Окружающий мир 2 сообщение семейные традиции. Сочинение семейные традиции моей семьи

  • 02.07.2020

Семейные традиции Окружающий мир 4 класс

Первого января 2016 года по нашей семейной традиции мы посетили Пензенский зоопарк.

Новый год в зоопарке Семейные традиции

В этот день зоопарк ежегодно проводит день открытых дверей и вход для всех свободный.

Вроде бы всё было, как обычно, и всё-таки мы увидели кое-что новенькое.

Почти у каждого зверя в клетке была ёлочка, получается, их туда поставили до Нового года. По зоопарку гуляли Дед Мороз и Снегурочка. Некоторым зверям раздавали гостинцы: мандарины и яблоки из мешка и, даже, игрушки. Обезьяны смотрели на игрушки, как дети. В клетки Дед Мороз со Снегурочкой не входили. Общались со зверями через стекло или решётку. А подарки передавали через окошко для кормления.

Мой брат удивился: Мама, оказывается к обезьянкам тоже приходит Дед Мороз.

Новогодний обед

У зверей, как раз был обед, они все вышли из нагретых местечек, а мы смотрели, кто что кушает.

Енотов и лисичек кормили куриными окорочками. А тигру в клетку запустили 2х живых уток из пруда, который тоже находится в зоопарке. Наш тигр не собирался с ними дружить. Он их тут же поймал и утащил в дальний угол клетки, подальше от зрителей.

Маму это зрелище шокировало слегка, ей было жаль уток. У них же тоже Новый год. Папа сказал, что ничего особенного, просто у тигра Новогодний обед. А я думаю, что тигр хищник и его надо кормить живой едой. Мой младший брат думает, что тигров так кормят всегда. В общем, уток не пожалел никто, кроме мамы.

У пантеры обед задержался и, когда мой брат подошёл к стеклу, за которым она сидела, пантера стала разбегаться и кидаться на стекло, пытаясь поймать его. Он сначала испугался и отошёл, а потом ему это понравилось, и он опять подошёл к стеклу.

Обезьянки и еноты просили еду у посетителей, но повсюду висели просьбы не кормить и решетки были совсем мелкие.

Первый раз в нашем зоопарке появились кенгуру, да ещё с потомством и белый медведь. Некоторых зверей: льва, зебру, страусов, попугаев – на зиму почему-то спрятали от зрителей.

На мой взгляд: 1 января в зоопарке – День открытых дверей – очень удачная идея, наша семья никогда этого не пропускает. Я когда вырасту, обязательно продолжу нашу семейную традицию, первого января ежегодно буду ходить с семьёй в зоопарк.

Это всё про наши семейные традиции Окружающий мир Желаю Вам успехов в учебе!

Тема: Семейные заботы и традиции

Основные задачи урока: формирование представления о семейных

отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её; формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;

Тип урока : Комбинированный

Методы обучения : практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные

Ход урока

1 .Организационный этап. (Приветствие, психологический настрой на работу)

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

Урок окружающего мира начнём!

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

2.Актуализация знаний

А) - Сегодня он необычен. Во – первых- на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых- тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в–третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)

Вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает.

Б) Упражнение «Ассоциация»

Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)

Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.

Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость…)

Ребята провели исследования. Как произошло слово «Семья», послушайте рассказы детей.

В) Презентация:

СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.

Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я. Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том, что и «семья» - тоже едина и неделима.

А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

Куда ты идешь? - спросил старик

Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

Послушай! - сказал старик.

Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

Я... Я... - тихо молвила Ева,

Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?

(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

Какие бывают семьи?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Имена детям выбирают родители.

Ребята, дома вы также должны провести исследование о своей семье. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)

Г) Решение задач.

У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)

Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.)

2. Назовите пропущенные слова.

* сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.)

* прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. (Это женская линия.)

Назовите имя Колиного дяди, если двоюродного брата Коли зовут Андрей Ильич. (Илья.)

Д) Игра «Народная мудрость» .

О семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о семье вы принесли.

– Объясните, их значение.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Зачем и клад, коли в семье лад

Вся семья вместе, так и душа на месте

В родной семье и каша гуще .

Один за всех и все за одного.

Семья – убежище души.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Динамическая пауза « Разминочка»

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью

4.Постановка целей и задач урока

У каждого из вас есть люди самые близкие и родные, кого вы любите.

Кто же это?

(Мама, папа, бабушка, дедушка)

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?,

О чём мы ещё будем говорить на уроке, определим тему нашего урока.

Работа с учебником на стр.80

Рассмотрите рисунок. Чем заняты члены семьи?

Мама, папа?

5. Первичное усвоение новых знаний

Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.

Какую семью можно назвать дружной?

Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?

Какие обязанности есть у вас по дому?

Какие заботы есть в каждой семье? (о младших, о растениях, животных, пожилых людях)

Послушайте рассказ Л. Н. Толстого:

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

– Какие дела можно назвать личными, какие – семейными?

– Какую семью можно назвать дружной?

– В какой семье царит лад?

– Всегда ли вы следуете советам, которые даны в рамке? (с. 81)

– Есть ли в семье мужские и женские дела?

Прочитайте стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» стр.82

– Все ли семейные обязанности надо делить на мужские и женские? (Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо

исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал,а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)

6. Первичная проверка пониманий

Разберите смысл пословиц, которые

даны в рабочей тетради (задание 20, с. 27).

Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т к работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье обязательно был старший, которого все были обязаны слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семейства называлидомостроителем. Младшие в семье поступали под опёку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почётом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница.

Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал.

Послушайте отрывок из сочинения

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

Что такое традиции? Работа по учебнику стр.111

Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

Инсценирование стихотворения

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Иди-ка обедать, вертушка!

И маму спросила:

Бабушка :- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами!

Какую семейную традицию показали нам девочки?

А какие традиции есть в ваших семьях? (рассказы детей).

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

Текст для чтения

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи?

Любите ли вы их рассматривать?

Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома продолжим работу по проекту «Моя семья». Рассказ об одном из твоих родственников или о какой-нибудь семейной реликвии

8. Итог урока. Рефлексия.

Итак, о чём мы продолжили разговор?

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

Я хочу подарить вам памятки.

Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить мудрую заповедь "Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".

Памятка для детей .

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
  3. Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Говорите приятные, ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
  5. А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.

И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

Какие бывают семейные традиции:
Традиция празднование дней рождений.
Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи.
Совместные игры с детьми.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
Традиции гостеприимства, семейный обед.
Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).
Традиции поощрения и наказания.
Сказка на ночь; пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.
Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
Дни Памяти родных и близких, ушедших из жизни.
Передача семейных реликвий подрастающему поколению.
Традиции общенародных праздников, объединяющих семьи уже в масштабах страны

Традиции семьи… В них мудрость наших предков.
Традиции семьи… В них времени печать.
Традиции семьи – прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.

Учитель: – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей)
2. Беседа
Что такое традиции?
Почему люди соблюдают традиции?
Какие семейные традиции вы знаете?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сочинение «Новогодние традиции моей семьи»


Автор работы: Букарев Даниил, 8 лет, школа №401 г. Колпино Санкт - Петербург
Руководитель работы: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Назначение материала: данная работа будет полезна детям 8 - 12 лет при написании сочинений на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи, воспитателям ДОУ при проведении занятий по теме «Семья».
Цель: формирование у школьников культуры семейных традиций.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, к семейным ценностям и традициям;
- делать все вместе, дружно, сообща.


Хочу вам сегодня рассказать о традиции празднования Нового года в нашей семье. У нас очень дружная семья: мама, папа, сестра и я. Мы всегда, и везде, вместе. В семье у нас есть свои традиции и обычаи. Мы всегда все праздники и выходные стараемся проводить вместе. Это для нас очень важно и хочется сохранить это надолго. Передать эту традицию из поколения в поколение.
Традиций у нас много и все они разные. Но самой любимой и интересной является, празднование Нового года. Все к празднику тщательно готовимся. Мы стараемся семьей отмечать все события: и большие, и маленькие.
Конечно, сегодня мне хочется рассказать о традиции празднования замечательного праздника – Нового года.


Накануне праздника, всегда получается суета, беготня. Но мы сначала все дружно убираем квартиру, намываем все. Папа достает нашу симпатягу елочку, и мы с ним вдвоем ее украшаем. Еще мы развесим мишуру по всей квартире, папа развесит гирлянды в квартире и на елочке. А мама у нас очень любит украшать общий коридор возле входа в квартиру. Она там тоже поставит маленькую елочку, повесит снежинки, которые мы вместе вырезаем вечерами, накануне праздника. Таким образом, она поздравляет всех наших соседей.
Всегда стараемся накрыть праздничный стол, приготовить много вкусных блюд. На стол стелем красивую, праздничную скатерть. В новогодние праздники на столе всегда очень симпатичные, новогодние, или зимние салфетки. Много разнообразных фруктов, но обязательно, присутствуют мандарины, в этом году, у нас обязательно присутствовали бананы, так как обезьянка их очень любит.
Также мы всей семьей режем любимый всеми салат – оливье, ведь ни один праздник, не обходится без этого салата. Еще обязательно бутерброды с икрой. Сестра увлекается выпечкой, она напекла вкусных и ароматных имбирных пряников, которые мы все вместе разукрасили. У каждого члена семьи, был свой индивидуальный рисунок; мама написала цифры; папа нарисовал рожицы обезьянки; сестра собрала, очень миленький пряничный домик; я нарисовал на прянике смешные рожицы.


В новогоднюю ночь мы накрываем праздничный стол, красиво его украшаем и всей дружной семьей сидим за столом. Смотрим телевизор, слушаем речь президента.
Мы веселимся, радуемся. На следующий день после Нового года или на Рождество, мы всей семьей лепим домашние пельмени. Мама идет в магазин, покупает мясо, свинину и говядину, включает мясорубку и делает фарш. Иногда я тоже помогаю маме сделать фарш, в фарш мы добавляем лук, солим, перчим и все хорошенько вымешиваем. Наш фарш готов для лепки пельменей. Папа всегда готовит тесто для пельменей, а лепить мы садимся все вместе. Бывает к нам на праздники приезжает мамина сестра с семьей, тогда и фарша нужно больше, и теста. Но зато пельмени лепятся веселее и дружнее, делаем обязательно пельмешку с сюрпризом. Потом все ждем этого сюрприза и выискиваем этот пельмешек среди других.


На новогодний праздник, мы обязательно всем готовим подарки. Красиво их упаковываем, складываем в пакетики, подписываем и прикрепляем бумажки с подписями, кому какой подарок предназначен. Я подарки готовлю своими руками: делаю открытки, рисую. Как только пробьют куранты, президент скажет свою речь, я бегу к нашей елочке и открываю подарки. Но прежде, чем открыть подарок, каждый член семьи читает стихотворении, или рассказывает интересную зимнюю историю.
Каждый год я пишу письмо Деду Морозу, жду его подарка, и конечно, же я его получаю. Кроме подарка от Деда Мороза, мне еще покупают подарки родители, сестра и все родственники.
А еще у нас в пригороде есть замечательная дача, которую мы посещаем не только летом, но и зимой. Папа туда отправляется заранее, протопит дом, натопит баньку, а потом мы все туда приезжаем. Там нас тоже ждет замечательная лесная красавица, украшенная игрушками, серпантином и конечно же гирляндой. Мы запускаем праздничный салют. Водим хоровод вокруг елки, поем веселые новогодние песни.
Приходят соседи и друзья. В снежную зиму мы играем в снежки, лепим снеговиков, с горки катаемся на санках. Все в снегу, мокрые, уставшие, но очень довольные.



Еще мы очень любит играть в подвижные игры. Мама всегда готовит, какие – нибудь конкурсы, все конкурсы с призами. Мы все с огромным удовольствием участвуем в конкурсах, сами придумываем.
В Рождество мы ходим колядовать к соседям и родственникам.
Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!

Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Зимних выходных у нас много, мы их стараемся провести - запоминающее. Мы ходим в кинотеатр, посещаем музеи, обязательно дельфинарий и океанариум. Зимними вечерами мы обсуждаем наши мероприятия, по возможности мы везде фотографируемся.
По вечерам, почти каждый день мы играем в лото, настольные игры, читаем интересные книги, иногда просматриваем какой – нибудь старый фильм. Вся наша семья очень любит старые фильмы. Очень часто садимся дружной семьей и рассматриваем семейные альбомы.
Один день обязательно посвящаем мультфильмам, в последнее время любимым мультфильмом нашей семьи, стал мультфильм «Маша и медведь».
Я очень ценю наши семейные традиции. Очень люблю своих родителей, точно, уверен, что они нас с сестрой тоже сильно любят.
Всем желаю, чтобы у каждой семьи, были свои ценности и традиции.

Тема: «Семейные традиции»

Цель урока: Сформировать представления детей о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи;

Задачи урока:

1. формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;

2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её;

3. воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии;

Методы обучения : практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, работа в парах, групповая, словесные, наглядные

Оборудование: интерактивная доска, стикеры, маркеры, цветная бумага, ножницы, клей. Ход урока

1.Организационный этап. (Приветствие, психологический настрой на работу)

Встали все в кружок красиво,

Поздоровались учтиво,

Мы легонечко вздохнём

Урок познания начнём!

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок. Игра «Листопад». Перед вами лежат листья трёх цветов (жёлтый, зелёный, оранжевый), я предлагаю вам, взять любой листочек (дети берут по одному листочку), вот вы и разделились на группы. А теперь, рассаживаемся по местам. Первая группа – первый ряд, вторая группа – второй ряд, третья – третий.

2.Актуализация знаний

Сегодня наш урок необычен. Во – первых - на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых - тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в–третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы. Я предлагаю посмотреть на доску. Слайд 1


Ребята, перед вами три картинки – отдых, чаепитие, украшение новогодней ёлки. А как вы думаете, что обозначают эти картинки, и о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) Правильно, сегодня мы будем говорить о семейных традициях, традициях каждой семьи. Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Для чего нужно соблюдать семейные традиции?

Чтение стихотворения наизусть Ибатулиным Димой

Традиции семьи… В них мудрость наших предков.
Традиции семьи… В них времени печать.
Традиции семьи – прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.

Но для того, чтобы говорить о традициях, я предлагаю вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)

Вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает. СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.

Я предлагаю просмотреть презентации, которые подготовили Снежана и София.

Презентация подготовленная Шамсутдиновой Снежаной

Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я. Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том, что и «семья» - тоже едина и неделима.

А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.

Презентация рассказа Петровой Софии. -Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

Куда ты идешь? - спросил старик

Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

Послушай! - сказал старик.

Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

Работа в парах.

Ребята, я предлагаю вам обсудить рассказ и сделать выводы.

Как вы считаете, тяжело ли человеку без семьи, которая его поддерживает и понимает?

Как мальчик понял, что он счастлив по настоящему?

И нужно ли человеку чувствовать себя счастливым и нужным? (дети обдумав и проанализировав текст, доказывают друг другу, что семья и семейные традиции необходимы любому существу на земле)

Чтение текста наизусть Ибатуллиной Анжелой.

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

Я... Я... - тихо молвила Ева,

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Имена детям выбирают родители.

Ребята, дома вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)

1. Решение задач.

У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)

Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.)

2. Назовите пропущенные слова.

* сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.)

* прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. (Это женская линия.)

3. Назовите имя Колиного дяди, если двоюродного брата Коли зовут Андрей Ильич. (Илья.)

Игра «Народная мудрость» .

О семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы можно составить из этих кусочков. Объясните, их значение. (пословицы разрезаны на несколько частей, дети составляют пословицы и объясняют их смысл)

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Зачем и клад, коли в семье лад

Вся семья вместе, так и душа на месте

В родной семье и каша гуще.

Один за всех и все за одного.

Семья – убежище души.

4. Физкультминутка.

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью

5. Беседа.

У каждого из вас есть люди самые близкие и родные, кого вы любите.

Кто же это?

(Мама, папа, бабушка, дедушка)

6. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунок. Чем заняты члены семьи?

Мама, папа?

7. Первичное усвоение новых знаний

Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.

Какую семью можно назвать дружной?

Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?

Какие обязанности есть у вас по дому?

Какие заботы есть в каждой семье? (о младших, о растениях, животных, пожилых людях)

8. Чтение рассказа Л. Н. Толстого:

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

– Какие дела можно назвать личными, какие – семейными?

– Какую семью можно назвать дружной?

– В какой семье царит лад?

– Всегда ли вы следуете советам?

– Есть ли в семье мужские и женские дела?

Инсценировка стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»

– Все ли семейные обязанности надо делить на мужские и женские? (Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)

6. Беседа

Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т.к. работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье обязательно был старший, которого все были обязаны слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семейства называли домостроителем. Младшие в семье поступали под опёку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почётом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница.

Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал.

Послушайте отрывок из сочинения, который подготовил Ваня.

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

Презентация. Работа с интерактивной доской

Что такое традиции? Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

Почему люди соблюдают традиции?
Какие семейные традиции вы знаете?

Инсценирование стихотворения

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Иди-ка обедать, вертушка!

И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами!

Какую семейную традицию показали нам девочки?

Работа в парах

А какие традиции есть в ваших семьях?

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.(дети в парах рассказывают друг другу о семейных традициях, а затем представляют их всему классу)

Беседа

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года

Работа в группах

Ребята, а что же такое семейные традиции? Какие традиции есть в ваших семьях? Давайте покажем с помощью кластера.(выполнение работы в группе, защита кластеров, оценивание).

Узнать о семейных реликвиях.

Написать эссе о традициях своей семьи.

8. Итог урока. Рефлексия.

Итак, о чём мы продолжили разговор?

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Я предлагаю закончить наш урок, написав на ладошках о том, что вам запомнилось, что понравилось, что не понравилось, что бы вы хотели повторить.

Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

Я хочу подарить вам памятки.

Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить мудрую заповедь "Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".

Памятка для детей .

    Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

    Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

    Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.

    Говорите приятные, ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.

    А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.

И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

Класс: 2

Цели и задачи урока:

  • Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  • Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Оборудование: Учебник "Окружающий мир"2 класс, автор О. Поглазова (программа "Гармония"), тетрадь к учебнику, выставка работ "Моя родословная", выставка семейных реликвий (фотографии, предметы обихода), набор пословиц и поговорок о семье, картонные "яблочки" для каждого ребёнка.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Знакомство с планом урока (слайд 1).

1. Проверка домашнего задания.

Ребята, отгадайте ребус "7Я".

Да, на прошлом уроке мы с вами начали большую и важную тему: "Моя семья". Семья - это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра. (Слайд № 2).

Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

Ребята, давайте ответим на вопросы вашего домашнего задания в учебнике на с.53.

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в именах есть тайна.

И таинство есть имянареченье.

Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

Оказывается, в нашем классе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.

Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. Выполните следующее задание учебника (слайд 4, 5).

2. Рассказ о родословной своей семьи.

Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего. И вы, составляя вместе с родителями свои родословные, узнали много нового и интересного (выступление нескольких детей с рассказами о своих родословных).

3. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

4. Физкультминутка (слайды 6,7).

5. Новая тема.

Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

Разбор понятия "традиция" (чтение текста в учебнике на с.63).

Но есть и семейные традиции.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие из этих традиций есть в вашей семье? (рассказы детей).

Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз (слайды 9,10).

Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу (слайды 11,12).

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года (слайды 13,14).

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии (слайды 15, 16).

Прочтём об этом на с.62 учебника (чтение текста).

6. Рассказ ученика о семейных реликвиях.

Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

Оценки за урок. Домашнее задание (слайд 17).

  1. Прочитать стр. учебника.
  2. Узнать о семейных реликвиях.
  3. Написать на "яблочке" традиции своей семьи.