Развивающие игры на мелкую моторику своими руками. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

  • 27.10.2019

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики, о ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать? Какие игры на развитие мелкой моторики наиболее эффективны для малыша до года?

Мелкомоторые действия - это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.

Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).

Причины развивать мелкую моторику

Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.

Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.

Способы стимулирования мелкой моторики ребенка

Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.

Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:

  • массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
  • игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
  • лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Игровые занятия с детьми от 0 до 6 месяцев

С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вешать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам, находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец начинает дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.

Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:

  • «сорока белобока» – «массажное» упражнение;
  • «озорные ручки» – можно надеть на одну руку яркий носочек или браслет, резиночку с пластиковыми фруктами, поднять за локоть ручонку карапуза на уровень глаз, чтобы он увидел яркую вещицу, и отпустить. Это упражнение стимулирует желание крохи одной рукой хватать другую. Яркие вещицы надеваются на одну и другую руку попеременно;
  • «изучаем лицо» – взять ручки за локотки и ввести их в поле зрения малыша, похлопать ладошками. Затем взять руки малютки и дотрагиваться до его щек, лба глаз, подбородка, называя части лица. После этого проделать эту процедур со своим лицом.
  • «хватай шарик» – для этой игры требуется выкладывать младенца на живот, перед ним положить шарик так, чтобы он вынужден был тянуться. Когда кроха возьмет шарик – выложить другой и т.д.

Можно добавить игру «знакомимся с ножками» . На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели блога !

Как вы, наверное, уже знаете, мы очень много внимания уделяем развитию мелкой моторики рук . , и не раз, а вот о том, зачем мы это делаем – нет.

Спешу исправиться и в этой статье описать, зачем же нужно развивать пресловутую мелкую моторику и расписать занятия , нацеленные на ее тренировку, с ребенком разного возраста.

Зачем мы развиваем мелкую моторику ?

Существует неоспоримая связь между развитием мелкой моторики рук малыша и развитием его речи. Чем лучше развита моторика – тем лучше малыш говорит.

Дело в том, что импульсы, исходящие от рецепторов, находящихся в пальчиках, способны активировать участки головного мозга, отвечающие за артикуляцию звуков и формирование речи в целом.

Развиваем мелкую моторику

То есть, чем лучше работают маленькие пальчики, тем больше импульсов поступает в кору головного мозга, и тем, соответственно, лучше и быстрее развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляция звуков.

Помимо непосредственного развития речи, мелкая моторика также помогает совершенствовать еще и память, внимание.

Игры для развития мелкой моторики рук очень увлекательны и полезны, а играть в них очень весело и забавно, так что всем рекомендую!

Игры для развития мелкой моторики

Приведу игры, ориентированы на разный возраст. Во все мы с удовольствием играли.

0-6 месяцев

Ребенок еще совсем маленький, но это вовсе не означает, что с ним нельзя заниматься и развивать мелкую моторику. Дело в том, что в таком возрасте у малыша очень развит хватательный рефлекс, вот на этом и можно построить свои занятия.

Хватаем, тащим, пробуем

Покажите малышу игрушку. Она должна быть яркой и большой, способной заинтересовать маленького исследователя. Аккуратно вложите ее в маленькую ручку (например, хвостик мишки или ушко зайчика), пускай малыш ее хорошенько обследует, покажите ему, что игрушечку можно дергать и хватать.


Например, вот такого зайчика 🙂

В следующий раз, предложите малышу уже самому схватить игрушку (в этом плане удобно будет, если игрушка будет или специальной развивающей, например, подушечка с ленточками – за них удобно дергать, или с деталями, за которые удобно хватать).

Со временем предложите малышу игрушку другой фактуры и цвета. Так вы будете помогать ребенку познавать мир и за одно .

Слингобусы и вязанные игрушки

Слингобусы можно купить или сделать самому. Помимо развития внимания и зрения малыша, они также помогут развить и мелкую моторику.


Слингобусы

Во время кормления кроху обязательно заинтересуют яркие бусины у мамы на шее, ему захочется их схватить и потрогать. Поверхность бусин – шершавая и будет оказывать массаж маленьким пальчикам. Тот же самый эффект можно ожидать и от вязанных игрушек.

Пальчиковая гимнастика и потешки

Начиная с трех месяцев с ребенком можно заниматься пальчиковой гимнастикой . В начале это будет иметь форму простого тактильного общения: маме следует поглаживать пальчики и ладошки ребенка, приговаривая при этом текст веселых потешек и стишков. Такой массаж обеспечит малышу первое знакомство с окружающим миром, а также даст психоэмоциональную поддержку.

Мешочки с крупами

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать играть с крупами. Пока в спрятанном виде – в специально сшитых мешочках. Детальнее об этом я писала здесь.

6-12 месяцев

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика выходит на новый уровень. С малышом уже можно играть, сгибая и разгибая пальчики, делая круговые движения, осуществляя массаж ладошек и кистей рук.

Легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью поглаживание пальчиков будет намного веселее и превратится в целую игру, если мама в это время будет приговаривать: «Этот пальчик в лес пошел…», «Этот пальчик дедушка…», «Мальчик-пальчик, где ты был…». Всем известная «Сорока — белобока», Продолжительность занятий – 2-3 минуты каждый день.

Вот наши любимые потешки:

Пальчики в лесу

Поочерёдно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Это пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел!

Тише, тише…

Сначала загибаем поочередно пальчики:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

А потом разгибаем:

Тише! Тише! Не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Прищепки

Учимся играть с прищепками. Делаем аппликации – крепим прищепки к предварительно вырезанным из картона фигуркам и получаем – готовую картинку (солнышко, ежика, цветочек). Наши аппликации –


Цепляем прищепки на одежду, а потом снимаем.

Развиваем мелкую моторику подручными средствами

Крутим крышки на бутылочках и баночках, складываем карандаши, открываем пакетики с чаем.

Карандаши

Рвем бумагу на мелкие кусочки. Детальнее о наших играх прочесть можно –

Ладушки, «пока-пока»!

Всем известные ладушки, учимся хлопать в ладоши и махать пока-пока!

Нажимать на кнопки игрушечного мобильного телефона

Малышу обязательно понравится нажимать (чтоб не заинтересовался вашим, лучше купите ребенку его персональный игрушечный 🙂)

Игры с крупами

Ну, и, конечно же, начинаем играть с крупами. О наших играх я детально писала , так что не буду повторяться.

А в какие игры вы играете со своими малышами? Буду рада, если поделитесь опытом!

Продолжение следует…

Раскладываем находки по цветам. В те цвета, которые не смогли найти на улице, положили игрушки.

Фото прислали Кирилл (2 года) и мама Екатерина

Фото прислала Лина

Игра «Кто что ест». Кормим животных

Играем с резиночками. Композиция Елка

Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения

Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения

Играем с желейной массой, выковыриваем игрушки из желейного моря.

Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения

Играем с сенсорной коробкой Зимушка-зима. Строим берлогу для медведя и нору для лисички

Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения

Взбиваем венчиком пену, собираем губкой пену в ведерко

Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения

Играем с рамкой-вкладышем

Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья

Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья

Изучаем звуки

Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья

Вдеваем синельную проволоку в сито, своеобразное вышивание получается

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Клеим наклейки, заодно и буквы повторяем

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Делаем лес для зайки. Учимся втыкать листики в пластилин, не сломав их

Фото прислали Кирюшка (1 год 3 мес) и мама Екатерина

Снимаем с елки шарики, сортируем по цвету

Фото прислали Давид (1 год 5 мес) и мама Анжела

Игра «Найди пуговке парочку»

Игра «У кого какой хвост»

Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела

Играем с соленым тестом, кормим игрушки

Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела

Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела

Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела

Раскладываем спички по цветным коробочкам

Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела

Разворачиваем конфеты и сортируем по цвету

Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела

Смена времен года. Режем ножницами бумагу, раскрашиваем крону яблонь и елку, приклеиваем снежинки, катаем из пластилина яблочки и приклеиваем, лепим из пластилина снеговиков.

Угадай чей след. Игра с кинетическим песком

Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина

Игры с конструктором. Придумываем разных животных

Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина

Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина

Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина

Повторяем счет. Играем в игру «Мешок яблок»

Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина

Раскладываем предметы по ячейкам. Раскладывать можно шишки, каштаны, желуди, орехи, камушки, шарики. В качестве ячеек подойдут форма для льда, крышки от пластиковых бутылок, палитра, лотки от яиц.

Учимся проталкивать предметы. Проталкивать можно что угодно: коктейльные трубочки, счетные палочки, обрезанные ватные палочки, колпачки от фломастеров

Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна

Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Играем с рамкой-вкладышем

Играем на улице, используя природный материал. Делаем из палочек буквы и цифры

Достаем маленькие игрушки ложкой из миски с водой и складываем в другую миску

Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина

Игры с соленым тестом. Оставляем отпечатки разными предметами

Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина

Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина

Игры с прищепками. Делаем иголочки елочке и ежику

Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина

Игры с кубиками «Сложи узор»

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Фото прислали Даниил Москвин (1 — 2 года) и мама Марина Фурзикова

Забавные шнуровки

Фото прислали Даниил Москвин (1 год 6 мес) и мама Марина Фурзикова

Кормим медведя манкой через дырку в животе с помощью ложки

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Играем с прищепками

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Пишем на манке буквы и цифры. Снизу посуду подсвечиваем гирляндой

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Нанизываем бусины на синельную проволоку и получаем бусы для куклы

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Вылавливаем мозаику из воды при помощи ситечка

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Перекладываем мороженое (крашеный лед) ложкой

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Проходим простой лабиринт — соединяем пингвинчков линией

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Украшаем елку стеклянными шариками

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Перекладываем ложкой шарики мороженого, сделанные из теста

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Соединяем одинаковые шарики линиями

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Устраиваем чаепитие

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Надеваем маленькие резиночки на стержень

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Конструируем из геометрических фигур

Фото прислали Даниил Москвин (1 год 5 мес) и мама Марина Фурзикова

Фото прислали Коля (2 года 3 мес) и мама Алена

Фото прислали Коля (2 года 2 мес) и мама Алена

Игра с блоками Дьенеша по схемам

Сетка памяти с использованием фигурок животных

Фото прислали Коля (2 года 1 мес) и мама Алена

Учимся ловить рыбу. Магнитная рыбалка

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Обводим буквы и цифры по стрелкам

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Приклеиваем и отклеиваем многоразовые наклейки

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Составляем картинки из палочек от мороженого

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Составляем композиции из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Кормим свинку-копилку пуговицами

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Учим цвета и формы, подбирая половинки игрушечных яиц

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Открываем крышки на баночках и пытаемся подобрать и закрыть крышки

Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина

Игра «Сажаем огород»

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Игры с тестом. Вдавливаем формочки в тесто

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Забиваем цветные гвоздики и таким образом украшаем бумажную елочку

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Режем банан. Первый опыт работы с ножом под присмотром

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Игры с мозаикой: выкладывание цветовой последовательности

Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба

Самодельные шарики из мягкой ткани на тоненьких резиночках (7 цветов радуги + белый): изучаем цвета, понятия «вверх-вниз», «влево-вправо»

Фото прислали Богдан (11 месяцев) и мама Ирина

Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова

Игра «Кормим петушка»

Игра «Найди маму». Подбираем курицам яички по цвету

Фото прислали Даниил Москвин (1 год 9 месяцев) и мама Марина Фурзикова

Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела

Игра: Просовываем макароны, спички и все, что можно просунуть в дырочки дуршлага

Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела

Игра: чистим лук от шелухи

Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела

Игра: складываем орешки в бутылку

Фото прислали Ромик (1 год 4 месяца) и мама Анастасия Темных

Рождественский вертеп

Фото прислали Даниил Москвин (1 год 8 месяцев) и мама Марина Фурзикова

Игра со льдом « Освободи из ледяного плена зверей». Сыпем соль на лед, льем воду из кружки, щипцами захватываем фигурки и кладем в тарелку.

Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина

Большой съест много, маленький — мало.

Закрываем-открываем, подбираем по цвету и форме.

Варианты игры для более старшего возраста: 1. Ориентировка на плоскости - «Сделай игрушкой 2 шага вперед, 3 влево, где оказалась игрушка?»

2. Игра на развитие внимания и памяти. «Во втором ряду сверху под третьей крышечкой спрячь цветочек» , «Вспомни, кто спрятался под зеленым треугольником, под красным кружочком...»

Фото прислали Давид (1 год 4 мес) и мама Анжела

Сенсорная коробка «Осень»

Фото прислали Руслана (2 года 2 мес) и мама Азнива

Сенсорная коробка «Африка»

Фото прислали Руслана (2 года 1 мес) и мама Азнива

(доска с замочками, щеколдами, выключателями, колесиками и т.п.)

Фото прислали Руслана (2 года) и мама Азнива

Используем стаканчики, воронки, бутылочки.

Фото прислали Руслана (1 год 10 мес) и мама Азнива

Игра: Кормим киску фасолью

Фото прислали Руслана (1 год 7 мес) и мама Азнива

Играем с рамками-вкладышами Монтессори

Фото прислали Руслана (2 год 1 мес) и мама Азнива

Игра «Спасаем пингвинчиков» . Пингвинчиков занесло снежной бурей, надо им помочь. Учимся работать грушей. В контейнере сода. В воду добавлена лимонная кислота и гуашь для цвета.

Фото прислали Егорка (1 год 11 мес) и мама Марина

Мозаика из губчатых салфеток. Повторение форм и цветов. Конструирование. Играем в ванной.

Фото прислали Егорка (1 год 10 мес) и мама Марина

Первый цветовой сортер. Проталкиваем детали мозаики в дырочки, проделанные в коробке от каши.

Фото прислали Егорка (1 год 6 мес) и мама Марина

Игра «Съедобное — несъедобное». Используя карточки от лото, накормим бегемотика, но только так, чтобы у него животик не заболел.

Игра «Большая стирка». Малышу необходимо разобрать носки по парам. После этого с помощью прищепок повесить сушиться на шнурок (шнурок можно завязать между ножками детского стола и стульчиков)

Фото прислали Егорка (1 год 9 месяцев) и мама Марина

Игра: Самодельная геометрическая рамка-вкладыш. Вкладышами служат блоки Дьенеша и детали из картона.

Фото прислали Егорка (1,5 года) и мама Марина

Игра: Нескучное геометрическое лото. Предварительно маме нужно завернуть фигурки от лото в фольгу. Малышу будет интересно, что же внутри, и игра пройдет гораздо веселей, чем обычное лото.

Фото прислали Егорка (2 года) и мама Марина

Игра со штампиками: ставим отпечатки, открываем, закрываем.

Игра: Самодельная хрюшка-копилка. Кормим свинку пуговицами.

Фото прислали Ромик (1 год 3 месяца) и мама Анастасия Темных

Игра: Тактильные карточки

Фото прислали Данил (1 год 2 мес) и мама Марина Фурзиковы

Игра: Самодельное геометрическое лото на магнитах

Игра: Самодельная свинка-сортер.

Фото прислали Данил (1 год 1 мес) и мама Марина Фурзиковы

Игра: Кормим Винни Пуха и Пятачка. Сортируем орехи по размеру: все большие для Винни, а Пятачку те, что поменьше.

Фото прислали Кирюшка (1 год 2 месяца) и мама Екатерина

Игра: Собираем урожай.

Фото прислали Алиса (3 года 5 мес) и мама Ирина

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

Математические шнурочки

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Сортеры

Сортеры, кроме мелкой моторики, позволяют развить в малыше усидчивость, внимательность и сообразительность. Сделать их своими руками также возможно, хотя и немного сложнее, чем шнуровки или математические шнурочки.

Для сортера понадобится картонная коробка и несколько небольших игрушек разной формы. На одной стороне коробки нужно вырезать отверстия, соответствующие формам выбранных предметов, только немного больше по размеру.

Фотогалерея: сортеры, сделанные своими руками

Круглые отверстия вырезают немного большими, чем пластиковые крышечки
Такой оригинальный большой сортер подойдет малышам, которые уже умеют ходить Для самого простого варианта самодельного сортера понадобятся коробка и заготовки из картона

Развивающие стенды - универсальные дидактические приспособления

Развивающий стенд может сочетать элементы всех описанных предметов и игр.

Чтобы сделать такую доску, можно прикрепить к листу ДВП или ненужной столешнице любые предметы, которые найдутся в доме:

  • шпингалеты,
  • замочки,
  • розетки с прикреплёнными к ним вилками,
  • выключатели разных размеров и форм,
  • дверные крючки,
  • засовы,
  • крючки для одежды,
  • старый дисковый телефон,
  • колокольчик на верёвочке,
  • металлофон.

Со временем имеющиеся предметы можно менять на новые, сохраняя интерес ребёнка к игре.

Развивающие книжки

Развивающие книжки - это огромное удовольствие для малышей любого возраста начиная с того момента, когда у ребёнка получается самостоятельно сидеть.

Можно сделать книгу по мотивам любимой сказки малыша

Видео: развивающие книжки ручной работы

Массажный коврик для ног

Мелкая моторика - это развитие не только рук, но и пальчиков на ногах. Ортопеды говорят о положительном эффекте хождения ребёнка босиком по разным поверхностям. Летом это сделать проще - можно ходить по песку, траве, гальке. А в остальные сезоны пригодятся чудо-коврики: на плотную ткань нашиваются или приклеиваются небольшие плоские камешки, пластиковые крышки от бутылок, пуговицы и многое другое.

Фотогалерея: самодельные массажные коврики

В таком коврике сочетаются материалы, дающие разные ощущения детским ножкам
Камешки приклеены на основу из кавролина Сделать массажный коврик можно из многих материалов, в том числе и из пластиковых крышек

Развитие мелкой моторики у ребёнка возможно и без дорогостоящих магазинных игрушек. В доме всегда найдётся много предметов, интересных детям. Совместное семейное творчество даёт удивительное ощущение близости, а ещё больше радуют восторг и успехи ребёнка.

Игры для развития мелкой моторики своими руками

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.

2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").

3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").

4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.

5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.

Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.

8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.

10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.

11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)

12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.

13. Плетение косичек .

14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.