Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы. Нужны ли детям карманные деньги

  • 08.08.2019

Рано или поздно каждый родитель встанет перед вопросом давать ребенку деньги на карманные расходы или нет. Финансовые возможности у всех разные. Но даже при условиях достаточного, стабильного дохода вопрос этот остается сложным, спорным. Прежде чем принять окончательное решение надо взвесить все «за» и «против».

Преимущества карманных денег

Распространено мнение о том, что неумение распоряжаться деньгами порождает бедность. Детей нигде не учат, как нужно экономить, рационально тратить, зарабатывать и ценить свой капитал. Этот бесценный опыт можно получить только дома, внутри семьи. Благодаря тому, что родители дают своим детям деньги на карманные расходы, у последних постепенно формируются определенные качества, черты характера, умения.

  1. Самостоятельность . Развивается за счет того, что ребенку постоянно приходится принимать решения, как потратить средства. Он сам считает их, планирует и совершает покупки. Но такая самостоятельность проявляется в узком смысле, только в отношении карманных денег. При этом решение других вопросов по-прежнему может быть затруднительным, а уборка в комнате будет проводиться под чутким руководством родителей.
  2. Уверенность в себе. Когда у ребенка есть на руках какое-то количество денег, то он чувствует, что может потратить их в любое время на то, что он хочет. Это повышает самооценку, помогает казаться взрослым. Вот только некоторые ребята начинают чувствовать свое превосходство над теми, у кого нет денег, и нередко высоко задирают нос, становятся самоуверенными. Такое поведение уже можно отнести к недостаткам.
  3. Умение обращаться с финансами. Ребенок раньше научится считать деньги, копить их, планировать покупки.
  4. Ответственность. Как и самостоятельность, проявляется в узком смысле. Чадо анализирует свои покупки, осознает их полезность, а может быть ненужность. Понимает, по предположению, как отнесутся к его приобретению родители. Старается сберечь деньги, то есть не потерять.

Кроме этого, регулярное пополнение кошелька приносит чувство спокойствия, стабильности. Это хорошо сказывается на чувствах и эмоциях, ребенок реже обижается, спорит. Но иногда за этой маской скрывается совсем другой характер.

Недостатки карманных денег

В том, что родители регулярно дают детям средства на карманные расходы, есть немало минусов. Хочется сразу отметить, что деньги, выделенные на еду, не в счет. Хорошее питание – это обязательная составляющая здоровья, а на нем, как известно, не экономят. А за необязательными тратами скрываются недостатки и опасения родителей.

  1. Одним из самых наиболее значимых недостатков карманных денег является то, что ребенок привыкает к ним. Постепенно он начинает воспринимать их как должные. Если по какой-то причине родители не дают ему денег, тогда это может вызвать вспышку агрессии, ребенок будет требовать «свое». Сложно придется в таком случае и детям и взрослым.
  2. Многие родители боятся, что их чадо потратит деньги на сигареты или спиртные напитки. Очень часто так и происходит.
  3. Также распространены опасения, что деньги украдут, отберут.
  4. Ребенок неправильно, нерационально, бездумно распоряжается деньгами. Часто траты карманных средств напрасны. Ребенок приобретает первое приглянувшееся, не задумывается о том, чего он действительно сильно желает и, что ему нужно. Ведь завтра кошелек снова пополнится и можно будет купить что-то другое. Нет страха остаться без средств.
  5. У ребенка складывается неверное отношение к деньгам. Эти средства он получает бесплатно. Ему не нужно работать для этого. Он не знает, как тяжело достаются эти средства. В глазах ребенка деньги теряют свою ценность.

Если посмотреть на вышеописанные плюсы и минусы, можно заметить, как они перекликаются между собой. Нет однозначного ответа во многих случаях. Карманные деньги будут действовать положительно или отрицательно в зависимости от воспитания, отношения к родителям, поведения ребенка и т.д.

Сколько давать денег

Предположим, родители приходят к выводу, что карманные деньги «давать, нельзя лишить». Тогда перед ними встает другой вопрос. Сколько давать? Это уже должно зависеть от:

  • материального положения взрослых, их возможностей;
  • средней суммы, получаемой сверстниками ребенка;
  • от стоимости необходимых расходов;
  • от возраста.

Но никак не должны влиять на общую сумму карманных средств:

  • отметки ребенка, общая успеваемость в школе;
  • помощь родителям;
  • исполнение домашних обязанностей;
  • настроение родителей.

Обычно, деньги на личные расходы впервые начинают выделять первоклассникам. Сначала денег надо давать совсем немного. Первое время ежедневно спрашивать, на что они были потрачены или отложены. Это необходимо для того, чтобы лучше понять, сколько ему надо средств и с пользой ли они тратятся.

Выделять деньги можно регулярно или периодически. Повторимся, что это не имеет отношения к средствам на ежедневное питание. Они должны быть всегда. Что касается прочих расходов, то можно регулярно выделять на них деньги, например, ежедневно или еженедельно. Периодическое выделение карманных средств означает, что ребенок при желании что-то купить должен посоветоваться со взрослыми и попросить у них деньги. Родители несут ответственность за своих детей, поэтому должны знать, что хочет купить их чадо.


В редких случаях ребенка можно поощрять деньгами за хорошее поведение. Это будет неким стимулом для работы над собой, своими качествами, чертами характера. Точно так же можно лишить карманных средств, если ребенок совершил нечто очень неприятное для родителей, например, стало известно, что он тратит деньги на сигареты.

Как научить ценить деньги и правильно распоряжаться ими

Некоторые родители больше склоняются к мнению, что карманные средства «дать нельзя, лишить». И в этом тоже есть доля здравого смысла. Во-первых, взрослые не станут бояться, что деньги украдут или чадо потратит их на бесполезные, вредные вещи. Во-вторых, младшим школьникам совсем не обязательно с такого юного возраста заботиться, задумываться о доходах и расходах. Научить ценить деньги и правильно обращаться с ними можно и дома.

Хороший вариант копить их на стоящие вещи. Пусть ребенок сам решит, что бы он хотел купить. Обдумает, сколько ему нужно накопить. Если родители одобряют его решение и соглашаются помогать, ребенок начинает двигаться к цели. Можно почаще просить ребенка сходить в магазин за покупками. Список должен быть коротким, а общий вес продуктов доступным. Хорошо, если чадо будет видеть, как распределяются деньги в семье , что первостепенно, что менее важно или необязательно. Живой пример лучше всего научит ценить деньги и правильно ими распоряжаться.

Ребенок никогда не откажется от средств на карманные расходы и их никогда не будет много. Родители должны подумать о том, готов ли ребенок получить эти средства, правильно ли он ими воспользуется.

Многие родители регулярно выдают детям средства на карманные расходы. Они являются сторонниками такого метода и считают, что можно научить ребенка грамотно тратить и ценить каждую копеечку. Однако есть родители с противоположным мнением.

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить . Этим навыкам его смогут . Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность . При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе . Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность . С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами . Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться . В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска . Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь . К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

Возраст

Важно определиться с какого возраста нужно давать деньги на карманные расходы. Обычно родители дают их детям с первого класса. Посещая школу, детям нужна определенная сумма денег для покупки еды , оплаты проезда, канцелярских принадлежностей.

Психологи также считают, что ребенок нуждается в них с момента поступления в школу.

Сумма

Теперь попробуем выяснить какую сумму выдавать на эти потребности, и с какой периодичностью это делать. Подумайте, на что он будет тратить выделенную сумму. Учтите обязательные расходы (проезд, еда, оплата сотовой связи) и добавьте немного денег дополнительно . Поинтересуйтесь у родителей одноклассников о том, сколько денег они дают.

Материальное положение в каждой семье различно. Размер выдаваемых карманных денег должен быть сформирован с учетом семейного бюджета , необходимых затрат и возраста. Мудрое и ответственное решение должны принять родители в присутствии ребенка.

Также не забывайте, что с увеличением возраста его потребности возрастают, поэтому количество выдаваемых денег нужно будет увеличивать примерно раз в год.

Семьи со средним и высоким уровнем достатка могут позволить давать детям больше денег. Но родителям следует учесть, что это сумма должна быть на одном уровнем с одноклассниками .

Периодичность

После того как вы подсчитали сумму предназначенную для карманных денег, нужно определить периодичность .

Для детей время бежит гораздо медленнее, чем для взрослых, поэтому месяц для них может показаться довольно большим сроком. Первоклассник вряд ли сможет грамотно распределить свои расходы на месяц, скорее он потратит все в первую неделю, а то и раньше. Начинать нужно с малого. Чем меньше возраст школьника, тем чаще давайте ему денежные средства . Поэтому ученикам начальных классов лучше выдавать их один раз в неделю.

Детям же старшего школьного возраста – один раз в месяц. Выберите определенный день для выдачи «зарплаты» . Лучше, если это будет середина недели, тогда не будет ассоциации с окончанием недели и поощрением за учебу.

Не давайте денежные средства раньше положенного срока. Не идите на уступки, иначе ребенок не научится рационально и ответственно тратить их.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?


Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом .

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.