Психологическое занятие для ребенка 3 лет. Большие — маленькие

  • 08.03.2020

юлия шовгеня
Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект занятия психолога с детьми 3–4 лет

Цель : Развитие восприятия длины : длинный-короткий.

Развитие умения соотносить предметы по величине.

Развитие мелких движений рук .

Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению заданий.

Материалы : цветок,игрушки зайчик, котёнок, лягушка; карандаши, раскраски с изображением лягушки и ленточкой, кружочки красного и жёлтого цветов, парные картинки, на которых изображены предметы разной длины (длинный-короткий, шнуровка «дорожка для зайчика» , воздушные шарики.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Приветствие» Цветок сказок»

Психолог держит в руках цветок.

Вот мы встали все в кружок.

Вот он- сказочный цветок.

Всех приветствуем вокруг.

Здравствуй наш волшебный друг!

Здравствуй, Гена!

(дети приветствуют друг друга по кругу, передавая цветок)

В мире столько сказок есть,

Всех их и не перечесть.

Ты нам дверцу приоткрой,

В сказку нас возьми с собой.

Вместе с цветком мы отправимся в путешествие.

Мы с цветочком полетели

И в лесочек прилетели.

2. Путешествие в лес

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

(широко развести руки в стороны )

Полный сказок и чудес!

(повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

(руки подняты вверх, покачиваемся)

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

(маршировать)

И медведя мы встречаем.

(имитируем медведя)

Перед нами водоём!

(прыгаем)

Раз – два, раз – два –

Позади теперь вода

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора!

3. Сказка «Длинный-короткий»

Повстречались как-то раз на опушке леса котёнок и зайчонок.

Ой, какие у тебя уши большие, торчат выше головы. Это так некрасиво! - фыркнул котёнок.

У меня уши не большие, а длинные, во всем лесу длиннее нет. Мама говорит, что я ими должен гордиться. Они помогают мне любой шорох услышать, иначе беда! - сказал зайчонок.

Фи! - опять фыркнул котёнок. - А у меня зато хвост длинный, пушистый, а у тебя маленький, крохотный, ну просто комочек пуха!

Правильно, крохотный, а точнее - короткий хвост, - засмеялся зайчонок. -- Его еще куцым называют. Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему. Нам ноги длинные нужны. Чуть услышу я подозрительный шорох - прыг! Только меня и видели. Нас, зайцев, уши да ноги спасают!

Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! - возмутился котёнок. - Ты что, всех боишься, что ли?

Врагов у нас в лесу много. Боюсь! - сокрушенно вздохнул зайчонок и был таков.

А котёнок шёл домой и всё думал : «У зайчонка врагов много. Интересно, а у меня они есть? И ещё. Почему это большие уши и ноги нужно называть - длинными, а маленький хвост - коротким, даже куцым. А что еще можно называть длинным и коротким?»

4. Психолог .

Давайте поможем котёнку разобраться с его вопросами.

Детям предлагается рассмотреть различные парные картинки и сравнить их по величине (длине) . Например, какая из двух ленточек длиннее, а какая короче?

5. – А в лесу котёнок встретил лягушек, давайте поиграем нашими пальчиками.

Две весёлые лягушки

(дети сжимают пальцы в кулаки и кладут их на стол, пальцами вниз)

Ни минуты не сидят

(резко распрямляют пальцы)

Ловко прыгают подружки

(кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят

(резко сжимают кулаки)

6. – Посмотрите, какие красивые лягушки! Только почему-то они не зелёные, давайте раскрасим лягушек зелёным цветом, А рядом с лягушками ленточки, из них можно сделать бантики, раскрасьте ленточки вашим любимым цветом.

(раскрашивание)

7. – Посмотрите ребята, а вот и домик нашего зайчика стоит в лесу. Давайте поможем нашим лягушкам добраться к зайчику в гости.

(шнуровка)

8. Динамическая пауза. «Гусеница»

Между детьми кладутся воздушные шарики, и «гусеница» должна танцевать, ходить, спать. (упражнение выполняется под весёлую музыку, главное, чтобы шарики не падали.

9. – А теперь давайте с вами построим гусеницу из красных и жёлтых кружочков. Посмотрите внимательно, как я это сделаю, а вы продолжите.

Дети по очереди достраивают гусеницу.

10. Рефлексия.

–Что мы с вами сегодня делали? Какие игры-задания понравились больше всего?

Вот мы в сказке побывали,

Поучились, поиграли.

Игероям помогали,

Их заданья выполняли.

«До свиданья!» дружно скажем

И рукою всем помашем!

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надым» педагог-психолог

Агишева Оксана Владимировна

Коррекционно-развивающее занятие с детьми 3-4 лет.

1. Развитие зрительного восприятия, совершенствование навыков счета, развитие мышления и речи, обогащение словарного запаса.

2. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3. Учим воспринимать и воспроизводить текст игры «Зайка серенький сидит», синхронно с текстом совершать игровые движения.

4. Развиваем координацию общей и мелкой моторики.

Оборудование: формат А4 зеленой бумаги, картинки с ягодами, клей, картинка медведя грибы 3 штуки, цветные карандаши, массажные мячики ёжики, пластилиновые дощечки, фасоль, погремушки, картинки: петушка, хрюшки, цыпленок, ватные диски, цветной песок, фломастеры.

Ход занятия

Р.Д. Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Владимировна. Я очень рада видеть каждого из вас.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Организационный момент:

Цель: установление эмоциональной связи в группе, настрой на работу.

Сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретится. А вы хотели бы с ним познакомиться? «Здравствуйте, я колобок! Что-то не так почему вы смеетесь? (колобок такой не бывает он круглый)

Все ясно колобок решил над нами подшутить! Колобок очень веселый, любит игры и сказки, а так же ему нравится отгадывать загадки и решать задачки. Колобок меня попросил рассказать сказку да не простую, а такую в которой будут встречаться разные задания. Поможем колобку их решить?

Окружающий мир:

Испекла старуха колобок и положила его на окно остудиться. Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к дверям, прыг с крыльца и заворота укатился. Катится колобок по дорожке а в лесу видимо не видимо ягод…

Какие ягоды мог увидеть колобок в лесу (малину, клубнику, чернику, землянику). Посмотрите вот у меня картинки с ягодками, а вот полянка, на которую прикатился колобок давайте с вами наклеим ягодки на полянку.

Математика:

В зарослях малины Колобок увидел (Медведя). Какими ягодами лакомился медведь? А что же лежит у медведя в корзинке? (грибы). Внимательно послушай задачку медведя: «сколько у меня в корзинке грибов, если их больше двух, но не меньше четырех?» (правильно 3) давайте посчитаем? Посмотрите у нас карточка, а на карточке кто нарисован? Правильно медведь, а сколько грибочков? Закрасьте карандашами грибы.

Логоритмическая пауза: «Лиса с колокольчиками»

Колокольчик мой звенит (ребенок звенит)

Колокольчик мой лежит (положили их на пол)

Закрыть глазки всем велит,

Тихо-тихо все вы стойте,

Колокольчик наш звенит (открывают глаза)

Открыть глазки нам велит.

Поиграл колобок и покатился. Катится колобок и увидел зайца и говорит: «Колобок, колобок давай с тобой поиграем» ребята поиграем с зайцем? Вот ваши домики будут.(стульчики).

Встаньте в круг. Игра называется «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит (Взрослый садится)

И ушами шевелит. (Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит. (Дети подражают движениям взрослого)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть! (Взрослый и дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать! (Все прыгают на одном месте)

Зайку волк испугал! (Взрослый рычит.)

Зайка тут же убежал! (Дети разбегаются врассыпную)

Подготовка к чтению:

Дидактическая ига «Чья тень»

Посмотри на картинки, ой они какие-то не обычные. Что в них не так? Правильно картинки все черные. Нам с вами нужно узнать, кто же там изображен. Вот посмотрите как вы думаете кто изображен на этой картинке. Правильно Жук, а как он разговаривает «ЖЖЖЖЖЖЖ». А петушок, хрюшка, цыпленок.

Массажная паузы Уставший ёжик» (массажные мячики)

Ежик выбился из сил - (гладим и жалеем ежика)

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока - (трем ручками ежа)

Надо их размять слегка. (Стучим и хлопаем по ежу)

А потом погладим ножки, (катаем ежа одной, а потом другой ножкой)

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко, (вращательные движения ежом по животу)

Пощекочем возле ушка. (Каждым пальчиком трогаем иголки ежа)

Еж в лесочек убежал, (дети катят по полу ежи педагогу)

Нам спасибо пропищал. (дети машут ручками ежам)

Пальчиковая гимнастика «Слепи колобка»:

Мы лепили колобка (Дети имитируют движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали («Катают» колобка)

На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник. (Вращение кистями)

Развитие мелкой моторики:

Посмотри, какие пластилиновые дощечки колобок нам принес и фасоль. Как ты думаешь, зачем он нам это принес? Конечно, он хочет, чтобы ты на этих дощечках нарисовали фасолью его портрет. Колобок нам, какую геометрическую фигуру напоминает? (круг). Правильно приступаем.

Подготовка руки к письму:

Посмотрите а что же тут у нас спрятано (песок). Давай его ручками потрогаем и поиграем с ним. Вот мы возьмем его пальчиками, высыпи его на ладошку. А теперь давайте на песке нарисуем колобка, дерево, солнышко.

Двигательная дорожка:

А кого колобок встретил в лесу? (мишку, лису, зайца, волка)

Мишка косолапый по лесу идет. (Ходьба вперевалочку с расставленными ногами)

Шишки собирает, песенки поет. (Наклоны)

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. (Кулачок приложить ко лбу)

Мишка рассердился и ногою «топ»! (Топнуть ногой)

Творчество:

Посмотрите Колобок нам приготовил какие то кружочки (ватные диски) ребята, а на кого они похожи? Правильно на колобка. Приклеиваем круги к листочку, посыпаем дорожку цветным песком, фломастерами рисуем колобку глазки, ротик и т.д.

Прощание «Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

в ручку ты ее возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушку

Отдохнут от шума ушки.

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет

Занятие 1. Знакомство

«Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково - например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.

«Я - мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я - мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат - в детей своей мамы. Ведущий-мама показывает, как она любит своих детей.

«Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать».

Включается музыка для релаксации.

Занятие 2. Веселые-грустные

«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» - «Здравствуй, я Сашенька».

«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька...».

«Раз, два, три, зайцы - замри». По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, петушков, котят и т.п. (3-4 раза).

Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.

«У птички болит крылышко - пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам пожалеть птичку.

Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша - хорошая».

«Тихий час для мышат».

Занятие 3. Страшный-веселый

«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

«Страшный - веселый стульчик». В центр группы ставятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животного поочередно садится то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.

«Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо - он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.)

Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы.

«Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

«Тихий час для мышат».

Занятие 4. Радуется-боится

«Хорошие ушки--красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.

«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей - Таню и Гошу..В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.

«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.

«Тихий час для мышат».

Занятие 5. Радость, страх, злость

«Пластилинчик».

«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).

«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).

«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

«Тихий час для мышат».

«Кто самый похожий?» Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.

«Кто лучше разбудит?» Один ребенок ложится на коврик в центре группы - он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.

«Что чувствует кошечка?» Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

«Что хочет сделать Колина мама?» Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?

«Тихий час для мышат».

Занятие 7. Узнаю чувство по походке

«Карандашик-кисточка». Ведущий показывает детям, как изображать карандашик - напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка - мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.

«Я иду на день рождения». Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому - как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй - страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).

«Вот так». Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на, свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и... лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».

«Тихий час для мышат».

Занятие 8. Забота

«Превратились - кошечки - радость». Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.

«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и. озвучивают самолет, поезд и т.п.

«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

«Тихий час для мышат».

Занятие 9. Поссорились-помирились

«Добрые-злые». Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая - добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.

«Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». Дети превращают свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т.п.

«Звери поссорились». Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.

«Кто больше знает мирилок». Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).

«Утро--вечер». Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», - дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», - дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.

«Тихий час для мышат».

Программа занятий с детьми 4-5 лет

Занятие 1. Я рясту, изменяюсь

«Самое интересное летом». Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.

«Я - маленький. Я - большой». Ведущий предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.

«Я расту». Ведущий просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека. Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.

«Интервью». Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

Занятие 2. Я рясту, изменяюсь

«Мысленная картинка». Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

«Умел - умею - буду уметь». Один из детей сначала садится на корточки, потом поднимается, затем залезает на стул, изображая при этом себя маленького, себя сейчас и себя в будущем. И соответственно придумывает, что он умел раньше, умеет сейчас, чему еще научится. После того как это проделают все дети, начинается второй круг. Но теперь дети говорят, как их называли раньше, как называют сейчас и как станут называть в будущем. В третьем круге дети называют одежду, которую носили, когда были маленькими, одежду, которую носят сейчас, и одежду, которую будут носить.

«Линия времени». Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга ряд им ставятся два стульчика - это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий - мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает - идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий - либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсделировании «содержания возрастов».

Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют: стихотворение Э.Мошковской: «Кран откройся. Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь смывайся!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 3. Я - мальчик, девочка

«Мысленная картинка».

«Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч -- то, что умеют девочки.

«Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю... », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

«Я - мама». Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И.Мазнина: «Почему, почему говорят коровы - МУ, Кошки - МЯУ, ГАВ - собаки, Овцы - БЕ, Козы - ME, А киты - ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?

Потому, что киты в рот набрали воды!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 4. Какие девочки-какие мальчики

«Мысленная картинка».

«Какие девочки - какие мальчики». Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

«Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков - откатить.

«Кто кого обидел».- Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

«Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г.Кружкова: «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» - Почувствовал пес и полез в конуру.

«Коты - это скверно, пора уходить!» - Подумала мышь и сквозь щелочку - фить!

«Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! - Вскричала хозяйка и влезла на стул.»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 5. Кто хозяин своих чувств

«Мысленная картинка».

«Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.

«Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других - такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

«Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

«Танцы для пальцев». Дети представляют что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я.Маршака: «Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег и оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном».

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 6. Я учусь не драться

«Мысленная картинка» с задание представить себе что-нибудь волшебное.

«Оживи картинку». Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.

«He-хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она... Если Маша не хозяйка своих чувств, то она...

«Стоп, кулак! А как?» Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.

«Сказочная страна». Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л.Барбаса: «Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять - И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 7. Я учусь не обзывать других

«Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

«Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты -...» - «А ты - ...».

«Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

«Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.

«Акулы-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В.Семерина: «Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь. У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки - Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится-Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!!!

Храбрый мальчик крикнул: Брысь!!!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 8. Я учусь не обижаться

«Мысленная картинка» на тему «Обида».

«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

«Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства - злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

«Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно по: разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

«Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчищко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже, встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э.Мошковской: «Горько живет Лежебока - Кровать Лежебоке высока.

Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке - морока!

Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока... Спит и вздыхает глубоко: Кабы еще два бока!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Ольга Семкина
Конспект развивающего занятия с психологом для детей 3–4 лет «Мои любимые сказки»

Конспект развивающего занятия с психологом для детей 3-4 лет .

Тема : «Мои любимые сказки »

Задачи :

1. Развивать умение детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям ;

2. Развивать творческое воображение;

3. Способствовать освоению образных движений.

Оборудование :

Мультимедийное оборудование;

Компьютерная презентация;

Мяч «Колобок» .

Методы и приемы :

Развивающие игры ;

Игры- имитации;

Рассказ психолога и рассказы детей ;

Рассматривание картинок на мультимедийном оборудовании.

Ход занятия

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Мы все вместе погуляем по сказочному лесу , послушаем, какие звуки слышны в этом необычном лесу, и, может быть, кого-нибудь там встретим… А может быть, они будут добрыми и веселыми- те, кого мы найдем в загадочном лесу, - и тогда веселые игры нас ждут впереди. Вы согласны отправиться со мной в это увлекательное путешествие? Тогда приготовьтесь – мы отправляемся…

ПРИСКАЗКА (1 слайд)

Летела сова - веселая голова.

Вот она летела, летела и села,

Хвостиком повертела

Да и по сторонам посмотрела…

Это присказка .

А сказка ?

Сказка вся впереди .

(Русское народное творчество)

Педагог : Мы отправляемся в сказочный лес (2 слайд с записью звуков леса) .

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес !

Мы идем гулять сейчас

И зовем скорее вас!

(Н. Воронова)

Педагог : (3 слайд) Посмотрите, кто нам повстречался.

Игра-упражнение «Колобок»

Педагог : Кто это? (Колобок.) Мы с вами встаем в круг и будем катать друг другу мяч- «Колобок» . Тот, к кому попадет «Колобок» , должен сказать ему несколько слов или задать вопрос, т. е. спросить о чем-либо. Например :

Как тебя зовут?

Колобок, я знаю, из какой ты сказки .

Колобок, давай с тобой дружить.

Приходи ко мне в гости, Колобок… и др.

Педагог : После того как вы сказали слова Колобку , передавайте его соседу.

Дети садятся в круг и играют. Педагог помогает тем, кто затрудняется в выборе.

Педагог : А теперь садитесь на стульчики. Колобок хочет спросить, есть ли у вас любимые сказки ?

Рассказы детей «Моя любимая сказка »

Педагог : Назовите сказку . В сказках у нас живут разные звери, птицы, люди. Они называются «сказочные герои » . Назовите своего любимого героя .

Дети вспоминают названия сказок и рассказывают , о чем они.

Педагог : А сейчас Колобок расскажет вам, кого он повстречал, гуляя по сказочному лесу .

Игра- имитация «Лесная зверобика»

Педагог : Мы будем слушать и этих зверей изображать. Вставайте каждый на свою тропинку леса.

Мышка, мышка, Мягкий, пружинистый шаг, спина слегка

Серое пальтишко. Прогнута вперед, «лапки» перед грудью.

Мышка тихо идет,

В норку зернышко несет.

А за мышкой шел медведь, Ноги слегка расставлены, колени чуть

Да как начал он реветь : согнуты, корпус прямой. Пружинистый шаг

«У-у! У-у! на всей ступне. Руки перед грудью слегка

Я вразвалочку иду !» согнуты в локтях, словно мишка держит

Бочонок с медом.

А веселые зайчата- Легкие прыжки, ноги мягко пружинят

Длинноухие ребята- в коленях, руки перед грудью, кисти

Прыг да скок, прыг да скок свободно опущены.

Через поле за лесок.

Шел по лесу серый волк, Широкий пружинистый шаг с чуть накло-

Серый волк- зубами щелк! ненным вперед корпусом. Руки поперемен-

Он крадется за кустами, но выносятся вперед.

Грозно щелкает зубами.

Вот лягушка по дорожке Прыжки из положения «вприсядку» ,

Скачет, вытянувши ножки, колени разведены .

По болоту скок- скок- скок,

Под мосток- и молчок.

Птички в гнездышках Легкий бег врассыпную; птички чис-

проснулись, тят крылышки, машут хвостиком

Улыбнулись, встрепенулись : (руки сзади, ладошками друг к другу) ;

«чик- чирик, всем привет! Легко прыгают.

Мы летаем выше всех!»

(Н. Воронова)

Педагог : И полетели птички на свои места и превратились опят в ребят. И вот пора нам прощаться со сказочным лесом и его сказками . (4Слайд)

До свидания, старый лес,

Полный сказочных чудес !

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

(Н. Воронова)

Педагог : А на прощанье давайте вспомним тех, кто нам повстречался в нашем путешествии. С кем мы встречались? (Колобок, мышка, медведь, зайчик, волк, птицы.) (5 слайд) О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей ) .

Дома выбирите с мамой книжку с любимой сказкой и прочитайте ее . До встречи!

Публикации по теме:

Конспект развивающего занятия «Елочка» для детей 1,5–2 лет Конспект развевающего занятия «Елочка» для детей 1,5 -2 лет Цель: Формирование представлений о времени года. Формирование представлений.

Книжка - самоделка для детей"Мои любимые сказки и рассказы" Эту книжку-самоделку сделала своими руками в технике "Аппликация".Сказочные.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию. Составление сказки о животных «Зверигород» задачи: Продолжать учить детей, связно и последовательно излагая события, сочинять сказку о животных, коллективно придумывая сказочный.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6–7 лет «В гостях у сказки» Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6-7 лет «В гостях у сказки» Цель: формирование позитивного.

Конспект НОД по развитию речи «Наши любимые сказки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 присмотра и оздоровления Красногвардейского района.

>.

Перечислю:

    домик,

    вертолёт,

    елочка,

    кораблик,

    кошка,

    флаг,

    лодка,

    мельница,

    птица,

    часы,

    дом,

    самолёт.

Помимо тех, они сами ещё придумают и нарисуют. Коррекционно-развивающие занятия проходят со всеми детьми с 2-х до 7-ми лет. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Во время “рисования” цветными резинками в игре “Гвоздики” использую стихотворное сопровождение с целью, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, фигуры, но и слуховой.

Перед тем как начинаю проводить тематические занятия, проводятся предварительные занятия по знакомству с игрой. Показываю детям дощечки, предлагаю потрогать гвоздики пальчиками и ладошкой. Спрашиваю на что или на кого похожи дощечки. Так как гвоздики колючие, дети говорят, что похожи на ёжика, на иголки у ёлки и т.д. Показываю, как положить дощечку перед собой. Вначале детям очень сложно и трудно натягивать разноцветные резинки, на гвоздики и они просто учатся натягивать резинки на гвоздики < >, рисунки получаются несуразные .

Мне хотелось бы представить один из тематических занятий, конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 3-4 лет.

Тема: Кошка

Цель:

    создание положительного эмоционального настроя;

    развитие сенсорики;

    развитие мелкой моторики рук;

    развитие фантазии, пространственного воображения.

Задачи:

    развитие мелкой моторики;

    развитие сенсорики;

    поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;

    развитие речи.

Материалы к занятию: мягкая игрушка – кошка, игра “Гвоздики” по количеству детей, схема задания, цветные резинки по количеству детей.

Ход занятия

1. Приветствие.

Настрой на занятие.

С добрым утром!”

Дети встают в круг и повторяют за психологом слова и движения.

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Ладошками поглаживаем ушки . Приложить ладони к ушам, изображая Чебурашку.
Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!
Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!

2. Ребята послушайте загадку и догадайтесь, кто это к нам в гости придёт.

У норы она сидит
И добычу сторожит.
Сама мохнатенькая
Да усатенькая,
Зелёные глаза –
Всем мышам гроза.

Кто это? Молодцы! Конечно кошка.

Психолог обращает внимание детей на игрушку. Давайте поздороваемся с Кошечкой.

Сейчас мы посадим Кошечку на стул и сами сядем рядом.

3. Пальчиковая гимнастика “Кошки-мышки “.

Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки,

Подержала, подержала,

отпустила кулаки, одновременно разжимаются,

Мышка побежала, побежала

одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук,

Хвостиком завиляла, завиляла.

указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону,

До свидания, мышка,

одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз.

До свидания.

4. Игра “Гвоздики”

Психолог ребята сейчас мы “нарисуем” портрет нашей кошечки. < >.

Возьмите свои дощечки и цветные резиночки, и будем вместе “рисовать” портрет кошечки.

Дети рисуют, психолог наблюдает и помогает. Когда все “нарисуют”, вместе рассматриваются “рисунки”.

5. Упражнение “Кошка”.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.

6. Прощание.

Дети встают в круг передают по кругу кошечку и говорят ей, что им понравилось.

Наше занятие закончено. Вместе дружно скажем кошечке спасибо и до свидания!

Конспект занятия с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепить представления детей о домашних животных.

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные».

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать диалогическую речь.

Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.

Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, и учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм.

Оборудование:

Декорации деревенского двора: домик, забор, песочница, мягкие игрушки, коврик.

Пиктограммы с изображением эмоций. Шапочки персонажей сказки: пчелки, мышки, собаки, кошки, петушка, лягушки.

Ход занятия

1. Организационный момент

В зал входят дети с логопедом под музыку “Приход весны”. Гости в зрительном зале держат в руках цветы, изображая цветочную поляну.

Психолог. Ребята, мы с вами пришли на цветочную поляну. Посмотрите, какие красивые цветы растут на поляне. Они очень рады встрече с вами. Вот с этой поляны мы отправимся в сказку, а вы не забыли как нужно вести себя в сказке? (Дети перечисляют правила поведения в сказке). А как же мы туда попадем? (размышления детей), попадем мы туда с помощью волшебного ковра-самолета. Проходите, садитесь, приготовьтесь к полету.

Звучит музыка, дети располагаются на мягком коврике.

Психолог. Наш ковер-самолет поднимается все выше и выше. Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака. Так и хочется прикоснуться к ним, давайте потрогаем их руками, так изображают в руках облако). Какое облако, что вы чувствуете? (Дети рассказывают о своих ощущениях). Давайте отпустим облако, мы начинаем приземляться.

Дети с психологом сходят с ковра-самолета перед ними декорация деревенского двора (домик, изгородь, пруд, огород, домашние животные).

2. Работа по сказке «Кто сказал мяу» с использованием презентации

Психолог. Посмотрите внимательно вокруг, кого вы видите во дворе? (Дети перечисляют животных). В какой сказке есть все эти персонажи? (В сказке “ Кто сказал мяу”). Ребята, значит, мы оказались именно в этой сказке. Располагайтесь на лужайке, сейчас мы вспомним эту сказку.

Под музыку дети располагаются, на лужайке логопед дает каждому ребенку комплект пиктограмм, на которых изображены эмоции радости, грусти, удивления, страха.

Психолог. Кого первым встретил щенок во дворе? (Петушка) слайд №1. Покажите, как он удивился? (Дети изображают на лице удивление). Найдите картинку, на которой изображено удивление (дети показывают пиктограмму с эмоцией удивления). Вспомните, кто был вторым? (Мышка) слайд № 2 . А при встрече кого щенок испугался? Слайд № 3 (Собаки). Собака была третьей, а кто был четвертым? (Пчела) слайд № 4. Что сделала пчела? (Ужалила щенка в нос). Что случилось с ним дальше? (Он упал в пруд). И ему стало грустно. Покажите грустное лицо. (Дети показывают грусть на лице). Найдите на картинке грустную эмоцию. (Показывают пиктограмму с эмоцией грусти). Кого встретил щенок после пчелы? (лягушку) слайд №5 Молодцы! Так кто же сказал мяу? (Кошка) слайд № 6. Щенок рассердился и стал злым. Изобразите на лице злость (дети злятся). Покажите такую же картинку (показывают пиктограмму злости). Мне нравится, когда ваши лица радостные и веселые, улыбнитесь. Найдите на картинке радостную эмоцию. (Дети показывают пиктограмму с эмоцией радости) слайд № 7.

3. Имитация движений животных

Психолог. Ребята, у нас во дворе есть волшебный домик. Кто туда войдет, тот в кого-нибудь превратится. Хотите попробовать? (Дети соглашаются).

Звучит музыка. Дети по одному входят в домик, психолог надевает им шапочку собаки, кошки, мышки, пчелки, петушка, лягушки.

Психолог. Вы все превратились в героев сказки “Кто сказал мяу”. Теперь немного отдохните, возле домика посидите.

Дети садятся на лавочку возле домика.

Психолог. Предлагаю вам повеселиться. Чья музыка будет звучать, тот и будет танцевать.

Под музыку (по выбору педагога) дети имитируют движения тех животных, в которых они превратились. В конце каждого танца хвалят себя аплодисментами.

4. Работа с песком

На нашем дворе есть песочница, давайте поиграем. Дети садятся к песочнице.

Психолог. Ребята давайте сделаем отпечатки кистей рук. Что вы чувствуете?

Дети: Я чувствую тепло (прохладу) песка. Маленькие песчинки. И т.д.

Затем предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машинка); «пройтись» ладошками, каждым пальчиком оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней.

Психолог: Ребята, в песке спрятаны фигурки животных, которые живут на этом дворе. Давайте найдём их.

Дети находят фигурки и озвучивают свои действия: Я нашёл корову, а я нашла козу. У меня попалась кошка, а у меня собака. А вот и медведь. У меня свинья.

Психолог: Посмотрите на животных и скажите, кто здесь лишний?

Дети: Медведь лишний. Потому что дикое животное, а все остальные домашние, живут с человеком.

5. Игра «Кто, какой голос подает»

Психолог. Во дворе живут еще животные. Давайте послушаем звуки этих животных и угадаем кто это.

Звучит музыка “Деревенская песенка” из кассеты “Волшебство природы”. Со звуками животных: коровы, овечек, курочки, поросят, уточки, лошадки.

Психолог. Молодцы! Отгадали звуки всех животных, которые от нас спрятались.

Психолог. Нам пора возвращаться, но сначала нам нужно превратиться обратно в детей.

Под музыку дети по одному входят в домик, логопед снимает шапочки.

Психолог. Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, умницы!

Во время похвалы проводится релаксация, дети хвалят себя, поглаживая по голове, рукам.

Психолог. Давайте попрощаемся с персонажами сказки (дети машут рукой). Ребята, с помощью чего мы можем возвратиться домой? (С помощью ковра-самолета). Занимайте места, мы взлетаем.

Звучит музыка. Дети с психологом располагаются на коврике.

6.Окончание занятия

Ребята, я вижу цветочную поляну, приготовьтесь к посадке. Вот мы и дома. Цветы рады, что вы вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Давайте попрощаемся с цветочной поляной, до новых встреч

Конспекты занятий с детьми

Конспекты подгрупповых занятий педагога -психолога, для детей среднего дошкольного возраста 3-4 лет.

Петрова Светлана Викторовна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад N78 «Василек».

Занятие «Знакомство»

Цель: коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.

Игра «Здравствуйте»
Дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят: «Здравствуй, меня зовут…., а тебя?»
Следующий ребенок берт (ловит) мягкую игрушку и говорит: «Здравствуй,…..,меня зовут …., а тебя?», поворачивается к следующему и так дальше по цепочке.

Игра «Огонь и лед», способствует развитию внимания, быстроты реакции.

Дети ловят мячик и отвечают на вопросы: Какой бывает огонь? Какой бывает лед?

По команде ведущего «Огонь!», стоящие в круге дети начинают двигаться. По команде: «Лед», они застывают в той позе, в которой их застала команда.

(под музыку «Полька» инструментальная обработка»

Игра «Настроение», коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое настроение.
Сначала ведущий предлагает рассказать на какое настроение похож «Лед», на какое настроение похож «Огонь». Затем ведущий спрашивает: «На что похоже хорошее настроение?» Выслушивает ответы детей. «На что похоже плохое настроение?».

Игра «Брыкание», коррекция эмоциональной сферы; эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ведущий говорит: «Выглянуло солнышко, растаял весь «грустный и твердый лед» и на полянке появились жучки». Дети ложатся на пол, головы на одном уровне, ноги у соседей направлены а противоположные стороны.
Затем начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней.
В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая силу и скорость брыкания. При этом на каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
(под музыку «От улыбки» джаз). Ведущий говорит: «Жучки побегали по полянке, травка их щекотала и им стало смешно, весело и настроение стало…..»

Ведущий подводить детей к пониманию того, что настроение бывает разным, от прогулки и веселья становится хорошим, радостным, ярким, веселым и т.д.
Релаксация по спокойную музыку, слушаем свое дыхание.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску лицо с изображением «Своего настроения».

Занятие «Звездочки»

Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом.

Упражнение «Добрый день»
Дети вместе с психологом сидят на подушечках в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое надо не сказать, а пропеть:
«Добрый день, Андрюша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день Светлана Викторовна, добрый день Солнце (поднять ручки вверх).

Упражнение «Мое имя»
Психолог задает вопрос, дети по кругу отвечают.

    Как тебя зовут?

    Как зовет тебя мама?

    Как ласково называет тебя мама?

    Хотел бы чтобы тебя звали по- другому? Как?

Упражнение «Угадай, кого не стало»
Дети должны догадаться, кого спрятал психолог, и описать его.

Упражнение «Кто здесь»
Психолог дотрагивается по очереди каждого ребенка до плеча, тот говори: «Я здесь », дети должны по голосу угадать ребенка.

Игровое упражнение «Зарядка»

Игра «Волшебная звезда»
«Я хочу рассказать вам одну историю. Она про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она не старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?» В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», - ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение….Попробуй отгадай где? (ответ: в каждом из нас)»
А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке (ведущий разрезает яблоко и показывает звездочку внутри).
Рисунок «Звездное небо». Дети рисуют звезды. Вырезают и наклеивают на звездное небо.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение «Своего настроения».

Занятие «Сержусь, но улыбаюсь».
Цель: формирование элементов контроля в поведении, эмоциях.

    Ритуал приветствия.

«Здравствуйте все мы!» (поем)

    Упражнение «Отвечаем только «нет»

Психолог называет различные ситуации, а дети в конце на каждый вопрос должны отвечать «нет», как бы сильно не хотелось сказать «да».
Все любят праздник Новый год (нет),
Все любят смотреть телевизор (нет),
Все любят играть (нет),
Все любят игровые приставки (нет),
Все любят сказки (нет),
Все любят вкусненькое (нет),
Все любят веселиться (нет),
Любят ребята подарки (нет).
Все дети на свете любят мороженное (нет),
Любят конфеты, торт и пирожное (нет),
Любят играть, веселится, шуметь (нет),
Прыгать, скакать и смеяться и петь (нет).

    Упражнение: А зеленым не рисовать.

На листе бумаги нарисованы предметы. Предложите детям разукрасить все картинки, но с условием, что зеленые предметы (крокодила, огурец, елку) зеленым цветом разукрашивать нельзя.

Упражнение «Тихо, очень тихо, еще тише»
Звучит музыка «Утро» Э. Григ. Дети сидят на подушках в руках у них бумага. По сигналу «Тихо!» дети начинают мять листы бумаги. По сигналу «Очень тихо!» - сжимают мятый лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» -закрывают глаза и ложатся на подушку.

Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение
«Своего состояния».

Занятие «Маленькие волшебники»
Цель: формирование навыков позитивного общения.

    Вхождение в сказку.

«Расслабьтесь. Положите руки на колени ладошками вверх. Закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камушек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: гладкий или шершавый, холодный или теплый… Приготовились? Ведущий кладет каждому ребенку в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают камушек. «Камни обладают такой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку». Теперь вы маленькие волшебники.

    Когда работают настоящие волшебники главное в их работе внимание. Чтобы ничего не перепутать мы потренируемся с вами и поиграем в игру «Смотрю очень внимательно».

Дети сидят на подушках и очень внимательно осматривают комнату. Через три минуты дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые они запомнили.

    Злой волшебник заколдовал когда-то одну вашу руку. Ей труднее дается рисование. Сейчас мы будем расколдовывать ее. Садимся за столы. В одну руку берем кисточку в другую карандаш (фломастер) необходимо одновременно рисовать «магические круги» на бумаге. Рисовать необходимо одновременно двумя руками. Упражнение «Карандаш и кисточка».

    «Почему нельзя». Для того, чтобы помогать хорошим людям совершать добрые дела необходимо самим точно знать почему нельзя делать то или иное. Психолог читает стихотворение и просит детей ответить: «Почему так делать нельзя». Сначала стихотворение читается целиком потом по строчке.

Нельзя царапаться, кусаться. Почему?
Нельзя с братишкой младшим драться. Почему?
Нельзя плеваться и кривляться. Почему?
В грязной луже нельзя купаться. Почему?
Нельзя капризничать и хныкать. Почему?
Нельзя на маму обижаться. Почему?

    Маму надо любить и ценить. Оказывать знаки внимания, выражать свои чувства. Подарим маме рисунок. А рисунок у нас тоже будет волшебным: Мы будем рисовать манной крупой.

Разукрашиваем рисунок, обводим контур клеем, посыпаем манкой. Когда клей высохнет – лишнее стряхнуть.
Заключительный этап. Играем с камнями и возвращаемся из сказки.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение «На что ты сейчас похож».

Занятие «Поступает хорошо»
Цель: развитие навыков общения, учить детей работать в команде.

    Вхождение в сказку.

Сегодня помогать нам в путешествии будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце… Попросите своё сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя…
Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце».

    «Поссорились – помирились»

Психолог начинает предложение, а дети по очереди продолжают их.

    Жили-были два друга. Как их звали?

    Они всегда вместе играл и вдруг …..поссорились. Почему?

    Они хотели помириться, но не знали как, вот один придумал….Что придумал один из друзей?

    Они помирились т стали играть. Во что играли друзья?

Психолог должен выслушать все ответы и дополнения детей.
Наше доброе сердце помогает нам путешествовать дальше.

Вот какое у вас мудрое доброе сердце.
«Поступает хорошо. Поступает плохо».
Психолог читает стихотворение, а дети говорят после каждой строчки
«Поступает хорошо» или « Поступает плохо».

    Даша маме помогает (поступает хорошо)

    Дима кактус поливает (поступает хорошо)

    Ваня рвет все время книжки (поступает плохо)

    Саша в парк ведет братишку (поступает хорошо)

    Лиля укусила Свету (поступает плохо)

    Витя Свете дал конфету (поступает хорошо)

    Гриша в грязь толкнул Катюшу (поступает плохо)

Лева всем дает игрушки (поступает хорошо)
Психолог просит объяснить, ПОЧЕМУ так поступать «хорошо» или «плохо».

Подвижная игра «Снегопад»
Дети сидят в кругу. Психолог говорит «Дети на улице пошел снег. Снег идет мягкий и пушистый и снежинки тихо опускаются на щечки, голову, ножки». И начинает постукивать по ладошке одним пальцем. Дети повторяют. Подул ветер и снегопад стал усиливаться. Дети стучат двумя пальцами, затем тремя, четырьмя. «Началась пурга, ничего не видно, дует ветер, идет снег», - дети хлопают в ладоши.
«Начался ураган» -дети топают ногами. «Вьюга перестала шуметь, снегопад становится все тише, - дети постукивают по ладошке пальцем. «На улице светло, и можно идти гулять» - все дети двигаются по комнате под спокойную музыку.

Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску магнит со смайликом, если вам сегодня на занятии было интересно.
«Мастерская деда мороза: Овечка»

Цель: формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками, формирование самоконтроля, развитие мелкой моторики чувствительности кончиков пальцев рук.

Наступает новый 2015 год. Год Овечки

Предлагаем вам вместе с детьми дома сделать веселый символ года:
Возьмите любой рисунок Овечки или козы. Распечатайте его на альбомном листе. Можно в черно-белом или цветном варианте.

Пусть ребенок помнет и порвет ненужные страницы из старых глянцевых журналов, нарвет много маленьких кусочков. На самом деле это не такое легкое задание (для некоторых ребят очень трудное) ккк может показаться на первый взгляд, но очень полезное.
Затем при помощи клея-карандаша наклеить эти кусочки на шерстку овечки. Можно украсить блестками. И волшебный символ 2015 года готов.