокоить центральную нервную систему в период перехода от бодрствования ко сну.
Детские привычки грызть ногти, отрывать кутикулу, накручивать на палец волосы и ковырять в носу также встречаются довольно часто (и действуют не менее раздражающе), появляясь в возрасте от 3 до 6 лет. Такое поведение может сохраняться и в среднем подростковое возрасте, а возможно, и позже. Как и другие успокаивающие привычки, такие проявления являются редуцирующими агентами, «бесполезной тратой времени», и неподвластны осознанию или пониманию ребенком происходящего.
Периодичность проявления этих привычек может ослабевать и вновь набирать силу, и часто это происходит без очевидной причины и вне зависимости от вмешательства родителей. Некоторые наблюдатели отметили, что ребенок, который грызет ногти Или отрывает кутикулы, зачастую делает- это до появления крови или проявления сильной боли; возможно, это естественное следствие и служит основной причиной окончательного исчезновения привычки. В любом случае такие привычки чаще всего со временем проходят.

Как избавиться от навязчивых привычек подростков

Первый шаг к умению справляться с успокаивающе-навязчивыми привычками вашего ребенка - простое игнорирование их. Чаще всего они сами проходят со временем. Если вы привлекаете к ним внимание используя резкие слова, осмеивая или применяя наказания, внутреннее напряжение и осознание того, что привычка должна исчезнуть, увеличиваются, а проявление привычки при этом усиливается. Наказание не является эффективным способом искоренения таких привычек.
Но и игнорирование их для большинства родителей может представлять трудность. Кроме того, если у матери или отца привычка ребенка вызывает раздражение или огорчение, игнорирование не способствует исчезновению этих чувств. Старайтесь сдерживать свои негативные комментарии и дождаться, пока привычка не пройдет сама собой.
Если ваш ребенок сосет большой палец или грызет ногти, он может сам захотеть избавиться от привычки и поэтому поддерживать ваши желания собственными стараниями. Попробуйте использовать следующие методики.

  • Если вы заметите, что у ребенка не проявляются признаки успокаивающей привычки на протяжении длительного времени, вознаградите его заранее оговоренным способом.
  • Применяйте средства, находящиеся в свободном доступе, такие как составы с горьким вкусом, которые можно наносить на пальцы рук или кутикулы, чтобы они служили напоминанием для ребенка, когда он начнет грызть или сосать большой палец. У такого подхода относительно низкий уровень успеха, но он достаточно простой и при совместных с ребенком стараниях может оказаться эффективным методом. Узнайте про такие средства у фармацевта.
  • Положительное подкрепление является наиболее эффективным способом изменения поведения. Подчеркивайте и вознаграждайте новое поведение, которое вам хотелось бы видеть. Помощь могут оказать схемы со звездочками и система ежедневных вознаграждений.

Изменить привычки можно за неделю
Почти любую привычку можно изменить за одну неделю, если только все взрослые будут последовательны и не забудут подбадривать и хвалить ребенка. Вы хотите, чтобы малыш перестал кусаться или научился спать всю ночь в отдельной кровати? Скорее всего недели на это окажется достаточно - при условии, что вы проявите настойчивость.

  • Будьте последовательны. Все взрослые в доме должны придерживаться одних и тех же правил.
  • Расскажите сказку или прочитайте книжку о том, как герой преодолел вредную привычку.
  • Используйте награды и поощрения - хвалите ребенка, когда он поступает правильно, обнимайте и целуйте его, вручайте специальные наклейки или значки.
  • Вовремя предотвращайте конфликты: если предчувствуете спор или ссору, измените планы.
  • Немедленная реакция. Тот или иной поступок ребенка должен иметь соответствующие последствия (хорошие или плохие).
  • Не обращайте внимания - не стоит тратить силы и нервы из-за незначительных или случайных проступков.
  • Не все сразу. Сосредоточьтесь на одной привычке, которую хотите изменить.
  • Подавайте пример. Ребенок смотрит на вас и берет ваши поступки за образец. Станьте примером достойного поведения, уважения и любви к окружающим.

Привычка - это поведение, образ действий, склонность, ставшие для ребенка в жизни обычными и постоянными. Однако с привычками не рождаются. Они очень быстро формируются у детей под влиянием воспитания и условий жизни. Это относится и к полезным, и к вредным привычкам. Вредные возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное, систематическое воспитание полезных навыков. Важно отучить от нежелательных привычек, пока они. не стали частью личности ребенка и причиной нелестных ярлыков.

Как отказаться от вредных привычек
Вот основные шаги в этом процессе.

Если привычка становится проблемой . Нужно ли отказываться от той или иной вредной привычки? Должны ли вы вмешаться или просто посмеяться над действиями ребенка? Поскольку положительные привычки выработать у ребенка намного легче, чем отучить от вредных, этим необходимо заниматься с первых лет жизни. Привычка может быть для ребенка способом расслабиться. Особенно это относится к нервным, легковозбудимым детям. Если вы отбираете безопасный способ снятия напряжения, его место может занять другой, менее желательный. Общее правило: если привычка беспокоит ребенка (сосание пальца приводит к тому, что палец меняет форму, инфицируется, искривляются зубы), вызывает насмешки окружающих или приводит к социальной изоляции, пришло время вмешаться. Вот как это делается.
Определите причину. Какие условия заставляют ребенка дергаться, кусать ногти, дергать себя за волосы, ковырять в носу или скрипеть зубами? Ему скучно, он устал, сердит, возбужден? Заведите дневник привычек, и, насколько это возможно, корректируйте окружающую среду ребенка, чтобы ликвидировать причину. Если появление вредной привычки связано со сменой воспитателя, вероятно, стоит задуматься о его замене. Если шестилетний ребенок сосет палец, когда смотрит телевизор, возможно, вам нужно переключить его внимание, увлечь чем-нибудь интересным (например, предложить прогулку, конструирование, ри^ сование и т. д.).
Конфликтовать или нет? Это серьезная отрицательная привычка, грозящая физическим или социальным вредом ребенку, или незначительная, которую лучше проигнорировать? Привлекая внимание ребенка к мелочам, можно усугубить привычку или превратить ее в большую проблему. Если это все-таки пустяк, обратите внимание на условия, вызывающие эту привычку, а не на нее саму, так вы предотвратите ее перерастание в отрицательную черту характера. Вовлекайте ребенка в процесс самоконтроля над привычкой. Это его действия, и только он может отказаться от них. Узнайте, докучают ли они ребенку и каким образом.
Мотивируйте . Если вы решили, что привычку надо устранять, обсудите это с ребенком и вовлеките его в процесс. Продумайте с ним, как лучше искоренить вредную привычку и как будете сотрудничать на этом пути. Предложение поощрения является стимулирующим фактором. Важно понимать, что вредные привычки возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное воспитание полезных навыков.
Семейные привычки. Как маленькие обезьянки видят, так они и делают. Проанализируйте привычки людей, пользующихся авторитетом у ребенка в семье. Вы грызете ногти, кусаете губы, стучите ногами? Мать привела сына на консультацию, потому что он дергался, делал много лишних движений. Изучив семейную историю, мы поняли, что истоки надо искать в семье. Многие члены семьи вели себя точно так же. Это никогда не считалось большой проблемой и рассматривалось как простая причуда. Поскольку мальчика эта привычка не беспокоила и никто не дразнил его, мы решили, что лучше не акцентировать на ней внимание, чем причинять ребенку лишнее беспокойство.
Дайте ребенку расслабиться. Для некоторых людей определенные привычки могут быть средством расслабления или временным отвлечением в стрессовой ситуации. Внимательно посмотрите, как действуют стрессы на жизнь вашего ребенка, постарайтесь уменьшить их влияние, насколько это возможно. Как правило, манеры поведения изменяются или приобретают новые черты после переезда, потери родителя, развода или других серьезных перемен в жизни ребенка.
Предложите замену. Эффективным способом избежать возникновения вредной привычки является предложение альтернативного варианта. Если пальцы ребенка заняты, сжимая мяч, у него не будет возможности сосать их. Научите ребенка немедленно переключаться на безопасную альтернативу, если он оказывается в ситуации, вызывающей вредную привычку, или осознает, что такая ситуация наступает. Например, как только ребенок, имеющий привычку грызть ногти, почувствует, что его руки приближаются ко рту, он должен согнуть пальцы или перебирать ими шарики в кармане. Он может крутить кольцо на пальце или крепко сжимать кулак, а затем расслабляться, тряся рукой. Практически - это альтернативы. Тренировка, тренировка, тренировка: есть желание грызть ногти - сжать пальцы в свернуть кулак или надеть кольцо. Чтобы помочь ребенку запомнить, подберите альтернативе какое-нибудь название, например «замена» или «обход». Спокойно повторяйте ему: «Помни свою замену».

При появлении странностей в поведении многие родители, особенно неопытны,е пугаются, начинают ругать кроху либо водить его по специалистам. Но в большинстве случаев достаточно попросту игнорировать такие малоприятные детские выходки.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.

Приблизительно с 6 месяцев дети приступают к изучению возможностей собственного тела. Отсюда и разнообразные хватания, кручения предметов, повторения мимики родителей, касания половых органов. Нередки случаи, когда дети изучают окружающий мир с помощью своего лба, активно стуча головой по стенам и полу.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Самоуспокоение

К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.

Ребёнок бьётся головой о стены

Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.

Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:

  • желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
  • истерический приступ ( нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
  • разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
  • самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
  • недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, высокого ).

Что делать родителям?

Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.

Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.

Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.

Сосание пальца или одежды

Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.

Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.

Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.

Что делать родителям?

Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.

Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго. При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать.

Приверженность ритуалам

Примерно в полуторагодовалом возрасте у детей нередко возникают определённые ритуальные действия, которые выполняются каждодневно. К примеру, одни малыши тщательно выставляют игрушки в рядок или желают одеваться по строгому алгоритму (сначала обязательно кофточка, а уже потом колготки). Если данный ритуал нарушить, ребёнок выходит из себя, злится и устраивает истерику родителям.

Откуда берётся такая странная привычка? Маленькие детишки стремятся жить в упорядоченном пространстве, в стабильном состоянии. Подобные желания и поступки абсолютно естественны, тем более что часто это происходит в форме игры.

Беспокоиться нужно в том случае, если ребёнок одержим ритуальными действиями, при этом интерес к другим занятиям и общению с ровесниками или взрослыми полностью или частично отсутствует. Подобная странность может свидетельствовать об аутичных наклонностях.

Что делать родителям?

Если кроха активен, развивается нормально, интересуется окружающим миром, но при этом выполняет некоторые ритуальные действия, особенно беспокоиться не о чем. Но, если родителей тревожит такое поведение (либо звучат другие «звоночки»), следует обратиться за квалифицированной помощью.

Исследование своего тела

Изучение собственного тела принимает разные формы. Самое простейшее – это ковыряние в носу, ухе или пупке. Ребёнку очень интересно, что находится там, внутри. Данную привычку вообще сложно назвать странностью, если, конечно, малыш не делает это на публике, причём напоказ.

Иное дело – изучение и касание интимных мест. Подобная особенность может возникнуть совсем рано – буквально в 7 — 8-месячном возрасте, когда с крохи снимают подгузники и он, наконец, может заняться внимательным исследованием скрытых прежде органов.

Повзрослев, ребёнок начинает повторять подобные действия, поскольку получает некое удовлетворение от прикосновений. При этом следует понимать, что подобные реакции не являются отклонением, если носят единичный и непубличный характер. Ненормально, если малыш стремится часто трогать себя, причём отказывается от игр с ровесниками, других занятий.

Эксперты не рекомендуют запрещать исследовать тело, ругать или насмехаться над ребёнком. Важно переключить детский интерес на что-то другое. Если вы заполните досуг малыша, ему не будет скучно, следовательно, говорить о мастурбации не придётся.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте. Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша.

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью.

Вредные привычки у детей и их разновидности. Способы коррекции неправильного поведения у ребенка. Профилактика возникновения вредных привычек у подрастающего поколения.

Разновидности вредных привычек у детей

Как показывает жизненная практика, любой человек не без греха и подвержен определенным слабостям. Вредные привычки закладываются в раннем детстве и становятся со временем устоявшимися рефлексами, которые могут выглядеть по-разному.

Визуальные вредные привычки у ребенка


Что заказывали, то и имеем. Подобная острота перестает быть смешной, когда речь заходит о вопросе, как отучить ребенка от вредных привычек.

К наиболее неприятным отклонениям в поведении подрастающего поколения стоит отнести следующие манипуляции:

  • Ковыряние в носу . Подобная отталкивающая манера вести себя на людях довольно часто распространена среди детей. От нее необходимо однозначно избавляться, потому что даже звездность Брэда Питта, Дэвида Бекхэма и Джона Траволты не спасли их репутацию при наличии данной вредной привычки.
  • Обгрызание ногтей . Во-первых, подобное занятие существенно портит кутикулу и создает опасность проникновения в организм инфекции. Во-вторых, вряд ли кому-то понравится наблюдать за человеком при этом действии.
  • Сутулость . Дети обычно горбятся по разным причинам. Такая устоявшаяся привычка может быть как признаком сколиоза, так и нежеланием лишний раз расправить свои плечи.
  • Повышенная жестикуляция . Излишне импульсивные дети любят размахивать руками во время разговора. Именно так они показывают свой темперамент, что не всегда выглядит эстетично.
  • Обкусывание губ . Некоторые маленькие особы при стрессе могут зажать зубами данный орган до крови. В дальнейшем при малейшем волнении ребенок начинает кусать губы постоянно.
  • Перебирание волос . Таким образом, ребенок успокаивается, превращая привычное занятие во вредную привычку. Волосы при этом салятся, что проблематично особенно для девочек.
  • Дергание мочки уха . Основные жесты лжеца включают в себя озвученную позицию, а также теребление шеи. Следовательно, от данной вредной привычки следует избавляться, чтобы не прослыть неискренней особой и даже вралем.
  • Шарканье ногами . Обычно этим страдают люди в довольно пожилом возрасте. Однако и детям свойственна подобная вредная привычка, которая выглядит нелепо.
  • Чавканье . При этом ребенок также хлюпает, когда пьет, что смотрится довольно не эстетично. Во время приема пищи дети с такими наклонностями вызывают раздражение у окружающих.
Терпение и только терпение понадобится при вопросе, как бороться с вредными привычками у детей. Если взрослые на подобное поведение ответят агрессией, то они только усугубят возникшую проблему.

Поведенческие вредные привычки у детей


Визуальные признаки дурного воспитания иногда выглядят невинно на фоне реальных проявлений детского неадекватного поведения. Вредные привычки при этом можно обозначить следующим образом:
  1. Склонность к дракам . Отстоять в честном бою любимую игрушку не является какой-либо патологией. Если же подобное поведение становится нормой, то родителям стоит задуматься над возникшей проблемой.
  2. Фантазерство . Юный Мюнхгаузен обычно не является опасной для социума личностью. Однако все хорошо в меру, потому что иногда ребенок может лгать во вред своим близким. В Швеции стал сенсацией случай, когда подросток с богатой фантазией подал в суд на своих родителей за жестокое избиение, которого не было.
  3. Провокаторство . Очень часто дети четко видят намечающийся конфликт между родителями. В этом случае в ход может пойти манипулирование враждующими сторонами. При стабильности таких разногласий юный провокатор в будущем станет специалистом по воздействию на психику человека в своих корыстных целях.
  4. Присвоение чужих вещей . При этом дети не считают себя воришками, а твердо уверены в своей правоте. Подобная привычка однозначно является асоциальным проявлением поведения маленькой личности, которую не контролируют родители.
  5. Онанизм . У малышей он связан обычно с проблемами с мочеполовой системой, потому что исключительно в подростковом возрасте начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.
Многие родители изумляются тому факту, что в их благополучной семье растет шалопай. Потакать некоторым детским капризам нужно, но необходимо четко дать понять ребенку, что его поведение всегда находится под строгим контролем папы и мамы.

Способы борьбы с вредными привычками у ребенка


При любой проблеме можно найти выход из возникшей ситуации. Родителям следует вести себя следующим образом, чтобы их чадо избавилось от какой-либо вредной привычки:
  • Повышение самооценки ребенка . Если ты не любишь себя, то требовать уважения со стороны социума бессмысленно. Прежде всего малышу стоит внушить концепцию его самодостаточности. Профилактика вредных привычек у детей подразумевает их уничтожение на начальной стадии формирования патологии. Нельзя растить в семье эгоиста, но при этом очень опасно воспитывать у своего потомства заниженную самооценку при склонности к вредным привычкам.
  • Справедливое наказание . Молча наблюдать за пагубными пристрастиями своего ребенка ни в коем случае нельзя. Однако жестокость в воспитательном процессе приведет к усугублению проблемной ситуации.. Дурная голова ногам покоя не дает. Подобное мудрое высказывание подходит в том случае, когда у ребенка появилась плохая привычка. Следует занять свое чадо по максимуму, чтобы у него не осталось времени на глупые мысли.
  • Расслабляющий массаж . Если ребенок сосет палец, разговаривает во сне или страдает лунатизмом (сомнамбулизмом), то эти вредные привычки реально устранить при помощи озвученного метода. Вечером (после расслабляющей ванны с ромашкой или лавандой) ему необходимо размять мышцы спины и плечи. Движения взрослого при этом должны быть мягкими, потому что при применении силы можно травмировать своего ребенка.
  • Развивающие игры для моторики . Среди способов устранения вредных привычек у детей довольно популярно использование этого метода. Ребенок отучится грызть ногти и сосать палец, если показать ему определенное упражнение. В холщовые мешочки необходимо поместить фасоль, горох, гречку и пшено. Если ребенок уже достиг сознательного возраста, то можно предложить ему угадывать состав, который он щупает пальцами через ткань.
  • Единство в воспитании . Папа и мама во избежание возникновения двойных стандартов должны требовать от своего чада одно и то же. Вредные привычки асоциального характера часто возникают у тех детей, которые научились манипулировать сознанием родителей. Маленького драчуна или воришку должны отчитать и папа, и мама, чтобы он понял неправильность своего поведения. Игра в плохого и хорошего полицейского в данном случае только усугубит возникшую проблему.
  • Отказ от кардинальных мер воздействия . Ни в коем случае нельзя по совету «мудрых» в плане воспитания особ мазать пальцы ребенка горькими средствами, если он их сосет или грызет ногти. Во-первых, это может негативно сказаться на состоянии детского желудка. Во-вторых, как показывает практика, подобный метод редко срабатывает.
  • Полезная ассоциация . Не только при помощи личного примера реально бороться с вредными привычками у ребенка. Если у него есть какой-либо кумир (артист, герой анимации, персонаж из компьютерных игр), то следует донести до своего чада информацию, что идол не одобряет имеющиеся у его фанатов вредные привычки.
  • Смешной пример . В данном случае психологи рекомендуют ознакомить ребенка с поучительными «Вредными советами» Григория Остера. Во время совместного чтения веселых и саркастичных стихотворений необходимо объяснять своему сыну или дочери нормы морали и культуры поведения в обществе.
  • Акцент на достоинствах ребенка . При наличии вредной привычки у своего чада следует корректно на нее указывать, делая при этом упор на положительные стороны характера сына или дочки. Пусть они грызут ногти, зато в плане декламирования стихов им нет равных. Главное при этом придерживаться золотой середины, чтобы не воспитать зазнаек и воображал.
  • Поощрение ребенка . Даже небольшая победа маленькой личности над своими слабостями должна быть вознаграждена. Можно предложить ей пойти на любимый кинофильм или посетить детское кафе. Ни в коем случае нельзя откупаться при этом деньгами, потому что это сформирует в ее сознании инстинкт потребительства.
  • Приучение к гигиене . Онанизм не всегда возникает из-за болезни мочеполовой системы. В некоторых случаях у детей появляется повышенное внимание к своей интимной зоне из-за элементарного пренебрежения водными процедурами, что приводит к зуду в области половых органов. Неряшливость тоже своего рода вредная привычка, поэтому маленьких грязнуль необходимо приучать к гигиене.
  • Консультация у психолога . При серьезной проблеме у ребенка без помощи специалиста не обойтись. Именно он сможет выстроить график индивидуальных занятий с маленьким пациентом, используя игровую методику и когнитивно-поведенческую терапию.

Профилактика вредных привычек у детей


Беду лучше изначально предотвратить, чем в дальнейшем пожинать плоды собственной безответственности. Врачи рекомендуют придерживаться следующей линии поведения, когда в семье появился ребенок:
  1. Грудное кормление . Специалисты настаивают на том факте, что у детей, которые долгое время получали материнское молоко, обычно не бывает визуальных вредных привычек. Вместо сосания пальца они интуитивно искали в свое время материнскую грудь и не воспринимали «пустышку», от которой затем очень сложно отучить свое чадо практически всем родителям.
  2. Любовь к малышу . Папа и мама часто стараются воспитывать в строгости свое потомство. В некоторой степени это является правильным решением, но не нужно перегибать палку. Вредные привычки часто возникают у того ребенка, который закомплексован или напуган агрессией со стороны взрослых.
  3. Корректный отказ от соски . Некоторые фанаты Бритни Спирс возмутились при виде фото, где она была с трехлетней дочерью с данным предметом во рту крохи. Она объяснила своим фанатам этот факт тем, что постепенно отучает малышку от вредной привычки и не травмирует психику ребенка. Такой же позиции придерживаются Дэвид Бэкхем, Том Круз и Сара Джессика-Паркер. В данном возрасте лучше всего при помощи ласки отучить ребенка от ненужных ему привычек. В ином случае малыш начнет сосать палец, грызть ногти и теребить мочки ушей даже до подросткового возраста.
  4. Предотвращение стрессовых ситуаций . Иногда дети во время волнения начинают накручивать волосы на палец, активно жестикулировать или раскачивать головой. Психологи после ряда исследований пришли к выводу, что подобные вредные привычки и их последствия наблюдаются у детей, которые когда-то испытали сильное душевное потрясение. Необходимо контролировать свое поведение и не допускать выяснения отношений между супругами в присутствии ребенка.
  5. Личный пример . Сложно ругать курящего подростка, если его родители подвержены подобной пагубной привычке. Необходимо на личном примере показать ребенку тот фактор, что неправильное поведение может пагубно повлиять на его будущее. Родители должны запомнить главные правила положительного влияния на своих детей: за столом не чавкать, следить за своей речью и осанкой, не шаркать ногами, не демонстрировать повышенную жестикуляцию.
  6. Работа над правилами этикета . В игровой форме необходимо доносить до малыша информацию о том, как необходимо вести себя в обществе. Можно предложить ребенку познакомиться с воображаемым другом, который все делает правильно. Не стоит при этом бояться развития у сына или дочки раздвоения сознания, потому что в этом возрасте дети склонны фантазировать. Однако следует контролировать ситуацию, чтобы малыш не стал профессиональным лгуном.
Как бороться с вредными привычками у детей - смотрите на видео:


Древнеримский философ Цицерон в свое время сказал, что привычка является второй натурой. Следовательно, сознательным родителям необходимо приложить все усилия для коррекции поведения своего потомства. В ином случае их ребенок может стать изгоем в обществе, над которым станут потешаться люди без вредных привычек.