Здоровье. Когда начинать воспитание ребенка? Воспитание ребенка школьного возраста

  • 23.09.2019
Я не профессионал в области психологии и педагогики. И моих университетских знаний в этой области не достаточно для того, чтобы разрулить некоторые сложности наших взаимоотношений с детьми. Поэтому со временем мое внимание к тематическим статьям и журналам превратилось не только в серьезное увлечение, но и в, своего рода, увлекательный практикум.
Главное - не только иметь багаж знаний в той или иной области, но важно уметь применить его в жизни, увидеть себя внутри ситуации и понять, что с этим следует делать!

И поскольку я не профессионал, и не претендую быть в этой области консультантом, раздающим свои авторитетные мнения и советы, то наше путешествие в мир психологии будет в виде совместного осмысления и претворения всего этого в жизнь. Надеюсь, нам понравится!Для начала публикую памятку для родителей, которую встретила второй раз в своей жизни. Первый раз я увидела подобный лист заповедей в детском саду. Он красовался на информационной доске для родителей. Второй раз этот листочек принесла недавно дочь из школы.Не думаю, что все написанное в этих постулатах станет для кого-то новостью. Очень может быть, что ваши дети тоже принесли такие листочки из школы или из детского сада. Но мне кажется, будет логично открыть рубрику, посвященную воспитанию детей, именно с этого своего рода «Устава для родителей».

Детский эгоцентризм для маленького ребёнка, когда он сам считается центром всего. И это утверждение абсолютно вполне приемлемым. Ведь поначалу малыш постепенно учиться ощущать свои руки, ноги, анализирует собственное тело. Основным этапом считается понимание себя в отдельности от мамы. Эгоцентристом можно назвать ребёнка, в том случае, если стержнем его мира считается его «я».

Ребёнку необходима поддержка взрослых, чтобы выйти на очередную ступень развития.

Главная цель взрослых не давить на здоровый детский эгоизм, а не позволить превращение эгоизма в эгоцентризм. Эгоизм в небольших дозах нужен, даже идёт на пользу ребёнку и позволит добиваться поставленных задач.

Первостепенно необходимо оценить семейные отношения. Воспитание ребёнка заключается в следующем, чтобы вырастить в нём нужные качества, которые помогут ему во взрослой жизни. Чтобы ребёнок не вырос в дальнейшем эгоистом, для этого необходимо совместные занятия с членами семьи. Примерами могут быть совместные уборки, просмотры кинофильмов, походы по магазинам. Если, например, родители заботятся о себе, то и малыш будет думать об окружающих. Самым лучшим образцом считается воспитание на личном примере. Можно также завести в квартире домашнее животное, и приучить ребёнка, чтобы он ухаживал за ним, так у него усвоиться в дальнейшем забота о близких ему людях. Эгоистом человек не может родиться. Им можно стать от неправильного воспитания родителей. Для этого ребёнка необходимо приучать принимать самостоятельные решения, считаться с его мнениями и потребностями других людей. Каждая мама переживает, если её ребёнок более жестокий, чем остальные дети.

Почти всё в жизни ребёнка зависит от воспитания, и существуют меры, которые не позволяют вам воспитать эгоиста и эгоцентриста.

Искоренить тщательный надзор за ребёнком, так это к хорошему не приведёт.

Не идти на уступки малышу, если сильно капризничает, а придумать схему награждений и наказаний для ребёнка. Благодаря этому он будет соблюдать правила.

Хвалить ребёнка за инициативность и трудолюбие, пусть малыш учится делать всё сам, а если, начав, какое-нибудь дело, то всегда его завершать до логического конца.

Придумывать ребёнку какие-нибудь обязанности, постоянно контролировать и качество их исполнения. Так, ребёнок будет развивать в себе качества, то вырастет дисциплинарным и ответственным.

10 заповедей для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему. И это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а, может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай ребенка!
Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Хуже, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всего.
Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ребенке творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы дали твоему.
Люби своего ребенка любым - маленьким, взрослым, неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Скажу честно, каждый раз, когда я читаю эти слова, они становятся для меня очередным откровением. Что греха таить, все мы, родители, частенько стремимся, прежде всего, воспитывать и назидать, - вдруг ребенок без этого станет хуже и пойдет неверной дорогой?! И как часто мы боимся любить наших детей, думая, что от переизбытка нашей любви они станут избалованными и неконтролируемыми. А правильной ли дорогой мы идем в таком случае? Думаю, стоит над этим задуматься.



Статьи по теме: Дети


Итак, первый шаг Вы уже сделали - признали свои негативные чувства и даже дали им название. Чувства эти естественные, только два фактора - послеродовая депрессия и сезонная депрессия - уже вполне их объясняют, а они, как правило, не единственные. Что с этим делать?

Попробуйте найти для себя время. Знаю знаю - двое детей. Но речь идёт не о количестве, а о качестве. Пусть это будет всего полчаса, но каждый день и чтобы они принадлежали только Вам. Возможно, во время дневного сна - займитесь не дело, на которые не хватает времени, когда дети не спят, а собой.
Не бойтесь просить помощи - подруга, сестра, мама, муж, наконец - найдите, кто присмотрит за детьми, пока просто подышите в соседнем парке или хотя бы на балконе.
Поговорите с мужем откровенно. Попробуйте объяснить ему, что Вы нуждаетесь в его помощи и, главное, понимание.
Разработаете у себя привычку ничкак не действовать по отношению к детям в таком состоянии, после которого придется извиняться. Ребенку не понять, что происходит, поэтому Ваша реакция "плюс-минус" создает стресс в его жизни. Приучите себя брать тайм-аут и реагировать чуть позже, когда успокоетесь или просто посчитаете до десяти.

Просто напоминайте себе, что так трудно будет не всегда. Этот период просто нужно пережить.

Воспитание ребенка - это целая наука. Начав самостоятельную жизнедеятельность, ребенок нуждается в том, чтобы рядом были запах и тепло родного тела.

Для физического и нервно-психического развития детей пер-вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер-вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют-ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла-дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень-кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю-щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ ЖИТЬ

Вы думаете, что ваш ребенок, который только что появился на свет, ничего не знает и ничего не умеет? Нет, он пришел в мир не «с пустыми руками»!

В самом деле, осветите его глаза ярким светом, -и его веки моментально сомкнутся. Никогда раньше ребенок не испытывал на себе действия света и тем не менее уже «знает», что глаза надо беречь. Хлопните сильно в ладоши — ребенок вздрогнет и широко раскинет руки, будто хочет ухватиться за вас в минуту опасности.

Ребенок умеет «добывать» и переваривать пищу, умеет «сообщать» матери о голоде, холоде и боли, умеет, правда, очень хаотично, двигать ручками и ножками. Эти движения очень нужны малышу: они улучшают кровообращение и обмен, тренируют сердце и легкие, обучают его владеть своим телом.

И тем не менее, несмотря на свои умения, ребенок рождается абсолютно беспомощным, его здоровье и развитие целиком зависят от взрослых.

Но значит ли это, что заботы взрослых могут ограничиваться гигиеническим уходом и кормлением ребенка?

Необходимость воспитания детей с первых дней жизни должна стать главной заповедью родителей.

С чего же следует начинать воспитание детей в самый ранний период их жизни? Начинать, конечно, нужно с любви. Но не с той слепой, безудержной любви, которая заслоняет голос разума. Пренебрегая советами врачей и педагогов, постоянно терзаемая страхом и ненужной здоровому ребенку жалостью, иная мать превращает свои руки в вечно качающуюся колыбель, ночь — в день, а кормление — в средство во что бы то ни стало успокоить ребенка. Через несколько месяцев, изнуренная, она начинает смотреть на малыша как на неблагодарного деспота, разрушающего ее жизнь. Между тем еще в родильном доме врачи настоятельно советовали ей сохранить в течение трех месяцев принятый в роддоме режим питания и сна. Соблюдение режима не только важно для здоровья ребенка, но имеет и воспитательное значение: оно дисциплинирует нервную систему.

В первые недели жизни младенец большую часть суток спит. Это, однако, не значит, что у него совсем не остается времени для знакомства с внешней средой, в которой так много неизвестного, занимательного и важного. В свободное от сна время — а оно с каждой неделей будет возрастать — нужно учить ребенка смотреть, слушать, осязать. Конечно, со временем он сам сможет владеть всеми органами чувств, но с помощью родителей развитие пойдет значительно быстрее.

Рассмотрим это на примере. Как мы уже говорили, ребенок при ярком свете смыкает веки. Следовательно, способность воспринимать световую энергию дана ему от рождения. Однако видеть предметы, различать их цвет и форму, оценивать расстояние малышу надо еще научиться. Это не так легко, если учесть, что первое время он не способен задерживать взор на неподвижных предметах, а вещи, невыразительные по цвету, почти не вызывают у него зрительной реакции. Следовательно, нужно подобрать соответствующую игрушку и не просто подвесить ее над кроваткой, а перемещать в поле зрения ребенка на расстоянии 50—70 сантиметров от лица. При таких занятиях ребенок уже на десятый день жизни может в течение некоторого времени следить за медленно передвигающимся предметом. В конце второй недели можно начинать периодически останавливать движущийся предмет, чтоб ребенок научился удерживать на нем взгляд. Одновременно важно учить ребенка смотреть двумя глазами. Для этого игрушку перемещают не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, то приближая ее к глазам ребенка, то отдаляя. Если не проводить с ребенком специальных занятий, он будет подолгу, не меняя позы, смотреть на окно или лампочку. Это может привести к деформации черепа и выработать у малыша инертность. С возрастом эта инертность грозит стать чертой характера ребенка и во многом определить его дальнейшее развитие.

Для тренировки слуха следует пользоваться звучащим предметом, например, погремушкой. Ребенок будет прислушиваться к звукам и следить за погремушкой глазами. Таким образом, происходит взаимодействие органов слуха и зрения. Через некоторое время он научится поворачивать голову, чтобы посмотреть: а что там звучит?

Очень полезно при каждом общении разговаривать с ребенком. Это развивает тонкость звукового восприятия и помогает впоследствии быстрее научиться говорить.

Особое значение для психического развития ребенка имеют его отношения со взрослыми, особенно с матерью. Силой естественных обстоятельств между матерью и ребенком устанавливается прочная связь. Мать — первый человек, которого ребенок научится узнавать. Действительно, еще совсем недавно голос матери, ее лицо были для ребенка ничуть не дороже, чем голос и лицо «чужой тети». Но уже через два — четыре месяца малыш радостно оживляется при виде матери, при звуках ее голоса. Следовательно, к этому возрасту ребенок овладевает пусть пока еще самой элементарной, но зато очень важной способностью сравнения. Отличая мать, он демонстрирует нам «понимание» связи, существующей между ним и той, кто за ним постоянно ухаживает. Это — одно из первых маленьких «открытий» ребенка, первое проявление его пробуждающегося сознания. Но еще задолго до того, как ребенок начнет узнавать свою мать, он обнаруживает явный интерес к общению с людьми. Разговор взрослых, меняющееся выражение лиц вызывают у месячного ребенка бурное проявление радости, оживленное движение ручками и ножками, выразительную улыбку, длительно устремленный на человека взор — это первое проявление положительных эмоций, первая откровенно проявленная радость от общения с человеком. Ведь до этого младенец обнаруживал только отрицательные эмоции: кричал, когда был голоден, и успокаивался после кормления, не выражая при этом никакой особой радости.

К пяти-шести месяцам эмоции ребенка становятся весьма разнообразными и приобретают различные индивидуальные оттенки.

К этим особенностям психологии малыша нельзя относиться пренебрежительно. Надо использовать любую подходящую ситуацию, чтобы вызывать и закреплять у него положительные эмоции и, следовательно, бодрое, деятельное состояние. Постоянный интерес, возникающий у ребенка при общении со взрослыми, при занятиях с игрушками и т. п., является врагом праздности, которая по природе человеку не свойственна, но может появиться при неправильном воспитании.

Иногда приходится видеть детей, которые в семь-восемь месяцев «безвыходно» сидят в кроватке, обложенные подушками, привыкшие к этому «сидячему» образу жизни и постепенно обрастающие жирком и ленью. А ведь через несколько месяцев им предстоит совершать первые самостоятельные путешествия по комнате, заглядывать во все уголки, взбираться на диван, проявлять при этом настойчивость, ловкость и даже некоторую долю бесстрашия. Трудно будет ребенку, не знакомому с предметами более плотными, чем набитая пухом подушка, впервые сталкиваться с твердыми углами столов и стульев. Малейшая неудача способна породить чувство страха и надолго отбить охоту к инициативным действиям.

Итак, первые месяцы жизни наполнили память ребенка многими знаниями, весьма усложнили мир его чувств и подготовили к многообразной деятельности, которая станет доступной ему сразу же, как только он овладеет пространством и речью. Но об этом периоде мы расскажем в следующий раз.

К одному мудрецу пришли родители семилетнего ребенка и спросили: «Когда надо начинать воспитывать дитя?». Мудрец спросил: «А сколько лет вашему ребенку?». Родители ответили: «Семь» и услышали в ответ: «Вы опоздали ровно на семь лет»

А еще старшее поколение говорило: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки, а не вдоль» Смысл один – воспитание должно начинаться с рождения.

Как воспитывать и чему учить?

Все люди на земле живут по определенным законам. У каждого народа, даже у каждого племени, есть правила, которые все должны соблюдать. Эти законы родились не на пустом месте. В мире, где каждый имеет свой характер, свои потребности, свои взгляды на жизнь нельзя жить так, как хочется, надо жить так, чтобы рядом с тобой не было плохо другим! Поэтому наряду с правом на жизнь и рождается обязанность считаться с окружающими. И вот этому надо начинать учить с самого рождения.

Появившись на свет, ребенок занимает все время родителей, требуя постоянного присутствия и внимания. Первое время ребенок обязательно должен чувствовать, что рядом кто-то есть. Для этого необязательно держать его все время на руках. Главное, чтобы он вас видел. И вот здесь необходимо найти то золотое соотношение: время на ребенка и время для всего остального. Если ребенок здоров, надо приучать его к тому, что он должен лежать спокойно, играть игрушками, слушать какие-то звуки (в том числе и голос мамы - можно петь). Он должен знать, что при первом плаче к нему подойдут, но вот брать сразу на руки необязательно. Достаточно поговорить с ребенком. дети любят когда с ними разговаривают. Они наблюдают как двигаются ваши губы, глаза, прислушиваются к тембру голоса, пытаются подражать вам.

Если все- таки берете ребенка на руки, разговаривайте с ним. Дети научатся слушать и, когда они научатся сидеть, можно будет заниматься своими делами, одновременно разговаривая с ребенком.

Воспитание начинается с умения слушать. Вы тоже должны слушать ребенка, даже если это непонятные звуки, пытаться разобраться, что хочет сказать Вам ребенок. С этого начинается взаимопонимание.

Очень плохо, если при плаче ребенка его сразу берут на руки и начинают кормить или укачивать. Ребенок очень быстро поймет, что для того, чтобы его брали чаще на руки, надо чаще плакать. Ему нужен будет только телесный контакт (тепло маминых или папиных рук). приучить слушать и слышать вас потом будет очень трудно.

Похожие статьи:

Чем занять ребёнка? (5683 Просмотров)

Раннее детство > Развивающие игры

Ребёнок – это, конечно, большая радость, но… Есть одно НО! Нельзя же всё время находится с ребёнком? Нужно и еду приготовить и бельё постирать, и на даче поработать! Но ваше сокровище постоянно напоминает о себе....

Воспитание у дошкольников любви к природе (8918 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Новорожденный > Питание

Если вы уже определились со временем, когда начнете вводить прикорм, то теперь перед вами стоит, вероятно, следующий, не менее важный вопрос: с чего начать вводить прикорм?.. Единого ответа вы не найдете ни среди...

Когда щенка приносят в дом, многие переживают за прививки и рацион своего нового приобретения. Но с самых первых дней его нужно правильно воспитывать и постепенно приучать к необходимым командам. Если вы отложите это дело, то потом вам придется столкнуться с переучиванием щенка, а это не всегда просто. Рассмотрим, как правильно воспитывать и приучать щенка к дрессировке в домашних условиях.

Когда начинать

Начинать дрессировать можно собаку любого возраста, но, конечно же, щенки будут легче поддаваться дрессуре, чем взрослая особь. В каком бы возрасте вы не принесли щенка в дом, начинать воспитывать его нужно с самого начала его проживания с вами.

Сперва дайте немного времени малышу освоиться в незнакомой обстановке, а затем приучайте к его кличке и правилам общежития. До трех месяцев вы можете вести самостоятельную дрессировку щенка, научив его командам , «Дай!» и начинать учить команду «Апорт!» (по желанию). Если он усвоил эти команды, то с трехмесячного возраста можно постепенно добавлять новые. Полноценную дрессировку обычно начинают с четырех месяцев.

Конечно, одни щенки быстрее обучаются, другие - более медленно, но все это индивидуально. Невоспитанные и не обученные собаки крупных пород могут быть просто опасными, в том числе и для вас.

Собаки - социальные существа и общение, обучение идет только на пользу и им, и вам.

Правильное воспитание и дрессировка щенка помогут вырастить умного члена семьи, который:

  • будет правильно ходить в туалет;
  • не будет воровать еду со стола и портить ваши вещи;
  • шуметь, лаять и выть, когда не надо;
  • знать свое место, не лезть к вам в кровать;
  • быть безопасным для окружающих, в том числе и для детей;
  • будет отличным спутником в путешествиях;
  • при нем можно будет принимать гостей и других посторонних людей;
  • верно служить вам и быть преданным другом.

Знаете ли вы? Самой обучаемой считается порода бордер-колли. Эта собака великолепно умеет концентрировать внимание, что очень облегчает процесс тренировки, но ей требуется постоянная активность, что может стать проблемой. Поэтому многие новички останавливают свое внимание на пуделе - второй по обучаемости собаке в мире. К тому же, ее можно держать в квартире и ее шерсть гипоаллергенна. Далее по списку идут: немецкая овчарка, золотистый ретривер, шелти, лабрадор- ретривер, папильон, доберман, ротвейлер и австралийская овчарка.


Благодаря должному воспитанию щенка, между вами образуется крепкая связь, которая пойдет на пользу вам и вашему четвероногому другу.

Время и терпение, которое вы уделите дрессировке своего питомца, сохранит много вашего времени и нервов в будущем.

Основные правила воспитания

Важно наладить с малышом контакт, проявляя к нему внимание и заботу. Для налаживания этой связи будет лучше, если ухаживать за щенком станет один хозяин, а не все члены семьи.

Конечно, их тоже можно привлекать, но лишь иногда. Если малыш с радостью бросается к вам, когда видит или скучает, ищет и скулит, когда вас нет - контакт установлен.

Ваши методы работы должны вызывать у щенка только положительные эмоции (подходят ласка, поощрение, игра).

Также лучше сразу проявить к воспитаннику твердость и показать, кто в доме хозяин, чтобы не бороться потом с ним за лидерство.
При этом можно соблюдать некоторые особенности, принятые в стае:

  • Начинать есть первым, а собаку кормить после того как все поели и не давать ей кусочки со стола, как бы она жалобно не просила. Вожак стаи в природе всегда ест первым.
  • Не пропускать пса с улицы впереди себя. Когда заходишь к себе домой нужно не пропускать пса впереди себя, даже если он будет ломиться. Используйте «тормозные» команды.
  • Всегда оставаться победителем. Даже во время шутливых игр с питомцем, вы должны быть «сверху», побеждать. Начинать и заканчивать игру тоже должны вы.
  • Исполнение команд. От собаки всегда надо требовать полного выполнения команд.
  • Место. Собака должна знать свое место и не спать вместе с вами. Также она должна знать, что ее место в стае за женой и детьми, иначе в ваше отсутствие они не смогут добиться от нее послушания.
  • Наказание. Без него вы вряд ли обойдетесь, но физическое наказание должно быть исключено. Максимум - шлепок щенка по крупу, и то, только в малом возрасте. Со временем собаке достаточно будет команды «Фу!». Но в первое время без шлепка по попе не обойтись. Не используйте при этом ладонь, руки хозяина должны вызывать только положительные эмоции - это кормящие и гладящие руки. Воспользуйтесь хворостиной или скрученной газетой. Сопровождайте это наказание словом «Фу!» и пронзительным недовольным взглядом в глаза.

Собаки сильно реагируют на интонацию голоса. Говорите с четвероногим другом нежным, ласковым голосом, когда он хорошо себя ведет, а твердым голосом отдавайте команды.

Резким и недовольным тоном пресекайте плохое поведение (некоторые хозяева, на первых порах, даже рычат на щеночков, имитируя поведение собаки-матери).

Правильное воспитание - это самое главное, с чего надо начинать для успешной последующей дрессировки щенка.

Основное воспитание щенка до трех месяцев должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • Приучение к имени . Называйте питомца его именем сразу же, как только принесли. Быстрее всего он приучится к нему в процессе кормления. Покажите малышу тарелку с кормом и ласково позовите его выбранной кличкой. Когда он освоится и начнет бегать на кухню при вашем зове, начните его подзывать к себе.

  • . Питомца до трех месяцев, пока не прошло время карантина после прививок, да и мочевой пузырь еще слабый, приучают ходить в определенное место в помещении (газетка, пеленка, лоток). Нужно сразу же определить место, куда именно он сходил, и подстилать туда газету или поставить удобный для него лоток. Пока малыш не приучится к месту туалета, все ковры и дорожки следует убрать. Иногда его продают уже приученного ходить на газетку или в лоток, тогда животное относят на подготовленное место через какое-то время после еды. Когда щенка можно будет выгуливать, делайте это сначала после каждого кормления и не уходите с улицы, пока он не оправится. После этого похвалите его и поощрите.

  • Место . У собаки в доме должно быть свое место для сна, отдыха и уединения. Его нужно выбрать там, где питомца никто не побеспокоит и нет сквозняков. Положите туда подстилку и относите малыша, как только он начнет засыпать.

  • Приучение к осмотру . Практически с младенчества собак нужно приучать к осмотру, чтобы потом ветеринар мог спокойно выполнять все манипуляции. Загляните щенку в уши, откройте пасть и потрогайте клыки, осмотрите глаза, осмотрите и по необходимости подстригите когти. Не позволяйте ему рычать при этом на вас, пресекайте любую агрессию с его стороны. Делайте это часто, иногда по необходимости совмещайте с гигиеническими процедурами.

  • Решение проблем поведения . Конечно же, у малыша будут нежелательные для вас поведенческие реакции. Не закрывайте на них глаза. Отучать собаку от них надо с детства. Всегда пресекайте нежелательные поступки и поощряйте хорошее поведение.

  • Приучение к транспорту . Владельцам машин нужно вывозить питомца на машине не только к ветврачу, но и за город или в парк. Предварительно следует убедиться, что щенок сходил в туалет и успокоился.

  • Приучение к поводку . Сначала малыша нужно приучить к ошейнику, а затем к поводку, которые являются обязательным атрибутом при прогулках на улице.

Важно! Не называйте имя щенка, когда наказываете его. Никогда не наказывайте собаку за лужи и кучки в неположенном месте. Лучше посмотрите ему в глаза и четко недовольным тоном скажите «фу». Прячьте от него нужные вам вещи, которые он может погрызть, и предлагайте игрушки. За испорченные вещи не орите и не наказывайте - это вы их плохо спрятали. За естественное и игривое поведение, прыжки на ноги и покусывание наказывать будет несправедливо - в этом возрасте они не могут вести себя по-другому.

Также нужно создать для щенка режим: кормить и выгуливать в одно и то же время. Для еды у него должно быть свое место и свои миски для пищи и питья.

Основные правила дрессировки

Основные правила дрессировки щенка, во многом пересекаются с основными правилами его воспитания.

Вот их перечень:

  • Запретить и не разрешать делать то, чего нельзя . Как бы вам не было жалко этот комочек шерсти, лучше будет, если вы сразу его приучите спать и есть отдельно, причем последнее только после вас. Нельзя рычать на вас и во время еды, лаять по любому случаю, кусать вас за руки и за одежду и т.д.
  • Не отменять свои приказы . Если отдали команду, не останавливайтесь, требуйте ее выполнения, сколько бы ни пришлось ждать и добиваться этого объяснениями и поощрениями. В противном случае ваши приказы останутся для щенка пустыми словами.
  • Не подзывать собаку по имени, когда наказываете, нельзя обманывать . Если вы будете подзывать собаку для наказания, упоминая при этом ее кличку, то в будущем животное просто откажется подходить. Также нельзя завлекать щенка на неприятную процедуру обманом, с помощью приятных для него команд.
  • Если собака выполняет команду неправильно, то виноваты в этом вы . Когда собака при команде «лежать» выполняет команду «сидеть», значит, вы неправильно ее к этому приучали. Пересмотрите свои приемы дрессировки, посоветуйтесь с опытным кинологом, но не сердитесь на пса.

  • Заботиться о собаке и ее здоровье . Собаки любого возраста не могут сказать, что у них болит. Поэтому внимательно следите за их поведением и самочувствием. Если животное все время скулит, сворачивается клубком, появилась агрессия и нервозность - его нужно показать ветеринару.
  • Не требуйте от собаки невозможного . Не ожидайте, что щенок сразу поймет, что от него требуется, запаситесь терпением. Постарайтесь объяснить малышу все максимально доступно и не ругайтесь, если он вас не понял. Пробуйте еще раз и еще.
  • Лучше недооценить, чем переоценить . Не следует ожидать от способностей щенка многого. Даже если питомец радует вас примерным поведением, будьте готовы к тому, что это будет не всегда. Он может броситься перебежать через дорогу или просто захочет прикусить руку, поэтому будьте всегда начеку.
  • Уважение собаки . Потерять любовь и уважение щенка - это испортить все. Крики, ругань и агрессивное необоснованное поведение с вашей стороны, приведут вас к потере статуса лидера. Некоторые породы собак могут затаить злобу за такое поведение и впоследствии отомстить.

Важно! Новичкам не следует начинать свое знакомство с собаками, с покупки щенка следующих пород: кавказская и среднеазиатские овчарки, ротвейлер, московская сторожевая, китайский шарпей, такса, доберман, далматинец, сибирский хаски. Некоторые из них не просты по характеру, агрессивны, другие сложны в уходе.

С чего начать дрессировку щенка

С первых дней в новом доме уже можно начинать дрессировку щенков, а в какой последовательности изучать команды мы сейчас выясним. Первым делом собаку приучают к кличке, к месту и к команде «Ко мне!», когда зовут на кухню есть или желая поиграть с ней.

Постепенно этот список расширяется и в нем появляются: «Фу!», «Сидеть!», «Рядом!», «Лежать!», «Стоять!» и т.д.
Обязательно нужно продолжить тренировку на улице, так как щенок будет выполнять команды в домашней обстановке, а в другом окружении может перестать это делать.

Для первых занятий лучше выбирать место, где вашего питомца ничто не будет отвлекать, а со временем выводить в места, где будут присутствовать раздражители: люди, машины, другие собаки и прочее.

Достаточно дрессировать щенка 2-3 раза в неделю.

Первые тренировки можно проводить по 30-40 минут, а со временем увеличить их продолжительность до часа или даже чуть дольше.

Не стоит сильно затягивать тренировку или перегружать питомца новыми упражнениями.

Перед тем как приступить к занятиям, нужно учесть следующие азы дрессировки щенка:

  • хорошовыгулять, чтобы они не отвлекались во время занятий;
  • делать паузы между командами не менее 5 секунд, чтобы питомец поспевал за вами;
  • команда подается только раз, и послушание требуется сразу же;
  • не нужно отрабатывать команды в одном и том же порядке, иногда его необходимо менять;
  • если видите у питомца признаки усталости, завершайте тренировку, не перенапрягайте его;
  • если вы были слишком строги или перенапрягли животное, то питомец может быть вялым, не жизнерадостным (постарайтесь с ним быстро отработать легкую, хорошо выполняемую команду и бурно похвалите за послушание, дайте лакомство);
  • чтобы собака во время дрессировки не пыталась куда-либо убежать (например, за котом), используйте для начальных занятий поводок, вырабатывайте выдержку;
  • всегда добивайтесь полного выполнения команд в любой обстановке. Сначала в более спокойной, затем при наличии разных раздражителей;
  • дрессировкой может заниматься любой член семьи, но во время занятий с ней должен быть только один человек.

Желательно дрессировать щенка в игровой форме, всячески поощряя похвалой за правильное выполнение команд и заранее подготовив для него вкусности.

В качестве лакомства для дрессировки щенков лучше всего использовать ту пищу, которую они особенно любят.

Присмотритесь к своему питомцу. Одни щенки в восторге от ливерной колбасы, другие с нетерпением ждут, когда их угостят сыром, третьи будут работать и за печенье. Если для него всякая вкуснятина хороша, то удобно использовать сосиску, порезанную на небольшие кусочки.

Учитывайте, что размеры лакомства должны быть небольшими, чтобы щенок во время тренировок не наелся, но и смог удержать корм в пасти.

В зоомагазинах можно купить готовое поощрение в пачках для дрессировки собак и щенков.

Если одно лакомство надоело, его можно сменить на другое.

Щенок охотнее будет выполнять команды за лакомство, если он не сыт. Наедаться он должен не на занятиях, а после тренировки, не в качестве поощрения.

Знаете ли вы? Собаку можно обучить ста разным словам, а особо умные особи могут освоить запас слов трехлетнего ребенка. К примеру, бодер-колли Рико, смог освоить более двухсот слов.

Основные команды

В первую очередь, во время дрессировки, щенка обучают тем командам, которые он должен будет выполнять чаще всего:

  • «Место!» . Как мы уже говорили, у щенка должно быть свое место для сна и отдыха. Когда пришло время сна или вы, например, убираете в доме, отнесите щенка на его подстилку и скомандуйте «Место!». Если ему не будет сидеться на месте, возвращайте его туда снова и снова с этой командой. Когда малыш останется на месте, поощрите его лаской и лакомством. Конечно, малыш может спать и отдыхать в других допустимых для него местах, но команду место должен выполнять.

  • «Ко мне!» . Эту команду подают бодрым ласковым тоном вместе с кличкой и показывая лакомство. После того как щенок подошел к вам, нужно его приласкать и отдать угощение. Со временем команду можно будет отрабатывать без лакомства, по жесту (хлопок ладони по бедру). Если обучение на улице продвигается не очень хорошо, воспользуйтесь для начала поводком, и не спускайте малыша с него, пока не уверитесь, что он выполняет ее с первого раза. Когда питомец привыкнет слушаться без поводка, подзывая его к себе, не пристегивайте сразу шлею. Погладьте его, поиграйте с ним.

  • «Фу!» . Эта команда используется для предотвращения нежелательных действий (жевать вещи, лаять на прохожих и т.п.), является одной из самых важных. Постарайтесь вложить максимум недовольства в это слово. Посмотрите сердито и твердо щенку в глаза, если он упорствует, шлепните его по крупу, на улице, при необходимости, воспользуйтесь поводком. Сначала малыш часто будет слышать от вас эту команду, но со временем начнет понимать, что можно, а что нельзя.

  • «Сидеть!» . Обычно применяется в путешествиях или при ожидании вас для удержания питомца на одном и том же месте. Чтобы обучить этой команде щенка, возьмите кусочек лакомства, дайте ему его обнюхать, скажите твердо и уверенно «Сидеть!», и ждите. Малыш будет прыгать и крутиться вокруг вас, выпрашивать вкусность, но рано или поздно сядет. Тогда вы и отдадите ему лакомство. Команду не следует повторять - вы ее уже произнесли. Когда питомец усвоит эту команду, начинайте постепенно увеличивать время сидения. Можно проводить обучение с поводком - после приказа потянуть его одной рукой вверх, а другой надавить на круп и усадить щенка.

  • «Рядом!» . Нужна для того, чтобы питомец шел рядом с хозяином. Особенно это важно при переходе дороги. Тут поводок придется использовать в обязательном порядке. Перед началом урока питомца надо выгулять, а уже по дороге домой начинать отрабатывать команду «Рядом!». Если малыш трусит рядом с вами, похвалите его, продолжая движение. Поводок должен быть ослаблен, чтобы у воспитанника была свобода для маневра. Если он отстает или забегает вперед, регулируйте его движение натяжением поводка. За каждый пройденный рядом отрезок пути - поощряйте лакомством. Когда питомец более-менее привыкнет ходить с вами рядом по команде, усложняйте задание - двигайтесь по кривой и меняйте скорость движения.

  • «Лежать!» . В повседневной жизни применяется нечасто, но это - поза абсолютного подчинения. Когда вы разучите команду, то больше утвердите свои лидерские позиции. Возможно, именно она поможет вам при посещении ветврача или в поездке. Для щенка, пока он маленький, достаточно усадить в сидячее положение, положить перед ним лакомство и надавливая на холку и проговаривая команду, уложить его. Можно все упростить, командуя «Лежать!», когда малыш и так лежит, поощрив его и не давая вставать.

  • «Стоять!» . Поможет вам при ухаживании за собакой (осмотр, гигиенические процедуры и т.п.), а также может понадобиться во время прогулок, когда щенок бежит туда, куда не следует (на дорогу, за велосипедом и т.д.). Когда собака уже сама замерла в стойке, скажите «Стоять!» и поощрите ее, или же сами поставьте питомца в нужное положение, скомандуйте и удерживайте так, а затем похвалите. На улице, во время прогулки, приучение можно делать при помощи поводка. Во время движения скомандуйте и, если собака двигается, натяните поводок, пока она не окажется рядом с вами. Если щенок сел, поставьте его на лапы и повторите команду, подержите его немного в этом положении, поощрите и снова идите дальше. Через несколько метров повторите, и так 3-5 раз.

Если щенок охотно учиться всему, можете не останавливаться и изучить другие команды «Апорт!», «Дай!», «Фас!» и другие, по вашему желанию и необходимости.

Как приучить щенка к поводку

Даже в щенячьем возрасте питомец должен спокойно ходить на поводке, что существенно облегчит задачу выгула взрослой собаки.

Вырабатывая эту привычку, сначала надевайте на животное ошейник, когда он занят (к примеру, едой или игрой), а уже потом к нему можно будет добавить и поводок.

Важно! Не снимайте ошейник, если щенок пытается снять его, так как он воспримет данное событие как поощрение. Он решит, что если будет постоянно стягивать ошейник, то хозяин обязательно снимет его.

Ошейник нужно выбирать по размеру и желательно из материала мягкого по структуре. Хорошо подойдет нейлоновый ошейник с замком из пластмассы. Посоветуйтесь с опытным кинологом можно ли оставлять ошейник, если он не пристегнут к поводку.
Порой у охотничьих собак его обязательно снимают, чтобы питомец не зацепился за колючий кустарник или что-нибудь другое и не поранился. Некоторые владельцы собак приучают еще совсем маленьких щенков к присутствию ошейника, завязывая на шеи ленточки.

Следующим важным моментом является приучение щенка к поводку. На раннем этапе лучше воспользоваться лентой или веревочкой.

Собаки любят жевать поводок на расстоянии 10-20 см от себя и могут в итоге перегрызть его.

Поэтому постарайтесь отвлечь щенка игрой, когда он пристегнут - это позволит сэкономить на погрызенных поводках. Как и ошейник, для привыкания к поводку его надо одевать в момент, когда щенок чем-то увлечен, а снимать, когда он забудет о его наличии.
Не оставляйте без присмотра щенка, если поводок пристегнут к ошейнику, питомец может перегрызть его или случайно запутаться, зацепиться за дерево или что-нибудь еще.

Щенка важно также приучить подходить к хозяину и двигаться возле него рядом. Для этой цели лучше использовать метод поощрения в виде любимого лакомства. Используя кусочки любимой еды, можно заставить щенка идти в нужном направлении.

Очень хорошо во время кормления брать миску с едой и используя ее приучать щенка подходить к хозяину, а также ходить за ним. Когда щенок выполняет нужное действие, его нужно всячески хвалить, поощряя кусочками любимой еды.

Как только малыш привыкнет к ошейнику и поводку, владельцу можно брать поводок в руки. Если щенок с непривычки начнет капризничать и не изъявит желания идти рядом, то строго запрещено тащить его за поводок - он может травмировать горло.
Нужно попытаться отвлечь щенка, чтобы он расслабился и отвлекся от поводка. Хозяин маленького питомца должен научиться пользоваться поводком без лишнего давления. Щенку нужно показать, что поводок не доставляет ему неудобств.

Причем негативную ситуацию натянутого поводка создает не собака, а ее владелец, который зачастую считает, что постоянно натянутый поводок - это нормально. Это ошибочное мнение, так как поводок в руках владельца должен быть свободным.

Можно иногда следовать за щенком, но надо и использовать выработанные методы мотивации (одобрительная интонация, вкусности), чтобы собака следовала за хозяином. Старайтесь удерживать внимание и настроение своего питомца.

Если щенок пытается тянуть своего владельца вперед, тот должен остановиться и спокойно подождать, когда малыш поймет, что тянуть за поводок нет смысла. Нужно сразу же дать понять четвероногому другу, что никто не будет потакать его капризам.
Как только животное сообразит, что все попытки тянуть на поводке хозяина, куда он хочет, обречены, нужно постараться в игровой форме заставить его бежать за вами с помощью поощрительного приза - любимого лакомства.

Не пускайте воспитание вашего щенка на самотек, уделяйте ему время и не пожалеете об этом. По мере взросления к нему все больше будет приходить понимание того, чего от него хочет его владелец.

Обучение питомца основным командам пойдет на пользу ему и вам, установит между вами понимание и очень облегчит совместное проживание.

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года
Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет
Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет
Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет
Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. К ребенку изнутри приходит глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат доверие и любовь.

Ранние юношеские годы, 12–15 лет
Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.