Психологическое консультирование детей. Консультирование в отдельные возрастные периоды детства

  • 20.07.2019

Детское консультирование, или консультирование по проблемам детей и подростков, в подавляющем большинстве случаев напрямую связано с семейным консультированием. Как правило, к консультанту обращаются родители ребенка или взрослые, замещающие их (опекуны, родители приемных и патронатных семей, воспитатели интернатных учреждений). Однако консультирование по проблемам, связанными с детьми, значительно отличается от консультирования взрослых людей.

При консультировании взрослых консультант имеет дело со сложившейся личностью, испытывающей те или иные жизненные трудности, в детском же возрасте, по мнению большинства специалистов, личность только формируется, а ее проблемы, как правило, излагаются со слов взрослых. Кроме того, как отмечалось выше, консультант работает с психически здоровой личностью. И если во взрослом возрасте наличие патологий, как правило, диагностируется, т.е. мы имеем дело со «сложившейся патологией», то в детском возрасте в большинстве случаев отделить норму от патологии весьма затруднительно, так термин «психическое здоровье» относится к уже сложившейся личности. Профессор Б.Д. Карвасавский, уточняя понятие «психическое здоровье», говорит, что оно определяется не только как отсутствие дезадаптации, «срывов» в разные моменты жизни, но и «как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы». Поэтому, в отличие от взрослого консультирования, работая с проблемами детей и подростков, консультант в той или иной мере осуществляет и психокоррекционные мероприятия.

В детском консультировании различают консультирование детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. В практике консультирования наиболее часто встречаются следующие варианты проблем детей дошкольного возраста : 1) трудности установления нормальных взаимоотношений с ребенком-первенцем до 2-3 лет (чрезмерная активность ребенка, либо наоборот, пассивность, апатичность, недостатки языкового развития, проблемы когнитивного развития и др.); 2) в семье, где есть старшие дети, не складываются нормальные взаимоотношения; 3) разногласия между супругами по методам воспитания; 4) нежелание ребенка-дошкольника идти в школу; 5) проблемы, связанные с ранним обучением и развитием ребенка; 6) проблемы, связанные с подготовкой ребенка к школе.

Для выявления реальных проблем ребенка, кроме беседы с родителями, необходимо использование психодиагностических методов, соответствующих возрасту ребенка. Очень эффективно использование графических методов. Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок ребенка является своего рода рассказом о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в изобразительной форме, который надо прочитать. Эффективно использование разнообразных игровых практик, а также методов сказкопрофилактики и сказкотерапии. Достоинством сказок в плане диагностики и психокоррекционного развития ребенка заключается в отсутствии в них прямой дидактики, нравоучений, неопределенность места действия и главного героя, образность языка, наличие тайны и волшебства, победы добра и, в конечном счете, психологическая защищенность. Сказка является моделью социализации, вхождения в мир человека. Однако при подборе сказок следует учитывать следующие правила: сказка должна строго соответствовать возрасту ребенка, и даже чуть-чуть отставать; сюжеты сказок должны быть адаптированы к возрасту ребенка и соответствовать современной народной культуре; набор сюжетов сказок должен быть небольшим – 15-20 базовых текстов.


Родители детей младшего школьного возраста чаще всего обращаются за помощью к консультанту для решения таких проблем, как плохая успеваемость, несамостоятельность ребенка, нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями, жалобы на плохой характер ребенка, его плохое поведение (непослушание, ложь, воровство, конфликтность).

Причины плохой успеваемости могут быть объективными и субъективными. К объективным причинам относятся отсутствие у ребенка способности овладевать знаниями из-за психифизиологических проблем, недостаток развития познавательных функций (внимание, память, мышление), неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, плохие материальные условия. К субъективным причинам плохой успеваемости относят недостаточной развитие познавательной активности родителей, несформированность у ребенка установки на учебу и др. Эти субъективные причины могут быть следствием того, что: 1) родители сами плохо учились, не любили читать; 2) в семье не формируется ценность овладения знаниями; 3) родители высокомерно относятся к людям вообще и к школе и учителям в частности; 4) в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;5) учитель начальной школы не проявил внимания к индивидуальности ребенка; 6) родители слабо вовлечены в школьный процесс, не проявляют интереса к школьным заботам. Самостоятельность у детей развивается как своеобразный «аванс доверия» к способности ребенка справляться с чем-либо. Непослушание может быть связано с тем, что взрослые требуют от ребенка «недетских» качеств. Проблема выражается в форме высказываний «не хочу», «не могу», «не буду».

У родителей, имеющих детей-подростков , и у самих подростков возникают следующие проблемы: 1) постоянные конфликты между родителями и детьми по самым разным вопросам; 2) трудновоспитуемость подростков, выражающаяся в вызывающем поведении, нежелании учиться, выполнять свои обязанности, обещания; 3) родители беспокоятся по поводу того, что подросток часто не бывает дома, избегает общения с ними, родители подозревают, что подросток что-то от них скрывает; 4) подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не занимается, не хочет заниматься своим развитием. Корни этих и многих других проблем подросткового возраста кроются в кризисных явлениях, описанных в разделе 2.2. Консультант должен внимательно разобраться в том, что на самом деле волнует подростка, почему он так себя ведет. Здесь можно использовать различные методы ведения беседы, психодиагностики.

Самым частым видом отклоняющегося поведения среди подростков является уклонение от учебы и работы, практически у стольких же подростков отмечается пребывание в антиобщественно настроенных стихийных группах, уходы из дома и бродяжничество отмечались у 27% подростков с отклоняющимся поведением отмечались уходы из дома и бродяжничество, при этом следует обратить внимание на тот факт, что данное исследование проводилось несколько ранее (1992 год) массовых проявлений беспризорности и раннего бродяжничества нашего времени.

Проявление девиантного поведения в форме уходов из дома, бродяжничества, ставшие символом нашего времени, в подростковой среде имели место в разные периоды как в нашей стране, так и за рубежом. Уход детей их дома зарубежными исследователями изначально трактовался как поведенческое проявление некоей психипатологии. В то же время в ряде зарубежных исследований высказывается противоположная точка зрения: психпатология как универсальное объяснение ухода подростков их дома отвергается.

Побеги нередко начинаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, a пo мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип». За рубежом наиболее обстоятельно побеги у детей и подростков были систематизированы Н. Stutte (I960), который выделил: 1) побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; 2) побеги как реакцию протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3) побеги как реакцию тревоги из страха наказания у робких и забитых; 4) «специфически-пубертатный побег» вследствие фантазерства и мечтательности и др.

При определенных социальных условиях побеги подростков из дому могут приобретать эпидемический характер. Примерами тому служат массовое беспризорничество в нашей стране в период гражданской войны и послевоенной разрухи, а также в современный период, в США 1929 год – время тяжелого экономического кризиса. Во всех этих случаях подростков из дому гнали голод и нужда. Менее понятным оказалось массовое распространение побегов в США в 60-70-е годы. Как сообщалось в United States News and World Report (24 th April, 1972; 3d September, 1973), если в 1929г., в тяжелый год кризиса, из дому убежало 200 тыс. подростков, то в 1963 г.- 300 тыс., в 1970г. – 600 тыс., а в 1972г. число беглецов достигло почти миллиона! С конца 70-х годов побеги несколько пошли на убыль. Однако число сбежавших из дома девочек стало превышать число беглецов-мальчиков.

В качестве причин массовых побегов в США приводятся безнадзорность, ссоры с родителями, «протест школе, семье, всему образу жизни», поиск приключений и «свободы». Предполагается, что рост числа побегов связан с такими неблагоприятными социальными сдвигами в американской жизни, как рост числа разводов (в 1972 г число разводов в США достигло 33 % от числа заключенных браков), распад «большой американской семьи» с дедушками, бабушками и т. П., которые теперь живут отдельно и не проявляют особого интереса к внукам, постоянные массовые миграции населения из-за безработицы и поиска лучшей работы (в США ежегодно около 20 % населения переезжает в другие города) и, наконец, заполнение почти всего детского досуга телевизором (64 % свободного времени школьника в среднем), что заменило повседневные контакты с родителями и ослабило эмоциональную привязанность к ним. В итоге в США подростки-беглецы («ранэуэйсы») стали социальной проблемой. С этой же проблемой столкнулось и современное российское общество. Беспризорность, безнадзорность и бродяжничество среди детей и подростков в настоящее время находится на уровне гуманитарной катастрофы.

Типологизация побегов. А.Е. Личко, проводя типологизацию побегов из дома, жестко связывает их с психопатологическими проблемами развития личности и выделяет следующие типы побегов у детей:

Эмансипационные побеги . Эти побеги являются у подростков наиболее частыми (45 %) и совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться свободной, веселой, легкой жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко являются ссоры, вернее столкновения с родителями или воспитателями интерната. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни толкает к побегу. Эмансипационные побеги часто совершаются с одним – двумя приятелями или таковые приобретаются в процессе самого побега. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойствен психопатиям и акцентуациям характера гипертимного и неустойчивого типов.

Импунитивные побеги (от англ, impunity – безнаказанность). Этот вид побегов составил 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату. Побегу способствовало положение изгоя или «золушки» в семье, преследования со стороны соучеников в интернате или школе. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение подростка строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации, толкнувшей на бегство. Во время повторных побегов уже нередко ищут попутчиков а в репертуаре поведения уже может появиться делинквентность.

Демонстративные побеги. Эти побеги у подростков были следствием реакции оппозиции и наблюдались в 20%. Их первый отличительный признак – обычно относительно небольшой ареал: убегают недалеко или в те места, где надеются быть увиденными, пойманными и возвращенными. В побеге ведут себя так, чтобы обратить на себя внимание окружающих. Причиной таких побегов является стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное или ослабленное ввиду каких-либо причин (например, болезнь сиблинга или появление отчима). Демонстративные побеги могут начинаться на всем протяжении подросткового возраста – от 12 до 17 лет. Большая их доля падала на представителей истероидного типа (эти побеги были у 10% обследованных истероидов). Изредка демонстративные побеги встречались при лабильном и эпилептоидном типе психопатий и акцентуаций.

Дромоманические побеги. Этот вид побегов и бродяжничества является самым редким в подростковом возрасте (только 9% обследованных подростков-беглецов). Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменившееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки, в дальние места. В побег пускаются в одиночестве, попутчики отсутствуют или приобретаются случайно. Ареал быстро расширяется от побега к побегу. Во время побега внезапно появляется желание вернуться домой – возвращаются измученные, притихшие, послушные. Причину побега объяснить не в силах, поступка своего стыдятся, и слишком большая настойчивость при расспросах может толкнуть на новый побег. Дромоманические побеги могут сочетаться с дисфориями и расстройствами влечений в виде гиперсексуальности, стремления напиваться пьяными «до отключения», садомазохическими действиями. Некоторые подростки отмечали, что во время таких побегов резко снижается аппетит, они спят гораздо меньше обычного, все время находятся в каком-то необычном, взвинченном состоянии. Дромоманические побеги встречаются при эпилептоидном типе органических и конституциональных психопатий.

Подростки, стремящиеся к уходам из дома («путешественники»), выделяются повышенной готовностью к агрессивному поведению; тенденцией к демонстративности, повышенной эмоциональностью, стремлением быть в центре внимания, что входит в структуру истероидных черт; повышенной вероятностью к совершению немотивированных поступков и снижением субъектности в социальных отношениях.

Консультирование по проблемам подросткового возраста должно быть направлено на формирование идентичности личности, строиться на уважении формирующейся личности. Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростков. При этом необходимо учитывать, что в подростковом возрасте роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников и значимых других.

Контрольные вопросы

1. Какие вопросы рассматриваются в рамках консультирования по проблемам личностного развития?

2. Роль изучения образа жизни клиента в консультировании по проблемам личностного развития. Выбор жизненного пути.

3. В чем заключается укрепление идентичности и формирование личности как субъекта деятельности?

4. В каких случаях применяется консультирование сверстниками. Его значение и эффективность.

5. Задачи профессионального консультирования. Исторический аспект.

6. Виды профконсультаций.

7. Консультирование по проблемам поиска работы и трудоустройства.

8. Профессиональная адаптация. Формирование индивидуального стиля деятельности.

9. Консультирование по вопросам карьеры.

10. Кризисы профессиональной деятельности: особенности консультирования.

11. Значение консультирования по вопросам досуга.

12. Основные направления семейного консультирования.

13. Консультирование семейных пар.

14. Семейное консультирование по проблемам детей и подростков.

15. Консультирование смешанных семей.

16. Особенности детского консультирования.

17. Методы, используемые в консультировании по проблемам детей дошкольного возраста.

18. Основные проблемы, возникающие у родителей детей младшего школьного возраста.

19. Консультирование по проблемам подросткового возраста.

20. Консультирование по проблемам ухода детей из дома.

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 512с.

2. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288с.

3. Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учебник для студ. вузов / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001.- 528с.

4. Психология труда: Учеб. для студ. ВУЗов / Под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

Дополнительная литература

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев.- М.: «Педагогика», 1980. Т.2. – 230с.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Наука», 1977. – 380с.

3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.; Воронеж, 1995. – 320с.

5. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М., 1994. 320с.

6. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160с.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М., 1984. - Т.1. 397с.

8. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. – Обнинск, 1993.

9. Ковалев, В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев. // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. - С.11-23.

10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Грайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992с.

11. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 255с.

12. Маховер, К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. - М.: 1996. – 187c.

13. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. – Пермь, 1971. – 124с.

14. Мастерство психологического консультирования / А.А. Бадхен, М.В. Бадхен, С.М. Зелинский и др. / Под дер. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: «Бреста», 2004. – 183с.

15. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекция, практика: Учеб. пособие для студ. псиол. фак. вузов / А.Б. Орлов. – М.: «Академия», 2002. - 272с.

16. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых – М., 1990. – 125с.

17. Психологическая энциклопедия. 2-е издание / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – М, С-Пб.: «Питер». 2003.- 1094с.

18. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: ЗАО «Издательство "Питер», 1999. - 416с.

19. Рейснер, М.А. Социальная психология и учение Фрейда / В кн. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. Т.I. - С. 470-474.

19. Романова, Е.С. Графические мметоды в психологической лиагностике / Е.С. Романова Е.С., О.Ф. Потемина. – М.: Дидакт, 1992. - 256с.

20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: ПИТЕР, 1999. – 527с.

21. Сидорова, Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Н.П. Сидорова. – Хабаровск: ДВАГС, 2006. – 192с.

22. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С.С. Степанов. - М.: Памятники исторической мысли, 1995. - 83с.

23. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М., 1989. 453с.

24. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МЭДОК», 2004. – 320с.

25. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993. Т.1. - 480с.

26. Эриксон, Э. Идентичность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. 397с.

Приложение 1

Опросник САН

Этот бланковый метод предназначен для оперативной оценки функциональных состояний (самочувствие, активность, настроение).

Испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале (шкала Осгуда). Оценка производится по 7-балльной шкале (3210123) между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость. темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). испытуемый должен выбрать и отметить цифру. наиболее точно отражающую его состояние в данный момент.

При обработке цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному состоянию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1 за 3 балла; 0 – 4 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы с позитивной оценкой, который принимается за 7 баллов. При этом необходимо учитывать, что полюса шкалы постоянно меняются: положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.

По этим приведенным баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки студентов Москвы равны: самочувствие 5.4; активность – 5.0; настроение 5.1.

Следует отметить, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. а по мере нарастания утомления соотношение между ними меняется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Психологическое консультирование родителей применяется до­статочно часто для решения насущных проблем, возникающих в огромном количестве ситуаций, связанных с процессом воспитания и развития ребенка. Консультирование родителей является обяза­тельным условием при работе с детскими сложностями и нарушени­ями поведения. Без консультирования родителей эффективность взаимодействия с ребенком снижается из-за того, что окружающая ребенка действительность не изменяется, провоцируя неадекватные формы реагирования.

Специфика консультирования родителей будет заключаться в том, что родители чаще всего не готовы к собственным изменениям поведения и взаимоотношений. Многие из них вообще не рассма­тривают семейные сложности и свое поведение как факторы, влия­ющие на возникновение нарушенных реакций ребенка. Все это определяет специфику организации психологического консультиро­вания родителей.

Чаще всего началом консультирования родителей является факт привода ребенка на консультацию (В. Оклепдер, 1997). По правилам организации психологического консультирования детей, первый контакт осуществляется с родителями, желательно без ребенка (если это не консультирование семьи). Такое положение определено зада­чами организации доверительного отношения между ребенком и консультантом впоследствии. Сбор родительских жалоб в присут­ствии ребенка может осложнить создание доверительного контакта. На первой встрече с родителями ребенка у консультанта возникает ряд специфических и неспецифических задач. К последним отно­сятся: выстраивание контакта и рапорта с родителями; сбор инфор­мации о проблеме; определение проблемы с точки зрения родите­лей. Кроме того, важно собрать всю информацию о специфике про­явления проблемы, отношениях в семье, закономерностях возраст­ной динамики проблематики.

Определив специфику проблемы и наметив основные направле­ния ее решения, необходимо мотивировать родителей к изменению определенных аспектов семейной ситуации. Достаточно часто пер­воначальная реакция родителей бывает негативной (например, «Мыпривели его к Вам не для того, чтобы Вы начали устанавливать дру­гие правила в семье, а для того, чтобы Вы сделали что-либо с его по­ведением...»). В наши задачи входит объяснение закономерностей детской реакции на те или иные семейные процессы и особенности воспитательных воздействий.

Иногда для изменения ситуации нарушенного детского поведе­ния бывает достаточно изменений поведения самих родителей. В этом случае в консультировании ребенка необходимости не возни­кает.



В рамках первой консультации необходимо разработать страте­гии важных изменений для семьи, исходя из понимания родителя­ми и консультантом причин нарушений в поведении ребенка. Ни в коем случае нельзя обвинять родителей в некомпетентности или не­правильном воспитании, так как это может привести к нарушению рапорта. Консультант должен выразить позитивное отношение и ува­жение к родителям, одобрить их действия, конфронтировав опреде­ленные аспекты взаимоотношений, приведшие к конфликтам.

1. Что привело родителей на консультацию?

2. Что явилось причиной прихода именно сейчас?

3. Делали ли что-либо с этой проблемой ранее (проблема может иметь длительную историю с множественными попытками реше­ния)?

4. В чем (поведение, реакции, отношения) данная проблема про­является?

5. Усиливается ли проявление проблемы при определенных усло­виях (например, дети могут драться только тогда, когда мама дома)?

6. Все ли члены семьи считают это проблемой?

7. Чего бы хотели родители (в плане целевого изменения)?

8. Как они увидят изменения в ребенке?

9. Каковы ваши (родителей) отношения с ребенком?

10. Чего вы хотели (для чего?), рожая ребенка (иногда неадекват­ные родительские ожидания могут стать причиной для возникнове­ния сложностей. Например, мама хотела при помощи ребенка удер­жать мужа, но брак распался.)?

11. Какова специфика распределения вопросов власти в семье?

12. Какова специфика распределения контроля и самоконтроля? Сбор данной информации может существенно помочь в опреде­лении проблемных зон семьи.

На последующих встречах консультант должен, исходя из роди­тельской заявки, оказать помощь в решении проблемы. Как наибо­лее часто возникающие, выделяют следующие проблемы: наруше­ние взаимоотношений родителей и ребенка; детское непослушание;нарушение взаимоотношения в детской подсистеме; отсутствие ин­формации о закономерностях прохождения возраста; беспокоящие детские проявления (повышенная агрессия, жадность, сексуализация); нежелание посещать детские дошкольные или школьные учреждения; частые болезни ребенка; школьная неуспеваемость и т.д.



После определения проблем необходимо организовать предостав­ление необходимой информации, позволяющей реорганизовать се­мейные отношения с целью снижения симптоматического поведе­ния. На этой стадии, которую называют стадией принятия решения, необходимо, чтобы родители понимали собственную ответствен­ность за принятые решения и умели следовать им. Для более четко­го представления специфики консультационного взаимодействия родителей с консультантом рекомендуется следующий алгоритм.

1. Первичный контакт с родителями, направленный на сбор ин­формации о проблеме. В случае если возникает такая необходимость, информация может собираться через педагогов, взаимодействуя так­же со смежными специалистами (невролог, логопед, дефектолог и т.д.).

2. Беседа с родителями для выяснения специфических особенно­стей прохождения ребенком предыдущих этапов развития (беремен­ность, роды, младенчество, раннее детство и т.д.).

3. По необходимости проводится дополнительный сбор данных о здоровье ребенка (невролог, дефектолог, психиатр, педагог и т.д.).

4. Выстраивание контакта с ребенком в рамках игрового взаимо­действия.

5. Экспериментально-психологическое и диагностическое иссле­дование ребенка.

6. Постановка психологического диагноза.

7. Разработка плана и выделение методов решения, возникающей проблемы.

8. Мероприятия по разрешению возникающей проблематики, ко­торые могут проводиться как специалистом психологом, так и сами­ми родителями.

9. Контроль за изменением ситуации.

Среди основных направлений консультирования родителей по проблемам их детей выделяют следующие:

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Чаще все­го такой тип консультирования необходим при нарушении пове­дения ребенка в результате наличия нарушенной структуры или системы семьи;

Консультирование совместно с ребенком;

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключитель­ной консультацией с родителями;

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей;

родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа.

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Данный тип консультативного взаимодействия считаете! эффективным при не­скольких возникающих сложностях.

1. В случае низкой компетентности родителей. В задачи психоло­га при такой проблеме входит организация информирования роди­телей о специфике прохождения различных стадий возрастного раз­вития ребенка, их проявлений, выделяющихся возрастных задачах и методах эффективного воздействия.

2. В случае, если нарушение имеют системный характер. Чаще всего это нарушения связаны с нарушенной иерархией, отсутствием четких семейных норм и правил поведения, непоследовательности родительских требований. Приведем пример: достаточно часто дет­ское непослушание, например нежелание идти спать, может быть связанно с родительской непоследовательностью - один день мама разрешает не ложиться вовремя, а в другой - требует выполнения правила. Еще один важный нарушающий фактор - это не выполне­ние обещаний по организации последствий неадекватного поведе­ния ребенка. Так, например, мама может обещать наказание за опре­деленный тип поведения, однако не наказывает или что еще хуже, наказав, тут же жалеет ребенка. В данном случае при нормализации родительского поведения поведение ребенка само собой исправля­ется.

3. Ситуация когда наличие сложностей у ребенка «выгодно» се­мье, так как оправдывает определенное поведение кого-то из членов семьи или является удерживающим семью от разрушения. Так, на­пример, чрезвычайно плохое поведение ребенка, приводящее к его исключению из детского учреждения, может служить оправданием для мамы, что она не устраивается на работу или не добивается сво­ей цели (не до того...).

Консультирование совместно с ребенком. Данный тип консульти­рования свойственен семейному подходу, однако может применять­ся для обучения родителей методам коммуницирования со своими детьми. Это связанно с тем, что некоторые родители (те, кто воспи­тывался в детском доме, или не имел в детстве партнеров для игр) не умеют выстраивать с ребенком адекватные межличностные взаимо­действия. Часть из них вообще не умеет играть или находить довери­тельные способы организации контакта. (На вопрос играете ли вы с ребенком, родители часто отвечают «конечно, мы общаемся, мы уро­ки делаем и на секции я его вожу».) Такие родители предпочитают указывать, направлять и наказывать, что приводит к протестному по­ведению ребенка. Совместное консультирование позволяет консуль­танту обучить родителей необходимым навыкам, выстроить в рам­ках консультативного взаимодействия отношения ребенка и родителей через специфические формы взаимодействия и ритуалы. Напри­мер, один из таких ритуалов -это вечерние «хвастовство», когда вся семья собирается перед ужином и каждый рассказывает, что замеча­тельного у него было за день, а все остальные члены семьи слушают, одобряют, но не критикуют.

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключительной консультаций с родителями. В этом случае на первой консультации родителям даются рекомендации по изменениям внутрисемейной ситуации, а основной фокус внимания находиться на ребенке. Спе­цифика организации первой родительской консультации уже доста­точно описана нами выше. В любом случае, в нее входят: определе­ние проблемы, сбор и анализ информации, выявление причин нару­шений, выявление представления об идеальном результате, выявле­ние специфических особенностей развития ребенка и разработка ре­комендаций для реорганизации детско-родительских отношений. Заключительная консультация должна быть посвящена подведению итогов и разработке рекомендаций по дальнейшим действиям роди­телей для поддержания динамики изменений.

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей. Данный вариант консультирова­ния позволяет оказывать коррекционное воздействие на поведение ребенка через его родителей. Консультирование родителей начина­ется с объяснения специфики возникающей поведенческой пробле­мы ребенка и принципов организации коррекционного общения. Обычно коррекционное общение осуществляется следующим обра­зом: родитель, после тщательного выявления всех закономерностей возникающих проблем, покупает специфический коррекционный набор, состоящий не менее чем из 10 предметов. В набор должны входить: недифференцированные предметы (бумага, рисуночные средства, глина или пластилин, конструктор); дифференцированные средства, в зависимости от пола и интересов ребенка. Для мальчи­ков: пистолеты, набор солдатиков, машины, супергерои и т.д. Для девочек: куклы, различного рода украшения, мягкие игрушки и т.д. Важным является то, что ребенок не может играть этими игрушка­ми вне коррекционного взаимодействия. Один час в неделю выде­ляется на взаимодействие родителя и ребенка в рамках коррекции. При этом время коррекционной игры изначально закреплено и не меняется. Ребенок должен знать, когда наступит этот час, и ждать его. Час коррекции проводится следующим образом: родитель пол­ностью подчиняется всем игровым требованиям ребенка и делает то, что тот его просит. Это означает, что родитель в течение часа принад­лежит только ребенку: играет вместе с ребенком в те игры, которые предлагает ребенок, не вмешиваясь в процесс до тех пор, пока ему не дадут роль, но и не отстраняется, если его в игру временно не при­глашают. Необходимо, чтобы в этот час никто и ничто не отвлекалородителя от взаимодействия с ребенком. При этом родитель отчиты­вается о своих достижениях и изменениях детского поведения на еженедельной встрече с психологом или родительской группе для анализа происходящих изменений и коррекции поведения.

Другой вариант подобного вмешательства связан со структуриро­ванием правил взаимодействия в семье. В этой ситуации родитель после анализа специфики нарушений получает инструкцию по реа­лизации семейных правил поведения (например, специфику реаги­рования на детские драки, уравнение ответственности, наказания и т.д.). В этом варианте родитель также еженедельно отчитывается в успехах по реструктурированию семейных условий и изменениях в поведении детей.

Родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа. Специфика родительских групп заключается в унификации пробле­матики, оказании поддержки и возникновению надежды на измене­ние ситуации. Групповая работа с родителями направлена на форми­рование родительской компетентности и изменение отношения к возникающим сложностям. В рамках групповой формы работы, пси­холог или более опытный родитель организует специфическое тема­тическое обсуждение по различным вопросам. Часто используются группы родительской самоподдержки, особенно популярные в кри­зисе подросткового возраста, при девиантном и делинквентном по­ведении подростков. Посещение таких открытых групп вселяет в ро­дителей надежду о возможности изменений и позволяет использо­вать опыт других родителей в коррекции поведения своих детей.

Рассмотрим специфику консультирования родителей детей раз­ных возрастов.

Психологическое консультирование детей и подростков отличается определенной спецификой и является несравненно более сложным процессом, чем консультирование взрослых. Отличи состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей и подростков приводят к специалисту родители или учителя, заметив какие-то отклонения в развитии.

Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, они часто не понимают, почему их обследуют, не переживают из-за своих расстройств, не видят причин для беспокойства. Нередко психолога требуется большая изобретательность, чтобы установить контакт с ребенком или подростком. Это касается, прежде всего, социально робких, неуверенных в себе детей с заниженной самооценкой и детей с нарушениями поведения, имеющих негативный опыт общения со взрослыми. Такие дети и подростки, оказываясь в кабинете у психолога, испытывают эмоциональное напряжение, что проявляется в повышенной аффективности и даже агрессивности по отношению к психологу. Серьезным препятствием к установлению контакта нередко выступает скрытость, застенчивость, недоверие со стороны ребенка (подростка).

В системе психологической помощи детям и подросткам с расстройствами поведения можно выделить следующие виды психологического К.: 1) К. родителей ребенка/подростка или одного из родителей; 2) К. ребенка/подростка; 3) семейное К.; 4) комплексное К., сочетающее в себе все вышеперечисленные виды.

К. детей и подростков необходимо отдельно от родителей.

Существуют особые правила и техники проведения индивидуального психологического К. детей и подростков с проблемами в поведении.

Важным условием установления и поддержки контакта с ребенком (подростком) является конфиденциальность . Психологу необходимо помнить, что информация, полученная в процессе психологического К., может быть использована исключительно для блага ребенка (подростка). Иногда возникает необходимость давать некоторые сведения о ребенке его родителям, учителям и т.д. В таких случаях психолог должен рассказать о предстоящей встрече с другими специалистами.

Еще одним условием успешного К. ребенка (подростка) является обоюдное доверие . Согласно гуманистическому (экзистенциальному) подходу К. Роджерса, существуют три условия взаимодействия психолога и клиента, которые благоприятны для личностного роста человека: способность к эмпатическому пониманию со стороны психолога, подлинность и безусловное принятие личности другого. Для практического психолога очень важно научиться слушать партнера. Очень часто лучшее, что можно сделать для человека, - это выслушать его, понять и принять, не осуждая и не оценивая.

Эмпатическое понимание, сопереживание означает способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека, правильно понимать значение и смысл услышанного, улавливать внутреннее состояние, истинные чувства собеседника.

Подлинность или аутентичность предполагает честное отношение к себе, способность быть самим собой, умение искренне и открыто выражать свои чувства, мысли, намерения.

Безусловное принятие личности другого означает принятие человека таким, какой он есть, без восхваления или порицания, готовность выслушать и принять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общественным или мнением психолога.

Процесс индивидуального психологического К. детей и подростков можно условно разделить на пять стадий (этапов):

1. Установление взаимопонимания.

2. Сбор необходимой информации.

3. Точное определение проблемы.

5. Подведение итогов психологического К.

Установление контакта. На первом этапе консультирования, который посвящен знакомству с ребенком и установлению взаимопонимания, психолог старается придерживаться открытой, дружественной манеры поведения, проявлять искренний интерес к ребенку. Психолог демонстрирует эмпатию и понимание ситуации ребенка, поскольку стремиться к тому, чтобы в процессе К. установились доверительные и уважительные отношения.

Чтобы снять напряжение у ребенка или подростка, можно задать несколько простых вопросов, например: "Как ты себя здесь чувствуешь?", "Удобно ли тебе в кабинете?". Подростка можно спросить, как он предпочитает, чтобы к нему обращались на "вы" или на "ты"? Таким вопросами психолог демонстрирует свое уважение, что позитивно влияет на психологическую атмосферу в процессе К. Ребенок, а тем более подросток, стремиться как можно скорее стать взрослым в глазах окружающих, и поэтому следует обращаться к нему серьезно, не заискивая и не сюсюкая.

Очень часто в практике в процессе К. широко используются арт-методы, которые помогают психологу установить доверительные отношения с ребенком или подростком и создать атмосферу взаимопонимания. Арт-методы в психологическом К. также имеют важное диагностическое значение, помогают определить цели психологического воздействия, оптимизировать процесс понимания и осознания ребенком своих эмоциональных реакций, неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний. Очень важно выслушать рассказ ребенка (подростка) о том, что он нарисовал или создал из бумаги, глины и другого материала. Такой подход побуждает ребенка (подростка) к доверительному разговору об имеющихся у него проблемах. При интерпретации психолог должен обратить внимание на содержание творческого продукта, его цвет, форму. Можно предложить ребенку следующие темы рисунков: Я в прошлом, настоящем и будущем; Каким меня представляют окружающие (родители, одноклассники и пр.); Самый приятный (или самый неприятный) день в моей жизни, Автопортрет; Моя семья; Чего я боюсь и пр.

Приступая к интерпретации рисунков или композиций, психолог анализирует индивидуальные проблемы их автора, его эмоциональные и межличностные особенности. Обязательно надо похвалить рисунок, задать ребенку (подростку) дополнительные вопросы. Например, при анализе рисунка «Я в будущем» можно спросить: «Сколько тебе здесь лет?», «Какая у тебя специальность?» Такие проективные вопросы дадут психологу возможность глубже оценить индивидуальные особенности ребенка (подростка), его эмоционально-волевые характеристики и переживания. Следует подчеркнуть, что этот метод широко используется многими отечественными психологами и психотерапевтами.

Сбор необходимой информации. На втором этапе, психолог переходит к сбору той информации, которая должна помочь ему понять ребенка и его проблемы. Психологу следует сосредоточиться на том, что больше всего беспокоит ребенка (подростка) в данный момент.

Сбор информации о проблеме у ребенка психолог проводит, применяя различные методы, наиболее эффективными из которых являются арт-методы, включающие обязательные дополнительные вопросы по рисункам или творческим композициям ребенка из различных материалов. Арт-методы также помогают психологу оценить эффективность К. и исследовать динамику поведения ребенка, его взаимоотношений с родителями, со сверстниками и с социальным окружением.

Сбор информации о проблеме у подростка проводится с помощью интервью . В процессе интервью психолог использует вопросы и утверждения, ориентируясь на возраст подростка и его интеллектуальный потенциал. Утверждения подростка объясняют или констатируют какие-либо проблемы, темы, а вопросы раскрывают его внутриличностные переживания. На этапе сбора информации о проблеме психолог формулирует рабочую гипотезу, которая в значительной степени определяет суть задаваемых психологом вопросов. Традиционно выделяются четыре группы вопросов в процессе психологического консультирования: линейные, циркулярные, стратегические и рефлексивные.

Основным параметром дифференциации вопросов является континуум локуса изменений, который стоит за вопросом. На одном полюсе этого континуума лежит преимущественно ориентировочная (диагностическая) цель, а на другом -- вмешательство, предусматривающее достижение изменений у подростка или семьи. Вторая важная ось дифференциации вопросов связана с меняющимися предположениями о содержании психических феноменов. Тогда на одном полюсе окажутся преимущественно линейные (причинно-следственные) цели, а на другом -- циркулярные (системные). психологический консультирование расстройство поведение

Большинство интервью в индивидуальном психологическом К. подростков с расстройствами поведения начинаются обычно с линейных вопросов , которые ориентируют психолога в ситуации подростка, помогают выяснить конкретную причину возникновения проблемы. Например: «Как вы можете объяснить возникновение проблемы?», «Почему эта проблема возникла сейчас?».

Циркулярные вопросы основаны на циркулярной природе психических явлений. Они формулируются для оценки цепочки взаимодействия до, во время и после проблемного поведения подростка. Мотив, лежащий в основе циркулярных вопросов, - исследовательски-раскрывающий. Предполагается, что одно явление как-то связано с другим, например: «Какая проблема беспокоит вас сейчас?», «Кто еще переживает об этом?».

Целью стратегических вопросов является коррекция поведения подростка. Задавая стратегические вопросы, психолог пытается побудить подростка к изменению. Психолог занимает директивную позицию, но спрашивает в непрямой форме, например: «Что же вы решили делать?», «Какое вы приняли решение, когда родители лишили вас денег, мобильного телефона и компьютера?».

Рефлексивные вопросы направлены на исследование системы убеждений, которые составляют суть проблемы и способствуют личностному росту подростка. Например: «Когда вы впервые стали так думать?», «Кто еще из ваших знакомых реагирует на проблемы подобным образом?». К рефлексивной группе относятся также вопросы, которые помогают отделить проблему от личности подростка. Эти вопросы ориентируют подростка на то, что он сумеет преодолеть трудности, которые имеются у него в данный момент, придают ему решительности в борьбе с ними. Например: «Как между вами зарождается гнев?»и т.п.

Психолог может задавать рефлексивные вопросы, ориентированные на будущее, так называемые гипотетические вопросы, например: «Полагаете ли вы, что ваши родители могут быть обеспокоены возможным употреблением вами алкоголя или наркотиков? Боятся ли они даже упоминать о своих страхах, предполагая, что это может обидеть вас?».

Речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении психологического К. с детьми и подростками. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения взрослой речи могут быть понятны ребенку, поэтому необходимо учитывать возраст, пол, социальные условия жизни ребенка, этнические особенности, культурный и интеллектуальный уровень.

В процессе К. детей и подростков очень важно правильно задать вопрос. Умение задавать вопросы является необходимым профессиональным навыком психолога.

В психологическом К. существует понятие активное слушание , которое подразумевает ответственность за то, что человек слышит. Он может делать вид, что слушает, а может активно, посредством подтверждений и уточнений, вникать в суть услышанного. Часто используемыми технологиями в тактике ведения беседы являются проговаривание, перефразирование и интерпретация.

Проговаривание заключается в том, что психолог дословно повторяет высказывания клиента: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...». Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам и понял, что его слушают и понимают.

Перефразирование означает воспроизведение высказываний Клиента в сокращенном, обобщенном виде с краткой формулировкой сути его слов. «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Другими словами, ты считаешь, что...». Перефразирование помогает клиенту систематизировать свои мысли, подчеркнуть существенные моменты беседы, осознать собственные, переживания и расширить возможности проговаривания субъективных состояний.

Интерпретация и развитие - это попытка психолога вывести логическое следствие из высказывания клиента или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. «Если исходить из сказанного вами, получается, что...». Интерпретация помогает осознать неясные или скрытые для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения, позволяет постепенно идти от поверхности интрапсихического конфликта вглубь с целью дальнейшей его проработки.

Интерпретация в одних случаях может быть успешной, а в других -- восприниматься негативно.

Точное определение проблемы . Собирая в процессе консультирования информацию и факты, относящиеся к тому или иному случаю, психолог сразу начинает строить рабочие гипотезы с целью точного определения проблемы. Гипотеза - это попытка психолога понять ситуацию ребенка. При этом психолог может опираться на опыт предыдущих случаев, на интерпретацию ситуации, в которой находится ребенок (подросток), а также на информацию, относящуюся к структуре его семьи. Проверка рабочих гипотез -- основное содержание работы психолога на третьем этапе психологического консультирования. Психолог призывает ребенка (подростка) взглянуть на ситуацию по-новому.

Консультанты адлерианской (индивидуальной) психологии в индивидуальном К. детей (подростков) применяют технику конфронтации с целью определения проблемы: «Может ли быть так, что...?» Задача непосредственной целенаправленной конфронтации -- проверить рабочую гипотезу психолога и раскрыть ребенку (подростку) его истинное намерение или истинную цель его поведения. Зачастую этого оказывается достаточно, чтобы оказать реальное влияние на поведение. В дальнейшем необходимо провести различные психокоррекционные мероприятия в рамках К., направленные на гармонизацию личности ребенка. Важно, чтобы психолог получил разрешение на раскрытие глубинных целей ребенка (подростка). В процессе К. психолог внимательно следит за появлением на лице ребенка реакции узнавания. Почти всегда ребенку бывает любопытно узнать точку зрения психолога. Наиболее эффективный способ проверить гипотезу -- задать вопрос: «Может ли быть так, что...?» и завершить его соответствующим образом в зависимости от рассматриваемой ошибочной цели поведения. Таким образом, психолог ставит четыре вопроса «Может ли быть так, что...», по одному на каждую ошибочную цель. Психолог может менять вводную фразу «Может ли быть так, что...?» на «Мне интересно, так ли это...?» или на нечто подобное. Примеры конфронтационных вопросов:

1) Первая цель -- внимание: «Может ли быть так, что...» «...ты хочешь, чтобы мать все время была занята тобой?»; 2) Вторая цель -- власть: «Может ли быть так, что...» «...ты хочешь показать маме и папе, что ты всех главнее?»; 3) Третья цель -- месть: «Может ли быть так, что...» «...все устраивают тебе неприятности, поэтому ты всего лишь платишь им той же монетой?»; 4) Четвертая цель -- симулированная неспособность: «Может ли выть так, что...» «...независимо от того, насколько сильно ты стараешься, ничего хорошего не получается, и поэтому незачем и пытаться?».

Консультанты адлерианской (индивидуальной) психологии настоятельно рекомендуют, чтобы цели ребенку (подростку) раскрывал психолог, так как родители, повторяя свое мнение о причинах неправильного поведения, вносят элемент обвинения, а ребенок перестает их слушать.

Коррекционные меры и рекомендации. На четвертом этапе К. детей (подростков) психолог применяет психокоррекционные меры и дает конкретные рекомендации. Психолог и ребенок (подросток) совместно ищут новые возможности для того, чтобы эффективно справиться с проблемой. Согласие изменить поведение -- уже почти изменение поведения. Психолог прорабатывает один или два вопроса, которые являются наиболее актуальными для ребенка (подростка) на данный момент: «Может быть, нам стоит снова взглянуть на эту ситуацию и посмотреть, можете ли вы придумать более конструктивный способ справиться с проблемой такого рода?» Когда ребенку (подростку) станет понятным, что сохранение прежнего стили поведения неизбежно приведет к повторению конфликтов, то психолог сможет помочь ему выбрать одну из предлагаемых стратегий изменения ситуации и начать действовать в соответствии с принятым решением. Психолог разъясняет рекомендации до мельчайших подробностей, требуя от ребенка (подростка) их повторения для проверки точности восприятия и понимания данных рекомендаций. Важно, чтобы ребенок (подросток) старался принять только те рекомендации, которые он реально может выполнить.

В последние годы в психологическом К. используется техника парадокса, в особенности в семейном К. и семейной психокоррекции. Эту технику ввел В. Франкл, который предлагал своим клиентам продолжать или даже активизировать неправильное или плохое поведение. Если консультант сможет убедить клиента воспроизвести симптом, на который тот жалуется, то этот симптом может исчезнуть. А. Адлер тоже прописывал клиентам вызывать симптомы, его техника известна в парадоксальной психотерапии как «переструктурирование» или «рефрейминг».

Психолог, использующий технику парадоксальных намерений, должен прямо излагать свои указания, чтобы их легко было понять. Он может предложить ребенку следующее: «Не хотели бы вы попробовать нечто, что на первый взгляд может показаться вам странным? Запишите, пожалуйста, все возможные способы, которыми вы могли бы разозлить вашу маму». Цель техники парадоксальных намерений в данном случае - помочь ребенку (подростку) осознать, что он может контролировать свое поведение.

Психологу следует использовать технику парадокса осторожно, так как она работает не во всех случаях, а некоторых детей (подростков) такие парадоксы могут шокировать или разозлить.

Подведение итогов психологического консультирования. На пятом этапе психолог завершает К. кратким подведением итогов, включающим перечень точно сформулированных проблем и обзор рекомендаций, которые согласен выполнить ребенок (подросток). Нужно спросить ребенка (подростка), почувствовал ли он, что получил помощь и поддержку, и на чем он хотел бы сконцентрироваться при следующей встрече.

По результатам индивидуального К. ребенка (подростка) психолог проводит беседу с его родителями, знакомит их с рисунками и другими продуктами его творческой деятельности в процессе взаимодействия с консультантом, а также со стенограммой диалога с ребенком (подростка). Совместное обсуждение полученных данных заставляет родителей задуматься о необходимости изменения ролевого взаимодействия, наметить наиболее адекватные способы разрешения ситуации. Рекомендации, которые дает психолог родителям, должны быть подробно и точно описаны. При необходимости заключается соглашение о следующем психологическом К..

Учебник знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков. Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.
В учебнике подробно характеризуется процесс консультирования детей и подростков, их родителей, семейного консультирования, а также диагностическая и коррекционная работа. Раскрыты особенности консультирования разных категорий детей и подростков. Актуальные проблемы данной научно практической области освещаются с учетом современных достижений психологической науки.
Издание адресовано студентам и аспирантам педагогических и психологических специальностей, практикующим психологам, социальным работникам, преподавателям высшей и средней школы.

Понятие психологического консультирования.
Психологическое консультирование - это процесс взаимодействия между помогающей стороной и обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого бы то ни было давления при принятии им решения . Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме .

Психологическое консультирование не является просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы оказания психологической помощи детям и подросткам
1.1. Психологическая помощь и психологическое консультирование
1.2. Понятие психологического консультирования
1.3. История становления консультирования детей и подростков
1.4. Особенности консультирования детей и подростков
1.5. Современные аспекты консультирования детей и подростков
1.6. Формы консультирования детей и подростков
ГЛАВА 2. Взаимодействие психолога с детьми и подростками в процессе консультирования
2.1. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков
2.2. Индивидуализация в процессе консультирования детей и подростков
2.3. Выбор методов работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.4. Техники консультирования детей и подростков
2.5. Организация работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.6. Диагностика в консультировании детей и подростков...
2.7. Психокоррекционная работа в процессе консультирования детей и подростков
ГЛАВА 3. Взаимодействие психолога с родителями детей и подростков
3.1. Общие принципы консультирования родителей
3.2. Организация работы консультанта с родителями
3.3. Первичная консультация с родителями
3.5. Заключительная встреча психолога-консультанта с родителями
ГЛАВА 4. Консультирование семьи
4.1. Оказание психологической помощи семье
4.2. Модели семейного консультирования
4.3. Специфика семейного консультирования
4.4. Этапы семейного консультирования
4.5. Психодиагностика в консультировании детей и подростков
ГЛАВА 5. Консультирование отдельных категорий детей и подростков
5.1. Консультирование агрессивных детей и подростков
5.2. Консультирование тревожных детей и подростков
5.3. Консультирование застенчивых, замкнутых детей и подростков
5.4. Консультирование гиперактивных детей и подростков
5.5. Консультирование аутичных детей и подростков
5.6. Консультирование одаренных детей и подростков
5.7. Консультирование детей и подростков по проблеме школьной неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психологическое консультирование детей и подростков, Монина Г.Б., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Психологическое консультирование необходимо немалому количеству детей при возникновении каких-то морально-психологическим проблем. В нашей статье мы расскажем что такое психологическое консультирование и зачем оно проводится.

С появлением у ребенка каких-то психологических проблем родители всегда переживают и не знают как правильно себя вести. Лучше всего начать постоянное наблюдение за ребенком, почаще с ним общаться и спрашивать что его беспокоит. Если вы самостоятельно не можете помочь малышу в разрешении проблемы или ситуация заходит слишком далеко, то необходимо незамедлительно обратиться к психологу.

Психологическое консультирование - это один из видов психологической помощи, который достигается путем общения с психологом. Он озвучивает свое мнение, дает советы как правильно поступить и что делать в сложившейся ситуации.

Характерными признаками для проведения психологического консультирования детей и подростков являются:

  • Частые и сильные перемены настроения. Сначала ребенок смеется и веселится и вдруг ни с того, ни с сего начинает рыдать.
  • Длительное отсутствие у ребенка положительного настроения, нежелание учиться, играть в игры, ходить на развлекательные мероприятия, нежелание есть или пить.
  • Если ребенок внезапно стал надолго уединяться, не хочет ни с кем общаться и никак не выходит на контакт.
  • Если ребенка преследуют какие-то страхи, появляются фобии или мании. Например ребенок боится какой-то определенной безобидной игрушки, боится ездить в метро, боится большого количества народу.
  • Если над ребенком было совершено насилие.

Особенно трудно может быть в тех случаях, когда из-за психологических проблем ребенка в семье начинаются разногласия и конфликты. Многие дети переживая какой-то стресс могут отстраняться от своих родителей, не хотеть им что-то рассказывать. В таком случае лучше не лезть лишний раз к ребенку, чтобы не провоцировать лишних проблем.

Другой целью работы специалиста при проведении психологических консультаций для детей является развитие внимания, восприятия, памяти, логического и образного мышления, развитие эмоциональной сферы и речи, расширение кругозора и обогащение словарного запаса.

Родителям также важно принимать участие в психологических консультациях их детей, чтобы было легче понять ребенка.

Психолог расскажет вам правильно ли вы воспитываете своего ребенка, поможет разобраться в волнующих вопросах, даст советы и рекомендации как себя вести в определенных ситуациях. Отношение и поведение родителей очень сильно влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка.

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме: профилактической индивидуальной беседы, интервью, психологического консультирования, индивидуальной или группой беседы.

Чаще всего на первую консультацию ребенка приводят родители, или иногда бабушка с дедушкой. Важно предупредить ребенка заранее куда вы его ведете и зачем. Консультирование детей обычно не занимает много времени, в два раза меньше, чем у взрослых. Поэтому важно, чтобы оно проходило непринужденным образом, в виде игры или легкой беседы. Иногда проводятся различные тестирования как ребенка, которого привели, так и родителя. Психологу важно знать всю информацию о ребенке и он будет сначала задавать вопросы взрослым.

Психолог обязательно должен рассказать что-то о себе вашему ребенку. Дети очень любопытны и если они чего-то не понимают или не знают, то сложно войти к ним в доверие и найти контакт.

Рассмотрим какие еще задачи стоят перед психологом при проведении консультации:

  1. Психолог обязательно должен относится позитивно к любым суждениям и рассказам ребенка. Это очень важно для того, чтобы найти правильный контакт и войти в доверие.
  2. Психолог старается войти в положение ребенка, увидеть ситуацию его глазами и пережить те же чувства.
  3. Психологу нужно помочь ребенку советами, как правильно поступить, а лучше, если малыш сам найдет выход из ситуации.

Помните, что после консультации ребенок должен уйти в хорошем настроении, готовым к дальнейшей работе с психологом.