Экскурсии и целевые прогулки в природу. Конспект природоведческой экскурсии для детей старшего дошкольного возраста

  • 10.03.2020

«Проведение экскурсий и целевых прогулок с детьми дошкольного возраста»

подготовила старший воспитатель

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Организация и методика проведения экскурсий

Экскурсии, как форма занятий, проводятся начиная со средней группы не реже 1 раза в месяц.

    природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру, экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (почта, библиотека, школа, магазин и другие).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "эта­жи" парка и водоема , определяя обусловленное взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы . Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы , сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Главная цель заключительной части — подведение итогов экскурсионной работы.. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Экскурсия в дендрарий

Цель: дать представление о лесе, видах лесов, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с дендрарием, как частью леса

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

Уточнить знания детей о строении дерева, кустарника

Вызвать интерес к растениям родного края

Развивающие:

Совершенствовать речь

Развивать мышление, воображение

Развивать координацию движений и мелкую моторику

Речевые:

- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

Активизировать словарь: дендрарий , листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, температура; астры, георгины, гладиолусы; рябина, калина, шиповник; пожухла; лиловый, золотой, багряный; перелетные, оседлые

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

Воспитывать у детей любознательность

Любовь и бережное отношение к родной природе

Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников

Наблюдение за деревьями на прогулке

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза», рассказов Г.Снегирева «Кто сажает лес», Н. Сладкова «Лесные силачи»

Ход:

Ребята, посмотрите, куда мы пришли, прочитайте, пожалуйста, название. Кто из вас знает что такое «Дендрарий» ?! Дендрарий – это сад, в котором размещена коллекция древесных и кустарных растений. Сажают растения в дендрарии студенты со своими преподавателями из лесо-хозяйственного техникума. В дендрарии демонстрируется богатство и разнообразие древесных растений различных стран мира, проводится научная,учебная или опытно-производственная работа. В дендрарии распространяют посадочный материал, семена и черенки ценных и редких древесных растений.

Посмотрите, на этот стенд. Что на нём нарисовано? (знаки о правилах поведения в дендрарии)

Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?

Что они запрещают? (рвать цветы, разрушать муравейники, трогать гнезда птиц, разводить костер, мусорить …)

Сегодня мы с вами узнаем, какие растения растут в дендрарии. И увидим, как особенно красив лес осенью.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой,
Вступает в пестрый терем свой...
И. Бунин

Экскурсия по дендрарию.

Посмотрите, на каждом растении есть табличка, на которой написано название и краткая информация о растении.

По ходу рассматривания разных деревьев и кустарников, происходит сбор листьев для игр и гербария.

Как отличить дерево от кустарника? (деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов)

Давайте поиграем в игру «Найди дерево». Я вам буду загадывать загадки про деревья, а вы должны найти и подбежать к дереву-отгадке.

В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С белыми сережками. (береза)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (осина)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год. (елка)

У нее длинней иголки,
Чем у елки. (сосна)

В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (рябина)

Он могучий и большой

Богатырь в стране лесной.

Семена его бочонки,

Птичьи трели в ветвях звонки (дуб)

Молодцы! Узнали все деревья! А теперь скажите, как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты листьями? (лиственные).
- Какие лиственные деревья вы знаете? (ответы детей)
- А как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты хвоей? (хвойные)
- Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей)
- А что такое лес? (ответы детей)
-Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?(деревья очищают воздух, делают его свежим, из древесины люди делают мебель, строят дома). Правильно, поэтому так важно беречь лес, заботиться о каждом дереве, не ломать ветки. - Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.(корень, ствол и крона)

Лес сравнивают с многоэтажным домом. Показать " Этажи леса”.

Третий этаж - Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.

Второй этаж - Еще ниже расселились кусты и кустарники.

Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы.

Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.

Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)

Игра – имитация «Мы – осенние листочки».

Поиграем в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». (Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.)

С л о в а к и г р е:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим, (Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками,приседают.)

А потом летать устали! (Дети приседают, помахиваялистиками над головой.)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая листиками.)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю тихо сели. следят, куда они упадут.)

Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Ребята, посмотрите вокруг. Запомните красоту осеннего леса. Какими разными по цвету могут быть листья одного растения. Какое чисто – голубое небо. Сколько в осеннем лесу красок. Когда мы придём в детский сад, всю красоту осеннего леса, вы изобразите на бумаге при помощи красок.

Осень мне нравится очень.
Яркая это пора:
Деревья наряды меняют,
Пестреют родные леса.
Так хочется в лес убежать мне,
Где разные листья найду.

Букет соберу я красивый,
И маме его подарю.

Вот и закончилась наша экскурсия. Вам она понравилась? Где мы были? А что же мы узнали сегодня нового? (дети отвечают, высказывают свои впечатления)

Молодцы!

Возвращение в детский сад.


«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период».

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки - походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала.

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем. Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса» М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой - экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные. Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу , как выращивает растения и животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»

Природоведческие экскурсии – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области.

Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире.

Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, море и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, полярное сияние, сезонные явления природы и т.д.

Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные.

Тематические – это ботанические, геологические, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные, экскурсии по уникальным памятникам природы и другие.

Ботанические экскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности.

Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.

41 Контакт экскурсовода с группой

Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с экскурсионной группой, от благоприятного психологического климата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, то, следовательно, контакт отсутствует. Установление контакта должно начинаться уже с первого появления экскурсовода перед группой. Все начинается с внешнего вида экскурсовода. Его одежда должна быть опрятной и аккуратной, макияж - не бросаться в глаза, руки - ухоженными. Важную роль в процессе установления контакта с аудиторией играет вступительное слово экскурсовода. Оно должна быть ярким, содержательным, образным, несколько рекламным, чтобы в короткие первые минуты убедить экскурсантов, что они правильно поступили, придя на данную экскурсию. Экскурсовод с первых минут обязан быть активным. Активный оратор всегда сильнее привлекает внимание слушателей, чем оратор-флегматик. Конечно же, основой возникновения устойчивого контакта между экскурсоводом и группой являются рассказ и речь экскурсовода. Только содержательный, обязательно насыщенный новыми сведениями, проблемный рассказ и высокая культура речи экскурсовода привлекут внимание слушателей. Для поддержания постоянного контакта необходимо учитывать особенности состава экскурсионной группы. Экскурсовод во время экскурсии должен видеть всю группу. Но наличие зрительного контакта вовсе не означает, что оратор постоянно видит всех и каждого. Это невозможно. Однако впечатление контакта с каждым слушателем создается, если экскурсовод во время речи переводит взгляд от одной части группы к другой, не оставляя без внимания ни одного из присутствующих. Неправильно, когда экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-либо выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции. Хороший контакт, установившийся между экскурсоводом и группой, создает благоприятный фон для успешной работы экскурсовода. Когда он видит, что его внимательно слушают, адекватно реагируют на сказанное им, экскурсовод начинает говорить все с большим и большим вдохновением, излагать материал более убежденно и страстно, голос его звучит увереннее. Он как бы выпрямляется, вырастает в собственных глазах и глазах слушателей. Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно действует на выступающего. Он начинает теряться, путаться в тексте, совершать ошибки. Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивают успех экскурсии, являются необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.



42 Разработка экскурсионной услуги

Исследования технологического процесса разработки и проведения экскурсий позволили выделить 3 этапа и на каждом из них определить объекты или процессы, определяющие качество экскурсионной услуги.

Первый этап - творческий, он охватывает период от зарождения идеи новой экскурсии до разработки и утверждения ее текста, включая выбор маршрута, изучение объекта (объектов) показа, сбор и обработку информации по объекту (объектам), составление индивидуального текста экскурсии, формирование экскурсионного пакета, утверждение маршрута, подготовку контрольного текста экскурсии и «портфеля экскурсовода», методическую разработку проведения экскурсии, подготовку технологической карты, проведение контрольного «прогона экскурсии». Результатом этого этапа является утвержденный руководителем фирмы текст новой экскурсии, а ее качество во многом определяется выбранным объектом показа, текстом экскурсии и полнотой подбора информации в портфеле экскурсовода.

Второй этап - организационный. Он включает заключение договоров с партнерами (музеями, транспортными предприятиями и т.д.), расчет стоимости экскурсии, определение мероприятий по продвижению и продаже экскурсии. Результатом второго этапа является определение стоимости экскурсии и формирование экскурсионной группы. При этом на качество экскурсионной услуги влияют определение маршрута экскурсии, транспортных средств и мероприятий по продвижению экскурсии.

Третий этап - контактно-информационный, включает назначение экскурсовода с учетом категории экскурсантов, его знакомство с группой, адаптацию текста для сформированной экскурсионной группы, ознакомление группы с техникой безопасности на маршруте, передачу информации - аудивизуальную часть экскурсии, т.е. озвучивание текста и показ экскурсионных объектов.

Выводы. Экскурсия как услуга представляет собой сложный процесс по формированию текста новой экскурсии, ее организации и проведения для конкретной группы экскурсантов.

43 Разработка экскурсионной услуги

Экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий

Производитель выходит на рынок с предложением своего продукта; покупатель, знакомясь с товаром, оценивает его потребительские свойства, полезность и принимает решение о покупке, которое зависит от потребности в данном товаре и наличия для покупки денежных средств.

В туризме продуктом является любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности экскурсантов. Это - экскурсионные, транспортные, переводческие, бытовые, посреднические и другие услуги.

Основным продуктом в практической экскурсионной деятельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемых потребителям в одном «пакете» и являющихся главным предметом деятельности экскурсионной фирмы. Кроме того, необходимо создавать и развивать производство и отдельных дополнительных услуг, не входящих в «пакет услуг» и предоставляемых экскурсанту по его желанию за дополнительную плату.

Если основные услуги включаются в комплекс обслуживания и являются стандартизированными, то деятельность по специфическому обслуживанию содержит возможность предоставления оригинальных услуг и создает индивидуальный, неповторимый имидж экскурсионной фирмы.

Например:
В экскурсионном обслуживании - это дополнительные экскурсии в составе группы; индивидуальное обслуживание; прогулки в сопровождении инструктора; экскурсии к частным лицам; дополнительные экскурсии нового типа, в том числе с использованием аудио- и видеотехники и с организацией питания; циклы экскурсий, объединенных общей тематикой; специализированные детские экскурсии; посещение спортивно-зрелищных или театрализованных представлений, а также прогулки и экскурсии по любительским интересам.

В услугах развлечений - приобретение и доставка билетов на спортивные, театральные и музейные шоу-представления; организация обслуживания взрослого и детского досуга, встреч с интересными людьми, выставок, ярмарок, аукционов и т. д., а также использование экзотических средств передвижения.

При создании комплексного продукта (экскурсионной программы) необходимо знать, для кого он предназначен. Это могут быть: экскурсанты из других городов, туристы (российские или иностранные), для которых фирма предоставляет экскурсионную программу, местное население.

43 этапы разработки экскурсии

Этапы разработки экскурсии:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники проведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуального текста.

14. Прием (сдача) экскурсии на маршруте.

15. Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристской фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подго­товлены все необходимые документы.

44 Повышение мастерства экскурсоводов

Важным участком работы любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы различные пути:

1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, методической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерства носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может оказать специальная методическая литература.

Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии.

Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимают работа экскурсовода по изучению экскурсионной теории, более глубокому пониманию сущности экскурсии; развитие интуиции; обогащение языка и усвоение навыков его использования.

45 Особенности экскурсионной деятельности

Экскурсанты - временный посетитель, который находится менее 24 часов в стране или на объекте посещения.
Экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам, с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами т.д.
По способу передвижения экскурсии делятся на пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 часа до 1 суток.
По форме проведения экскурсии делятся на обычные, учебные, рекламные, экскурсии-лекции, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты.
Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса или конкретного заказа. Тема экскурсии должна объединять все объекты посещения в единое целое.

Объектами экскурсий могут быть:
места, связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; объекты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся личностей; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, технические экспонаты; археологические памятники.

При большом количестве таких объектов необходимо обратить внимание на их правильный отбор с учетом познавательной ценности, важности. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, потому что это увеличивает ее длительность и уменьшает интерес туристов. Оптимальная продолжительность экскурсии по городу составляет 2-3 часа, при этом с интересом воспринимается не более 15-20 экскурсионных объектов.
Процесс создания экскурсии также включает в себя разработку экскурсионного маршрута, текста экскурсии, методики проведения, разработку и изготовление демонстрационного материала (фото, видео, плакаты), рекламу экскурсионного маршрута.
При пробном обходе или объезд маршрута экскурсовод обязан ознакомиться с планом расположения улиц и площадей, определить места стоянок транспортных средств, местонахождение объекта и площадки для наилучшего показа, провести хронометраж маршрута и др.

46 Прием зрительной реконструкции

Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие у экскурсовода обширных знаний об объекте, который подвергается мысленному восста­новлению или изменению. И не только знаний - объект должен четко представляться экскурсоводу зрительно в своем первозданном виде. Экскурсовод еще до выхода на свою первую экскурсию должен в ходе подготовки к ней провести зрительную реконструкцию зданий, памят­ников, местности. Тогда он сумеет убедительно исполь­зовать данный прием в ходе экскурсий и поможет экс­курсантам увидеть в нужном виде то, что ясно видит сам.

Это относится и к восстановлению памятника мате­риальной культуры в первоначальном виде, и к зри­тельному воссозданию исторического события, связан­ного с этим памятником. Для того чтобы дать своей группе представление о конкретном событии, экскурсо­вод прежде всего сам должен четко представить его зрительно. Большое значение в этом имеют конкретные, хорошо запоминающиеся детали. Например, представле­ние о времени события дает возможность восстановить картину раннего утра, дня, вечера, т. е. времени, когда оно происходило. Задача экскурсовода - помочь экс­курсантам увидеть, как это происходило: картину Кули­ковской битвы в 1380 г., подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев под Москвой в 1941 г., танковое сражение под Прохоровкой в дни Курской битвы в 1943 г.

Используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительно­го изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события. Напри­мер, на Бородинском поле.

В тех случаях, когда здания и сооружения, раскры­вающие тему, превратились в руины (следы войны, землетрясений, просто времени), экскурсовод произво­дит зрительную реконструкцию, опираясь на их уцелев­шие части, детали, фрагменты. Успешно используется этот прием при показе мест, где происходили бои в дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Помогают восстановить картину событий такие объекты, как око­пы, доты, землянки, противотанковые рвы, воронки от авиабомб, сохранившиеся до наших дней, деревья и здания, израненные осколками снарядов и мин.

47 Экскурсионные фирмы на рынке туристических услуг

В зависимости от характера операций и специализации экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела в туристско-экскурсионной фирме) ее управленческая структура принимает соответствующие формы.
На рынке туристских услуг функционируют 4 вида организаций:
1. производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);

2. посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);

3. поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства и т. д.);

4. торговые (турагентства, бюро реализации продукта и услуг и др.).

На рынке услуг, фирм, выполняющих какую-то одну из перечисленных выше функций, почти не существует.
Многие организации совмещают две или три функциональные роли по организации обслуживания экскурсантов.
Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами.
В крупных туристскоэкскурсионных организациях данные функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические.
В малых и средних организациях может функционировать один отдел - экскурсионно-методический - или эта деятельность осуществляется группой методистов.
Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг. Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:

  • внутренним активным (прием и обслуживание туристов и экскурсантов, а также местного населения);
  • въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);
  • внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные фирмы);
  • выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание за пределы государства).

Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, которые являются исполнителями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, точки питания и др.), и с турфирмами - поставщиками туристов и экскурсантов. Для принимающих турфирм также характерно предоставление туристско-экскурсионных услуг местным жителям.
Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для выездных (загородных) экскурсий и связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими специализированными предприятиями (музеями, театрально-зрелищными учреждениями и т. д.).

48 Особенности проведения исторических и историко-революционных экскурсий

В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.
Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.
Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений – крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.

Экскурсии на военно-историческую тему могут посвящаться как истории войны или отдельной военной компании, так и конкретному историческому событию или подвигу.

Цель всех этих экскурсий - воспитание любви к Родине, патриотизма, уважение к прошлому, истории страны.

Принцип построения военно-исторических экскурсий - хронолого-тематический. Все экскурсии строятся на показе конкретных событий, которые произошли в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место, узнать о тех событиях, которые здесь проходили, приезжают экскурсанты.

Среди методических приемов показа чаще всего используется прием реконструкции. Места сражений спустя много лет стали совершенно иными, поэтому перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы военных действий и, ориентируясь на какой-нибудь сохранившийся след дерево, ров, траншею, а затем воссоздать и само событие.

49 Организация методической работы в туристско-экскурсионной фирме

Одним из звеньев работы туристско-экскурсионного предприятия является экскурсионно-методический отдел, деятельность которого представляет собой комплекс постоянно проводимых мероприятий, направленных на выполнение конкретных задач: разработку новых экскурсий, обеспечение их глубоким содержанием, совершенствование методики и техники их проведения, подго­товку экскурсионных кадров.
Структура экскурсионно-методического отдела состоит из самого отдела в I составе старшего методиста (менеджера), методистов, методических секций экскурсоводов и общественного совещательного органа - методического совета и методического кабинета. Каждый имеет определенные задачи.
Методисты отдела разрабатывают методическую документацию, занимаются подготовкой и повышением квалификации экскурсоводов, обобщают и рас­пространяют опыт лучших работников, осуществляют контроль за работой экскурсоводов, работают в составе методического совета, руководят работой методического совета.
Важную роль в работе отдела играют экскурсоводы, реализующие туристско-экскурсионный продукт.
Работа экскурсовода состоит из нескольких частей. Первая - проведение экскурсии и путевой экскурсионной информации. Вторая - самостоятель­ная подготовка к экскурсиям и повышение квалификации. Третья - работа в методической секции экскурсоводов, участие в разработке новых экскурсион­ных тем, переработке уже действующих; повышение квалификации.
Основным организационным звеном в работе экскурсоводов является мето­дическая секция, которая создается по тематическому принципу (историчес­кая, искусствоведческая, литературная). Если число экскурсоводов невелико, то создается одна секция (краеведческая).
Работа секции строится согласно годовому плану и включает основные направления деятельности (разработку новых тем экскурсий, совершенство­вание содержания экскурсий).
Содействует повышению теоретического уровня экскурсий, совершенство­ванию методической работы - методический совет, который является обще­ственным совещательным органом. Он принимает участие в подготовке и про­ведении конференций, семинаров, совещаний.
Справочно-консультативную помощь в деятельности экскурсионно-мето­дического отдела оказывает методический кабинет.

50 Этапы развития экскурсионного дела в РБ

51 Прием локализации событий в экскурсиях

Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие знаний, профессионального ма­стерства (например, умения «нарисовать» картину преж­него вида здания).Кроме того, экскурсовод должен проявить определенную настойчивость, что находит от­ражение в его рекомендациях: «Представьте себе, что на этом место сто лет назад возвышалось здание» или «Уберите мысленно весь третий этаж, который был достроен позднее».

В ходе зрительной реконструкции некоторых объек­тов экскурсанты получают 5-6 таких указаний, которые подкрепляются наглядными пособиями из «портфеля экскурсовода», ссылками на ранее виденные ими объек­ты, чтением письменных источников (описаний объектов в их первоначальном виде) и т. д.

Прием зрительного монтажа является одним из вари­антов методического приема реконструкции (воссозда­ния). Экскурсовод, используя прием зрительного монта­жа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или нескольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Эти составные могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в дан­ный момент служат предметом наблюдения для экскур­сантов. В зрительном монтаже могут быть также ис­пользованы фотографии, чертежи, рисунки из «портфеля экскурсовода». В отдельных случаях частью воссозда­ваемого образа становятся здания, сооружения, хорошо известные большинству экскурсантов.

Прием локализации событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, по­лучат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методи­ческий прием локализации.

Данный прием получил свое название от термина «локализация», который означает связь события с конк­ретным местом, ограничение действия, явления сравни­тельно небольшим пространством. «Локальный» означа­ет: местный, свойственный определенному месту. Этот прием дает возможность ограничить внимание участни­ков экскурсии известными рамками, приковать их взгля­ды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материа­ла этот прием предусматривает переход от общего к частному.

52 Рецензирование экскурсионных текстов и методологических разработок

К формам контроля за работой экскурсовода относятся знакомство методистов и руководителей секции с индивидуальными текстами и оценка их содержания, а также проведение пробных экскурсий и оценка их качества.

В экскурсионных организациях проводится рецензирование методических документов, которые являются основой экскурсии. Рецензирование контрольных и индивидуальных текстов, методических разработок способствует повышению качества методической документации. К рецензированию привлекаются квалифицированные специалисты, методический совет. Прослушивание рецензии дает возможность более подробно остановиться на содержании экскурсии, методике ее проведения. Рецензия является более подробной и серьезной формой анализа экскурсии. Обычно ее размер составляет четыре-пять страниц машинописного текста. Организаторами работы по контролю за качеством проведения экскурсий являются менеджеры методических или экскурсионных отделов, а там, где их нет, - руководители методических секций экскурсоводов, старшие методисты и методисты экскурсионных организаций.

Контроль качества предоставления услуг. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. и условия сертификации предусматривают ответственность за качество и количество предоставляемых экскурсанту услуг, за безопасность его жизни, здоровья и за сохранность имущества во время туристско-экскурсионного обслуживания. Поэтому определенная степень ответственности должна лежать на экскурсионной фирме, занимающейся обслуживанием приезжающих и местных экскурсантов.

53 особенности подготовки и проведения экскурсии в православных храмах

Подготовка экскурсии по храму, как и любой другой экс­курсии, начинается с определения цели. Цель - это то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии, иде­альное, мысленное предвосхищение результатов его просве­тительской деятельности. Цель определяет выбор экскурси­онных объектов, маршрут экскурсии, подбор литературных источников и текстов для цитирования. Четко сформулиро­ванная цель оказывает определяющее влияние на все содер­жание экскурсии.
Объекты в православном храме

Экскурсия по православному храму включает в себя мно­жество объектов показа, в том числе колокольню, захороне­ния в церковной ограде, святые источники, если таковые имеются.

Основные объекты показа - это иконы, представляющие собой живописные изображения, как правило, на дереве Иису­са Христа, Богоматери и святых. Иконописный канон уста­навливает черты святых, детали сюжета и атрибуты мучени­ческой кончины. Помимо писанных красками, бывают ико­ны резные и отлитые из металлов.

Иконостас, Распятие Мощевик Гроб Господень Плащаница Потир (Святая Чаша)
Престол Антиминс Хоругвь Купель Фреска Солея, Панихидный стол

Экскурсоводу необходимо хорошо знать предназначение всех вышеперечисленных церковных предметов, а также та­ких атрибутов, как паникадило, рака, дароносица, дарохра­нительница и ряда других, упоминания которых постоянно присутствуют в экскурсиях по храмам.

54 Организация автобусных экскурсий

Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.

В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки.

У автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

55 Организация работы методического кабинета в экскурсионной фирме

Руководство методическим кабинетом экскурсионной фирмы возлагается на одного из работников методического отдела. Задача методического кабинета - проведение справочно-консультативной работы, оказание помощи экскурсоводам, методистам и другим работникам в подготовке и проведении экскурсий. Его работа направлена на улучшение содержания экскурсий. Кабинет подбирает методические материалы (контрольные и индивидуальные тексты экскурсий и путевой экскурсионной информации, методические разработки, рефераты, доклады экскурсоводов, инструктивно-методические письма и рекомендации и др.); комплектует библиотеку краеведческой, экскурсионно-методической, педагогической, справочной и другой литературой. В кабинете находятся учебные программы и планы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, тур-агентов и руководителей туристско-экскурсионных групп, комплекты материалов для тематических экскурсий, наглядные пособия (географические карты, коллекции, диаграммы, таблицы о развитии города, области, края, диафильмы, диапозитивы, буклеты, проспекты, «портфели экскурсоводов»), методические и справочно-информационные материалы по темам экскурсий, картотеки (паспорта) на памятники истории и культуры, а также на природные объекты и памятные места.
Методический кабинет выпускает бюллетени с обобщением опыта работы экскурсоводов, турагентов, организует выставки методических материалов, составляет каталоги литературы. Функции кабинета не сводятся к сбору, систематизации и хранению материалов. Здесь организуются лекции, встречи с ветеранами труда и войны, деятелями науки и культуры, устные журналы, читательские конференции, библиографические обзоры, групповые и индивидуальные консультации для экскурсоводов, турагентов. В кабинете создаются условия для самостоятельной работы экскурсоводов и методистов. Кабинет оборудуется столами для чтения и конспектирования, стеллажами для хранения литературы и справочно-методического материала.
В деятельности методического кабинета используются наглядные формы справочно-консультационной работы: стенды, отражающие маршруты экскурсий и экскурсионные возможности края, а также стенды в помощь экскурсоводам («Это полезно знать», «Календарь знаменательных дат»).

56 Демонстрация наглядных средств во время экскурсии

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в "портфель экскурсовода". Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из "портфеля". Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

57 Методики проведения экскурсий для иностранных граждан

ЗНАНИЕ ЯЗЫКА!

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.

58 Прием панорманого показа в экскурсии

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

59 техника знакомства экскурсовода с группой

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

60 техника расстановки группы возле объекта

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место.

В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек. Все зависит от содержания экскурсии. Например, дальняя точка выбирается тогда, когда объект показывается вместе с окружающей средой. Ближняя – если анализируются отдельные детали здания, сооружения, объектов природы. Эти особенности отражаются в графе «Организационные указания» методической разработки.

Наиболее удобное расположение группы у объекта – полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полукольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод деликатно рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод нередко становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышан всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жесты экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны.

Если у одного объекта одновременно располагается несколько групп, следует сохранить такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы своими рассказами не мешали друг другу, а группы не мешали наблюдению объекта.

Расположение группы у объектов показа, прежде всего, должно обеспечивать безопасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, где рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.