Японская бумага васи. Производство бумаги в японии Материалы для изготовления васи

  • 26.10.2019

Светлана Латина

Единственный способ избежать омертвения для любой системы культурной, социальной это разнообразие и изменчивость. Единая, архетипическая по своему содержанию культурная предыстория сменяется культурной историей, появлением различных типов культур и цивилизаций. К древнейшим в мире относятся культуры и цивилизации Древнего Востока Египта, Междуречья, Индии, Китая.

К культурам Востока относят также японскую культуру, впитавшую в себя китайскую и буддийскую культурные традиции. Культура и цивилизация Японии сформировалась в результате сложных, разнообразных и разновременных этнических контактов. Японская культура возникла в первые века нашей эры. Причины этого следует искать в географических условиях. Территориально Япония находится дальше, чем Китай и известна под названием «Страна Восходящего Солнца». На государственном флаге Японии, на белом фоне изображен красный круг (солнце). Япония расположена на многочисленных островах и десятки веков назад сообщение с материком и между островами было затруднено.

Крупнейшие из Японских островов Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Большая часть их территории находится в зоне сложных климатических условий. Три четверти суши в Японии составляют горы. Япония очень бедна полезным ископаемыми. Ответом на вызов со стороны природы оказалась способность японцев к творческому усвоению самых различных культурных влияний. Стремление учиться, исключительное упорство, дисциплинированность являются чертами японского национального характера. Японская манера поведения отличается немногословностью и сдержанностью. Лаконичность и умеренность характерны для японской архитектуры и искусства.

Стремление учиться никогда не сводилось в Японии к простому заимствованию. Любые влияния органично вплавлялись в японскую культуру, трансформировались в ней, находили продолжение и развитие в самобытной и оригинальной

форме. Один из крупнейших писателей ХХ в. Акутагава Рюноске пишет об этом: «Издалека в нашу страну пришли Конфуций, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы <...> Мудрецы Китая, кроме учения Дао, принесли шелка. яшму. и нечто более благородное и чудесное, чем яшма, иероглифы. И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-Цзы. Наша сила не в том, чтобы разрушать <.> а в том, чтобы перед елывать» 1 .

В течение веков бумага помогала делать жизнь японцев содержательнее и обогащала японскую культуру. В нашей статье рассказывается об областях использования древней технологии изготовления бумаги японцами.

Японская бумага ручной выделки (васи) крепка и красива. Считается, что технология изготовления бумаги пришла в Японию из Китая через Корейский полуостров в 610 г. н. э. Примерно в VIII веке изготовление бумаги стало распространяться по многим регионам Японии. Чаще всего ее использовали для написания буддийских сутр. С развитием торговли производство васи резко возросло. Васи в основном делают из волокон коры трех кустарников: кодзо (бумажная шелковица этот кустарник растете во многих областях Японии и дает более половины сырья), мицумата и гампи. Выбор растительного материала определяет тип бумаги. Васи хорошо известна своей прочностью, и самую прочную васи делают из бумажной шелковицы, хотя поверхность у нее и получается грубоватой. Бумага из мицумата не такая прочная, но у нее гладкая поверхность, по качеству напоминающая шелк. Бумага из гампи и прочная, и гладкая, но надо отметить, что гампи растение дикорастущее, в последнее время его запасы в стране заметно сократились, а использование гампи стало более редким.

Благодаря её длинным, крепким волокнам, японской бумаге можно придать различные свойства и использовать её не только как ограничитель пространства и средство смягчения света. В Японии бумага имеет очень широкий диапазон применения от быта до искусства. Она используется для письма и живописи, для отдельных видов печатной продукции, для изготовления ширм, фонариков, вееров, зонтов, кукол, игрушек, денежных купюр. японский культура бумага ручной

В Японии первые фонари появились в XIV веке. Они представляли собой кубические конструкции из тонкой деревянной рамы, оклеенной с четырех сторон бумагой. В старинных японских лампах и фонарях были тонкие листки бумаги васи, не дающие свету вырваться наружу, внутри размещалась свеча. Такие фонари именовались андон. Сейчас можно увидеть огромные бумажные шары тётинов (складные бумажные фонари) у входов в храмы, магазины, рестораны. В них теперь горят не свечи, а электрические лампы, но форма фонаря изготавливается по технологии, разработанной в средние века. Во второй половине XX в. американский скульптор Исаму Ногути, опираясь на эти традиции использования бумаги, разработал абажур васи.

Во многих электрических и электронных устройствах используются электролитические конденсаторы, содержащие уникальную бумагу. Около 70 % морового рынка бумаги для электролитических конденсаторов принадлежит одной компании, Ниппон Кодоси Корпорейшн. Компания расположена на остове Сикоку в префектуре Коти, в области, известной своей васи. В результате разработки уникальной технологии была получена дуплексная бумага, состоящая из нескольких слоев, у каждого из которых свои свойства. Когда слои соединяют, бумага приобретает свойства, отличные от свойств её составляющих. Электроника находится сегодня на переднем крае индустриального развития, но традиционная техника васи сослужила ей добрую службу и помогла создать бумагу для электролитических конденсаторов.

Японские бумажные деньги содержат материал, получаемый из дерева мицумата. Волокна мицумата прочнее волокон хлопчатника из которого изготавливают деньги в других странах. Водяные знаки на них, с их четкими контурами и градациями цветовых оттенков, отвечают высочайшим мировым традициям. Тонкие, прочные, долговечные, гладкие и приятные на ощупь японские банкноты унаследовали многие из выдающихся достоинств васи, а в сочетании с новейшими технологиями они считаются самыми лучшими в мире.

Один из уникальных приёмов работы, который используют в префектуре Кагава, икканбари или лакированное папье-маше. Деревянная или бамбуковая основа оклеивается десятками слоёв васи, потом покрывается танином хурмы, одним из традиционных японских составов, придающих водонепроницаемость. Всего из этого материала делают более 700 изделий, от таких бытовых мелочей как тарелки, корзины или вазы до таких предметов мебели как комоды. Первое упоминание об иккамбари в Японии относится к VIII веку. Никто точно не знает как появилась эта техника работы одни считают, что она была изобретена в Китае мастерами лакированных изделий, другие что она появилась в результате попыток отремонтировать домашнюю утварь. Даже сегодня предметы, сделанные таким способом, привлекают всеобщее внимание.

Преподнося официальный подарок, считается вежливым перевязывать обёрточную бумагу тесемками. В торжественных случаях используются красный и белый или золотой и серебряный цвета. Декоративные тесемки (мидзухики) делают, скручивая тонкие полоски васи.

В чайной церемонии довольно толстая японская бумага, которая называется кайси, используется как салфетка. Белый цвет бумаги символизирует чистоту и опрятность.

Традиционных воздушных змеев делают, оклеивая бумагой бамбуковую или деревянную раму. Японские змеи отличаются разнообразием форм, конструкций, раскраски. Одни повторяют контуры парящих в небесах на распахнутых крыльях птиц, раскрашенные соответствующим образом, имитируя оперенье ворона, журавля, чайки. Другие конструкции проще квадратные, ромбовидные. Их полотнища становятся холстом для художника. Над головами людей кружатся лики грозных воинов, образы святых, головы драконов и тигров, а то и просто иероглифы, имеющие благопожелательное значение, или геометрические узоры. Иные змеи имеют форму бабочки, цикады, черепахи, гусеницы; некоторых змеев оборудуют трещотками и свистелками, которые издают в воздухе пронзительные звуки.

При строительстве домов в традиционном стиле нередко используются те материалы, которые легко получить в данной местности. В Японии, где преобладают деревья, дома традиционно строили из дерева и бумаги. Дерево и бумага определили атмосферу японского дома. Если пол комнаты покрыт татами, то используются и раздвижные двери. С их помощью можно отделить одну часть жилого пространства от другой или объединить их. Двери бывают либо фусума (покрытые с обеих сторон непрозрачной бумагой), либо сёдзи (пропускающие свет сквозь белую бумагу). От внешнего мира японец отгораживается бумажными стенами (сёдзи) легкими панелями, изготовленными из тонкой деревянной решетки и оклеенными бумагой васи. При хорошей погоде панели сдвигаются вбок или при необходимости совсем убираются. Тогда дом «распахивается» наружу, и его интерьер становится частью окружающего мира. А в плохую погоду сёдзи устанавливаются на место, создавая внутри уютный микромир. Сёдзи создает эффект простора и открытости. В этом смысле сёдзи представляет собой один из аспектов Японии. Внутренние панели (фусума) являются объектами художественного осмысления. К их оформлению привлекаются художники, поэты, каллиграфы. Тематика рисунков не ограничивается геометрическим орнаментом, спросом пользуются изображения цветов, животных, волн и скал. Можно сказать, что японский дом является частью природы, он вместе с ней дышит, переживает различные катаклизмы, легко восстанавливаясь после каждого удара стихии.

Для японцев бумага это не просто что-то такое, на чем можно писать или рисовать. Дома ее используют в различных целях, для приготовления пищи, в детских играх и во многих других случаях. Она может служить даже символом чистоты. Но во всех этих случаях от традиционной архитектуры до бытовых предметов, мы видим, как бумага влияла на образ жизни и формировала чувство прекрасного японского народа.

Японцы отточили искусство изготовления бумаги и сделали его существенной составляющей культуры и образа жизни в ещё большей степени, чем в Китае, где изобрели бумагу.

В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги, но к III веку он попал в Корею, а затем, в IV веке, и в Японию, куда технологию производства бумаги привёз корейский монах. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. А японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за её практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало её прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название «васи». Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794-1185 г.г.). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков.

С самого начала изготовлением бумаги в разных районах страны занимались крестьяне, используя зимнее время, свободное от полевых работ и очень подходящее для получения качественного продукта. Сырьё и основная технология были повсюду схожи - использовались внутренние волокна (луб) коры кодзо (вид шелковицы), гампи (викстремия) и мицумата (бумажное дерево). Для более дешевых сортов шли в ход конопля, бамбук, рисовая солома.

Процесс изготовления «васи»:
С конца ноября по начало января срезаются стебли кустарника «кодзо», равной длины и связываются в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного («курокава», «kurokawa»), среднего зелёного («надзэкава», «nazekawa») и внутреннего белого («сирокава», «shirokawa»).


Срезанные ветви дерева одинаковой длины помещаются в бочку, называемую «косики», где ветви распариваются в течение 3-4 часов:

Кору сразу же отделяют от ствола, пока она не остыла. Снятую кору называют «чёрной корой»:

Для лучшей сохранности, кору просушивают на солнце:

Кору вымачивают в реке или в проточной воде в течении 24 часов, после чего с неё легко отделяется верхний слой:





Специальным инструментом, называемым «такурико», с коры снимается верхний слой и оставляется только внутренний. Этот внутренний слой называют «белой корой». Снятый внешний слой используют для изготовления бумаги «хассаки», смешивая его с низкокачественным сырьем из переработанного бумажного мусора:

Белую кору вываривают 2-3 часа в растворе соды. Тем самым волокно размягчается, и из него удаляются содержащиеся примеси:

Волокна вымачиваются в речной (или просто проточной) воде в течении 24 часов, в результате чего из них вымывается сода, и они отбеливаются под солнечными лучами:



Повреждённые волокна, завязи и загрязнения бережно вычищаются вручную. Если полениться и пропустить эту стадию, это обязательно скажется на качестве бумаги:



Четырёхгранным бруском из можжевелового тамариска волокна выбиваются до тех пор, пока они не станут мягкими, как волокна льна:

Выбитое волокно кладут внутрь станка, добавляют воду и протертый батат, и смешивают всё до единообразной массы. Этот процесс ещё называют «плесканием», а получившаяся масса называется «сэнсуи»:




Массу сэнсуи выкладывают перед реей. Массу раскатывают, двигая рею. В результате получается бумага. Этот процесс - «раскатка», повторяется несколько раз, в зависимости от толщины и качества изготавливаемой бумаги.










После окончания раскатки со станка снимается рея, и отфильтрованный сырец переносится на рее на бумажный подстил. Его оставляют на сутки, чтобы дать воде стечь естественным образом:





При помощи специального пресса и домкрата, из бумаги под давлением выжимают воду. В спрессованном состоянии бумагу оставляют на сутки:



Спрессованную бумагу осторожно разделяют по листочку и при помощи кисточки натягивают на адиантумовые панели. Для придания большей толщины соединяют 2 листа бумаги - получается двуслойная бумага:





Бумагу просушивают на солнце:



После просушки бумагу снимают с панелей и проверяют качество продукта:



Четыре драгоценности кабинета

"Четыре драгоценности кабинета" - так почтительно называют четыре основных инструмента мастера суйбокуга, сумие и каллиграфии, выбору и бережному использованию этих четырех драгоценностей уделяется особое внимание.
Следующая драгоценность - бумага или по-японски "васи".

История производства бумаги
Считалось, что бумага была изобретена в Китае Цай Лунем в 105 г н.э. В качестве сырья он использовал кору (луб) шелковицы, волокна конопли и остатки старых рыболовных сетей. Однако, при раскопках в северной провинции Китая была обнаружена бумага, изготовленная на 200 лет раньше.

В эпоху Тан (618 – 907 гг.) в провинции Аньхой, на востоке Китая для производства бумаги стали использовать кору «голубого сандала», получая бумагу высокого качества. Бумагу называли сенси, xuanzhi (по кит), (senshi 宣纸), по имени города Сюаньчэн, где тогда находилось производство.
Бамбук использовали в производстве бумаги с середины династии Тан, хотя он получил широкое использование в качестве заменителя конопли и ротанга(вид пальмы, растущий в Юго-Восточной Азии) в эпоху Южной династии Сун (1127-1279 гг.). В эпоху Северная Сун (960 – 1127 гг.) в процессе производства стали применять рисовую солому. Благодаря распространению каллиграфии и суми-э увеличивается производство бумаги сенси. В нее стали добавлять пульпу из соломы, бамбука, шелковицы.
Именно бумага сенси стала называться «рисовой», хотя основным компонентом ее является другое сырье.
Искусство производства бумаги распространилось в Корею, а потом в Японию. В японских хрониках "Нихон секи" (Nihon Shoki) указано, что буддистский монах из Кореи по имени Донтё привез технологию изготовления бумаги и туши в Японию в 610 г. Принц регент Сётоку Тайси призвал японских ремесленников улучшить качество китайской бумаги и использовать в производстве бумаги волокна кодзо (шелковица бамажная). Коноплю и кодзо стали выращивать в больших масштабах, и производство бумаги распространилось по всей стране. Через 50 лет японские ремесленники производили 80 видов бумаги.
В период Нара (710 - 794 гг.), во время правления императрицы Сётоку был напечатан один миллион «Хякуманто дхарани» («Hyakumanto dharani») – оберегающих буддийских заклинаний дхарани. В 770 г. текст был отпечатан ксилографическим способом и вложен в деревянные модели пагод высотой 21.5 см. Это был первый печатный текст на бумаге.
Полученная в Японии бумага была лучшего качества, чем китайская. Ее стали называть васи (和紙, 和 - ва, Япония, 紙 -си, бумага). В качестве основы для ее изготовления помимо кодзо стали применять волокна мицумата и гампи.
В эпоху Хэйан (794 – 1185 гг.) бумага приобрела необыкновенную популярность при императорском дворе и в повседневной жизни.
Японская бумага васи благодаря своей прочности, натуральному цвету и лоску, полупрозрачной поверхности, через которую просматриваются волокна, известна в мире, как бумага превосходного качества. Секрет ее изготовления передавался из поколения в поколение. Эта бумага не только качественная и красивая, но и передает душу мастера, поэтому васи является неотъемлемой частью японской культуры.

Сырье для японской бумаги васи.
С давних времен для производства японской бумага васи используются растения, которые дают качественное длинное волокно.
К таким растениям относятся шелковица бумажная кодзо (Broussonetia papyrifera) , полукастарниковая викстремия гампи (Diplomorpha sikokiana), эдгевортия бумажная мицумата (Edgeworthia papyrifera), пенька или конопля посевная аса (Cannabis sativa).

Бумага из шелковицы бумажной. Кодзогами (楮紙, 楮 шелковица - 紙 бумага)
В производстве бумаги кодзогами используется луб (кора) шелковицы.
Впервые кодзо стали использовать в бумажном производстве в Китае со 2 века нашей эры. Кодзогами является самым распространенным типом бумаги васи в Японии. Волокна её отличаются длиной (5-20 мм) и толщиной. Прочность такой бумаги близка больше к ткани, а поверхность пористая и шероховатая.
Больше половины шелковичных деревьев растет в префектуре Коути, остальная часть мастерских васи располагаются в префектуре Ибараки, Симане, Нагано и Фукуока. Так как в разных регионах деревья отличаются, то цвет и качество бумаги тоже различаются.

Бумага из мицумата. Мицуматагами (三椏紙)
Эдгевортия бумажная была завезена из Китая, легко поддавалась культивации и широко распространилась в Японии в период Эдо(1603 - 1868 гг.) Сырьем для производства мицуматагами служит нежная кора растения. Длина волокон от 2-4 мм. В период Мейдзи (1867 - 1912 гг.) стали отбеливать бумагу, чтобы получить глянцевую поверхность. Бумага настолько прочная, что применяется при печатании бумажных денег с периода Мейдзи.

Бумага из гампи. Ганписи (雁皮紙)
Использование коры (луба) гампи началось еще в периоде Нара (710 – 793 гг.) Длина волокон 2-5 мм. Это великолепная бумага высокого качества,устойчивая к воздействию времени, влаги и насекомых. Имеет гладкую глянцевую поверхность, сравнимую с шелком, по которой прекрасно скользит кисть. В период Хейан дворцовая знать оценила эти свойства и использовала гамписи для обмена письмами и написания поем вака.
Гампи –дикорастущее растение, которое трудно культивировать. Ганписи производилось всегда в меньшем количестве, чем кодзогами. Из 10 регионов, в которых производилась бумага гамписи, остались в настоящее время только 2 места (в префектуре Фукуи и в Осаке)
В 14-15 веках, в период Камакура и Муромати появилось 2 типа бумаги гамписи: торинокогами (鳥の子紙) и маниаигами (間似合紙). Torinoko означает "куриные яйца", цвет бумаги был похож на цвет яичной скорлупы. Ториноко классифицировалась по количеству гампи. Самое высое качество у бумаги из чистого гампи. В наши дни она используется для реставрационных работ.
По мере добавления мицумата, качество бумаги снижалось.Толстая бумага, известная просто как ториноко или ацуё (atsuyou 厚 様), используется для раздвижных дверей фусума, оригами, дощечек для живописи и каллиграфии - сикиси (色 纸) и танзаку (短 册), суми-э.
Мaниаигами - шероховатая бумаге низкого качества, которая используется для скрепления двигающих порций перегородок фусума или в ширмах бёбу.

Бумага из пеньки, конопли. Маси (麻紙, 麻-аса, конопля 紙-си, бумага)
Бумага маси считается самой древней бумагой, изготовленной в Японии. Длина пеньковых волокон достигает 25 мм. Бумага высокого качества- прочная, гибкая, глянцевая. Ее использовали для копировании сутр, поэзии. До наших времен сохранились документы и сутры на маси времен Суй (581-618гг.) и Тан и периода Нары и Хейан.
Производство маси постепенно снижается из-за отсутствия сырья и низкой эффективности.

Сырье для бумаги сенси, хuanzhi (по кит.) (senshi 宣紙), производимой в Китае
Бумага из коры птероцелтиса. Сенси(宣紙)
Pteroceltis tatarinowii Maxim, общепринятое название «голубой сандал» растет в северных и центральных районах Китая, длина его волокон от 1 до 4 мм. Сенси долгое время являлась единственной бумагой высочайшего качества, как в Китае, так и в Японии. Белая мягкая бумага сохраняет цвета краски и туши. В настоящее время при производстве этой бумаги волокна птероцелтис комбинируют с волокнами других растений - рисовой соломы, бамбука, шелковицы бумажной.
В Японии растение не растет, попытки культивировать оказались безуспешными. Японские производители бумаги были вынуждены искать замену из другого сырья.

Бумага из волокон бамбука. Тоси (唐紙, 唐 то, Китай - 紙 си, бумага)
Длина волокон 1.5-4мм.
Gramineae Bambusa Arundinacea, встречается повсеместно в Китае и в Японии, быстро растет и возобновляется, поэтому является источником дешевого сырья. Используется как самостоятельно, так и в качестве добавок к бумаге с длинными лубяными волокнами (таким как кодзо) для улучшения «нидзими»
Тоси - это недорогая бумага, производимая в Китае. Цвет желто-коричневый, характеризуется высокой абсорбцией туши и прекрасным касурэ (мазок сухой кистью). Натуральный цвет бумаги нравился дзэнским монахам. На такой бумаге писали каллиграфию – тягаке (Chagake 茶掛), предназначенную для чайной комнаты. Тоси широко применялась в эпоху Эдо японскими литераторами будзинга (文人画).
В период Муромати (1336-1573гг), тоси широко использовалась для сёдзи – раздвигающихся дверей.
Сейчас производство такой бумаги в Китае снизилось из-за миграции умельцев из сельской местности с юга Китая, где она производилась.
Японская версия такой бумаги, тоже называется тоси или ватоси (和唐紙)
При производстве ватоси используются волокна бамбука и шелковицы бумажной с добавлением каустической соды, которая придает легкий коричневый оттенок и грубую поверхность.

Рисовая солома
Растение Oryza sativa (イネ) имеет короткие, узкие и толстые волокна длиной 0.5-1.5 мм, растение широко произрастает в Китае и Японии. Рисовая солома – дешевое сырье для производства бумаги, как побочный продукт сельского хозяйства, легко формирующий пульпу. Добавляется в бумагу с длинными волокнами, чтобы усилить способность к абсорбции (нидзими).
Как самостоятельное сырье, японские мастера используют рисовую солому для производства дешевой низкокачественной бумаги.

Какую бумагу использовать для суйбокуга? Как выбрать бумагу?
Важным свойством, которое служит критерием при выборе бумаги, является ее нидзими. Нидзими (にじみ,滲み) характеризует абсорбцию бумаги, степень растекаемости туши по бумаге, степень расплывания пятна туши.
В Японии бумага продается с маркировкой степени нидзими - бумага без нидзими, со средним, с хорошим нидзими.
У бумаги ручной выделки нидзими может варьировать даже у листов в пределах одного сорта.
Иногда, чтобы продемонстрировать нидзими у определенного сорта бумаги, продавцы сопровождают ее этикеткой с нанесенными мазками туши различных оттенков.

Классификация бумаги
Для того чтобы разобраться в многочисленный сортах бумаги для суйбокуга, у производителей бумаги принята классификация, которая ориентирована на страну изготовителя и на состав сырья для бумаги .

Бумага для суйбокуга, изготовленная из коры бумажной шелковицы, волокон бамбука и рисовой соломы, называется газенси (gasenshi 画仙紙) .
Газенси различается по плотности или по количеству слоев. В зависимости от количества слоев подразделяется на бумагу из одного слоя или тансен (単宣) .
Бумага из 2-х слоев называется нисоуси (Nisoushi 二層紙) , из трех сансоуси (Sansoushi 三層紙) .
Нисоуси отличается невысоким нидзими, поэтому количество туши легче контролировать, рисуя на такой бумаге. Подходит для начинающих.

Бумага, импортируемая из Китая, называется хонгасен (hongasen 本画仙) или сенси (senshi 宣紙)
Самая известная китайская фабрика, производящая сенси высокого качетсва, расположена в провинции Аньхой и называется «Красная Звезда» Hong Xing 紅星牌.

Бумага, производимая в Японии, называется вагасен (wagasen 和画仙) .

Бумага маси (麻紙) .
По прочности уступает газенси, но отличается хорошим нидзими и на ней получаются красивые оттенки туши.

Бумага васи (和紙) - это бумага ручной выделки, в производстве которой использованы длинные волокна растений кодзо, мицумата и гампи. Бумага прочная и позволяет наслаивать мазки туши, выдерживает повторные смачивания, необходимые для получения "бокаси".
Больше половины шелковичных деревьев растет в префектуре Коти, остальная часть мастерских васи располагаются в префектуре Ибараки, Симане, Нагано, Фукуи и Фукуока. Так как в разных регионах деревья отличаются, то цвет и качество бумаги тоже различаются. Васи,произведенную в этих регионах, называют историческим именем этого региона в период Эдо(1603-1867).
Префектура Коти, известна производством Тоса-васи (土佐和紙) уже 1000 лет.
Префектура Тоттори известна как Инсу (Inshu 因州), также называется бумага, произведенная в этой префектуре.
Васи, произведенное в префектуре Фукуи, называется Этидзэн (Echizen 越前). Этидзэн-васи известна с 8 века, когда использовалась для императорского двора
Ава-васи (阿波和紙) является национальным достоянием префектуры Токусима.

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2017 All rights reserved

Культура
Взаимоотношения между людьми довольно сложны, а взаимоотношения между японцами – сложны вдвойне, если не втройне, особенно для иностранца. Как вести себя в японском обществе? Как развлекаются японцы? Как регулируются взаимоотношения жителей Японии? Наши статьи помогут Вам выстроить отношения с японцами с учётом специфики их менталитета, общественных норм и обычаев.

«Васи»: традиционная японская бумага, сделанная вручную


«Васи» («wasi»), или «вагами» («wagami»), в переводе означает «японская бумага» и представляет собой тип бумаги, исконно изготовляющейся в Стране восходящего солнца.

Страница: 1/5

Васи обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.

Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом. Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, сёдо или . Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п.

На Зимней Паралимпиаде 1998 г. победителям даже вручали венки, изготовленные с использованием васи. Также некоторые виды васи используются в работах по сохранению и починке книг.

История васи

Васи была одним из новшеств, завезённых в Японию из Китая около 1300 лет назад. «Анналы Японии» («Нихон сёки», «Нихонги»), составленные в 720 г., утверждают, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Тончхо; Doncho) в 610 г.

Принц-регент Сётоку (Shotoku) счёл китайскую бумагу слишком хрупкой и поощрил использовать при изготовлении бумаги шелковицу («кодзо», «kozo») и волокна конопли, которые к тому времени уже культивировались и использовались в создании текстиля. Под его покровительством по всей стране распространился китайский метод изготовления бумаги, который постепенно превратился в «нагасидзуки» («nagashizuki»), метод изготовления бумаги с использованием кодзо и «нэри» («neri»), вязкой жидкости, получаемой, в частности, из коры гортензии.

Навыки создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе не только «голую» функциональную составляющую, но и частичку души мастеров-бумагоделов. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела в итоге к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть .

Традиционно изготовление васи весьма жёстко придерживалось сезонности. Большинство изготовителей бумаги были крестьянами, которые сажали кодзо и коноплю в качестве обычных сельскохозяйственных культур. Лучшая васи тогда производилась в холодные зимние месяцы, поскольку в это время крестьяне могли не работать на своих полях, плюс для изготовления использовалась ледяная вода, свободная от различных примесей, которые могли испачкать волокна. Часто волокна будущей бумаги раскладывались на белых сугробах и высветлялись таким образом естественным путём. Разумеется, такой способ производства был не в состоянии идти в ногу с изменяющимся потреблением бумаги…

В (середина XIX в.) спрос на бумагу значительно возрос, что привело к постепенному переходу от васи в пользу западной бумаги и от ручного производства к промышленному. Однако, несмотря на такое изменение, прочная и гибкая васи ещё сильнее укоренилась в японской культуре и до сих пор используется в особых религиозных целях (как в буддийских, так и синтоистских службах и обрядах), в производстве предметов быта, игрушкек, вееров, одежды, а также в традиционной архитектуре.

Сегодня изготовители традиционной японской бумаги полагаются на адаптируемость васи, поскольку они стараются сохранить вековые традиции, одновременно пытаясь угодить изменяющимся потребностям общества. В наши дни традиционная васи проникает – и укрепляется там – в повседневную жизнь людей, причём не только в Японии, но и в других странах мира. Посредством международных выставок и семинаров японская бумага ручной работы вновь демонстрирует свою многогранность, красоту и силу выразительности, затрагивая видение, осязание и эмоции людей.

Материалы для изготовления васи

1. Кора тутового дерева (кодзо,kozo); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи. Первоначально кодзо были обнаружены в дикой горной местности островов и , а затем стали культивироваться в целях изготовления бумаги и ткани. Кодзо это лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в поперечнике доходит до 10 см.
2. Гампи (gampi) – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры. Готовая бумага обладает несколько прозрачной и блестящей структурой. Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов.
3. Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо. Имеющиеся исторические данные указывают, что мицумата использовался в производстве бумаги уже в 1614 г. Бумага, сделанная с использованием мицуматы, обладает репеллентными свойствами.

Следующая страница (2/5)

Переход к странице: [ 1 |

Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного (курокава), среднего зелёного (надзэкава), и внутреннего белого (сирокава).

После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется. Верхний чёрный слой коры отделяется вручную, а зелёный слой соскабливается. Удаляются неровности и повреждения. Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры. Оставшаяся сирокава просушивается в прохладном месте для дальнейшей обработки.

После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления примесей и отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей. Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно. Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе из гашеной извести, кальцинированной соды, каустической соды или щелока. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне.

Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах. При использовании сильного щелочного раствора, многие не-целлюлозные материалы растворяются, что делает бумагу более мягкой, с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной. Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги.

Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется тиритори (chiritori): приготовленное волокно помещается в бамбуковую корзину в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы и инородные элементы удаляются вручную. Для изготовления белой бумаги до тиритори волокна отбеливают: для этой цели используют гипохлорид натрия или традиционные методы отбеливания – воду или снег. Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка.

Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой. Затем с помощью су (бамбуковой сетки) и кэта (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа. Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.

Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку. Между листами не должен попадать воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают. Стопка листов оставляется на ночь на просушку естественным путём. Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается. Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено.

После совместной сушки листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их. Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.д. Васи готова к использованию!