Как с малышами лучше учить географию. География для детей кругосветное путешествие

  • 24.09.2019

Ольга Гаврилова

b]Введение

В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами - дошкольными работниками.

Изучаю научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмета «география». Но так как этот предмет не введен в программу ДОУ. В связи с этим существует потребность в разработке темы, совершенствовании организации, структуры, содержания и форм ведения географии в детском саду. Мною был разработан проект: «География в детском саду - путь познания окружающего мира». Данный проект направлен на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание проекта раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.

Основная часть

Выбор темы «География в детском саду - путь познания окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи в этом проекте. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.

В своем проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство данного проекта в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют совместные действия: изучают окружающий мир, учатся беречь и любить природу.

Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

1. развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;

2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними, в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

5. воспитать любовь к природе, умение воспринимать ее красоту.

Этапы осуществления проекта:

1 этап - подготовительный

Задачи этапа:

Разработка проекта;

Анкетирование детей и родителей.

Ожидаемые результаты: разработка проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира».

2 этап - практический

Задачи этапа:

Внедрение проекта в группу детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;

Экспериментальная проверка проекта.

Ожидаемые результаты:

Внедрение проекта в систему дополнительного дошкольного образования;

Развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;

Овладение элементарными представлениями о географии;

Устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.

3 этап - обобщающий

Задачи этапа:

Обработка данных, описание результатов деятельности;

Соотнесение результатов с целями;

Выявление степени удовлетворенности обучающихся, их родителей содержанием, организацией и результатами дополнительного дошкольного образования;

Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций.

Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования. Активное участие в проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» предполагает занятия в кружковой деятельности.

Форма занятия: кружковая работа.

Длительность проекта: 1 год.

Время проведения: 1 раз в неделю

Длительность занятия: 25 мин.

Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.

Структура занятия:

Ставить проблему;

Принимать и ставить цель;

Решать проблему;

Анализировать объект и явления;

Выдвигать гипотезы;

Осуществлять эксперимент;

Делать выводы.

Заключе ние

Мною, построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, через экспериментирование. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.

По окончанию учебного года ожидаемые результаты от данного проекта оправдались:

Сформировались у детей элементарные естественно-научных представления о Земле;

Повысился интерес к природе и к бережному отношению к ней;

Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас многими понятиями;

Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;

Дети самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы;

Улучшился психологический климат в группе;

Произошло изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (улучшилось взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Приложение

Программа проекта

«География в детском саду - путь познания окружающего мира»

№ п/п Разделы, темы Практические работы


Подготовительный этап

Изучение научно-методической литературы;

Разработка программы проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Проект «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Практический этап

1-2 неделя Сентября

Опрос родителей и беседа с детьми о необходимости введения географии в дополнительную дошкольную подготовку.

Анализ полученных результатов исследования.

Мир вокруг нас.

Плакат «Солнечная система».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 3).

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Зачем Меркурию лен?» (о планетах Солнечной системы). (с. 4)

2. Изучение природы человеком. Естественные науки. - Знакомство с оборудованием для научных исследований (микроскоп, лупа, фонарь).

3. Планета Земля. - Плакат внутреннего строения Земли.

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «День и ночь» (с. 3)

4 Что у нас над головой? - Лепка коллективная работа моделей Солнца, Луны и звезд.

5 Что у нас под ногами? - Опыт «Камушки под лупой»

(гранит, известняк, кремень)

6 Мини досуг «Кладоискатели» - Закрепление знаний о природных ископаемых.

Работа с родителями «Изготовление поделок из природного материала».

7 Сюжетно – ролевая игра: “Научная лаборатория”. - Закрепление полученных знаний;

Приобретение навыков действий в экстремальной деятельности;

Формировать творческие способности.

Глобус. - Лепка модели Земли

9. Карта. - Работа с контурной картой,


- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 5)

10 Стороны горизонта. - Прогулка с компасом, «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 7).

11 Времена года. - Плакат «Времена года».

Работа с дидактическим материалом.

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 6)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Подарок Земли» (про времена года). (с. 7)

Многообразие явлений природы. Извержения вулканов.

Опыт «Извержение вулкана».

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые высокие?» (про горы). (с. 12)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Дружба ничего не боится» (о вулканах). (с. 13)

13. Землетрясения. Эксперимент «Землетрясение».

Чтение:«География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Гора» (склон, вершина, пик, подошва). (с. 14)

14. Гром и молния. Опыт «Как получается электричество».

15. Листопад. -Эксперимент «Листопад».

Работа с родителями «Осенний букет».


Суша планеты. Материки.

Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 7)

Тепловые пояса.

Опыт с настольной лампой.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 10, 11)

18. Почва «Земля матушка» - Опыт «Свойства почвы».

19. Огород на подоконнике. - Эксперимент (цель: вырасти овощи на подоконнике).

20. Воды суши. Реки, озера, моря. -Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 8, 16, 18)

21. Вода. «Весёлая капелька.» Опыт «Свойства воды».

22. Вода. «Кто пьет воду?» Опыт «Живое и неживое».

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Дид. игра «Разнообразные животные».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 12, 13, 20 «Живая природа»)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые опасные» (про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях). (с. 17)

24. Разнообразие материков.

Карта полушарий.

Контурная карта полушарий.

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Счастливые земляне» (о расах и национальностях». (с. 22)

Я живу в России.


Презентация «Особенности России».

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 23)

Мой дом Кузбасс.

Достопримечательности Кузбасса (работа с наглядным материалом).

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 25)

27. Моя малая Родина - Топки.

Знакомство с достопримечательностями г. Топки.

Экскурсия по г. Топки.

28. Итоговая работа. Я и моя семья в жизни города. - Совместная работа с родителям

«Семейный альбом».

29. Обобщающий этап

3-4 неделя Мая

Оценка эффективности реализации проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира»;

Анализ удовлетворенности потребностей дошкольников в изучении географии посредством анкетирования. Отчет-анализ.

Родительское собрание по итогам реализации проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира

Малышам очень интересен окружающий мир. Маленькие почемучки готовы с утра до вечера задавать вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, родителям приходится быть очень изобретательными.

Сведения об окружающем мире в доступной и интересной форме – это география для детей, которая еще не содержит сложных понятий и терминов. Обладая средним уровнем знаний, каждый родитель может обучить малыша ее основам.

Из этой статьи вы узнаете

Предмет изучения

География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.

Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?

  1. Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
  2. Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
  3. Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
  4. Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
  5. Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
  6. Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
  7. Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы. Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).

Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.

Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т. д.

Особенности детской географии

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией. В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут. Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Цель изучения

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Знакомство с географией для малышей можно начинать с раннего детства, когда ребенок визуально запоминает географическую карту, неосмысленно запоминает названия городов, столиц, стран, континентов, океанов, морей и т.д.

География – наука многосторонняя. Поэтому изучая ее, ребенок знакомится не только с географическим расположением стран, материков, океанов, морей, но также и с окружающим миром, животным миром, традициями, особенностями других народов и многим другим. Все это вызывает неподдельный интерес у маленького почемучки.

Фактор осознанности в географии для малышей

В изучении географии для малышей также очень важен и другой момент – осознанность. Ребенку надо помочь не только запомнить названия, но и разобраться в понятиях пространства и времени, расстояния (близко — далеко), справа – слева, север – юг, запад – восток.

Подготовка к изучению географии с малышами

Пространственное воображение и навыки можно начать развивать с составления собственных карт – планов. Конечно же, прежде чем приступать к составлению карты-плана чего-либо, необходимо разобрать такие понятия, как «вид сверху», «размер предметов и объектов на карте» — на карте они намного меньше, чем есть на самом деле.

Начать лучше всего с самого простого и доступного для понимания ребенка, например, построить вместе с малышом что-нибудь из игрушек (гараж с машинами, зоопарк, комнату для любимой куклы и т.д.). Когда строительство будет завершено, предложите ребенку нарисовать план того, что вы вместе построили. И также вместе приступайте к делу.

Сначала ребенок может только наблюдать за тем, как вы рисуете план, что-то вам подсказывать. Здесь самое время обратить внимание малыша на такие понятия, как «вид сверху» и «размер предметов». Ребенок сам, подойдя к постройке, с высоты собственного роста (или со стула) может посмотреть, что такое «вид сверху», и как он изображается на бумаге.

Аналогично и с «размером предметов»: ребенок может сам попробовать разместить всю постройку или какую-то ее часть на листе бумаги в полную величину — навряд ли это у него получится. Тогда вы ему объясните и покажете, как правильно нарисовать это на бумаге.

В следующий раз можно составить:

  • план детской комнаты,
  • план квартиры,
  • план детской площадки во дворе,
  • составить карту маршрута до детского сада, до дома бабушки, до парка и т.д.

С помощью карты-плана можно поиграть в интересные игры, например:

  1. «Кладоискатели» — вместе с ребенком составляете карту квартиры, двора и т.п. Вы прячете где-нибудь клад и отмечаете это место на карте. А затем вместе с ребенком отправляетесь на поиски клада.
  2. Или же можно на прогулке в парке или сквере сделать и закопать свой клад, а на обратном пути составить карту своего маршрута домой и на ней отметить, где спрятан клад. А в следующий раз, когда пойдете на прогулку, по карте найти свой клад.

Когда ребенок поймет и научиться создавать план и по нему ориентироваться, можно уже переходить к изучению физической карты мира.

С чего начать? — изучение географии с малышами

Можно начать изучение географии для малышей с более мелких объектов к более крупным, например: начиная с собственной улицы, своего района, своего города, региона, страны и заканчивая материками и океанами. Или же наоборот, определяем, что такое суша, что такое вода. Отделяем, их друг от друга и делим сушу на более мелкие части: материки, страны, регионы, области, города и т.д.

Оба варианта интересны и увлекательны. Какой из них выбрать – это решать маме, она лучше знает своего ребенка и его предпочтения.

Путешествовать по миру можно и с любимыми героями сказок, рассказов, мультфильмов:

  • «Путешествие Нильса с дикими гусями»,
  • «Синдбад-мореход»,
  • «Айболит»,
  • «Снежная королева»,
  • «Мадагаскар»,
  • «Большое путешествие»,
  • «Тачки» и другие.

Например, с помощью этого видео вы можете отправиться в Африку:

Предложите ребенку после просмотра мультфильма или прочтения книги найти на карте те города и страны, в которых побывали герои и по карте проделать такой же путь. Посмотреть, какое расстояние пришлось преодолеть героям, мимо каких городов и стран проходил их путь, по каким морям и океанам они проплывали.

Можно придумать путешествие самостоятельно. Найти свой город на карте и отправиться в путешествие в какую-нибудь страну. Познакомиться с жителями той страны, узнать на каком языке они разговаривают, какой там климат, какие животные обитают и т.д.

Хотите интересно поиграть в географию по готовому конспекту?

Но лучше всего изучать географию в реальных путешествиях, даже если это будет путешествие до деревни бабушки или на дачу.

Что пригодится, при изучении географии с малышами:

1. Самым лучшим наглядным примером для изучения Земли, является, конечно же, глобус . Сейчас очень большое разнообразие глобусов и выбор остается за вами:

  • есть глобусы с подсветкой (при отключенной подсветке глобус показывает физическую карту: горы, пустыни, леса, равнины, границы государств, при включенной подсветке физическая карта превращается в политическую);
  • есть глобусы с рельефной поверхностью, где выделены горы и возвышенности;
  • есть и интерактивные глобусы.

Мы используем интерактивный глобус VTECH, который позволяет ребенку не только получить представление о взаимном расположении континентов и других географических объектов, но и послушать мелодии народов мира, познакомиться с самыми известными достопримечательностями и услышать речь на разных иностранных языках.

Обучение происходит в игровой форме: ребенок управляет игрушечным самолетиком с помощью джойстика (заодно развиваем зрительно-моторную координацию), есть 5 режимов игры, в том числе вопросы, которые позволяют закрепить полученные знания. Игрушка рассчитана на возраст 3-6 лет, однако уже сейчас (в 2 года 3 месяца) сын с удовольствием играет с глобусом, а особенно ему нравится танцевать под мелодии и ритмы разных народов.

2. Хорошими помощниками будут:

  • детские атласы «Мир и человек», «В мире животных», «Атлас для малышей» и другие атласы с понятными и доступными для ребенка картами,
  • детские энциклопедии,
  • сказки и рассказы о путешествиях,
  • обучающие мультфильмы,
  • карточки и плакаты.

Я уже показывала наш плакат «Живая география », который позволяет дать малышу первые географические представления через знакомство с местами обитания животных. Как и другие электронные плакаты компании «Знаток» , он имеет качественные красочные иллюстрации и несколько режимов-вариантов занятий. Сын очень забавно копирует интонации «диктора» и спрашивает: «Мама, где попугай?» или «Найди-ка, где растет самое высокое дерево».

Очень здорово, что не только сыну интересно играть с этим дидактическим пособием, но и маме, так как авторы подобрали действительно интересные факты о растениях, животных и географических объектах.

3. Также нужными и полезными будут компас и бинокль , которые являются неотъемлемыми атрибутами любого путешествия.