Даммарный лак для акриловой живописи. Даммарный лак для масляной живописи: состав, применение, время высыхания

  • 23.10.2019

- в качестве добавки в масляные краски в процессе создания картины («лаки на палитру») для предотвращения сморщивания, потускнения красочных слоев, сохранения яркости и чистоты цвета, усиливания глубины тонов, уменьшения возможности пожелтения пленки
- в качестве промежуточных слоев для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев
- для защиты картин от различных внешних воздействий
- для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью (фиксатив).
Лаки представляют собой растворы природных смол и масел в летучих растворителях, традиционно используемых для производства лаков. Выпускаются в пластиковых флаконах емкостью 120мл.

Лак даммарный
Применение: разведение масляных красок и покрытие законченных произведений живописи.
Состав: раствор смолы даммара в пинене.
Свойства: Время высыхания 12 часов.
Код: 2533905

Лак фиксатив
Применение: закрепление рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Состав: раствор поливинилацетата в смеси бутилового и этилового спирта. Код: 2533910

Лак акрил-фисташковый
Применение: покрытие законченных произведений живописи
Состав: синтетическая смола в сочетании с небольшим количеством смолы мастикс.
Свойства: после высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов.
Код: 2533906

Лак ретушный
Применение: в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев.
Состав: раствор даммары и пластификатора в уайт-спирите с добавкой активных растворителей.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533911

Лак мастичный
Применение: покрытие законченных работ (масло, темпера). После разбавления в 4-6 раз пиненом может быть использован в многослойной живописи аналогично ретушному лаку.
Состав: раствор смолы мастикс в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 6 часов.
Код: 2533904

Лак пихтовый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор пихтовой смолы в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 4 часов.
Код: 2533909

Лак кедровый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533907

Лак бальзамно-пентамасляный
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама и пента эфира жирных кислот подсолнечного масла в уайт-спирите с добавкой сиккатива.
Свойства: пленка лака необратима, после высыхания не растворяется в растворителях.
Код: 2533908

«Межслойные лаки (ретушные) – это лаки между слоями красок. Выполняют четыре функции – освежить полупрожухшую поверхность, создать рабочий отлип, снять перепад тона, обеспечить адгезию (соединение слоев).
Состав межслойного лака: в основе межслойного лака – уплотненное масло. Чем масло гуще, тем лучше.
Способ нанесения межслойного лака – поролоном. Сначала густо, после вытереть почти насухо». (По конспекту В. Е. Макухина).

Вот, межслойные лаки. Их называют иногда ретушными лаками – не всегда удачно. Некоторые лаки попадают в эту категорию (особенно лаки для живописи). (Ред. – В строгом понимании межслойные лаки – это лаки, склеивающие слои живописи. А ретушные лаки – это лаки, устраняющие прожухлости).
Вот, это лак, который редко почему-то появляется в продаже, а ретушный лак очень популярен. Вот, наш ретушный лак (Ленинградского завода художественных красок) вроде бы стремился к этой цели, но…
Смысл здесь в следующем: мы с вами прекрасно знаем, что, если подсохшая работа, (я уж не говорю о старой работе, а просто – подсохшая работа), взять мягкую кисть, взять масло и попытаться ее смазать. Что будет?
Студентка:
– Стечет оно.
М. М. Девятов:
– Да, скатываться будет как с гуся вода! Это говорит о том, что масло, даже слегка подсохшее (то есть образовавшее устойчивую пленку, и не просохшее даже на всю глубину), уже не принимает следующее масло, да? Потому что это новое масло не только не проникает, не только не растворяет, но даже не смачивает эту образовавшуюся пленку. Это самый худший вид адгезии называется – полярная адгезия.
Что предусматривает собой межслойная обработка? Она предусматривает собой четыре функции (приблизительно), которые все очевидны и необходимы и использовались всегда, и, так сказать, действительно использовались и активно использовались и это было так же привычно,
как чистить зубы по утрам, хотя это не все делают, да? Желательно это иметь во время работы.
Значит, «межслойная обработка и межслойный лак» – мы так будем называть этот раздел. Он очень богатый, очень интересный, очень серьезный и очень важный.
Вот, первая функция. Первое, – есть понятие «освежить работу». Есть такое понятие?
Студенты:
– Есть.
М. М. Девятов:
– Да, ну, так: пятна – здесь глухо, а здесь блестит. Черти что, да? Одни (если высохло) – то протирают всю поверхность чем-то, да? Другие протирают только какие-то участки, а третьи
сбрызгивают, и так далее – не важно. То есть, надо работу освежить, чтобы увидеть оптическую цельность того, над чем вам предстоит работать, да?
Это первое – освежить работу, увидеть оптическое единство своей работы перед тем как продолжать. Потому что то, что пожухло, было светлым, а станет темным, да? Проявятся некоторые углубления, которых вы совсем не ожидали.
Вот, второе. Значит, надо улучшить впитывающую или смачивающую поверхность красочного слоя, в зависимости от его возраста. Это тоже имеет значение, да? И здесь есть два способа: механический и химический.

Механический способ обработки.
Механический способ, да? Ну, вы наверняка слышали, даже в воспоминаниях о Рубенсе это описывается, дескать «достает старую работу, достает острый нож и как опытный хирург начинает что-то соскабливать, что-то срезать, что-то выравнивать, что-то зачищать» и так далее. Это
механическая обработка. Некоторые это делают по всей поверхности, ну, например, шкуркой (наждачной шкуркой). Некоторые это делают, (вернее делали, в лучшие времена)…
Студент:
– Мастихином?
М. М. Девятов:
– Некоторые это делают бритвой, лезвием бритвы. Или мастихином, да, – но это не очень удачно получается. Вот. Очень многие это делают бритвой. Во-первых, свободно удаляется грязь, которая
накопилась – всякие волосья, которые из кистей у нас активно вылезают, вот, потом садятся всякие летающие и ползающие. Потом, значит, переставляют работу, (например, когда в Эрмитаже копируют, да?) и иногда в таких проходных местах оставляют ее, и потом начинают
возмущаться, что поверхность в безобразном состоянии, да? (Причем работа имела приличное состояние). Вы с этим сами потом столкнетесь. Особенно вот, видите, вот там у нас маленькие работки. (В музейных помещениях, где художники оставляют свои начатые копии, часто
бывает много пыли и сора, которые прилипают к свежей краске. Особенно это заметно на маленьких работах с тонкой гладкой живописью (например, маленькие голландцы). – Ред.)

Студенческая копия с картины Ф. Хальса Мужской портрет. (фрагмент).
Пример налипания на живопись соринок и волос от кистей.

Студент:
– А Серов скоблил картины свои?
М. М. Девятов:
– Вот, когда он писал Юсупову – скоблил. Когда он писал некоторые работы долго, как, например, Морозова, да? – сто сеансов, она вся нагружена. Вы помните эту картину, да? – Конечно скоблил. Вообще, удаление краски, это было естественное состояние, которым пользовались очень многие художники, и пользовались очень аккуратно. Так, чтобы поверхность не имела на себе всякой дряни.
Я не подобрал вам работы, чтобы вы увидели на примере как этот выход очевиден в данном случае.
Но, во всяком случае, это великолепная копия, по проработке, по всему, по умению пользоваться всем, о чем мы говорим и так далее. (Видимо речь идет о студенческой копии с картины В. Серова Портрет З. Юсуповой. – Ред.)


Студенческая копия с картины В. Серова Портрет Юсуповой.

Так делали и старые художники. Но чем бритва плоха? Ведь она пойдет по верхушечкам мазков, да? Или же вы выбираете их до нулевой поверхности, то есть – «до рояля», да? или вы не доберетесь до углублений между мазками и фактурой живописи (это естественно), да? Это художники хорошо знали, и поэтому они использовали раньше еще один метод (и это записано и описано).
Значит, они брали полотняную тряпочку, насыпали туда тонко измельченную пемзу (тончайший порошок пемзы) и в зависимости от состояния работы (или она очень старая или не очень старая) – на скипидаре или на воде замешивали этот порошок и обрабатывали поверхность.
Что предусматривала эта механическая обработка? Она облагораживала поверхность. Если вспомнить Рубенса, да? – где-то они, например, выбирали фактуру там, где она была неуместна, и просто сохраняли ее там, где она была нужна. Они удаляли лишние слои краски там, где они были неуместны и мешали продолжению работы или были неудачны и так далее.
То есть, поверхность обрабатывалась в смысле фактуры, фактура облагораживалась, становилась, так сказать, приятной и нужной художнику, да? И в то же время, поверхность при этом всегда
прочищенная, проскобленная, она уже всегда хорошо смачивалась и легко принимала краску, да?
Вы согласны?
Если же вы будете это делать шкуркой или лезвием, то это сделать трудно, но тоже можно. Если работа очень гладкая, то это легко, а если фактурная, как, допустим, там, Хальс, или что привести в пример, даже не знаю… даже Рубенса (у него до миллиметра есть наслоения в светах и абсолютно «под ноль» в тенях или в полутонах). Так что по-разному у них было. Вот. И поэтому, если эта процедура выравнивания (или механическая обработка) входила в планы художника – это одно. А если нет, то был второй способ, который тоже использовали и очень активно – это химический способ.

Химический способ межслойной обработки.
Вот, химический способ. Об этом тоже много написано. Ну, много есть и ерунды по этому поводу, как, допустим, Иогансон пишет: картошкой протирали, луком, чесноком. Я представляю себе, так сказать, Гибель Помпеи, да? и чесноком протирать, да? – Убиться можно. (Размер картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» 465,5 × 651 см. – Ред.). Это действительно очень хороший материал, и особенно – есть такое понятие: вытяжка спиртовая из чеснока, которая очень эффективно действует не только как средство, улучшающее смачиваемость, но вообще – как
ретушный лак. То есть, она до того любопытно работает, что она не только позволяет по высохшему слою дальше писать маслом, но она позволяет по слою масляной краски дальше писать на водяных красках, на темпере дальше писать, да? И в миниатюрах это очень хорошо использовалось (где нужно было). Или в отдельных местах своей работы (не в миниатюрах), художники ее использовали, когда хотели, допустим, что-то переписать, или что-то, какие-то места вернуть или перенести – или ногу или еще что-то, да? И они прекрасно знали, что если по второму разу, по темному писать белым, или перемещать что-то, то обязательно цвет провалится, и надо будет долго ждать пока краска высохнет, чтобы еще слой нанести, и так далее. И они использовали, так называемые краски на воде, то есть – темперные краски. И здесь использовались какие-то средства, и в частности – чесночный раствор, которым они обрабатывали предварительно поверхность, и это им давало хорошую адгезию, хороший эффект.
Ну, чем можно еще химически обработать? Можно нашатырным спиртом. Корин пишет о Нестерове, что он все свои работы перед повторной пропиской тщательно протирал нашатырным спиртом. (Ред. – Есть мнение, что после обработки поверхности нашатырным спиртом нужно обязательно дождаться полного его испарения (около суток), иначе остатки нашатырного спирта могут привести к почернению живописи).
Что дает нам спирт? (Если увлечься, то можно и спиртом). Это очень сильное средство, его можно, конечно, разжижать (чтоб он не так сильно действовал). Но он сильно действует, и на самые старые работы, и на самые заскорузлые поверхности. Он может, так сказать, хорошо снять без лишнего сожаления и пленку. Ну, а в наших условиях (если больше ничего под рукой нет) – ну хоть скипидар! И то это будет лучше, чем ничего, да? И он тоже работает. Он улучшает смачиваемость – безусловно. Можете протереть работу скипидаром, и попробовать маслом мазнуть – вы увидите, что масло будет легко ложиться, да? Вот, скипидар имеет некоторые свойства, так сказать, снимать излишнюю зажиренность поверхности и так далее.
Ну, используют и ацетон, или добавку ацетона. Используют и нитрарастворители как добавку, но в крайних случаях.
Во всяком случае – тем или иным способом сделать поверхность пригодную для того, чтобы на нее легко и естественно ложилось масло, и так далее.

«Ложе для живописи». Межслойный лак.
Следующая процедура.
Значит, мы обработали поверхность, и механически или химически освежили ее, да?
Третье. Нам нужно создать рабочую поверхность, или «ложе для живописи», (как это называл Иогансон: «ложе для живописи»). (Б. В. Иогансо́н (1893 – 1973) - художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор, президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 год. – Ред.) Ну вы представляете в сухую работать? Надо чтоб впиталось, вписаться туда, да? Нужно найти краской те краски (первого слоя), и даже если они будут тон в тон попадать к исходным, они никогда не лягут, они не войдут туда, они не впишутся туда, да? Как говорят, они могут вписаться туда только если по маслу («как по маслу»),как масло по маслу, как по сырой палитре, да?
Вот, поэтому надо создать рабочую поверхность, которая предусматривает следующее.
Первое. Значит, нужно, чтобы краска легко ложилась, легко разносилась по краям – то есть, стушевывалась, списывалась, да? и так далее. Причем, это можно сделать не на всей работе, а часть только обработать, да? Вот, это делается, чтобы поверхность легко воспринимала новый
слой и была, так сказать, подвижна. При этом, каков состав того, чем вы будете протирать эту работу? – Это называется «межслойный лак». Что такое межслойный лак? И как его наносить?
Вот вы обработали поверхность: обезжирили, все хорошо прошкурили, да? убрали, так сказать, излишки недостойные, и – наносите межслойный лак.
Первое. Межслойный лак, он насыщает поверхность (не временно, а на длительный срок), насыщая, углубляя, так сказать, ее живописные свойства, углубляя и насыщая живописные свойства красок, которые лежат внизу, да?
Второе. Он создает рабочую поверхность, по которой легко и мягко можно работать.
И третье – самое главное. Самое главное сейчас скажу – именно межслойная обработка, именно она обеспечивает прочную адгезию – связь нижнего красочного слоя с верхним красочным слоем.
Дайте-ка вот эту работу. Вот, видите, как вот здесь отваливается краска до грунта. Вот, пример – по необработанной поверхности написано масляными красками. Вот, это один очень недальновидный художник делал, да? и даже неплохо работал, видите, да? Много приличных мест у него тут, хорошая живопись. И это не от протыкания происходит, не от излома, да? а здесь осыпание идет просто практически в своеобразном полете. Никто этот холст не нагружал, не сворачивал, никто не снимал с подрамника – а краска отваливается. У нас ни одна копия, которая исполнена, так сказать, грамотно, (с межмолекулярными компонентами и межслойной обработкой) не имеет каких-либо таких негативных качеств в принципе. И близко не имеет, и не должна иметь, что подтверждается на сто процентов, на сто двадцать процентов – вот таких вот явлений при грамотной работе быть не может. Вот этот пример я вам показывал на первых лекциях, вы помните, да? И на многих работах наших старых, тех, которые у нас тут сохранились, это явление наблюдается.


Пример отставания красочного слоя от эмульсионного грунта.
Эмульсионный грунт содержит масло. Поэтому он требует межслойной обработки так же как масляный или полумасляный грунт, или же, если живопись ведется по просохшему слою масляной краски.


Пример отставания верхнего слоя масляной краски от нижнего.
Без межслойной обработки, верхний слой масляной краски, нанесенный на высохший предыдущий слой, соединяется с ним только на время. Впоследствии верхний слой отваливается.

Достаньте-ка вот там, еще этюды есть. Во-во-во. (Повторенье – мать ученья).
Вот, ну, тут, видите, что происходит, да? Это вырезанные фрагменты. Они не согнутые, ни разломанные, ни поврежденные. Это расслоение, имеющее такой же характер, как и вот эти этюды наших студентов 61-го года, которые у нас тут учились, получали пятерки, наверное, да? и которые не писали следующим слоем через год, а писали, как постановки у нас пишутся, да? Так – подсохло, два дня прошло, да? работа подсыхала и быстро писали сверху. И потом отваливается, ну, в принципе, как сухой лист осенью, да? – Вот, осень настала, птички давно перестали летать…


Студенческая работа.
Пример того, как верхние слои масляной живописи, нанесенные по высохшим предыдущим слоям без межслойной обработки, через какое-то время отваливаются.

Ну, и чтобы подтвердить это, чтобы это было, так сказать, очевидно, мы сделали такой пример: в лабораторных условиях мы повторили, так сказать, сымитировали, или создали такую ситуацию, при которой это явление можно объективно проверить и доказать.

Примеры испытания межслойной обработки.
Два верхних образца – кобальт зеленый светлый.
Два нижних образца – белила цинковые.
На всех образцах использован масляный грунт. В верхних образцах каждой пары, по масляному грунту была произведена межслойная обработка. Все образцы подвергали механическому воздействию на специальном аппарате (испытания на натяжение, изгиб и излом). На данных примерах видно, что там, где была проведена межслойная обработка – краска хорошо
сохранилась, а на нижних образцах, там, где ее не было – краска осыпалась.

Для этого мы сделали, так называемый, масляный грунт (единый), и проверили все краски. Представляете, все 37 красок испытывать, да? даже в этом помещении столько человек не хватит.
Испытали все краски и нашли самые слабые звенья. Какие краски у нас хуже всего пристают?
Студент:
– Белила?
М. М. Девятов:
– Правильно! Сам догадался, или слышал?
Студент:
– Догадался.
М. М. Девятов:
– Догадался? Ну, молодец, хороший человек.Вот, белила и краски, содержащие белила. Второй слой мы делали из кобальта зеленого
светлого. В кобальте зеленом светлом 3% цветового начала, кобальта, да? а все остальное – цинковые белила. То есть, то же считай – белила, да? Ну, и чтобы разница была очевидна, мы провели такой эксперимент. И вот, мы здесь видим, что ломай не ломай – краска держится там, где была межслойная обработка. Здесь все, видите, изломано вот так, машиной специальной. И вы видите, что здесь краска сыпется и отваливается, а вот здесь она держится. Ну, мы так делали: отрезали кусочки и их испытывали, для того, чтобы можно было проверить через месяц, через два, через три, через год, через полтора года и так далее.
Вот, и пришли к абсолютному выводу, что вся наша живопись подвержена этому недостатку. И это не только у нас, это везде свойственно, по всей стране и в течении многих десятков лет все писали так. Этим никто не хотел заниматься, всем это было до лампочки. Ретушного лака французского не было, знаний тоже не было. Да и лака этого и не хватило бы, он был дорогой. Его выдавали академикам иногда, попадалось и нам немножко. Это сейчас уже все есть.
Ну, то есть, явление это очевидное, это совершенно очевидно, я вас не обманываю. Вот, значит, основная функция межслойного лака, которую мы назвали – это адгезия между слоями.
Что такое межслойный лак и как он наносится. После всяких разговоров с моими учителями и так далее, и докладов, и диссертаций, значит, получилось следующее. Вот, наш преподаватель об этом и писал, и говорил так, что «знаете, даммарным лаком покроешь – хватает как зверь», липнет, да? «адгезия должна быть прекрасная». Хм. Он это говорит и параллельно достает эти работы. Смотрит – а оказывается, хм – все отвалилось. Никакого эффекта, да? (Когда М. М. Девятов был студентом, технологию живописи в Академии художеств преподавал А. М. Лентовский, автор книги «Технология живописных материалов». – Ред.) Потому что даммарная смола по своей структуре против масла – деструктурируется. Она становится очень жесткая, превращается в пыль практически – и нет ничего. Липкость дает, да, но временную. Дает временную имитацию того, что это вроде липнет, да? А на самом деле – ни черта не липнет.
В общем, из всех вариантов, которые мы проверили, мы убедились в следующем: единственным и самым надежным межслойным составом лака может быть только жирное высыхающее масло, причем, чем оно более плотное, то есть полимеризованное, ну, то есть, уплотненное – тем это
эффективнее. Потому что склеивать можно веществом, которое прочнее, чем связующее склеиваемых структур, да? А как только начинается вот это сближение единиц, то если связующее внутри них сильнее чем то, которое склеивает слои, то слой, он осыпется просто, как даммарный лак, да? и мастичный тоже будет осыпаться и очень даже хорошо.

Как наносится межслойный лак.
Вот, но его неудобно наносить, да? Значит, межслойный лак можно наносить по-разному.
Можно наносить его пульверизатором, можно его наносить губкой, можно наносить его кистью, можно наносить его пальцем. Вот. И много примеров того, что все это раньше знали хорошо, а потом почему-то захотели забыть.
Ну, вот, я сейчас кое-что прочту. Де Майерн, XVII век, да? Приготовление янтарного лака… Так, это не то… Это я просто не подготовился… Ладно. У меня здесь есть несколько цитат, но я потерял, да. Ну, вы мне поверьте, что я скажу вам правду. Поверите?
А, вот – трактат Арменини (Джованни Баттиста Арменини (1530 – 1609), итальянский художник и писатель, автор трактатов по технологии живописи. Трактат Арменини приводится в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.)
Вот что пишет Арменини о межслойном лаке и его нанесении: «Для того, чтобы это можно было легче выполнить (то есть, нанести лессировку или прописку. – Ред.), требуемое место смазывается совсем светлым ореховым маслом, причем окунают в масло два пальца и затем ладонью равномерно распределяют по поверхности. После того, как это сделано, поверхность вновь хорошо вытирается кусочком полотна, так как иначе краски от времени потемнели бы». (Избыток масла приводит к пожелтению, так как масло имеет свойство желтеть. – Ред.)
Вот, это делаются перед повторной пропиской. И еще, вот, что пишет Паоло Пино. (Паоло Пино (упом. 1534-1565) - итальянский живописец, автор трактата «Диалог о живописи» – Ред.). «Для этого следует хорошо протереть все место кусочком полотна, смоченного, (слегка окунутого) в светлое ореховое масло», – то есть, не пальцем здесь, да? – «Как только масло устойчиво вытрут сухим белым полотном, тотчас вновь обходят (где нужно) уже написанные вещи – ретушируют, смягчают, лессируют, делают корпусные прописки, и никогда не оставляя ничего, даже самого малого, что могло бы оскорбить ваш глаз». Ясно, да? И таких примеров много: ивремен Рембрандта, и так далее, да? Там, у меня еще есть цитаты. Сейчас еще подберу, разберу свой архив – и прочту.
Ну, вот, что вам из этого ясно? Самое главное (о чем я не сказал, но вернусь еще): первое, это то, что масло должно быть основой. Оно может быть разжижено для удобства нанесения, потому что разбавитель, он испарится и уйдет, да? Кроме того, надо дождаться и вытереть все это, насухо практически, иначе это ужас будет, да? (Излишки масла на поверхности могут впоследствии сильно пожелтеть, так как масло само по себе, без пигмента, сильно желтеет. – Ред.) Вот, и после этого пишут, да? Но самое главное то, что все это позволяет и почти лессировать, да?


Ж. Б. Перроно. Мальчик с книгой. Эрмитаж.

Копия студента Академии художеств с картины Ж. Б. Перроно «Мальчик с книгой». (Фрагмент).
Студент протирал работу межслойным лаком (или просто маслом, чтобы убрать прожухлости) и не убирал излишки. В итоге, через некоторое время масло пожелтело, и лицо на портрете покрылось желтыми пятнами. Удалить такую высохшую масляную пленку достаточно трудно, это можно сделать только реставрационными методами. Масло, находясь в пигменте желтеет едва заметно, но находясь отдельно – желтеет очень сильно. Поэтому рекомендуется «напитать» поверхность межслойным лаком и через двадцать минут тщательно убрать излишки. Также рекомендуется обрабатывать только ту поверхность, на которой предполагается работать.

Лекция 12.

Межслойные лаки. Лессировка. Покрывные лаки.

Так, межслойные лаки. Что вы усвоили о межслойных лаках? Первая их функция, какая?
Студентка:
– Освежение работы.
М. М. Девятов:
– Молодец какая. Освежение работы, чтоб было видно, что ты будешь делать дальше.
Так, вторая функция?
Другая девушка:
– Улучшение впитывающей поверхности.
М. М. Девятов:
– Улучшение впитывающей поверхности?
Студент:
– Для адгезии.
Другой студент:
– Для связи.
Девушка:
– Для связи, чтобы краска потом не отвалилась, а держалась.
М. М. Девятов:
– Это правильно, да. Еще какая операция для этого была необходима?
Студентка:
Межслойная обработка механическая или химическая. То есть, обезжиривание нижнего слоя.
М. М. Девятов:
– Хорошо. Обезжиривание, да и разрыхление.
Девушка:
– Обезжиривание, чтобы краска вплавлялась бы туда.
М. М. Девятов:
– Значит, что еще давала межслойная обработка, межслойный лак?
Другая девушка:
– Ну, писать по нему удобно.
М. М. Девятов:
– Да, это называется «ложе для живописи», совершенно справедливо.
Что составляло самую, так сказать, суть состава межслойного лака? Что в составе межслойного лака является главным и важнейшим?
Студенты:
– Скипидар?
М. М. Девятов:
– «Скипидар!». Ну что, вы ничего не запомнили, да? – Уплотненное масло! Уплотненное масло (до посинения повторять можно).
Что после нанесения межслойного лака необходимо сделать?
Студент:
– Подождать немножко.
М. М. Девятов:
– Да, совершенно справедливо. А потом?
Студентка:
– Излишки тряпочкой снять.
М. М. Девятов:
– Ну, подождать, да? И убрать все лишнее с поверхности! Чтобы не было у вас вот этого самого «поливания», да? Вот, времен Ван Дейка запись (Фрагмент трактата де Майерна, который приводится в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.): «Когда я впоследствии спросил у г-на Ланир о применении этого лака, он мне сказал, что надо смешать две части очень светлого орехового масла с одной частью указанного янтарного лака», – (то есть, плотного очень
лака на плотной смоле), – «и хорошо соединить их на очень медленном огне. Для того, чтобы им пользоваться, надо слегка пройти очень мягкой губкой, намоченной в этом лаке, по подмалевку и немедленно писать сверху. Когда работа подсохнет, по ней легко писать, вновь протерев ее
лаком. Он говорит, что узнал и получил этот рецепт от сеньоры Артемизии, дочери Джентилески, которая чрезвычайно хорошо пишет и несколько больших картин которой я видел».
Ну, везде повторяется – или плотное масло, или янтарный лак, или копаловый лак, и так далее.
Это всегда было, так сказать, основным условием.
Ну, ладно, и этого хватит.
Теперь, когда вам надо удалять лишнее масло, как вы будете поступать? Каким образом вы будете удалять лишний межслойный лак?
Студент:
– Тряпочкой?
Студентка:
– Рукой лучше.
М. М. Девятов:
– Тряпочка будет ворс оставлять. Рукой снимать да, можно. Скорей – выравнивать после снятия.
Студент:
– А если все это нанесли, допустим, из пульверизатора, и если начнешь это стирать механически,
то можно работу повредить.
М. М. Девятов:
– Ну, ясно. Вот, я вам говорил о нанесении межслойного лака путем пульверизатора. Это самый лучший способ.
Другой студент:
– А разве можно межслойный лак наносить на еще не высохшую живопись?
М. М. Девятов:
– Ну, дело все в том, что она в одних местах высохла, а в других не высохла, да? И найти этот стык трудно. И когда вы начнете механически это наносить, то можно размазать там что-то, растворить и прочее. Поэтому выборочно можно это делать со скипидаром.

Ретушный лак

Пульверизатор-уголок. Применяется, если есть опасность повредить живопись, нанося лак кистью, ладонью или капроновым тампоном.
Состав межслойного лака:
Уплотненное масло – 1 часть,
Спирт – 1 часть,
Скипидар – 3 или 4 части (можно 6 или 10 частей в зависимости от удобства нанесения с помощью пульверизатора).
Лак (смоляной) добавляется в зависимости от того, какой художнику необходим «отлип».
«Мягкий отлип – применяется при необходимости долгой работы по сырому (хотя бы в течении дня), для плавности мазка, мягкой валерности, легкой естественной разносимости. При этом используются как корпусные, так и прозрачные (лессировочные) красочные слои. Для получения мягкого отлипа в основе системы межслойного лака должны присутствовать компоненты только масляного характера.
Жесткий отлип – применим при необходимости фактурно-выраженного, отрывистого мазка. В этом случае в систему межслойного лака добавляются компоненты смоляного характера, но не более чем на 1/3 объема масла. (…)
Какой должна быть структура межслойного лака, чтобы она выполняла функции межслойной обработки наиболее эффективно и удачно. Мы уже говорили, что обезжиривание может быть отдельным процессом, но может быть достигнуто межслойным ретушным лаком, если в него введена активная спиртовая группа. Все ретушные лаки содержат спиртовую группу, которая обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Ретушный лак С-Петербургского завода масляных красок содержит эту группу и обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Однако названный ретушный лак очень неудобен в работе – он слишком быстро сохнет, дает жесткий отлип, легко смывается естественными растворителями и лаками, не создает удобного ложа для живописи и не обеспечивает надежную адгезию, так как основой его связующего является хрупкая даммарная смола. (Ред. – Состав ретушного лака С-Перербургского завода: смола даммара, уайт-спирит, пластификатор, растворители).
Вместе с тем этот лак может быть эффективно использован как межслойный лак, если в него ввести 1/3 плотного жирного высыхающего масла. При этом из-за наличия спиртовой группы в лаке возможно его расслоение, поэтому при использовании, его необходимо тщательно взбалтывать». (М. М. Девятов. «Статьи о технологии живописи»).
Можно добавить в ретушный лак С-Петербургского завода кроме уплотненного масла еще и спирт. При добавлении спирта этот лак начинает постепенно зеленеть и вероятно, портиться.
Межслойные лаки, в составе которых есть скипидар и лак, а также спирт – очень быстро портятся (вероятно спирт ускоряет окисление скипидара). Обычно больше двух месяцев такой межслойный лак не хранят, так как окислившийся скипидар может фатально испортить живопись.

Вот я специально попросил Володю, и он принес (специально приготовил) очень удобный прибор. (Ред. – Имеется ввиду пульверизатор). Это самый удобный прибор в процессе работы. Он наносится, значит, на поверхность вот так вот: Пш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. А потом вот так вот: Пшик – пшик – пшик….
(смех)
Потом вот так протираете, да? И он при этом наносится очень тонким слоем. И его не надо удалять. Видите, да? Почему, как вы думаете? Чем вы гарантированы, что вы не нанесете слишком большое количество масла? Что для этого там должно быть?
Студентка:
– Скипидар нужен или растворитель какой-нибудь.
М. М. Девятов:
– И все?
Студенты:
– Спирт?
М. М. Девятов:
– Ну, какие основные компоненты, которые здесь присутствуют? Хотя бы два назовите.
Студентка:
– Масло и спирт?
Студент:
– Разбавитель и масло.
Другая девушка:
– Масло, спирт и разбавитель.
М. М. Девятов:
– Масло, разбавитель, спирт, да, совершенно точно. Лишнего здесь не получится нанести, понимаете? Почему лишнего не будет здесь и не потечет? Чем это можно обеспечить?
Студент:
– Спирт испарится.
М. М. Девятов:
– Ну, спирт испарится, да. Ну как гарантировать, чтобы у вас не было излишков, которые по полусырой поверхности, местами можно нанести? Как избежать этих излишков?
Студентка:
– За счет того, что спирт испаряется, а лак остается тонким слоем.
М. М. Девятов:
– Там лака нет. Там только может быть плотное масло.
Девушка:
– Ой, да? – Тогда масло тонким слоем.
М. М. Девятов:
Ну, а ведь можно так вот положить работу и надуть так, что аж потечет. Чем же вы гарантируете, что у вас не будет излишков?
Другая студентка:
– Смотреть надо, сколько дуешь.
М. М. Девятов:
– Нет, ну, это знаете переведение вопроса в плоскость теории. Чем можно гарантировать, что у вас не потечет и не будет излишков масла, (которые вытирают там, полотняной тряпочкой или тампоном, завернутым в капрон, или губкой)?
Студентка:
– Поставить работу надо вертикально.
М. М. Девятов:
– И что?
Студент:
– Да невозможно это гарантировать!
М. М. Девятов:
– Это возможно гарантировать, потому что если у вас потечет, когда работа в вертикальном положении находится, то вы это сразу заметите. А если вы ее положите, то там можно сразу надуть столько, что у вас все потечет. Вот, если у вас работа будет в вертикальном положении, то вы этим самым гарантируете, что у вас не потечет. А если у вас не полностью перекроется, да? То тогда вы это место тихонечко разотрите пальцем (как я показывал, да?) – и вы увидите, что там останется очень тонкая пленка. Почему тонкая пленка останется?
Студент:
– Ну, потому, что распыление равномерно происходит, наверное.
М. М. Девятов:
– Нет. Во-первых, плотным маслом распыления не будет.
Студент:
– Ну там же спирт и скипидар?
М. М. Девятов:
– Там, главным образом – скипидар. И его там в три – четыре раза больше, чем масла! И не меньше. Вот. И скипидар, и спирт, они уйдут достаточно быстро, а останется очень небольшая пленка, которая вполне достаточна для того, чтобы получить необходимую нам межслойную обработку.
Другой студент:
– А можно спросить?
М. М. Девятов:
– Да?
Студент:
– А вот, если живопись уже просохла, то межслойный лак лучше рукой втирать?
М. М. Девятов:
– Можно наносить и так, и сяк, и рукой, и губкой, и тампоном. Главное – снять лишнее. Как пишут Паломино и Пачеко, они и рукой это снимали, да? (Испанские мастера XVII – XVIII в. Их трактаты приводятся в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.)
Студент:
– Именно рукой втирать, да?
М. М. Девятов:
– Втирать и рукой можно вполне. Иногда вы при этом чистите поверхность от всякого сора, и лишних всяких остатков от кисти, от мусора, пыли и прочее, да? вычищаете бритвой, и она снимает у вас излишки масла, и потом вы снова его из глубин разравниваете. Это навык, который нужно проверить и использовать, и уметь пользоваться этим. Это абсолютная практика, профессиональная. Не даром об этом говорили Паломино, и Пачеко, что двумя пальцами наносить, да? а потом они еще протирали тряпочкой (именно боясь излишнего нанесения межслойного лака).
Так, из тех способов, механических и химических, которыми мы предваряли подготовку поверхности, что мы можем использовать? Для обезжиривания поверхности, для смачиваемости поверхности?
Студентка:
– Ну, шкурку, или бритву или мастихин (если механическая обработка).
М. М. Девятов:
– Да, шкуркой, бритвой, мастихином. Но это не всегда удачно, потому что это пройдет, так сказать, только по верхушечкам, не заходя в углубления между мазками.
Девушка:
– А еще мешочком с песочком.
М. М. Девятов:
– Да, старые мастера использовали тампон с очень мелко тертой пемзой. И она выравнивала поверхность и облагораживала фактуру и, так сказать, давала возможность равномерно обработать всю поверхность.
Студент:
– А чем удаляли потом пыль?
М. М. Девятов:
– Дело все в том, что после этого пыли не будет. Вы ведь обрабатываете песком в сыром виде, так что вы, снимая, все убираете, понимаете? Там пыли не будет. Собственно говоря, когда шкуркой по сухому – то там все будет оставаться в шкурке и оседать вниз. Там это не предусмотрено. А тампон, он просто слегка промывает и слегка разрушает, слегка, так сказать, растворяет пленку, как и нашатырный спирт, как и спирт со скипидаром – самое распространенное, так сказать, явление вот такого обезжиривания или улучшения смачиваемости поверхности.
Это ясно, да? Вы лучше спрашивайте, я вижу, что вы не все знаете.
Студент:
– А сейчас продается?
М. М. Девятов:
– Что?
Студент:
– Ну, пемза, тертая уже.
М. М. Девятов:
– Хм, да, и тряпочки продаются, и капрон продается, да. В крайнем случае, у соседки попросите.
Так, какие чисто живописные преимущества дает межслойная обработка? Вот, мы говорили, что становится легче писать, и это называется «ложе для живописи». Какие живописные преимущества дает регулярно проводимая межслойная обработка?
Студентка:
– После межслойной обработки мы видим краски в том тоне и цвете, в котором мы их положили, то есть, они не просевшие, не потемневшие и не побелевшие. А когда мы кладем следующий слой, мы уже даем отношения не к потемневшим (просевшим) краскам, а к таким… к первоначальному цвету.
М. М. Девятов:
– Молодец, правильно. Значит, чему препятствует еще нанесение межслойной обработки?
Студентка:
– Прожуханию.
М. М. Девятов:
– Правильно, уходу масла, а значит…
Девушка:
– Значит живопись будет ярче и насыщеннее, пятнами не пойдет со временем, и не будет отваливаться.
М. М. Девятов:
– Ну, это мы уже говорили, да. Я хотел сказать, что…
Другая девушка:
– В тоне не будет меняться?
М. М. Девятов:
Вот! Очень точное и тонкое замечание. Это предотвращает падение в тоне верхнего слоя (следующего слоя). Потому что вы хотите, чтобы краска не потеряла из своего состава часть связующего (масла), которое может уйти вниз, а это масло и есть – межслойная обработка, то есть межслойный лак. А чтобы связующее не ушло вверх, чего не надо вводить в краску лишнее количество?
Студентка:
– Разбавителя.
М. М. Девятов:
– Молодец! Ты одна уже можешь читать лекции.
Да, не надо разводить там эфирных масел. А если даже они и вводятся, то в какой-то начальной стадии, там это можно. А в завершении работы, когда нужно уже попасть в цвет наверняка, уже разбавлять эфирными маслами краску нельзя. Вот, например, там Гейнсборо, да? (портрет герцогини де Бофор) на лице или на таких местах, открытых, как бюст и так далее – то там, это очень заметно. И если у вас произойдет падение тона, то оно может произойти только по двум причинам – либо была плохая межслойная обработка, либо краска была разжижена каким-либо эфирным маслом. Эфирное масло нельзя на последней стадии применять, ни в коем случае. Вот, поэтому Тициан писал, завершая пальчиком, и так далее – чтобы краску уложить тонко, или если вязкая краска, и чтобы она не меняла своего тона.
Ну, что еще из межслойной обработки… Повторяю, это очень важный момент во всех отношениях. При копировании это совершенно необходимо, для живописи тоже, но мы уже, так сказать, давно многие вещи забыли, отвыкли и так далее.
Есть вопросы еще?
Студент:
– А вот клеевой грунт, он требует межслойной обработки?
М. М. Девятов:
– Зачем? Клеевой грунт на что рассчитан?
Студент:
– Ну, да, на матовость.
М. М. Девятов:
– На впитывание в первую очередь, да? Так зачем межслойная обработка, да?
Еще вопросы? (более членораздельные). Нет, да? Ладно. Сейчас поговорим о лаке для лессировки.

Гуммиарабик.

Добавка для акварели.
Бледный раствор гуммиарабика (смолы аравийской акации), который увеличивает блеск и прозрачность акварельных красок. Растворяется водой.

Состав: гуммиарабик, вода, антигрибковые добавки.

Лак ретушный.

Ретушный лак предназначен для работы с масляными красками для защиты промежуточного красочного слоя в процессе работы, как временный лак для завершения произведения.
Прозрачный жидкий лак, который, высыхая, не даёт желтизны и блеска. Даёт временную защиту недавно законченным картинам, написанным масляными красками, требующими долгого высыхания. Не требует снятия перед нанесением окончательного покрывного лака.

Лак даммарный.
Раствор смолыдаммара в скипидаре и спирте.
Применяется для завершающего покрытия, разбавления масляных красок, в результате чего масляный слой, высыхая, приобретает характер блестящей эмали.
Лучшие сорта бесцветны. Даёт эластичную глянцевую обратимую плёнку, легко растворимую в растворителях (скипидаре).
Время высыхания до 12 часов.

Пожаро-и взрывоопасен.
Хранить плотно закрытым при температуре не выше 30 градусов.
Срок хранения 3 года.

Масляно-даммарный (тройник).
Прозрачный лак светло-жёлтого цвета, изготовленный по классической рецептуре из осушенного скипидара, рафинированного и отбеленного льняного масла и даммаровой смолы, получаемой из деревьев лиственных пород, произрастающих нао.Суматра.
Свойства:
Светло-жёлтая жидкость лаковой консистенции;
Имеет характерный запах скипидара;
Высыхая, образует эластичную глянцевую и абсолютно прозрачную поверхность;
После высыхания образует бесцветное механически прочное покрытие;
Отлично смешивается с любыми масляными красками;
Лак предназначен для разбавления и разжижения масляных красок без нарушения нормального процесса их высыхания. Способствует боле равномерному единовременному их просыханию. Уменьшает вжухлостькрасок и способствует лучшему прилипанию слоёв друг к другу. Увеличивает твёрдость и выносливость слоя живописи. Придаёт краскам большую прозрачность и красоту тона.
Лак для живописи, содержащий твёрдую даммаровую смолу, позволяет создавать оченьпрочный живописный слой, что положительно сказывается на долговечности произведения, а также предохраняет работу от от порчи при сниманиис неё картинного лака для перелакировки или при реставрационных работах.
Технология применения: При необходимости разбавляется скипидарам.
Лак перемешивается к краске непосредственно, так как это ведёт к разжижению краски, а также к увеличениюеё блеска после высыхания.
Внимание!
Не использовать лак для живописи в качестве покрывного! После окончательного высыхания он даёт чрезвычайно прочный трудно удалимый слой и перелакировка или реставрация работы будет сопряжена со значительными затруднениями.

Вспомогательные материалы (масла,лаки,разбавители)

МАСЛА

Масло льняное рафинированнео отбелённое.

Масло льняное, очищенное от нежировых примесей путём щелочной рафинации с последующей отделкой активированными землями, отстоянное в течении 6 месяцев.

Масла льняные уплотнённые

Представляют собой однородные прозрачные жидкости светло-жёлтого цвета. Применяются в качестве разбавителя для масляной живописи.При работе лессирующими слоями употребляют уплотнённые масла. Масла не токсичны, пожароопасны. В живописи используются льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечные масла.

ЛАКИ

Лаки масляные.

Лак даммарный. Лак мастичный. Лак фисташковый. Лак кедровый. Лак пихтовый. Лак ретушный.

Представляют собой растворы соответствующих смол и бальзамов в пинене или скипидаре.

Лак ретушный содержит и другие добавки. Время высыхания масляно-смоляных лаков:

даммарного - 12 часоа

фисташкового - 20 часов

мастичного -6 часов

кедрового - 18 часов

пихтового - 4 часа

ретушного - 0,5 часа

Лаки масляно-смоляные

Лак копаловый представляет собой сплав копала с маслом, разбавленный пиненом (скипидаром) с добавлением сиккатива. Лак тёмного цвета. Время высыхания не более 24 часа.

Лак бальзамно-пентамаслянный представляет собой раствор смеси бальзама кедра сибирского с ПЭ в Уайтс-спирите. Плёнки масляно-смоляных лаков необратимы, после высыхания не расстворяются в растворителях. Время высыхания не более 48 часов.

Лаки покрывные покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течении этого времени живопись должна сохраняться от пыли, загрязнений. Перед нанесением лака поверхность должна быть очищена от пыли и просушена. Для нанесения лака применяются щетинные флейцевые кисти. Чем выше вязкость лака, тем короче должна быть щетина, чтобы наносить его достаточно тонким слоем. Для лучшей располировки лак наносят подогретым на водяной бане при температуре не выше 40 градусов С.

Лак акрилфисташковый представляет собой раствор плибутилметакриловой и фисташковой смол в пинене или скипидаре с добавалением бутанола. Светлый лак после высыхания даёт обратимую плёнку, стойкую к воде. Время высыхания не более 24 часов.

Лак-фиксатив представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Почти бесцветный, быстросохнущий. Время высыхания не более 15 минут. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполенных карандашом, углём, пастелью.

Лак мастичный также может быть использован в качестве покрывного. Они пожароопасны и взрывоопасны, токсичны, что обусловлено свойствами растворителей, входящих в их состав.

Лак АК-575 представляет собой раствор полибутилиеталкрилата в смеси пинена и Уайт-спирита. Этот лак предназначен для переноса печатного рисунка с бумаги (деколи) на фарфоровые изделия, подлежащие обжигу.

РАЗБАВИТЕЛИ

Разбавители для художественно-живописных работ.

Разбавитель №1 - смесь отфильтрованных обезвоженных скипидара и Уайт-спирита.

Разбавитель №2 - отфильтрованный обезвоженный уайт-спирит.

Разбавитель №4 - отфильтрованный и обезвоженный пинен.

Представляет собой бесцветные прозрачные жидкости без механических примесей. Применяются для разведения художественных масляных красок и мытья кистей.

Разбавитель для масляных художественных красок (эскизных) - представляет собой раствор льяного рафинированного отбеленного масла а уайт -спирите с добавлением кобальтового сиккатива. Разбавитель - однородная прозрачная жидкость без механических примесей, предназначенная для разведения масляных художественных красок (эскизных). Они пожароопасны и токсичны.

Смывка для художественных темперных поливинилацетатных красок представляет собой смесь водного раствора этилового спирта с этилацетатом. Смывка - бесцветная однородная прозрачная жидкость без механических примесей, предназначенная для удаления художественных темперных поливинилацетатных красок с полотен, палитры и кистей. Смывка пожароопасна, взрывоопасна, умеренно токсична.

Масляные краски - один из самых сложных материалов для живописи. Мало уметь хорошо и качественно написать картину, нужно еще правильно подготовить холст, подобрать кисти и краски, обработать палитру, развести разбавитель-"тройник" в правильных пропорциях и, самое главное, закрепить работу. Эти правила относятся в основном к маслу, но в некоторых случаях будут справедливы и для других материалов.

Зачем закреплять работу

Покрытие лаком обеспечивает картине долгую жизнь. Это спасает ее от деформации выцветания, трещин, сколов и осыпания краски с холста. Закрепляют картину покрывным лаком. От этого зависит то, сколько она просуществует в своем самом презентабельном виде без повреждений.

Лак для живописи создает защитную пленку, чаще всего глянцевую, но не всегда. Кроме предохранения от воздействия температур, света, влажности, трещин и осыпания, он спасает от пыли, оставляя картину яркой. Сор и загрязнения с лакированной поверхности удалить намного легче. Они не смогут навредить или исказить свойства красок и покрытия.

Кроме может и улучшить картину - сделать цвета свежее и ярче, а покрытие - более однородным и приятным для глаз. Именно он придает работе элемент завершенности. Не покрытая лаком картина не соответствует культуре подачи работы.

Разновидности лаков

Они следующие:

  • Фисташковый лак.
  • Даммарный (в том числе пихтовый).
  • Лак акрил-стирольный.
  • Фиксатив.
  • Ретушный.

Как выбрать подходящий лак

Выбирать следует исходя из преследуемых целей. Для этого необходимо знать, чем хороша каждая из разновидностей. Покрывные лаки нужны для защиты картины, наносятся после окончания работы.

Фисташковый лак изготовлен из фисташковой смолы. Имеет множество преимуществ: он долговечный, плотно ложится невидимым слоем, не мутнеет и не меняет цвет со временем. Кроме того, он имеет натуральное происхождение и не токсичен. Единственные серьезные недостатки фисташкового лака - очень высокая цена. Кроме того, это редкость в магазинах для художников.

Даммарный лак (в том числе пихтовый) - самый популярный вариант у студентов-художников на первых курсах училищ и академий. Он надежно защищает работы от пыли и повреждений, а стоит при этом очень дешево. Плох даммарный лак тем, что со временем приобретает желтоватый оттенок, который непременно наложится на картину. Впрочем, это свойство можно применить в свою пользу.

Лак акрил-стирольный имеет синтетическую основу, за счет которой обладает высокими водоотталкивающими свойствами. Кроме того, он плотно и равномерно ложится, быстро высыхает, ведет себя предсказуемо, не меняет цвет, не мутнеет и защищает от пыли.

Фиксативом закрепляют работы, сделанные сухими, сыплющимися материалами: пастелью, углем, сухим соусом, сангиной и прочими. Он легче остальных видов, наносится тонкой легкой пленкой и защищает от осыпания и смазывания.

Ретушный лак - разжижаюший. Его используют не для того, чтобы защитить картину, а для того, чтобы растворить предыдущее покрытие, не повредив слой краски, и продолжить работу над ней.

Лаки бывают не только глянцевые, но и матовые, которые не бликуют на свету. Отличаются они от глянцевых тем, что не способны сделать цвета чище и насыщеннее или как-то еще изменить их свойства. Чтобы протестировать лак, нужно нанести его на гладкую поверхность. Хорошее покрытие должно лечь равномерно и не липнуть при высыхании.

Согласно отзывам о лаке акрил-стирольном, он является самым эффективным для защиты картин. Он самый сбалансированный по параметрам цена - качество, и его очень часто можно встретить на полках магазинов для художников.

Свойства лака-фиксатива

По сравнению с другими покрывными лаками он имеет более мягкую консистенцию при высыхании и легкую текстуру, за счет чего не утяжеляет бумагу, на которой применяется. В противовес традиционным покрывным лакам, он не трескается при легкой деформации формы. Он как бы приклеивает частички сухого материала к листу и образует защитную пленку.

Фиксатив - почти незаметный, но кроме того, что надежно защищает от осыпания, он еще позволяет очищать работу от пыли, пятен и грязи без потерь и смазывания материала.

Свойства ретушного лака

Его особенность состоит в том, что он нужен не для защиты картин, а для растворения уже наложенного слоя покрывного материала. Ретушный лак разжижает покрытие и позволяет провести коррекцию работы. Кроме того, он улучшает схватывание уже наложенной масляной краски с новым слоем.

Считается, что с разжижающей задачей ретушного лака иногда может справиться срез чесночного зубчика, но он может быть не настолько эффективен и оставит специфический запах.

Акрил-стирольный лак: свойства

Этот покрывной материал также имеет свои особенности и отличия от классических даммарных и изготовленных из смол.

Подобно фиксативу, лак акрил-стирольный ложится не коркой, а прозрачной гибкой пленкой, благодаря чему его можно наносить между слоями для лучшего схватывания, чтобы продлить картине жизнь.

Его можно использовать при работе с разными материалами: масляными красками, акриловыми и темперными. При желании его можно удалить с поверхности картины специальным растворителем или уайт-спиритом.

Кроме того, лак акрил-стирольный обладает мощным водоотталкивающим эффектом, оберегая слой краски от влаги, из-за которой она может отсыреть, потускнеть и отвалиться.

Наносить покрытие можно только после полного высыхания краски, сам же лак схватывается и затвердевает в течение суток.

Кроме привычного пузырька, в магазинах продается акрил-стирольный лак в виде аэрозоля.

Производители марок

Обычно лаки выпускаются теми же производителями, которые продают краски. Это бюджетный "Сонет" или чуть получше - "Reeves". Чуть подороже есть "Мастер Класс" и лаки разных зарубежных производителей. К ним относятся "Амстердам", "Galeria" или "Vallejo".

В частности, на территории России выпускает лучший акрил-стирольный лак Это производитель из Санкт-Петербурга, выпускающий несколько линеек, включая вышеупомянутый "Сонет", всем известный "Мастер Класс" и "Ладогу".

Лаки чаще всего продаются в пузырьках по 120 миллилитров или в аэрозолях, как в случае фиксатива и акрил-стирольного, по 210 миллилитров. Пузырьки в магазинах для художников стоят в среднем примерно 200-350 рублей. Это зависит от его ингредиентов и производителя.

В классическом искусстве, к которому относится живопись, важен обстоятельный подход. Некачественные материалы, пропуск какого-либо этапа процесса, пренебрежение к инструментам - все это отразится на конечном произведении. Краски необходимо тщательно выбирать, изучив их свойства заранее, ровно натянуть и грамотно проклеить и загрунтовать холст, развести "тройник", либо купить готовый и, конечно, покрыть картину слоем защитного лака после того, как она полностью высохнет. В результате получится качественно сделанная и культурно оформленная работа.

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.

Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.

Для чего нужны лаки?

Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными . Если цель художника - укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию - то ему необходим связующий или разжижающий лак.

Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.

Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).

Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.

Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.

Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.

Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.

При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.

Виды лаков для живописи

Среди современных лаков выделяют: даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.


Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.

Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.

Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.

Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.

При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трех.

Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.

Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.

Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.

Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической "защиты" данный лак позволяет сохранить сочность цвета.

Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла).

Производители лаков

Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.

Для новичков больше подойдет лак REVEES . По цене он идентичен СОНЕТу , но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.

Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous . Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.